Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 321


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Перед вами 321-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 19 марта 2007 года.

Статья Ю. Белова "Русская боль Кондопоги" становится все более актуальной по мере развертывания предвыборной борьбы.

Продолжаем публиковать работу М.А. Горбунова "Оценка в условиях текущей войны".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Русская боль Кондопоги

Что за событием?

События в Кондопоге не всколыхнули Россию, но многих заставили задуматься о судьбе русского народа. Если самый ненационалистический, терпеливый и терпимый народ, доселе пребывающий в безответном большинстве, заявил о своем праве на достоинство и честь в маленькой Кондопоге, то что будет, когда он столь же решительно сделает это в крупных, исконно русских городах России? Вот вопрос, который встал сегодня перед российским обществом. И вопрос этот главный.

Кто виноват?

От осознания эксплуатируемым большинством русского народа своего рабского социально-экономического и политического положения и не менее рабского нравственно-духовного состояния зависит коренное изменение жизни всей многонациональной России. Так было всегда в отечественной истории: с пробуждением русского сознания пробуждались все народы и нации нашей великой страны. Именно этого страшатся все власть имущие - владельцы олигархической собственности и владельцы высшей и местной власти, некоронованные короли криминала и шоу-бизнеса. Именно поэтому обслуживающие олигархический правящий режим политологи, социологи и прочие "спецаналитики" спешат внедрить в массовое сознание свой взгляд на причины кондопожских событий.

Одни видят их первопричину в неулаженности бытовых конфликтов (так сказать, не хватило пресловутой толерантности с двух сторон), другие - в криминальных разборках за передел собственности, третьи - в пренебрежении мигрантами с Кавказа местными обычаями и традициями.

Нашлись и охотники разыграть "русскую карту". Они видят в кондопожских волнениях пробуждение русского национализма. Вернее, очень желают его видеть: русский национализм был бы им как нельзя кстати для оправдания и поддержки их лицемерно-спекулятивного предвыборного лозунга "Мы - за бедных, мы - за русских!". Этот национализм (о нем еще скажем) явился бы извращенным выражением пробуждения русского сознания, отличительной чертой которого всегда было стремление к социальной справедливости для всех. К социальной правде для всей многоязычной России - не только для русских. Спровоцировать русского человека на действия, которые вызвали бы тревогу у иных народов нашего отечества, горазды и те, кто давно уже распространяет миф о русском фашизме.

Не вдаваясь в детали (их изучение - дело следствия), скажем на основе известного всем: в Кондопоге произошли волнения, выразившиеся не только в акциях возмездия в отношении лиц и собственности этнических группировок азербайджанцев и чеченцев, терроризировавших город, но и протестные митинги кондопожцев, на которых главным было обвинение местной, региональной и центральной власти в попустительстве насилию и беспределу. Люди говорили о своей беззащитности, о постоянной угрозе их жизни, их достоинству и чести и, что самое важное, о том, что их лишили права быть хозяевами на своей земле. На митингах были активны не только русские, но и карелы, вепсы. Все они были заодно.

Выскажем аксиому: следствие, ведущееся в Кондопоге прокуратурой РФ, непременно отыщет виновных. С точки зрения формально-юридической виновным может быть всякий, кто нарушил правопорядок, поступил не по букве законе. Но есть еще политическая, нравственная точка зрения, и она главная, когда речь идет о виновниках массовых протестных волнений: что вынудило людей выразить свой протест произволу, беззаконию в крайней форме - форме бунта? Не сама ли власть, и не только местная, а повсеместная в России? Иными словами, не тот ли режим власти, что является сегодня правящим? Не буржуазно ли криминальный строй, при котором человек, добывающий средства к существованию только трудом, брошен на произвол судьбы, обречен на прозябание?

Так что это за власть, которая заставляет людей прибегнуть к самосуду, чтобы защитить свое право на жизнь, защитить свое будущее - детей от ужаса безработицы, от духовного растления наркотиками, порнографией, водкой? Этот вопрос - а он политический, нравственный - чаще других звучал среди жителей Кондопоги. Но не будет результатом следствия приговор правящему в России режиму и охраняемому им социальному строю - власть не допустит. Из всех ее представителей, взявшихся выдвигать свои версии кондопожских событий, честнее прочих оказался глава администрации республики Карелия С.Катанандов. Под давлением обстоятельств он вынужден был вначале сказать правду: люди не могут больше терпеть насилия над их менталитетом, а менталитет у них - социалистический.

Менталитет, говоря по-русски, означает не что иное, как особенность национальной психологии. Они, эти особенности, определяются исторически сложившимся образом, укладом жизни. Об особенностях "психического склада" (Сталин) русских (и не только русских - всех советских людей) власть будет хранить молчание. Факты нарушения закона и правопорядка в мятежной Кондопоге - криминальные разборки, бандитский передел собственности, пьяная акция подростков, словом, все, что бросается в глаза, что в действительности имело место, окажется в центре внимания следователей. О разрушении естественного для жителей города общественного образа жизни не будет сказано ни слова, в чем не упрекнешь служителей закона - это не их прерогатива. Но именно в насильственной ломке привычного уклада жизнебытия людей надо видеть первопричину их мятежного протеста. В нем выразилось сопротивление насаждаемому новому старому образу жизни - буржуазному, рыночному, бездуховному. То, что русские составили основу названного сопротивления, никак не случайно: советский (социалистический) образ жизнеустройства, присущий в недавнем прошлом всем гражданам СССР, изначально русский. Он зародился в русской крестьянской общине - праматери Советов, советской власти.

Защита в Кондопоге традиционного русского (читайте - советского) образа жизни столь значима для всей России, что стоит особо остановиться на том жизнеустройстве, что властно диктуется нам.

Насилие над историей

Из всех примет либерального рабства - западнизации великой страны самой отвратительной является насильственное насаждение чуждого образа жизни. Нет в нем ни чести, ни совести, ни долга перед обществом, ни отношений товарищества. Все подчинено принципу "обогащайся кто как может!". Рыночный образ жизни: деньги - мера всех ценностей. Право вместо нравственности - право сильнейшего. Вместо коллектива - корпорация конкурирующих индивидуалов. В почете тот, кто криминально делает бизнес. Честный труд, бессребреничество презираются. Появился соответствующий новому образу жизни жаргон: преуспевающие в нем - это "крутые", "продвинутые", "новые русские", одним словом, избранные. Неудачники - "лохи", "совки". У одних - яхты, пароходы, заводы, у других (их многие миллионы) - три-пять тысяч рублей на все про все. Господство частной собственности определило, кто всадник, а кто лошадь. Так во всей России, так и в Кондопоге.

Образ жизни порождает образ мышления, мироощущения и мировосприятия. Рыночная жизнь плодит потребителей, торгашей, предпочитающих всем человеческим чувствам одно - чувство обладания. Обладания собственностью, деньгами, людьми как товаром, властью над людьми.

Рынок - он для всех. Для неудачников тоже. Не задалась жизнь, нет тебе удачи - напейся. Хочешь заработать сразу и много - иди на преступление. Не хочешь работать, напрягаться, на все тебе наплевать - уколись. Жизнь - мерзкая штука, если думать о ней. Не думай, пошли всех... Рынок рождает властителей и холопов, холуев. Рыночная потребительская психология - она не только рабовладельческая, она еще и рабская.

Творцы, созидатели, что потом и душой создают материальные и духовные ценности, работают по найму у хозяев рынка. Хозяева, а не они, творцы, определяют образ жизни для всех. Они решают, кому отвести место породистой собаки, которую нужно хорошо кормить, кому - место в стойле для рабочей лошади. В стойло загнали большинство.

Рыночный образ жизни пришел к нам не сразу. Да он никогда бы и не появился, если бы не удалась мистификация: "Больше демократии - больше социализма!.. "Разрешено все, что не запрещено законом!" Если бы не было изощренной манипуляции сознанием советского человека. Если бы не были поколеблены, а затем и подменены ценности социалистического образа жизни. Свобода личности - да здравствует "я" и "мое"! "Наше" исчезло. Социалистический образ жизни, при котором человек труда на общую пользу - мера всех ценностей, пустили под откос в рыночную перестройку. А это по истории - образ жизни центрообразующего народа СССР - русского. "Россия - государство с единым национальным центром, великорусским" (Ленин). Чтобы сломать СССР, надо было ударить по этому центру, что и было сделано. Удар страшной силы нанесен по русскому национальному - коллективистскому сознанию. В него клином вбивается индивидуализм.

Сколько крокодиловых слез пролито антикоммунистами всех мастей (от либералов до либерал-патриотов) по вопросу о якобы насилии большевиков над традиционным образом жизни русского народа. До сих пор нас убеждают в том, что русский крестьянин, бывший главной фигурой в экономике царской России, тяготел к частнособственническому мироустройству, что буржуазное развитие сельского хозяйства, по тому же Столыпину, было бы благом для страны, для русского мужика в первую очередь. Делается это для того, чтобы любой ценой протащить в российское общество частнособственнические ценности Запада, выдавая их за отечественные, отвечающие-де дореволюционным традициям. История свидетельствует об обратном.

Социализм в России не просуществовал бы и несколько месяцев, не говоря о более семидесяти его великих лет, если бы не основывался на традиционном образе жизни русского крестьянства, составлявшего до октября 1917 года большинство народа (85% населения страны).

Русский крестьянин жил в сельской общине и не желал из нее выходить, всеми силами противился ее разрушению. Лишь 10% кулаков и бедняков вышло из общины, воспользовавшись правительственным указом о праве выхода из нее. Все 879 столыпинских землеустроителей были убиты крестьянами-общинниками. Что это - власть тьмы, жестокость отживающей традиции?

Нет, это защита общинного, коллективного образа жизни, который гарантировал каждому крестьянину спасение, выживание при всех превратностях его нелегкой судьбы (голод, болезнь, война). Коллективизм в сельской общине был суровым: общинное право запрещало продавать и даже закладывать землю, обязывало часть урожая сдавать в общинную часть (неприкосновенный запас на случай неурожая). Но крестьянин принимал эти жесткие требования, ограничивающие его свободу. Он ценил их выше глотка свободы. Дисциплина, уровень организации в русской сельской общине были на высочайшем уровне.

Русское крестьянство организованно, всем своим сельским миром сопротивлялось развитию капитализма в России. Коллективизм, солидарность в борьбе, дисциплина и организованность - эти важнейшие черты общинного быта перекочевали в психологию молодого российского пролетариата и позже - в психологию советского рабочего класса. Можно сказать, что Совет рабочих Иваново-Вознесенска в 1905 году имел своим прообразом сельскую общину. Увы, в учебниках истории ничего не говорилось о сотнях крестьянских Советов, созданных в революцию 1905-1907 годах.

"Русское чудо" - поразившую мир форсированную индустриализацию СССР не объяснишь, если не обратишься к уникальному опыту восстановления общинного жизнебытия в новом виде - в виде трудовых коллективов. Их правилом жизни стало общинное правило: свое итожить в общем. Реальный социализм имел своим главным истоком русскую крестьянскую общину. Она просуществовала до 1927 года.

Ленин убедил партию в необходимости перехода к социализму "путем, возможно, более простым, легким и доступным для крестьянина". В том и состояла перемена ленинской точки зрения на социализм: в понимании неизбежности его созидания в России по традиционному для русского крестьянства пути - по пути кооперирования.

Ленинская идея кооперирования отвечала общинной психологии русского крестьянства, иными словами, национальной психологии русского народа.

Нам непременно зададут вопрос: а сталинская коллективизация - она что, тоже соответствовала национальным особенностям русских? Да, соответствовала, хотя и была жесткой (с жестокими издержками) формой кооперирования, что диктовалось властной необходимостью - неотвратимостью войны. Колхозный строй никогда бы не возник и не выдержал сурового испытания войной, если бы он противоречил традиционному образу жизни. И неслучайно колхозы, как и трудовые коллективы ВПК, подверглись сокрушительному разрушению с нынешней реставрацией капитализма в России: вдохновителям реставрации для установления господства частной собственности нужно было сломать исходно русский советский образ жизни. Сломать, чтобы подавить советское сознание, советскую психологию.

Но она жива, и она заявила о себе в Кондопоге. Русская боль Кондопоги - боль всей России: коллективистская психология и мораль, отличающие русское сознание, - советское сознание давно уже стали у нас общенациональным достоянием. Эти психология и мораль придавлены тяжким грузом чудовищного обмана народа, железной пятой капитала. Потому и боль.

Но близится, хотя и не так быстро, как хотелось бы, конец терпению обманутых и обездоленных. События в Кондопоге - первый тревожный звонок для всевластья капитала. Понимая это, охранители этого всевластья спешат разыграть "русскую карту" - устрашить многонациональную Россию русским национализмом. Но не национализмом, а коллективным сопротивлением произволу в Кондопоге устрашена сама власть. Национализма как массового явления в русском народе не знала отечественная история никогда!

Народ с общинным сознанием не способен на обособление и противопоставление себя другим народам. Именно потому он и стал государствообразующим. За тысячелетнюю историю Руси-России ни один из населяющих ее малых народов не был стерт с лица земли. Многовековой образ жизни русского народа всегда предрасполагал его к интернационализму. Это русских-то сегодня учат толерантности и говорят им об опасности ксенофобии?!

Не против чеченской и азербайджанской наций поднялись жители русской Кондопоги, а против рыночных чеченцев и азербайджанцев, равно как и рыночных русских, тех же "держиморд".

В свое время (1913 год) Сталин определил рыночную природу национализма: "Основной вопрос молодой буржуазии - рынок. Сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности - такова ее цель. Отсюда ее желание - обеспечить себе "свой", "родной" рынок. Рынок - первая школа, где буржуазия учится национализму". В Кондопоге именно так и произошло. Криминально-буржуазные кланы Чечни и Азербайджана по сговору с владельцами олигархического (космополитического) капитала получили свои зоны влияния на Северо-Западе, как и в других округах России. В Кондопоге они столкнулись с интересами местного криминального бизнеса и оказались сильнее последнего. В схватке за рынок, собственность, дармовую рабочую силу нет такого средства, перед использованием которого остановились бы ловцы наживы: угрозы, убийства, тотальный террор - все пошло в ход в Кондопоге. Жители города увидели звериный оскал рыночного национализма. Долгое время они боялись его, но сумели преодолеть страх, убедившись, что защитить право на жизнь они могут только сами. Сказалось ли у них чувство оскорбленной национальной гордости русских (рыночные пришельцы называли их "русские свиньи")? Безусловно. Но как иным (конкурентам рыночных кавказцев) желательно, чтобы оно, это оскорбленное чувство, переросло в русский национализм. На него делал ставку Жириновский, когда выдвигал в Госдуме требование очистить рынок от лиц нерусской национальности.

Национализм - порождение буржуазной эпохи. Буржуазия всегда использует его в своих рыночных интересах. Делает это изощренно: прикрывает национализм (идею исключительности той или иной нации) патриотической риторикой. Именно в патриотизме буржуазные негодяи находят свое прибежище, дабы подменить патриотизм национализмом. Увы, неискушенная в политике молодежь часто не замечает подмены - верит мистификаторам. Если бы только молодежь попадалась на удочку "благородного", "правильного" национализма... Люди, отчаявшиеся от беззащитности, хватаются как за спасительную соломинку за очередного демагога, возглашающего: "Я - за бедных, я - за русских!" Власти это на руку: патриотизм оказывается в капкане национализма. Этого добивались в Кондопоге эмиссары ЛДПР. Чего больше всего боится власть, так это пробуждения русского сознания как сознания советского.

Главный вопрос

Кондопога встревожила власть, застала ее врасплох... Власть растеряна: как быть, что делать?

Средства массовой информации, как уже сказано, выкатили пробный шар - русский национализм. "Русский национализм может быть страшнее других - русских больше", - откровенничал Дмитрий Рогозин. Во власти одумались: задевать национальное достоинство русских себе дороже. Появилась другая версия: никакой это не национализм и не межэтнический конфликт, это криминальные разборки, которые милиция не доглядела (с нее спрос).

Идет следствие, и по его результатам будет суд. Последуют меры репрессивного или полурепрессивного характера. Местная власть будет просвещать людей в духе пресловутой толерантности, на месте сожженного ресторана азербайджанцев построят (возможно) спортивный комплекс... А дальше-то что? Да ничего: не менять же курс "реформ", социально-экономическую политику во всей России из-за маленькой Кондопоги? Не тот вопрос. А вопрос тот, самый главный, о социальном, экономическом положении русского народа, составляющего большинство российского общества, о его нравственно-духовном состоянии. Это русский вопрос, от решения которого зависит все в многонациональной России - отношения между классами и нациями, социальное и политическое благополучие страны. Так уж истории было угодно, что небольшая Кондопога явилась средоточением самого большого вопроса современной России. И власть это хорошо понимает, но никогда в этом не признается.

Обратите внимание, читатель, как именно после кондопожских событий на телевидении заговорили о величии русского народа: нам напоминают о том, что он народ государствообразующий; что он создал великую русскую культуру, объединил вокруг себя все народы и нации многоязычного Отечества. Депутат Госдумы Плигин ("Единая Россия") заявил даже: "У русского народа не может быть комплекса неполноценности - он великий народ". И ни слова о том, кто же довел великий народ до нищеты, вымирания, социального и духовного рабства? Нет, эта власть никогда не признается, что сама она возникла на обмане русского народа - она не пойдет на самоубийство.

Несколько слов к вопросу о комплексе неполноценности русских. А кто фабриковал, внушал данный комплекс, начиная с прозападной перестройки? Кто остервенело доказывал, что русский человек никогда не знал демократии? И это говорили о человеке, воспитанном на традициях многовековой общины, где родились слова "голосование" и "совет"?! Кто в начале предательского лицедейства внушал гнусную идею - все семьдесят советских лет - в никуда, а позже - вся тысячелетняя история России - сплошной тоталитаризм?! Кто вначале слово "коммунист" связывал с фашизмом и непременно с антисемитизмом, а затем слово "русский" сделал бранным - русский шовинист, русский националист, фашист, антисемит? "Новые" русские, русская мафия - чьи это перлы хамства? Самая большая мафия, олигархическая, она что - русская, если перечислить фамилии ее королей? Кто загнал в резервации (на телевидении, в кино и театре) творения русских литературных гениев? Кто открыл фановую трубу, из которой смрадным потоком полились нечистоты попсовой культуры?

Так кто же внедрял, культивировал комплекс неполноценности русских?

Нет, никогда ни власть, ни ее хозяева (те, для кого Россия - это их частная собственность) не признаются в обмане русского народа. Не признаются они в политике русофобии. Сменят терминологию, а политику оставят прежней.

Кондопога устрашила власть, и она пойдет на словесное заигрывание с русским народом - не более. От страха перед русским бунтом (вспомним его характеристику Пушкиным) на время (на неделю, две) попритихли воинствующие русофобы.

Но власть никогда не поставит русского вопроса, ибо он интернационален. Это вопрос всей России. Это вопрос социальный, классовый (большинство пролетариев умственного и физического труда - русские), вопрос общенациональный (русский язык и великая русская культура связывают духовно все народы и нации России, русские пролетарии не обособлены). И конечно же, это вопрос политический - об организации власти, отвечающей традициям народовластия русского народа и принятой всеми народами нашего общего Отечества. Такой была советская организация власти.

Единственной политической партией, поставившей русский вопрос как главный в современной России, явилась Коммунистическая партия Российской Федерации. На Х съезде КПРФ (2004 год) была принята специальная резолюция "Коммунисты и русский вопрос". Однако внушаемый еще с последних советских лет стереотип восприятия рассматриваемого вопроса как националистического (как русского национализма) въелся не только в массовое общественное, но и партийное сознание. Недавно на одном из региональных сайтов КПРФ можно было прочесть: "русский вопрос вообще фикция, поскольку в нашей стране отдельно от других народов, даже самых маленьких, никогда и ничего русские не делали и не смогут сделать. Так почему мы продолжаем озвучивать именно это, на мой взгляд, весьма опасное звучание нашего народного вопроса?". "Российский вопрос, а не русский, не русский, не русский".

Что сказать на это... Да, русский народ ничего не решал без всех, в том числе и малых народов. Так в том его сила. Он никогда не был господином в отношении иных народов России, но всегда - их защитником.

Впервые за тысячу лет русский народ оказался разделенным - двадцать пять миллионов русских с разломом СССР вынуждены жить в иных государствах. Их положение там - положение людей второго сорта. Это что, не русский вопрос? Возможно ли объединение русских, а значит, воссоздание союзного государства без укрепления единого национального центра - великорусского? Именно по нему, этому центру, наносится главный удар: слово "русские" сегодня в загоне, русских называют русскоязычным населением; русский язык злонамеренно засоряется иностранными терминами, опошляется блатным жаргоном, что культивируется в печати, кино, на театральной сцене; великая русская культура и литература на положении Золушки: перебивается космополитическим модерном, "массовой культурой" Запада; в массовое сознание через СМИ вбивается комплекс неполноценности русского человека (он и пьяница, и мафиози, и разгильдяй, и националист). Да стоит ли продолжать...

Цитирование не лучший способ доказательства истины. Но все же мы им пользуемся, чтобы определить отправные точки (вехи) ее поиска. С этой целью приведем несколько цитат из классиков, ибо всестороннее, диалектическое рассмотрение сути русского вопроса - особая тема.

К.Маркс: "Чтобы спасти русскую общину, нужна русская революция... Если революция произойдет в надлежащее время, если она сосредоточит все свои силы, чтобы обеспечить свободное развитие сельской общины, последняя вскоре станет элементом возрождения русского общества и элементом превосходства над странами, которые находятся под ярмом капиталистического строя. Это ли не русский вопрос, причем в его международном значении?"

В.Ленин: "Мы вовсе не сторонники непременно маленьких наций; мы, безусловно, при прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала федеративных отношений"; "Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев".

И.Сталин: "В России роль объединителя национальностей взяли на себя великороссы"; "Судьбы русского вопроса, а значит, и "освобождения" наций, связываются в России с решением аграрного вопроса".

Сегодня судьбы русского вопроса, а значит, освобождения наций, связываются в России с ликвидацией олигархической собственности, с передачей в государственную собственность земли и ее недр, базовых отраслей экономики, ресурсодобывающей и оборонной в первую очередь. Короче, с возрождением общественного производства в промышленности и сельском хозяйстве.

Господство частной собственности разъединило людей, народы и нации. Нет иного пути, чтобы вновь обрести многонациональное единство, как только вернуть общественной собственности ведущую роль в экономике страны. На этом пути, на пути к новому социализму, нет иного средства возрождения дружбы народов, как только укрепление единого национального центра - великорусского. Над русским народом, а значит и над всеми народами России, нависла смертельная опасность порабощения империалистическим Западом. Опасность национально-государственной катастрофы, в пропасть которой с неизбежностью приведет прозападный либеральный курс президента и его правительства ("Единая Россия" прикрывает этот курс патриотической риторикой, социальной и национальной демагогией - так называемые нацпроекты). Отвести грозящую опасность, предотвратить катастрофу можно тем, что проверено историей, - единством классовой и национально-освободительной борьбы. Необходимость этого единства диктует угроза как социального, политического, так и национального порабощения. Против него и восстала Кондопога.

Особенность классовой и национально-освободительной борьбы состоит сегодня в том, что либеральный курс бьет по интересам всех классов и наций, исключая класс олигархической буржуазии и класс коррумпированной бюрократии - они антинародны и антинациональны. Враждебны не только пролетариям, но и среднему, и мелкому частному предпринимательству. Последнее в большинстве своем основано на трудовой семейной деятельности. Она была характерна для русских крестьян-общинников в конце XIX - начале ХХ веков, в годы нэпа в особенности - трудовые крестьянские хозяйства без наемного труда.

Русская община давно стала достоянием истории, но жива ее великая традиция - самоорганизация коллективной деятельности, коллективной защиты и борьбы. Ее мы увидели в Кондопоге. Традиция борющегося коллективизма пробивает себе дорогу. Как бы ни менялся образ жизни русского народа, корневой основной его национального сознания, его психологии является коллективизм, солидарность людей труда. Это от крестьянской и пролетарской России, от Советской России. Уверенные в том, что она погибла безвозвратно, просчитаются: кто стреляет в прошлое, тот не имеет будущего, того история повергает в прах.

Если попытаться все многонациональное единство России представить в виде непрерывной диалектической цепи (не кузнецом выкованной, как говорил Ленин), то за какое звено нам нужно ухватиться, чтобы вытащить всю цепь и сохранить ее единство? Убеждены, что это будет звено, называемое русским вопросом. Сквозь его призму надо смотреть на то, то произошло в Кондопоге. События, случившиеся в этом русском городе, - события не локального, а общероссийского характера. Они обязывают коммунистов представить социалистический смысл русского вопроса, его социалистическое решение. Так уже было в истории, и все помнят, когда и как это было.

Юрий Белов
Газета "Советская Россия",
N 116 (12889),
четверг, 5 октября 2006 г.

*   *   *   *   *   *   *

"Оценка в условиях текущей войны"

Горбунов Михаил Андреевич
Москва, 2005

Продолжение (начало в выпусках Рассылки No.318 от 26 февраля, No.319 от 05 марта и No.320 от 12 марта 2007 г.)

(Редакция не всегда разделяет взгляды и воззрения авторов статей, публикуемых в рассылке.)

Часть 3

3. Война самая древняя и самая кровопролитная

Для начала у меня для тебя новости, русский, у тебя есть предки, мудрые, сильные и чудесные воины, которые жили на территории Руси многие сотни лет, образуя самое могущественное на земле государство. Для того, чтобы осознать это, тебе придется отбросить догму, навязанную тебе официальным образованием, догма об "отсталости" и "неразвитости" людей прошлого. По сравнению с твоими предками, русский, мы сейчас живем в упадке и ничтожестве. Наличие у нас компьютера и автомобиля не говорит ни о мудрости, ни о долгожительстве, ни вообще о чем-то особенном. Объясняется это вот чем: люди прошлого обладали большей энергетической массой, по сравнению с нами, факт, в котором виновна эволюция. Со временем новые поколения людей рождаются с все меньшими и меньшими по размеру энергетическими коконами. И как следствие с все меньшими и меньшими способностями к восприятию окружающего мира. Раньше, обладая значительной энергетической массой, человек обладал от природы такими способностями, которые сегодня доступны только после долгих лет тренировок, многие из этих способностей безвозвратно утеряны, поскольку так и остались за пределами нашего восприятия. У нас не осталось таких энергетических мощностей.

Те же свидетельства о твоих предках, которые нам были доступны для восприятия, либо намеренно уничтожены, либо намерено скрываются от нас, подробно я об этом расскажу ниже.

У твоих предков, русский, не было компьютеров, поскольку они обладали естественным доступом к информационным полям Земли, и обмен информацией у них был на таком уровне, до которого нам очень далеко. Их знания и естественные способности позволяли им владеть такими способами перемещения, о которых мы можем узнать только из сказок. Их дипломатические миссии были межзвездными. Информация о них делится на две части, для правой стороны твоего сознания, для разума, и для левой стороны твоего сознания, для сердца. Для правой стороны, для разума я использовал статью профессора Орлова Александра Ивановича, она почти целиком приведена в Приложении 4 этого диплома. Моя же задача рассказать тебе о твоих предках для твоей левой стороны сознания, для сердца.

3.1. Дохристианский период русских и Русского государства

Давным-давно... восемнадцать миллионов лет назад несколько групп людей, которых сегодня бы назвали жрецами и жрицами древних храмов, пришли в этот мир вместе с человечеством - с таким человечеством, каким мы знаем его сегодня. Вопросы о том, как все это получилось, выходят далеко за пределы этого диплома, можно лишь сказать, что приход человека на эту планету был чем-то вроде полудобровольного изгнания с его родины. Однако планета наложила на появившиеся формы жизни настолько суровые ограничения, что человек оказался полностью поглощенным в той тюрьме, которую мы называем материей. Это имело настолько серьезные последствия, что человек забыл даже о своем родном мире и о том, кем и чем люди являются на самом деле. Запутавшееся и смущенное человечество обратилось к жрецам и жрицам за духовным руководством - лишь для того, чтобы обнаружить, что те испытали то же вредоносное влияние, что и остальные люди. Это была темная эпоха казавшихся бесконечными дней борьбы и безнадежности.

Все это произошло в те далекие времена, когда человечество пребывало на стадии эволюции, известной ныне как лемурийская раса, и обитало на древнем континенте Шалмали. Погружение в материю и борьба человека с истощающими последствиями этого погружения длилась многие миллионы лет. В те дни цивилизация Лемурии породила семь подрас. Четвертая подраса лемурийцев носила название барнишадов, или Божественных Гермафродитов, из нее возникла раса рмоахалов, первая подраса атлантов. От рмоахалов появились тлаватли, и именно в этой ветви начали вновь рождаться жрецы и жрицы прошлого, которые постепенно восстановили часть своих прежних воспоминаний.

По мере того как к ним медленно возвращалась память, жрецы и жрицы снова начали руководить своими народами и поэтому получили имя "Люди Знания", что на том языке произносилось как "Толтеки".

Таким было начало истории воинов-Людей Знания на этой планете в эпоху, когда человечество только начинало измерять время в той форме, в которой оно понимается в наши дни. В процессе воспоминания о своей прошлой подготовке Люди Знания начали развивать способность видения, так как они обладали тем, что мы называем сегодня Третьим Глазом. Видящие испытывали временную психическую слепоту лишь в период погружения в материю и вызванной им потерей памяти. Однако как только некоторые из них начали вспоминать, способность видеть вернулась и позволила им вспомнить прошлые знания, которые были получены во время пребывания в прошлом мире.

Совокупность этих знаний включала в себя в первую очередь то, что именуется силой воли, математику, астрономию и астрологию. Люди Знания были настолько искусны в использовании силы воли, что не испытывали трудностей с левитацией на которой и были основаны те методы передвижения помянутые мной выше, они могли поднимать в воздух как самих себя так и твердые предметы огромного размера и веса, - именно эта способность была использована много позже для строительства таких сооружений как Великая Пирамида в Египте или Стоунхендж в Англии.

Затем Люди Знания начали обучать своих современников земным, но практическим ремеслам, необходимым для физического процветания, строительству, основам математики и множеству искусств, самым примечательным была скульптура. В прочем у Людей Знания была одна серьезная проблема, поскольку несмотря ни на что их знания были всеобъемлющими, они оставались совершенно бесполезными, так как относились к иному миру.

Люди Знания плохо понимали сложности жизни на физическом плане - хотя они провели на Земле уже миллионы лет, этот срок практически ничего не означал для них из-за первоначальной потери памяти. Вследствие этого их знания были ограниченными. В то время Люди Знания не понимали абстрактного, так как видели вещи именно такими, какими те являются, и потому все для них было очень ясным, но при этом односторонним. Из-за такого ограничения Люди Знания не могли постичь ни тонкостей двойственности, ни ее предназначения. В результате такие концепции, как взаимосвязь и взаимодействие всего живого, оставались для них непонятными, хотя Люди Знания и пользовались ими инстинктивно. Со временем это неведение в отношении абстрактного приведет к первому падению Людей Знания, ибо оно стало началом самой худшей формы эгоистичности, какую можно только вообразить.

В течении тысячелетий Люди Знания превосходно управляли своим народом, и весь их мир, получивший к тому времени название Атлантида, процветал и обладал огромным материальным достатком и властью. Название их мира возникло именно в связи с правлением Людей Знания, так как слово атль означает "глава", или "властитель".

У людей Атлантиды был Император, которого называли Белым по той причине, что он обладал величайшим среди Людей Знания знаниями и его уподобляли великому белому свету. Император правил народом из столичного города Людей Знания под названием Город Золотых Врат.

Русский, не забывай, я рассказываю тебе о твоих предках.

Поскольку ремесла, которым они научились у Людей Знания, были специализированными, люди разделились на кланы, во многом подобные гильдиям, и каждой такой гильдией управляла небольшая группа Людей Знания. Эти кланы жили в городах, а каждым городом управлял старший Человек Знания, статус которого соответствовал положению наместника. В свою очередь наместниками руководил Император, окруженный группой наиболее знающих и могущественных Людей Знания.

Время шло, познания людей увеличивались, и тогда некоторые кланы вместе с их наместниками стали стремиться к большим знаниям и власти. Неудовлетворенные теми знаниями, которыми они обладали, эти люди начали с завистью посматривать в сторону соседей и более развитых Людей Знания. Очень скоро алчность заставила некоторых Людей Знания начать эксперименты по повышению своих психических способностей в попытке достичь превосходства над остальными людьми. Это стало началом практики черного искусства.

Не обладая подлинным пониманием абстрактного, Люди Знания в целом осознавали свои психические способности не глубже, чем утка понимает, как она плавает. По этой причине Люди Знания начали развивать все более изощренные и сложные ритуалы, позволяющие им накапливать силу. (Воля и Сила в данном случае являются синонимами и являются продуктом восприятия).

Хотя они не осознавали, что все эти ритуалы служили лишь одной цели - усилению их воли, - им все же удалось повысить свою силу до такого уровня, что они начали захватывать и добиваться власти над другими городами и Людьми Знания. Когда Люди Знания начали сражаться за власть с другими Людьми Знания, в стране начались мятежи и раздоры. Были открыты и очень быстро развивались приемы ведения войны, и, поскольку в этих войнах использовалось не только физическое, но и психическое оружие, они приводили к ужасным разрушениям.

В конце концов, Белый Император и его группа советников - Людей Знания были изгнаны из Города Золотых Врат, а на его трон маги возвели одного из своих представителей.

К тому времени Белый Император, его советники и многие наместники достигли достаточного понимания взаимоотношения всего живого и могли предвидеть последствия использования магии. Это привело к началу великого переселения Людей Знания, поскольку Белый Император и его последователи отправились к северу, в Египет, на запад, в Северную и Южную Америку, пытаясь спасти жизнь своих людей от предвиденных ими катастроф.

Русский, я еще раз напомню, речь идет о твоих предках, именно Люди Знания, ушедшие на север, в последствии стали основателями русского государства.

Власть черных Людей Знания над силами природы стала настолько огромной, а их понимание взаимосвязей всего сущего оставалось таким ограниченным, что потребовалось совсем немного времени для того, чтобы силы Земли вышли из равновесия и начались естественные катаклизмы.

Первая страшная катастрофа произошла примерно в 800 000 году до нашей эры. Землетрясения и мощные приливные волны раскололи основной континент на огромное множество островов различного размера и уничтожили Город Золотых Врат вместе с Черным Императором и его магами. Это предупреждение на какое-то время приостановило практику магии, но прошло относительно недолгое время, и алчность вновь подняла голову. По этой причине около 200 000 года до нашей эры второй сильнейший катаклизм оставил от Атлантиды лишь два крупных острова Дайтию и Руту.

На этот раз о предупреждении помнили совсем недолго. Безнадежное пристрастие магов Руты к черному искусству привело в 75 000 до нашей эры к очередной катастрофе, в результате которой погибли и Рута и Дайтия, и возник большой остров, получивший название Посейдонис. В 9564 году до нашей эры Посейдонис постигла та же судьба, и его скрыла огромная приливная волна, вызванная сильнейшим извержением вулкана. Атлантида и черные маги окончательно исчезли с лица земли.

В течении всего периода разрушения их родного континента остатки атлантов переселялись из одной части мира в другие, в том числе и в те земли, которые возникли в результате сильных катастроф, уничтоживших Атлантиду.

В целом, этим группам людей, которыми руководили наместники и жрецы - Люди Знания, пришлось очень тяжело. Некоторым из них, однако, удалось найти земли, где они смогли обосноваться и расцвести. Самыми примечательными из таких цветущих сообществ стали египетские династии, халдеи, перуанцы, аккадцы и тибетцы, а так же менее крупные группы, рассыпанные по Европе, Азии и Африке.

В те времена многочисленной группой Людей Знания было образовано Русское государство, распространившее свое влияние практически на весь континент. В результате образовалась огромная Русская "Ордынская" Империя, простирающаяся от побережья Атлантического океана до самых восточных областей Сибири, исследованных тогда.

Со временем самые слабые сообщества потеряли своих правителей и жрецов-Людей Знания как в войнах, так и в силу естественных причин. Там, где не осталось потомков видящих, люди начали впадать в варварское невежество. Такая же судьба постигла множество более сильных сообществ, и они тоже пришли в убогое состояние.

Число обладающих подлинными знаниями видящих быстро сокращалось, так как поиски и подготовка подходящих последователей, становились все более затруднительными. Кроме того, из-за неизбежного развития рационального разума атавистические способности первых видящих начали отмирать. Развитие рационального мышления было необходимо для того, чтобы достичь большего понимания абстрактного, материи и сил двойственности.

К тому времени, когда Посейдонис прекратил свое существование, в мире осталась лишь горстка прирожденных видящих, но и они вымирали. Это означало, что большинство потомков Людей Знания, хотя они и обладали богатыми знаниями и оставались лидерами, уже не были видящими.

Отсутствие видения стало очевидным препятствием. В стремлении вновь обрести способности своих предков, Люди Знания использовали знание лекарственных растений и растений силы, помогающих видеть. Наркотики до известной степени помогали, однако Люди Знания быстро обнаружили, что ущерб, причиняемый физическому телу и мозгу при постоянном применении этих растений, превышает их преимущества. Впрочем, у Людей Знания не было иных средств, обеспечивающих видение, и, несмотря на неудачи и учащающиеся случаи смерти и безумия, они безрассудно продолжали свои эксперименты.

Каким бы темным и ужасным ни было это время, однако оно поставило Людей Знания лицом к лицу с жесткими фактами жизни на физическом плане, а вызванные неизбежным развитием рационального разума последствия привели к тому, что Люди Знания несли ужасные потери. Но это означало также, что хотя Люди Знания и утратили свои атавистические способности, им впервые представилась возможность постичь, что именно изначально представляли собой эти способности и почему они действовали на практике.

Лишь много позже Люди Знания смогли ретроспективно оценить, каким благом оказались эти темные времена, так как именно в течении этого периода непрестанной борьбы и неудач они научились вглядываться вглубь себя и обнаружили там качества, о существовании которых даже не подозревали.

Время шло, и Люди Знания становились все более разборчивыми - и более искусными - в использовании наркотиков. Число неудач и смертельных случаев сокращалось, а количество самих видящих увеличивалось. Но к этому времени Люди Знания столкнулись с новой проблемой - проблемой настолько тонкой, что они даже не заметили ее, пока не стало слишком поздно. Они оказались до такой степени одержимы своим желанием видеть, что видение стало для них более важным, чем само знание. Из-за такой одержимости их прежние знания быстро сменились теми же надменностью и чувством собственной важности, которые стали причиной заката магов Атлантиды. Черное искусство вновь подняло свою уродливую голову, и теперь даже немногочисленные остатки Людей Знания стали жертвой магии. Наступила та эпоха, которую Карлос Кастанеда называл в своих книгах эпохой Древних Видящих.

Используя свою вновь обретенную способность видеть, Древние Видящие принялись воскрешать большую часть прежних практик, и им не понадобилось много времени на то, чтобы восстановить ритуалы и заклинания, которые относились к особым знаниям магов Атлантиды.

Эти ритуалы позволили Древним Видящим манипулировать своим осознанием и достигать при этом того, что сегодня называется измененным состоянием восприятия. В течении этого периода истории Людей Знания, Древние Видящие в значительной мере восстановили те же системы кланов, или гильдий, которые использовались в древней Атлантиде. Эти гильдии становились настолько могущественными, что неизменно достигали власти даже над лидерами целых народов - царями и императорами. Это происходило во всем мире, независимо от того, где именно разворачивалась история Людей Знания, на Руси или в Мексике.

В отношении последнего замечания следует отметить, что цивилизация Толтеков в Мексиканской долине, описываемая Карлосом Кастанедой, была лишь одной из множества более поздних цивилизаций. С исторической точки зрения, существовала только одна линия, получившая имя Толтеков - Людей Знания, однако как уже объяснялось ранее, все мировые цивилизации возникли в результате переселения Людей Знания из Атлантиды. По этой же причине ядром всех цивилизаций были жрецы-видящие, прошедшие обучение в традиции Людей Знания. В результате такой общности наследия и традиции и несмотря на то, что различные цивилизации были разделены огромными промежутками времени, цивилизации Людей Знания во всем мире всегда развивались по более или менее схожей схеме.

Древние Видящие правили очень долгое время, в течении которого продолжали накапливать огромное количество информации о манипулировании сознанием, однако они использовали эти знания по большей части для поддержки черного искусства. Многие ритуалы и магические заклинания, сохранившиеся в мире до наших дней, представляют собой смягченные версии тех методик, которые использовались в то или иное время Древними Видящими.

Причин гибели Древних Видящих несколько. Основная состоит в том, что они сами часто оказывались во власти других завоевателей. Это происходило потому, что, хотя Древние Видящие и стали почти настолько же могущественными, что и их предшественники из Атлантиды, у них был один серьезные недостаток, избавиться от которого им не удавалось.

Этот недостаток заключался в том, что Древние Видящие не в полной мере овладели силой воли, которую атланты использовали с удивительной легкостью. Во многих отношениях это стало благословением, ибо, если бы Древние Видящие овладели волей, повторились бы несчастия Атлантиды, так как они, несомненно, обрушили бы на своих врагов полную силу своих знаний.

Именно эта неспособность управлять волей спасла мир от новых приемов психической войны и в конце концов привела к уничтожению Древних Видящих. Несмотря на всю свою мощь, ритуалы Древних Видящих оставались громоздкими и непрактичными. В случае физического столкновения с врагами, недостаток времени необходимого для чтения заклинаний и отправления ритуалов, оставлял Древних Видящих настолько же беззащитными, каким был подчиняющийся им народ.

Магия процветала, и, в зависимости от того, к какой цивилизации они относились, многие Древние Видящие сохранили свое влияние вплоть до пришествия Христа и основания Христианской Церкви.

Такова предыстория, русский. Я не прошу тебя безоговорочно верить в нее, однако принять ее во внимание стоит. Она будет необходима тебе, для того, чтобы понять дальнейшие события в судьбе твоего народа.

3.2. Русская Ордынская Империя

С этого момента, русский, дальше речь пойдет только о Русской Ордынской Империи, существовавшей к тому времени в полном расцвете сил, о твоих прямых предках.

К тому времени русские, проявив проницательность, порвали со своей древней традицией и начали переосмысление своего положения в мире.

Русские Люди Знания к тому времени сумели ясно увидеть недостатки продолжительных и запутанных ритуалов. Но еще более важным было то, что они смогли понять тщетность попыток управлять и манипулировать другими людьми, так как подобные попытки неизбежно вели к непрерывным раздорам. Этот раскол в традиции Людей Знания стал самым важным событием и их истории, поскольку обозначил поворотную точку в их знаниях и стал тем волшебным ключом, который Люди Знания искали со времен гибели Атлантиды.

Как уже говорилось, Древние Видящие обладали достаточными знаниями и способностями, чтобы манипулировать осознанием своих жертв, и делали это без каких-либо угрызений совести. Факт, что осознанием можно манипулировать, является жизненно важным принципом знаний, хотя ты, русский, наверняка скептически относишься к этой истине. Несмотря на то, что такие искусства, как телепатия и гипноз, помогли ослабить подобный скептицизм, тебе еще трудно поверить в то, что кто-то способен манипулировать твоим сознанием без твоего согласия или понимания происходящего. Однако это умели делать Древние Видящие. Пример такого вредоносного манипулирования и вредоносных стремлений получили твои недавние прадеды во времена революции, когда сознание целого народа было за какие-то годы изменено с помощью ритуала, относящегося к знаниям Древних Видящих, для чего была задействована энергия могучей сибирской реки Лены. (Тебе это название ничью фамилию не напоминает?)

Но давай все по порядку, русский.

Одной из самых серьезных ошибок Древних Видящих стала их неспособность понять необходимость сделать свои знания более рациональными и практичными, чтобы их можно было использовать на физическом плане. Вместо этого, по причине их чувства собственной важности и одержимостью властью, их методы манипулирования сознанием стали еще более запутанными и непрактичными. Более того, Древние Видящие были слишком ленивы, чтобы хоть как-нибудь систематизировать свои обильные и быстрорастущие знания. Со временем наступил момент, когда они уже не могли за деревьями разглядеть леса. Чувство собственной важности подрывало их силу, и несмотря на то что они имели в своем распоряжении достаточно устрашающие знания, их хаотичность мешала Древним Видящим извлечь из этого какую-либо реальную практическую пользу.

Задача, с которой столкнулись русские, заключалась в том, чтобы критически пересмотреть свою перегруженную традицию и заново оценить обширные унаследованные знания. На собственном опыте русские смогли понять, что Древние Видящие слишком отклонились от правильного пути.

Как я уже сказал, ко времени пришествия Христа на нынешней территории твоей страны находилось очень развитое русское государство, жители которого в полной мере пользовались описанными знаниями, руководствуясь в первую очередь любовью к той земле, на которой они находились и пониманием взаимосвязи всего живого. Они не были завоевателями Земли, они использовали свои знания бережно и Земля, скорее, пускала их на свои просторы. Уже в те времена они обладали полными знаниями об устройстве вселенной и о существах населяющих ее. Они уже тогда знали о единобожии, подразумевая под этим не что-то религиозное, а реальное устройство мира. В те времена у них был единый бог Атль, с которым они скорее сотрудничали, чем поклонялись. Атль не является какой-либо мистической сущностью, проводящей свое время в выслушивании молитв; Он - совершенно реальное существо, которое как стало известно русским, размеренно и последовательно пересекает широкие пространства времени. Русские Люди Знания не пытаются постичь его подлинную сущность и говорят только о том, что в христианской Библии Он описывается как "Мельхисидек... царь правды... царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни..." (Евр. 7:1-3) Именно его русские именовали Владыкой мира, Бытием, в котором мы живем, движемся и существуем.

Тот русский, который в иерархии стоял наиболее близко к Атлю, звался атль-а-маном, с тех самых пор атаманы являются частью известной русской истории, дошедшей до наших дней.

Система ценностей русских к тому времени представляла собой законченное и гармоничное учение, конечным продуктом которого являлся Человек Знания. Весь образ жизни русских людей назывался Путем Война (воина). А самих русских называли войнами духа. Учение содержало в себе часть для правой стороны сознания, для разума, и часть для левой стороны сознания, для сердца. Учение целиком основывалось на системе физической подготовки. Представление о которой можно составить, взглянув на различные боевые системы Востока, которые являются продолжением традиции русских боевых искусств того времени. Например, ниньдзюцу было занесено в Японию с континента, русскими, первые самураи были русским и составляли охрану микадо вплоть до конца 19 века, это исторический факт.

Всем вышеперечисленным объясняются многие исторические "нестыковки", возникающие у современных исследователей, например из-за количества войск и людей в различных сражениях и боевых операциях того времени.

Несколько десятков русских воинов могли контролировать очень и очень обширные территории, а несколько сотен воинов, являющихся продуктом русского учения, могли контролировать целые материки. Им не надо было куда-то долго скакать на лошадках. Они обладали методиками перемещения в пространстве, о которых Карлос Кастанеда только вскользь упоминает в своих книгах.

Причина, по которой о них не осталось каких-либо свидетельств, названа мной выше, это барьер восприятия, вызванный уменьшением нашей энергетической массы в процессе эволюции. Если сказать образно, то наши предки видели на 10 километров, а мы только на 1 километр. Они оставили о себе массу свидетельств, только мы не можем воспользоваться этими свидетельствами по причине нашего узкого восприятия. Мы себе предполагаем - если свидетельство, то это какой-нибудь письменный источник, ну на худой конец наскальный рисунок. А письменности, тогда как раз и не было за ненадобностью. Люди могли напрямую использовать информационные поля Земли, в том числе и для своих бытовых нужд. Различные письмена и рисунки оставляли как раз те упомянутые мной группы, которые теряли Знание и вынуждены были обращаться к иным способам передачи информации. Твои предки к ним не относились, они сами являлись носителями знаний. Вторая причина, по которой о них не осталось доступных для тебя свидетельств, это намеренное уничтожение любых упоминаний о могучем русском государстве и людях, его населявших.

Русский, я еще раз повторю, речь идет о твоих прямых предках, которые зажигали уже в те времена, когда всяких друидов с кельтами в помине не было, а какие-нибудь викинги стояли, смотрели на свой первый в жизни мухомор и думали, то ли съесть его, то ли пнуть.

(Продолжение следует.)

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное