Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 351


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вы читаете 351-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 15 октября 2007 года.

Как мы и предсказывали, нефть заканчивается! Эксперты считают: "Добыча нефти в России к 2012 г. может сократиться в 1,5 раза". Иные высказываются осторожнее: "Рост российской нефтянки прервется в 2010 году".

Другие эксперты полагают: "Глобальное потепление приведет к новым войнам".

Предлагаем познакомиться с найденным в Интернете рассуждением на тему: "Кто живет лучше: рядовые россияне или рядовые белорусы"?

Заканчиваем публикацию нашей недавней работы по управлению инновациями "Разработка методологии и теоретических положений организационно-экономической и сетевой поддержки инновационных проектов в области высоких технологий".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Эксперты: Добыча нефти в России к 2012 г. может сократиться в 1,5 раза.

12.09.2007, Санкт-Петербург 11:32:01 РБК

Добыча нефти в России к 2012г. может сократиться в 1,5 раза - до 320 млн т в год. Такой прогноз сделал в ходе доклада "Проблемы освоения континентального шельфа в России и предложения по их решению" на проходящей в Санкт-Петербурге VIII международной конференции и выставке по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа СНГ RAO/CIS Offshore 2007 представитель ОАО "Зарубежнефть" Вячеслав Урманчеев. По его словам, причиной такого спада может стать низкий уровень геологической разведанности запасов нефти в стране. Глубокое бурение проведено лишь в Охотском и Баренцевом морях.

Как утверждает В.Урманчеев, на данный момент на территории Российской Федерации пробурено всего 200 скважин, в то время как в Норвегии - 5 тыс. С 1993г. геолого-разведывательные работы на российском шельфе вообще не ведутся, отметил специалист.

*   *   *   *   *   *   *

Рост российской нефтянки прервется в 2010 году

РБК, 2007-07-10

Десятилетний рост российской нефтянки прервется в 2010 году - к такому выводу пришли эксперты Международного энергетического агентства, сообщает газета "Ведомости". Но Россия от этого не обеднеет. Ведь стагнировать может добыча и в других странах - из-за "ресурсного национализма", растущей роли государственных нефтяных компаний. В результате спрос на нефть будет превышать предложение, а цена - расти, пишет издание.

В очередном среднесрочном прогнозе МЭА рассматривает четыре сценария развития российской нефтянки. Даже при самом благоприятном сценарии рост добычи нефти в России может прекратиться в 2010-2012 годах, констатирует агентство. Возможно, он не возобновится до 2015 года. Проблема в том, что добыча на старых месторождениях будет падать, а новые не смогут компенсировать это падение полностью.

Спасительной соломинкой российской нефтянки станут 20 крупнейших новых проектов, констатирует МЭА. В 2007-2008 годах прирост добычи обеспечат проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", Ванкорское месторождение "Роснефти", начало разработки месторождений "Лукойла" в Тимано-Печоре и северной части Каспия, в 2009-2011 годах - восточносибирские месторождения "Роснефти", "Сургутнефтегаза", ТНК-BP и "Русснефти". Они дадут, прогнозирует МЭА, 600 тыс. барр. в день (30 млн т в год), что позволит заполнить первую очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. В эти годы будет расти добыча и на Уватском месторождении ТНК-BP в Западной Сибири и Приразломном - в Баренцевом море.

Если сбудется прогноз МЭА, прервется более чем 10-летний цикл роста в российской нефтяной отрасли: увеличение добычи началось в 1999 году - с 303 млн т до 305 млн т и далее до 480 млн т в 2006 году.

(Примечание. Обратите внимание, как подается новость. Прогноз: "Десятилетний рост российской нефтянки прервется в 2010 году" и его обоснование: "Добыча на старых месторождениях будет падать, а новые не смогут компенсировать это падение полностью" занимают малую часть объема. А основное содержание заметки - перечень новых мест добычи нефти. Всё делается для того, чтобы смягчить впечатление. И, конечно, не вспоминают, что в 1989 г. добыча нефти в РСФСР составляла 552 млн т. Видимо, дореформенный уровень так и не будет достигнут. - А.И. Орлов)

*   *   *   *   *   *   *

Глобальное потепление приведет к новым войнам

Эффект от глобального потепления может быть сравним с ядерной катастрофой. К такому выводу пришли ученые из базирующегося в Лондоне Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS). В последнее время международное сообщество уделяет этой проблеме очень большое внимание. Становится все более очевидно, что последствия климатических изменений могут оказаться разрушительными для всего человечества. Между тем ученые предупреждают, что даже если проблема глобального потепления в конце концов выйдет из рамок политического популизма и будут предприняты конкретные шаги по предотвращению всеобъемлющей катастрофы, миру все равно не избежать серьезных потрясений.

Вопрос о последствиях глобального потепления стоит уже давно. Более того, в докладе, озвученном в четверг на заседании Национальной экологической конференции в Риме, содержался неутешительный для европейцев прогноз. Директор специальных европейских программ в области защиты здоровья Роберто Бертолини объявил, что глобальное потепление напрямую связано со смертностью в Европе и что с потеплением климата на 1 градус в регионе умирает на 3% больше людей.

Отсутствие эффективных институтов, которые могли бы вплотную заняться этой проблемой, привело к тому, что никто не может дать внятный прогноз, когда наступит климатическая катастрофа и каковы будут ее последствия. Не так давно инициативу попыталась перехватить канцлер ФРГ Ангела Меркель. Однако недоброжелатели сразу углядели в ее разговорах о глобальном потеплении лишь попытку поднять свой рейтинг.

Как бы то ни было, ученые из IISS ссылаются на то, что порог разрушительного воздействия человека уже давно превышен. И сколько бы мы теперь ни пытались реже ездить на автомобилях, закрывать загрязняющие атмосферу предприятия, участь человечества едва ли станет лучше.

Пожалуй, одним из самых серьезных последствий глобального потепления станет борьба за ресурсы - воду, землю, пищу, - качество которых резко снизится. Особенно остро эта проблема будет стоять в тех регионах, где их не хватает. Если принять на вооружение геополитическое деление мира на Север и Юг, то именно государства Юга - от Азии до Латинской Америки - окажутся в эпицентре борьбы буквально за каждый глоток воды и клочок земли.

"С одной стороны, на каких-то засушливых территориях, действительно, будет остро стоять проблема водообеспечения. Но глобальное потепление приведет и к тому, что уменьшится площадь зон вечной мерзлоты, а значит, появятся новые территории для сельскохозяйственного освоения", - отметил в беседе с РБК daily директор Центра экологии территорий Максим Полищук. Между тем в России немало земель, сельскохозяйственное освоение которых осложнено из-за холодного климата. Поэтому борьба может развернуться собственно за экологические ресурсы нашей страны и собственно российскую территорию.

Ирина Царегородцева
РБК daily от 14.09.2007

*   *   *   *   *   *   *

Кто живет лучше: рядовые россияне или рядовые белорусы?

http://lukashenko2008.livejournal.com/3697.html

27 June 2007

Написать данный текст меня заставило засилье в российских средствах массовой информации спекуляций о Белоруссии в целом и об уровне жизни в этой республике.

Российские СМИ, как правило, истинное положение в экономике и социальной сфере Белоруссии или замалчивают, или представляют Беларусь, перефразируя слова Арефьева и Никитчука [1], этакой зоной всеобщей нищеты с малообразованным народом, отсталой и неэффективно работающей промышленностью и неподконтрольным народу президентом. Россиянам внушается мысль, что, дескать, нельзя равняться на недемократическую Белоруссию с Россией, что создавать с такой страной союзное государство - это наносить вред "процветающей" демократической России.

Я подсчитал, какой мог бы быть уровень жизни большинства населения нынешней России, если бы СССР удалось сохранить. Полученные цифры меня поразили. Оказывается, если бы СССР просто сохранился и законсервировался на уровне простого воспроизводства, то 80% россиян жили бы в более, чем в 3-4 раза лучше, чем сейчас. Поэтому я спросил себя, Сигизмунд, а почему не попробовать тот же подход для анализа уровня жизни в Белоруссии. Естественно, что сравнивать столицы республик неправомерно, и я решил остановиться на каком-нибудь региональном центре, не подверженном депрессии, как в Иванове, и выбрал Псков в России и Витебск в Белоруссии, они расположены не так далеко друг от друга, имеют сходное население, относятся к провинции, не относятся к депрессивным зонам... Мои подсчеты показали, что большинство населения вне столиц в Белоруссии живет более, чем в 2 раза лучше, чем соответствующие россияне. Об этом и пойдет речь в этом разделе.

Какие зарплаты?

Начну с того, что в средствах массовой информации до сих пор приводятся цифры средней зарплаты в Белоруссии, почему-то существенно меньшей, чем в России. Например, утверждается, что в декабре 2005 года средняя заплата в Белоруссии составила 261 доллар. В России она в тот период была 393 доллара [3]. В 2006 году она составила 355 долларов [4].

Эти авторы также намеренно не акцентируют внимание на том факте, что цены в Белоруссии существенно ниже, чем в России. Если в Минске в 1988 г. на среднюю заработную плату можно было купить 24 набора, состоящих каждый из 7 основных предметов питания, то в 2001 г. - 26. Соответствующие цифры для Москвы - 24 и 18,5 наборов, для Киева - 22,6 и 15,6 наборов, Тбилиси - 17,4 и 5,7-6,8 наборов [7].

Тоже следует из показаний свидетелей. Так, по мнению журналистов, посещавших Белоруссию, цены либо равные российским, либо вплоть до половины от них. Метро - 6 путинских рублей, батон - 4, литр молока - 10-13 руб [5].

О том, что цены в Белоруссии очень низкие, говорит и такой факт. Ежедневно тысячи покупателей из Польши и Литвы прибывают в Белоруссию на "колбасных" электричках и автомобилях за вкусными, недорогими и к тому же натуральными продуктами [6].

Указанные выше цифры зарплат тем более странны, что Белоруссия развивается гораздо быстрее и увереннее, чем Россия (таблица 1).

Таблица 1. Рост ВВП Белоруссии и России. Динамика ВВП по сравнению с 1991 годом (принят за 100%)

Год

Белоруссия

Россия

1991

100

100

1992

91,8

83

1993

84,3

75,1

1994

77,4

64,3

1995

71

61,5

1996

73

59,4

1997

81,3

60

1998

88,1

56,8

1999

91,1

59,7

2000

96,4

64,3

2001

100,9

68,3

2002

105,9

73,1

2003

113,3

78,5

2004

125,8

84,1

2005

137,4

89,5

В этой таблице я использовал показатели прироста ВВП, общепризнанные в мире [8]. Кроме того, при составлении этой таблицы я исходил из того, что в 1991 году душевые уровни производства, а следовательно и уровни жизни в Белоруссии и РСФСР были практически одинаковы (я их принял за 100%). К 2006 году ВВП Белоруссии достиг 137,4% от уровня 1991 года, тогда как Россия имела только 89,5%. Следовательно, душевой ВВП Белоруссии в конце 2005 года должен быть в 1,54 раза больше, чем в России (особого прироста населения не зафиксировано ни там ни там). Если так, то, исходя из реального роста ВВП, который, кстати, признают и международные статистические агентства, зарплата в Белоруссии должна быть как минимум в 1,54 раза выше. Именно поэтому очень непонятны приводимые цифры средних зарплат в Белоруссии и России [9].

По данным Белорусского статагентства, средняя месячная заработная плата в Белоруссии в конце 2005 года достигла 375 долларов [10], что гораздо больше соответствует цифрам роста национального дохода.

И это не только мое мнение. Например, по данным авторов итальянского географического атласа [11] в Белоруссии душевой доход, приведенный по паритету покупательной способности, был в 2002 году 6876 долларов, тогда как в России он составил 7473 доллара, а на Украине - 3458 долларов.

Чтобы избежать обвинений в тенденциозности подсчетов, я взял за среднюю зарплату в Белоруссии цифру 260 долларов [12], а для России цифру 395 доллара, официальные данные на конец 2005 года [13].

Пенсии

Но средняя зарплата не отражает уровень жизни пенсионеров. Какую же поправку следует ввести на так называемый коэффициент пенсионеров? В 2006 году в России средняя пенсия равна 43 рубля в ценах 1985 года [14]. Следовательно, в долларах средняя пенсия в России в 2006 году составила 96,5 доллара. В Белоруссии пенсия составляет сейчас где-то 140 долларов.

Если пенсионеры составляют 10% от трудоспособного населения, то средний доход работников вместе с пенсионерами будет в Белоруссии 248 долларов, а в России 365 доллара. Эти цифры и будут исходными в моих дальнейших расчетах.

Поправка на столичность

Как мы уже договорились, я сравниваю уровни жизни россиян и белорусов из глубинки. Но ведь средняя зарплата включает и зарплаты жителей столиц, а здесь имеется явная асимметрия в положении Белоруссии и России. Судите сами.

В 1 квартале 2004 года средняя зарплата по стране без учета Минска составляла 70% от заработной платы в Минске [15]. Разительный контраст с Россией, где на фоне неестественно-разгульного блеска Москвы уже за пределами Московской области начинается самая настоящая нищета [16]. Действительно, если в 1990 г. средний доход жителей Горьковской области составлял 72,4% от среднего дохода жителей Москвы (очень похоже на ситуацию в сегодняшней Белоруссии - авт.), то в 2000 г. доход жителей Нижегородской (бывшей Горьковской) области составлял всего 18,7% среднего дохода москвичей [17]. А вот еще пример. В 2006 году средняя учительская зарплата в Москве составила 10700 рублей, а в Чувашии и Ростове Великом - 3700 рублей [18].

Среднемесячная заработная плата работников (без данных по малым предприятиям) в г. Москве в январе-марте 2005 г. составила 16 тыс. 364,2 руб., что на 25,4% выше аналогичного показателя 2004 г. По данным Мосгорстата, в марте 2005 г. этот показатель составил 17 тыс. 768,6 руб., что на 33,6% выше, чем в марте 2004 г. и на 12,3% выше показателя февраля 2005 г. [19].

Разница значительна и для благ, распределяемых через общественные фонды. Так, до августовского (1998 г.) краха подушный расход в Москве на здравоохранение составлял 1360 рублей в год, а в Тверской области - 174 рубля [20]. Глава Нижегородской области признал, что бюджет столицы ежегодно достигает 80 миллиардов рублей, тогда как в Нижегородской области бюджет развития на 2005 год составил всего 0,2 миллиардов рублей. Если учесть, что население Москвы в 10 раз больше, чем население Нижнего Новгорода, то в среднем на одного москвича приходится в 40 раз больше бюджетных средств, чем на одного жителя Нижнего Новгорода [21].

Москва вместе с Подмосковьем - это где-то 14 с половиной миллионов населения, то есть примерно 10 процентов населения России. Вместе с Питером и Ленинградской областью это будет около 13% населения России. А промышленное производство города составляет сегодня 5 процентов от общероссийского. При этом объем торговли и платных услуг достигает 30 процентов! Значит, уровень потребления в пять раз выше, чем в среднем по стране [22].

Введу теперь поправку на столичность. Примем, что 13% населения обеих республик живут или работают в столицах - Москве, Питере и Минске. В Москве и Питере уровень жизни в среднем 2,5 раза выше, чем на периферии, а в Минске в 1,5 раза выше, чем на периферии. Следовательно, коэффициент столичности равен 1,2. Это значит, что среднюю зарплату, приходящуюся на жителя периферийных городов России, в частности Пскова надо уменьшить в 1,2 раза. Следовательно, соотношение средних доходов на периферии будет уже не 365 доллара в России и 248 долларов в Белоруссии (это в целом по стране), а 304 доллара (Россия) к 248 доллара (Белоруссия).

Поправка на "новорусскость"

Чтобы судить о том, как живут 80% населения страны, мы должны ввести поправку на социальное неравенство, которое можно оценить, сравнивая доходы беднейших, нижних 10% населения с доходами самых богатых, верхних 10%. Это отношение называется децильным коэффициентом [23]. Применительно к России я бы назвал этот коэффициент коэффициентом новорусскости, исходя из того, что всё большую часть дохода страны забирают себе "новые русские". Доход основной массы населения часто в значительной степени определяется как раз не уровнем национального дохода, а децильным коэффициентом.

Существует большой разброс оценок децильного коэффициента в России и Белоруссии. Официальные данные по России явно занижены. Например, в статье Римашевской [24] приведен децильный коэффициент, равный 14. Согласно же данным ЦРУ, разведки США, которым я почему-то доверяю больше, чем насквозь лживым (см. [25]) данным российского статуправления, в 1998 году децильный коэффициент в России был равен 22,7 [26]-22,8 [27].

В 2000 г . по данным международного агентства, рассчитывающего индекс человеческого развития [28], децильный коэффициент в России был равен 20,3. Но это еще не все. Группа экспертов Мирового банка, Института социологии РАН и Университета Северной Каролины (США), которая ведет длительное наблюдение за бюджетом 4-х тысяч домашних хозяйств (большой исследовательский проект Russia longitudinal monitoring survey), приводит децильный коэффициент за 1996 г. - 36,3! Отечественные экономисты имеют сходное мнение. Так, Институт общественной экспертизы, а также наиболее авторитетные социологи сегодня доказывают, что децильный коэффициент в России достигает 40 [29].

В Белоруссии в 2005 году уровень социального неравенства гораздо ниже. Так, среднедушевые располагаемые доходы наиболее обеспеченных 10% населения были в 5,2 раза выше, чем у 10% наименее обеспеченных (предельно-критическое значение в мировой практике - в 10 раз) [30]. По данным же ЦРУ, в Белоруссии децильный коэффициент равен 3,9 а в России - 20 [31]. Наконец, есть данные, что в России децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых людей к доходам 10% самых бедных) ныне составляет около 30 [35].

В целом, в Белоруссии децильный коэффициент растет гораздо медленнее, и это обусловлено политикой властей. Я нашел две ссылки, где указано на законодательное ограничение дифференциации доходов в Белоруссии. Согласно одной из них, зарплата руководителей не может превышать среднюю зарплату по предприятию в 3-4,5 раза. Это правило действует на всех белорусских предприятиях, и оно подтверждает, на мой взгляд, стремление белорусского государства к установлению принципов социальной справедливости [32].

Согласно другой ссылке [33] зарплата высшего начальника предприятия не может быть выше самого низкооплачиваемого работника более, чем в 5 раз. Более того, в результате усилий правительства Белоруссии удельный вес населения, живущего за чертой бедности (национальное определение), снизился более чем в два раза - с 38,6% в общей численности населения в 1996 году до 17,8% в 2004 года [34].

Совершенно иное дело в России. Структура российского общества характерна: 1-2% населения относятся к богатым, 15-20% - средний класс, 60-65% - это так называемый промежуточный слой между средним классом и бедными (живущими от зарплаты до зарплаты), 15-20% - бедные, а 5-7% - люмпены [36].

О все большем возрастании разницы в доходах россиян свидетельствуют такие факты. По данным исследования, охватившего 29 ведущих экономических держав, Россия занимает третье место в мире по относительному уровню оплаты топ-менеджеров, отставая лишь от Турции и Индии. Отечественные топ-менеджеры получают в среднем 77,355 тыс. евро в год [37]. А вот еще один характерный факт. Временный управляющий "ЮКОС" Эдуард Ребгун не доволен назначенным ему Арбитражным судом Москвы вознаграждением в размере 1,8 миллиона рублей в месяц, так как, по словам Ребгуна, эта сумма даже не покрывает выплачиваемую им ежемесячную страховку [38]. Число только миллиардеров в России превышало в 2006 году 30 человек. "Легальный" среднемесячный доход самого богатого человека России Р. Абрамовича в 2005 г. превысил 1 миллиард долл. США.

Село

В России особенно ухудшился уровень жизни сельских жителей (таблица 2).

Таблица 2. Снижение уровня оплаты труда в сельском хозяйстве в России и Белоруссии(по [39-41]). Отношение средней зарплаты на селе к таковой в городе (в процентах).

Год

Россия

Белоруссия

1990

95

95

1992

66

 

1995

50

 

1997

44

 

2000

40

 

2003

38

58

Я уже рассказывал об этом [42]. И это при том, что в январе 2001 г. средняя зарплата в сельском хозяйстве России была 852 руб. в месяц, а у служащих банков и страховых компаний - 13341 руб. А вот цитата из независимого источника. "К примеру, в Гдовском районе Псковской области среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства за два последних года составляла 1017 рублей. И это при том, что они производят постоянно востребованную продукцию, работая зачастую весь световой день. Материальные возможности селян легко оценить при посещении почти любого дома в отдаленных от городов и забытых людьми и Богом деревнях: деревянные лавки вдоль голых стен, ни электричества, ни газа, ни радио, ни телевизора, ни холодильника, ни стиральной машины" [43].

Итак, если исходить из децильного коэффициента, вычисленного ЦРУ, то поправка на коэффициент новорусскости будет равна 2. Но поскольку существует разброс оценок децильного коэффициента в России и Белоруссии, этот коэффициент (я назвал его коэффициент новорусскости, исходя из того, что все большую часть дохода страны забирают себе новые русские) я приму за 1,7. После этой поправки соотношения зарплат будет выглядеть уже таким образом. 248 долларов для периферийных белорусов к 179 долларов для периферийных россиян.

Квартирный вопрос

При оценке уровня жизни следует учитывать, что после отказа от социализма в денежный оборот введена рента на собственность на квартиру. Эти добавочные деньги обслуживают только оплату квартплаты и собственность на жилье. Они не могут использоваться для покупки продуктов питания. В СССР эти деньги были не нужны, так как квартиры были бесплатны.

В России демократы довели цену за один квадратный метр до 20 тысяч рублей (годовая средняя пенсия), а в Москве - до 50 тысяч рублей, и после этого без зазрения совести лгут про советскую власть! [44]. Сейчас почти половина россиян (43%) тратит на квартплату и коммунальные услуги (электричество, газ, вода, телефон) от четверти до половины совокупного дохода своих семей. 17% расходуют на это от половины до трех четвертей заработков. Менее трети россиян отдают коммуналке до 25% своих денег. Таковы результаты последнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Примечательно, что те, у кого в семьях на человека приходится до 1,5 тыс. руб., большую часть денег (от половины до трех четвертей) тратят на еду, а остальное - на коммуналку [45]. Итак, из-за роста цен на жилье, рента на собственников жилья, невидимая в СССР, стала видимой и для ее обслуживания требуется более 30% денежной массы. Сейчас плата за коммунальные услуги составляет часто 30% от доходов. Если учесть платы за квартиры при их приобретении, то доля денег уходящая на обслуживание оплаты за проживание будет 50%, но я приму эту долю за 30%. Другими словами, из общего уровня потребления в нынешней России около 30% приходится на прокрутку через рынок цены на жилье.

В Белоруссии цена квартир гораздо ниже. Уровень квартплаты тоже. Хотя там тоже нормы имеющегося жилья меньше, чем в развитых странах Запада (например, в 2001 году за месячную зарплату можно было купить только 0,3 квадратного метра жилья. В 2005 году - почти 0,7. Но в мире за среднемесячную зарплату можно купить квадратный метр [46], тем не менее многое делается для решения этого вопроса. К примеру, в маленькой Белоруссии за последние 5 лет жилья построено больше, чем в России и Украине, вместе взятых [47]. Судя по приведенным цифрам, рента на квартиру обслуживается в Белоруссии меньшим количеством денег.

Если это так, то следует признать, что в уровень среднего дохода в нынешней России должен быть уменьшен в 1,3 раза. Получается, что житель Пскова имеет 138 долларов против 248 долларов у жителя Витебска. Но давайте не будем использовать крайние цифры - я приму этот коэффициент для Белоруссии равным 1,15. Раз так, то поправка на квартирные деньги в душевом доходе России и Белоруссии будет равна 1,15. Разделив средний душевой доход на данный коэффициент мы получим соотношение 248 долларов в Витебске к 156 долларов в Пскове.

Социальные льготы

Известно, что Белоруссия по праву считается социальным государством. Так, в соответствии с программой "Дети Беларуси" в 2004 году трижды увеличивались пособия на детей. Ныне их получают более одной трети семей. Помимо этого для семей с детьми установлены льготы по налогообложению, содержанию детей в дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, а все расходы на питание малышей в возрасте до двух лет берет на себя государство. В Белоруссии премия за рождение ребенка - больше 100.000 рублей. Для семьи с 3 детьми государство выплачивает 50% ипотечного кредита, а для семьи с 5 детьми - и все 100%.

Белорусские власти взяли на себя бытовое и торговое обслуживание пожилых людей, открыв для них 2500 специализированных магазинов или отделений магазинов. Повсеместно организовано бесплатное питание нуждающихся, а немощным старикам горячие обеды доставляются на дом. Почти миллион ветеранов войны и труда, пенсионеров, детей-инвалидов бесплатно обслуживаются в территориальных медико-социальных центрах, а одинокие старики на полном государственном обеспечении проживают в прекрасно оборудованных интернатах [48]. Кроме того, в Беларуси работает система социального страхования, оплачивающая большую часть стоимости путёвок, о чём забыли многие россияне [49].

Вопрос, как оценить все эти выплаты и льготы в денежной форме?

В последний год в печати России проведена широкая компания по дискредитации политики Лукашенко на том основании, что он отменил ряд льгот. На само деле законодательство было просто приведено в соответствие с реальностью, и теперь числящиеся в безработных жены бизнесменов не могут получать льготы.

Безработица

По данным Министерства труда и социальной защиты, уровень безработицы в Белоруссии на 1 мая 2005 года составил 1,8% к численности экономически активного населения страны. Данный показатель на 1 мая 2004 года составлял 2,8%, 2003-го - 3,3% [50]. На на 1 октября 2005 года безработица составила 1,6 процента к численности экономически активного населения [51]. За первое полугодие 2006 года уровень безработицы в Белоруссии снизился на 0,2% до 1,5% [52]. В России же реальный уровень безработицы доходит на периферии до 8-10% [53]. Например, более 3 % экономически активного населения Псковской области остаются безработными [54] и это только официальные приглаженные цифры. Можно ли оценить в деньгах защищенность белорусов от безработицы?

Здравоохранение и образование

Расходы Белоруссии на здравоохранение составляют 4,8% ВВП, в то время как в России этот показатель равен 3,7% ВВП. По удельному весу расходов на здравоохранение Беларусь опережает не только Россию, но и Польшу, Латвию, Литву и Эстонию [55].
Республика Беларусь тратит на образование 6% своего ВВП против 3,1% ВВП, затрачиваемых Россией [56]. А это тоже требует своего поправочного коэффициента. По удельному весу расходов на образование в ВВП Беларусь опережает такие развитые государства, как Австралия, Канада, Нидерланды, Бельгия, США, Япония Ирландия, Швейцария, Великобритания [57].

Ясно, что за счет бесплатности (а точнее гораздо меньшей платности) здравоохранения и образования средний периферийный белорус получает существенную добавку к своей зарплате. Но вот сколько? Думаю, что эту социальную поправку, отражающую большую защищенность от безработицы, лучший доступ к медицинским услугам и образованию, не говоря уже о прекрасно работающей милиции, надежно защищающей белорусов от преступников, можно принять равной 1,2.

Итак, итоговые цифры средних доходов периферийных белорусов и россиян будут равны 248 долларов к 130 долларов. Следовательно, в реальности средний белорус с периферии живет лучше среднего россиянина с периферии почти в 2 раза.

Так где же лучше жить?

Наконец, следует ввести поправку на отсутствие в республике энергоресурсов. Ведь если бы их не было в России, то уровень средней зарплаты должен быть существенно уменьшен. Я возьму коэффициент по нефти, равный 1,2 (на столько надо уменьшить доход россиян по сравнению с белорусами, если бы Россия не использовала ренту на энергоресурсы). В таком случае, средний периферийный белорус из Витебска будет жить лучше среднего периферийного россиянина, например, из Пскова, в 2,3 раза лучше.

Теперь проверим, не ошибся ли я. Мой вывод подтверждается мониторингом индекса человеческого потенциала (развития). Если проследить динамику уровня человеческого потенциала, которую отслеживает ООН, то начиная с 1998 года Беларусь опережает все страны СНГ, включая Россию, в этом престижном международном рейтинге. В 1998 году Беларусь заняла 68-е место (Россия - 72-е, Украина - 102-е), в 2000 году Беларусь заняла 57-е, в 2002-м - 56-е, в 2003-м - 53-е место из 175 стран мира. Россия опять была позади (63-е место), Украина - 75-е, Грузия - 88-е. [59]. Наконец, по мнению участников форума С.Г. Кара-Мурзы, пересчет средней зарплаты белорусов на основе покупательной способности, дает, как минимум 800 долларов, что сравнимо в ситуацией в Чехии.

Заключение

Вот почему сейчас народ потянулся в Белоруссию на постоянное место жительства. В Белоруссию ежегодно переселяются тысячи россиян, украинцев и даже литовцев. Уровни миграции по данным cia.gov.ua такой:

Таблица 3. Количество мигрантов на 1.000 населения

Ukraine -0,39

Russia 1,02

Lithuania -0,71

Latvia -2,23

Hungary 0,86

Georgia -4,7

Estonia -3,16

Belarus 2,54

Германия 2,18

Ну а каковы впечатления от Белоруссии у рядовых россиян? Самые положительные. Сам я в Белоруссии после распада СССР не был, поэтому приведу впечатления о ней очевидцев. По приезду в Белоруссию создается впечатление ощущение покоя и нормальной, неопаскуженной никем жизни. Улицы просторные, чистые. И никаких игровых автоматов на каждом шагу! [60]. О вот впечатление очевидца о том, как работает белорусская милиция. "К примеру, - задержали нас на 17-м участке "за незаконное проведение соцопросов". Отвели в тепло, напоили чаем, в это время составили акт и затем отпустили (в Москве в схожей ситуации я в лучшем случае увидел бы коровий взгляд и услышал бы примерно: "Сиди, б..! Какой тебе, на ..., чай)." [61].

Итак, Белоруссия уже сейчас обеспечивает для 80% своих граждан уровень жизни в 2 раза выше чем таковой у большинства россиян. Подчеркну еще раз - речь идет о 80% населения, живущего вне столиц. Получив такой результат я подумал, Сигизмунд, а может есть смысл встать на колени и ползти в Минск, прося Лукашенко взять и Россию под свое крыло. Вот только, боюсь, что москвичи не согласятся. А может, не надо их спрашивать?

Миронин С.

(Примечание. К сожалению, в доступном нам электронном тексте ссылки на литературные источники отсутствуют. Тем не менее мы сочли полезным поместить этот впечатляющий текст в рассылку. - А.И. Орлов)

*   *   *   *   *   *   *

Отчет о научно-исследовательской работе

Разработка методологии и теоретических положений организационно-экономической и сетевой поддержки инновационных проектов в области высоких технологий

(Окончание. Начало в выпусках No.347 от 17 сентября 2007 г., No.348 от 24 сентября, No.349 от 1 октября и No.350 от 8 октября)

Модель оптимизации моментов выпуска продукции на рынок. Рассмотрим эскизную математическую модель, позволяющую рассчитать оптимальные моменты выпуска на рынок новых моделей продукции. Рис.1 (опущен) позволяет сравнить динамику мирового уровня качества и уровня качества продукции конкретного предприятия. Мировой уровень качества непрерывно растет, в то время как уровень качества продукции конкретного предприятия меняется скачкообразно. Он заметно увеличивается при выпуске на рынок новой марки продукции, а затем остается постоянным вплоть до выпуска следующей марки.

В течение жизненного цикла очередной марки продукции ее уровень качества сначала заметно выше мирового, затем преимущество уменьшается, наконец, уровень качества оказывается ниже мирового, и через некоторое время марка снимается с производства.

В какие оптимальные моменты t1, t2, t3, ... выпускать на рынок новые марки продукции? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сформировать функционал, который будем оптимизировать, выбирая моменты t1, t2, t3, ...

Предположим, что изменение во времени мирового уровня качества рассматриваемой продукции P0(t) можно описать линейной функцией:

P0(t) = a0 + at.

В качестве модели рынка примем модель чистой (совершенной) конкуренции. В соответствии с ней вклад конкретного предприятия в объем мирового рынка бесконечно мал, а цены определяются мировым уровнем качества. Можно сказать, что мировой уровень качества является оптимальным. Самым лучшим для предприятия был бы выпуск продукции на этом уровне. К сожалению, это невозможно по технологическим причинам. Пусть d - стоимость осуществления скачка, т.е. разработки и подготовки к производству очередной марки (модификации) продукции. Примем для простоты, что стоимости скачков любой величины одинаковы.

Следовательно, превышение мирового уровня не приносит предприятию дополнительного дохода. Поэтому предположим, что дополнительные затраты на превышение уровня качества P(t) выпускаемой продукции сверх мирового уровня пропорциональны этому превышению, т.е. за время (t; t + dt) равны

b (P(t) - P0(t)) dt.

где b - коэффициент пропорциональности и P(t) > P0(t).

При отставании уровня качества продукции от мирового предприятие несет заметные убытки, в частности, ему приходится снижать цены. Пусть потери от морального старения продукции пропорциональны отставанию от мирового уровня качества, т.е. за время (t; t + dt) равны

c (P(t) - P0(t)) dt,

где c - коэффициент пропорциональности и P(t) < P0(t).

Функционал, который будем оптимизировать, выбирая моменты t1, t2, t3, ... и соответствующие величины скачков, равен сумме расходов на запуск новых марок, затрат на превышение уровня качества P(t) выпускаемой продукции сверх мирового и потерь от морального старения продукции ввиду отставания от мирового уровня качества. Пусть за время [0; T) выпущено на рынок n = n(T) новых марок. Тогда функционал имеет вид

nd + bS1 + cS2,

где S1 - суммарная площадь треугольников, образованных графиками P(t) и P0(t) и расположенных выше прямой a0 + at, а S2 - суммарная площадь треугольников, образованных графиками P(t) и P0(t) и расположенных ниже прямой a0 + at.

Минимизацию затрат проведена в учебнике Орлова А.И. "Менеджмент", гл. 2.1 (http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2 ).

Оптимальный интервал между скачками имеет длину

Полученная формула позволяет делать как количественные, так и качественные выводы. Например, если мировой уровень качества практически не меняется (т.е.a → 0), то интервал между выпуском новых марок очень большой (т.е. Δ → +∞). Полученная формула напоминает формулу Вильсона (в других источниках - формула квадратного корня) в теории управления запасами - части логистики.

Эффекты, связанные с дискретностью длины оптимального интервала, в случае модели Вильсона управления запасами рассмотрены в главе 5 монографии [21]. В частности, установлено, что при увеличении интервала планирования T влияние этих эффектов уменьшается.

Методы воздействия на рынок. Изучение рынка необходимо не само по себе. Анализ рыночной ситуации позволяет эффективно воздействовать на рыночные процессы, завоевывать его. Разработано весьма большое число методов воздействия на рынок. Рассмотрим некоторые из них.

Чтобы потребитель захотел купить товар, он должен узнать о его существовании и об его потребительских свойствах. Канал связи "производитель - потребитель" обеспечивает реклама.

Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э. Баумана распространял программные продукты по статистическим методам управления качеством. Реклама на телевидении, в изданиях общего профиля не дала ничего, ни одного заказа. Публикации в специализированных изданиях приносили по одному заказу на публикацию, что не оправдывало расходов на рекламу. Больший эффект приносили специально организованные демонстрации программных продуктов и консультации по их использованию. Но наиболее эффективным оказался метод "от человека - к человеку", когда в организации-покупателе находился сотрудник, знакомый с разработчиками пакета программ и знающий его достоинства. Эффективной оказалась также почтовая рассылка по списку, при которой к адресату обращались по имени-отчеству. Заказы на приобретение книги прислали около 30% лиц, включенных в список.

Необходимо отметить, что в рекламном деле весьма часто приходится сравнивать между собой различные варианты рекламных действий, оценивать значимость их результатов. Для этого используют методы прикладной математической статистики и эконометрики, которым посвящено около одной шестой объема американского учебника по рекламе [35]. Для отечественного читателя такая большая доля математики в рекламном деле явно покажется странной, сочинения о рекламе на русском языке состоят в основном из наборов слов. Видимо, дело в том, что американские рекламисты прошли гораздо более долгий путь и успели убедиться в необходимости использования в своей работе богатого арсенала современной эконометрики.

Методы завоевания рынка. Теоретически говоря, завоевать потребителя можно либо более высоким качеством, либо более низкой ценой, чем у конкурентов. Вытеснение конкурентов административными или криминальными методами рассматривать не будем, как противоречащие честному состязанию (конкуренции). Внушить потребителю представление о более высоком качестве вашей продукции должна реклама (см. выше). Обсудим ценовую политику.

Если товар является новинкой, т.е. имеет ряд принципиально новых качеств, то вполне оправданным представляется сначала установить достаточно высокую цену, рассчитанную на элитных покупателей. В дальнейшем эту "престижную" цену целесообразно постепенно снижать, охватывая все более широкие круги потребителей.

Если конкуренты производят близкие аналоги, то надо прежде всего проникнуть на рынок и закрепиться на нем. Это проще всего сделать, установив цены, более низкие, чем у конкурентов (как говорят, применив демпинг). Привлекая низкими ценами потребителей, мы одновременно наносим удар по конкурентам, уменьшая их долю рынка, уменьшая прибыль, в конечном счете разоряя и заставляя уходить с рынка.

Одна из вновь созданных газет практиковала бесплатную двухмесячную подписку. Предполагалось, что за два месяца читатели привыкнут к этой газете и затем перейдут на платную подписку. Закрепившись на рынке и оттеснив конкурентов, можно и повысить цену - большинство покупателей по привычке останутся с вами. Конечно, есть много способов камуфляжа - например, новая цена устанавливается не на тот же товар, а на (якобы) усовершенствованный.

Государства часто вмешиваются в описанные выше ситуации конкуренции, принимая антидемпинговые законы, устанавливая таможенные пошлины и квоты на ввозимый товар (например, при ввозе японских автомашин и российской стали в США). Защита отечественного товаропроизводителя, несомненно, повышает безопасность государства, хотя и противоречит принципам свободного рынка, сформулированным еще в XVIII в. Эти принципы - скорее достояние теории, чем практики. Следует ожидать все более активного вмешательства государственных органов в экономическую жизнь, в частности, в связи с ростом внимания к проблемам экологии.

Создание новых потребностей. Развитие технологии и общества в целом постоянно приводит к созданию новых потребностей. В качестве примера рассмотрим маркетинговую стратегию для внедрения компьютерной сети Интернет. Всего несколько лет назад превосходно обходились без этого достижения современной технологии. Сейчас на рядового потребителя, хотя бы отчасти связанного с компьютерной техникой, усиливается рекламное давление. Это и различные рекламные публикации и передачи в средствах массовой информации. Это и рассказы знакомых. Это и интервью государственных деятелей, даваемые через Интернет. Становится модным иметь свой адрес электронной почты, свой сайт в Интернете. В результате компьютерно-программная индустрия получает новых потребителей, а потому и новые финансовые вливания.

Двумя десятилетиями раньше началась операция под лозунгом: "Каждый специалист должен уметь работать с компьютером". Успех этой кампании в СССР определился тем, что в средней школе был введен предмет "Информатика", школы всеми правдами и неправдами добыли компьютеры для обучения, и все граждане России, родившиеся в последней четверти ХХ в., знакомы с компьютерами. Как же это знание используется? Больше всего компьютерного времени тратится на игры, на втором месте - использование ЭВМ вместо пишущей машинки, на третьем - в бухгалтерии (число сотрудниц бухгалтерии при внедрении компьютеров обычно не сокращается), на четвертом - для переписки и поиска информации. Научные исследования и управление производством, где компьютеры в основном и могут проявить свои возможности и доказать свою незаменимость, - на последнем месте. Однако постепенно растет информационная и цифровая культура пользователей, эффективность применения компьютеров растет. Современного специалиста, менеджера, исследователя уже невозможно представить без ежедневного многочасового применения компьютеров и Интернета. Именно поэтому современные информационные технологии Интернет-аукционов необходимы для повышения эффективности инновационных проектов.

Маркетинг и его составляющие - рекламное дело, "связи с общественностью", организация презентаций и выставок и т.д., и т.п. - сфера деятельности, которой занимаются многие тысячи людей разной степени профессиональной подготовленности. Естественно, имеется огромное количество литературных источников, посвященных методам проведения рекламы, изучения и завоевания рынка, анализа и прогнозирования поведения потребителей и конкурентов. Конкретные вопросы разработки и осуществления маркетинговой политики рассмотрены в многочисленных публикациях по проблемам маркетинга. Понятно, что маркетинг на промышленном предприятии [15] отличается от маркетинга в банке [31]. Тем не менее, методы маркетинговых исследований во всех сферах деятельности обладают многими общими чертами [4].

Все составляющие маркетинга используются при проведении организационно-экономической поддержки инновационных проектов.

4. Разработка типовых диаграмм основных бизнес-процессов (на основе методологии структурированного анализа и конструирования - методологии SADT - IDEF0)

Решение поставленной задачи основано на разработках МГТУ им. Н.Э.Баумана [9,10,26]. В главе 2 обоснована необходимость создания Инновационного центра, занимающегося организационно-экономической поддержкой инновационных проектов в области высоких технологий, прежде всего при подготовке и проведении Интернет-аукционов. В качестве базовой цели Инновационного центра (ИЦ) декларируется повышение эффективности коммерциализации технологий (изобретений), а в качестве основной проблемы выступает проблема сбыта (смены собственника) разработанных технологий/изобретений через Интернет-аукционы.

Исходя из такого понимания деятельности ИЦ (подробнее см. главу 2), его структура должна состоять из следующих основных составляющих: 1) информационная; 2) экономическая; 3) правовая (юридическая).

Информационная составляющая. Основная цель - предоставление необходимой информации для функционирования юридической защиты инновационного проекта, как в процессе продаж, так и в течение всей разработки. Поскольку патент носит характер негативного права (он не разрешает собственнику пользоваться изобретением, а только запрещает другим его использовать) весьма важными являются вопросы, какие другие существующие изобретения улучшает предлагаемое изобретение (т.е. кто может попытаться запретить использование предлагаемого изобретения) и кто нарушил права на данное изобретение (т.е. мониторинг используемых производителями технологий, изделий, дизайнов и т.п.). Весьма важной выступает и "постановочная" функция - подготовка ТЗ на требуемые от рабочих групп решения ("изобретения по заказу").

Экономическая составляющая. Основная цель - подготовка изобретения к продаже, проведение переговоров с потенциальными инвесторами (покупателями), финансово-экономические расчеты связанные с установлением цен, комиссионных, штрафных санкций и т.п. Экономическая составляющая подробно рассмотрена в предыдущих главах. Особенно важное значение имеет экономическая составляющая для незащищаемых технологий (которые передаются в форме ноу-хау).

Правовая (юридическая) составляющая. Основная цель - обеспечение правовой (юридической) защиты изобретений (в форме патентов и т.д.), защита прав ИЦ (или авторов) на изобретения и отстаивание ее в суде (прежде всего, международном). Это накладывает высокие требования к квалификации юристов, которые должны обладать знаниями в патентном, международном и национальном праве.

Реализация всех трех перечисленных составляющих основана на интенсивном использовании современных информационных технологий. Кроме того, компьютерная составляющая ИЦ должна обеспечивать информационный обмен при подготовке Интернет-аукционов и проведение самих Интернет-аукционов.

Укрупненная принципиальная схема этапов разработки и трансфера технологий представлена на схеме 2 (опущена), а общая модель передачи технологий - на схеме 3 (опущена). На схеме выделены следующие основные стадии.

Поиск (создание) технологии - процесс генерации идеи, получения альтернативных концепций и технологий, их анализ и принятие решений с выбором тех из них, которые соответствуют требованиям потребителя.

Разработка - предполагает проведение НИОКР в лабораториях и включает совершенствование, подробную разработку, изготовление образцов по выбранной на первой стадии технологии, конструкторскую и технологическую подготовку производства.

Проверка (экспертиза) - разработанная технология подвергается испытаниям, при необходимости - полевым, оценивается экспертами.

Внедрение - окончательная доработка, внесение нужных изменений, внедрение технологии пользователем, переход к массовому выпуску продукции.

В этой модели присутствуют четыре основные роли.

Распространитель (заказчик) - знакомит потенциальных разработчиков и пользователей с соответствующими технологиями, консультирует их по интересующим вопросам и т.д. Чаще всего процесс взаимодействия строится по нескольким схемам с обратной связью (с целью внесения изменений в технологии). Основная работа Распространителя выполняется на стадиях поиска и внедрения технологий, т.е. на начальной и конечной стадиях инновационного процесса.

Спонсор (инвестор) - осуществляет политическую и финансовую поддержку различных видов деятельности (включая работу распространителей, разработчиков, а также тех, кто занимается внедрением). Основная работа Спонсора выполняется на стадиях разработки, проверки (экспертизы) и внедрения.

Разработчик - осуществляет разработку идеи, проведение лабораторных исследований, создание опытных образцов и проведение полевых и иных испытаний результатов НИОКР. Основная работа Разработчика выполняется на стадиях разработки и проверки.

Реализатор технологии (специалист по внедрению) - решает вопросы продаж, подготовки потребителей, преодоления различного рода трудностей. Основная работа Реализатора выполняется на стадиях экспертизы (проверки) и внедрения.

Для достижения успеха трансфера технологий необходимо выбрать наиболее адекватные методы и приемы для каждой из стадий процесса. Взаимосвязь ключевых методов (по группам) в процессе передачи технологий представлена на схеме 4 (опущена). Содержание соответствующих групп и их важность для процесса трансфера раскрыто в таблице 1.

Предварительные представления о наиболее рациональных методах управления инновационным процессом (передачей технологии) приведены в табл.1. Они должны быть уточнены и подробно разработаны в ходе дальнейших исследований. При этом должны быть использованы современные достижения инновационного менеджмента, контроллинга, логистики, теории принятия решений, эконометрики, экономико-математического моделирования, теории экспертных оценок, информационных технологий.

Таблица 1.

Рациональные методы управления инновационным процессом (передачей технологии)

Методы

Стадия 1. Поиск

Стадия. 2. Разработка

Стадия 3. Испытания

Стадия 4. Внедрение

Аналитические подходы

       

Анализ возможности трансфера

**

**

**

***

Определение экономической эффективности

**

**

**

***

Анализ функционирования технологии

**

**

***

***

Контрольный перечень решений

**

***

***

***

Согласование стратегий

***

***

***

***

Оганизационно-технические меры

       

Предоставление лаборатории

*

**

***

**

Создание ассоциаций

*

**

**

**

Бизнес-инкубаторы

*

*

***

***

Совместные демонстрации

**

**

***

***

Совместные обсуждения и оценки

**

***

***

***

Доступ на фирму продавца

*

*

**

***

Проведение НИОКР у потребителя

**

**

***

***

Деятельность по продвижению технологий

       

Пассивная пропаганда

**

***

***

***

Соглашения о кооперации

**

**

**

***

Совместное финансирование

**

**

**

**

Объединенная команда по передаче технологии

**

***

***

***

Кредиты потребителям

*

*

*

**

Передача части персонала

*

**

***

***

Совместное обучение

*

**

***

***

Консультации

**

***

***

***

Открытое взаимодействие

***

***

***

***

Обучение пользователей персоналом, проводящим НИОКР

**

**

**

***

Ролевые функции людей

       

"Связные"

*

*

**

***

"Привратники"

**

**

***

*

"Борцы"

**

**

***

***

"Ангелы"

*

**

**

***

Побудительные причины

       

Крупный специалист со стороны

**

**

***

***

Связи отдельных исследователей

**

**

***

***

Качество технологии

       

Реальная ценность

**

**

***

***

Делимость

**

**

***

***

Возможность постепенного расширения

**

**

***

***

Приспособляемость

*

*

**

***

Организационные меры

       

Создание команды на весь срок передачи технологии

**

***

***

***

Ответственность лидера

**

***

***

***

Трансфер как цель НИОР

***

***

***

***

Партнерство разработчиков и потребителей

***

***

***

***

Связи с потребителем на ранних стадиях

***

***

***

***

Обозначение важности параметра:

* - факультативный

** - важный

*** - существенный

В отчете далее приведены примеры типовых диаграмм основных бизнес-процессов трансфера технологий через Интернет-аукционы. Диаграммы построены на основе методологии структурированного анализа и конструирования - методологии SADT - IDEF0 [18,41,43].

Заключение

Поставленные во введении задачи решены, цель работы достигнута. Разработана функциональная структура Интернет-аукциона высоких технологий на основе организационно-технологической схемы реализации задачи коммерциализации результатов исследований и разработок.

Предложена классификация этапов жизненного цикла инновационных проектов и структурная схема основных бизнес-процессов инновационной деятельности с использованием Интернет-аукционов. Впервые выделены 13 базовых стадий (этапов) развития инновационного проекта и проанализированы различные варианты траектории развития такого проекта.

Разработана организационно-технологическая схема системного использования современных информационных технологий (средств электронной коммерции) для целей проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Организационно-технологическая схема предполагает создание ядра системы - Инновационного центра (ИЦ). Обоснована необходимость развертывания ИЦ - аналитического консалтингового центра, предназначенного для организационно-экономической поддержки конкретных инновационных исследований в области наукоемких технологий при подготовке и проведении Интернет-аукциона высоких технологий. Цель и задачи Инновационного центра (ИЦ) - аналитического консалтингового центра, его роль в создании системы развития инновационных работ вытекают из структуры проектируемой системы Интернет-аукциона высоких технологий.

Разработана структурно-функциональная схема бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий, а также ее компонентов для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. Предложено управлять развитием инновационными процессами на основе разработки и исполнения бизнес-планов инновационных проектов, разработана структура и содержание таких бизнес-планов.

Разработан организационно-экономический компонент структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий. Он включает блок оценки экономической эффективности инновационных проектов, требующих инвестиций, и блок оценки рисков инновационных проектов. Эти компоненты необходимы для обеспечения поддержки инновационных исследований в области наукоемких технологий. В блоке оценки экономической эффективности проанализированы характеристики инновационно- инвестиционных проектов, в том числе новые подходы к оценке устойчивости выводов при изменении исходных предпосылок. В блоке оценки рисков инновационных проектов предложена экономико-математическая модель и методика расчета вероятностей успешной реализации инновационных проектов в вузах и оценки соответствующих рисков.

Разработан блок маркетинговой поддержки инновационных проектов как компонента структурно-функциональной схемы бизнес-процессов подготовки и проведения Интернет-аукциона высоких технологий. В частности, предложен метод оценки функции ожидаемого спроса и эскизная экономико-математическая модель, позволяющая рассчитать оптимальные моменты выпуска на рынок новых моделей продукции.

Разработаны типовые диаграммы основных бизнес-процессов трансфера технологий через Интернет-аукционы (на основе методологии структурированного анализа и конструирования - методологии SADT - IDEF0).

Список использованных источников

1. Аблажей А.М. Бизнес и наука: опыт взаимодействия // ЭКО. - 1999. No.6.

2. Алешин Д.Н. Экономическое обоснование эффективности инвестиционных проектов на предприятиях на основе применения эконометрического метода интервальной оценки. Автореф. дисс. канд. экономических наук. - М.:МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. - 16 с.

3. Вологжанина С.А., Орлов А.И. Об одном подходе к оценке рисков для малых предприятий (на примере выполнения инновационных проектов в ВУЗах). - Подготовка специалистов в области малого бизнеса в высшей школе. Сборник научных статей. - М.: Изд-во ООО "ЭЛИКС +", 2001. С.40-53.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 1998.

5. Загонова Н.С., Орлов А.И. Эконометрическая поддержка контроллинга инноваций. Нечеткий выбор. - Журнал "Российское предпринимательство". 2004. No.4. С.54-57.

6. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 1997.

7. Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат-дайджест учебника К. Макконнелла и С. Брю "Экономикс: принципы, проблемы, политика". - М.: "Менеджер", 1993. - 176 с.

8. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 144 с.

9. Колобов А. А. Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. - 116 с.

10. Кузнецов А.И., Омельченко И.Н. Технология бизнес-планирования. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. - 192 с.

11. Курач Л.А., Лепе Л.Н., Семенов П.М. Разработка бизнес-плана предприятия. - М.: Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы, 1996. - 90 с.

12. Лэйард Р. Макроэкономика. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. - 160 с.

13. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 160 с.

14. Математическое моделирование процессов налогообложения (подходы к проблеме) / Под ред. А.И.Орлова и др. - М.: Изд-во ЦЭО Минобразования РФ, 1997. - 232 с.

15. Менеджмент / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

16. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. - М.: Минэкономики РФ, 1994. - 80 с.

17. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.

18. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.

19. Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях. - М.: Институт социологических исследований АН СССР, Советская социологическая ассоциация, 1977. - 158 с.

20. Организационно-методические материалы по маркетингу на предприятии. - М.: Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества, 1991. - 91 с.

21. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука,1979.- 296 с.

22. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

23. Орлов А.И. Общий взгляд на статистику объектов нечисловой природы. - В сб.: Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1985, с.58-92.

24. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы. - Журнал "Заводская лаборатория". 1997. Т. 63. No. 3. С.55-62.

25. Орлов А.И.Эконометрика. - М.: Экзамен, 2004. - 576 с.

26. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 496 с.

27. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.

28. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. - М.: Инфра-М, 1994. - 256 с.

29. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: "Экономика" - "Дело", 1992.

30. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989.

31. Рыжикова Т.Н. Банковский маркетинг. - М.: Радио и связь, 2001.

32. Самуэльсон П. Экономика. Т.2. - М.: НПО "АЛГОН", 1992. - 416 с.

33. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М.Попова. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 488 с.

34. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова Н.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. - СПб.: ГУЭФ, 1997.

35. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 630 с.

36. Управление инвестициями. В 2-х т. Т.2 / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 1998. - 512 с.

37. Хучек М. Инновации на предприятиях и внедрение. - М.: Луч, 1992.

38. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: "Дело Лтд", 1995. - 437 с.

39. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512 с.

40. Шумпетер Й. Теория экономического развития.- М.: Прогресс, 1982.

41. Юдицкий С.А., Кутанов А.Т. Технология проектирования архитектуры информационно-управляющих систем. - М.: ИПУ РАН, 1993.

42. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных. - Журнал "Социология: методология, методы, математические модели". 1991. No.1. С.14-31.

43. Integrated Definition for Function Modeling (IDEF0). Standard. Computer Systems Laboratory / National Institute of Standards and Technology. Gaithersburg, Md. 20889, 1993.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное