Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 336


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

336-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 2 июля 2007 года начинаем с информации о двух полезных и интересных книгах. Многим пригодится пособие Тадеуша Куфеля по бесплатному пакету начальной эконометрики (перевод с польского). Вышла долгожданная книга Н.А.Цейтлина "Из опыта аналитического статистика". Помещаем наше предисловие к ней. По обеим книгам даем информацию о возможности их приобретения.

Продолжаем публикацию новой книги А.И. Орлова "В мире формул. Предварительные итоги (Материалы к научной автобиографии)". В этот выпуск рассылки включены разделы "Вопросы обучения в средней и высшей школе" и "Программы учебных курсов".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Пособие по бесплатному пакету начальной эконометрики

Вышла в свет полезная книга "Эконометрика. Решение задач с применением пакета программ GRETL". Выпущена издательством "Горячая линия - Телеком", которое опубликовало много ценных книг. Зайдите на его сайт: www.techbook.ru.

Куфель Тадеуш. Эконометрика. Решение задач с применением пакета программ GRETL: Пер. с польск. И. Д. Рудинского. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 200 c.: ил.

Рассмотрены методы решения основных эконометрических задач с использованием пакета программ GRETL (GNU Regression Econometrics Time-series Library), предназначенного для практической реализации сложных вычислительных процедур эконометрического моделирования. Пакет программ GRETL и представленные в работе статистические данные доступны на интернет-сайте автора книги http://www.kufel.torun.pl.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а также для научных работников, ведущих экономические исследования.

Цена в редакции (без стоимости пересылки) - 143 руб.

Справки по вопросу приобретения книг по телефону:

(495) 737-39-27, e-mail: radios_hl@mtu-net.ru, www.techbook.ru.

Заказать книги наложенным платежом можно, выслав почтовую открытку или письмо по адресу: 107113, Москва, а/я 10, "Dessy"; тел. (495) 304-72-31 или по электронной почте: post@dessy.ru

Комментарий. Пакет программ GRETL распространяется бесплатно. Поэтому, хотя он охватывает лишь алгоритмы т.н. "убогой эконометрики", может быть использован при преподавании на уровне вводных курсов эконометрики (А.И. Орлов).

*   *   *   *   *   *   *

Книга Н.А. Цейтлина "Из опыта аналитического статистика"

Вышла книга Н.А. Цейтлина "Из опыта аналитического статистика".

Рекомендую.

Ниже - мое предисловие.

Заказы можно присылать по адресу: mzpress@mail.ru

Контактный телефон 8-916-916-12-09

Цена книги с доставкой по Москве - 500 руб.

Цена при доставке книги наложенным платежом по России - 600 руб.

Несколько слов к читателю (вместо предисловия)

Книга Н. А. Цейтлина "Из опыта аналитического статистика" интересна, прежде всего, описанием "кухни" работы специалиста по анализу статистических данных.

Кому и для чего нужна эта книга? В своей профессиональной деятельности - инженеру, менеджеру, экономисту, научному работнику, практически любому специалисту приходится сталкиваться с необходимостью осознанно и квалифицированно применять методы анализа данных, основанные на теории вероятностей и статистике.

Читатель может использовать книгу Н.А. Цейтлина, по крайней мере, на трех уровнях. Сразу отметим, что предполагается знакомство читателя с вводным курсом "теории вероятностей и математической статистики", который читают математики студентам многих вузов на втором году обучения.

Первый уровень - знакомство с различными статистическими методами. Хотя есть много иных учебников (сотни и тысячи), старых и новых, с теоретическим уклоном или ориентированных на конкретную область применений - экономику, социологию или медицину. Но не всегда эти книги под рукой.

Второй уровень - описание решения конкретных прикладных задач. Таких публикаций мало, ибо мало специалистов, владеющих одновременно двумя областями, к примеру, прикладной статистикой и химической технологией. Много учебников написано, но мало рассказов о практической работе.

Обычно решению конкретных задач посвящены не монографии, а статьи в специальных журналах. К тому же чётко видны два уклона. Ориентированные на математику авторы используют прикладную область как источник примеров, причем интерпретация результатов расчетов является весьма наивной с точки зрения специалиста этой области. Если же статья написана химиком или врачом, то усечению подвергается математико-статистическая составляющая исследования. Иногда - до одной фразы: "Математические расчеты показали, что...".

Книга "Из опыта аналитического статистика" вполне соответствует названию. В ней описан опыт успешного решения важных прикладных задач.

Читатель! Вряд ли рядом с вами лежит еще одна столь же полезная книга. Хватайте её - польза и удовольствие обеспечены!

Но есть и третий уровень. Рассказ профессионала о своей работе. О том, как, для чего и почему он это делает. Такие книги исключительны. Приходят на память несколько шедевров: Н. Винер "Я - математик" (именно так! - он никогда не называл себя "кибернетиком"), Н. Н. Моисеев "Математик задает вопросы..." и "Математика ставит эксперимент". Сопоставлю с книгой "Всё о жизни" писателя М. Веллера.

Мне больше всего интересен третий уровень в монографии Н. А. Цейтлина. Первые два мне понятны и привычны. А вот ради третьего - я и сам читаю про опыт аналитического статистика, и всем коллегам советую. Конечно, третий уровень не всем доступен. Сначала надо набрать необходимый интеллектуальный багаж, приобрести опыт размышлений и практической работы.

Старое и новое. Пройдут десятилетия, и появятся новые подходы к обработке данных, новые алгоритмы и технологии. Мода в математике не раз сменится. Но задачи-то, интересующие прикладников, останутся прежними!

Врач и учитель, крестьянин и инженер решают те же задачи, что и 50 лет назад. Достаточно взглянуть на содержание раздела "Математические методы исследования" журнала "Заводская лаборатория", в котором печатаются основные отечественные работы по статистическому анализу данных. И в 60-е годы, и сейчас - тематика та же! Меняются средства, инструменты решения задач, но не сами задачи. Поэтому нет ничего удивительного, что и сейчас актуальны книги середины ХХ-го века. Например, только что выпущено очередное издание "Курса теории вероятностей" Б. В. Гнеденко, впервые опубликованного в 1950 г.

Особенно верно сказанное для такой старой науки, как статистика. Первая известная нам публикация - это Библия, Книга Чисел. Там описана перепись военнообязанных, приведено их число - 603550. Чем отличаются нынешние отчеты официальной статистики? Только тем, что используются таблицы (в Ветхом Завете все шло сплошным текстом). В ХIХ-м веке таблицы умели строить не хуже, чем сейчас. Инструментарий официальной статистики не меняется третий век подряд.

Совсем иная ситуация в области статистических методов, которым посвящена книга "Из опыта аналитического статистика". Началом современного этапа считаем 1900 г., когда Карл Пирсон начал издавать журнал "Биометрика", посвященный статистическим методам в биологии. За первую половину ХХ-го века была создана та научная дисциплина, которая и до сих пор преподается под названием "теория вероятностей и математическая статистика".

А в 60-е годы начался современный этап. Он противоречив. С одной стороны, достижения предыдущего этапа "пошли в массы", стали применяться и преподаваться. С другой стороны, стали возникать новые методы и целые разделы статистики - статистика нечисловых данных, статистика интервальных данных...

Быстрое развитие сопровождается борьбой нового со старым. Например, параметрическая статистика, в которой предполагается, что результаты наблюдений (измерений, испытаний, опытов, анализов) имеют нормальное распределение или распределение из какого-либо иного параметрического семейства, вытесняется непараметрической статистикой, свободной от этих нереалистических предположений. Однако в учебниках по-прежнему говорят о распределениях Стьюдента и Фишера, которые существуют только в головах статистиков, а не в реальном мире.

Распространенные пакеты программ по статистике (SAS, SPSS и др.) соответствуют уровню научных исследований 50-70-х годов ХХ-го века, следовательно, отстают от переднего края исследований на 30-50 лет. Так что у каждого есть выбор - пользоваться стандартными, но устаревшими пакетами, либо потратить ресурсы, чтобы войти в мир современной статистики.

Книга Н. А. Цейтлина в мире статистики. Из сказанного ясно, что работы, выполненные 20 или 30 лет назад, отнюдь не устарели. В частности, они и сейчас могли бы быть опубликованы в научных изданиях. Точнее, представим себе мысленный эксперимент. Берется работа Н. А. Цейтлина тех лет, перепечатывается и направляется в подходящий по тематике журнал. Естественно сделать косметический ремонт - заменить фамилии авторов, название места их работы, чисто формально "омолодить" список литературы (например, ссылку на учебник Б. В. Гнеденко 1950 г. заменить ссылкой на его седьмое издание 2001 г.). Можно предсказать, что такая статья почти наверняка будет опубликована, причем не будет заметно выделяться на фоне других статей. И никто не обнаружит сдвига во времени.

Конечно, есть и прогресс. Если раньше для визуализации данных вручную наносили точки на миллиметровую бумагу, то сейчас естественно поручить компьютеру сделать это на экране монитора (опция "корреляционное поле"). А вот на каком компьютере и с помощью каких программ проведены расчеты, совершенно безразлично. Компьютеры и версии программных продуктов меняются часто, для определенности, - раз в пять лет, а время смены подходов и методов анализа данных - на порядок больше (для определенности - 50 лет).

По моей личной оценке, предыдущая статистическая парадигма сформирована в 50-60-х годах, а современная рождается сейчас, она отражена в моих учебниках "Прикладная статистика" (2006), "Эконометрика" (2002, 2003, 2004) и иных, представленных на сайте "Высокие статистические технологии" (http://orlovs.pp.ru).

В современной научно-технической литературе имеется много противоречащих друг другу подходов, утверждений и результатов. Встречаются и грубые ошибки, в том числе в таких ответственных документах, как государственные стандарты по статистическим методам управления качеством продукции. Или в учебниках по т. н. "общей теории статистики", рекомендованных так называемым "министерством образования". Подробно об этом рассказано в названных выше наших учебниках.

Конечно, не собираюсь утверждать, что по многим вопросам анализа статистических данных "есть два мнения: одно - мое, другое - неправильное". Дискуссии продолжаются. Так, в ряде ситуаций практически работающему статистику приходится выбирать между двумя возможностями. Либо использовать методы на основе нереалистической гипотезы нормальности распределения результатов наблюдений, надеясь, что отклонения от нормальности незначительно отразятся на качестве выводов. Либо применять методы на основе асимптотических результатов математической статистики (обычно на основе центральной предельной теоремы теории вероятностей), предполагая, что объемы выборок достаточно велики, чтобы можно было пользоваться асимптотикой. Выбор субъективен!

Сформулируем основную проблему. Приходится обрабатывать данные, опираясь на предпосылки, которые практически всегда более или менее нарушаются. Причем не ясно, как эти нарушения влияют на качество выводов. Эта проблема подробно обсуждается в книге Н. А. Цейтлина.

Конечно, в каждом конкретном случае с помощью новых исследований удается продвинуться в решении этой проблемы. Однако в современной статистической теории имеется масса нерешенных задач. Например, неясно, каким методом проверять однородность двух независимых выборок. Это - одна из задач "цахкадзорской тетради", составленной нами в 1981 г. вместе с Н. Г. Загоруйко, с целью наметить пути перспективных научных исследований в области прикладной статистики.

За каждой решённой задачей встают десятки нерешённых. Поэтому аналитическая статистика - это не только наука, но и искусство.

Иногда возникают забавные коллизии. Сто лет назад сотрудник пивоваренного завода Госсет разработал метод проверки равенства математических ожиданий для двух выборок из нормальных распределений с одинаковыми дисперсиями. Хозяин завода, опасаясь проникновения конкурентов в "ноу-хау" своего предприятия, запретил Госсету публиковаться под своим именем. И он взял псевдоним "Стьюдент". Так появился всем известный критерий Стьюдента.

Особенно его полюбили медики. Не владея статистической теорией, они записали в своих методиках правила расчета, не обращая внимания на проверку предпосылок. И были правы, поскольку проверить нормальность по тем объемам данных, которые у них обычно есть, невозможно в принципе, а проверка равенства дисперсий - более сложная задача, чем проверка равенства математических ожиданий.

В 1987 г. я напечатал в "Вестнике Академии медицинских наук" статью, в которой показал, что при больших объемах выборок предположение нормальности не нужно (нужный эффект обеспечивается центральной предельной теоремой), а при равном или близком объеме выборок равенство дисперсий также не требуется. Другими словами, если объемы двух выборок достаточно велики (не менее нескольких десятков) и равны, то проверка равенства математических ожиданий с помощью критерия Стьюдента дает правильные результаты, независимо от того, выполнены ли предпосылки нормальности и равенства дисперсий или нет.

Но самое интересное началось через 10 лет. Нашелся деятель, который решил обыграть тот факт, что медики не обращают внимания на проверку предпосылок применимости критерия Стьюдента. Он решил собирать такие работы (т. е. большинство среди научных медицинских исследований) и помещать их в "кунсткамеру" как нарушителей правил статистического анализа. Мою упомянутую выше статью 1987 г. он поместил на свой сайт. Поэтому знал, что выводы в большинстве таких работ вполне обоснованы. Цель понятна - заставить медиков обратиться за консультациями. Ненаказуемый рэкет на научной основе!

Много интересного в мире статистики и статистиков. Книга "Из опыта аналитического статистика" занимает в нём достойное место. Наука и искусство аналитической статистики рассмотрены на основе личного опыта теоретической и прикладной работы на уровне, адекватном современному состоянию статистической науки.

Хорошо сделано! Несколько десятилетий я знаком с Н. А. Цейтлиным и его работами. Можно сказать, почти всю творческую жизнь рядом. Некоторые контакты отражены в тексте этой книги.

Одна из основных заслуг автора - разработка понятия АС (аналитический статистик), - содержания его работы. Я ведь тоже - аналитический статистик. Работал и работаю вместе с экономистами, социологами, стандартизаторами, медиками. Приятно читать книгу соратника. Тем более, написанную с такой заботой о читателе, превосходным литературным языком. Помогают пониманию отступления и эпиграфы, связь с этапами профессионального и жизненного пути автора.

Сначала я собирался комментировать страницу за страницей. Потом стало ясно, что на каждую страницу текста хочется написать по крайней мере столько же комментариев, и я загрустил. Впрочем, такая же ситуация складывалась и с рукописями некоторых других авторов.

Потом я решил рассматривать книгу Н. А. Цейтлина как одну среди ряда публикаций по статистической теории и практике. И тогда стало ясно, что нет необходимости обсуждать здесь преимущества непараметрической статистики по сравнению с гауссовскими моделями. Поскольку об этом много сказано в моих учебниках "Прикладная статистика", "Эконометрика" и других, представленных, в частности, и на вышеупомянутом сайте http://orlovs.pp.ru. Приглашаю заинтересованных читателей самостоятельно сопоставить содержание этих учебников и книги "Из опыта аналитического статистика".

Отмечу, что по многим вопросам мы с Н. А. Цейтлиным придерживаемся различных взглядов. Это касается как теоретических вопросов, так и оценки роли отдельных персон. Некоторые термины автор книги "Из опыта аналитического статистика" использует нестандартно, не так, как в моих учебниках, например, "шкала интервалов".

Есть у Н. А. Цейтлина много точек соприкосновения с другими исследователями. Один из моих учителей В. В. Налимов отстаивал необходимость развертывания системы статистических консультаций. Понятие "аналитический статистик" близко к понятию "консультант", но есть и различие. Консультант находится "снаружи" по отношению к консультируемой организации, его место работы - ВУЗ или специализированная организация. А "аналитический статистик" находится "внутри". Плюсы и минусы каждой из этих двух организационных схем очевидны. А вот содержание работы, требования к подготовке консультанта и аналитического статистика достаточно близки.

Приглашаю читателей творчески относиться к рассуждениям автора. Отталкиваться от его мыслей, формулировать своё видение обсуждаемой проблемы и путей её решения.

В добрый путь!

Президент Российской ассоциации статистических методов,
доктор технических наук, профессор
А.И. Орлов
3 сентября 2006 г.

*   *   *   *   *   *   *

В мире формул

Предварительные итоги

(Материалы к научной автобиографии)

А.И.Орлов
Москва, 2007

Продолжение
(Начало, включая содержание книги - в выпуске No.323 от 2 апреля, продолжение - в выпусках No.No.324-335 от 9, 16, 23 и 30 апреля, 7, 14, 21 и 28 мая, 4, 11, 18 и 25 июня 2007 г.)

Вопросы обучения в средней и высшей школе

1. Онтодидактика

2. Математическое моделирование процессов обучения

3. Информационные технологии в обучении

4. Общие проблемы обучения

5. Методика внеклассной работы по математике

6. Математическая экономика для школьников

7. Эконометрика как учебная дисциплина

8. Опубликованные программы

В этом разделе рассмотрены работы, посвященные теории обучения в средней и высшей школе. Под словом "теория" понимаю обсуждение на научном уровне проблем содержания и методики обучения. Раздел тесно соприкасается и переплетается с разделами "Внеклассная математика" и "Основные монографии", в которых описаны публикации о содержании занятий по конкретным темам и выпущенные учебники (см. также об учебниках и учебных пособиях раздел "Экология" и иные). Таким образом, данный раздел описывает "надстройку" над преподаванием конкретных дисциплин.

1. Онтодидактика

Онтодидактические разработки были начаты в рамках работ по внеклассной математике (см. соответствующую тему). Онтодидактика - термин члена-корреспондента АН СССР А.А. Ляпунова. Он означает работу по включению новых научных результатов в образовательный процесс. Для осуществления онтодидактической деятельности надо быть на переднем крае научных исследований и одновременно уметь адаптировать последние научные результаты к виду, приспособленному для восприятия учащимися в процессе обучения в средней или высшей школе. С 1993 г., перейдя на преподавательскую работу, я занимаюсь прежде всего онтодидактикой, разрабатывая учебные курсы, учебники и учебные пособия, нацеленные на онтодидактическую адаптацию последних научных результатов.

Первая онтодидактическая разработка была выполнена горазло раньше - в 70-х. Она касалась строгого анализа классической модели Вильсона управления запасами:

76. Орлов А.И. Про управление запасами. - В сб.: Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1975. С.10-20.

Научная новизна состояла в том, что впервые была строго поставлена и решена задача оптимизации в постановке естественной общности, выявлен ряд неклассических эффектов. Например, оказалось, что формула квадратного корня, как правило, не дает оптимальный план, а только асимптотически оптимальный. Изучение устойчивости позволило получить практически полезные выводы, отраженные в ряде публикаций, в частности, в монографии:

131. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях (Серия "Проблемы советской экономики"). - М.: Наука,1979.- 296 с.

На наш взгляд, именно эта разработка (No.76) больше всего подходит для первого знакомства студентов и школьников с основами экономико-математического моделирования. Она была включена во "Внеклассную работу по математике" в качестве одной из тем:

94. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977. 288 с. (18,0 п.л.). - Второе издание, исправленное и дополненное (М.: Просвещение, 1984). - Перевод на молдавский язык (Кишинев: Лумина, 1980). - Перевод на литовский язык (Каунас: Швеса, 1982). - Перевод на казахский язык (Алма-Ата: Мектеп, 1986).

В несколько расширенном виде эта разработка (No.76) была издана в виде методических рекомендаций:

323. Орлов А.И., Конюхова Т.А. Математические модели в экономике. Модель Вильсона управления запасами. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 31 с.

Затем эта разработка вошла в качестве раздела в учебную литературу:

600. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 496 с. (Серия "Учебный курс")

616. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

Иной оказалась судьба онтодидактической разработки по основам теории вероятностей:

87. Орлов А.И. Вероятностное пространство, неравенство Чебышева и закон больших чисел - основа курса теории вероятностей для школьников. - В сб.: Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1976. С.13-29.

Ее цель - дать строгое изложение основных идей (указанных в названии), доступное школьникам. Опыт преподавания показал, что идея осуществима. Однако во "Внеклассную работу по математике в 6-8 классах" она не вошла - я был вынужден согласиться с мнением А.Л. Розенталя, что изложение слишком сложно даже для учеников 8 класса. Во "Внеклассную работу по математике" включен более простой, но и более стандартный материал.

В 80-е годы эта онтодидактическая разработка вошла в подготовленную к изданию монографию "Статистические методы стандартизации и управления качеством", выход которой был сорван в результате вредительской деятельности А.А. Богатырева (см. раздел "Стандартизация и управление качеством").

Практически в исходном виде (см. No.87) эта разработка вышла в качестве методических рекомендаций:

324. Орлов А.И., Миронова И.Ю. Математические модели в экономике. Вероятностное моделирование неопределенностей в экономике. Основные понятия. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 28 с.

Затем она вошла в качестве раздела в учебную литературу последних лет:

611. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2006. - 672 с.

616. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

Ясно, что онтодидактические исследования - неотъемлемая часть подготовки учебных текстов на основе результатов научных разработок. Хотя я постоянно подчеркиваю, что мои учебники последних лет составлены на основе научных публикаций, но реально научные статьи подвергались онтодидактической переработке, адаптации к учебному процессу. Наиболее ярко это проявляется к отборе материала и отсутствии доказательств. Сравните, например, рассказ об оценивании параметров гамма-распределения в исходном издании:

177. Орлов А.И. ГОСТ 11.011-83. Прикладная статистика. Правила определения оценок и доверительных границ для параметров гамма-распределения. - М.: Изд-во стандартов, 1984. - 53 с. - Переиздание: М.: Изд-во стандартов, 1985. - 50 с. (указаны соавторы: Миронова Н.Г., Бендерский А.М., Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д., Фомина Л.А., Невельсон М.Б.)

и в учебнике:

611. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 672 с.

Ясно также, что онтодидактические исследования опираются на результаты анализа состояния и перспектив развития соответствующих научно-практических дисциплин. Поэтому они являются неотъемлемой частью деятельности творчески и ответственно работающего преподавателя.

Проблемам онтодидактики посвящен доклад:

596. Орлов А.И. Высокие статистические технологии - из науки в преподавание. - В сб.: Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - С. 555-556.

Основная мысль выражена в названии. Речь идет о фундаментальной цели моей преподавательской деятельности.

2. Математическое моделирование процессов обучения

Для управления учебным процессом и его оптимизации полезны математические модели образовательной деятельности.

В докладе 20 февраля 1974 г. на семинаре "Многомерный статистический анализ и вероятностное моделирование реальных процессов":

69. Орлов А.И. Проблемы устойчивости в некоторых моделях управления запасами и ресурсами. - В сб.: Алгоритмы многомерного статистического анализа и их применения. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1975. С.94-105,

было получено, в частности, следующее:

- построена модель образовательного процесса, в которой с помощью принципа максимума Л.С. Понтрягина найдено оптимальное распределение учебного времени между лекциями и решением задач;

- построена модель массового обслуживания для расчета оптимального числа преподавателей на занятиях математического кружка (группы ВМШ).

Система проведения занятий математического кружка (группы ВМШ) описана в небольшой монографии:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

Учащиеся решают задачи, по ходу решения консультируются с одним из преподавателей и в конце работы над задачей отчитываются перед преподавателем. Ясно, что такая система обучения может быть применена для различных контингентов учащихся, вплоть до топ-менеджеров, с которыми я имею дело в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ясно, что в учебном процессе описанного типа участвуют несколько преподавателей. А сколько именно? Предлагается определить это оптимальное число преподавателей на основе модели массового обслуживания.

Подробное изложение описанных выше результатов было опубликовано несколько позже:

112. Орлов А.И. Математические модели отдельных сторон обучения математике. - В кн.: "Сб. научно-методических статей по математике. (Проблемы преподавания математики в вузах.)" Вып.7. - М.: Высшая школа, 1978. С.28-34.

Основной результат, полученный в модели образовательного процесса, состоял в том, что оптимальное распределение учебного времени между лекциями и решением задач должно быть 1:2 в основной части учебного процесса. В начале следует решать задачи, чтобы выйти на требуемый уровень понимания. В конце же - только слушать лекции. Мне рассказывал А.Л. Розенталь, что эти рекомендации использовались при обсуждении вопросов планирования учебного процесса в Московском институте стали и сплавов.

К математическому моделированию процессов обучения относятся и работы по педагогической квалиметрии, прежде всего связанные с теорией измерений:

65. Орлов А.И. Проблема учета неопределенностей реальных явлений в математических моделях. - В сб.: Проблемы педагогической квалиметрии. Вып.2. - М.: Изд-во МГПИ, 1975. С.180-187.

584. Орлов А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика. - Журнал "Педагогическая диагностика". 2004. No.2. С.44-56.

Отметим также недавние публикации, связанные с применением экспертных технологий в проблематике тестирования знаний:

597. Михалева Т.Г., Орлов А.И. Об актуальности разработки научно обоснованных методик отбора содержательной компоненты в образовании. - Журнал "Вопросы тестирования в образовании". 2005. No.1(13). С.7-13.

598. Михалева Т.Г., Орлов А.И. Обоснование разработки методик отбора содержания образования. - Журнал "Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. No.3(42). С.48-51.

Необходимо подчеркнуть перспективность для развертывания дальнейших исследований постановку проблемы сертификации систем обучения:

311. Орлов А.И. Сертификация статистических методов, пакетов программ и систем обучения. - В сб.: Международная конференция по интервальным и стохастическим методам в науке и технике (ИНТЕРВАЛ-92). Москва, 22-26 сентября 1992 г. Сборник трудов. - М.: Изд-во МЭИ, 1992.Том 1. С.125-128. Т.2. С.88-88.

Еще один цикл работ связан с проведением выборочных исследований (опросов) учащихся и обработкой результатов.

Опросы социологического типа использовались как в Вечерней математической школе при Московском математическом обществе, так и работе нашего отдела "Встречи с тремя неизвестными" в массовом (типовой тираж номера - 1,5 млн.экз.) журнале "Пионер". Некоторые полученные результаты вошли в публикации, посвященные этим образовательным структурам:

9. Орлов А.И., Розенталь А.Л. Вечерняя математическая школа. - Журнал Квант". 1970. No.3. С.61, 64.

45. Орлов А.И. ВМШ при Московском математическом обществе. - Журнал "Квант". 1973. No.9. С.72-73, 80.

59. Орлов А.И., Розенталь А.Л. Встречи с тремя Неизвестными. - Журнал "Квант". 1974. No.3. С.68, 78-79.

86. Орлов А.И. О математическом разделе "Встречи с тремя Неизвестными" журнала "Пионер". - В сб.: Заочное обучение математике школьников 8-10 классов. - М.: Изд-во НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1976. С.78-81.

В итоговой монографии продемонстрировано, как результаты этих опросов использовались в образовательном процессе и при управлении ВМШ:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

Наиболее обширное анкетное исследование было проведено в 1975 г. ВМШ совместно с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Некоторые его итоги (вместе с анализом предыдущих исследований) были подведены в статье:

98. Орлов А.И., Гусейнов Г.А. Математические методы в изучении способных к математике школьников. - В сб.: Исследования по вероятностно-статистическому моделированию реальных систем. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1977. С.80-93.

К сожалению, нам не известно, были ли осуществлены какие-либо публикации нашими партнерами из НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Время от времени опросы студентов проводим и сейчас.

Интерес к педагогическим исследованиям сохранился до настоящего времени:

573. Орлов А.И. Предисловие. - В кн.: Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004 (серия "Статистические методы"). - С.4-5.

Книгу Д.А. Новикова, вышедшую под моей редакцией, рекомендую всем специалистам, ведущим педагогические исследования.

Работы по математическому моделированию процессов обучения целесообразно продолжить.

3. Информационные технологии в обучении

В 1992 г. я принимал участие в подготовке мультимедийного образовательного продукта по интервальной и нечеткой математике и статистике. Эта работа проводилась в Центре новых образовательных технологий Московского энергетического института под руководством проф. А.П. Вощинина.

В 1993-95 гг. я участвовал в попытках использовать в учебном процессе МГИЭМ (ту) электронного учебника по экономической теории, разработанного в ЦЭМИ РАН.

В учебном процессе лицея No.1840 (1993-1999) постоянно использовались информационные технологии, что нашло свое отражение в отчетах, написанных для руководства лицея и спонсоров (эти отчеты в список трудов не включены, поскольку у меня нет информации об их официальной регистрации).

Однако эти работы не оставили следов в публикациях. Первая публикация относится к 1999 г.:

462. Орлов А.И., Тимофеев Л.П. Электронные учебники по экологическим дисциплинам. - В сб.: Математические методы в технике и технологиях - ММТТ-12: Сб. трудов Международной научной конференции. В 5-ти т. Т.3. Секции 5,6,7 / Новгородский государственный университет. Великий Новгород, 1999. С.86-86.

Сводка накопленных результатов содержится в статьях:

483. Орлов А.И. Компьютерные технологии в обучении основам экономических и иных знаний. - Журнал "Компьютеры в учебном процессе". 2000. No.6. С.69-90.

575. Орлов А.И. Об информационных технологиях обучения в средней и высшей школе. - Журнал "Телекоммуникации и информатизация образования". 2004. No.1(20). С.28-43.

В них рассказано также о программных продуктах Всесоюзного центра статистических методов и информатики и перспективах их использования в учебном процессе.

Интерес для преподавания представляет статья:

484. Орлов А.И. Новая математико-статистическая хронология: триумф современных компьютерных технологий. - Журнал "Компьютеры в учебном процессе". 2000. No.6. С.91-114.

В ней систематизированы методы статистического анализа данных, которые полезны для анализа письменных источников с целью восстановления хронологии. Другими словами, в этой статье рассмотрена научная база новой статистической хронологии, разрабатываемой группой академика РАН А.Т. Фоменко.

4. Общие проблемы обучения

В этом подразделе собраны статьи общего характера.

Судьба средней школы в современных условиях обсуждается в статье:

329. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы. - Международная газета "Наука и технология в России". 1994. No.3(5). С.28-29.

Часть вытесненных из науки и промышленности специалистов пришла в среднюю школу и подняла уровень знаний в предметных областях. Одновременно ослаб контроль сверху. Появилась возможность творчества.

Мои взгляды на экономическое образование отражены в принципиально важной статье:

350. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию. - Международная газета "Наука и технология в России". 1995. No.4(10). С.23-24.

Преемственность между специализированными классами средней школы и профильным вузовским образованием рассмотрена в статье:

419. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали "Школа-Вуз" при преподавании экономики. - В сб.: Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Вып.2. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С.70-73.

Формулировка проблемы проста: в специализированных классах (в том числе в физматшколах) ученики получают во многом те же знания, что и на первых курсах вузов (по тому же профилю обучения). Поэтому естественно сформировать из выпускников спецшкол группы студентов, с которыми вести интенсивные занятия. Иначе студенты из выпускников спецшкол потеряют время и темп. Однако это простое предложение ни один вуз не решается реализовать.

Принципиально важным является доклад:

596. Орлов А.И. Высокие статистические технологии - из науки в преподавание. - В сб.: Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - С. 555-556.

Приходится признать, что основные мои представления о процессе обучения пока не нашли адекватного отражения в публикациях. Надо написать об этом большую работу, в которой последовательно развернуть изложение выводов, к которым я пришел в итоге моей преподавательской деятельности, начавшейся более сорока лет назад - в 1965 г.

5. Методика внеклассной работы по математике

Перейдем к обсуждению вопросов обучения конкретным дисциплинам.

Начнем в проблем разработки научных основ деятельности Вечерней математической школы при Московском математическом обществе. Мы придавали большое значение научному обоснованию деятельности ВМШ. Как директор ВМШ я инициировал создание научно-исследовательского сектора ВМШ и возглавил его. Работы шли по нескольким направлениям (см. раздел "Внеклассная математика").

В число педагогических наук входит методика математики. Как мы, так и другие авторы рассматривали опыт ВМШ и "Пионера" в стиле этой науки. Например:

86. Орлов А.И. О математическом разделе "Встречи с тремя Неизвестными" журнала "Пионер". - В сб.: Заочное обучение математике школьников 8-10 классов. - М.: Изд-во НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1976. С.78-81.

Основные методические идеи, положенные в основу деятельности ВМШ, рассмотрены в брошюре:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

Приведем "Содержание" этой брошюры.

1. О создании научных основ работы математических кружков.

2. Организация и методика Вечерней математической школы при Московском математическом обществе.

2.1. Ученики ВМШ.

2.2. Организация занятий групп.

2.3. Темы занятий групп.

2.4. Конкурс по решению задач.

2.5. Преподаватели ВМШ.

3. Роль и место олимпиад в системе математического просвещения.

Литература (85 названий).

Интересна история этого издания. Статья была написана летом 1978 г. для сборника:

Многомерный статистический анализ (математическое обеспечение) / Научные редакторы С.А. Айвазян, С.Е.Кузнецов. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979. - 222 с.

Однако к тому времени я уже ушел из ЦЭМИ АН СССР, и редакторы сборника (и члены группы поддержки, в том числе И.В.. Евстигнеев) решили, что тематика моей статьи не соответствует тематике сборника. Это, конечно, верно, хотя ряд включенных в итоге в сборник статей не имел отношения к многомерному статистическому анализу. Например, те статьи, которыми я заменил работу про ВМШ:

135. Орлов А.И. Горизонтная устойчивость двухуровневой модели управления запасами. - В сб.: Многомерный статистический анализ (математическое обеспечение). - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979. С.187-199.

136. Орлов А.И. Существование асимптотически оптимальных планов в дискретных задачах динамического программирования. - В сб.: Многомерный статистический анализ (математическое обеспечение). - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979. С.201-213.

Попытка предложить брошюру про ВМШ издательству "Знание" для серии "Математика. Кибернетика", в которой уже вышли брошюры про Колмогоровский интернат и Всесоюзную заочную математическую школу, провалилась. На мою беду Б.В. Гнеденко перестал быть председателем издательского совета, а новое руководство проталкивало своих авторов (чем в итоге и загубило серию). Аргументация была простая: почему рассказывать о ВМШ при Московском математическом обществе, давайте обо всех ВМШ...

В итоге рукопись у меня лежала до тех времен, когда я стал директором Всесоюзного центра статистических методов и информатики. Тогда я решил выпускать свое издание - Бюллетень Всесоюзного центра статистических методов и информатики. В первом выпуске должны были быть научные статьи (подготовка номера не была закончена), а вот No.2 - про ВМШ.

Но и тут неясность. Издательство не обозначено (какой-то НИИ, за 300 экз. заплатили 700 советских рублей), тираж не указан, классификационных номеров нет. Поступило ли это издание в центральные библиотеки? Хорошо, что у меня осталось еще несколько десятков экземпляров.

Целесообразно сделать брошюру:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

доступной современному читателю.

6. Математическая экономика для школьников

Еще раз я работал со школьниками в 1993-99 гг. в лицее 1840 (ранее 1140). Я преподавал математическую экономику в классах, ориентированных на МИЭМ. В публикациях отражено мало. Описана методологическая база построения курса:

329. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы. - Международная газета "Наука и технология в России". 1994. No.3(5). С.28-29.

350. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию. - Международная газета "Наука и технология в России". 1995. No.4(10). С.23-24.

Опубликована программа:

372. Орлов А.И. Программа курса "Математическая экономика". - В сб.: Программы по математике и прикладным математическим дисциплинам для школ с углубленным изучением математики, лицеев, гимназий и колледжей. - М.: Департамент образования, 1996. С.18-35.

Опубликована одна теоретическая работа, содержание которой ясно из названия:

419. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали "Школа-Вуз" при преподавании экономики. - В сб.: Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Вып.2. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С.70-73.

В этой статье, в частности, дан перечень экономических догм массового сознания.

Укажем методические разработки, выпущенные в МГИЭМ (ту):

323. Орлов А.И., Конюхова Т.А. Математические модели в экономике. Модель Вильсона управления запасами. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 31 с.

324. Орлов А.И., Миронова И.Ю. Математические модели в экономике. Вероятностное моделирование неопределенностей в экономике. Основные понятия. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 28 с.

325. Математические модели в экономике. Расчет индекса инфляции / Орлов А.И., Балашов В.В., Куроптев О.В., Канакова Е.М., Рафальская А.С. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 32 с.

Хотя они предназначены для студентов (и использовались при преподавании курса "Основы экономики"), включенный в них материал мы рассказывали школьникам двух старших классов в курсе "Математическая экономика".

Прекратил работу я в лицее 1840 с окончанием 1998/99 учебного года в связи с недостатком времени из-за перехода на основную работу в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Планы подготовить книгу для школьников по математической экономике не осуществились. Жаль, материала было достаточно. Целесообразно вернуться к этой идее.

7. Эконометрика как учебная дисциплина

Как известно, эконометрика - это статистические методы в экономике. Впервые в названии моей публикации этот термин появился в 1997 г.:

378. Орлов А.И. Современная эконометрика. - Международная газета "Наука и технология в России", 1997. No.1 (18). С.16-17.

В этой статье я выразил свое представление о содержании эконометрики и ее структуре, которое затем было развернуто в виде лекционных курсов и соответствующего учебника:

580. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 576 с.

Любопытно, что ответственный секретарь международной газеты "Наука и технология в России" к.ф.-м.н. С.К. Козловская не увидела новизны в этой статье. Могу гордиться - изложение было настолько естественным, что принципиальная новизна не была видна. Имею в виду новизну по сравнению с той "убогой эконометрикой", которую как раз тогда стали с западной помощью внедрять С.А. Айвазян и подельники. Суть этой "троянской технологии" раскрыта в докладе:

620. Орлов А.И. Троянские технологии в инновационном менеджменте и борьба с ними. - Управление инновациями - 2006. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Доброе слово, 2006. - С.156-160.

Обоснованию разработанного мной и принятого в МГТУ им. Н.Э.Баумана (а также, например, в РЭА им. Г.В. Плеханова и АНХ при Правительстве РФ) подхода к преподаванию эконометрики был посвящен ряд статей и докладов:

459. Орлов А.И., Балтян А.В. Эконометрика - современный инструмент инженера и менеджера. - В сб.: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция "Российский вуз: в центре внимания - личность" (Проблемы воспитания). Тезисы докладов. Том 2. - Ростов - на - Дону: Донской государственный технический университет, 1999. С.228-230.

472. Орлов А.И., Фалько С.Г. Методология преподавания эконометрики на экономических факультетах технических вузов. - В сб.: Международная научно-методическая конференция "Методология преподавания статистики, эконометрики и экономико-математических дисциплин в экономических вузах" Тезисы докладов (2-6 февраля 1999 г., МЭСИ). - М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1999. - С.108-109.

473. Орлов А.И. Эконометрика и ее преподавание на кафедре. - В сб.: 70 лет кафедры "Экономика и организация производства" (1929-1999). Сб. статей под ред. С.Г.Фалько. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - С.67-75.

494. Орлов А.И. Эконометрика как наука и учебный предмет. - В сб.: "Математические методы в технике и технологиях" ММТТ-2000: Сб. трудов 13 Международной научной конференции. В 7-и томах. Том 5. Секции 6,9. / Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет). Санкт-Петербург, 2000. - С.138-140.

497. Орлов А.И., Фалько С.Г. О преподавании эконометрики в технических университетах. - В сб.: Стратегия развития университетского технического образования в России. Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции (23-24 ноября 2000 г.). - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000. С.71-73.

Связь эконометрики с другими учебными дисциплинами рассмотрена в статье:

583. Орлов А.И., Орлова Л.А. Эконометрика в обучении контроллеров. - Журнал "Контроллинг". 2004. No.3 (11). С.68-73.

Этот подраздел естественно завершить рассказом об учебнике по рассматриваемой дисциплине.

Первый мой "большой" учебник "Эконометрика" был подготовлен для обеспечения учебного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана по одноименной дисциплине. Я составил его из своих научных статей, причем в каждой главе учебника указано, где опубликованы исходные тексты. Впрочем, ряд статей в журнале "Заводская лаборатория" опубликован позже первого издания учебника, в который они вошли. Это связано с тем, что в тот период срок публикации в журнале составлял 2-3 года, а от момента сдачи учебника в издательство до его выхода прошло 9 месяцев. Вполне можно считать "Эконометрику" научной монографией. Но учебник можно напечатать гораздо проще, чем монографию. И студентам понятнее - естественно учиться по учебнику, чем по научному изданию.

Учебник выдержал три издания общим тиражом 11000 экземпляров.

525. Орлов А.И. Эконометрика. Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во "Экзамен", 2002. - 576 с.

541. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003. - 576 с.

580. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 576 с.

Причем в первом издании слово "учебник" стояло только на обложке, на титульном листе книга квалифицировалась как "учебное пособие". Это было связано в основном с опасениями репрессий со стороны официальных структур, которые ввели описание "убогой эконометрики" по Айвазяну в государственные образовательные стандарты.

Отличия между изданиями, по моей оценке, незначительны и касаются в основном предисловия. Исправлено полтора десятка опечаток. Заменен текст одного параграфа. Поэтому в учебном процессе можно использовать любое издание. На сайте помещена исходная рукопись. В издательстве ее отредактировали. Несколько сократился словесный текст, формулы остались.

Необходимо дальнейшее развитие методического обеспечения преподавания эконометрики. В настоящее время материалы семинарских занятий, контрольных и лабораторных работ, домашних заданий, экзаменационные вопросы, рекомендации по дипломному проектированию имеются только в виде рукописей. Целесообразна подготовка "Задачника" (или "Практикума") по эконометрике.

Полезна также подготовка "Краткого курса", в котором из полного учебника осталось бы только то, что реально преподается в настоящее время студентам.

Однако перманентное реформирование учебных планов мешает реализации намеченного. Курс эконометрики в настоящее время называется курсом "Прикладная статистика" (это, вообще говоря, правильно, поскольку означает всего лишь перенесение акцента с "экономики" на "статистические методы" в известном определении: "Эконометрика - это статистические методы в экономике"). А в 2007/2008 учебном году курс будет называться курсом "Организационно-экономическое моделирование". Конечно, такие переименования обосновывают появление новых книг с новыми названиями.

8. Опубликованные программы:

На бумажном носителе опубликовано всего две программы:

332. Орлов А.И. Программа курса "Экономико-математические и статистические методы в управлении предприятием". - В сб.: Методические разработки и рекомендации Межвузовского центра экономического образования преподавателям менеджмента в технических вузах. Вып.3. - М.: МЦЭО, 1994. С.72-73.

372. Орлов А.И. Программа курса "Математическая экономика". - В сб.: Программы по математике и прикладным математическим дисциплинам для школ с углубленным изучением математики, лицеев, гимназий и колледжей. - М.: Департамент образования, 1996. С.18-35.

Перечень неопубликованных программ приведен в разделе "Программы учебных курсов".

Основные написанные мною учебники указаны в разделе "Основные монографии". В некоторых коллективных изданиях я принимал сравнительно небольшое участие (несколько параграфов или глав), и они описаны в разделах, посвященных конкретным направлениям моей деятельности (см., в частности, раздел "Экология").

Программы учебных курсов

1. Ф-т "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана

2. Второе высшее образование ф-та ИБМ МГТУ им. Н.Э.Баумана

3. Бизнес-школа ф-та ИБМ (МИПК) МГТУ им. Н.Э. Баумана

4. Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова

5. Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)

6. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (Программа МВА "Топ-менеджер")

7. Международный юридический институт при Минюсте РФ

8. Московский психолого-социальный институт

9. Международный университет в Москве

При преподавании программы для своих курсов обычно разрабатываю сам. Исключением является достаточно стандартный курс "Экономика предприятия" в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Поэтому весомой частью научно-методической продукции являются авторские программы учебных курсов. Группировать их можно по-разному. Здесь я приведу перечень разработанных программ учебных курсов по образовательным структурам высшего и последипломного образования (см. о средней школе раздел "Внеклассная математика").

Разработанные мной программы выставлены на сайте в разделе "Преподавание" (сгруппированы по группам учебных предметов). Они могут быть использованы (при соблюдении норм авторского права со ссылкой на сайт) как непосредственно, так и при подготовке авторских вариантов программ заинтересованными преподавателями.

Приведенный ниже перечень не полон. В частности, отсутствуют материалы по российско-французской образовательной программе "МАСТЕР", по ВГИК им. С.А. Герасимова, по Московскому государственному университету прикладной биотехнологии, по многим курсам 60-х - 80-х годов, по работе в Политехническом музее и т.д.

1. Ф-т "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана

400. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Экономика отрасли". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997. - 9 стр.

422. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Математические методы прогнозирования". Рукопись. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 8 с.

423. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Экология и инвестиционная деятельность предприятия". Рукопись. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 8 с.

424. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Системный анализ и теория принятия решений" (для группы Газпромбанка второго образования). Рукопись. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 3 с.

426. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Моделирование экономических систем и процессов" (для группы Газпромбанка второго образования). Рукопись. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 3 с.

427. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Прогнозирование и ТЭП в отрасли". Рукопись. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 5 с.

518. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Эконометрика-1". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 11 с.

519. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Эконометрика-2". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 9 с.

520. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Организация исследовательской деятельности". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 6 с.

593. Орлов А.И., Русанова Г.В. Программа дисциплины "Прикладная статистика". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 14 с.

594. Орлов А.И. Программа дисциплины "Организационно-экономическое моделирование". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 10 с.

622. Русанова Г.В., Орлов А.И. Программа дисциплины "Прикладная статистика" для направления подготовки дипломированного специалиста 220700 "Организация и управление наукоемкими производствами". Образовательная программа (специальность) 220701 "Менеджмент высоких технологий". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 8 с.

623. Орлов А.И. Программа дисциплины "Организационно-экономическое моделирование" для направления подготовки дипломированного специалиста 220700 "Организация и управление наукоемкими производствами". Образовательная программа (специальность) 220701 "Менеджмент высоких технологий". - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 16 с.

2. Второе высшее образование ф-та ИБМ МГТУ им. Н.Э.Баумана

566. Орлов А.И. Рабочая учебная программа дисциплины "Эконометрика-1" для слушателей второго высшего образования факультета ИБМ. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 5 с.

567. Орлов А.И. Рабочая учебная программа дисциплины "Эконометрика-2" для слушателей второго высшего образования факультета ИБМ. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 4 с.

3. Бизнес-школа ф-та ИБМ (МИПК) МГТУ им. Н.Э. Баумана

561. Орлов А.И. Прогнозирование в маркетинге. - Программа курса. - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 5 с.

562. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Эконометрика". - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 8 с.

563. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Маркетинговые исследования". - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 5 с.

564. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Оценка и анализ риска". - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 6 с.

565. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Экология и инвестиционная деятельность предприятия". - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 5 с.

569. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Статистика". - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 6 с.

570. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Эконометрика в отраслях промышленности". - М.: МИПК при МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. - 7 с.

4. Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова

568. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Эконометрика". - М.: Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова, 2003. - 8 с.

625. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Методы анализа качественной информации". - М.: Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова, 2006. - 6 с.

5. Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)

322. Орлов А.И. Рабочая программа "Основы экономики. Введение в специальность" (семестры 1-4 для студентов дневного отделения МГИЭМ (ту) специальности "математические методы и исследование операций в экономике"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1993. - 19 с.

332. Орлов А.И. Программа курса "Экономико-математические и статистические методы в управлении предприятием". - В сб.: Методические разработки и рекомендации Межвузовского центра экономического образования преподавателям менеджмента в технических вузах. Вып.3. - М.: МЦЭО, 1994. С.72-73.

333. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Теория вероятностей" (4 семестр, для студентов дневного отделения МГИЭМ (ту) специальности "математические методы и исследование операций в экономике"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1994. - 11 с.

334. Орлов А.И. Рабочая программа курса "Статистика" (3 и 4 семестры для студентов дневного отделения МГИЭМ (ту) специальности "менеджмент"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1994. - 9 с.

335. Орлов А.И. Рабочая программа односеместрового курса "Статистика" (для студентов вечернего отделения МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1994. - 4 с.

336. Орлов А.И. Рабочая программа по математике (для слушателей подготовительных курсов МГИЭИ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1994. - 7 с.

354. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Основы экономической теории" (семестры 2 и 3 для студентов дневного отделения МГИЭМ (ту) специальности "математические методы и исследование операций в экономике"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1995. - 11 с.

355. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Основы экономической теории" (семестры 2 и 3 для студентов дневного отделения МГИЭМ (ту) специальности "менеджмент"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1995. - 12 с.

356. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Макроэкономика" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1995. - 7 с.

372. Орлов А.И. Программа курса "Математическая экономика". - В сб.: Программы по математике и прикладным математическим дисциплинам для школ с углубленным изучением математики, лицеев, гимназий и колледжей. - М.: Департамент образования, 1996. С.18-35.

373. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Экономико-математическое моделирование производственных систем" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1996. - 7 с.

374. Орлов А.И. Программа учебного курса "Статистика" (100 часов) для специальности "менеджмент" (061100). Рукопись. - М.: Международный центр дистанционного обучения ЛИНК (представитель Британского открытого университета в России), 1996. - 54 стр.

375. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Основы общей и экономической статистики промышленного предприятия" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1996. - 18 с.

397. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Экологические экспертизы" (3 семестр, для студентов дневного отделения МГИЭМ специальности "менеджмент"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1997. - 6 с.

398. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Экологический контроль среды обитания" (7 семестр, для студентов дневного отделения МГИЭМ (ту) специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву"). - М.: МГИЭМ (ту), 1997. - 6 с.

399. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Микроэкономика" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту), 1997. - 7 с.

420. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Управление качеством" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту),1998. - 5 с.

421. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Экологические и экономические экспертизы" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту),1998. - 5 с.

425. Орлов А.И. Рабочая программа по курсу "Социология" (для специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву" второго образования МГИЭМ (ту)). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту),1998. - 9 с.

428. Орлов А.И. Учебная программа дисциплины "Организация экспертизы инвестиционных проектов" (для студентов 5 курса дневного отделения МГИЭМ (ту) специализации "Менеджмент с усиленной подготовкой по экологии и праву"). Рукопись. - М.: МГИЭМ (ту),1998. - 7 с.

6. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (Программа МВА "Топ-менеджер")

536. Орлов А.И. Количественные методы в экономике. Программа курса и раздаточные материалы. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2002. - 12 с.

537. Орлов А.И. Экономическая статистика. Программа курса и раздаточные материалы. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2002. - 12 с.

538. Орлов А.И. Риск-менеджмент компании. Программа курса и раздаточные материалы. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2002. - 12 с.

557. Орлов А.И. Микроэкономика. Программа курса и раздаточные материалы. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2003. - 12 с.

558. Орлов А.И. Социально-экологические аспекты управления в современных условиях. - Программа курса и раздаточные материалы. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2003. - 12 с.

559. Орлов А.И. Организационные структуры и механизмы управления. - Программа курса и раздаточные материалы. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2003. - 12 с.

7. Международный юридический институт при Минюсте РФ

535. Орлов А.И. Программа курса "Экономическая теория". - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации. 2002. - 5 с.

577. Орлов А.И. Статистика. Рабочая программа. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, 2004. - 22 с.

578. Орлов А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. Рабочая программа. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, 2004. - 16 с.

579. Орлов А.И. Управленческие решения. Рабочая программа. - М.: Международный юридический институт при Министерстве юстиции РФ, 2004. - 6 с.

8. Московский психолого-социальный институт

505. Орлов А.И. Программа курса "Прогнозирование и планирование в условиях рынка". - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000 - 3 с.

506. Орлов А.И. Программа курса "Теория экономического анализа". - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 6 с.

9. Международный университет в Москве

534. Орлов А.И. Программа учебного курса "Экономическая теория". - М.: Международный университет в Москве, 2002. - 21 с.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное