Физики убивают раковые клетки <<нанопузырьками>>

ВЫПУСК 69

Физики убивают раковые клетки «нанопузырьками»

Используя лазеры и наночастицы, ученые из Университета Райса (Rice University) разработали новую технологию обнаружения отдельных пораженных раком клеток и уничтожения их мельчайшими взрывами. С помощью лазера исследователи получили «нанопузырьки», образующиеся при выгорании наночастиц золота внутри клетки. В экспериментах на раковых клетках они обнаружили, что лазеры можно настроить на создание как маленьких ярких пузырьков, видимых, но безвредных, так и больших пузырьков, взрывающих клетки.

«Ориентация на отдельные клетки - одно из самых значительных преимуществ наномедицины, и наш подход строится на достижении локального эффекта внутри отдельной клетки», - говорит руководитель проекта физик из Университета Райса Дмитрий Лапотко (Dmitri Lapotko). «Идея состоит в том, чтобы распознавать и лечить больные клетки раньше, чем заболевание приведет к тяжелому состоянию больного».

Исследование доступно в Интернете в журнале Nanotechnology.

«Нанопузырьки» образуются, когда наночастицы золота подвергаются воздействию коротких лазерных импульсом. Короткоживущие пузырьки очень яркие, и их можно сделать меньше или больше, изменяя мощность лазера. Так как «нанопузырьки» можно увидеть в микроскоп, их можно использовать как для диагностики больных клеток, так и для отслеживания разрушающих их взрывов.

В лабораторных экспериментах, опубликованных в прошлом году, Лапотко и его коллеги из Лаборатории лазерных цитотехнологий Института тепло- и массообмена имени А.В. Лыкова (Минск, Беларусь) испытали «нанопузырьки» на артериальных бляшках. Они обнаружили, что пузырьки могут буквально прорываться через сосудистые отложения, блокирующие артерии.

«Пузырьки работают, как отбойный молоток», - комментирует Лапотко.

В настоящем исследовании Лапотко и его коллега из Университета Райса Джейсон Хафнер (Jason Hafner), профессор физики и астрономии и химии, протестировали свой новый подход на клетках рака крови и опухолей головы и шеи. Чтобы наночастицы находили только раковые клетки, к ним прикрепили антитела. Метод оказался эффективным и для нахождения, и для разрушения раковых клеток.

Лапотко считает, что нанопузырьковая технология может быть использована для «тераностики», направления, объединяющего диагностику и терапию. Кроме того, так как взрывающиеся в клетках нанопузырьки видны в микроскоп в реальном времени, метод можно использовать и для оценки качества проведенной терапии, так называемого «сопровождения».

«Механические и оптические свойства пузырьков предоставляют нам уникальные преимущества для перенесения биомедицинских технологий на уровень отдельной клетки, и возможно, даже для работы внутри клетки», - считает Хафнер.

Исследование стало возможным благодаря сотрудничеству ученых из Университета Райса и Института им. Лыкова Акадении наук Беларуси, основавшей недавно американо-белорусскую Исследовательскую лабораторию фундаментальной и биомедицинской нанофотоники.

По материалам Rice University.

Оригинал статьи:

Physicists Kill Cancer With 'Nanobubbles'