Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 703


"Эконометрика", 703 выпуск, 14 июля 2014 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем статью А.И. Орлова "Образование через науку: организационно-экономическое обеспечение решения задач управления" (на основе доклада на конференции МФТИ "Научные проблемы современного образования").

Статья "Искусительный титул" питерского ученого и писателя-фантаста Михаила Ахманова посвящена "общественным академиям", расцвет которых - уникальный феномен современной российской истории. В статье разбираются старые и новые мотивы и способы конструирования академического признания и авторитета. Наиболее примечательным организациям и личностям уделяется особое внимание.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Образование через науку: организационно-экономическое обеспечение решения задач управления

А.И. Орлов (отредактировано для публикации в Сборнике НПСО 2012)

А.И. Орлов

МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана

1. Научный менеджмент родился в Московском Императорском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Нам хорошо известно, что "школа научного управления" основана на "русской системе обучения ремеслам", разработанной в Московском Императорском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время - ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. "русский метод обучения ремеслам", предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета, практические достижения Г. Форда. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878).

Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выделению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников. В 70-е годы XIX века "русский метод обучения ремеслам" получил международное признание и распространение в США, Германии, Австрии, Франции и Швеции. Существо метода дополнялось четырьмя требованиями: минимальное время на изучение приемов работы; легкий контроль за последовательностью занятий; осмысленное систематическое усвоение приемов работы; легкий и удобный способ оценки успехов каждого воспитанника (в порядке возрастания сложности). Основные разработчики метода -Д.К. Советкин, А.П. Платонов.

Метод был хорошо известен в США. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: "За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования... В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться". Поэтому нет никаких сомнений в том, что "русский метод обучения ремеслам" был усвоен и широко применялся американскими и западноевропейскими инженерами и менеджерами конца XIX -начала ХХ веков.

Легко видеть, что "русский метод обучения ремеслам" содержит в себе все основные идеи "научной школы менеджмента", с которой и начался современный менеджмент. Однако в учебной литературе по менеджменту, внедренной в России после 1990 г. конкурентами нашей страны, эту школу связывают исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда, француза А. Файоля и др. и относят к началу ХХ в. На самом же деле место и время рождения современного менеджмента -Москва, 60-70-е годы XIX в. Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым.

Традиционной стала ситуация, когда новшества разрабатываются в нашей стране, усваиваются за рубежом, а затем как западные достижения пропагандируются в России. Одним из сравнительно недавних примеров являются стандарты ИСО серии 9000 по менеджменту качества, появившиеся в 1987 г., которые являются аналогом "комплексных систем управления качеством продукции", разработанных в нашей стране еще в 50-е годы.

Итак, геополитические конкуренты нашей страны считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия - догоняющей стороной. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок -в ущерб российским. Внимание искусственно сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике не рассматривается как новый этап менеджмента теория активных систем (за исключением нашего учебного пособия по менеджменту [5]), созданная на базе Института проблем управления РАН, или отечественные разработки по перспективному научно-практическому направлению, известному как контроллинг.

Подчеркнем, что мы не считаем возможным разделять менеджмент организации и управление государственными и муниципальными структурами. Согласно англо-русскому словарю, manage -заведовать, руководить, management -управление, manager -заведующий, правитель. В нашем учебном пособии по менеджменту [5] в качестве примеров эффективных (успешных) менеджеров рассматриваются полководцы (А.В. Суворов), руководители государства (И.В. Сталин). В любой крупномасштабной системе (на крупном предприятии, в интегрированной производственно-корпоративной структуре, в регионе, стране, на Земле в целом) задачи, модели, методы управления имеют гораздо больше общего, чем различного.

2. Основное ядро современной экономической теории - экономика предприятия (инженерная экономика).

Итак, наука об управлении "родилась" около 140 лет назад в МГТУ им. Н.Э. Баумана (тогда ИМТУ). Важные вехи дальнейшего развития таковы.

В 1929 г. -создание самостоятельной кафедры "Экономика и организация производства", в 1993 г. - организация на ее основе факультета (ныне -научно-учебного комплекса) "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им. Н.Э. Баумана (НУК ИБМ). Сфера деятельности факультета -промышленный менеджмент и управление производством.

В соответствии с потребностями практики в 2005 г. введена новая учебная специальность 220701 "Менеджмент высоких технологий", относящаяся к тогда же введенному направлению подготовки 220700 "Организация и управление наукоемкими производствами", предназначенному для обеспечения инженерами-менеджерами высокотехнологичных предприятий. Эта специальность - техническая, а не экономическая, она входит в сферу ответственности УМО вузов по университетскому политехническому образованию.

Мы полагаем, что экономическую теорию надо избавить от явно выраженного крена в сторону хрематистики (термин Аристотеля). Экономика -это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Основное ядро современной экономической теории -это не макроэкономика, а экономика предприятия (инженерная экономика [4]). Термин "инженерная экономика" представляется нам более адекватным, чем "экономика предприятия", особенно при рассмотрении задач управления развитием крупномасштабных систем. Рассмотрение экономических вопросов должно быть подчинено инженерной деятельности, организации производства. А производство должно работать ради удовлетворения потребностей общества. Прибыль -один из возможных инструментов управления, а не цель работы предприятия, тем более системообразующих крупномасштабных систем. Целесообразность применения "рыночных методов" для управления такими системами сомнительна.

Повторим, преподавание менеджмента должно начинаться с "русской системы обучения ремеслам". А современный этап развития организационно-экономической науки - это менеджмент высоких технологий, организация и управление жизненным циклом продукции, контроллинг, организационно-экономическое моделирование, теория активных систем и другие направления работ, ведущихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана, ИПУ РАН и иных научных центрах.

Распространенная в настоящее время квазирелигия "экономикс", посвященная пропаганде "рыночных отношений" как наиболее совершенных и преподаваемая в ряде вузов под неадекватным именем "экономическая теория", не соответствует потребностям организации производства и управления крупномасштабными системами. Она мешает принимать адекватные управленческие решения по управлению крупномасштабными системами, в том числе на государственном уровне.

Рабочее название развиваемого нами варианта новой организационно-экономической теории -неформальная информационная экономика будущего [6]. Термин "неформальная" подчеркивает независимость экономических агентов, отсутствие формальной иерархической схемы, преобладание синергетической самоорганизации и роевых структур. Термин "информационная" отражает все возрастающую роль информационных технологий, в том числе сетевых, развитие которых позволяет предсказать революционный "переход количества в качество". Термин "экономика" означает, что изучается организационно-экономическая сторона деятельности общества. Термин "будущего" подчеркивает ориентацию исследований на прогнозирование и конструирование будущего развития хозяйственных систем, что предполагает преобразование ныне действующих хозяйственных систем и производственных отношений.

Основные предшественники неформальной информационной экономики будущего -В.М. Глушков (ОГАС) и Ст. Бир (система Киберсин). Современные информационные технологии и разработанные в XXI веке методы организационно-экономического моделирования и теории принятия решений позволяют адекватно реализовать их идеи.

3. Основные направления развития промышленного менеджмента.

В работах НУК ИБМ выделим три направления (есть и другие) и кратко расскажем о них.

3.1. Организация и управление жизненным циклом продукции

Современный период мирового производственного и экономического развития всей популяции хозяйствующих субъектов отличается значительным ужесточением конкурентной борьбы. Сложившиеся условия отрицательно сказываются на конкурентоспособности и устойчивости функционирования отечественных высокотехнологичных предприятий. Принципиальное значение приобретают в современных условиях не только вопросы освоения современных рыночно-ориентированных методов планирования (в том числе стратегического), управления, организации и контроля производственно-хозяйственной и экономической деятельности, но и разработка новых логистико-ориентированных концепций и подходов к стратегическому анализу и управлению организационно-экономической устойчивостью предприятий и интегрированных производственно-корпоративных структур в условиях риска и неопределенности.

В России начала XXI века высокотехнологичный (оборонный) комплекс, в котором сосредоточены почти все наукоемкие производства, находится в более тяжелом положении, чем остальная промышленность. С одной стороны, предприятия этого комплекса должны быть готовы выполнить государственный заказ, держать для этого мощности и ресурсы в "горячем резерве". С другой стороны, реальные объемы государственного заказа резко сократились, финансирование поступает нерегулярно. Поэтому предприятия высокотехнологичного комплекса вынуждены работать на рынок. Но не могут это делать на равных с гражданской промышленностью, поскольку отягощены необходимостью быть готовыми к выполнению госзаказа. В терминах теории оптимизации: для предприятий высокотехнологичного комплекса к критерию максимизации прибыли добавляется ограничение по поддержанию "горячего резерва" для выполнения госзаказа. Поэтому для руководителей предприятий этого комплекса важна не столько сиюминутная прибыль, сколько обеспечение организационно-экономической устойчивости своих предприятий в условиях неопределенности и риска, порожденных меняющейся внешней средой. Один из оправдавших себя вариантов решения этой проблемы - создание интегрированных производственно-корпоративных структур.

Современное неудовлетворительное состояние наукоемких промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса России требует развития новых нетривиальных подходов к организации производства и всей их хозяйственной деятельности. Резкое снижение государственного заказа сочетается с постоянным усилением конкурентной борьбы с западными производителями специальной техники.

Для обеспечения соответствия отечественного высокотехнологичного комплекса современному уровню рыночных отношений требуется коренная реструктуризация, переориентация и наладка производственно-хозяйственного механизма и системы управления предприятиями на стратегическом уровне. Повышение степени риска заставляет принимать стратегические решения вне циклов планирования. Несомненны актуальность и практическая значимость развития новых методологий, концепций, теоретических основ и организационно-экономических методов стратегического управления деятельностью наукоемких предприятий высокотехнологичного комплекса в условиях быстро и непредсказуемо меняющейся инфраструктуры.

Научные исследования в области экономики, организации и управления промышленным производством ведутся в МГТУ им. Н.Э. Баумана уже полтора века. Однако развитие научно-технического прогресса ставит перед инженерами и экономистами новые задачи. Не только промышленность должна быть инновационной, но и образование. Как уже отмечалось, в 2005 г. введена новая инновационная учебная специальность 220701 "Менеджмент высоких технологий". Для новой специальности понадобились новые учебники, основанные на последних научно-технических разработках, подкрепленных практическим опытом.

Но сначала эти разработки должны быть проанализированы, сведены в систему и представлены в виде единой теории, нацеленной на непосредственное применение при решении практических задач, стоящих перед современной промышленностью и другими крупномасштабными системами.

Полученные результаты представлены в ряде научных монографий и учебников [1, 2], отражающих подходы и результаты научной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и организации производства. Они посвящены проблемам организации, экономики, управления, проектирования, эффективности, устойчивости применительно к новой форме организации современного промышленного производства - интегрированным производственно-корпоративным структурам как одной из разновидностей крупномасштабных систем. Появление этой новой формы связано со столь сильным развитием горизонтальных и вертикальных связей между предприятиями, что при обсуждении вопросов организации производства, экономики и управления нельзя оставаться в рамках одного предприятия, необходимо рассматривать более сложные образования -интегрированные производственно-корпоративные структуры.

3.2. Контроллинг

В современных условиях эффективное функционирование инновационных предприятий и организаций возможно лишь при адекватном использовании различных форм и методов организационно-экономического обеспечения их деятельности. Все большее распространение приобретает концепция контроллинга. Согласно одному из определений контроллинг -это система информационно-аналитической поддержки процесса принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, крупномасштабной системой).

Работы по развитию и внедрению методов контроллинга в России координирует Объединение Контроллеров. В частности, с 2002 г. выходит ежеквартальный журнал "Контроллинг". В курс "Экономика предприятия" для студентов технических специальностей включен раздел по контроллингу, признанному необходимым не только для будущих экономистов и менеджеров, но и для инженеров различных специальностей. Разработки отечественной научной школы в области контроллинга отражены в ряде монографий и учебников [3, 11, 12].

3.3. Организационно-экономическое моделирование (ОЭМ)

Целью исследований в этой области является разработка концепции, методологии и теоретических основ создания, изучения и применения системы организационно-экономических методов, позволяющих повысить эффективность процессов управления промышленными предприятиями и их объединениями. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

3.3.1. Выработать концепцию и методологию разработки организационно-экономических методов и моделей процессов управления промышленными предприятиями. В частности, на основе классификации организационно-экономических методов и моделей управления производственными системами разработать систему инструментальных средств организационно-экономического моделирования, опирающуюся на современную методологию организационно-экономического моделирования.

3.3.2. Провести организационно-экономическое моделирование процессов стратегического управления промышленными предприятиями, в частности, разработать новые технологии социально-экономического прогнозирования и дать рекомендации по их реализации, проанализировать проблемы горизонта планирования, целеполагания и охарактеризовать модели с дисконтированием, рассмотреть организационно-экономическое моделирование при проектировании интегрированных производственно-корпоративных структур.

3.3.3. Дать системный анализ организационно-экономических моделей, предназначенных для использования в условиях неопределенности и риска, в частности, предложить классификации рисков, разработать методы системной оценки и анализа рисков, в том числе аддитивно-мультипликативную модель расчета рисков, проанализировать методологические проблемы построения моделей управления рисками.

3.3.4. Разработать организационно-экономические методы и модели в функциональных областях деятельности промышленных предприятий и их объединений, в том числе при решении задач информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений при управлении промышленными предприятиями, в инновационном, инвестиционном и экологическом менеджменте, при выявлении предпочтений потребителей промышленной продукции и при управлении материальными ресурсами промышленного предприятия, развить новые статистические методы и модели управления качеством.

Решению сформулированных задач посвящены научные монографии и статьи, основанные на них учебники [7, 8, 10]. Исследования по организационно-экономическому моделированию ведет Лаборатория экономико-математических методов в контроллинге МГТУ им. Н.Э. Баумана.

ОЭМ -научная, практическая и учебная дисциплина, посвященная разработке, изучению и применению математических и статистических методов и моделей в экономике и управлении народным хозяйством, прежде всего промышленными предприятиями и их объединениями.

Термин "экономико-математические методы и модели" (ЭММиМ) имеет близкое содержание. Отличаются эти термины акцентами. ОЭМ нацелено на решение конкретных задач организации (управления, менеджмента) и экономики с помощью моделирования. В ЭММиМ сильна математическая составляющая, не связанная непосредственно с проблемами реального мира.

При стратегическом планировании на российских предприятиях, особенно на уровне интегрированных производственно-корпоративных структур и крупномасштабных систем, должны использоваться современные методы организационно-экономического моделирования, основанные на интенсивном использовании математических и статистических методов.

В рамках НУК ИБМ ведутся теоретические исследования и прикладные разработки в области организационно-экономического моделирования, прежде всего в Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге. Основные места публикаций -журналы "Контроллинг" и "Заводская лаборатория". В качестве примера одного из направлений работ Лаборатории укажем на исследование проблемы устойчивости в моделях и методах разработки стратегии предприятия [9].

4. Чем специалисты по экономике предприятия и производственному менеджменту могут помочь коллективам разработчиков новшеств?

Предлагаем классификацию типовых этапов развития инновационного проекта.

4.1. Начальный этап -"Формирование идеи", которая ляжет в его основу. Автором идеи является конкретное физическое лицо (или группа лиц). Юридической защиты авторство не имеет. Адресного финансирования не предполагается.

4.2. "Оформление интеллектуальной собственности".

4.3. "Защита интеллектуальной собственности" (оформление патентов и других документов).

4.4. "НИР по тематике инновационного проекта". Результат - написание статей, доклады на конференциях, представления на выставках.

4.5. "Разработка опытного образца". Его демонстрация помогает привлечь потенциальных покупателей.

4.6. "Маркетинговые исследования".

4.7. "Оценка эффективности".

4.8. "Экспертиза". На всех этапах жизненного цикла инновационного проекта используются разнообразные процедуры экспертного оценивания.

4.9. "Интернет-аукцион".

4.10. "Подготовка к внедрению" -ОКР и технологическая модель.

4.11. "Внедрение и выход на рынок". Реализация проекта, например, начало серийного выпуска и продажи изделия, знаменует собой конец инновационной составляющей проекта и переход к типовой ситуации производства продукции.

4.12. "Контроль после внедрения".

4.13. "Оценка эффективности реализации проекта". В частности, для инвесторов представляет интерес (дисконтированный) срок окупаемости.

Если маркетинговые исследования показывают целесообразность дальнейшей проработки заявки, то следующим этапом является подготовка бизнес-плана, в котором, в частности, должны быть оценены различные характеристики общего экономического эффекта от внедрения новшества, а также проанализированы другие виды эффектов - социальные, экологические, технологические... Практика показывает, что коллективы, занимающиеся научно-технической стороной заявки, не в состоянии самостоятельно разработать полноценный бизнес-план, поскольку такая деятельность не входит в круг их профессиональных занятий.

Итак, для успешного осуществления инновационной деятельности, кроме научно-технических коллективов, предлагающих заявки к рассмотрению, и инвесторов, обеспечивающих финансирование, необходима структура (организация), занимающаяся организационно-экономическим обеспечением. А именно, маркетинговыми исследованиями, подготовкой бизнес-планов, проведением экспертиз, использованием информационных технологий.

Работы по организационно-экономическому моделированию инновационных процессов наш научный коллектив ведет в тесном взаимодействии с другими идейно близкими коллективами, с академическими институтами (Институт проблем управления, Центральный экономико-математический институт, Институт системного анализа, Вычислительный центр РАН и др.), вузами (МФТИ, МАИ, МГТУ "СТАНКИН", МГУ им. М.В. Ломоносова и др.), организациями и предприятиями промышленности.

Образование через науку -основополагающий принцип соединения в единое целое научных исследований и учебного процесса. В частности, наши учебники [2, 7, 8, 10] и учебные программы соответствующих учебных дисциплин составлены на основе недавних научных статей нашего исследовательского коллектива.

Литература

1. Бром А.Е., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Методология, методы и модели организационно-логистической системы управления жизненным циклом наукоемкой продукции. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 280 с.

2. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. - М.: Экзамен, 2008. 621 с.

3. Контроллинг / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.

4. Кочетов В.В., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Инженерная экономика / Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. 668 с.

5. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое моделирование. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 475 с.

6. Орлов А.И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. No. 1. С.89-05.

7. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. - 671 с.

8. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

9. Орлов А.И. Устойчивые математические методы и модели // Заводская лаборатория. 2010. Т.76. No. 3. - С.59-67.

10. Орлов А.И. Эконометрика. Изд. 4-е, дополн. и перераб.. -Ростов н/Д: Феникс, 2009. 572 с.

11. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 256 с.

12. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.

Материалы доклада, видео, обсуждение:

http://ovo-ru.livejournal.com/5406.html

Публикация:

836. Орлов А.И. Образование через науку: организационно-экономическое обеспечение решения задач управления // Научные проблемы современного образования. Московский физико-технический институт (государственный университет). 20-21 октября 2012 г.: сборник трудов конференции. - М: МФТИ, 2013. - С. 59 - 69. ISBN 978-5-7417-0436-3

*   *   *   *   *   *   *

Искусительный титул

Михаил Ахманов

http://www.opec.ru/docs.aspx?id=385&ob_no=87636 *

В начале девяностых годов я занялся исследованием феномена общественных академий и тесно связанного с ними явления - лженауки. В поле моего внимания попал ряд одиозных публикаций в сфере парамедицины, в областях физики, этнографии, биологии, истории и других наук, причем авторы подобных "научных трудов", начиная c Мулдашева и кончая Грабовым, все, как один, являлись академиками - но каких академий? В списках РАН, РАМН, РАО и РАСХН они не значились, за исключением математика Фоменко.

Должен заметить, что не всегда та или иная академия из появившихся в последние годы является рассадником лженауки. Но вменяемые творческие сообщества тонут в массе одиозных организаций, которые активно занимаются саморекламой. Вероятно, таких академий не менее двухсот. Что же до числа самозваных "академиков", то я бы оценил этот показатель в сорок-шестьдесят тысяч. Представьте, сколько "академиков" развелось у нас в России! Обитают они большей частью в крупных городах, в Москве и Петербурге - тут, пожалуй, шага не ступишь, чтобы не споткнуться об "академика"! Такая научная мощь бесспорно делает нашу страну лидером в сферах психоэнергосуггестии, астрологии, оккультизма и телепатических контактов с инопланетными пришельцами.

Имеют ли общественные академии право на существование? Безусловно - да! В демократической стране возможны любые общественные структуры, если они не пропагандируют национальной розни и идей, которые, для определенности, я назову фашистскими. Поэтому, говоря о феномене общественных академий, хочу подчеркнуть: феномен не в том, что эти академии стали активно создаваться с начала девяностых годов, а в том, с какими целями это делалось.

Я выделяю три составные части в процессе создания этих академий и в круге причастных к этому лиц. Среди них можно выделить мошенников, честолюбцев и нормальных ученых, хотя разумеется границы между этими категориями размыты: и мошенник, и честный человек бывают слишком тщеславны и честолюбивы. Но все же попробую провести анализ, опираясь на эту заявленную мной классификацию.

1. Мошенники. Эти практичные личности быстро осознали все волшебство академического звания и выгоды, которые можно из него извлечь. По таксе: скажем, тысячу долларов за звание члена- корреспондента, две тысячи - за действительного, а еще есть возможность присвоения докторских и профессорских званий и награждения различными паранаучными медалями. Но денежные варианты этим вовсе не исчерпываются: можно еще возвести в академики богатых предпринимателей, отяготив их спонсорскими обязанностями. Словом, хватит на жизнь нескольким учредителям академии и двум-трем наемным работникам, среди которых - программист-макетчик, производящий очень красивые дипломы.

Однако деньги берут не со всех вступающих в академию. Учредителям понятно, что привлекательность их шарашки определяют не только красивые дипломы и медали, но также - в главном и основном! - состав участников. Это придает их бизнесу необходимую солидность. Вот если бы завлечь кого покруче... если не российского президента, так хотя бы премьер-министра... еще не помешает генеральный секретарь ООН, а к нему - десяток-другой видных политиков и ученых, отечественных и зарубежных... И завлекают, а точнее - попросту навязывают членство, как бы в знак глубокого уважения и, разумеется, бесплатно. Зато потом любой "академик", шаман и доктор паранормальных наук, может козырнуть: я из той академии, где в членах такой-то и такой-то.

Отмечу, что среди мошенников имеется особая разновидность людей, дела и публикации которых бесспорно являются шарлатанством, но сами они так не считают. Они вполне искренни и желают осчастливить человечество своими открытиями. Такие люди были всегда - это непризнанные изобретатели. Академии мошенников их с охотой призревают, что горе - изобретателям приятно: годами ученые их игнорировали, кое-кто и подсмеивался, а вот теперь они вышли в академики! Есть, однако, нюанс. Можно понять, когда человек с незаконченным средним образованием пишет "научный" трактат о заселении Земли с Фаэтона и Марса, полагая это фактом, не требующим доказательств; ну, начитался он научной фантастики и чуть тронулся умом. Есть, однако, другие персоны, вполне образованные: кандидат исторических наук, который упорно пытается лечить диабетиков и прочих недужных; машиностроитель, доктор технических наук, который уверовал в божественность воды, и т.д. (все они, конечно, академики). Этот странный факт я обсуждал с академиком РАН Эдуардом Кругляковым, автором книги [1] и председателем комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Он высказался в том смысле, что среди ученых есть люди, не совсем вменяемые, и (в процентах) их отнюдь не меньше, чем в массе остального населения. Есть случаи, когда компетентный в своей области специалист вторгается в совершенно другую сферу с дикими теориями, что можно расценить как шутку, как стремление к саморекламе или как локальное затмение ума. Такие люди - божий дар для академий мошенников.

2. Честолюбцы. Всякий ученый, будь он филологом или физиком, медиком или экономистом, знает: есть в научной среде персоны с раздутым самомнением, страстно желающие даже не материальных благ, а почестей и званий. Это люди из средней кандидатско - докторской прослойки, обладающие непомерным тщеславием; кто желает выбиться в профессоры, кто - занять пост завкафедрой или директора института, а уж сделаться академиком - хоть в национальном округе крайнего Севера! - это у них голубая мечта. Вдруг оказалось, что такое вполне возможно, даже не надо ехать в ледяной край: прямо по месту жительства регистрируй общественную организацию или, если угодно, коммерческую фирму, называй ее академией и становись академиком. Соратники, такие же честолюбцы, всегда найдутся, а что до научных академических занятий, то и с этим проблемы нет: все новоиспеченные академики где-то трудятся и ведут какие-то темы - вот их и можно рассматривать как продукт деятельности академии. Появился в ней физик, специалист по низким температурам - организуем лабораторию холода; пришел лингвист, изучающий письменность майя, - для него будет индейская секция; соблазнили космонавта (они ведь тоже люди и хотят быть академиками) - тут уж сам бог велел создать космический центр. Все работают, пишут статьи, где-то их публикуют, делают доклады на заседаниях академии, и все - академики! В визитках уже не пишут: кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИИ прочности материалов, пишут короче: академик ЕАИ. Что такое "ЕАИ"? Европейская академия информации. Почему "Европейская"? А что, Россия - не Европа? К тому же у нас есть иностранный член - герр Кузьмин, который работает в Мюнхене. А почему "академия информации"? А потому, что любое знание, о космосе либо индейцах майя - информация. Разве не так?

Я думаю - или, скорее, надеюсь, - что такие академии на первых порах не торговали званиями и самопальными дипломами и не одаривали членством новых русских бизнесменов. На что же они жили? Ведь всякая организация, в том числе - общественная, не ведущая коммерческой деятельности, должна иметь бюджет и отчитываться в налоговых органах, у нее должны быть место регистрации, хотя бы небольшой офис, а еще - руководитель и бухгалтер. Много ли для этого требуется денег?

Уверен, что "академия честолюбцев" с сотней участников вполне может существовать на членские взносы, имея примерно такой же бюджет, как союз писателей. При этом у академии есть явное преимущество: писатели не могут принять к себе какое-нибудь важное лицо, способное обеспечить им пристанище, а у академиков с этим нет проблем. Если устроители работают в ВУЗе или НИИ, то руководство учреждения, тоже сделавшись академиками, решит многие вопросы.

Мне остается добавить, что подобные академии, созданные в силу честолюбивых устремлений, со временем трансформируются в первый тип, который я обозначил как мошеннический. Происходит это двумя путями: либо мошенники проникают в академию извне под видом новых членов и, будучи людьми инициативными, перехватывают главенство; либо устроители академии сами деградируют и начинают торговать членством в ней. Иногда оба процесса идут параллельно.

3. Нормальные академии - то есть внегосударственные сообщества специалистов, созданные для творческого общения, а не для тщеславных утех. Сразу отмечу, что организации такого рода мне неизвестны, но я очень надеюсь, что они существуют. Если так, то они не являются чем-то феноменальным или специфически российским, а полностью вписываются, так сказать, в международные понятия о подобных "клубах по интересам". К ним у меня лишь одна претензия: если они зарегистрированы как академии, то зачем выбрана именно эта форма - при наличии других, более подходящих?

Напомню, что существует несколько форм и, соответственно, названий общественных организаций, причем для нашей страны традиционным является не столько "академия", сколько "союз". Во всем мире профессиональные объединения называются "союзами" (профсоюзами), а в СССР и России имелись и имеются Союзы писателей, художников, композиторов, журналистов и так далее. Почему же не быть Союзу корабелов, Международному инженерному союзу, Научному гуманитарному союзу или, наконец, Союзу парапсихологов планеты Земля? Кроме термина "союз" есть и другие - научное общество, ассоциация, объединение, профессиональная гильдия... Однако коммерческий выход не тот. Кто член союза? Союзник? Но у этого слова уже есть совсем другой смысл. А член общества? Общественник? Член гильдии - гильдиец? Даже представить смешно, не говоря уж о производных от слов "ассоциация" и "объединение". А член академии - академик! Сакральный титул, ведущий прямиком в небожители!

Как отмечает Эдуард Кругляков [1], в России на 2000-2001 гг. было зарегистрировано порядка ста двадцати общественных академий, не считая различных фондов и центров, причастных тем или иным образом к лженауке. Выше я оценил количество "академиков" в сорок-шестьдесят тысяч, для чего имеются реальные основания: если в каждой академии хотя бы сотня участников, то в сумме это уже дает двенадцать тысяч человек. Но в одной только в Международной академии информатизации (МАИ) пятнадцать тысяч членов, что требует существенно увеличить первоначальную оценку. Конечно, многие персоны входят в две, три, четыре или пять академий, но даже с учетом этого обстоятельства академиков у нас, вероятно, тысяч пятьдесят. То есть по академику на три тысячи населения, считая с детьми, младенцами и слабоумными. Академики, естественно, стремятся в столичные города, в Москву и Петербург, и разумно предположить, что тут их плотность на порядок выше - по академику на двести-триста человек. Куда бы ни пошел москвич или петербуржец, в кино, универсам, поликлинику или на прогулку в парк, он обязательно столкнется с десятком этих титанов мысли. Факт поистине уникальный, предмет для гордости, ибо наука в лице академиков не просто приблизилась к народным массам, но, можно сказать, слилась с ними. Когда-то Ленин сказал, что всякая кухарка будет управлять государством, но мог ли он представить, что всякая кухарка за сравнительно скромную сумму сможет сделаться академиком? Полагаю, такое вождю мирового пролетариата не снилось даже в страшном сне.

В приложении к этой статье я даю список из 88-ми организаций, использующих в своем названии слово "академия", сведения о которых мне удалось извлечь из рекламных объявлений, книг, газетных и журнальных публикаций.

Российская академия естественных наук (РАЕН) создана в 1990 г. В течение последующих лет она расширилась, окрепла и стала безусловным лидером среди других общественных академий. В ее составе - секции физики, химии, математики, наук о Земле, биомедицины и еще семнадцать секций, а также двадцать отделений и более семидесяти центров в российских городах и ближнем зарубежье; количество же академиков и членов-корреспондентов - более двух с половиной тысяч. В составе РАЕН - большей частью ученые, и многие из них - крупные специалисты в различных отраслях знаний. Согласно [2], в РАЕН входят (или входили) два десятка нобелевских лауреатов (в том числе - писатель А.И. Солженицын, поэт Иосиф Бродский, создатели квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов), сто сорок иностранных членов из тридцати шести стран мира (от США до Японии), и более ста семидесяти действительных членов и членов-корреспондентов РАН и трех других государственных академий. Остальные персоны - чаще профессора и доктора наук; кандидаты встречаются редко, а личности неостепененные - еще реже. Впрочем, членом РАЕН можно сделаться и без научной степени, если за соискателем числятся заслуги в политической или культурной сферах.

Э. Кругляков поведал мне любопытный факт, который можно считать посылкой к созданию РАЕН и других общественных академий. Те читатели, которым за сорок, вероятно, помнят, что в конце восьмидесятых годов возникла парадоксальная ситуация: вдруг выяснилось, что Россия (точнее, РФ) обделена многими властными, научными и культурными структурами. В самом деле, в каждой республике СССР имелся свой совет министров, депутатский корпус, национальная академия наук, писательский и иные союзы, а у России - ровным счетом ничего, поскольку все органы власти, науки и культуры относились к Советскому Союзу. Обиженная Россия стала в срочном порядке творить свое правительство, и нам известно, чем это закончилось - распадом великой державы и хаосом на "постсоветском пространстве". В этот судьбоносный час политиканов естественно возникла идея о создании Российской академии наук, отдельной от АН СССР. Фактически это привело бы к расколу с самыми неприятными последствиями - ведь АН СССР, существующая многие десятилетия, и так на девять десятых состояла из российских ученых. Этой беды удалось избежать, расширив прием в академию более чем на сотню вакансий; в тот момент академиками сделались многие вполне достойные ученые, но также губернаторы, политики и другие лица, стремившиеся к заветному титулу.

Однако то была вершина айсберга, ниже которой располагались "научные массы" из сотен и сотен недовольных, обиженных и обойденных. Массы, особенно столичные, жаждали академических званий, и я полагаю, что многие из этих персон стали организаторами общественных академий. После к этому ядру добавились другие лица, отпетые жулики, ловкие бизнесмены, тщеславные политики, но также и серьезные ученые, которых инкорпорировали для солидности и блеска. Но первой, надо полагать, была научно-чиновничья столичная "почти номенклатура", жадная до титулов, званий и постов.

Вернемся, однако, к РАЕН. Если сделать срезы по любой из распространенных фамилий (Александровы, Поповы, Соколовы, Федоровы, Яковлевы) либо выбрать информацию о десяти-двадцати членах РАЕН случайным образом, результат будет примерно одинаков: большинство имеет профессорские звания и докторские степени, что позволяет сделать вывод: РАЕН - сообщество докторов наук, чьи шансы попасть в одну из четырех государственных академий были невелики. В этом выводе нет ничего обидного: все же докторов на порядок больше, чем вакансий в РАН, РАМН, РАО и РАСХН. Стоит ли порицать их за учреждение более доступной структуры, обеспечивающей некую толику почета? Полагаю, не стоит, если члены этого союза будут именоваться академиками ОБЩЕСТВЕННОЙ российской академии естественных наук. На мой взгляд, определение "общественная" необходимо как гарантия, предохраняющая истинное академическое звание от девальвации.

Трудно не согласиться с тем, что РАЕН - серьезная организация, ведь в нее входят 10-15% докторского корпуса России, специалисты высшего и среднего звена, занимающие ряд ключевых постов в отечественной науке. Но неприятным открытием явилось то, что многие члены РАЕН одновременно являются членами других, гораздо менее почтенных академий - МАИ, МАЭИН, Нью-Йоркской и так далее. Этот факт, мягко говоря, их не украшает.

Приведу пару примеров. Г.А. Денисов, д.т.н., директор АО "Механобр-Техноген", человек заслуженный и удостоенный многих наград, является академиком РАЕН, Международной, Российской и Санкт-Петербургской инженерных академий, Международной академии наук о природе и обществе, вице-президентом Российской академии изобретательства и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, а также членом Нью-Йоркской академии наук. Будучи восьмикратным академиком, он вполне может претендовать на чемпионский титул среди коллекционеров академических званий. Президент РАЕН О.Л. Кузнецов, д.т.н., лауреат госпремии, директор ВНИИ геологических, геофизических и геохимических систем, является шестикратным академиком: РАЕН, Нью-Йоркской академии, Академии творчества, Международной академии наук высшей школы, Восточной академии нефти и газа, Международной академии наук. Возникает закономерный вопрос: как им удается справляться с таким числом обязанностей? Ведь членство в любой академии (не говоря уже об основной работе) требует постоянного труда, выдачи достойных академика результатов по множеству научных направлений - словом, бесспорной гениальности. Но гении - тем более, гении-энциклопедисты - штучный товар, и я полагаю, что это не наш случай. Волей-неволей приходишь к выводу, что членство в ряде общественных академий не обязывает ни к чему - а если так, то в чем их смысл? В том, чтобы мы обогнали США по числу академиков на душу населения?

Исследуя энциклопедию [2], я обнаружил много знакомых имен: академиков РАН Е.П. Велихова и С.П. Капицу; экс-ректора СПбГУ Л.А. Вербицкую; видного эндокринолога, академика РАМН И.И. Дедова; онколога Г.И. Абелева. Достойные, талантливые люди. С ними соседствуют финансисты и промышленники. Имеются в РАЕН и политики: Бутрос Гали, экс-генсек ООН, президент Израиля Эзер Вейцман, М.С. Горбачев, С.К. Шойгу, Г.А. Явлинский, В.П. Лукин. Само собой, не остался обойденным мэр Москвы Ю.М. Лужков; кроме того, список VIP-персон украшен именем Джорджа Сороса, американского миллиардера, коллекционера и знаменитого мецената...

Международная академия "Информация, связь, управление в технике, природе, обществе" (МАИСУ) была учреждена в Петербурге в 1994 г. Как заявлено в информационных материалах, в ее составе "сконцентрировался огромный творческий потенциал ученых, специалистов разных направлений, своими разработками вышедших за рамки официальных научных программ и парадигм". Этих ученых целая сотня (академики и члены-корреспонденты), а кроме того имеется еще пара сотен ассоциированных членов со степенями от бакалавра до доктора наук. МАИСУ особенно сильно озабочена вопросом космической безопасности нашей планеты, поэтому при академии созданы Институт астробиологических проблем и космической безопасности, Организация космонавтики и клуб "Экогея - Дом Земля". Кроме того, в ассоциированных членах числятся Информологический институт (Москва), Институт прикладной психофизики (Омск), Международный клуб ученых на базе шейпинг-центра (Петербург)** и др.

Надо признаться, что и меня заботят проблемы космической безопасности человечества и возможной агрессии инопланетян. Продолжив изыскания Хайнлайна, Гарри Гаррисона, Фреда Хойла и других известных специалистов в этой области, я написал ряд романов на данную тему и полагаю, что вопрос исчерпан: стараниями коллег-фантастов и моими Земля спасена от комет, метеоритных дождей и черных дыр, все злонамеренные пришельцы уничтожены, а с существами гуманными и безвредными мы установили контакт, заручившись их поддержкой в Великом Галактическом Хурале. Но академикам МАИСУ Е.И. Боровкову, В.А. Смирнову, Г.Б. Двойрину и другим про это, кажется, не известно; они продолжают настойчиво лезть в параллельные миры, в информациологию Вселенной и в тайное тайных галактических цивилизаций - "проекции "чернодырочных" процессов двойных звезд".

В составе МАИСУ более десятка секций в Петербурге и других городах, входящих в восемь отделений, в названиях которых - увы! - не обошлось без генерализационной науки - информациологии***. Либо это дань уважения "старшему брату" из Москвы, либо МАИСУ собрала всех чудаков города Питера и окрестностей, для коих в информации таится мистический смысл - если уж она не божество, то несомненно Первооснова Мироздания, Первопричина Всех Причин. Эта парадигма просматривается в таких трудах академии, как "единая голографическая информационная теория Вселенной", "квантовая концепция теории энергоинформационного обмена", "энергоинформационная теория наследственности". На мой взгляд, все эти разработки тянут на Нобелевскую премию, но есть и другие, не менее капитальные. Вот, например: теория космической безопасности и кометно-метеоритных выбросов (Е.И. Боровков, к.т.н., СПб); анализ развития нашей цивилизации и определение путей к Космическому сознанию (С.Л. Громова, магистр философии, Симферополь); анализ экологической ситуации на Планете, причины и параметры экологического кризиса (В.А. Зубаков, д.г.-м.н., СПб), методика открытия альтернативного зрения у слепых, возможности видеть мозгом, руками и любой частью тела (М.Н. Белгородский, к.т.н., и Л.И. Блинов, композитор, Казань). Словом, в МАИСУ уже разрешили чуть ли не все проблемы человечества, включая и выход России из кризиса.

Можно удивляться этим чудачествам, можно над ними посмеяться, можно поразмышлять над тем, сколь велика в российских научных массах склонность к глобализму и культу своей неординарной личности. Можно сказать и так: что тут плохого? Ну, забавляются люди, играют в великие открытия или обманывают сами себя, это - их личное дело. Присваивают друг другу титулы гранд-докторов и фулл-профессоров, печатают книги (обычно - за собственный счет), ищут слегка неадекватных спонсоров, вещают о всяких чудесах по местному телеканалу... Публика слушает, развесив уши, но не было бы этих вещунов, нашлись бы другие. Святое место, как говорится, пусто не бывает.

Возможно, я поддержал бы столь либеральную точку зрения, если бы в членах и вице-президентах МАИСУ не обнаружился некий Ю.Г. Вилунас, кандидат исторических наук. В странное, однако, время мы живем! Доктор медицинских наук Казначеев вторгается в физику поля, доктор технических наук Плыкин пишет религиозный трактат, генерал Рогозин балуется магией, математик Фоменко наводит ревизию в истории, писатель Петров лечит диабет... Историк Вилунас тоже лечит - и диабет, и все остальные болезни, рекомендуя вместо таблеток, инсулина и диеты заниматься "естественным оздоровлением" и "рыдающим дыханием".

Ну, раз дело зашло о диабете и других недугах, то у меня с господами из МАИСУ игрушки врозь! Не то чтобы я сильно мучился по поводу собственного диабета, но, многое зная об этой болезни и ряде других, не менее опасных, зная о страданиях детей, о бедствующих стариках, о недостаче лекарственных препаратов, я не могу примириться с людьми, лишающими больного последней надежды. Эта надежда - знания, реальные знания о болезни, которые позволяют хоть как-то жить и выжить. В такой ситуации вера в мифы, сказки, лжецелебные методики означает боль и муки, инвалидность, смерть для тысяч и тысяч людей, и всякий целитель-мошенник становится потенциальным убийцей. Как и тот, кто его пригрел.

Литература

1. Э.П. Кругляков "Ученые" с большой дороги", М., 2001, "Наука".
2. А.И. Мелуа "Российская академия естественных наук. Энциклопедия", М-СПб, "Гуманистика", 1998.

Приложение. Организации, использующие в своем наименовании слово "Академия".

Академия военных наук

Академия горных наук (возможно - Горная академия РФ)

Академия гуманитарных исследований

Академия гуманитарных наук

Академия изобретательства

Академия инженерных наук

Академия иррациональной психологии - АИП

Академия космонавтики им. К.Э.Циолковского

Академия медико-технических наук

Академия менеджмента и рынка

Академия наук информации, информационных процессов и технологий

Академия наук планеты Земля

Академия наук прикладной радиоэлектроники Белоруссии, России, Украины

Академия ноосферы

Академия полярной медицины и экстремальной экологии человека

Академия проблем качества

Академия промышленной экологии

Академия русских предпринимателей

Академия социальных наук

Академия средств массовой информации

Академия телекоммуникаций и информатики

Академия технологических наук РФ

Академия транспорта РФ

Академия ювенологии

Балтийская педагогическая академия

Всемирная академия наук, искусства и культуры - ВАНИК

Жилищно-коммунальная академия

Евразийская академия жизни

Европейская академия наук

Инженерно-технологическая академия Чувашской республики

Интернациональная академия наук

Межгосударственная медицинская академия "Элита медицины"

Международная адыгская (черкесская) академия

Международная академия акмеологических наук

Международная академия астронавтики (возможно - Международная астронавтическая академия)

Международная академия интеграции науки и бизнеса

Международная академия информатизации - МАИ

Международная академия информатизационных процессов и технологий

Международная академия информации (не путать с Международной академией информатизации)

Международная академия "Информация, связь, управление в технике, природе и обществе" - МАИСУ

Международная академия истории науки

Международная академия книги

Международная академия корпоративного управления

Международная академия лесных наук

Международная академия лидеров мирового бизнеса

Международная академия Меганауки

Международная академия минеральных ресурсов

Международная академия наук (Мюнхен), российское отделение

Международная академия наук высшей школы

Международная академия наук Евразии

Международная академия наук о природе и обществе - МАНПО

Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы - МАНЭБ

Международная академия наук энергетической безопасности

Международная академия нетрадиционных технологий

Международная академия патологоанатомов

Международная академия психосуггестивных наук

Международная академия развития и сотрудничества

Международная академия Развития Человека

Международная академия связи

Международная академия сырьевых ресурсов

Международная академия творчества

Международная академия технологических наук

Международная академия экологии и безопасности жизнедеятельности

Международная академия электротехнических наук

Международная академия "Элита мира" (возможно - Академия народов мира "Элита")

Международная академия энергоинформационных наук - МАЭИН

Международная инженерная академия - МИА

Международная метрологическая академия

Международная славянская академия науки, образования, культуры и искусств (возможно - Международная славянская академия наук)

Международная экоэнергетическая академия

Межрегиональная академия нелинейных наук

Общенациональная академия знаний

Петровская академия наук и искусств

Российская академия архитектуры и строительных наук

Российская академия водохозяйственных наук

Российская академия естественных наук - РАЕН

Российская академия инвестиции и экономики строительства

Российская академия ракетных и артиллерийский наук

Российская академия социальных наук

Российская биотехнологическая академия

Российская инженерная академия - РИА

Российская экологическая академия (возможно - Экологическая академия России)

Российско-американская академия технологических наук

Российско-корейская академия технологических наук

Санкт-Петербургская академия истории науки и техники

Санкт-Петербургская инженерная академия - СПбИА.

Примечания ред. сайта Санкт-петербургского отделения Российского гуманистического общества:

* Статья приводится в сокращении

** См. http://www.humanism.su/ru/articles.phtml?num=000051

*** См. http://www.humanism.su/ru/articles.phtml?num=000090

Источник: http://www.humanism.su/ru/articles.phtml?num=000564

Комментарий. Ограниченные умственные способности автора этой статьи не позволили ему понять суть новой хронологии Фоменко. Не менее странно, что он считает, что для работника науки продвижение состоит в переходе на хозяйственную работу (ректора вуза или директора НИИ). Столь же странным является неумеренный пиетет по отношению к членам государственных академий наук. Однако собранный им материал интересен, поэтому включаем его статью в электронный еженедельник "Эконометрика". - А.И. Орлов

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное