Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 657


"Эконометрика", 657 выпуск, 26 августа 2013 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В нашей стране создана уникальная экономика разграбления и истребления национального богатства без его воспроизводства. Эта уникальная экономическая система хозяйствования названа доктором экономических наук, академиком Академии горных наук С.А. Кимельманом экономикой пользования. В его статье раскрываются характерные черты природо-истребительской и государственно-грабительской антисоциальной экономики пользования.

Внутренние ресурсы для управления экономикой по Кейнсу рассматривает Василий Колташов.

Президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Кирилл Петров представили масштабный доклад "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0". Кратко о содержании доклада - в статье "Политбюро 2.0: эксперты рассказали, кто правит Россией".

Органы власти будут обязаны реагировать на Ваши проблемы, если Вы сможете поддержать развитие электронной демократии в России!

Суд вынес приговор по первому в РФ делу о компьютерном "фишинге". С помощью программных средств преступников любые обращения клиентов банка к официальному банковскому сайту перенаправлялись на сервера, принадлежащие мошенникам, где последними была размещена поддельная web-страница. Потерпевшие, не подозревая обмана, вводили свои персональные данные, необходимые для разового направления распоряжения о денежных операциях. Указанные сведения сохранялись вирусным программным обеспечением, обрабатывались и передавались преступникам. Получив доступ к банковским счетам, преступники различными способами обналичивали деньги.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Экономика пользования.
Национальные богатства и антисоциальная сущность распределения доходов

С.А. Кимельман,

доктор экономических наук, академик Академии горных наук

В чем причина российской отсталости? Почему щедро одаренная природными богатствами страна занимает в мировых рейтингах низшие места по большинству показателей социально-экономического развития?

И кто же теперь не любит езды на русских!..

В нашей стране создана уникальная экономика разграбления и истребления национального богатства без его воспроизводства. Эта уникальная экономическая система хозяйствования названа нами экономикой пользования. Ниже раскрываются характерные черты природо-истребительской и государственно-грабительской антисоциальной экономики пользования. Но сперва определимся с основными понятиями, используемыми нами.

Экономика пользования - это такая система хозяйствования, в основе которой лежит пользование объектами национального богатства страны в интересах узкого круга лиц, представляющих высшую федеральную и региональную (губернаторскую) власть, высшие чины (чиновничество) федерального и регионального правительства, высший федеральный и региональный криминалитет, сросшийся с властями и чиновничеством.

Экономическое толкование термина "национальное богатство" носит неоднозначный характер, в особенности это относится к составным частям (элементам, компонентам) национального богатства и порядку их экономической оценки. По методологии статистического агентства Европейского союза, национальное богатство представляет собой совокупную стоимость всех активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах. В состав финансовых активов включаются валюта, монетарное золото, ценные бумаги и т.п. Нефинансовые активы подразделяют на производственные (основные фонды, включая незавершенное строительство, материальные оборотные средства, ценности, домашнее имущество и т.п.) и непроизводственные, которые, в свою очередь, делятся на материальные (природные ресурсы - земельные, минерально-сырьевые, лесные, водные, биоресурсы и др.) и нематериальные (патенты, лицензии и т.п.).

Попытаемся в общих чертах охарактеризовать собственно экономику пользования. Оговоримся, что детальное описание экономики пользования - это предмет нескольких объемных статей, может быть, целой теоретической монографии. В настоящей публикации приводятся только отдельные важнейшие аспекты, необходимые для понимания антисоциальной сущности экономики пользования. Перечислим их:

Первый. Экономика пользования лежит в основе перераспределения доходов, порождаемых национальным богатством, в пользу властей, олигархов, чиновников и криминалитета;

Второй. Экономика пользования нарушает рыночное начало создания капиталов, которые зарабатываются трудом и умом, то есть реальными делами;

Третий. В экономике пользования преобладают нерыночные, незаработанные доходы, порождаемые, во-первых, природной рентой (горной, лесной и т.п.), во-вторых, дивидендами на огромные пакеты акций (до 70-100%);

Четвертый. В экономике пользования выделяется поименно узкая группа владельцев и хозяев компаний, которыми являются физические или юридические (как правило, офшорные) лица;

Пятый. В экономику пользования превосходно вписалось крупное чиновничество, выдающее государственные лицензии (разрешения) на право пользования природно-ресурсными объектами;

Шестой. В экономике пользования вольготно чувствуют себя преступные сообщества, наживающиеся на получении дани и крышевании "незаконного" пользования;

Седьмой. Экономика пользования подкреплена законодательством, которое сориентировано на выдачу властями и правительством государственных лицензий на право пользования объектами национального богатства;

Восьмой. Началом экономики пользования можно считать чековую приватизацию, реализовавшую и закрепившую право частной собственности, которая проведена в интересах власти и назначенных ею хозяев и владельцев компаний;

Девятый. В экономику пользования хорошо вписывается пресловутый закон No.94 (Федеральный закон No.94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), по которому раздаются в пользование госбюджетные средства. При этом установлены негласные правила отката, доходящего даже до 95%;

Десятый. В экономике пользования, по существу, исчезла грань между государственной и частной формами собственности в крупных, сверхкрупных, олигопольных и монопольных компаниях;

Одиннадцатый. В экономику пользования втиснули пенсионную систему, социальное страхование от несчастных случаев и обязательное медицинское страхование, которые законодательно сочетаются с основными установками экономики пользования.

Кратко поясним обозначенные выше тезисы.

О ренте

Если под рентой понимать незаработанный доход, то можно выделить пять видов ренты:

1) природно-ресурсная рента (горная, земельная, лесная, водная), объективно образующаяся при эксплуатации природных объектов в силу природных различий этих объектов, когда при одних и тех же затратах труда и финансовых средств достигаются разные производственные результаты;

2) мировая экспортно-ценовая рента, возникающая при экспорте продукции в силу различия цен на внутренних и внешних рынках;

3) монопольно-региональная ценовая рента, возникающая вследствие различия региональных цен внутри России в силу региональной монополизации права пользования;

4) чиновничья рента (ее также называют административной рентой), представляющая собой откаты за предоставление права пользования объектами национального богатства; часто эту ренту получают близкие родственники чиновников (жены и дети);

5) криминальная рента - незаработанный доход, который получает преступное сообщество за крышевание "пользователей".

Собственно природная и ценовая рента - это основа основ жизни стран, наделенных большим природно-ресурсным потенциалом. Остальные виды ренты - это часть природной и ценовой ренты. От соотношения размеров этих видов ренты зависит политико-экономический строй государства. Сегодня авторитарный антисоциальный политический строй в России институционально соответствует экономике пользования, при которой преобладающая часть природной ренты является кормушкой для всех государственных групп пользования.

О владельцах

Как правило, владельцы компаний обладают крупными (от 25 до 100%) пакетами акций в ОАО. Это российское ноу-хау. За рубежом в развитых странах в крупных компаниях практически не встречаются такие владельцы и хозяева.

По существу почти все российские владельцы и хозяева - это не настоящие собственники, а наемные менеджеры, которым эти пакеты "подарены" для пользования в интересах властей, которые и наняли этих менеджеров. Они (наемные менеджеры) понимают свою роль в экономике пользования. Они должны делиться, так как с ними всегда могут разорвать "контракт" и либо посадить на нары, либо разрешить убежать за рубеж. На этот последний случай им нужна "соломка" - активы за рубежом. Поэтому "пользователи" не склонны вкладывать доходы от пользования внутри России. Многие "пользователи" уже давно обосновались в лондонах и парижах, иногда прилетая в Россию на своих самолетах и со своей охраной посмотреть на свои объекты пользования. Основная часть "пользователей" понимает, что они временщики в России, что народ их вынужденно терпит, хотя и ненавидит. Но терпение может лопнуть...

О приватизации

Началом экономики пользования стала чековая приватизация, которой в этом году исполнилось 20 лет. Печальный юбилей. Вполне резонно директор Института экономики РАН Руслан Гинберг назвал ваучерную приватизацию в России "самой грандиозной аферой века" ("Российская газета", 16.08.2012). Российские приватизационные чеки были безличными, безымянными, в отличие от других стран, где они были именными. В России началась повальная скупка чеков руководителями предприятий и специально созданными сетями чековых инвестиционных фондов, которые уже в 1994 г. приказали долго жить.

Материальная база экономики пользования расширялась по мере проведения залоговых аукционов, законодательной приватизации конца 90-х годов прошлого столетия, продолжающейся с небольшими модификациями до сих пор. Одновременно с приватизацией были задействованы механизмы передела собственности, банкротства и рейдерского захвата, поощряемого и проводящегося под присмотром и с участием государства. Законодательно была провозглашена государственная собственность на природно-ресурсные объекты и передача их в пользование через разветвленную систему лицензирования. Получи лицензию - и пользуйся себе на здоровье, не забывая о здоровье тех, кто выдал лицензию, и тех, кто может ее отобрать без суда и следствия.

О негативной стороне приватизации сегодня много пишут и говорят, но при этом призывают признать итоги приватизации, так как она проводилась в поле действующего тогда законодательства. И в этом есть своя правда и своя правота.

Но возникает один вопрос. Нам твердили и продолжают твердить, что частная собственность более эффективна, чем государственная. Но почему же более 60% эффективных в советское время государственных предприятий, переданных в результате приватизации частным собственникам, оказались неэффективными, обанкротились и прекратили свое существование? Неужели целью приватизации было разрушение громадного количества промышленных предприятий руками новых, более "эффективных" частных собственников?

Рассуждая об итогах приватизации и создания частной собственности в России, аналитики, как правило, обходят стороной проблему создания новых частных предприятий среднего и малого бизнеса. Этот процесс как бы исключили из обоймы приватизационных итогов. В нулевые годы много говорили о возрождении среднего и малого предпринимательства. Но узкий круг крупных "пользователей" прочно обосновался в экономике пользования и не допускает средний и малый бизнес к получению соответствующих лицензий.

О форме собственности

В экономике пользования создана особая "пользовательская" собственность.

Во всем мире государственная форма собственности рассматривается как собственность гражданского общества, то есть как национальная собственность, находящаяся в распоряжении государства, выражающего волеизъявление гражданского общества. Но в России государственная собственность оторвана от народа.

Во всем мире частная собственность принадлежит всем акционерам, в том числе миноритарным, которые совместно владеют и распоряжаются своей собственностью. В России же крупная частная собственность "подарена" властями наемным владельцам.

Таким образом, в современной России государственная и частная формы собственности практически не отличаются друг от друга и находятся в исключительном владении, пользовании и распоряжении федеральной и региональной властей. В экономике пользования власть и собственность неотделимы и представляют собой единое целое. Недаром сегодняшние собственники борются и, что скрывать, добиваются передачи "своей" собственности по наследству своей семье, своим детям.

О пенсионной системе и налогах на зарплату

Наряду с плоским (явно не рыночным), долгое время неизменным и якобы низким подоходным налогом (13%), установлен огромный единый социальный налог (ЕСН), равный 30% с 2012 г. (в 2011 г. он составлял 34%). В итоге налоговая нагрузка на зарплату на самом деле сейчас составляет 43% (47% в 2011 г.), что является явным ограблением граждан нашей страны.

ЕСН законодательно называется страховыми взносами. Так вот, с 2012 г. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ составляют 22%, из них для лиц, родившихся раньше 1967 г., страховая часть - 16% и накопительная - 6%. Накапливаем уже долго, более десяти лет, накопили 1,64 трлн руб. (по состоянию на 1.04.2012). А сейчас "трудовое" министерство предлагает ликвидировать накопительную часть. Пускай, мол, сами граждане накапливают себе пенсии.

Страховая часть пенсии для лиц, родившихся позже 1966 г., делится на солидарную (6%) и индивидуальную (16%). При этом оказывается, что денег, отнимаемых у "стариков", даже не хватает на их пенсии, что государство дотирует пенсионный фонд, но его накопительная часть является неприкасаемой. Непонятно, кто конкретно пользуется накопительной частью. Не лежит же она в сейфах Пенсионного фонда РФ!

Анализируя экономику пользования, можно понять, почему в богатейшем по природным национальным ресурсам государстве народ живет крайне бедно, подавляющая масса пенсионеров еле-еле сводит концы с концами, почему у нас двадцатипроцентная безработица и засилье нелегальных иммигрантов, с которыми страна безуспешно борется уже много лет. Реальная безработица растет, нелегальная миграция множится.

В чем причина российской отсталости? Почему щедро одаренная природными богатствами страна занимает в мировых рейтингах низшие места по большинству показателей социально-экономического развития?

Попробуем кратко ответить на эти вопросы на примере развития геологической науки, минерально-сырьевой базы (МСБ) страны. Господствующие тенденции методологических аспектов экономики пользования наиболее ярко проявляются в экономике недропользования.

В России в 1992 г. законом "О недрах" было установлено административное право недропользования, реализуемое путем выдачи государственных лицензий на пользование участком недр, в том числе на добычу полезных ископаемых. То есть изначально были заложены главенствующие основы экономики пользования недрами на базе государственных административных разрешений в виде лицензий. Получил лицензию - можешь пользоваться, добывать полезные ископаемые, продавать их либо за рубежом, либо у себя в стране. В подавляющем большинстве развитых добывающих стран принято договорное право пользования недрами на основе договоров в виде соглашений о разделе продукции (СРП), но Россия отказалась от общепринятой договорной практики в пользу административного права. Хотя в начале 90-х годов прошлого века по сахалинским нефтегазовым объектам было подписано три СРП, а в 1995 г. был принят закон "О СРП", подводящий законодательную базу под уже существующие проекты, но в дальнейшем закон "О СРП" применения в России не нашел.

Недропользование до сих пор не стало рыночным. Эта сфера развивается, игнорируя экономические законы. В системе недропользования до сих пор отсутствуют основы рыночной экономики, и в первую очередь конкурентное начало. В России не сформированы рыночные институты, регулирующие цены на внутрироссийское потребление минерального сырья, нет биржи минерального сырья. Действовавшие в СССР институты геологического изучения недр, воспроизводства МСБ, добычи и обработки полезных ископаемых сохранились до сих пор, хотя и находятся в угнетенном состоянии. А вот стройная система планирования (Госплан СССР) ликвидирована.

В геологии сегодня научная катастрофа и моральная деградация. Реального воспроизводства МСБ нет. Новых крупных открытий месторождений полезных ископаемых нет. МСБ стремительно истощается, но, к сожалению, по многим видам полезных ископаемых, и в первую очередь по углеводородам, драгоценным и цветным металлам, твердым горючим полезным ископаемым (уголь), созданной в СССР МСБ можно пользоваться еще десятки лет. За эти годы потери (кадры, технологическое и научное отставание) в геологической науке и производственной геологии станут необратимыми.

Автор много лет выполнял научно-прикладные исследования для отдела геологии Госплана СССР. Поэтому не понаслышке знает, насколько стройной и успешной была система финансирования и функционирования, доходности и эффективности минерально-сырьевого сектора экономики СССР, насколько эта система органически вписывалась и подталкивала (стимулировала) развитие тяжелой индустрии и оборонного комплекса страны. Плодами стройной советской системы минерально-сырьевого комплекса рыночная Россия пользуется уже более 20 лет. Но сегодня, когда переходный период 90-х годов прошлого столетия и стагнационно-разрушительный период нулевых годов ХХI века пройдены, производительные силы вошли в острое противоречие с социально-производственными отношениями, в первую очередь в минерально-сырьевом секторе экономики России, который стал обслуживать не свою страну, а зарубежье, которым руководят мировые финансовые силы и российское "пользовательское" чиновничье-олигархическое сословие (его уже российским-то нельзя называть, так как их финансы, семьи и житейские базы вне России).

Соответственно, под это сословие сконструирована довольно стройная система пользования плодами минерально-сырьевого сектора экономики России. Здесь надо отметить, что в СССР не был в употреблении термин "недропользование". Однако теперь он используется очень часто. Он объединяет геологическое изучение недр, воспроизводство МСБ, эксплуатацию месторождений, добычу полезных ископаемых, их обогащение, первичную обработку и даже продажу минерального сырья. Как видно, этот термин выражает существо функционирования минерально-сырьевого сектора России, которым только лишь пользуются. Надо отдать должное: система пользования недрами умело сконструирована властями под диктовку олигархов для совместного обогащения узкого круга чиновничье-олигархического сословия. Систему лицензирования успешно преобразовали под интересы президента и правительства. По существу, преобладает бесконкурсная раздача лицензий на пользование участками недр (вдумайтесь, что и здесь в основе пользование богатством недр) своим людям, своим компаниям - это стало нормой.

Но эта созданная властями под себя система недропользования растлевает всю экономическую жизнь России. Если бы недропользование не находилось на острие экономического развития, если бы оно не предопределяло будущее России и российского народа - это было бы полбеды. Но недропользование сегодня и наверняка еще много лет спустя - это лицо российской экономики и гражданского общества, так как нет никакого другого сектора экономики, который приносил бы столько доходов в российскую бюджетную систему и на офшорные счета чиновничье-олигархического сословия. Вот эту вторую часть надо отвадить от недропользовательской кормушки. Простых решений здесь нет, нужны системные последовательные преобразования сверху донизу.

Двадцать лет господства экономики пользования уже дали свои ужасные для России плоды. В первую очередь это разрушение реального сектора экономики.

Основа мировой экономики - это промышленно-индустриальный сектор. Но в России он на 60% (а может быть, на все 80%) остановлен.

Я живу в ранее промышленном районе станции метро "Автозаводская". ЗИЛ, где работали 100 тысяч человек, остановлен. Около одной тысячи оставшихся на нем работников делают запчасти для неуклюжих "бычков". Шинный завод еле дышит. Первый (ранее основной в стране) подшипниковый завод вспоминают разве что в связи с убойно-газовым "Норд-остом" в гигантском клубе ГПЗ на Дубровке. Завод "Динамо" и его многоэтажный НИИ пустуют. Никак не приладят под выпуск хотя бы чего-нибудь многочисленные огромные цеха АЗЛК. Этот список промышленного опустошения нашего района Москвы можно продолжить. Но надо ли?

Экономика 140-миллионной России не сможет жить на импортном потреблении - она должна сама что-то производить. Экспортно-сырьевая ориентация - это потеря национальной экономики и национальной безопасности. Мировые развитые страны прочно посадили Россию на нефтегазовый крючок...

Истинное положение дел в стране прикрывается многочисленными обещаниями. Как правило, их реализация отодвинута на 2015-2020 гг. Время есть. За восемь лет, даже за три года многое может измениться. Можно будет и "забыть" об обещаниях, можно передать их по наследству новым "рулевым".

Правда, некоторые обещания сбываются. Вот подняли за 2011 г. два раза пенсию. СМИ рассказывали, как бабушки благодарили президента и правительство за отеческую заботу.

Вот и экс-президент Д.А. Медведев, переведенный в премьер-министры, вдруг тоже решил по примеру экс-премьера поднять пенсии и не на какие-то 5-10%, а в полтора раза к 2015 году. Почти три года взял для этого. Но есть закон об обязательном росте пенсии по уровню инфляции. А инфляция для ВВП составляет 15-20%. Умножим на три - и получится не повышение, а понижение пенсии. Можно взять другую годовую инфляцию, которую обещает правительство, равную 5-6%, - но зачем, если в условиях кризиса мировой экономики обещанная инфляция не более чем иллюзорно красивая цифра?

И так во всем. Планируется увеличение в бюджете фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, но с учетом реальной инфляции он уменьшается. Однако чиновники вовсю расхваливают увеличение фонда.

Государство создало и продолжает создавать накопительные фонды, включая накопительную часть пенсионного фонда, но не создало механизмов хотя бы сохранения этих копилочных средств, они инфлюируют, сжимаются и скудеют. Но правительство упрямо часть нефтегазовой ренты откладывает для ее обесценения.

Для сокрытия реальной сущности экономики пользования и плодов ее развития наши "рулевые" используют свой новорусский язык, значения слов в котором отличаются от общепринятых.

Нам говорят "приватизация", а вместо этого государство осуществляет национализацию, да при этом за счет средств госбюджета, в частности дивидендов.

Нам говорят, что предприятие стопроцентно государственное, а на самом деле по организационно-правовой форме оно полностью частное.

Нам говорят "диверсификация" экономики, а вместо развития новых отраслей "закрывают" до сих пор пока еще дышащие отрасли и усиливают, по мнению того же правительства, губительные для нашей экономики отрасли, к примеру нефтегазовую, все больше и больше подсаживая все народное хозяйство на нефтегазовую иглу.

Нам говорят, что уменьшают налоги, при этом увеличивая их. Наглядный пример - единый социальный налог.

Нам говорят, что налоги на богатых и на роскошь надо увеличивать, а страдает средний класс.

Нам говорят, что нужно развивать малый и средний бизнес, а фактически его продолжают уничтожать, он поглощается крупным бизнесом, олигополиями и монополиями.

Нам говорят, что нужно создавать условия и вводить такие налоги, чтобы все уровни, начиная с муниципалитетов, сами получали и зарабатывали финансовые средства, а на самом деле налоги все больше и больше концентрируются на одном только федеральном уровне, увеличивая дотационность всех других уровней.

Нам говорят, что мы последовательно изменяем структуру экспорта, уменьшаем долю нефти и газа, а она растет.

Нам говорят, что мы создаем конкурентоспособные отрасли и уходим последовательно от импортной зависимости, но импорт не уменьшается, а увеличивается, вытесняя российское производство.

Нам говорят, что сделана ставка на увеличение "спроса", но при этом уменьшают денежную массу и сдерживают доходы населения, а для доходов юрлиц открыли пути и лазейки для вывода их за границу.

Нам говорят, что надо переходить на "экономику предложения", а на самом деле всё направлено на удержание экономики пользования.

Нам говорят, что стране нужны инвестиции, в том числе зарубежные, а фактически перекрыли пути притока иностранного капитала, но открыли пути вложения российского капитала за рубежом.

Нам говорят, что недра являются исключительно государственной собственностью, понимая под этим только запасы полезных ископаемых, а в действительности добываемое сырье является частной собственностью.

Теперь установилась мода на так называемые дорожные карты. Что это такое? Похоже, никто не знает. Отдельно каждое слово понятно:

карта - отображение местности,

дорожная - прилагательное от корневого слова "дорога".

Вместе получается: карта дорожной сети. Яснее ясного. В частности, ГЛОНАСС соответствует этому определению.

Но у нас удивительная страна. Под дорожной картой понимают любой социально-экономический чих. Составляются "дорожные карты" пенсионного реформирования, "развилок" экономики, привлечения инвестиций, новых зачатков индустрии, развития налогообложения и т.п.Создано даже целое агентство по составлению никому не нужных, ни о чем не говорящих "дорожных карт", создающих видимость деятельности властей.

Некоторые "карты" уже даже составлены, и Россия начала блуждать по ним. Главная их особенность: сроки завершения блуждания - 2018 г. (очередные выборы президента) и 2020 г. (начали в 2010 г. на десятилетку, но осталась еще семилетка неисполненных дорожных блужданий-ожиданий). Живем по принципу заклинившего телефона: ждите, ждите, ждите... Ждем-с! Зная, что не дождемся...

Вместо ненужной траты времени на пустопорожние дорожные карты нужен системный многоаспектный анализ сложившейся в России экономики и социально-политических отношений в гражданском обществе.

Неужели властям непонятно, что относительная стабильность из-за удерживающихся высоких цен на нефть и газ не могут считаться показателем устойчивости (пусть даже временной) и поступательного продвижения экономики по призывному лозунгу "Россия, вперед!". Сколько ни призывай, реалии современной экономики пользования наглядно демонстрируют: Россия движется назад!

Свидетельством тому стали бесконечные банкротства, рейдерские захваты, неудавшиеся космические запуски, падения ракет, тонущие корабли, падающие самолеты, разрушающиеся электростанции, взрывы на угольных шахтах. Это на слуху. Но многое замалчивается. К примеру, обвал автомобильной и железной дорог, жилых и нежилых построек в г. Березняки (Пермский край) из-за технологической ошибки по выемке породы и образовавшейся искусственной подземной полости на крупнейшем в России месторождении калийных солей. За эту технологическую катастрофу почему-то не наказано объединение "Уралкалий". Ее ликвидацией (а это миллиарды рублей) занимается государство за счет налогоплательщиков.

Нельзя не сказать о плачевном состоянии российской фундаментальной науки - она оказалась невостребованной. Но без научного прогнозирования и предвидения затухает методико-прикладная отраслевая наука, наступает технологическая отсталость, что сегодня ярко выражено. А технологическая отсталость влечет за собой неконкурентноспособность, низкую производительность труда. Лозунги поднять за несколько лет в два раза производительность труда становятся пустым звуком без восстановления и развития фундаментальной науки.

В современной России в последние 2-3 года модным стало составление долгосрочных (до 2020 г.) прогнозов развития страны, которые делают приближенные к власти институты и ученые. В свою очередь, министерства (в основном минэкономразвития и минфин) забросали общество краткосрочными (на 2-3 года - до 2015 г.) прогнозами развития экономики. При этом правительственные краткосрочные прогнозы никак не связаны с долгосрочными стратегиями, то есть с основными направлениями преобразования экономики. Тысячестраничный вариант обновленной "Стратегии-2020", по утверждению ее основных авторов, переводит экономику России от якобы действующей в стране "экономики спроса" к новой "экономике предложения". Последняя детально рассмотрена в статье Б. Плышевского ("Экономист", No.7, 2012 г.), где аргументированно показана подмена понятий, а именно, что под предлагаемой экономическими стратегами властей "экономикой предложения" кроется сохранение действующей в стране экономики, направленной на поддержание "господства экономических интересов олигархически-компрадорской собственности".

Любой прогноз (долго- или краткосрочный) должен базироваться прежде всего на экономических реалиях и их изменении в будущем. Правительственные краткосрочные прогнозы напоминают только лишь страшилки, связанные с возможным падением цены барреля нефти, возможными кризисами в еврозоне, снижением темпов развития мировой экономики с креном на Китай.

"Игры прогнозистов" продемонстрированы в обзоре Н. Вардуля ("Московский комсомолец", 22.08.2012). Высвечены несостоятельность и очевидная пропагандистская надуманность прогнозов, в частности при снижении цены барреля до 60 долларов.

По нашему мнению, долгосрочный прогноз и вытекающий из него краткосрочный прогноз должны базироваться на намерении властей изменить (или, наоборот, сохранить) действующую экономическую систему. Если в России сохранится экономика пользования, то ее ожидает прогрессирующая стагнация и дальнейшее реальное падение большинства экономических параметров развития страны, и усугубление негативных тенденций при неблагоприятных изменениях мировой экономики. И наоборот, только переход от экономики пользования к неоиндустриальному типу даст возможность стабильного развития и устойчивости к незначительным ухудшениям мировой экономической ситуации.

Сегодня власти испуганы содеянным, той экономикой пользования, которую пока они стараются сохранить. Возникли два очага неповиновения, два очага реальной угрозы:

- с одной стороны, это "пользователи", которые хотят ими остаться и передать "пользование" своим детям;

- с другой стороны, это "непользователи" - граждане России, которые недовольны социальными условиями, не соответствующими развитому капитализму.

Президент, по всей видимости, осознает недовольство этих двух противоположных групп на внутриполитической арене страны. Понимает, что примирение "пользователей" и народа ("непользователей") невозможно.

Недовольство народа пока еще можно (но не до бесконечности!) гасить несбыточными обещаниями. Оно неизбежно будет возрастать без изменения целевого направления российской экономики, без перехода к социально ориентированной экономике созидания, без ослабления позиций "пользователей", без предоставления настоящих социальных благ народу, без наделения основной массы граждан долей (пусть даже маленькой) собственности на национальное богатство, без создания реальных демократических институтов современного гражданского общества и наконец, без социально-справедливого распределения природной и ценовой ренты на благо всего общества.

Так с кем же сегодня Кремль (или кто для Кремля страшней)?

Мероприятия первых месяцев президентства Путина показали его желание действовать на благо "непользователей" - большинства граждан России. В первые дни после президентских выборов вновь (или опять) избранный президент РФ для исполнения своих предвыборных обещаний подписал пять указов социального характера. Следующим шагом было укрепление своей группировки - создание своего "кремлевского правительства" с участием многих бывших министров, ставших советниками президента. Далее Путин берет под личный контроль основные направления развития экономики - при президенте и под его председательством созданы экономический совет и комиссия по стратегическому развитию ТЭК. Предприняты шаги по возвращению в страну капиталов "пользователей"-чиновников. С этой целью создана специальная межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям. Госслужащим предложено вернуть в Россию выведенные за рубеж активы. Этот мера, несомненно, пойдет на пользу российской экономике, однако и чиновники из числа "пользователей" при этом не будут обижены, поскольку реализация запланированной кампании приведет к легализации в России накопленных чиновниками капиталов ("Ведомости", 22.08.2012).

Что последует за этими в целом позитивными начинаниями президента, покажет время. Не будем забывать, что экономика пользования укрепилась и стала главенствующей в период первого президентства Путина. Насколько тверд сегодня Путин в своем намерении поменять тренд российской экономики, насколько он сегодня силен, чтобы противостоять группировке "пользователей", которые просто так не отдадут экономику пользования под реальное индустриальное реформирование?

Как ни банально это звучит, но отобрать доходы у прихлебателей рентной кормушки экономики пользования с одновременным ее переводом на созидательный путь можно лишь опираясь на широкие слои населения России. Об этом в своей предвыборной программной статье "Нам нужна новая экономика" ("Ведомости", 30.01.2012) писал Владимир Путин: "...Средства населения почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации экономики. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения - через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. В странах с развитой рыночной экономикой это значительная часть национального капитала".

Однако опираться можно только на сильного. А население России... Какие у него капиталы? 13-16% граждан живут за чертой бедности, доля представителей среднего класса незначительна. Бюджет большинства российских семей обеспечивает только еду и одежду. Да и то, что есть, люди неохотно понесут в доверительные и прочие фонды. Слишком уж к ним мало доверия осталось после печального опыта начала 90-х. При этом в стране вот уже 20 лет идет приватизация. Волна за волной. Вот и сейчас накатывает новая волна приватизации. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2012 г. президент РФ объявил, что "...новая приватизация должна быть, безусловно, принята российским обществом. Это значит - она должна быть понятной, честной и справедливой..."

Альтернативой сегодняшней экономики пользования, по нашему мнению, может послужить неокейнсианская экономическая модель созидательного хозяйствования, делающая ставку на такую президентскую власть, при которой законодательная, исполнительная и судебная власти развернутся лицом к народу ("непользователям") и будут служить на благо гражданского общества. Не допущенный сегодня к экономике пользования народ давно ждет этих изменений.

Надеюсь, что ждать осталось недолго.

Собственно, существуют и средства исцеления, и механизмы преобразований, которыми можно было бы воспользоваться при наличии доброй политической воли. Отсылаем к работам, рекомендованным нашим автором.

Можно ли исправить ошибки приватизации? // Финансовая газета, 11.05.2012. (http://fingazeta.ru/scenarios-and-forecasts/mojno-li-ispravit-oshibki-privatizatsii-176279/)

Беляев С., Кимельман С., Кошкин В. Капитализм для каждого. // Независимая газета, 04.06.2012

Кимельман С. Создание ассоциированной собственности граждан России - необходимое звено нового этапа приватизации. (http://viperson.ru/wind.php?ID=652434&soch=1)

Газета "Советская Россия". 30/08/2012.

*   *   *   *   *   *   *

Внутренние ресурсы для кейнсианства

Василий Колташов

Мировой экономический кризис вновь наступает на Россию. Ухудшение ситуации в Европе создает предпосылки для роста проблем в стране и развития политического кризиса. Перед российскими левыми стоит вопрос о выработке программы минимум, причем не абстрактно-популистской, а реально осуществимой - способной работать. Для похода в массы необходим серьезный документ. Из чего должна строиться такая программа, одновременно являющаяся антикризисной?

В условиях глобального кризиса демократизация России становится важнейшим инструментом проведения преобразований в интересах трудящихся. В противовес либеральному пониманию демократии как набору процедур, отводящих массам роль время от времени голосующих обывателей, левыми должна выдвигаться идея социальной демократии. Социальная республика обязана, с одной стороны, ставить под конституционный запрет неолиберальную политику, а с другой - открывать возможности для большего участия народных масс в управлении. Должны сделаться нормой отзыв депутатов всех уровней и выборность всех руководящих лиц.

Национализация земли, сырьевого сектора экономики, крупнейших банков - это лишь первые пункты экономической программы левых. Не менее важным является разработка плана, в рамках которого такая более социализированная экономика могла бы функционировать и развиваться. Кризис остро ставит вопрос о спросе. Государство обязано взращивать, расширять и развивать свой рынок. Необходимо стимулировать внутренний спрос и продвигать вперед границу единой экономики, добиваясь быстрой и глубокой интеграции с соседними странами. Однако выстраивание единого крупного рынка с жесткой протекционистской политикой будет эффективным лишь, если государственная политика нацелится на поддержание потребления.

Поощрение внутреннего спроса должно строиться на социальных программах, стимулировании занятости, государственном жилищном строительстве и различных экономических проектах. Например, в области образования не существует лимита на увеличение штата учителей при сокращении размеров классов и сокращении нагрузки на каждого преподавателя. Улучшить ситуацию с занятостью поможет сокращение рабочей недели до 30 часов. Увеличение свободного времени создаст условия для отдыха и развития людей. Получат развитие подавлявшиеся ранее потребности, что окажется благом для экономики и общества.

Требование расширения трудовой и социальной политики расходится с планами оппозиционных либералов, отличающихся от правительственных слабо. Для левых же эти направления чрезвычайно важны, поскольку не элитарным, а массовым должны быть образование, медицина и отдых. Прогресс науки и образования необходим для общества, отказывающегося вечно затягивать пояса ради сохранения прибыли корпораций. Высокие трудовые стандарты в стране не должны при этом делать экономику менее защищенной. Худшие условия труда в других государствах должны рассматриваться как предпосылка товарного демпинга. Ввозные пошлины необходимо варьировать в зависимости от трудовых стандартов страны-импортера. Низкая оплата труда, большая продолжительность рабочей недели, короткие отпуска и редкие выходные необходимо рассматривать как основание для самого высокого тарифа, защищающего национального производителя от демпинга.

Государственное регулирование в экономике является рычагом запуска и направления роста. Но регулирование должно носить общеэкономический характер, включая тарифы, наценки и кредитные ставки. Последние должны быть строго ограничены и не превышать 6-7% годовых. Монетарное регулирование необходимо сделать прозрачным, добившись твердых денег. Недопустимо, что Центральный банк всегда может обвалить национальную валюту, если цены на сырьевые товары идут вниз, тем самым, обесценивая накопления и заработную плату миллионов людей. Сама денежная эмиссия должна перестать служить субсидированию частных банков и сырьевых монополий, превратившись в источник пополнения бюджета.

Налоги являются чрезвычайно важной составной частью программы курса экономической политики, отвечающей потребностям рабочих. Необходимо отказаться от косвенного обложения потребительских товаров. Место популистского налога на роскошь должно занять прогрессивное налогообложение. Высокие прибыли и доходы должны  облагаться крупными налогами, а заработная плата до определенного "элитарного" уровня не должна облагаться вообще. Система налогового перераспределения материальных благ, наряду с доходами от работы государственных предприятий, денежной эмиссией (в минимальном объеме) должна обеспечивать средства для социальных программ.

Российский рынок труда фрагментирован паспортно-регистрационным режимом. Порядок этот, именуемый в народе системой прописки, нужно полностью отменить. Свобода передвижения и проживания должна стать реальной. Это поможет экономическому развитию, выравниванию его по темпам, а также выравниваю доходов населения по стране.   

Может показаться, что изложенные положения отвечают во многом принципам кейнсианского регулирования экономики. Однако несмотря на близость инструментов, кейнсианство как модель работало с помощью внешних ресурсов - богатств стран периферии. В условиях паралича неолиберального капитализма для преодоления кризиса и дальнейшего (возобновленного) роста экономики нужны внутренние ресурсы для кейнсианской политики. Она, по сути, должна стать качественно новой, основанной на сокращении частной и рыночной сферы. И, это будет уже не кейнсианство, а совершенно новая модель регулирования.

Описанный курс не только улучшит положение трудящихся и обеспечит общественный прогресс, но и временно стабилизирует капитализм. Он, правда, значительно изменится, не утратив при этом монополистических черт. На месте национализированных могут быстро сложиться новые частные монополии, не исчезнет и классовая борьба. Но если сейчас складываются условия для демократической революции, то задача левых добиться максимума возможных прогрессивных изменений в этих рамках. Это и будет отвечать минимальным программным задачам.

http://www.rabkor.ru/authored/13399.html#
27.06.2012

*   *   *   *   *   *   *

Политбюро 2.0: эксперты рассказали, кто правит Россией

Президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Кирилл Петров представили масштабный доклад "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0", при создании которого были опрошены более 60 экспертов - представители политической и бизнес-элиты страны. Версия исследования представлена на сайте холдинга "Минченко консалтинг".

В силу специфики обсуждаемой темы опрос экспертов проводился на условиях анонимности, целью исследования было создание непротиворечивой модели неформальной системы принятия решений, сложившейся после завершения электорального цикла 2011-2012 гг. и принятия кадровых решений по новому составу российского правительства и администрации президента.

Результаты исследования свидетельствуют, что вместо тандема Россией руководит конгломерат конкурирующих кланов.

Формирование новой структуры исполнительной власти свидетельствует о новом кадровом стиле, выбранном президентом Владимиром Путиным. Традиционная схема создания системы элитных "сдержек и противовесов" была усложнена, заявляют эксперты.

Так, внутри администрации президента появился резервный по отношению к правительству "пульт управления" в лице помощников президента и контролируемых ими профильных управлений. Данная группа может конкурировать с министерствами и департаментами правительства по скорости прохождения бюрократических процедур. В.Путин сформировал ряд новых комиссий, в которые входят министры и представители администрации президента. Это указывает на тот факт, что фактически В.Путину удалось внедрить в России американскую модель, при которой президент руководит всей вертикалью исполнительной власти (своеобразное "большое правительство"), имея контроль и над правительством, и над администрацией.

"При сохранении уже существующих групп влияния В.Путин экспериментирует с введением на поле новых игроков, которые выступали бы в роли или аполитичных исполнителей-технократов, завязанных лично на него (к примеру, министр МВД В.Колокольцев и министр экономического развития А.Белоусов), или в качестве носителей альтернативных политических платформ (дихотомия "Народный фронт" - "Единая Россия", квазиоппозиционные проекты Алексея Кудрина и Михаила Прохорова, "тематические" провластные проекты Д.Рогозина, И.Холманских и В.Якеменко)", - полагают эксперты.

В сфере влияния крупных элитных кланов при поддержке президента обеспечивается автономия отдельных игроков, продолжается процесс фрагментации элитных групп и выявления в их среде новых игроков, В.Путин продолжает "демонтаж" коалиции Дмитрия Медведева образца 2006-2007 гг., демонстрируя свое расположение к участникам команды премьера.

В настоящий момент правящая элита ставит своими целями обеспечение своей устойчивости на длительном временном промежутке, что предполагает конвертацию власти в собственность через новый этап приватизации и использование бюджетных средств, обеспечение передачи полученной в 1990-2000-х гг. собственности по наследству и легитимацию приобретенной собственности - как в России, так и за границей. Второй задачей элиты является укрепление действующей коалиции, отсев нежелательных членов и дозированное привлечение новых.

Перераспределение собственности будет реализовываться в рамках трех больших проектов: новая приватизация, "Большая Москва" и развитие Сибири и Дальнего Востока. Властные группировки после переизбрания В.Путина вступили в ожесточенные схватку за порядок реализации проектов.

Главными структурными противоречиями в нынешнем "большом правительстве" являются чрезмерный объем полномочий вице-премьеров, конкуренция за контроль над финансовым блоком между действующими министрами и бывшей командой Алексея Кудрина, аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии Игорем Сечиным и профильным вице-премьером Аркадием Дворковичем.

Механизмом разрешения этих и других аппаратных противоречий является неформальный орган, который эксперты окрестили "Политбюро 2.0". Действующая правящая элита может быть описана моделью советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, полагают эксперты.

"Подобная система коллективной власти квазиинституциональна с точки зрения национальных государств, но эффективна с точки зрения логики "естественного государства", - обращают внимание аналитики. Эта модель сформировалась в 2000-е гг. в результате перераспределения ресурсов от мелких олигархических кланов, разрушения медийных империй, ликвидации большей части региональных режимов.

Процесс властвования в современной России направлен на поддержание межкланового баланса, в котором нет так называемой вертикали власти. Современная российская власть - это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы, где В.Путин выступает в роли влиятельного арбитра и модератора. Ключевым качеством президента, помимо поста, являются его личные доверительные отношения с главными игроками внутри и вне страны и сохраняющийся рейтинг у населения.

Глава государства напрямую контролирует вопросы долгосрочных газовых контрактов, управление газовой отраслью, осуществляет контроль над системообразующими банками (ВЭБ, ВТБ, Сбербанк).

Специфика "Политбюро 2.0" заключается в том, что оно практически никогда не собирается на общие совещания, участники органа имеют формальный статус его членов, вокруг "Политбюро" сформировалось несколько элитных кругов, которые можно условно обозначить как "силовой", "политический", "технический" и "предпринимательский", которые соперничают между собой.

Полноправными членами "Политбюро 2.0" выступают лидеры крупных элитных групп, имеющие позиции как в бизнесе, так и в госструктурах. В указанный пул эксперты включают премьер-министра Дмитрия Медведева, который растерял большую часть своей коалиции второго срока. Председателю правительства на время пришлось отказаться от самостоятельных политических амбиций и лишиться ряда своих ставленников в силовых структурах, однако в силу своей позиции премьер будет выступать центром притяжения для конкурирующих бизнес-элит. Среди тех, кто сделал ставку на премьера, эксперты называют Владислава Суркова, Игоря Шувалова, Юрия Чайку.

В "Политбюро" включают также Сергея Иванова, который сохранил положение доверенной фигуры В.Путина; главу "Роснефти" Игоря Сечина, обладающего неформальным влиянием, "второй полюс" влияния в ТЭК - тандем Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука; группу Сергея Чемезова, которая являются доминирующей в ВПК; лидера номенклатурной группы Сергея Собянина, имеющего тесные отношения с несколькими уральскими губернаторами. "Новичок" в "Политбюро" Вячеслав Володин стремительно набирает влияние, отмечают эксперты: он получил контроль над проектом "Народного фронта" и частичный контроль над "Единой Россией".

Среди других влиятельных кандидатов в члены "Политбюро 2.0" эксперты выделяют Алексея Кудрина, сохранившего мощное идеологическое влияние на финансовый блок правительства; Аркадия Ротенберга, входящего в бизнес-окружение президента; Николая Патрушева, группа которого, сконцентрированная в Совбезе, представляет собой резервный силовой блок; Владислава Суркова, возглавляющего резервный идеологический блок; Александра Волошина, отвечающего за политический менеджмент "семейной группы" и имеющего серьезное влияние на чиновников среднего уровня; Романа Абрамовича, который из разряда членов "Политбюро 2.0" перешел в кандидаты, поскольку в последнее время старается переносить центр своей активности из России на Запад.

Подводя итоги, эксперты заключают, что описанная выше система нацелена в первую очередь на инерционный путь развития, и все ключевые центры силы надеются, что сильных международных потрясений не произойдет, России удастся сохранить социальную стабильность. Диверсификация управления при вернувшемся на пост Президента РФ В. Путине происходит за счет усложнения неписанной системы "сдержек и противовесов" внутри элиты.

На случай кризисных явлений у власти имеются две резервных площадки: праволиберальная и левая, народно-патриотическая. Праволиберальную сцену в случае трудностей должны будут захватить Михаил Прохоров и А.Кудрин, на левой же надежды возлагаются на ОНФ и вице-премьера Дмитрия Рогозина.

В обоих случаях команды готовы будут предложить свой вариант "спасения" правительства. Параллельно продолжаются эксперименты в существующих подконтрольных политических группах. На данный момент существует вероятность победы реакционного сценария, опасаются эксперты. В этом случае произойдет "радикальное оправославлевание" власти, силовое подавление оппозиции и курс на противостояние Западу.

Однако, учитывая описанные в начале этого доклада задачи российской элиты, вероятность этого сценария невелика или время его реализации будет непродолжительным.

21 августа 2012 г.
http://top.rbc.ru/politics/21/08/2012/665521.shtml

*   *   *   *   *   *   *

Органы власти будут обязаны реагировать на Ваши проблемы

Дорогие друзья!

Просим Вас поддержать развитие электронной демократии в России!

В ближайшее время, Правительство РФ начнет рассматривать предложения граждан, набравшие более 100 тыс. голосов в сети Интернет. Согласно указу президента от 7 мая 2012 г., в стране должны появиться форма электронной демократии и возможности граждан взаимодействовать с властью через специализированные ресурсы в сети Интернет.

Органы власти будут обязаны реагировать на Ваши проблемы, жалобы и предложения, размещенные на специальных интернет площадках.

Наш опыт и знания в этой сфере позволяет вынести ряд критических замечаний по концепции, предложенной Минэкономразвития РФ, разработанной во исполнении указа. Эти замечания мы выносим на публичное голосование. Мы надеемся, Уважаемые друзья, на Ваше участие.

Голосуйте, оставляйте комментарии, высказывайте свои предложения и замечания http://www.democrator.ru/problem/7917.

Вместе - мы сможем быть услышанными!

С уважением, Ваш "Демократор".

P.S. Будем также благодарны за публикацию этого сообщения в социальных сетях, блогах и пр.

*   *   *   *   *   *   *

Суд вынес приговор по первому в РФ делу о компьютерном "фишинге"

11.09.2012, Москва, 19:42:15. В Чертановском районном суде г. Москвы сегодня был оглашен приговор братьям Евгению и Дмитрию Попелышам, которые признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.272, ч.1 ст.273 и ч.4 ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, использование и распространение вредоносных программ для электронно-вычислительной техники, а также мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору с причинением ущерба в особо крупном размере), сообщает пресс-служба следственного департамента МВД России. За содеянное суд назначил им наказание в виде 6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 5 лет, а также штраф в доход государства в размере 450 тыс. руб. каждый.

Александр Сарбин, признанный виновным в пособничестве в совершении мошенничества (ч.5 ст.33 и ч.4 ст.159 УК РФ), приговорен к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 4 года. Кроме того, он заплатит в доход государства 200 тыс. руб.

В ходе расследования установлено, что два родных брата - уроженцы Санкт-Петербурга разработали план хищения денежных средств со счетов клиентов одного из крупных российских банков. Для исполнения задуманного они привлеки студента калининградского вуза Александра Сарбина, который создал копию оригинальной web-страницы дистанционного банковского обслуживания.

Кроме того, молодые люди приобрели набор программного обеспечения, относящийся к вредоносным программам типа "Троян", функцией которого после активации на зараженном компьютере являлось изменение или подмена некоторых параметров, задействованных в функционале "банк-клиент".

В результате любые обращения клиентов банка к официальному банковскому сайту перенаправлялись на сервера, принадлежащие мошенникам, где последними была размещена поддельная web-страница.

Потерпевшие, не подозревая обмана, вводили свои персональные данные, необходимые для разового направления распоряжения о денежных операциях. Указанные сведения сохранялись вирусным программным обеспечением, обрабатывались и передавались братьям. Получив доступ к банковским счетам, молодые люди различными способами обналичивали деньги.

Около года потребовалось сотрудникам оперативного управления центра информационной безопасности ФСБ России, управления ФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской, а также Калининградской областей, Бюро специальных технических мероприятий Главного управления МВД России по г.Москве для выявления преступников. Успешное расследование первого в России уголовного дела о компьютерном фишинге обусловлено эффективным межведомственным взаимодействием МВД и ФСБ России, а также участием в нем высококвалифицированных специалистов ЗАО "Лаборатория Касперского".

Потерпевшими по уголовному делу признаны более 170 граждан из 46 регионов России. Ущерб от действий осужденных составил около 13 млн руб. В целях обеспечения гражданского иска на имущество злоумышленников наложен арест.

www.rbc.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное