Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 347


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В 347-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 17 сентября 2007 года начинаем публиковать нашу недавнюю работу по управлению инновациями "Разработка методологии и теоретических положений организационно-экономической и сетевой поддержки инновационных проектов в области высоких технологий", в которой сформулирован и развит ряд новых научных и практических идей.

Известный журналист Виктор Стефанович Кожемяко завершает статью "Где же умер Горький?" примечательными словами "Невежды сочиняют в расчете на невежд!". Ср. тему "Профессора-невежды готовят себе на смену новых невежд" на нашем форуме http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=548 .

Помещаем старинный текст (познакомился с ним в середине 60-х) из математического фольклора "Как три вектора один детерминант в нуль обратили. Народная сказка".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" (МГТУ им. Н.Э.Баумана)
Факультет "Инженерный бизнес и менеджмент"

Отчет о научно-исследовательской работе

Разработка методологии и теоретических положений организационно-экономической и сетевой поддержки инновационных проектов в области высоких технологий

Москва, 2006

Список исполнителей

Руководитель НИР - заведующий кафедрой, д-р техн. наук, проф. А.А. Колобов (введение, разд.1, заключение)

Заместитель руководителя НИР, докт. техн. наук, профессор А.И.Орлов (введение, разд.2, 3.1, заключение)

Исполнители:

Декан, докт. техн. наук, профессор И.Н.Омельченко (введение, разд.4, заключение)

Ассистент Л.А.Орлова (разд. 3.2)

Реферат

Отчет 140 с., 43 литературных источника

Ключевые слова: инновационные проекты, высокие технологии, бизнес-процессы, управление, Интернет-аукционы, оценка эффективности, риски, маркетинг, организационные структуры, экспертиза

Разработана функциональная структура Интернет-аукциона высоких технологий на основе организационно-технологической схемы реализации задачи коммерциализации результатов исследований и разработок. Предложена классификация этапов жизненного цикла инновационных проектов и структурная схема основных бизнес-процессов инновационной деятельности с использованием Интернет-аукционов. Впервые выделены 13 базовых стадий (этапов) развития инновационного проекта и проанализированы различные варианты траектории развития такого проекта.

Разработана организационно-технологическая схема системного использования современных информационных технологий для целей проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Организационно-технологическая схема предполагает создание ядра системы - Инновационного центра (ИЦ). Обоснована необходимость развертывания ИЦ - аналитического консалтингового центра, предназначенного для организационно-экономической поддержки конкретных инновационных исследований в области наукоемких технологий при подготовке и проведении Интернет-аукциона высоких технологий.

Разработана структурно-функциональная схема бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также ее компонентов для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. Предложено управлять развитием инновационными процессами на основе разработки и исполнения бизнес-планов, предложена их структура и содержание. Организационно-экономический компонент структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий включает блок оценки экономической эффективности инновационных проектов, требующих инвестиций, и блок оценки рисков инновационных проектов. В первом из них проанализированы характеристики инновационно-инвестиционных проектов, в том числе развиты новые подходы к оценке устойчивости выводов при изменении исходных предпосылок. Во втором - экономико-математическая модель и методика расчета вероятностей успешной реализации инновационных проектов в вузах и оценки соответствующих рисков. Разработан блок маркетинговой поддержки инновационных проектов как компонент структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий. В частности, предложен метод оценки функции ожидаемого спроса и эскизная экономико-математическая модель, позволяющая рассчитать оптимальные моменты выпуска на рынок новых моделей продукции.

Разработаны типовые диаграммы основных бизнес-процессов трансфера технологий через Интернет-аукционы (на основе методологии структурированного анализа и конструирования - методологии SADT - IDEF0).

Содержание

Введение

1. Разработка классификации жизненного цикла инновационных проектов и структурной схемы основных бизнес-процессов инновационной деятельности с использованием Интернет-аукционов

2. Разработка организационно-технологической схемы системного использования средств электронной коммерции для целей Интернет-аукциона высоких технологий

3. Разработка структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также ее компонентов для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий

3.1. Разработка организационно-экономического компонента

3.2. Разработка компонента маркетинговой поддержки

4. Разработка типовых диаграмм основных бизнес-процессов (на основе методологии структурированного анализа и конструирования - методологии SADT - IDEF0)

Заключение

Список использованных источников

Введение

Целью настоящего проекта является разработка функциональной структуры Интернет-аукциона высоких технологий на основе организационно-технологической схемы реализации задачи коммерциализации результатов исследований и разработок.

Дерево целей проекта исходит из необходимости решения следующих задач:

- уточнение классификации жизненного цикла инновационных проектов и разработка структурной схемы основных бизнес-процессов инновационной деятельности с использованием Интернет-аукционов;

- разработка организационно-технологической схемы системного использования средств электронной коммерции для целей Интернет-аукциона высоких технологий;

- разработка структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также ее компонентов для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий, в том числе разработка организационно-экономического компонента и компонента маркетинговой поддержки;

- разработка типовых диаграмм основных бизнес-процессов (на основе методологии структурированного анализа и конструирования - методологии SADT - IDEF0).

Подход к решению поставленных задач основан на разработках сотрудников факультета "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э.Баумана. При выполнении научно-исследовательской работы получен ряд новых научных результатов и рекомендаций, позволивших успешно решить сформулированные выше задачи. В частности, выделены 13 базовых стадий (этапов) развития инновационного проекта и проанализированы различные варианты траектории развития такого проекта. Обоснована необходимость развертывания Инновационного центра (ИЦ) - аналитического консалтингового центра, предназначенного для организационно-экономической поддержки конкретных инновационных исследований в области наукоемких технологий при подготовке и проведении Интернет-аукциона высоких технологий. Предложено управлять развитием инновационными процессами на основе разработки и исполнения бизнес-планов инновационных проектов, разработана их структура и содержание. Разработан организационно-экономический компонент структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Он включает блок оценки экономической эффективности инновационных проектов, требующих инвестиций, и блок оценки рисков инновационных проектов. В первом из них проанализированы характеристики инновационно-инвестиционных проектов, в том числе развиты новые подходы к оценке устойчивости выводов при изменении исходных предпосылок. Во втором - экономико-математическая модель и методика расчета вероятностей успешной реализации инновационных проектов в вузах и оценки соответствующих рисков. В состав блока маркетинговой поддержки инновационных проектов включены новые результаты - метод оценки функции ожидаемого спроса и эскизная экономико-математическая модель, позволяющая рассчитать оптимальные моменты выпуска на рынок новых моделей продукции. На основе методологии структурированного анализа и конструирования (методологии SADT - IDEF0) разработаны типовые диаграммы основных бизнес-процессов трансфера технологий, предусматривающих проведение Интернет-аукционов.

1. Разработка классификации жизненного цикла инновационных проектов и структурной схемы основных бизнес-процессов инновационной деятельности с использованием Интернет-аукционов

Начать необходимо с основных понятий в области управления инновациями. Затем рассмотрим этапы и типовую траекторию развития инновационного проекта в области высоких технологий.

Термин "инновация" происходит от латинского слова "innovato", что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В литературе насчитывается множество определений понятия "инновация". Будем понимать под инновацией любое нововведение или изменение. Естественно выделять научно-технические и управленческие инновации. Первые основаны на новых научных и технических решениях, а вторые - на новых организационных решениях.

Новшества и инновации. В 1911 г. И. Шумпетер выделил пять типичных изменений [1], с которыми имеет дело менеджер:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (в процессе купли - продажи);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 1930-е годы, он рассматривал инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В конце ХХ в. инновация иногда определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. С этой точки зрения непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию - результат - нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Понятия "новшество" и "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия. Новшество - это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению его эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе. А также в нормативных и методических документах (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.), отчетах о маркетинговых исследований и т. д.

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В частности, в рамках стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторский работ (НИОКР) и т.д. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

Термин "нововведение" означает, что новшество используется. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затеям продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто говорят, что инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

О трактовке основных понятий инновационного менеджмента. В термин "инновация" различные авторы зачастую вкладывают несколько различающийся смысл. Так, в [2] под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества). Оно должно удовлетворять конкретным общественным потребностям и давать те или иные положительные эффекты (экономические, научно-технические, социальные, экологические и др.). М. Хучек [3] отмечает, что в "словаре польского языка" инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу. А. И. Пригожин [4] считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, распространения на других объектах. Ю.П. Морозов [5] под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, новых организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят международной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в 1993 году в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Авторы справочного пособия [6] считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

По нашему мнению, инновация - это любое нововведение [7]. Насколько нововведение хорошо (в том или ином смысле), определяется при анализе или со временем, но эта оценка не должна входить в определение изучаемого явления.

Инновационный процесс - более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций и с различной степенью детализации.

Во-первых, он представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Опишем типовые этапы инновационного процесса.

Как правило, на первом этапе инновационного процесса проводятся фундаментальные исследования. Они обычно осуществляются в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. На данном этапе имеется наибольшая вероятность отрицательного результата, поэтому повсюду в мире финансирование фундаментальных исследований осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются в научных учреждениях всех видов и финансируются как за счет бюджета (в рамках государственных научных программ или на конкурсной основе), так и за счет негосударственных заказчиков. Только на данном этапе в качестве инвесторов могут появляться частные фирмы. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе также велика вероятность получения отрицательного результата.

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро (КБ), опытных производствах, научно-исследовательских институтах (НИИ), так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нового продукта, который заключается в запуске его в производство и выхода на рынок и движении далее по основным этапам жизненного цикла продукта. На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки технологических процессов и персонала, рекламной деятельности и др.

В России до 1990-х годов инновационная деятельность велась в основном в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством бюджетного финансирования и планирования. Ряд специалистов считает, что в современных условиях трансформации отечественной экономики особое значение приобретает развитие малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности. Причины понятны - именно малые предприятия являются наиболее мобильными и адаптирующимися предпринимательскими структурами, так как из-за ограниченности ресурсов малые предприятия вынужденно ориентированы на ускоренную разработку и способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации. По мнению других специалистов, финансовые, кадровые и иные ресурсы крупных организаций и предприятий позволяют им успешнее, чем малым предприятиям, осуществлять инновационную деятельность, особенно на стадии внедрения.

Коммерциализация инновационного проекта с использованием Интернет-аукциона. Коммерциализация инновационного проекта возможна на всех основных стадиях его жизненного цикла. Под коммерциализацией понимаем юридически закрепленный (в соответствующем договоре) переход всех или части прав на интеллектуальную собственность от одних физических или юридических лиц к другим, обычно в сочетании с адекватным движением финансовых средств и других ресурсов. Очевидно, возможна многократная коммерционализация, проект может многократно перепродаваться, переходя при этом со стадии на стадию. При подготовке к коммерционализации инновационный проект дорабатывается с целью выявления его коммерческой привлекательности и становится инновационным бизнес-проектом.

Замечание. Иногда используемое определение коммерциализации как "процесса введения инновационного объекта в хозяйственный оборот с прибылью, с учетом покрытия затрат на предшествующий научный результат" представляется неадекватным, поскольку о прибыли можно судить лишь на завершающих этапах траектории инновационного проекта (http://www.techbusiness.ru/tb/archiv/number4/page14.htm).

Коммерциализацию предлагаем проводить в форме Интернет-аукциона, т.е. на основе современных информационных технологий электронной коммерции. С точки зрения электронной коммерции особенностью коммерциализации инновационного проекта в области высокой технологии является необходимость предоставления участникам аукциона обширной информации по каждому лоту, выставляемому на Интернет-аукцион. При этом структура документации зависит от стадии жизненного цикла инновационного проекта. Целесообразны также непосредственные контакты (по Интернету) между разработчиками проекта и участниками аукциона, поскольку, очевидно, невозможно заранее предусмотреть все возможные вопросы по глубоко профессиональным проблемам разработки инновационных проектов в области наукоемких технологий.

Поскольку в процессе коммерционализации участвуют четыре стороны, то организация Интернет-аукциона должна учитывать интересы и потребности:

- "продавцов" идей и/или прав на использование интеллектуальной собственности, инновационных бизнес-проектов (и/или соискателей инвестиций);

- "покупателей" идей и/или прав на использование интеллектуальной собственности, инновационных бизнес-проектов (и/или заказчиков новых технологий);

- "продавцов" денег (инвесторов);

- "продавцов" услуг остальным участникам рынка инноваций и инвестиций (работников в сфере организационно-экономической поддержки проведения Интернет-аукционов - экспертов, аналитиков, маркетологов, оценщиков, компьютерщиков и др.).

Отметим, что торги при проведении Интернет-аукционов могут проводиться в различных формах - в виде конкурса предложений, в режиме реального времени, с предварительным отбором участников и т.п. Сложность состоит в многомерности (многокритериальности) предпочтений участников торгов, как продавцов, так и покупателей. В отличие от стандартных товаров предпочтения не сводятся к одномерному критерию - цене.

Траектория инновационного проекта. Обычно выделяют следующие этапы жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, экспертиза, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта. Иногда полезно рассмотреть стадии "Идея - НИР - ОКР - Рынок". При этом при переходе от НИР к ОКР создается т.н. "a-модель" - устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям, т.е. опытный образец. А при переходе от ОКР к рынку изготавливается т.н. "b-модель" - устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией. С течением времени инновационный проект переходит с этапа на этап. Это движение называем его траекторией.

Траектория инновационного проекта имеет три характерные точки: заявка (исходная идея) со стороны разработчиков новшества, принятие решения о финансировании проекта, окончание внедрения проекта. Обсудим переход от заявки к решению о финансировании. Второй переход принципиальных сложностей не вызывает, поскольку методы управления проектами хорошо разработаны.

Начальный этап 1 - формирование идеи, которая ляжет в основу инновационного проекта. Рождение идеи - это творческий процесс. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования формирование идеи не предполагает. Коммерциализация идеи в отдельных случаях возможна, но не через Интернет-аукцион, поскольку подготовка материалов для Интернет-аукциона выходит за пределы этапа формирования идеи.

Этап 2 "Оформление интеллектуальной собственности" состоит в формировании коллектива собственников инновационного проекта, их долевого или иного участия в расходах и доходах по мере движения по траектории инновационного проекта. В случае более одного собственника этап заканчивается подписанием договора, участниками которого могут быть как физические, так и юридические лица. По мере движения по траектории инновационного проекта могут быть подписаны новые договора по оформлению интеллектуальной собственности.

Типовая причина для конфликта возникает тогда, когда инновационная идея возникает у ее автора во время выполнения заказной НИР, в договоре на выполнение которой указано, что все полученные в процессе выполнения НИР научно-технические результаты принадлежат заказчику. Когда пришла идея - в процессе выполнения НИР или в свободное время? Относится она к тематике НИР или нет? Очевидно, обоснованные с правовой точки зрения ответы на эти вопросы трудны или даже невозможны. По нашему мнению, бесспорно право автора идеи на порожденную им интеллектуальную собственность, а интересы заказчика, владельца оборудования и т.п. могут быть учтены в форме долевого участия.

Простейший вариант оформления интеллектуальной собственности - через публикацию, на основе авторского права.

По завершении этапа 2 возможен выход на Интернет-аукцион. При этом собственники инновационного проекта принимают во внимание, что часть информации о проекте получает широкое (и неконтролируемое ими) распространение.

Этап 3 "Защита интеллектуальной собственности" состоит в подготовке и оформлении патентов и иных правовых документов, фиксирующих и защищающих права на интеллектуальную собственность, сопутствующую инновационному проекту в процессе движения по его траектории. Наличие патентов, несомненно, повышает рыночную стоимость инновационного проекта, поскольку демонстрирует положительные результаты экспертизы при выдаче патента. Однако получение патентов и иных правовых документов растянуто во времени.

Нет необходимости настаивать на обязательном правовом оформлении защиты интеллектуальной собственности перед выставлением инновационного проекта на Интернет-аукцион. Отметим, что даже наличие такой защиты не может помешать конкурентам оформить близкие по содержанию патенты. Равно как и автор идеи, лишенный по тем или иным причинам своей интеллектуальной собственности, может защитить свои права, несколько изменив формулу заявки. Каждый специалист, связанный с разработкой названий НИР, хорошо знает, что одну и ту же мысль можно выразить разными способами и, наоборот, одну и ту же формулировку можно интерпретировать по-разному. Поэтому не следует преувеличивать значение этапа 3 "защита интеллектуальной собственности", равно как и преуменьшать.

Этап 4 "НИР по тематике инновационного проекта". Часто (но не всегда) первоначальная идея нуждается в развитии. Иногда нужны фундаментальные исследования, чаще необходимы разработки, относящиеся к прикладной науке. Результаты этапа 4 отражаются в виде научных публикаций, отчетов, докладов на научно-технических конференциях, представлений на выставках, в Интернете. С точки зрения коммерционализации инновационных проектов результаты этапа 4 подтверждают и развивают первоначальную идею. Они дают потенциальным покупателям основания для участия в Интернет-аукционе, демонстрируя поддержку идеям авторов проекта со стороны научной общественности.

Этап 5. Разработка "a-модели". Большое психологическое воздействие на потенциальных покупателей оказывает демонстрация действующего устройства. Поэтому выделяем этап 5, на котором осуществляет переход от "слов" к "железу". Основным итогом этапа 5, который во многих случаях естественным образом вытекает из этапа 4, является т.н. "a-модель" - устройство, посредством которого автор/разработчик подтверждает соответствие заявленным техническим решениям. Речь идет об опытном образце изделия, который демонстрирует возможности будущего серийного изделия. Однако технологическая подготовка выпуска изделия на этом этапе еще не осуществляется, поскольку для этого необходимы опытно-конструкторские разработки, которые выполняют обычно уже другие специалисты - не инженеры-конструкторы, а инженеры-технологи.

Естественно, опытный образец подвергается техническим испытаниям, и информация о достигнутых им характеристиках доступна потенциальным покупателям.

Достаточно часто этап 5 растянут во времени, и опытный образец появляется перед глазами потенциальных покупателей узел за узлом.

Именно на этапе 5 возможность коммерциализации инновационного проекта становится заметным фактором его движения по траектории развития. На более ранних этапах потенциальные покупатели могли оценивать лишь "слова", а не "железо", а потому им требовалось решить часто непосильную задачу: смогут ли "слова" превратиться в "железо".

Этап 6. Маркетинговые исследования. После разработки опытного образца коллективы разработчиков исходной идеи обычно сталкиваются с необходимостью решения таких задач развития инновационного проекта, для решения которых у них нет необходимых ресурсов. Поэтому они делают то, что могут, а не то, что надо.

Судя по опыту МГТУ им. Н.Э. Баумана, в области высоких технологий коллективы разработчиков обычно сосредотачиваются на научно-технических проблемах новшеств, составляя календарные планы перехода к промышленному производству. Сроки и стоимость такого перехода коллективы разработчиков, как правило, приводят в своих заявках, адресованных потенциальным покупателям.

Однако маркетинговая составляющая заявки обычно проработана плохо. Не изучены предпочтения потребителей, сопоставление с разработками конкурентов является отрывочным, прогнозирование научно-технического прогресса и соответствующих изменений рынка не проводится. В результате отсутствуют как представление об объеме будущих продаж предлагаемого к реализации новшества, так и обоснование цены. Не анализируется структура потенциальных потребителей и функция спроса.

Объясняется недостаточная проработанность маркетинговой составляющей заявок очевидной некомпетентностью коллективов разработчиков конкретных новшеств в маркетинговых исследованиях. Такие исследования не относятся к их сфере деятельности и должны проводиться профессионалами-маркетологами, естественно, в сотрудничестве со специалистами в конкретной научно-технической области.

Отметим, что необходимость маркетинговых исследований становится очевидной именно после создания опытного образца (этап 5), когда продемонстрирована возможность достижения научно-технической цели проекта. На предыдущих этапах обсуждения характеристик потенциальных потребителей также ведутся, но обычно на уровне кабинетных маркетинговых исследований с использованием экспертных оценок. После создания опытного образца наряду с развертыванием кабинетных исследований потребителей и конкурентов переходят к полевым исследованиям, применяя широкий арсенал методов маркетинговых исследований, разработанных к настоящему времени отечественными и зарубежными специалистами.

Этап 7. Оценка эффективности. Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки заявки на коммерциализацию инновационного проекта, то следующим этапом является оценка эффективности при внедрении проекта. Желательна подготовка подробного или сокращенного бизнес-плана, включающего организационный план, производственный план, финансовый план и др. В бизнес-плане, в частности, должны быть оценены различные характеристики общего экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов - социальные, экологические, технологические ... В бизнес-план включают результаты маркетинговых исследований, оценку и методы управления рисками при реализации проекта.

Практика показывает, что коллективы, занимающиеся научно-технической стороной заявки, не в состоянии самостоятельно разработать полноценный бизнес-план, поскольку такая деятельность не входит в круг их профессиональных занятий. Подготовкой бизнес-планов должны заниматься специалисты в области организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности.

Совершенно очевидно, что наличие квалифицированно подготовленного бизнес-плана значительно увеличивает шансы на успешную коммерциализацию инновационного проекта.

Этап 8. Экспертиза. На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта - формирование, маркетинговые исследования, оценка эффективности, принятие решения о реализации, внедрение, контроль после внедрения, оценка эффективности реализации проекта - используются разнообразные процедуры экспертного оценивания. Организовывать и проводить такие процедуры должны профессионалы в области теории и практики экспертных оценок. Подчеркнем, что в настоящее время теория и методы экспертных оценок - широко и глубоко развитая область научно-прикладной деятельности, самостоятельная научно-прикладная дисциплина.

Особенно необходима независимая экспертиза заявки на коммерциализацию и бизнес-плана инновационного проекта перед проведением Интернет-аукциона.

Этап 9. Интернет-аукцион. В результате Интернет-аукциона может быть принято решение о реализации или о передаче прав на использование результатов, полученных в ходе выполнения инвестиционного проекта. Интернет-аукцион может быть проведен практически на любой стадии жизненного цикла инновационного проекта - от оформления прав на интеллектуальную собственность до стадии внедрения результатов инновационного проекта.

С бизнес-планом можно обращаться к заказчикам и инвесторам. Для этого естественно использовать современные информационные технологии проведения Интернет-аукционов, относящиеся к "электронной коммерции". В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработана структурно-функциональная схема бизнес-процессов Интернет-аукциона высоких технологий.

Подчеркнем ведущую роль "электронных" экономических связей субъектов инновационной деятельности, необходимость развития информационной культуры и цифровой культуры, роль мощного центрального игрока, обеспечивающего использование систем электронной коммерции и средств организационно-технологического обеспечения.

Рассмотрим основные бизнес-процессы Интернет-аукциона высоких технологий. Организационно-технологическая схема системного использования средств электронной коммерции предусматривает ведение информационных реестров, необходимых при подготовке и проведении аукционов и конкурсов, мониторинге жизненного цикла инновационных проектов.

Целесообразно использование методологии структурированного анализа и конструирования (методологии SADT - IDEF0) при разработке структурно-функциональной схемы бизнес-процессов Интернет-аукциона высоких технологий.

К составляющим структурно-функциональной схемы бизнес-процессов Интернет-аукциона высоких технологий относится, прежде всего, информационная, организационно-методическая и инструментальная среда, соединяющая интересы продавцов и покупателей информации об инновационных технологиях и/или прав на них. Выделим основные составляющие бизнес-модели: партнерская сеть, передача/приобретение информации, комплекс услуг по продвижению, доведению технологий до внедрения, предоставлению инвестиций. Очевидна роль системы баз данных (реестров), в частности, при распространении (рассылке) информации при проведении Интернет-аукциона высоких технологий, подготовке проектов к рассмотрению. А также при решении основных проблем на типовой траектории инновационного проекта: (заявка коллектива разработчиков) - (изучение потребителей и конкурентов, выявление рыночной ниши и конкурентных преимуществ инновационного проекта) - (оценка экономической и иной эффективности проекта) - (позиционирование проекта на рынке при подготовке Интернет-аукциона) - (проведение аукциона).

Этап 10. Подготовка к внедрению - ОКР и модель b. Необходимый этап жизненного цикла инновационного проекта - опытно-конструкторские работы, позволяющие перейти от опытного образца к серийному производству. В процессе ОКР разрабатываются технологические процессы, оснастка, готовится технологическая документация. Этап завершается подготовкой т.н. "b-модели" - устройства, посредством которого автор/разработчик подтверждает технологическую воспроизводимость научно-технической идеи. Речь идет о прототипе будущего серийного изделия вместе с технологической документацией.

Какими силами выполняется этап 9? Ответ зависит от момента проведения Интернет-аукциона и профессиональных возможностей коллектива разработчиков первоначальной идеи. Ясно, что технологическую подготовку выпуска изделия целесообразно увязывать с возможностями завода-изготовителя, а потому проводить силами заказчика после проведения Интернет-аукциона и получения всей необходимой документации от коллектива разработчиков первоначальной идеи. При этом должна быть обеспечена возможность консультаций со стороны коллектива разработчиков первоначальной идеи.

Возможны и иные варианты. Например, если коллектив разработчиков первоначальной идеи действует в составе научно-производственного объединения, то этап 9 может быть проведен силами "материнского" НПО.

Этап 11. Внедрение и выход на рынок. Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой конец инновационной составляющей проекта и переход к типовой ситуации производства продукции в современных условиях. Дальнейшая судьба нового товара уже не связана со специфическими проблемами разработки и внедрения научно-технических новшеств.

Этап 12. Контроль после внедрения. Однако коллектив разработчиков должен продолжать осуществлять контроль и авторский надзор за выпуском изделия, адекватно реагируя на предложения изготовителей и рекламации потребителей. Возможность и необходимость авторского надзора должна быть закреплена в договорах, заключенных по итогам Интернет-аукциона, включая соответствующие финансовые вопросы.

Этап 13. Оценка эффективности реализации проекта. Очевидно, должны быть оценены краткосрочные и долгосрочные социальные, технологические, экологические, экономические, политические последствия реализации проекта. В частности, для инвесторов представляет интерес (дисконтированный) срок окупаемости. Итоговая оценка, очевидно, может быть сделана лишь после снятия изделия с производства и исчерпания влияния выпущенных изделий на потребителей и окружающую среду.

Описание жизненного цикла инновационного проекта может быть получено с помощью табл.1.

Таблица 1.

Этапы жизненного цикла инновационного проекта и их возможные сочетания

 

Идея

НИР

Модель а

ОКР

Модель b

Рынок

Формирование

х

х

х

Х

Х

 

Защита интеллектуальной собственности

х

х

х

Х

Х

 

Маркетинговые исследования

х

х

х

Х

Х

х

Оценка эффективности инновационного проекта

х

х

х

Х

Х

 

Экспертиза

х

х

х

х

Х

х

Интернет-аукцион (принятие решения о реализации)

 

х

х

х

Х

х

Внедрение

     

х

Х

х

Контроль после внедрения

         

х

Оценка эффективности реализации проекта

         

х

Знаком "х" обозначена возможность сочетания видов деятельности, указанных в столбце и в строке. В таблице показано, что многие виды активности (формирование проекта, защита интеллектуальной собственности, маркетинговые исследования, оценка эффективности инновационного проекта, экспертизы, Интернет-аукционы) могут осуществляться на различных стадиях жизненного пути проекта - от идеи до ОКР. В таблице предусмотрена также и возможность неоднократной продажи и перепродажи проекта - на этапах от НИР до выпуска продукции.

Итак, типовая траектория инновационного процесса состоит из 11 этапов:

Начальный этап 1 - формирование идеи

Этап 2 "Оформление интеллектуальной собственности"

Этап 3 "Защита интеллектуальной собственности"

Этап 4 "НИР по тематике инновационного проекта"

Этап 5. Разработка "a-модели"

Этап 6. Маркетинговые исследования.

Этап 7. Оценка эффективности.

Этап 8. Экспертиза.

Этап 9. Интернет-аукцион

Этап 10. Подготовка к внедрению - ОКР и модель b

Этап 11. Внедрение и выход на рынок

Этап 12. Контроль после внедрения

Этап 13. Оценка эффективности реализации проекта

Возможные переходы от этапа к этапу при прохождении типовой траектории инновационного проекта описаны в табл.2. Решения о переходе к тому или иному этапу принимаются руководителями коллектива разработчиков или собственниками результатов инновационного проекта.

Таблица 2.

Переходы от этапа к этапу при прохождении типовой траектории инновационного проекта

Этап

Куда можно перейти

Наиболее вероятный переход

Примечание

1

2, 4

4, 2

Этапы 2-3 и 4-5 могут выполняться параллельно

Этапы 8 и 9 могут быть использованы на различных участках траектории

2

3, 4, 8, 9

4, 3

3

4, 8, 9

4

4

5, 2, 6, 8, 9

5

5

6, 8, 9, 2

6

К моменту окончания этапа 5 обычно заканчивается и этап 3

6

7, 8, 9

7

 

7

8, 9

8

 

8

9, 10, 4-7, 11 -13

9

 

9

10, 4-7, 11-13

10

 

10

11, 8, 9

11

Этапы 8 и 9 появляются при смене собственника результатов инновационного проекта

11

12, 8, 9

12

12

13, 8, 9

13

13

   

Завершение траектории и жизненного цикла

Примечание. Этап 8 "Экспертиза" и этап 9 "Интернет-аукцион" могут последовательно выполняться после этапов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12 в соответствии с решениями руководителей/собственников инновационного проекта. При этом этап 9 выполняется лишь в случае положительного исхода этапа 8. Возможно повторное прохождение этапов 8 и 9, сопровождающееся сменой собственника инновационного проекта. Смена собственника предусмотрена только через Интернет-аукцион.

*   *   *   *   *   *   *

Где же умер Горький?

Среди знамений нынешнего времени - ужасающее невежество и крайняя безграмотность выступающих в прессе, эфире, книгах. А также полная их безответственность за сказанное и написанное.

Вот слушаю радио "Маяк". Репортер, бодро рассуждающий о проблемах миграции населения, возвещает: "Пётр Первый предсказывал, что могущество России будет прирастать Сибирью". Всё бы хорошо, да только принадлежат эти хрестоматийные слова, известные в своё время каждому школьнику, не Петру Первому, а Ломоносову.

Но сегодня - что по радио, что по телевидению - ничего не стоит приписать высказывание одного великого другому, стихи Некрасова выдать за Пушкина, а Тютчева - за Блока. Вполне серьезно известнейшее тютчевское "Умом Россию не понять" тележурналистка приводит как блоковское, а по радио, на том же "Маяке", походя сообщается, будто Пушкин (вместо Некрасова!) написал: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

Подобного - пруд пруди. Видимо, вовсе не считается обязательным проверить то, что выдаётся для массового слушателя или читателя. Зачем, дескать, время зря тратить? Да и кто заметит...

Не только у всегда спешащих репортёров этот недуг. В солидной газете "Труд" читаю беседу серьезного вроде бы обозревателя Любови Лебединой с писателем Михаилом Веллером. Читаю - и вдруг спотыкаюсь. "А пока,- утверждает писатель,- мы живем в обществе феодальной морали, подпадающем под старинную формулировку Гопса - "война всех против всех".

Это кто же такой? Приведенная формулировка свидетельствует: конечно же, речь о великом философе Гоббсе! Но, судя по всему, обозревателем газеты услышана эта фамилия впервые. Как услышана - так и написана. Соответственно прочитают тысячи людей. И пойдёт невежество в массы.

А вы посмотрите, например, с какой солидностью и самоуверенностью вещает в своих телепередачах о знаменитостях театра и кино Виталий Вульф. Пожалуй, многим даже в голову не придёт усомниться в том, что он изрекает. Однако слушаю его рассуждения о Татьяне Дорониной, как играет она Вассу Железнову в спектакле по пьесе Горького, и вдруг узнаю: больше всего потрясает Вульфа сцена, в которой Васса принимает решение уйти из жизни.

Опять всё бы хорошо, да только за одной малостью: нет у Горького в пьесе, а значит, и в спектакле, поставленном и сыгранном Дорониной, такой сцены. Не принимает Васса Железнова решения уйти из жизни! Она умирает, что называется, своей смертью, надорвавшись душевно.

Как же после этого относиться к маститому театроведу и ко всему остальному, что он нам излагает с ученым видом знатока? Верить или нет?

А если о потрясениях, то могу именно это сказать про следующий факт, связанный тоже с Горьким. Вышла книга "Гибель Буревестника". В представлении говорится: "На редкость интересная книга широко известного журналиста и писателя, собственного корреспондента "Литературной газеты" в Париже Аркадия Ваксберга". Ну а дальше - "объективность историка, логика криминалиста и художественное прозрение", "использовано множество новых, не известных ранее документов" и т.п.

Великолепно! Однако открываю первую же страницу - и глазам своим не верю. Рассуждая о "цепи поразительных случайностей и таинственных совпадений" в жизни героя своей книги, Ваксберг вдруг выдаёт сообщение действительно потрясающее. Оказывается, Горький умер "в том самом доме, в котором двенадцатью годами раньше умер Ленин".

Открытие! Сенсация! Ясно, что помогло "множество новых, не известных ранее документов" и, конечно, сказались "объективность историка, логика криминалиста". Или, может, тут больше "художественное прозрение" из далёкого Парижа?

Да, до сих пор было известно, что Ленин умер в подмосковных Горках - и Горький тоже. Но было всегда известно, что Горки эти - совершенно разные и находятся в разных местах. Далеко друг от друга. Подмосковье-то большое, деревень, посёлков и усадеб с одинаковыми названиями здесь немало. И вот человек, взявшийся за книгу о великом писателе, но, судя по всему, мало что знавший о нём, с лёгкостью в мыслях необыкновенной, поистине хлестаковской, соединяет двое Горок в одни.

Скажите, можно ли после такого пассажа на первой странице книги верить всему, что последует дальше? По-моему, нет. "Горьковед" Ваксберг сам отрекомендовал себя полным невеждой в том, о чем взялся писать. Безответственным и самоуверенным невеждой.

Впрочем, здесь не только это. Хлестаковщина "широко известного журналиста и писателя" круто замешена, как и следовало ожидать, на ненависти к Горькому, Ленину, Сталину, ко всему советскому. Так что не случайно выдал он свой пассаж, перепутав одни Горки с другими.

Видно, впервые узнав, что великий советский писатель умер в Горках под Москвой, обрадовался, вспомнив, что и великий советский вождь умер в Горках. Тут не до проверок. Обрадовался, как может вписаться это в заранее намеченную схему "гибели Буревестника", убитого, конечно же, в результате происков злодея Сталина. И вот вам, пожалуйста:

"Был ли этот трюк (предоставление Сталиным Горькому старой дворянской усадьбы, где якобы умер Ленин.- В.К.) специально задуман самым виртуозным и самым кошмарным из всех драматургов, каких только знала история? Какая уж тут случайность: ведь вождь народов хорошо знал, чт`о за отношения сложились между лютым большевистским тираном и "основоположником" соцреализма. Отправляя писателя на тот свет в том самом доме, где двенадцатью годами раньше покинул мир изгнавший его из Советской России Владимир Ильич, Сталин явно демонстрировал свою особую любовь к ним обоим и никогда не покидавшую его страсть к зловещим метафорам".

Ну и как? Для всех, кто, подобно этому "горьковеду", не знает, где умер Горький, может прозвучать даже интересно. Хотя, чтобы воспринять такое всерьез, надо еще и не знать, что Ленин никогда и никуда Горького не изгонял.

Увы, незнающих становится всё больше. Гораздо больше, чем знающих. И внушить таковым, будто Сталин убил Горького, да еще "в том самом доме", где умер Ленин, совсем легко. Даже такому невежде, каким проявил себя в этой теме Ваксберг.

Невежды сочиняют в расчете на невежд!

Виктор Кожемяко
Обозреватель "Правды".
Газета "Правда", 2007, No.57, 1-4 июня

*   *   *   *   *   *   *

Из математического фольклора

Как три вектора один детерминант в нуль обратили.
Народная сказка

Как идут две параллели,

Да не сходятся.

Как стоят два перпендикуляра,

Да не наклонятся.

Старинная песня

В некотором пространстве, в некотором подпространстве жило-было-задано нормализованное удобопорядоченное семейство векторов - i1, i2 и i3. Не было у них ни собственных чисел, ни собственных значений, жили в чём мать родила. Из периода в период, от -π до π гнули братья спины на базисе богатого Симплекса - эксплуататора и тунеядца, который всю жизнь прожил по принципу наименьшего действия.

И не взлюбил Симплекса Комплекс. Вытворяет над ним свои комплексные штучки: то одну координату отобьёт, то другую.

- Не будет нам житья от этого Комплекса, - решили братья. - Нет на него никаких ограничений.

И задумали они обойти все пространства и все подпространства, все оболочки и многообразия, а найти правую систему координат. Вышли в чисто потенциальное поле и пошли с шагом h/2 куда глаза глядят. π идут, 2π идут, 3π идут. Стали уже попадаться изоклины. Глянули братья - прямо перед ними блестит голубым разрезом на ровной комплексной плоскости струйное течение. Не простое течение - с кавитацией.

- А не половить ли нам рыбки? - молвил i1.

- Отчего же нет? - сказали братья.

Забросили они с верхнего берега свою видавшую виды сеть. Смотрят - в сети сигма-рыба бьётся, человеческим голосом разговаривает:

- Не губите меня добры молодцы, я вам ещё пригожусь.

Выпустили её братья и дальше пошли.

Долго ли, коротко ли шли - больше нуля, меньше бесконечности - смотрят: стоит при дороге малый параметр, от голода плачет. Пожалели его братья, накормили его ядрами всвёртку, угостили и повторными. Стал тут параметр на глазах расти, а когда достиг экстремальной величины, поблагодарил братьев, сказал:

- Я вам ещё пригожусь.

Да и пропал, будто и не было его вовсе.

Потемнело тут небо, исчезло солнышко. Понеслись по дороге листья Мёбиуса, закрутились в воздухе уединённые вихри, огненные разрезы молний раскололи небесную сферу Римана. Оглянулись братья, глядь - при дороге избушка на курьих ножках.

- Избушка, избушка, повернись к нам плюсом, к лесу минусом.

Попереминалась избушка с ноги на ногу, повернулась. Вошли в неё векторы и возрадовались. Стоит в избушке стол, всякими яствами уставлен. Поели братья, спросили:

- Есть тут кто? Отзовись.

Смотрят из-под печки вылазит не-то вектор, не-то скаляр, дробной цепью закованный.

- Привет вам, благородные векторы! Я добрый волшебник Ади Аба Ата Коши Мак Лорен. Вот уже полжизни сижу я здесь под стражей злой Наблы Яги за отрицание равнозначности...

Не успел он договорить - зашумело, засвистело вокруг.

- Бежим! - вскричал Мак Лорен.

Расковали его братья и пустились вместе наутёк. Оглянулись и видят - летит по небу прекрасная Дельта. Ударилась Дельта оземь, стала на голову и обратилась в страшную Наблу Ягу.

- Чую, чую, векторным духом пахнет!

А векторов тех уже и след простыл.

Вывел Ади Аба Ата братьев на геодезическую линию, указал дорогу на Div-град, что означает Дивный город, а сам пошёл своим путём.

...И выросли перед братьями стены града великого, подобно тому, как возрастает график тангенса с аргументом, близким к π/2. И расходилось от него сияние лучистое, подобно тому, как расходятся частные суммы гармонического ряда.

Зашли братья в харчевню "V с волной", разговорились с хозяйкой, толстой, дородной Тильдой. И рассказала она им о великом несчастье, постигшем их город.

Устроил как-то правитель Div-града, великий Тензор IX инвариантный бал по случаю совершеннолетия своей дочери красавицы Резольвенты. Приехал на бал граф Икс в самосопряжённой коляске, прибыл князь Синус со своей Синусоидой. Дивные звуки К-мерной музыки, исполняемой хором высших гармоник в сопровождении ударных поляр, услаждали слух. Весь зал кружился в танце "Па dt".

Вдруг погас свет заметались по стенам фигуры Лиссажу, переполошились гости. А когда починили пробки, красавицы Резольвенты и след простыл. Как показало следствие, из теоремы о монодрамии, её похитил злой волшебник Вандермонд. Он проник на бал, нарушив условия Даламбера-Эйлера и совершив подстановку в рядах стражи.

Крепко запал в душу братья рассказ Тильды. И решили они померяться силами со злым Вандермондом, вызволить из беды красавицу Резольвенту. Отправились они в торговые ряды Тейлора, снарядились, погадали на годографе и тронулись в путь.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Тяжёлые граничные условия не позволили векторам пройти в соседнюю накрестлежащую область, населённую псевдовекторами, где господствовало классовое неравенство Коши-Буняковского. И по огибающей вышли они к точке ветвления, на которой было написано: "Направо пойдёшь - в бесконечность уйдёшь. Налево пойдёшь - координат не соберёшь. Прямо пойдёшь - транспонируешься". Задумались братья. Вдруг откуда ни возьмись - старый знакомый Ади Аба Ата Коши Мак Лорен.

- Знаю, братья, я вашу думу. Тяжёлое дело вы замыслили. Трудно одолеть Вандермонда. Смерть его заключена в детерминанте. А детерминант тот находится в додекаэдре. А додекаэдр лежит в икосаэдре. А икосаэдр тот привязан крепко-накрепко к корням полинома Лежандра, первый узел - простой, второй - морской, третий - логарифмический. А полином тот растёт в изолированной точке и добраться до него нелегко. Лежит она за 3+9 земель в пространстве хана Банаха. И охраняет её чудище с трансцендентным числом ног, по кличке Декремент. Тот детерминант надо достать и приравнять нулю.

Показал им Ади Аба Ата дорогу, и вышли по ней братья к границам непустого множества, заполненного несжимаемой жидкостью. Стоят, гадают, как им быть - не знают. Вдруг откуда ни возьмись - сигма-рыба.

- Вот и пригодилась я вам, добры молодцы!

Перевезла их всех, объяснила дорогу дальше.

Не успели братья и двух периодов пройти, преградил им путь разрыв второго рода. Опечалились векторы. Да предстал перед ними малый параметр.

- Вот и пригодился я вам, братья!

Ударился оземь, разложился по своим степеням, и перешли братья на другую сторону.

- А теперь, - говорит им параметр, - идите по следам матриц, прямо до изолированной точки.

Отыскали братья следы, смотрят - расходятся они на три стороны. Отправились они каждый по своему направлению. Шёл-шёл i1 - вдруг как из-под земли выросли перед ним неисчислимые орды хана Банаха, все, кроме быть может, одного, одетые в жорданову форму, подстриженные под скобку Пуассона.

- Эх, - опечалился вектор, - нет со мной моих любимых братьев! Да ничего! i1 в поле воин! - и бесстрашно бросился на врагов. А тут и братья подоспели. Одолели супостата.

Вдруг задрожало всё вокруг, зарезонировало. Разверзлась земля, и появился перед векторами Декремент. Не растерялись братья, накинули на него верёвочный многоугольник. Запуталось в нём чудище. Издохло.

Нашли братья полином, разрыли корни, разрубили узлы, открыли икосаэдр, достали додекаэдр, извлекли детерминант... да и приравняли его нулю.

Тут и пришёл конец Вандермонду. И появилась перед братьями красавица Резольвента, живая и невредимая.

...Что и требовалось доказать.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное