Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 353


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Это 353-й выпуск рассылки "Эконометрика" за 29 октября 2007 года.

О динамике макроэкономических показателей России идет речь в статье "Ложный пафос господина министра".

Взрыв интереса вызвала публикация на сайте московских коммунистов: "учителя должны отговаривать школьников от поступления в вузы".

Предлагаем один из последних разработанных нами учебно-методических материалов - рабочую программу по дисциплине "Статистика".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Ложный пафос господина министра

Выступая в Государственной думе в связи с обсуждением проекта федерального бюджета на 2007 год, министр финансов России А. Кудрин с пафосом, даже с какой-то гордостью подчеркнул: "К концу этого года - началу следующего ...мы восстановим весь утраченный ВВП и промышленный потенциал России 90-го года, в границах СССР. Это означает, что средний уровень ВВП на душу населения, который сегодня по текущему курсу составляет примерно 7 тысяч долларов, а по паритету покупательной способности где-то от 11 до 12 тысяч долларов, обеспечит заработную плату и доходы населения, выведет их в следующем году на самый высокий уровень в истории Советского Союза и России". Ещё оптимистичнее на ту же тему выступил в Давосе первый вице-премьер Д. Медведев.

Все депутаты, в том числе и от "Единой России", замерли от услышанного и долго не могли прийти в себя. И немудрено. Министр финансов - идеолог и ярый приверженец монетаристской концепции - фактически подвел итог пятнадцатилетнему периоду проводимых в России так называемых экономических реформ. Оказывается, нужно было пятнадцать лет, чтобы Россия, которую в 1992 году убеждали, будто "через три года экономических реформ россияне будут жить, как на Западе" (Б.Ельцин), якобы достигла уровня ненавистного Советского Союза 1990 года, который с остервенением разрушали лжедемократы и юные гайдаровцы. Так ли это, достигла ли нынешняя страна уровня России времен Советского Союза? Взгляните на таблицу 1. Так выглядит официальная статистика.

Таблица 1.
Динамика валового внутреннего продукта России
(в сопоставимых ценах, в млрд. руб.)

год

млрд.руб.

в % к 1989 г.

1989

605

-

1990

587

90,3

1991

558

92,2

1992

477

78,8

1993

435

71,9

1994

370

61,2

1995

364

60,2

1996

352

58,2

1997

355

58,7

1998

338

55,9

1999

359,6

59,4

2000

395,6

65,4

2001

415,7

68,7

2002

433,2

72,0

2003

467,0

77,2

2004

500,7

82,8

2005

532,7

88,0

2006

564,7

93,3

За точку отсчета взят не 1990 год, на который ссылался А. Кудрин, а 1989-й, поскольку это был год, с которого началось падение ВВП. Как видно из приведенных данных, в 1996 году ВВП снизился до 58,2% по отношению к 1989 году. Было разрушено всё, чем гордился советский народ: промышленное производство, сельское хозяйство, наука, культура, образование. Это падение было самым масштабным в XX веке. Ни Первая мировая война с революцией 1917 года, ни Вторая мировая война не приводили к столь значительному падению производства - самому крупному в истории человечества рукотворному экономическому кризису, происшедшему в 90-е годы прошлого столетия.

В 2006 году объем ВВП составил 93,3% к уровню 1989 года. Если в 2007 году прирост ВВП составит 6%, как это определено прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год, то уровня ВВП 1989 года страна, возможно, достигнет в 2007-2008 годах.

Таблица 2.
Потери ВВП России (в сопоставимых ценах, млрд. руб.)

год

потери млрд. руб.

1989

0

1990

18 (605-587)

1991

47 (605-558)

1992

128

1993

170

1994

235

1995

241

1996

253

1997

250

1998

267

1999

245,4

2000

209,4

2001

189,3

2002

171,8

2003

138,0

2004

104,3

2005

72,3

2006

40,3

В таблице 2 показана величина потерь, которые понесла страна от проведения по заказу Международного валютного фонда и других международных финансовых институтов экономических "реформ". 

Общая сумма потерь ВВП за годы "реформ" составила (в ценах 1989 г.) 2 трлн. 779,8 млрд. рублей, или 4,6 годового объема ВВП 1989 года. При коммерческом курсе американского доллара в 1,65 рубля в 1990 году эти потери составили 1 трлн. 685 млрд. долларов. Нельзя не учитывать и того, что в 2006 году объем промышленного производства составил лишь 75% к уровню 1989 года, продукция сельского хозяйства - 74%, инвестиции в основной капитал - 42%, реальные доходы населения - 63%.

Пока Россия, скрупулезно следуя рекомендациям Международного валютного фонда, "выходила на рубежи 1990 года", страны Запада двигались вперед, оставляя далеко позади свой "сырьевой придаток" - Российскую Федерацию. Если даже взять самые низкие для развитых стран мира темпы прироста ВВП - 1,5-3% годовых, то за это время они увеличили его в 1,3-1,7 раза. Для российского же народа история пошла вспять. Что и требовалось международному капиталу!

Между тем признак стоимостного увеличения не является показателем успешности развития и критерием качественного экономического роста. Нынешние россияне, находившиеся в 1990 году в сознательном возрасте, помнят, что на 1 рубль можно было сделать 20 поездок на метро или другом виде городского транспорта. Среднемесячная заработная плата в 1990 году составляла 296,8 рубля, средняя пенсия - 105 рублей. Напомню, какими были средние государственные розничные цены на основные продовольственные товары (руб. за кг) в 1990 году: мясо - 1,9, колбасные изделия - 2,96, масло животное - 3,43, сыр - 2,49, яйца (за десяток) - 1,1, хлеб и хлебобулочные изделия - 0,35, картофель - 0,28, плоды, фрукты и овощи - 1,51 рубля. Нетрудно подсчитать, сколько можно было купить продовольственных товаров на заработную плату в 1990 году и в настоящее время, и сделать вывод, достигли ли мы сегодня, как рапортует министр финансов А. Кудрин, "самого высокого уровня в истории Советского Союза и России". По мнению же зарубежных экспертов тех лет, по объему производства продовольственных товаров, денежных доходов и установленных государством цен Россия относилась к числу государств с высоким уровнем социального благополучия.

Беспрецедентное сокращение ВВП в России привело к тому, что реальные доходы и потребление населения сократились более чем на треть, а у 80% наименее обеспеченной его части упали вдвое. В 2004 году 25,2 млн. человек, или 17,6% к общей численности населения страны, имели доходы ниже величины прожиточного минимума. Смертность повысилась на 50%, уровень преступности и убийств - более чем в два раза, средняя продолжительность жизни снизилась на 5 лет. Население страны, несмотря на приток мигрантов из других бывших республик Советского Союза, сократилось со 147,5 млн. человек в 1989 году до 142,8 млн. человек в 2006-м. За период "реформирования" экономики национальное богатство России как с материально-вещественной, так и с социальной точки зрения сократилось более чем в 2 раза, существенно ухудшилась эффективность его использования.

По расчетам академика Л. Абалкина, в стоимостном выражении объем национального богатства России составляет 60 трлн. долларов, у стран "большой семерки" - 275 трлн. долларов, причем на душу населения его приходится 400 и 360 тыс. долларов, соответственно.

По данным Росстата, потребительская часть богатства России составляет не более 20%. В США, напротив, более 50% национального богатства приходится на потребительскую составляющую: на домашнее имущество - 25%, на жилище - 30%. Неудивительно, что покупательная способность, социальные стандарты жизни российского населения сегодня в 5-7 раз ниже, чем в экономически развитых странах.

С одной стороны, более высокий показатель стоимостной оценки национального богатства на душу населения в России по сравнению со странами "большой семерки", а с другой - низкое по сравнению со странами Запада обеспечение социальных стандартов жизни свидетельствует о неэффективном распоряжении российским национальным богатством, неэффективной экономической (и бюджетной) политике, которая не исходит из задач развития национальной экономики, не направлена на повышение качества жизни россиян и эффективное использование для достижения этих целей российского богатства. 

Главным критерием эффективности государственной власти является повышение уровня и качества жизни населения. Приведенные данные свидетельствуют, что проводимая правительством Российской Федерации социально-экономическая политика неэффективна, более того - антинародна по своей сути. Прошедший этап рыночной трансформации показал, что либерализация несовместима с интересами страны, большинства народа, что она привела к огромным экономическим и геополитическим потерям. Об этом ясно свидетельствует и то, что сформированные в стране огромные средства стабилизационного фонда направляются не на благо российской экономики и создание новых рабочих мест, не на повышение качества жизни россиян и увеличение заработной платы тех, кто создает материальные блага, а используются в интересах олигархов, в интересах организованной преступности, идут на развитие экономик стран Запада, и прежде всего - США. Партия "Единая Россия", на каждом перекрестке трубящая, что она является "партией власти", единодушно голосуя в Государственной думе за всё, что вносит правительство, благословляя пагубный для страны курс, одобряя изъятие из отечественной экономики огромных финансовых ресурсов, как минимум, в 2-3 раза снижает темпы экономического роста, в 3-5 раз - доходы населения, последовательно толкает страну на обочину мировой истории. Между тем эффективное использование национального богатства России уже сегодня может обеспечить повышение минимальной заработной платы бюджетников до 12-15 тыс. рублей, пенсий - до 6-7 тыс. рублей.

Россияне, большинство населения страны должны твердо осознать, что повышение их жизненного уровня, благополучие их детей могут быть обеспечены только при кардинальной смене социально-экономического курса. Осознание этой непреклонной истины каждым гражданином, патриотами Российского государства, реализация этой истины через активные действия, активную жизненную позицию, в том числе и путем голосования за своих подлинных представителей, а не перевертышей в законодательных собраниях, позволят решить эту задачу. Экономический рост необходим стране не ради темпов или удовлетворения чьих-то политических амбиций, а для улучшения жизни граждан нашей страны, усиления социальной ответственности государства за повышение качества жизни большинства населения, а не кучки олигархов и коррумпированных чиновников.

Юрий Воронин,
доктор экономических наук, профессор.
г. Москва.
Газета "Правда", No. 11, 2 - 5 февраля 2007

*   *   *   *   *   *   *

Взрыв интереса вызвала публикация на сайте московских коммунистов: "учителя должны отговаривать школьников от поступления в вузы"

К. Ладогин, www.comstol.ru, 24.09.2007

Интернет-портал Московского горкома КПРФ публикует материал о реформе образования. "По новому стандарту следует отказаться от: научности, фундаментальности и системности образования старой советской школы. Не нужны также: авторитет учителя, государственность и коллективизм" - вот основные принципы реформы. Автор материала сравнивает её с теми принципами образования, которые пропагандировал Гитлер, приводя соответствующие цитаты. "Что ж, Гитлер и Гиммлер нашли достойных преемников в лице Грефа, Кудрина, Фурсенко и Путина. Не исключено, что и конец их ждет одинаковый", - отмечает историк К.Ладогин. Интересно, что эта новость стала самой посещаемой на сайте comstol.ru, принеся порталу московских коммунистов более полутора тысяч посещений.

К. Ладогин:

- Работаю я в неплохой школе, имею высшую учительскую категорию. Настало время переаттестации, и отправился я на курсы повышения квалификации учителей. Первая же лекция повергла меня в такой ужас, какой я не испытывал, наверное, с 1993 года. Два хорошо упакованных, очень благополучных человека лет пятидесяти, один профессор, другой кандидат (педагогических наук, разумеется) очень бодро и совершенно серьезно рассказывали вещи, от которых у меня, да и у весьма либеральных в политическом смысле учителей, присутствовавших в аудитории, шевелились волосы на голове. Временами раздавались нервные смешки. Следует пояснить, что оба лектора еще и успешно зарабатывают деньги в фирмах, занимающихся "мониторингом качества образования".

Эти двое излагали цели и задачи среднего образования в России, официально утвержденные на уровне правительства. Главными авторами их являются Греф, Кудрин и Фурсенко. Фурсенко - министр образования, но появление в этом списке Грефа и Кудрина нуждается в пояснении. Оказывается, в 2004 г. правительство РФ пришло к выводу, что система образования не может сама себя реформировать. Следовательно, надо "продавить, то есть сломать эту систему, извне" (все места в кавычках являются точными цитатами речи лекторов). Поэтому пригласили Грефа и Кудрина.

Отправной точкой этой "реформы" стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Правда, понятие "качества образования" здесь употребляется в не совсем привычном нормальным людям смысле. Тут полагают, что "качественное образование" это такое, которое можно непосредственно применять в повседневной жизни. Понятно, что научное мировоззрение, которое вырабатывала советская школа, невозможно применить для торговли помидорами на рынке. Большим недостатком старой системы оказалось и то, что 90% знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г. и эти знания являются слишком "академическими".

Итак, руководство страны решило сделать наше образование "современным". Прежде всего, было четко сформулировано желаемое (реформаторами) место России в мире. Россия - это не страна, поставляющая ресурсы и гастарбайтеров, как Украина и Молдавия, но в то же время и не страна с инновационной экономикой (к таким счастливым землям относятся США, Швейцария и др.), а государство, в котором производится то, что изобретается в "первом мире". Следовательно, России нужны не научные работники, а квалифицированные рабочие. А наш народ хочет в ВУЗы - сейчас туда поступает 65% выпускников школ. Значит, следует переломить ситуацию. Официально была поставлена задача сделать так, чтобы в ВУЗ поступало не более 30% выпускников, еще 45% - в колледжи (бывшие техникумы), 20% - в технические лицеи (ПТУ), ну а 5% остаются на тех, кто никуда после школы учиться не пойдёт.

Одновременно ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему, так как только на 2-3 года можно прогнозировать потребность в специалистах с "высшим образованием". "Приоритет государства состоит в том", чтобы количество магистров было не более 10% от выпущенных бакалавров. Простой расчет - 30% выпускников школ поступают в ВУЗы, из них менее 1/10 попадет в магистратуру. Итог - менее 3% выпускников школ получат "полноценное" высшее образование, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним. В марте 2007 г. принят закон, окончательно вводящий двухуровневую систему высшего образования. При этом государство гарантирует возможность получения бесплатно только бакалаврского "высшего образования". В магистратуре, "в идеале", придется учиться за деньги. "Система образования должна быть построена так, - говорили нам, - чтобы человек, окончивший любую ее ступень чувствовал себя недоучившимся".

С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Нам прямо разъяснили, что это предвыборный ход, и что "наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование". Для сокращения расходов на образование (что якобы является "целью любого государства") будет найден обходной путь. Уже 11 сентября 2007 г. Государственная дума должна рассмотреть разработанный министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования "примерно на три с минусом". Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально "не предусматривает возможности поступления в ВУЗ". Все дополнительные занятия войдут в "школьный компонент", который будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. Лектор сообщил нам, что любая семья может тратить 10-20% своего дохода на образование. На вопрос юной и наивной учительницы: "А если этого не хватит?" - ей ответили: "Надо больше зарабатывать!"

Одна из задач, которая официально ставится перед учителями, - "сделать так, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру", ведь "в Германии, стране автомобилей, самая престижная профессия - автомеханик". Кроме того, мы узнали, что сын нашего лектора, "профессора с молодых ногтей", поступил в институт ("ну, вы понимаете, я там договорился"), был исключен из ВУЗа со второго курса и пошел торговать спортивной одеждой, а теперь "он состоялся и хочет стать театральным критиком, просто для души".

По новому стандарту следует отказаться от: научности, фундаментальности и системности образования старой советской школы, так как то была "конвейерная система, при которой школьник терялся за предметами". Не нужны также: авторитет учителя, государственность и коллективизм. Надо исходить из "практикоориентированности", полезности получаемых знаний и модульности (у школьника должен быть "индивидуальный образовательный маршрут").

Среди необходимых качеств, которые "новый учитель" должен привить ученикам фигурировало "критическое мышление". Кто-то спросил: "Если школа теперь должна воспитывать сборщика автомобилей, то зачем нужно критическое мышление?" Лектор разъяснил, что под "критическим мышлением" здесь понимается умение рационализировать свою производственную операцию, и более ничего!

Еще мы узнали, что "олимпиадники и медалисты государству не нужны - это личные достижения школьников", а государству нужно поголовное освоение того самого стандарта, который "на три с минусом", а также:

- чтобы выпускник был физически здоров, "ну, чтобы торс у него был, как у нашего президента";

- чтобы он работал (имеется ввиду - работал руками, а не головой, ведь наука в России этим стандартом не предусмотрена);

- чтобы он не "сидел на шее у государства".

С этой целью было решено ввести пять новшеств:

- нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;

- сетевую организацию образовательной системы;

- независимую оценку качества образования;

- государственно-общественное управление образовательными учреждениями;

- новую систему оплаты труда педагогов.

Начнем по порядку. Под "нормативно-подушевым финансированим образовательных учреждений" подразумевается то, что на каждого ученика средней школы будет выделено равное финансирование. Эти деньги будут идти в те школы, где фактически учатся данные ученики. Школа теперь должна "жёстко пиарить себя и заманивать детей". Директор должен стать финансовым менеджером, а вот завуч - "представителем государства в школе, таким комиссаром". Он не должен "сливаться с коллективом учителей". Ему вменяется в обязанность ежемесячно проводить проверки знаний учащихся по специальным тестам и отсылать данные "наверх". "Будет создана Федеральная служба завучей (ФСЗ), в масках и с автоматами" - грустно пошутил присутствовавший на лекции директор нашей школы.

Под "сетевой организацией образовательной системы" понимается внедрение в образование "идеологии системы услуг". То есть учитель продает услуги, а государство или родители их покупают. В рамках этой "идеологии" проводится, например, закрытие сельских школ. Детей возят в большой поселок на автобусе, а то, что деревня без школы умрет - конечно, никого в правительстве не волнует.

"Независимая оценка качества образования" - это, понятно, ЕГЭ. В 2009 году ожидается полная победа этой системы тестирования. Пятнадцать основных предметов будут повсеместно переведены на ЕГЭ. Вопрос о том, как быть с Дагестаном, где, как известно, оказались лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в России, при том, что эти "отличники" еле знают русские буквы, ответа мы не дождались. Зато узнали, что лучше всего реформирование образования идет в Якутии.

"Государственно-общественное управление образовательными учреждениями" подразумевает создание управляющего совета школы, состоящего на 50% из родителей, на 25% из учителей и на 25% из "представителей общественности". Этот совет будет определять содержание "школьного компонента" в программе школы, то есть решать - будет это бесплатная школа для бедных, без всяких шансов на поступление выпускников в ВУЗ, или это будет дорогая школа для богатых. Кроме того, директор ежегодно будет представлять какой-то "публичный доклад" о деятельности школы, чтобы сделать ее "полностью прозрачной".

"Новая система оплаты труда педагогов" - это просто шедевр. Теперь стаж не будет учитываться вообще. Зарплата учителя будет состоять из трех частей:

- базовая часть - оплата по 2 р. 50 коп. (два рубля пятьдесят копеек) за каждого ребёнка в классе за 1 урок. В стандартном классе сейчас около 25 человек, стандартная нагрузка учителя 18 часов в неделю. Учитывая, что оплачивать будут 35 недель (245 учебных дней) в году, а размазана эта сумма будет на все 365 дней, в месяц выходит (за вычетом налогов) 2815 руб.

Здесь нам сообщили, что при развитии компьютерных технологий, учителя можно будет вообще "убрать", сведя процесс обучения к дистанционному тестированию и поиску в Интернете. Тогда один учитель сможет одновременно работать хоть со 100 учениками и получать в четыре раза больше, чем сейчас.

1. Компенсационная часть:

а) Надбавка до 15% за особые условия труда по КЗОТу. Уж не знаю, в нетопленном классе, наверное, надо заниматься, чтобы получить эту надбавку?

б) Повышающие коэффициенты за квалификацию. У учителя высшей категории они будут составлять 25% базового оклада. При этом будет проведена переаттестация учителей с тем, чтобы понизить количество учителей высшей категории с 20% от общего числа учителей до 3-5%. Ну а "кандидаты наук и разные заслуженные учителя вообще вредны для школы" - поделился с нами лектор.

в) Коэффициенты за деление класса - их получат, например, учителя иностранных языков. Но, если класс делится на две группы - учителя получат увеличение оплаты за 1 школьника за 1 час всего в полтора раза. То есть времени они потратят столько же, сколько при работе в полном классе, а денег получат на 25% меньше.

2. Стимулирующая часть должна будет выплачиваться учителям из особого фонда в размере 30% от общего фонда зарплаты данной школы по решению "родителей и представителей общественности, входящих в состав Управляющего совета школы". "Учитель может получить практически второй оклад, но только за счет других учителей"; "Учитель может развиваться, но для этого надо идти по головам" - сообщили нам.

Окончательным издевательством прозвучал в конце тезис о том, что учителю необходимо "призвание" для работы в школе. На вопрос, как это понимать, ответили, что "все равно хорошо платить в школе не будут"! Кроме того, "новому учителю" нужны "дисциплина", чтобы он учил строго по стандарту, а также "инициативность", чтобы он мог придумать, как вложить этот стандарт в голову каждого.

Наконец, в завершение нам было сообщено, что "мы живем в эпоху постмодерна, а сейчас главное - игра. Вот и будем играть по новым правилам. Не надо портить себе нервы". На реплику из зала: "Детей жалко", последовал ответ: "Они тоже должны научиться играть!"

Я шел с лекции о "реформе образования" и вспоминал речи Адольфа Гитлера: "Вообще, человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать!.. В школе нужно давать только общие знания, которые послужат фундаментом для специальных знаний. Я переориентирую образование на обучение главному. События громоздятся одно на другое. Какая же голова должна быть у ребенка, чтобы освоить историю родного края, историю страны в целом, да еще и историю рейха?.. Мозг не в состоянии вобрать все это в себя... Нет никакого смысла учить всех детей в средней школе двум языкам... Зачем мальчику, который хочет заниматься музыкой, геометрия, физика, химия? Что он запомнит из всего этого? Ничего. От любого подробного изложения следует отказаться... Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Пусть дальше работает по своей специальности!... Я в основном учил лишь 10 процентов того, что учили другие. Я очень быстро расправлялся с уроками..." (Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич, 1998. С.96-98. 7 марта 1942 г.)

Подельник Гитлера Генрих Гиммлер писал в мае 1940 г. в меморандуме "Об обращении с инородцами на Востоке": "Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть".

Что ж, Гитлер и Гиммлер нашли достойных преемников в лице Грефа, Кудрина, и Фурсенко. Не исключено, что и конец их ждет одинаковый.

*   *   *   *   *   *   *

Рабочая программа по дисциплине "Статистика"

Специальность 061100 "Менеджмент организации"
Москва - 2007

1. Цели и задачи дисциплины

Целями настоящей дисциплины являются овладение основами современных статистических методов на уровне, достаточном для применения полученных знаний при изучении других экономических дисциплин и решении конкретных задач в области менеджмента и экономики. Задачи изучения дисциплины - овладение основными знаниями и навыками в области анализа статистических данных.

2. Требования к уровню усвоения содержания

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные понятия теории статистики, основные статистические методы анализа эмпирических экономических данных, уметь строить статистические модели, применять методы описания данных, оценивания, проверки гипотез.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Общая трудоемкость дисциплины

130

130

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия

17

17

Самостоятельная работа

79

79

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

No. п/п

Раздел дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

Практ. зан.

1

Предмет, метод и задачи статистики

2

-

2

Статистические данные и их описание

4

2

3

Основы вероятностно-статистического моделирования экономических явлений

6

4

4

Статистическое оценивание характеристик и параметров

4

2

5

Проверка статистических гипотез

4

2

6

Методы многомерного статистического анализа

6

3

7

Временные ряды и индексы

2

1

8

Статистика продукции

2

1

9

Применение статистических методов на предприятиях и в отраслях народного хозяйства

4

2

 

Итого

34

17

4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики (2 часа)

Что такое статистика? Предмет статистики. Изменение представлений о статистике с течением времени: коллекция определений статистики.

Статистический метод. Анализ данных и вероятностно-статистические модели. Основные задачи статистики. Описание данных и перенос выводов с выборки на генеральную совокупность.

Структура современной статистической науки: теоретическая статистика, прикладная статистика, математическая статистика, применение статистических методов в конкретных областях. Эконометрика - наука о развитии и применении статистических методов к анализу эмпирических экономических данных.

Статистика как область научно-практической деятельности. Примеры практического применения статистических методов и использования статистических данных. История и современное положение статистики в России.

Тема 2. Статистические данные и их описание (4 часа)

Источники статистической информации. Виды статистических данных. Количественные (числовые) и нечисловые данные. Сплошные наблюдения. Статистическая отчетность и представление об ее анализе. Выборочные данные. Представление о проведении выборочных исследований. Маркетинговые и социологические опросы. Различные виды формулировок вопросов при анкетировании и интервью. Некоторые проблемы организации опросов.

Группировка и сводка материалов статистических наблюдений. Абсолютные и относительные величины. Статистические таблицы, подлежащие и сказуемые в них. Комбинационные таблицы. Контроль за правильностью составлением таблиц.

Различные виды статистических диаграмм: линейные, столбиковые, круговые, звездчатые и иные диаграммы.

Описание количественных статистических данных. Основные выборочные характеристики. Различные виды средних величин. Выборочное среднее арифметическое. Выборочное среднее геометрическое. Выборочные дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Выборочные медиана, минимум, максимум, размах, квантили, децили, верхний и нижний квартили, межквартильное расстояние.

Вариационный ряд и порядковые статистики. Эмпирическая функция распределения. Гистограммы.

Понятие о статистике нечисловых данных.Роль нечисловых данных в социально-экономических исследованиях. Качественные признаки. Объекты нечисловой природы и расстояния между ними. Средние величины как решения оптимизационных задач. Применения в экспертных оценках. Шкалы измерения: номинальная, порядковая, интервальная, отношений, абсолютная. Требование адекватности (инвариантности) статистических выводов относительно допустимых преобразований шкал. Выбор вида средних величин в зависимости от шкал измерения усредняемых признаков. Применения к расчету рейтингов в выборочных эконометрических исследованиях. Нечеткие и интервальные данные.

Тема 3. Основы вероятностно-статистического моделирования экономических явлений (6 часов)

Основные понятия теории вероятностей. Пространство элементарных событий. Алгебра событий. Вероятность элементарного события. Аксиомы А.Н.Колмогорова. Вероятность события. Теорема сложения. Условная вероятность. Независимые случайные события. Теорема умножения. Формула полной вероятности. Формула Байеса.

Случайные величины и их характеристики. Определение математического ожидания. Свойства математического ожидания. Математическое ожидание произведения независимых случайных величин. Определение дисперсии. Свойства дисперсии. Дисперсия суммы двух независимых случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия суммы произвольного числа случайных величин. Неравенство Маркова. Неравенство Чебышева. Законы больших чисел: теорема Чебышева и теорема Бернулли.

Основные непрерывные и дискретные распределения. Функция распределения и плотность, их свойства. Функции распределения вероятностей, моделирующие реальные явления - равномерное, треугольное, экспоненциальное, Вейбулла-Гнеденко, гамма-распределения. Масштабно-сдвиговые семейства. Основные дискретные распределения: Бернулли, биномиальное, гипергеометрическое, Пуассона, геометрическое. Смеси непрерывных и дискретных распределений.

Статистические характеристики и их теоретические аналоги. Выражения математического ожидания, дисперсии и других моментов случайной величины через плотность распределения вероятностей.

Теоретическая и эмпирическая функции распределения. Квантили функции распределения. Эмпирическая функция распределения и кусочно-линейная непрерывная оценка Пайка функции распределения. Свойства эмпирической функции распределения. Теоремы Гливенко и Колмогорова (без доказательства). Распределение критерия Колмогорова. Построение доверительной полосы для функции распределения с помощью процентных точек критерия Колмогорова. Непараметрические оценки плотности.

Центральная предельная теорема и теорема Муавра-Лапласа. Стандартное нормальное распределение. Масштабно-сдвиговое семейство нормальных распределений. Его свойства. Центральная предельная теорема для разнораспределенных слагаемых (без доказательства). Логарифмически нормальное распределение.

Функции распределения, используемые при статистическом анализе данных: хи-квадрат, Стьюдента, Фишера.

Тема 4. Статистическое оценивание характеристик и параметров (4 часа)

Классификация методов прикладной статистики - по виду данных (числа, вектора, функции, нечисловые данные), по виду задач (описание, оценивание, проверка гипотез), по числу выборок. Задачи восстановления зависимостей, классификации (дискриминантный анализ, кластерный анализ), наглядного представления данных (многомерное шкалирование).

Параметрические и непараметрические методы. Отсутствие нормальности у распределений реальных данных.

Точечное оценивание характеристик и параметров. Понятие о статистическом оценивании. Состоятельные и несмещенные оценки. Несмещенная оценка дисперсии. Эффективность оценок.

Метод моментов оценивания параметров. Оценивание методом моментов параметров нормального, биномиального, Пуассона, экспоненциального, геометрического, гамма и других распределений.

Методы максимального правдоподобия и одношаговых оценок. Оценивание параметров распределения Пуассона. биномиального, нормального распределения. гамма- и других распределений. Асимптотические свойства оценок.

Оценивание с помощью доверительных интервалов. Доверительная вероятность и доверительный интервал. Интервальное оценивание математического ожидания на основе центральной предельной теоремы, медианы с помощью членов вариационного ряда, дисперсии на основе асимптотической нормальности. Метод линеаризации. Интервальное оценивание среднего квадратического отклонения на основе интервального оценивания дисперсии. Интервальное оценивание коэффициента вариации. Асимптотически нормальные оценки и соответствующие доверительные интервалы.

Основные идеи статистики объектов нечисловой природы. Статистика в пространствах произвольной природы. Асимптотическое поведение решений экстремальных статистических задач. Непараметрические оценки плотности в пространствах произвольной природы. Статистический анализ данных в конкретных пространствах объектов нечисловой природы.

Статистический анализ интервальных данных. Основные постановки статистики интервальных данных. Нотна и ее вычисление. Асимптотическая нотна. Средний квадрат ошибки в статистике интервальных данных. Доверительные интервалы в статистике интервальных данных. Рациональный объем выборки. Оценивание математического ожидания в статистике интервальных данных Оценивание дисперсии в статистике интервальных данных.

Тема 5. Проверка статистических гипотез (4 часа)

Основные понятия теории статистической проверки гипотез. Нулевая и альтернативная гипотезы. Критическая область. Статистика критерия. Критические значения. Ошибки первого и второго рода. Уровень значимости и мощность критерия.

Проверка гипотезы однородности для биномиальных распределений. Проверка гипотезы однородности математических ожиданий: критерии Крамера-Уэлча, Стьюдента, сравнение их предпосылок и статистик критериев.

Проверка гипотез однородности и согласия. Проверка гипотезы однородности функций распределения: критерии Вилкоксона, Смирнова, омега-квадрат. Обнаружение эффекта в связанных выборках: критерии Стьюдента, Вилкоксона, Смирнова, омега-квадрат. Проверка согласия: критерии хи-квадрат, Колмогорова, Смирнова. Проверка согласия методом моментов Распространенные ошибки при использовании критериев согласия.

Тема 6. Методы многомерного статистического анализа (6 часов)

Корреляционный анализ. Изучение связи между количественными переменными. Коэффициент линейной корреляции. Проверка значимости коэффициента линейной корреляции. Коэффициенты ранговой корреляции (Спирмена и Кендалла). Проверка их значимости. Проверка гипотезы однородности для качественных признаков. Понятие о дисперсионном анализе.

Регрессионный анализ. Постановка задачи восстановления зависимости. Применения для прогноза и оптимизации. Параметрическая постановка задачи восстановления зависимости. Общая оптимизационная постановка и ее частные случаи - метод наименьших квадратов и метод наименьших модулей. Вероятностная теория метода наименьших квадратов. Оценивание параметров и проверка гипотез о них. Отбор информативного подмножества признаков. Понятие о непараметрической регрессии.

Понятие о статистических методах классификации. Триада: построение классификации - изучение классификации - использование классификации. Необходимость выделения однородных совокупностей. Методы построения классификаций. Кластерный анализ. Алгоритм "Дендрограмма". Метод ближайшего соседа. Метод дальнего соседа. Агломеративный иерархический алгоритм средней связи. Использование классификаций. Понятие естественной классификации. Задача распознавания образов (дискриминации). Линейный дискриминантный анализ. Непараметрический дискриминантный анализ на основе использования оценок плотностей, построенных по обучающим выборкам. Методы оценивания качества алгоритма распознавания.

Тема 7. Временные ряды и индексы (2 часа)

Ряды динамики и их статистический анализ. Средний темп роста. Роль среднего геометрического помесячных темпов роста. Теорема умножения для темпов роста. Различные варианты динамики временных рядов.

Проблемы сглаживания и прогнозирования временных рядов. Скользящие средние. Различные параметрические семейства трендов. Выделение тренда методом наименьших квадратов. Прогнозирование методом наименьших квадратов. Построение доверительных интервалов. Различные варианты метода наименьших квадратов. Выделение волн с помощью спектрального анализа временных рядов. Авторегрессионные модели. Другие методы анализа и прогнозирования временных рядов.

Индексный метод. Различные виды индексов и их свойства. Индексы Пааше и Ласпейроса. Требования, предъявляемые к индексам. Индекс Фишера.

Статистика цен. Разброс цен в пространстве и их динамика во времени. Индекс инфляции - измеритель роста цен. Потребительская корзина. Расчет индексов инфляции. Агрегирование индексов инфляции по отдельным товарным группам. Динамика индекса инфляции. Использование индекса инфляции. Приведение к "неизменным ценам" доходов, курсов валют, банковского процента, процента платы за кредит, валового национального дохода, стоимости основных фондов, объемов финансирования и др.

Тема 8. Статистика продукции (2 часа)

Представление о статистике продукции. Анализ данных о выпуске продукции. Понятие о роли качества продукции в деятельности предприятия. Необходимость выборочного контроля качества продукции. Экономическая эффективность статистического контроля.

Понятие представительной (репрезентативной ) выборки из партии изделий. Гипергеометрическая и биномиальная модели выборки, их близость, когда объем партии велик по сравнению с объемом выборки.

Примеры планов контроля. Одноступенчатые планы. Оперативная характеристика плана контроля, Риски поставщика и потребителя, приемочный и браковочный уровни дефектности.

Понятие разбраковки. Средний выходной уровень дефектности и его предел. Выбор плана контроля на основе ограничений на предел среднего выходного уровня дефектности.

Понятие арбитражной характеристики. Принцип распределения приоритетов и расчет на его основе планов контроля поставщика и потребителя и их арбитражных характеристик.

Применение центральной предельной теоремы теории вероятностей для расчета приближенного выражения оперативной характеристики одноступенчатого плана контроля. Расчет приемочного и браковочного уровней дефектности. Выбор плана контроля на основе заданных значений рисков поставщика и потребителя, приемочного и браковочного уровней дефектности.

Понятие о статистическом управлении качеством продукции, Статистическое регулирование технологических процессов. Контрольные карты Шухарта и кумулятивных сумм. Риск незамеченной разладки. Риск излишней наладки. Средние длины серий.

Понятие о теории надежности, о теории массового обслуживания. Математическая теория планирования эксперимента и ее применение для оптимизации технологических процессов.

Тема 9. Применение статистических методов на предприятиях и в отраслях народного хозяйства (4 часа)

Применение статистических данных и статистических методов при управлении предприятием. Статистика численности работников и использования рабочего времени. Среднесписочный состав работников. Статистика производительности труда. Статистические методы - орудие менеджера. Какие статистические методы нужны менеджеру? Статистические методы в маркетинговой деятельности.

Статистика заработной платы. Различные виды доходов. Личный, семейный, среднедушевой доход. Распределение доходов и его статистическое описание. Кривая Лоренца и ее свойства. Показатели дифференциации доходов - децильный коэффициент и коэффициент Джини, динамика их значений в России в сопоставлении с иными странами.

Статистика основных фондов и ее использование. Статистика амортизационных отчислений. Статистика себестоимости продукции. Налоговая статистика. Применение статистических методов при математическом моделировании процессов налогообложения и оценке управляющих воздействий на них.

Статистика науки. Динамика статистических показателей российской науки. Статистика научно-технического прогресса.

Применение статистических методов в работе аналитических подразделений государственных органов и предприятий различных форм собственности. Службы контроллинга. Эконометрические и экономико-математические модели. Современное представление об эконометрике.

Метод экспертных оценок. Этапы проведения экспертного исследования. Проверка согласованности мнений экспертов. Классификация мнений экспертов. Нахождение итогового мнения группы экспертов. Метод Дельфи. Сценарный метод.

4.3. Понедельный план проведения занятий

Лекции

1 неделя. Что такое статистика? Предмет статистики. Изменение представлений о статистике с течением времени: коллекция определений статистики.

Статистический метод. Анализ данных и вероятностно-статистические модели. Основные задачи статистики. Описание данных и перенос выводов с выборки на генеральную совокупность.

Структура современной статистической науки: теоретическая статистика, прикладная статистика, математическая статистика, применение статистических методов в конкретных областях. Эконометрика - наука о развитии и применении статистических методов к анализу эмпирических экономических данных.

Статистика как область научно-практической деятельности. Примеры практического применения статистических методов и использования статистических данных. История и современное положение статистики в России.

2 неделя. Источники статистической информации. Виды статистических данных. Количественные (числовые) и нечисловые данные. Сплошные наблюдения. Статистическая отчетность и представление об ее анализе. Выборочные данные. Представление о проведении выборочных исследований. Маркетинговые и социологические опросы. Различные виды формулировок вопросов при анкетировании и интервью. Некоторые проблемы организации опросов.

Группировка и сводка материалов статистических наблюдений. Абсолютные и относительные величины. Статистические таблицы, подлежащие и сказуемые в них. Комбинационные таблицы. Контроль за правильностью составлением таблиц.

Различные виды статистических диаграмм: линейные, столбиковые, круговые, звездчатые и иные диаграммы.

3 неделя. Описание количественных статистических данных. Основные выборочные характеристики. Различные виды средних величин. Выборочное среднее арифметическое. Выборочное среднее геометрическое. Выборочные дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Выборочные медиана, минимум, максимум, размах, квантили, децили, верхний и нижний квартили, межквартильное расстояние.

Вариационный ряд и порядковые статистики. Эмпирическая функция распределения. Гистограммы.

Понятие о статистике нечисловых данных.Роль нечисловых данных в социально-экономических исследованиях. Качественные признаки. Объекты нечисловой природы и расстояния между ними. Средние величины как решения оптимизационных задач. Применения в экспертных оценках. Шкалы измерения: номинальная, порядковая, интервальная, отношений, абсолютная. Требование адекватности (инвариантности) статистических выводов относительно допустимых преобразований шкал. Выбор вида средних величин в зависимости от шкал измерения усредняемых признаков. Применения к расчету рейтингов в выборочных эконометрических исследованиях. Нечеткие и интервальные данные.

4 неделя. Основные понятия теории вероятностей. Пространство элементарных событий. Алгебра событий. Вероятность элементарного события. Аксиомы А.Н.Колмогорова. Вероятность события. Теорема сложения. Условная вероятность. Независимые случайные события. Теорема умножения. Формула полной вероятности. Формула Байеса.

Случайные величины и их характеристики. Определение математического ожидания. Свойства математического ожидания. Математическое ожидание произведения независимых случайных величин. Определение дисперсии. Свойства дисперсии. Дисперсия суммы двух независимых случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия суммы произвольного числа случайных величин. Неравенство Маркова. Неравенство Чебышева. Законы больших чисел: теорема Чебышева и теорема Бернулли.

5 неделя. Основные непрерывные и дискретные распределения. Функция распределения и плотность, их свойства. Функции распределения вероятностей, моделирующие реальные явления - равномерное, треугольное, экспоненциальное, Вейбулла-Гнеденко, гамма-распределения. Масштабно-сдвиговые семейства. Основные дискретные распределения: Бернулли, биномиальное, гипергеометрическое, Пуассона, геометрическое. Смеси непрерывных и дискретных распределений.

Статистические характеристики и их теоретические аналоги. Выражения математического ожидания, дисперсии и других моментов случайной величины через плотность распределения вероятностей.

6 неделя. Теоретическая и эмпирическая функции распределения. Квантили функции распределения. Эмпирическая функция распределения и кусочно-линейная непрерывная оценка Пайка функции распределения. Свойства эмпирической функции распределения. Теоремы Гливенко и Колмогорова (без доказательства). Распределение критерия Колмогорова. Построение доверительной полосы для функции распределения с помощью процентных точек критерия Колмогорова. Непараметрические оценки плотности.

Центральная предельная теорема и теорема Муавра-Лапласа. Стандартное нормальное распределение. Масштабно-сдвиговое семейство нормальных распределений. Его свойства. Центральная предельная теорема для разнораспределенных слагаемых (без доказательства). Логарифмически нормальное распределение.

Функции распределения, используемые при статистическом анализе данных: хи-квадрат, Стьюдента, Фишера.

7 неделя. Классификация методов прикладной статистики - по виду данных (числа, вектора, функции, нечисловые данные), по виду задач (описание, оценивание, проверка гипотез), по числу выборок. Задачи восстановления зависимостей, классификации (дискриминантный анализ, кластерный анализ), наглядного представления данных (многомерное шкалирование).

Параметрические и непараметрические методы. Отсутствие нормальности у распределений реальных данных.

Точечное оценивание характеристик и параметров. Понятие о статистическом оценивании. Состоятельные и несмещенные оценки. Несмещенная оценка дисперсии. Эффективность оценок.

Метод моментов оценивания параметров. Оценивание методом моментов параметров нормального, биномиального, Пуассона, экспоненциального, геометрического, гамма и других распределений.

Методы максимального правдоподобия и одношаговых оценок. Оценивание параметров распределения Пуассона. биномиального, нормального распределения. гамма- и других распределений. Асимптотические свойства оценок.

8 неделя. Оценивание с помощью доверительных интервалов. Доверительная вероятность и доверительный интервал. Интервальное оценивание математического ожидания на основе центральной предельной теоремы, медианы с помощью членов вариационного ряда, дисперсии на основе асимптотической нормальности. Метод линеаризации. Интервальное оценивание среднего квадратического отклонения на основе интервального оценивания дисперсии. Интервальное оценивание коэффициента вариации. Асимптотически нормальные оценки и соответствующие доверительные интервалы.

Основные идеи статистики объектов нечисловой природы. Статистика в пространствах произвольной природы. Асимптотическое поведение решений экстремальных статистических задач. Непараметрические оценки плотности в пространствах произвольной природы. Статистический анализ данных в конкретных пространствах объектов нечисловой природы.

Статистический анализ интервальных данных. Основные постановки статистики интервальных данных. Нотна и ее вычисление. Асимптотическая нотна. Средний квадрат ошибки в статистике интервальных данных. Доверительные интервалы в статистике интервальных данных. Рациональный объем выборки. Оценивание математического ожидания в статистике интервальных данных Оценивание дисперсии в статистике интервальных данных.

9 неделя. Основные понятия теории статистической проверки гипотез. Нулевая и альтернативная гипотезы. Критическая область. Статистика критерия. Критические значения. Ошибки первого и второго рода. Уровень значимости и мощность критерия.

Проверка гипотезы однородности для биномиальных распределений. Проверка гипотезы однородности математических ожиданий: критерии Крамера-Уэлча, Стьюдента, сравнение их предпосылок и статистик критериев.

10 неделя. Проверка гипотез однородности и согласия. Проверка гипотезы однородности функций распределения: критерии Вилкоксона, Смирнова, омега-квадрат. Обнаружение эффекта в связанных выборках: критерии Стьюдента, Вилкоксона, Смирнова, омега-квадрат. Проверка согласия: критерии хи-квадрат, Колмогорова, Смирнова. Проверка согласия методом моментов Распространенные ошибки при использовании критериев согласия.

11 неделя. Корреляционный анализ. Изучение связи между количественными переменными. Коэффициент линейной корреляции. Проверка значимости коэффициента линейной корреляции. Коэффициенты ранговой корреляции (Спирмена и Кендалла). Проверка их значимости. Проверка гипотезы однородности для качественных признаков. Понятие о дисперсионном анализе.

12 неделя. Регрессионный анализ. Постановка задачи восстановления зависимости. Применения для прогноза и оптимизации. Параметрическая постановка задачи восстановления зависимости. Общая оптимизационная постановка и ее частные случаи - метод наименьших квадратов и метод наименьших модулей. Вероятностная теория метода наименьших квадратов. Оценивание параметров и проверка гипотез о них. Отбор информативного подмножества признаков. Понятие о непараметрической регрессии.

13 неделя. Понятие о статистических методах классификации. Триада: построение классификации - изучение классификации - использование классификации. Необходимость выделения однородных совокупностей. Методы построения классификаций. Кластерный анализ. Алгоритм "Дендрограмма". Метод ближайшего соседа. Метод дальнего соседа. Агломеративный иерархический алгоритм средней связи. Использование классификаций. Понятие естественной классификации. Задача распознавания образов (дискриминации). Линейный дискриминантный анализ. Непараметрический дискриминантный анализ на основе использования оценок плотностей, построенных по обучающим выборкам. Методы оценивания качества алгоритма распознавания.

14 неделя. Ряды динамики и их статистический анализ. Средний темп роста. Роль среднего геометрического помесячных темпов роста. Теорема умножения для темпов роста. Различные варианты динамики временных рядов.

Проблемы сглаживания и прогнозирования временных рядов. Скользящие средние. Различные параметрические семейства трендов. Выделение тренда методом наименьших квадратов. Прогнозирование методом наименьших квадратов. Построение доверительных интервалов. Различные варианты метода наименьших квадратов. Выделение волн с помощью спектрального анализа временных рядов. Авторегрессионные модели. Другие методы анализа и прогнозирования временных рядов.

Индексный метод. Различные виды индексов и их свойства. Индексы Пааше и Ласпейроса. Требования, предъявляемые к индексам. Индекс Фишера.

Статистика цен. Разброс цен в пространстве и их динамика во времени. Индекс инфляции - измеритель роста цен. Потребительская корзина. Расчет индексов инфляции. Агрегирование индексов инфляции по отдельным товарным группам. Динамика индекса инфляции. Использование индекса инфляции. Приведение к "неизменным ценам" доходов, курсов валют, банковского процента, процента платы за кредит, валового национального дохода, стоимости основных фондов, объемов финансирования и др.

15 неделя. Представление о статистике продукции. Анализ данных о выпуске продукции. Понятие о роли качества продукции в деятельности предприятия. Необходимость выборочного контроля качества продукции. Экономическая эффективность статистического контроля.

Понятие представительной (репрезентативной ) выборки из партии изделий. Гипергеометрическая и биномиальная модели выборки, их близость, когда объем партии велик по сравнению с объемом выборки.

Примеры планов контроля. Одноступенчатые планы. Оперативная характеристика плана контроля, Риски поставщика и потребителя, приемочный и браковочный уровни дефектности.

Понятие разбраковки. Средний выходной уровень дефектности и его предел. Выбор плана контроля на основе ограничений на предел среднего выходного уровня дефектности.

Понятие арбитражной характеристики. Принцип распределения приоритетов и расчет на его основе планов контроля поставщика и потребителя и их арбитражных характеристик.

Применение центральной предельной теоремы теории вероятностей для расчета приближенного выражения оперативной характеристики одноступенчатого плана контроля. Расчет приемочного и браковочного уровней дефектности. Выбор плана контроля на основе заданных значений рисков поставщика и потребителя, приемочного и браковочного уровней дефектности.

Понятие о статистическом управлении качеством продукции, Статистическое регулирование технологических процессов. Контрольные карты Шухарта и кумулятивных сумм. Риск незамеченной разладки. Риск излишней наладки. Средние длины серий.

Понятие о теории надежности, о теории массового обслуживания. Математическая теория планирования эксперимента и ее применение для оптимизации технологических процессов.

16 неделя. Применение статистических данных и статистических методов при управлении предприятием. Статистика численности работников и использования рабочего времени. Среднесписочный состав работников. Статистика производительности труда. Статистические методы - орудие менеджера. Какие статистические методы нужны менеджеру? Статистические методы в маркетинговой деятельности.

Статистика заработной платы. Различные виды доходов. Личный, семейный, среднедушевой доход. Распределение доходов и его статистическое описание. Кривая Лоренца и ее свойства. Показатели дифференциации доходов - децильный коэффициент и коэффициент Джини, динамика их значений в России в сопоставлении с иными странами.

Статистика основных фондов и ее использование. Статистика амортизационных отчислений. Статистика себестоимости продукции. Налоговая статистика. Применение статистических методов при математическом моделировании процессов налогообложения и оценке управляющих воздействий на них.

17 неделя. Статистика науки. Динамика статистических показателей российской науки. Статистика научно-технического прогресса.

Применение статистических методов в работе аналитических подразделений государственных органов и предприятий различных форм собственности. Службы контроллинга. Эконометрические и экономико-математические модели. Современное представление об эконометрике.

Метод экспертных оценок. Этапы проведения экспертного исследования. Проверка согласованности мнений экспертов. Классификация мнений экспертов. Нахождение итогового мнения группы экспертов. Метод Дельфи. Сценарный метод.

Практические занятия

1-2 недели. Описание статистических данных.

3-4 недели. Основы вероятностно-статистического моделирования.

5-6 недели. Распределения случайных величин.

7-8 недели. Методы оценивания характеристик и параметров.

9-10 недели. Методы проверки статистических гипотез.

11-12 недели. Методы многомерного статистического анализа.

13-14 недели. Временные ряды и индексы.

15-17 недели. Применение статистических методов на предприятиях и в отраслях народного хозяйства.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М., Наука, 1983.

2. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А.И.Харламов, О.Э.Башина, В.Т.Бабурин и др.: Под ред. А.А.Спирина, О.Э.Башиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

3. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Экзамен, 2004.

4. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006.

Дополнительная

1. Адамов В.Е. Статистика промышленности. - М.: Экономика, 1988.

2. Гнеденко Б.В. Математика и контроль качества продукции. - М., 1978. - 64 с.

3. Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование, М., Сов. Радио, 1972.

4. Коуден А. Статистические методы контроля качества. - М.: ИЛ, 1961. - 623 с.

5. Кендэл М. Временные ряды.- М.: Мир, 1984.

6. Никитина Е.П., Фрейдлина В.Д., Ярхо А.В. Коллекция определений термина "статистика". - М., 1972. - 45 с.

7. Орлов А.И., Устойчивость в социально-экономических моделях. - М., Наука, 1979, 296 с.

8. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. -64 с.

9. Орлов А.И. Распространенная ошибка при использовании критериев Колмогорова и омега-квадрат. - "Заводская лаборатория", 1985, т.51, No.1, с.60 -62.

10. Орлов А.И. Что дает прикладная статистика народному хозяйству? - "Вестник статистики", 1986, No.8, с.52-56.

11. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и ее применений. - "Вестник статистики", 1990, No.1, с.65-71.

12. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.

13. Психологические измерения. Сб.статей. Пер. с англ. - М.:1968.

10. Пфанцагль И. Теория измерений. - М.1976.

14. Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. - М., Наука, 1968.

15. Статистический словарь / Гл.ред. М.А.Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М, 1989. - 623 с.

16. Тюрин Ю.Н., Литвак Б.Г., Орлов А.И., Сатаров Г.А., Шмерлинг Д.С. Анализ нечисловой информации.- М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика", 1981.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 521500 "Менеджмент".

Программу составил:
Орлов А.И., д.т.н., профессор

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное