Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 652


"Эконометрика", 652 выпуск, 22 июля 2013 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Заканчиваем публиковать сводку материалов "Неизвестный Богданов" об одном из создателей кибернетики революционере Александре Александровиче Богданове (1873 - 1928). Начало - в предыдущем выпуске рассылки.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Неизвестный Богданов

(окончание)

2. Вещи и образы

Глаза! Сколько ими можно видеть!  Все, все, что есть... И еще больше, еще интереснее: много, чего нет, или, по крайней мере, что вовсе не так...

Я проснулся в своей кроватке. Белая занавеска окна скрывает солнце и небо. Но глаза находят занятие. Если расставить перед ними пальцы и так смотреть на окно, то пальцев кажется очень много, и большая часть их прозрачны... видишь, в сущности, вместо одной руки две, которые заходят друг на друга. Но если перевести взгляд на пальцы - рука одна, а окон стало два, и они неясны, как будто расплываются. На обоях странные цветы, совсем одинаковые, их очень много. Стоит скосить глаза - все они передвигаются, их стало вдвое больше. Я умею скосить так, что передвинутые цветки в точности попадают один на другой; тогда сама стена с обоями отодвигается дальше от меня.

Занавеску отдернули, лучи солнца бьют мне в глаза; я их закрываю. Как хорошо! Большие яркие круги плывут перед глазами, изменяя свои цвета - лиловый, синий, зеленый, оранжевый, - чистые, прозрачные. Если придавить глаз пальцем, возникают круги вроде этих, но те похуже. Я раскрываю глаза - круги уходят, но не сразу - слабеют, исчезают, вновь появляются, но совсем слабые... А вот проплыла в воздухе цепочка, похожая на червяка, из прозрачных бесцветных звеньев. Хочется ее схватить, но нельзя: на самом деле ее нет. Что это реальная цепочка склеившихся лейкоцитов в моем глазу, я узнал только через много лет.

На дворе тепло и весело. Глаза ловят массу разных вещей - все настоящие; но всего лучше небо. Няня Верушка говорит, что оно хрустальное; но это едва ли так: тогда через небо было бы видно бога, ангелов; а этого нет, видно только то, что на нем - солнце, потом луна, звезды. Облака - те ближе, перед небом, они его закрывают. Оно очень высоко. Дом городского училища каменный двухэтажный, должно быть самый высокий в Мологе; но и он гораздо ниже. Я думаю, если поставить один на другой четыре таких дома... нет, пять... нет, пожалуй даже шесть, тогда только удалось бы с крыши достать рукой до неба.

Лежу в саду на траве. Как быстро бегут облака! Настоящие ли они? Что-то уж очень скоро они меняют свой вид, а иное возьмет да совсем растает. Все-таки должно быть настоящие: ведь из них идет дождь и бывает гром. Может быть они вроде пушистого снега? Как бы посмотреть поближе...

Яркое солнце заставляет прикрыть голову подолом ситцевой рубашки. Новое наблюдение и вопросы. Так через ситец не видно - чуть просвечивает; а если смотреть вплотную, приложив к нему глаза, то все видно довольно хорошо; если же взглянуть еще на солнце, то нитяные клетки ткани окаймляются радужными полосками, а вокруг солнца радужные круги и лучи. Конечно, и это настоящее; но откуда? В рубашке же этого нет.

Вот я опять дома. Тишина, папа после обеда лег спать, другие ушли. Я в гостиной перед зеркалом, исследую зеркальный мир. Там такая же гостиная, и часть столовой и часть кабинета, сколько видно через двери; а прямо предо мною - другой "Саша", который повторяет все, что я делаю. Я знаю, что он не настоящий, "отражение", и совершенно такой как я сам; но тут у меня есть сомнение: лицо его кажется мне странным, каким-то чужим, неужели это мое лицо? Хотя должно быть так: руки, рубашка, ноги - все в точности; и когда мама смотрится, у нее лицо настоящее и в зеркале - одинаковы. Значит это чужое лицо - мое; я хотел бы другое, А может он не совсем уж ненастоящий? Ну там, легкий, воздушный, вроде облаков... Может быть, он нарочно притворяется, что он вот такой самый? Как он поспевает делать все что я - точь в точь, и не капли не опаздает? Я начинаю быстро, быстро вертеть руками, головой, наклоняться в ту, в другую сторону, и все время зорко слежу за "ним", так ли он точно все это делает. Но и "он" пытливо вглядывается в меня - и мне уже немного не по себе... И вдруг показалось, что он шевельнулся немного иначе. Сразу же мне страшно, и я убегаю.

Вот я уже в постельке. Голова так нагружена дневным материалом, такая тяжелая - она совсем падала, когда, стоя на коленях лицом к иконам, я повторял за мамой слова обязательной и оттого нисколько неинтересной молитвы на ночь; как хорошо теперь свалить эту головную тяжесть на подушку. Я закрываю глаза, но мрака еще нет. На темном поле несчетные маленькие звездочки, повсюду заполняя его тесно, тесно, так что между одной и другой трудно было бы поместить третью, плывут, плывут без конца, ровно, спокойно ("Не настоящие", - думаю я, не зная, что это на самом деле - ток моей крови в глазных капиллярах, с ее микроскопическими красными тельцами). Пытаюсь следить за отдельными звездочками - невозможно, а потом и не хочется. Наступает нежное расслабление, а в звездном поле появляются знакомые, дневные фигуры. Потом и они смешиваются. То, чего нет, окончательно овладевает усталым мозгом.

Утром - какое-то смутное воспоминание с чувством сожаления... Что это было такое приятное, интересное? Ах, да! я летал. И как это было легко, просто... вот так, оттолкнулся ногой и полетел, выше: ниже, куда хотелось. Кто-то гнался, а мне было не страшно, и даже смешно. Как жаль, что этого нет на самом деле! Нельзя ли как-нибудь научиться. Ведь вот, прыгнуть можно, только слишком скоро падаешь на землю. Если бы пока еще не успел упасть, прыгнуть еще раз, и потом еще - все выше. Разве попробовать... Нет, никак не выходит.

Как жаль, что самое хорошее, самое интересное - все не настоящее.

Так из наивных и неутомимых исканий детского опыта зарождалась критика вещей.

3. Смерть - учительница

Смерть брата Володи (4) застала меня в возрасте лет шести - уже мыслящим существом.

Была боль вместе с недоумением, и было еще нечто. Идея непоправимого еще не сложилась в детском мозгу, и его охватывало тревожно-активное чувство: надо что-то предпринять, чтобы возвратить потерянное, надо как можно скорее, но я не знаю, что именно. Слезы родителей заставляли меня думать, что они не знают этого. Но все же я приставал к матери: "Мама, что же делать, что делать?"

- Молись Богу, Саша, - отвечала она, - молись усердно. Бог один - прибежище для несчастных.

- И Бог тогда вернет нам Володю, - с надеждой допытывался я.

- Нет, Саша, молись, чтобы упокоил Володю... - и она разразилась слезами.

Я не мог приставать больше, но не понимал. Бог взял Володю, но, ведь, Бог добрый. Он видит, как всем нам больно; почему же не вернуть? А если нет, то зачем же тогда молиться? И кого спросить? Я видел, что мои вопросы только еще больше расстроили маму, и уже не решался обратиться ни к отцу, ни, тем более, к старшему брату: мне было ясно, что в этом случае он такой же "маленький", как я.

Один Александрушка, сторож училища, старый николаевский солдат, большой наш друг, оставался вполне спокойным. Может быть, он знает?

- Александрушка, Бог, ведь, все может?

- Все может, Сашенька.

- Так он может вернуть Володю? Почему же мама велит мне молиться, чтобы он упокоил Володю, а не велит молиться, чтобы он отдал его?

Александрушка объяснил мне, что Бог, конечно, это может, но он этого никогда не делает, кого взял - не Возвращает, и просить нечего. Было очевидно, что Александрушка хорошо знает, что говорит. Искание закончилось, чувство заботы - "что делать?" - ушло; зато много сильнее стал холод, сжимавший сердце.

Молиться я, разумеется, и не думал: к чему? Ведь, все равно!.. Молитва стала для меня пустою, неинтересною, и это было уже навсегда. Я повторял ее слова каждый вечер, потому что так полагалось, но лишь бы отделаться поскорее.

Я не помню, чтобы обвинял Бога, хотя логически это, казалось, вытекало из положения. Но, должно быть, я смутно догадывался, что дело тут вообще не в Боге. Сомнений в его существовании не возникало, я верил в непреложную истину того, что говорят взрослые. Бог только стал далекой и чуждой отвлеченностью. Она, очевидно, удовлетворяла рассудочной потребности детского ума, потребности в порядке, у меня очень сильной и глубокой: образ хозяина вещей, руководителя событий, организатора вселенной - необходимый центр для оформления такого порядка в наивном мышлении; еще лет в четырнадцать - пятнадцать я придумывал неопровержимо логические доказательства бытия Божия. Но атеизм чувства был полнейший: никакого личного отношения к Богу не осталось. Пожалуй, даже, более того: все связанное с Богом и религией получило какую-то холодно-мертвенную окраску, отблеск того непоправимого, которое неожиданно приходит и беспощадно сжимает сердце.

Оттого, я думаю, мне всегда было так скучно и тоскливо, так не по себе в церкви. Блеск позолоты, пестрота картин, необычность форм странным образом оставляли равнодушными мои всегда столь жадные глаза, церковное пение никогда не трогало меня, никогда не казалось мне "настоящим" пением. Стоишь, потому что полагается, крестишься, когда все это делают, думаешь о самых различных вещах и ждешь: вот уже половина обедни, вот уже немного осталось, вот, наконец, слава Богу, кончается.

Когда, года через четыре после Володи, умер маленький Митя, у меня уже не возникало мысли и вопросов религиозного характера. К тому времени я знал, что бывает иногда настоящая, мнимая смерть - глубокая летаргия; которая вводила в заблуждение даже врачей; и все мои надежды, все мои мечты сосредоточивались на том, что так именно и окажется в этом случае. Я покушался осторожно убеждать родителей, чтобы не спешили с похоронами, обдумывал план ночью раскопать могилку и посмотреть... А похоронные обряды уже вызывали во мне чувство, близкое к злобе: и зачем только эти канительные церемонии, это ноющее пение, которое у всех вытягивает душу, когда и без того тяжело. И на самом деле, такие обряды своей жалостной низостью, надоедливым выпрашиванием чего-то у кого-то замечательно иллюстрируют рабский дух христианства.

Позже мне случилось познакомиться с похоронным ритуалом древних индусов-арийцев, как он установлен в книгах Ману (5). Весь он проникнут таким благородным мужеством во взгляде на смерть, чуждым всяких иллюзорных самоутешений, и в то же время такой твердой глубокою верою в жизнь, которая продолжает свой трудовой путь мимо смерти и через нее, - что невозможно прямо и сравнивать с той трусливо-унылой психологией самовнушения ненадежной надежды. Тут я впервые ясно почувствовал, как наивно самообольщен средний европеец, до сих пор искренно убежденный, что его официальная религия - христианство - есть высшая и лучшая из всех существующих и существовавших.

Знакомство со смертью своей потрясающей силой учит ребенка многому и очень важному в жизни. Для меня она была учительницей сочувствия всему живому, всем существам, которых она объединяет с нами, как общий врач.

Дети жестоки, потому что несознательны. Я помню свои детские жестокости: их основою была всецело слепота чувства, непонимание того, что маленькие животные, которых я мучил, ощущают и страдают. Сознание в этой сфере приходило, вероятно, разными путями; но оформлялось оно, становилось ясным для меня самого, именно через сопоставление фактов смерти. Они всего больше заставляли думать - мыслью и чувством.

Другие люди умирают так же, как мои близкие, и так же никогда больше не вернутся, никто их не увидит и они - никого, и мне их жаль, и жизнь их для меня - та же. А дальше... смерть берет и животных, как людей, значит, и в них жизнь та же. Логика, может быть, не блестящая, но для меня, ребенка, она была своя, и убеждала вполне. В ней была другая критика чувства, та, из которой росла вражда ко всему, что разрушает жизнь, единую, понятную, близкую, дорогую.

Единство страдания в мире стало мне понятно позже, и кажется, именно тогда, когда я постиг, что страдание - та же смерть, только неполная и незавершенная, когда я на себе заметил, что в страдании не живешь, и не хочется жить.

Так складывался первый, ребяческий идеал - жизни без боли и смерти.

РЦХИДНИ. Ф. 259. Oп. 1. Д. 3. Автограф.

Примечания

35. Малиновский Н.А. (1868-?), инженер, врач. Старший брат А.А.Богданова.

36. Малиновский С.А. (1876-?), врач. Младший брат А.А.Богданова.

37. Зандер (Малиновская) Мария Александровна  (1882-?), сестра А.А.Богданова, врач.
Луначарская (Малиновская) Анна Александровна (1884-1959), социал-демократка, публицист и переводчица; сестра А.А.Богданова, первая жена А.В.Луначарского.
Иванова (Малиновская) Ольга Александровна (1885-1943), сестра А.А.Богданова, учительница.

38. Владимир и Дмитрий - младшие братья А.А.Богданова, умерли в детстве.

39. Ману - мифический прародитель людей в индийской религии. Книги Ману об предписаний о правилах поведения в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догмами брахманизма.

Источник: А.А.Богданов. Воспоминания о детстве // Неизвестный Богданов. В 3 кн. Кн. 1. М.: ИЦ "АИРО-ХХ", 1995. С. 23-32.

No. 4

ОТВЕТ А.А.Богданова на запрос Института Ленина при ЦК ВКП(б) о Вологодской ссылке

20 марта 1927 г.

Товарищу Сорину [1]

Уважаемый товарищ,

в ответ на запрос Ваш от 2 марта по поводу моего пребывания в Вологде могу сообщить следующее:

Я приехал туда в начале 1901 года и нашел там несколько десятков ссыльных, в числе их группу киевлян с Бердяевым [2] , как теоретиком, во главе (В.Г.Крыжановская [3], П.Л.Тучапский [4], Б.Э.Шен [5], позже Н.К.Мукалов [6] и др.). Вскоре после всего этого выступил с философским докладом в духе критического позитивизма С.А.Суворов [7], работавший там в статистике; Бердяев ему оппонировал, я Суворова поддерживал. Затем я сделал ряд докладов об историческом материализме (большая часть была в журналах, а потом в сборнике "Из психологии общества"). Бердяев обычно оппонировал; он был тогда хороший оратор (лучше нас), но по научным знаниям стоял не высоко, а в философии хорошо знал лишь неокантианские школы (лучше нас), отнюдь не позитивные (попадал в неловкое положение по поводу Авенариуса [8] и Маха [9]. Понемногу даже киевляне стали колебаться в отношении к нему; среди же остальной колонии перевес уже в 1902 году был определенно на стороне "Реалистов", за Бердяева были только некоторые народоправцы (Вера Дениш [10], Неклепаев [11], да беллетрист А.М.Ремизов [12]). В 1902 году приехал Луначарский [13] и стал сразу резко полемически выступать против Бердяева, которого уже тогда превосходил как оратор. К Бердяеву же присоединился союзник, гораздо более ученый, но мало талантливый, Богдан А. Кистяковский [14]. Полемика перешла и в журналы ("Вопросы философии и психологии", рецензия Бердяева на мою книгу "Познание с исторической точки зрения", 1902 год, за октябрь, и мой ответ, кажется за декабрь того же года, а может быть в начале следующего (65-я книга журнала [15]); по поводу этих статей Б.А.Кистяковский открыто признал, что Бердяев "оконфузился с Авенариусом"). Затем вышел сборник "Проблемы идеализма", а мы, вологодские "реалисты", организовали в ответ сборник "Очерки реалистического мировоззрения" [16]. Нам помогал в редактировании также П.П.Румянцев [17], который приехал заведовать вологодской статистикой.

К концу 1903 года влияние Бердяева в колонии свелось на нет, а отношение к нему со стороны социал-демократов было вообще ироническое. Он перестал выступать и, до срока ссылки, воспользовавшись своими связями, уехал. Философские интересы в это время уже стали заметно тускнеть, завязалась полетическая полемика в колонии с эсерами: там выступала группа Савинкова [18] (с ним были Щеголев [19], Будрин [20], Мациевский и др.). Я уехал в начале 1904 года, закончив ссылку.

Вот все, что мог сейчас припомнить. Конкретные вопросы, может быть, помогли бы мне вспомнить еще кое-что.

С товарищеским приветом А.Богданов. 20-III-1927
РЦХИДНИ, Ф. 259. Oп. 1, Д. 4. ЛЛ. 1-4. Автограф

Примечания

1. Сорин В.Г. (1893-1944), член большевистской партии с 1917 г. С 1924 г. работал в Институте Ленина, затем в Институте Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б).

2. Бердяев Н.А. (1874-1948), русский философ. В 1884-1894 учился в кадетском корпусе, с 1894 - в Киевском университете; с 1895 - в социал-демократическом движении, увлекался марксизмом. За участие в студенческих волнениях исключен из Университета. В 1900-1902 в ссылке в Вологде, отходит от марксизма и переходит на позиции христианского "мистического реализма". В 1904 г. вместе с С.Н.Булгаковым редактирует журнал "Новый путь". Один из инициаторов и авторов сб. "Вехи". После Отябрьской революции, в 19.18 г., избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. В 1918/19 гг. организовал вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословию. В 1922 году выслан за границу, где основал религиозно-философский журнал "Путь", выходивший в Париже в 1925-40 гг.

3. Крыжановская В.Г. (Тучапская) (1866-?), член киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Находилась в ссылке в Вологде, где входила в литературную с.-д. группу.

4. Тучапский П.Л. (Лукашевич) (1869-1922), в революционном движении с 1883 г., участник I съезда РСДРП, член Киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".

5. Шен.Б.З. (1873-?), за революционную деятельность в Киеве в 1900-1903 гг. В принадлежность к Московскому Комитету РСДРП отбывал ссылку в Вологде.

6. Мукалов Н.К. (1875-?), член киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" в 1900-1902 гг.

7. Суворов С.А. (Борисов) (1870-1918), в 90-е гг.- народоволец, с 1900-социал-демократ. В годы реакции примкнул к левым большевикам, после 1910 г. отошел от партийной работы; в 1917 примкнул к меньшевикам-интернационалистам. Погиб во время контрреволюционного мятежа в 1918 году в Ярославле.

8. Авенариус (Avenarius) Рихард (1843-1896), швейцарский философ, основатель эмпириокритицизма.

9. Max (Mach) Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ, основатель эмпириокритицизма.

10. Дениш В.П., народница, член организации "Народное право". В 1896-1901 гг. отбывала ссылку в Сольвычегодске, Вел. Устюге, в Вологде, где по окончании ссылки находилась под негласным надзором.

11. Неклепаев И.А. (1865-?) - народник, член организации "Народное право", в 1896-1901 гг. отбывал ссылку в Усть-Сысольске, Великом Устюге, Вологде.

12. Ремизов А.М. (1877-1957), русский писатель-декадент. С 1900 отбывал ссылку в Вологде и Усть-Сысольске.

13. Луначарский (псевд. Воинов) А.В. (1875-1933), в революционном движении С 1895 Г., после II съезда РСДРП большевик, входил в редакции большевистских газет "Вперед", "Пролетарий", "Новая Жизнь" и др. Один из организаторов и лектор высших социал-демократических пропагандистско-агитаторскнх школ для рабочих на Капри и в Болонье, член группы "Вперед". В 1-ю мировую войну интернационалист. На VI съезде РСДРП (б) принят в ее ряды. С 1917 по 1929 - Нарком по просвещению РСФСР, близкий друг А.А.Богданова.

14. Кистяковский Б.А. (1868-1920), кадет, публицист, по профессии юрист. В 1902 г. В Вологде присоединился к Бердяеву. С 1906 г. Преподавал в Московском коммерческом институте, позднее приват-доцент Московского университета. В 1908-1909 гг. Был редактором московского журнала "Критическое обозрение", в 1913-1917-редактировал журнал Московского юридического общества "Юридический вестник". В 1917 г. Профессор Киевского университета по кафедре государственного права.

15. Рецензия Бердяева: Н.Бердяев "Заметки о книге Богданова "Познание с исторической точки зрения" - "Вопросы философии и психологии" (1902), No. 4; Ответ А.А.Богданова Н.Бердяеву: А.Богданов. "К вопросу о новейших философских течениях" - "Вопросы философии и психологии" (1902) No. 11-12.

16. "Очерки реалистического мировоззрения. Сборник статей по философии, общественной науке и жизни", спб., 1904, изд. С.Дороватовского и А.Чарушникова. В сборнике, кроме А.А.Богданова, написавшего предисловие и две статьи (одна под псевдонимом Н.Корсак), приняли участие В.Базаров, С.Суворов, А.Луначарский, А.Финн-Енотаевский, П.Маслов, П.Румянцев, В.Фриче и др.

17. Румянцев (Шмидт) П.П. (1870-1925), в социал-демократическом движении с 90-х гг., в 1900-1904 гг. Находился под негласным надзором полиции в Вологде. После II съезда РСДРП большевик, делегат III съезда РСДРП. В годы реакции отошел от партийной работы, занимался статистикой, участвовал в философских сборниках.

18. Савинков Б.В. (1879-1925), в революционном движении с 1897 г., связан с народничеством, в 1901 г. арестован и в 1902 г. выслан в Вологду. С 1903 г. эсер, член ее "боевой организации", организатор многочисленных террористических актов. После Февральской революции - товарищ военного министра Временного правительства, военный генерал-губернатор Петрограда. После Октябрьской революции - организатор и руководитель ряда антисоветских заговоров и контрреволюционных мятежей. Эмигрировал за границу. В 1924 г. при нелегальном переходе границы был арестован  и приговорен Военной комиссией Верховного Суда СССР к расстрелу. Решением ЦИК СССР расстрел заменен десятилетием тюремного заключения. В 1925 г. находясь в тюрьме, покончил с собой.

19. Щеголев П.Е. (1877-1931), в революционном движении с 90-х гг., народник; член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", входил в группу содействия "Искре". В 1901 г. выслан в Вологду. После Октябрьской революции на научной и литературной работе.

20. Будрин П.А. (1875-1947), в революционном движении с 90-х гг., в 1901 г. выслан на три года в Вологодскую губернию (Вологда, Тотьма), входил в группу Савинкова Б.В. После Февральской революции 1917 г. городской голова г. Богородска. В 1918 г. зав. курсами школьных инструкторов физического труда при Наркомпросе, в 1920 г. - в Красной армии, в 1921 - в Губернском отделе народного образования, в 1930 г - преподаватель педагогического института, затем научный работник областного архива в Свердловске, директор музея.

Источник: Ответ А.А.Богданова на запрос Института Ленина при ЦК ВКП(б) о вологодской ссылке, 20 марта 1927 г. // Неизвестный Богданов. В 3 кн. Кн. 1. М.: ИЦ "АИРО-ХХ", 1995. С. 32-33.

No. 5

А.А.Богданов

Дневниковые записи об аресте и пребывании вл внутренней тюрьме ГПУ с приложением писем на имя председателя ГПУ Ф.Э.Дзержинского

25 октября 1923 г.

Пять недель в ГПУ (8 сентября - 13 октября 1923 года)

У меня сохранилось от моего дела два заявления Дзержинскому, одно из них - довольно обстоятельное, сыгравшее, кажется, центральную роль в происшедшем до сих пор. Протоколы допросов, к сожалению, имеются только в самом деле, также и ряд других заявлений. Кто знает, сохранится ли все это для будущего? Поэтому я решил, дополнив эти два документа по свежей памяти краткими объяснениями, постараться сберечь их до того времени, когда опубликование станет возможным и допустимым, и создадутся условия для беспристрастного суждения о всем деле.

В ночь на 8 сентября 1923 года я был арестован по ордеру ГПУ после тщательного обыска. Были взяты два незначительных письма и одно, мое же, неизвестно кем перепечатанное, не знаю как ко мне попавшее письмо (1). Его кто-то забыл в моей книге "Сибирских Огней" (2). По содержанию оно было вполне легально, только перепечатано крайне нелепо: без моего имени и с пометкой "Только для членов партии". Я, конечно, тут же его признал своим. Оно мне было в моем деле полезно, устанавливая мою принципиальную аполитичность, и до некоторой степени, намечая мои взгляды на современное развитие, грубо искаженные в литературной травле, которая велась против меня эти годы.

Причин ареста я не знал, но у меня возникло предположение, что была прослежена и ошибочно понята только что мной созданная организация "физиологического коллективизма", для опытов повышения жизнеспособности людей методом обменного переливания крови. Основываясь на этой догадке, я тотчас после ареста послал Ф.Э.Дзержинскому (3) письмо соответственного содержания. Догадка была ошибочна, но не вполне: в центре означенной организации, у доктора Малолеткова (4), был сделан такой же обыск, и так же оставлена засада. Дзержинского, по-видимому, не было тогда в Москве: мне потом сказали, что письмо "отправлено" к нему.

Меня посадили во Внутренней тюрьме ГПУ, в камере 49, с арестантом, обвиняемым по уголовному делу, и 5 дней держали на одинаковом с ним положении: без книг, без письменных принадлежностей, без прогулок, и без допроса, против чего я в двух заявлениях протестовал.

В среду, 12-го, мне сделали чисто анкетный допрос (кто я, и пр.) и начали улучшать условия, которые постепенно были доведены приблизительно до уровня "Крестов" в мое последнее пребывание там, в 1905-6 годах.

В четверг, 13-го, был допрос по существу у Агранова (5), Особоуполномоченного. Обвинение в организационной и идейной связи с группою "Рабочая Правда" (6). Дали три издания "Рабочей Правды", из которых я раньше видал только одно ("Р.П." No. 2), лишь несколько минут, бегло просматривал. Дело в том, что еще в апреле - мае до меня доходили слухи о намерении тех, кто вел против меня литературную кампанию, связать меня с "Р.П."; и это внушило мне такое отвращение, что не было желания знакомиться ближе с этими изданиями.

В "Р.П." No.2 имелась целая статья (за подписью "Леонид" (7)) и куски других статей (особенно "Платформы), написанные в моей терминологии, частью представлявшие почти мозаику из отдельных мест моих работ. Мне легко было показать, что это писал не я, а какой-то неопытный подражатель: рука довольно неумелая, мысли резко расходящиеся с моей неоднократно выраженной, частью и печатно зафиксированной позицией.

Следователи (Агранов, Славатинский) настаивали на том, что я все-таки ответственен за "Р.П.", как явных "богдановцев". Я отвечал, что ответственен не более, чем Плеханов (8) и Ленин за их теоретических последователей - Мясникова (9) с "Рабочей Группой", или Маркс за меньшевизм, или основатели меньшевизма за "максималистскую" позицию Троцкого (10), Дана (11), Мартынова (12) в 1905 году.

Они, однако, настаивали, что должно же быть в моих идеях что-то, специально подходившее для "Рабочей Правды" и привлекавшее этих противников РКП. После некоторых размышлений, я пришел к теории, которая, как полагаю, вполне убедительно и ясно раскрывает основы такого тяготения "Р.П." к моим идеям, а также бесцеремонного отношения ко мне лично (см. ниже, в письме к Дзержинскому, цитату из протокола). Этим, собственно, следствие по существу и заканчивалось.

Вопросы конкретно-фактического характера касались либо людей мне близких и заведомо для меня непричастных к "Рабочей Правде", либо мне не известных, либо таких, о которых я мало что мог сказать. Были данные "внешнего наблюдения", которые мне без труда удалось разъяснить. Спрашивали также об организациях, которые я совсем мало знал, как "Октябрь мысли", или круги преподавателей Свердловского Университета (13).

В общем, следствие, на мой взгляд, велось добросовестно, - на первом же допросе от меня не скрыли и противоречивости своих данных. Но понятие о моей точке зрения и вообще о моих взглядах у следователей имелось частью смутное, частью извращенное; в общем, оно соответствовало тому, что было написано в сикофантских статьях Я.Яковлева (Эпштейна (14)), и что разными путями инсинуировалось в газетной травле (*).

Когда все было разъяснено и допросы, естественно, исчерпались, а меня продолжали держать в тюрьме, я обратился к Дзержинскому с заявлением, которое у меня сохранилось, и здесь приводится.

"Начальнику ГПУ

Ф.Э.Дзержинскому

[От] члена Социалистической Академии

А.Богданова

Заявление

После своего ареста я обратился к Вам с заявлением, которое не было основано на знакомстве с сутью моего дела. Теперь она стала мне ясна, и я позволяю себе вновь к Вам обратиться.

Меня обвиняют в мелкой подпольной работе, направленной против РКП, и ведущейся под фирмою группы "Рабочая Правда". Обвинение для меня психологически позорящее - совершенно независимо от того, как смотреть на эту группу. Ибо оно означает вот что:

Старый работник, с многолетним политическим стажем и опытом, уклонился от великой борьбы, когда она разгоралась, когда она охватила пламенем всю его страну, когда его товарищи изнемогали под тяжестью сверх сил, под жестокими ударами со всех сторон; в такое время он предпочел идти своим путем, работать в иной области, где не звучал набат к "сбору всех частей" - в области культуры и науки.

Одно из двух: или этот человек - презренный дезертир, или он имел серьезные и глубокие основания так поступать.

Но вот, когда буря затихла, когда жизнь стала входить в свои рамки, когда главные жертвы принесены, а дело культуры и науки вновь занимает свое нормальное место в жизни, - именно тогда этот человек украдкою пробирается на арену политики, и начинает, анонимно, во мраке! - что-то делать... Не важно, что. Но где же те "серьезные и глубокие основания", которые удержали его в безопасной дали от пожара? Значит, их не было?

Тогда нет оправдания, и приговор ясен.

Основания были и остались, серьезные и глубокие. Работник не изменял и не отдыхал; он тоже делал дело, по его полному и продуманному убеждению необходимое для мировой революции, для социализма; он тоже взял на себя задачи по масштабу сверх человеческих сил. И он не мог поступать иначе, потому что в этом деле, в этих задачах он был одинок, и некому было его сменить, некому его заменить.

Идея пролетарской культуры... Да, может быть, теперь, в нашей крестьянской, нищей и голодной стране, она стала несвоевременна; может быть, наш малочисленный, истощенный героической борьбою с врагами и разрухою, пролетариат обречен лишь ощупью и частицами творить эту культуру, пока не наберется сил для сознательного созидания и собирания ее элементов. Но остается непреложным фактом, что в первые, страшные годы борьбы лозунг этот, даже смутно понимаемый, одушевлял бойцов, сознание себя носителями новой, высшей культуры усиливало их веру в себя.

А теперь лозунг разнесся по всему коммунистическому миру; и спросите коммунистов немецких, английских, итальянских, чехословацких - полезен ли он им в их деле?

Всеобщая организационная наука. Разве всеобщая разруха, разве мировая дезорганизация не говорят сурово и властно об ее необходимости? И когда нашему рабочему классу силою вещей пришлось взяться за организацию всей жизни страны, разве не было самым трагическим в его положении то, что ему пришлось это делать ощупью, да с помощью специалистов старой науки, которая сама никогда не ставила задачи в целом? И разве мыслима всеобщая научная организация мирового хозяйства в социализм без выработанного орудия-всеобщей организационной науки?

Выступает с жестокой настоятельностью вопрос об едином хозяйственном плане. Спросите наших ученых-специалистов - профессоров Громана (15), Базарова (16), самого руководителя Госплана Кржижановского (17), - нужна ли и полезна ли для решения этого вопроса организационная наука?

Вот две задачи. Никто другой не брал их на себя. Но и отдавши им главную долю своих сил, я вел все время непосредственную работу для Советской России: просветительную, как автор учебников, которые применяются сотнями тысяч, которые издаются и Госиздатом, и комитетами РКП; лекторскую и профессорскую, - пока это мне позволяли. Работал и тут, конечно, не меньше любого из одобряемых и поощряемых спецов.

За последние годы прибавилась третья задача. Благодаря исследованиям английских и американских врачей, делавшим многие тысячи операций переливания крови, стала практически осуществима моя старая мечта об опытах развития жизненной энергии путем "физиологического коллективизма", обмена крови между людьми, укрепляющего каждый организм по линиям его слабости. И новые данные подтверждают вероятность такого решения.

Вот три задачи. Прав я или не прав в их постановке, но для меня они - все.

И этим рисковать, этим жертвовать ради какого-то маленького подполья?"

Однако обвинение возникло не случайно. Его основа-поистине беспримерное использование некоторыми авторами "Рабочей Правды" моего литературного достояния. Целые статьи или куски [из] них сплошь написаны в моих словах и выражениях, либо составлены прямо из обрывков, взятых в разных местах моих работ. Если бы я писал это, мой поступок нельзя было бы назвать иначе, как безумным доносом на самого себя.

Опытный литератор легко отличил бы упорное подражание от оригинала. Но, конечно, следователи не обязаны быть опытными литераторами, и их предположения были естественны. Если же Вы спросите у И.И.Степанова (18), хорошо знающего мою руку, то он скажет Вам, что я, конечно, не способен писать так тускло, повторять так стереотипно свои старые фразы, делать явные ошибки против правил популяризации, даже стилистики.

Но мне удалось показать нечто более важное. Как раз там, где всего грубее внешнее подражание, мысли наиболее резко расходятся с тем, что я постоянно высказывал и печатно, и публично, и в бесчисленных разговорах с товарищами. И это особенно по вопросу о движущих силах революции, о реальной основе Советской власти и РКП.

А о том, что основной вывод "Рабочей Правды" - призыв к образованию новой рабочей партии - противоречит многократно выраженному мной убеждению, что теперь по объективным условиям не может быть иной партии, кроме существующей, - следователям было уже известно.

Думаю, мне удалось в общем убедить их; и вопрос, на котором они затем всего больше настаивали, был такой: почему же именно "Р.П." так привержена к моим словам и схемам, почему она так упорно хочет обосноваться на них?

Мне самому понадобилось время, чтобы решить этот вопрос; и вот как я на него следователям ответил:

"Напомню о своем положении за последние три года. Я подвергался не десяткам, а, полагаю, сотням нападений со стороны влиятельных лиц, а то и влиятельных кругов, - в официальных документах, публичных выступлениях, в газетных, журнальных статьях, целых книгах. Я как-то сказал, что журнал "Под знаменем марксизма" (19) издается наполовину против меня, бывший при этом Ш.М.Дволайцкий (20), сам один из ближайших сотрудников этого журнала, поправил меня: "Не наполовину, а вполне". Мои попытки отвечать не печатались; да и немыслимо было бы на все ответить. Вокруг меня создавалась отравленная, враждебная атмосфера... Только она сделала возможным возникновение моего дела. И она же для него создала материал, - толкнуло кого надо, к "богдановщине".

Существовали элементы брожения, недовольные ходом вещей, порядком, партией. Они, конечно, искали идеологии для себя. И вот, они видят человевка, которого преследуют; кто? те самые, в ком для них воплощаются стимулы их недовольства, кого они считают врагами своих стремлений. Что может быть проще и логичнее вывода: "А, вот он, должно быть, и есть тот, у кого мы найдем, что нам надо". Читают, изучают, истолковывают применительно к своим настроениям. Думают обратиться к нему, но он, оказывается, забронировался в роли теоретика, исследователя - в "аполитичности". Практически - политических указаний получить у него нельзя, а его оценка текущего развития только расхолаживает: "нет объективных условий для создания новых политических сил, не может быть иной партии, кроме той, какая существует". Ну, что же, - думают они, - в этом мы без него обойдемся. Используем, что нам подойдет, и уж используем полностью, - нечего с ним церемониться; а задачи сумеем поставить сами, какие мы находим правильными.

Тут все объясняется: и "приверженность к богдановщие", и варварски-бесцеремонное, ни с чем не считающееся использование, и самое понимание, резко противоречащее моим действительным идеям. Так же не случайно все это, как и то, что люди, действительно понимающие, а не просто использующие мои идеи, сколько я таких знаю, идут либо, подобно мне, в науку, либо в строительно-творческую практику жизни.

Молодость узка и фанатична: "С Богдановым церемониться нечего; наше дело дороже; получить такого мученика для нашего дела (хочет он, или не хочет) это выгодно!" И при всей их теоретической и литературной незрелости, это, в смысле политического инстинкта, оказывается не так уж наивно... Если я не сразу понял эту связь фактов, то лишь потому, что давно не думал о политической линии.

Так случилось, что одинокий работник науки,- одинокий, как немногие, - оказался между молотом и наковальней: одни давно стремятся "добить" его как ненавистного мыслителя, Другие - не прочь подставить его под удары, потому что это им далеко не вредно. Интересы сошлись. Но будет великой несправедливостью, которую заклеймит суд истории, если оба эти плана удадутся".

Меня спрашивали, почему я раньше не отмежевался откровенно от этой группы, раз до меня давно уже доходили слухи о намерении моих противников связать меня с нею. Но как ответить на темные слухи? Ведь прямо и открыто никто ничего не говорил. И разве не были ответом по существу мои заявления об отказе от участия в активной политике? Да и не верилось мне в реальность угрозы, и не хотелось думать о таких вещах, поглощенному своими задачами. Даже после ареста не на этом сначала остановились мои предположения.

И вот, я дал все объяснения, как думаю, исчерпывающие; но мое положение остается прежнее. Не допускаю мысли, чтобы в Советской России, в ее центре, человек и работник мог оставаться лишенным свободы по условиям только формальным и канцелярским. Значит, есть еще какие-то сомнения? В таком случае обращаюсь к Вам с просьбой допросить меня лично.

Я ничего не могу сказать против Ваших следователей. Они ведут дело, очевидно, по выработанной технике; они внимательны и корректны. Но у Вас есть два преимущества в этом случае.

Во-первых, Вы уже знаете меня, и лицом к лицу, сразу поймете.

Во-вторых, хотя та враждебная атмосфера, которая вокруг меня создалась, захватила, вероятно, и Вас, но Вы, по самому своему положению легче сможете от нее отвлечься. Ибо Вы знаете, что действуете на открытой арене истории, которая наш общий судья.

То, чего я добиваюсь, есть строгая справедливость, и ничего больше. Если она будет оказана, я буду рад не только за свое дело и за себя, но также за Ваше дело и за Вас.

А.Богданов
27 сентября 1923 г."

Дзержинский вызвал и допросил меня в тот же день. С самого начала обнаружилось, что у него о моей точке зрения не более ясное и столь же ложное понятие, как у следователей. "Если Вы считаете нашу революцию революцией передового капитализма, то Вы все равно наш враг, ибо это нас подрывает и дает опору нашим противникам". Когда я сказал, что такого мнения у меня никогда не было, он предложил мне сформулировать мои основные взгляды на мировую и русскую революцию. После часового разговора его отношение ко мне стало совсем иным. Он предложил мне письменно изложить сказанное и обещал освободить "в пределах одной недели". Раньше, по его словам, он не мог "по соображениям дел ГПУ". Был, впрочем, в конце вопрос о том, чтобы мне "жить вне Москвы", но к этому вопросу он обещал вернуться позже.

Я написал довольно большой доклад, в общем то же, что в моих тезисах "Мировая война и мировая революция" (21) и "Судьбы пролетарской культуры". К этому я прибавил книжку нового издания "Начального курса политической экономии" с главой о русской революции и военном коммунизме.

Дзержинский приказал давать мне свидания и позволил сказать жене о его обещании. На второе свидание жена пришла очень взволнованная. От Енукидзе (22), который со Смидовичем (23) за меня хлопотали, до нее дошло сообщение, что против меня есть показания какого-то субъекта, который якобы утверждал, что сам видел и слышал меня на конференции "Р.П". Она написала по этому поводу письмо Дзержинскому. На свидании она успела кой-что шепнуть обо всем этом. Рассказ, по-видимому, был нужен специально для того, чтобы мои старые товарищи не приставали к ГПУ. Со мной об этом никакого и разговора не было. Я уверен, что в применении таких методов Дзержинский ни при чем. Его искренность во мне не возбуждала и не возбуждает никаких сомнений.

Тем не менее, так как неделя прошла, а меня не освобождали, я обратился к Дзержинскому со вторым сохранившимся у меня заявлением, которое привожу.

"Председателю ГПУ Ф.Э.Дзержинскому
[от] арестованного члена социалистической Академии А Богданова

Заявление

Вы отозвались на мою просьбу о личном допросе; это показывает, что Ваше отношение к моему делу не основано ни на голом формализме, ни на предвзятости, какая могла бы быть навеяна враждебною мне атмосферою.

В субботу, l9/IX я послал Вам возможно подробный доклад о моих взглядам по поставленным Вами вопросам, в понедельник, 1/Х - мою книжку, изданную для масс как элементарнейший учебник. Из этих данных Вы, я думаю, могли убедиться, что я объективно никогда не был врагом Советской власти, что я не был им субъективно, Вам может сказать каждый из наших общих старых товарищей, имевших общение со мною за это время.

Ввиду всего этого, позволяю себе напомнить Вам тот момент нашего разговора, который заключал в себе определенное обещание с Вашей стороны, связанное с недельным сроком. Пишу это заявление ровно через неделю по окончании разговора; дойдет до Вас оно, разумеется, позже. Я, конечно, понимаю, что в Вашем выражении был оттенок приблизительности (даже, помнится, слово "около"), и заранее извиняюсь, если беспокою Вас напрасно; Вы поймете мою невольную настойчивость. Всякое слово человека, занимающего Ваше социальное положение, вещь серьезная, и если что-нибудь изменилось, если явились новые моменты в моем деле, они должны быть мне предъявлены.

В этом я позволяю себе всецело полагаться на Вас.

4 октября 1923, 7 часов вечера
А.Богданов.

Через два дня Агранов передал мне ответ Дзержинского:

обещание остается в силе, но со временем у него не вышло, придется ждать еще. Очевидно, он встретил сопротивления, каких не ожидал (а я ожидал).

Прошла еще неделя, и я был освобожден, без высылки. Не знаю может быть, на последнее имел некоторое влияние аргумент, высказанный мною в конце доклада Дзержинскому: всякие дальнейшие репрессии против меня должны объективно вести к закреплению, в глазах всей публики, моей фирмы за "Рабочей Правдой".

С освобождением был связан характерный эпизод. Накануне ночью, в 12-м часу (в тюрьме тушили огни в 10 часов) меня вызвали к Агранову, и он любезно сообщил мне, что завтра я буду освобожден утром же, в 11-12 часов. Я заметил, что в тюрьме, как я слышал, освобождают только вечером. Агранов ответил, что если выполнять все формальности, то это так бы и вышло; но для меня все будет сделано спешно, в неформальном порядке, и тут же отдал об этом распоряжение Славатинскому.

На другой день после срока проходил один час за другим, а об освобождении не было помину. В 3 часа я пришел к мысли, что надо мной решили на прощание устроить маленькое издевательство, и написал в этом смысле спешное заявление на имя Агранова и Славатинского. А к 41/2, размышляя о том, что я в сущности, в руках не ГПУ, которое только аппарат, а в руках врагов, которым до оправданий и аргументов, конечно, нет дела, я пришел к выводу, что ночная сцена со всеми любезностями (хотели даже ночью же известить мою жену, да не было телефона), была, по всей видимости, садистической комедией, что меня и не думают освобождать, а хотят довести до поступков, которые дали бы повод к более сильным репрессиям. Я написал к 5 ч. негодующее заявление на имя следователей и жалобу Дзержинскому, - его я, разумеется, на участие в таком деле способным не считал. Если бы дело еще затянулось, я бы, вероятно, разгромил камеру, чтобы найти выход волнению, которое угрожало меня задушить (артериосклероз, аневризма, переутомленное сердце). Но в 5 ч. меня вызвали "с вещами". Я вышел из тюрьмы больным, тогда как утром, несмотря на бессонную ночь, был совершенно здоров.

Через 2 дня, 15, Агранов вызвал меня для объяснений. Он был оскорблен за себя и за ГПУ. Я ему ответил, что, конечно, я теперь знаю об ошибочности моего предположения, - но при общей нелепости происшедшего и подчеркнутых обещаниях оно было возможно, даже естественно; таким оно казалось и моему сожителю по камере (политический, по делу "Рабочей группы"), человеку со стороны; и наиболее пострадавшим был все-таки я - эти 5 часов обошлись мне дороже, чем, вероятно, лишние 5 месяцев тюрьмы. Он сказал, что инцидент будет считаться исчерпанным и больше меня беспокоить не станут.

В ночном разговоре мне было заявлено, что следствие выяснило мою непричастность к делу "Рабочей Правды" - у меня было только "окружение" в смысле таких элементов, и использование с их стороны.

Формально, однако, дело не закончено, на этом основании тюрьма отказывалась выдать мои вещи.

На мой взгляд, роль ГПУ в этом деле пассивная, - ответственность, конечно, не на нем. Оценку всего дела даст будущее.

* Тем более не имели они понятия обо мне как о личности. Они настойчиво убеждали меня назвать из приходившей ко мне со всякими запросами как к своему учителю, молодежи тех, кто проявлял рабоче-правдинские и близкие к ним тенденции. Не раз убеждали.

25 октября 1923
А.Богданов
РЦХИДНИ. Ф. 259. Oп. 1. Д. 2. Автограф.

Примечания

1. Имеется в виду письмо, написанное А.А.Богдановым 24 ноября 1920 г. и напечатанное под заголовком "Письмо т. Н. к т. Н.Н." по тексту копии, снятой 24 марта 1921 г. Как утверждает сам Богданов, "письмо было частное, на цензуру не рассчитанное, т. е. именно письменный по форме частный разговор с хорошим товарищем". В письме Богданов отвечает на вопросы неизвестного по поводу его программы Рабоче-Крестьянского университета и дает свою оценку общественно-политической ситуации и перспектив развития России после мировой войны и революции.

2. "Сибирские огни" - литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал советских писателей РСФСР и Новосибирской организации писателей. Выходит с 1922 г. в г. Новосибирске.

3. Дзержинский Ф.Э. (1877-1926), деятель польского и российского революционного движения с 1895 г. Много лет провел в тюрьмах и ссылках. С 1917 г - председатель ВЧК-ГПУ-ОГПУ и нарком внутренних дел в 1919-23 гг. Одновременно в 1921 г. - нарком путей сообщения, с 1924 г. председатель ВСНХ СССР.

4. Малолетков С.Л. (1863-1942), по профессии врач, с 1926 г. заместитель директора на научной и учебной части в Институте переливания крови. А. А. Богданов познакомился с ним на фронте в 1914 году, вместе с ним и др. начал производить опыты по обменному переливанию крови.

5. Агранов Я.С. (1893-1939) - в 1912-14 гг. - эсер; в большевистской партии с 1915 г. В 1919-20 гг. секретарь СНК. С мая 1919 г. работал особоуполномоченным при Президиуме ВЧК.

6. "Рабочая Правда" - группа, существовала в 1923 г. как объединение членов РКП(б), не согласных с линией руководства партии. При анализе положения дел в партии и в стране члены группы использовали отдельные мысли и формулировки А.А.Богданова, что и послужило формальной причиной для его ареста. В сентябре 1923 г. Пленум ЦК РКП (б), заслушав доклад Ф.Э.Дзержинского, констатировал, что "Рабочая группа" и "Рабочая Правда" ведут антисоветскую и антикоммунистическую работу, и признал участие в этих группах и содействие им несовместимых с принадлежностью к РКП.

7. Псевдоним взят из романа А.А.Богданова "Красная Звезда".

8. Плеханов Г.В. (1856-1918), теоретик российского и международного рабочего движения, философ, пропагандист марксизма. С 1875 г. народник, один из руководителей "Земли и воли", "Черного передела". С 1880 г. в эмиграции. Организатор группы "Освобождение труда", один из основателей РСДРП и газеты "Искра". После 1903 г. один из лидеров меньшевизма. В годы первой мировой войны - оборонец. В 1917 г. вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьскому перевороту отнесся отрицательно.

9. Мясников Г.И. (1889-1945)-состоял в большевистской партии с 1906 г., работал в Перми, с 1921 г. - в Петрограде. Позднее организатор "Рабочей группы", обвинявшей ЦК РКП (б) в антирабочей политике, требуя свободы внутрипартийных группировок. Летом 1923 г. призывал к всеобщей политической стачке. Эмигрировал за границу. В 1945 г. вернулся в СССР. Был арестован органами НКГБ и в октябре 1945 г. осужден к расстрелу.

10. Троцкий (Бронштейн) Л.Д. (1879-1940), в социал-демократическом движении с конца 90-х гг., после II съезда РСДРП меньшевик. В 1905 г. председатель Петербургского Совета рабочих депутатов, принимал активное участие в редакции газеты "Начало". Позднее разделял взгляды ликвидаторов. В период первой мировой войны занимал центристскую позицию. Вернувшись из эмиграции, вступил в группу социал-демократов интернационалистов ("новожизненцев"). На VI съезде РСДРП(б) вместе с межрайонцами был принят в партию. Один из организаторов Красной Армии и обороны страны в годы гражданской войны. В 1929 г. по обвинению в антисоветской деятельности выслан из СССР.

11. Дан (Гурвич) Ф.И. (1871-1947), по профессии врач; в социал-демократическом движении с 1894 г., с 1895-член, а с 1896 г. - один из руководителей Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", участвовал в транспортировке "Искры". Один из лидеров меньшевизма, член новой редакции "Искры". В 1905 г. входил в редакцию газеты "Начало", сотрудничал в легальных ликвидаторских журналах "Дело жизни", "Наша Заря", редактировал "Луч". Перед войной выслан в Сибирь, выступал с оборонческих позиций. После Февральской революции 1917 г. - член Исполкома Петроградского Совета, ВЦИК 1-го созыва, в 1918-1920 гг., работал врачом в органах Наркомздрава. В 1922 г. выслан за границу. Принимал участие в создании Социалистического Интернационала, редактировал "Социалистический вестник". В 1941-1947 гг. издавал в США журнал "Новый путь" - орган меньшевиков-эмигрантов.

12. Мартынов (Пиккер) А.С. (1865-1935), в революционном движении с 1884 г., народник, с 1900 г. - один из идеологов "экономизма", с 1903 г. меньшевик. В 1905 г. отходил от официальной позиции меньшевиков по отношению к Петербургскому совету рабочих депутатов; сотрудничал в газете "Начало" и др. В 1907-1912 гг. - член ЦК РСДРП, с 1923 г. - член РКП(б). В дальнейшем на журналистской работе.

13. Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова - первое учебное заведение в РСФСР для подготовки советских и партийных кадров, созданное в 1919 г. на базе курсов агитаторов и инструкторов при ВЦИК, школы советской работы и упраздненного Московского Пролетарского университета. В результате дальнейших преобразований с 1978 г. - Академия общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. В 1992 г. АОН при ЦК КПСС прекратила свое существование.

14. Яковлев (Эпштейн) Я.А. (1896-1939)-член большевистской партии с 1913 г. После Февральской революции 1917 г. на партийной работе на Украине. С 1926 г. - зам. наркома РКИ, с 1929 г. - нарком земледелия СССР, с 1934 г. - зав. сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б), член ЦК ВКП(б), член ЦКК партии и член ЦИК СССР.

15. Громан В.Г. (1874-1932)-русский экономист и статистик. В социал-демократическом движении с 90-х гг., с 1905 по 1907 гг. - меньшевик. После Февральской революции 1917 г. выступал за "планомерную организацию народного хозяйства и труда" по образцу государственно-монополистической организации экономики Германии. В 1918 г, - председатель Северной продовольственной управы, в дальнейшем на научной работе. Отрицал объективные закономерности построения социализма, считал социалистическое строительство продуктом субъективной воли советского государства, выступал за полную свободу рыночных отношений, считал закономерностью экономики состояние равновесия. Теории Громана были подвергнуты критике в ходе дискуссии о сущности и методологии социалистического планирования в 20-е годы. В 1931 г. за антисоветскую деятельность осужден.

16. Базаров (Руднев В.А.) (1874-1939), социал-демократ, философ, экономист, публицист; в 1903-1909 гг. большевик Подвергнут критике В.И.Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм". В 1917 г. член редакций "Летописи", "Известий" Петроградского Совета и газеты "Новая Жизнь". Один из учредителей партии РСДРП - интернационалистов, член ее ЦК. С лета 1918 г. отошел от партийной деятельности. В 1919-1921 гг. - член редакции меньшевистского журнала "Мысль" (Харьков). С 1922 г. заведовал отделом Госплана СССР. Член Комакадемии; в последние годы жизни занимался переводами. Репрессирован.

17. Кржижановский Г. М. (1872-1959), в революционном движении с 1893 г - Один из руководителей Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", агент "Искры", с 1903 г. большевик, член ЦК РСДРП. В 1920 г. председатель комиссии ГОЭЛРО, с 1921 г. Председатель Госплана. В 1929 г. академик АН СССР. В 1930-32 гг. Председатель Главэнерго и руководитель Энергетического института.

18. Степанов (Скворцов-Степанов) И.И. (1870-1928), окончил Московский учительский институт - преподаватель начального училища. В социал-демократическом движении с 19 г., большевик с 1904 г. Участник революции 1905-1907 гг., член литературно-лекторской группы МК РСДРП. В 1907-1911 гг. выдвигался кандидатом от большевиков в Государственную Думу, поддерживал отзовистов. В 1-ю мировую войну выступал против оборончества. После Октябрьской революции 1917 г. - нарком финансов, затем работал в кооперации. С 1925 г. ответственный редактор "Известий", с 1926 г. - директор Института Ленина при ЦК ВКП(б). В 1925-1928 гг. ответственный редактор "Ленинградской правды". Переводчик и редактор (совместно с Базаровым В.А.) русского издания "Капитала" Маркса (т. 1-3. 1920), совместно с Богдановым А.А. написан "Курс политической экономии".

19. "Под знаменем марксизма" - ежемесячный философский и общественно-экономический журнал, выходил в Москве с января 1922 г. по июнь 1944 г.

20. Дволайцкий Ш.М. (1893-1937) - член РСДРП с 1911 г. С 1917 г. член РСДРП - интернационалистов, влившейся в декабре 1919 г. в РКП (б). С начала 1918 г. - преподаватель экономических дисциплин в ряде высших учебных заведений. С 1921 г. член Коммунистической академии, затем член ее президиума, член редакции журнала "Под Знаменем марксизма", с 1926 г. член коллегии Наркомторга СССР, член редакции БСЭ и Экономической энциклопедии. Репрессирован.

21. См. А.А.Богданов. Доклад "Мировая война и революция". Апрель 1921 // Неизвестный Богданов. Кн. I. М.: АИРО - ХХ, 1995.

22. Енукидзе А.С. (1877-1937), член РСДРП с 1898 г., большевик. Революционную работу вел в Баку, Тифлисе, Ростове-на-Дону. В 1917 г. на 1-м Всероссийском съезде Советов был избран от большевиков во ВЦИК. После Октябрьской революции 1917 г. до 1918 г. - зав. военным отделом ВЦИК, с 1918 по 1937 гг. - член Президиума и секретарь Президиума ВЦИК и ЦИК СССР.

23. Смидович П.Г. (1874-1935), деятель российского революционного движения, член РСДРП с 1898 г., с 1902 г. - агент "Искры". Участник 3-х революций, член Московского ВРК, в 1918-19 гг. - председатель Моссовета, с 1924 г. - в ЦИК СССР, в 1921-22 гг. член ЦКК партии, член Президиума ВЦИК и ЦИК СССР.

Источник: А.А.Богданов. Дневниковые записи об аресте и пребывании во внутренней тюрьме ГПУ с приложением писем на имя Председателя ГПУ Ф.Э.Дзержинского, 25 октября 1923 г. // Неизвестный Богданов. В 3 кн. Кн. 1. М.: ИЦ "АИРО-ХХ", 1995. С. 34-44.

http://socrev.info/?q=content/neizvestnyy-bogdanov

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное