Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 881


"Эконометрика", 881 выпуск, 11 декабря 2017 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Проблема консенсуса - это проблема согласованности мнений членов комиссии экспертов. Однако цель работы экспертной комиссии - не достижение согласованности экспертов (консенсуса), а получение (в качестве коллективного мнения) выводов, отражающих реальность, обычно нацеленных на выработку обоснованных управленческих решений, короче говоря, на получение истины. В заметке А.И. Орлова обсуждается соотношение консенсуса и истины.

Ретроспективную оценку эффективности рыночных реформ в Китае и России проводит проф. А.И. Чистобаев.

В числе самых известных участников гидротехнического строительства на Волге всегда называют Героя Социалистического Труда Сергея Яковлевича Жука. Именно он представил правительству окончательный проект Куйбышевского гидроузла. О работах С.Я. Жука рассказывает Валерий Ерофеев в статье "Немыслимая сказка".

Материал из Интернета "Миф об "отце русской демократии" Андрее Сахарове" содержит много интересного.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Консенсус и истина

А.И.Орлов

Институт высоких статистических технологий и эконометрики Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана; Московский физико-технический институт, e-mail: prof-orlov@mail.ru.

Заметка является комментарием к статье И.З. Аронова и О.В. Максимовой, опубликованной в настоящем выпуске журнала [Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2017. Т.83. No. 3]. Работа технических комитетов по стандартизации - одна из форм экспертных процедур, поэтому ее целесообразно рассматривать в рамках теории и практики экспертных оценок. Тогда проблема консенсуса - это проблема согласованности мнений членов комиссии экспертов. Однако цель работы экспертной комиссии - не достижение согласованности экспертов (консенсуса), а получение (в качестве коллективного мнения) выводов, отражающих реальность, обычно нацеленных на выработку обоснованных управленческих решений, короче говоря, на получение истины. В заметке обсуждается соотношение консенсуса и истины.

Ключевые слова: экспертные оценки, комиссия экспертов, согласованность мнений, консенсус, коллективное мнение, истина, грубые ошибки в стандартах.

Математические методы исследования экспертных технологий - одно из научных и практических направлений, рассматриваемых в нашем журнале (подробнее см. обзор [1]). Технические комитеты по стандартизации - частный случай структур, занимающихся экспертизами. В статье И.З. Аронова и О.В. Максимовой [2] методами статистического моделирования изучается время достижения консенсуса комиссиями экспертов. Однако цель работы таких комиссий - не достижение согласованности экспертов (консенсуса), а получение (в качестве коллективного мнения) выводов, отражающих реальность, обычно нацеленных на выработку обоснованных управленческих решений, короче говоря, на получение истины. Поэтому необходимо прокомментировать статью [2], обсудив соотношение консенсуса и истины.

Итак, если работу технического комитета по стандартизации рассмотреть по существу, то помимо проблемы консенсуса (согласия внутри комитета) необходимо обсудить связь его работы с проблемой истины. Другими словами, необходимо обсудить проблему соотношения коллективного мнения членов комитета, с одной стороны, и объективной реальности, в частности, отраженной в достижениях современной науки, с другой стороны.

Практика проведения экспертиз демонстрирует, что консенсус группы невежд может значительно отличаться от истины. Наш опыт работы в качестве рецензента в технических комитетах (и аналогичных структурах) по стандартизации статистических методов управления качеством (в ИСО, СЭВ, нашей стране) показал, что большинство участников таких экспертиз - невежды (профаны). Точнее, они - специалисты по стандартизации, но не по статистическим методам. Именно отсутствие профессионалов привели к грубым математическим ошибкам в большинстве государственных стандартов СССР по статистическим методам [3]. Подробности борьбы за исключение из стандартов грубых математических ошибок можно найти в многочисленных учебниках А.И. Орлова [4 - 7], в главах по статистическим методам управления качеством.

Причина консенсусного согласования грубых ошибок очевидна - некачественный подбор экспертов, обусловленный как отсутствием квалифицированных специалистов по статистическим методам в "заинтересованных организациях" (прежде всего в научно-исследовательских организациях Госстандарта), так и незаинтересованностью в экспертной работе профессионалов по статистическим методам, например, из вузов и НИИ математического профиля. Более того, описанные в статье [2] процедуры коррекции состава комитета могут привести к изгнанию случайно попавших туда профессионалов.

Необходимо подчеркнуть, что работа технических комитетов по стандартизации - одна из форм экспертных процедур, поэтому ее целесообразно рассматривать в рамках теории и практики экспертных оценок [1, 8]. Тогда проблема консенсуса - это проблема согласованности мнений членов комиссии экспертов.

В служебные обязанности автора настоящего комментария входит чтение лекций по экспертным процедурам. Проблему соотношения консенсуса и истины рассматриваем в связи с ролью диссидентов (инакомыслящих). Если цель - поиск истины, то инакомыслящие необходимы, поскольку учет их мнений дает более адекватное освещение рассматриваемых вопросов. Если цель - достижение консенсуса (единомыслия), то диссиденты вредны, поскольку мешают получения согласованного заключения комиссии экспертов. И зачастую организаторы экспертных процедур стараются не допустить включения диссидентов в экспертную комиссию или иными способами свести к минимуму их влияние на итоговый документ. Очевидно, эта тенденция значительно снижает ценность экспертных технологий для достижения заявленных целей, прежде всего для выработки обоснованных управленческих решений.

Проблема соотношения двух основных характеристик экспертных процедур - степени приближения к истине коллективного мнения комиссии экспертов и согласованности мнений экспертов - заслуживает дальнейшего изучения, как теоретического, так и на основе анализа опыта практического применения конкретных экспертных процедур.

Литература

1. Орлов А.И. О развитии экспертных технологий в нашей стране // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2010. Т.76. No.11. С.64-70.

2. Аронов И.З., Максимова О.В. Анализ времени достижения консенсуса в работе технических комитетов по стандартизации по результатам статистического моделирования // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2017. Т.83. No. 3 (настоящий выпуск).

3. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы (обобщающая статья). // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1997. Т.63. No.3. С. 55-62.

4. Орлов А.И. Эконометрика: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2002 (1-е изд.), 2003 (2-е изд.), 2004 (3-е изд.). - 576 с.

5. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 574 с.

6. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. Учебник для вузов. - М. : КноРус, 2011. - 568 с.

7. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч.3. Статистические методы анализа данных. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 624 с.

8. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник : в 3 ч. Ч.2. Экспертные оценки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

Публикация:

1052. Орлов А.И. Консенсус и истина (комментарий к опубликованной выше статье И.З. Аронова и О.В. Максимовой) // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2017. Т.83. No.3. С. 78-79.

*   *   *   *   *   *   *

Китай и Россия: ретроспективная оценка эффективности рыночных реформ

А.И. Чистобаев

Автор Анатолий Иванович Чистобаев - доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры региональной политики и политической географии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург).

Приводим весьма показательный анализ перехода экономики Китая и России с планового хозяйства на рыночные отношения. При общих исходных позициях, реформы осуществлялись по-разному: в Китае - без ломки сложившихся жизненных укладов и стереотипов поведения, направляющей роли Коммунистической партии КНР; в России - на основе "шоковой терапии", бесконтрольной приватизации общенародной собственности. Как следствие, разными оказались и результаты реформ: в Китае - постепенный рост объемов производства, стабильный курс национальной валюты, создание второй в мире экономики; в России - разрушение материально-технической базы, падение объемов производства, качества жизни населения, утрата геополитических позиций второй сверхдержавы планеты с своим глобальным ценностным и идеологическим проектом.

Опубликовано в научном издании: Новые горизонты глобального мира: сборник научных трудов / Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2015. - С. 296-304.

Введение

Автору этой статьи довелось на протяжении нескольких десятилетий работать в области региональной политики, стратегического и территориального планирования субъектов государственного и муниципального управления, разрабатывать соответствующие документы для использования практики принятия управленческих решений. При этом весьма примечателен тот факт, что опыт работы приобретался в условиях действия разных общественных формаций: бывшего социалистического лагеря, социалистических и развивающихся стран. Вряд ли какому-либо поколению ученых выпадет возможность приобрести в будущем такой опыт. Ныне термины "социализм" и "капитализм", как и другие "-измы" нечасто встречаются на страницах научной литературы. Однако это вовсе не означает, что изучение трансформации общественных укладов утрачивает актуальность. Ведь, как говорится, на ошибках учатся, причем рекомендуется учиться не на своих, а на чужих ошибках. И, конечно, еще более эффективно учиться не на плохих, а на хороших примерах.

В свете сказанного, изучение и сопоставление опыта рыночных реформ в Китае и России, оценка их эффективности и социально-экономических последствий, имеет важное значение для развития науки вообще и общественной географии в частности. Нельзя не отметить практическое значение накопленного опыта - ведь экономические реформы проводятся и будут проводиться и в других странах. Этим определяется актуальность и значимость данной статьи.

Исходные позиции

Обе страны, Китай и Россия, на протяжении десятилетий принадлежали к числу стран социалистического лагеря. В России этот период составил 70 лет. В Китае он не имеет четкого временного исчисления, поскольку до сих пор поддерживается коммунистическая идеология, в названии страны сохраняются слова "народная республика", все реформы осуществляются под руководством Коммунистической партии Китая.

В РСФСР, входящей в состав СССР, после победы в гражданской войне большевики приступили к восстановлению разрушенного хозяйства на основе плановой экономики. Первым программным документом был План ГОЭЛРО, на основе которого осуществлялась электрификация страны. Первый пятилетний план (он был разработан в 1927/28 гг.) определил основные задачи и направления развития народного хозяйства на ближайшую перспективу. Одновременно была осуществлена коллективизация крестьянского хозяйства. Во второй пятилетке началась индустриализация народного хозяйства, в ходе которой возникли крупные предприятия металлургии и машиностроения, а затем - легкой и пищевой промышленности. Производство средств производства (группа, А) на протяжении всех лет Советской власти опережало производство предметов потребления (группа Б). На первых порах этот принцип, безусловно, был правильным, но со временем он утратил свою первоначальную значимость. В стране явно не хватало многих предметов потребления, их качество, особенно относительно проникающих из-за рубежа сведений о моде, далеко не всегда удовлетворяло запросы населения. Все более очевидным становилось действие "принципа": производство ради производства. Попытка изменения этой ситуации (например, осуществления реформы, получившей название "Косыгинская". Как следствие, в 1980-х годах обнаружился острый дефицит многих видов товаров. Провозглашенная во второй половине того десятилетия так называемая перестройка не привела к успеху, а, наоборот, усугубила положение дел в стране.

Китайская Народная Республика (КНР), первоначально строила свою (социалистическую) экономику по образцу и подобию СССР. Между этими странами установились дружественные отношения, плодотворно проявившиеся не только в сфере экономики, но и в политике и культуре. Однако такой характер взаимоотношений продолжался недолго - немногим более 10 лет. В 1960-х г. противоречия достигли такой силы, что неотвратимо привело к разрыву добрососедских отношений, к военным конфликтам (особенно это проявилось на острове Даманском в Приамурье, когда с обеих сторон погибли люди). Начиная с этого момента, китайское руководство провозгласило курс на "достижение благоденствия в рамках народной коммуны", на преобразование менталитета и образа жизни китайского общества в период "культурной революции". Все эти усилия властей привели к краху достигнутого ранее, сама жизнь требовала осуществления экономических реформ. Они начались в конце 70-х годов прошлого века.

Особенности и содержание экономических реформа

Если не считать упомянутой выше "Косыгинской" реформы, то надо признать, что власти Китая раньше, чем советское руководство признало необходимость экономических преобразований. В 1978 г. по инициативе и при непосредственном руководстве Дэн Сяопина (после "десятилетия хаоса") приступили к разработке радикальных социально-экономических реформ. Они осуществлялись по четко разработанной программе, учитывающей менталитет китайского общества и реальные возможности страны. В программных документах построения нового общества уже не было лозунгов, призывающих, как это случалось ранее, перескакивать через исторические этапы, полагаясь лишь на субъективные воззрения вождя. Дэн Сяопин для достижения цели создания социалистической рыночной экономики выдвинул в качестве первоочередных две задачи: во-первых, строительство социализма с китайской спецификой; во-вторых, разработку и реализацию программы "четырёх модернизаций": промышленности, сельского хозяйства, образования и обороны. Задача по ускорению экономического развития не выдвигалась. Основные инвестиции направлялись на создание инфраструктуры, развитие приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры, жилищно-коммунального сектора.

Вместо прежнего лозунга "опора на собственные силы" китайская экономика открывалась для иностранных инвестиций и, одновременно, всё в большей мере участвовала в мирохозяйственных связях.

Реформы в промышленности явились продолжением сельскохозяйственных реформ: первостепенное внимание уделялось созданию предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. В городах и сельской местности были построены тысячи новых предприятий лёгкой и пищевой промышленности, по выпуску товаров бытового назначения. Накопив капитал, государство приступило к модернизации тяжелой промышленности: налаживанию выпуска более дорогих и наукоёмких изделий, включая электронику, космическую и ракетную технику. Важно ещё раз заметить, что внедрение рыночной экономики происходило при неизменной социалистической политической системе, с учётом реалий жизни китайцев, их традиционной культуры.

Российские реформы осуществлялись иначе. Объявленная во второй половине 1980-х годов перестройка не имела под собой какого-либо научного обоснования, целевых установок и соответствующих им задач. Шоковая терапия, давшая положительный эффект в некоторых странах бывшего социалистического лагеря, за короткое время привела к обнищанию подавляющей части российского населения.

Постулаты рыночных реформ

Дальнейший ход рыночных реформ в Китае и России также существенно различался. Так, если власти Китая защищали интересы производителей всех форм собственности, то российская государственная машина на протяжении всего последнего десятилетия прошлого века была обеспокоена сохранением собственности у той самой "элиты", что ограбило население страны. И если в арсенале государственного управления в Китае находились (и сейчас находятся) такие рычаги воздействия на ход осуществляемых преобразований, как контроль над рыночными процессами, прямое и косвенное регулирование их, вплоть до административных воздействий, то в России всё было отдано во власть стихии рынка. Слова "рынок сам всё расставит по своим местам" звучали из уст "младореформаторов" и их наставников, те же слова повторяли и государственные мужи. И если в Китае механизмы рыночного регулирования сочетались (и сочетаются до сих пор) с плановыми началами, то в России само слово "план" считалось анахронизмом. Все было принято для того, чтобы открыть путь к построению "олигархического" капитализма.

Переход к рыночным отношениям в Китае начался не с шоковой терапии, как в России, а с поиска способа балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества. Во главу угла были поставлены интересы отечественного производителя и всего производства, повышения уровня благосостояния народа. Это нашло понимание и признание у населения, благодаря чему удалось избежать поляризации общества. Интересы чиновников были поставлены в зависимость от успеха реформ. Не допускалось использование служебного положения в корыстных целях, принятия решений на основе воли корыстных лиц, а не на основе закона. Поднять страну, возродить её величие - такова провозглашенная цель реформ, она была понятна народу, поскольку обращалась к глубинным его патриотическим чувствам.

В нашей стране идеология оказалась вне правового поля, чувства патриотизма высмеивались. Пропаганда секса, вселение в головы людей мысли о всемогуществе денег, абстрактных и отвлеченных от насущных проблем идей подавляли энергию масс, активные социальные силы. Насаждаемый средствами массовой информации величавый и всемогущий образ тогдашнего национального лидера не воспринимался подавляющей частью населения страны, вследствие чего отсутствовал союз между государством и обществом. Власти, отобрав у народа веру в "светлое коммунистическое будущее", ничего не дали взамен.

Последовательность осуществления рыночных реформ

В Китае очередность принятия рыночных решений осуществлялась с учетом специфики структуры производства, занятости населения. Поскольку к началу реформирования более 2/3 рабочей силы было занято в сельском хозяйстве, основное внимание власти уделили именно этой отрасли. Семейный подряд организовывался не на частной собственности на землю, а на передаче земли крестьянам в аренду на 15 лет. Это позволило избежать скупки земли горожанами, не намеревавшимися заниматься сельскохозяйственным производством, как это случилось в нашей стране. Но главное отличие состояло в другом: на часть продукции устанавливались фиксированные государством цены, что гарантировало крестьянам сбыт продукции и поддержание доходности. Некоторую часть продукции крестьяне могли реализовать по рыночным ценам. Благодаря таким мерам удалось избежать перетока крестьян в города, не допустить тем самым существенного роста безработицы. В промышленности значительная часть предприятий оставалась в ведении государства. Но им предоставлялась возможность самим определить объем и ассортимент выпускаемой продукции, принимать решения в отношении найма работников, продажа продукции по рыночным ценам, распределение части прибыли. В негосударственном секторе примерно 2/3 продукции производится на предприятиях, находящихся в общественной собственности местных провинциальных правительств.

Эти предприятия ориентированы, в основном, на переработку сельскохозяйственной продукции и, следовательно, они также связаны с окружающей местностью. Таким образом, акцент реформ постепенно переносился из деревни в город. В отличие от России, радикальная реформа государственного сектора проводилась постепенно, что позволило предотвратить массовую безработицу и волнения среди рабочих.

При акционировании предприятий контрольный пакет акций оставался у правительств страны и провинций. Обеспечив потребности населения в основных видах товаров народного потребления, предприятия сделали ставку на высокие технологии. Успешному их продвижению способствовал перевод Японией в Китай части своих производственных мощностей в целях использования дешевой рабочей силы. Тем самым было обеспечено повышение качества китайских товаров, особенно в части производства бытовых электронных товаров. Приступая к реформам, Дэн Сяопин не без оснований рассчитывал на капитал хуацяо (заморских китайцев). И действительно, проживающие за рубежом китайцы инвестировали многие проекты в "родных" провинциях, особенно юго-восточной части страны, откуда вышла основная часть хуацяо. В Корейском автономном округе провинции Цзилинь созданы свободные экономические зоны. Здесь ведущую роль сыграли инвестиции южнокорейцев.

В России картина обратная: огромный капитал вывезен за пределы страны, выходцы из России не спешат оказывать помощь Отечеству. Слабость центральной власти, своеволие и корыстные интересы федеральной и региональной номенклатуры приводят к тому, что ни одна из созданных в стране свободных экономических зон не получила эффективного развития.

Различия в региональном развитии

Самым крупным системным вызовом, перед которым стоит экономика обеих стран, становится всё увеличивающийся разрыв в уровнях социально-экономического развития и жизни населения между регионами. В Китае ускоренными темпами развивается восточная часть страны, в России, наоборот, - западная часть. Различия проявляются в доходах и потребительских расходах, предоставлении общественных услуг, уровнях производительности труда. Как следствие, увеличиваются разрывы в уровнях трудового потенциала, плотности населения, обеспеченности инфраструктурой, качества предоставления услуг в образовании, общественном здравоохранении, средств связи. В региональном развитии Китая по названным выше критериям выделяются четыре части:

- группа восточных регионов во главе с городами Шанхай, Пекин, Шеньчжень (в недалеком прошлом - маленький рыбацкий поселок, сейчас - гигантский город). В этих регионах проживает 2,5% населения страны, уровень доходов здесь соответствует мировым стандартам.

- приморские регионы: Тяньцзинь, Гуандун, Чжецзян, Изянсу и др. На их долю приходится 22% населения, имеющего средние - по мировым нормам - уровни доходов.

- северо-восточные регионы и часть центральных регионов. Здесь население, составляющее 26% от общей численности по стране, имеет средне-низкие уровни доходов.

- регионы частично Центрального и всего Западного Китая, в них проживает 49,5% населения с очень низкими уровнями доходов.

Таким образом, около половины населения страны живет бедно, еще такая же часть китайских граждан имеет средний уровень доходов и лишь незначительная часть их имеет доходы, соответствующие мировым стандартам. Но в тенденции четко прослеживается повышения уровня жизни, что вселяет надежду на лучшее будущее.

С точки зрения концепции "центр - периферия" территорию Китая можно подразделить на три части: Восточную (центр), Центральную (полупериферия) и Западную (периферия). Первая - Восточная - включает в себя девять приморских провинций и автономных районов, а также имеющие права провинций три города центрального подчинения: Пекин, Шанхай, и Тяньцзинь. Здесь созданы густая транспортная сеть, развитая социальная инфраструктура, современные наукоемкие отрасли производства, создающие экспортоориентированную продукцию. Наличие портово-технологических комплексов позволяет вовлекать эту территорию в мирохозяйственные связи, сюда поступает основная часть иностранных инвестиций. Во второй - Центральной части - располагаются девять провинций и автономных районов, а также город центрального подчинения Чунцин. Экономика этой части менее открыта, узко специализирована, связана с использованием минеральных и природно-климатических ресурсов. Третья часть - Западная - также занимает девять провинций и автономных районов. По доле населения она значительно уступает Восточной и Центральной частям. Для неё присущ аграрно-индустриальный тип экономики: в сельском хозяйстве преобладает отгонно-пастбищное животноводство, в промышленности - добыча и переработка первичного сырья. Эта территория отличается низкой плотностью населения наличием огромных неосвоенных или малоосвоенных пространств. Широкое распространение в Китае (главным образом, в его приморской части) получили особые экономические зоны, в которых созданы высокотехнологичные отрасли экономики, организованы экспериментальные мелкосерийные производства. Они имеют преимущественно экспортную направленность, сочетающуюся с развитием сельского хозяйства и международным туризмом.

В России региональные различия в уровнях социально-экономического развития не менее существенны, чем в Китае. В европейской части страны, включая Урал, проживает 4/5 населения, сосредоточена подавляющая часть обрабатывающей промышленности, социальной инфраструктуры. Из 15 городов с численностью населения более 1 млн человек только три города располагаются за Уралом. На этой огромной территории проживает менее 30 млн человек. В Приамурье на китайской стороне за два десятилетия благодаря российским ресурсам вырос многонаселённый город Хайхэ, а расположенный напротив - на другом берегу Амура - город Благовещенск не получил заметного развития. Разве это не сигнал для принятия экстренных решений на государственном и региональном уровнях управления, включая области региональной политики, экономики природопользования, международных отношений? Одновременно это сигнал для тех, кто разрабатывает концепции и стратегии регионального развития. И как тут не вспомнить, что ещё совсем недавно некоторые наши коллеги по общественной географии во всеуслышание голословно заявляли, вторя заокеанским коллегам, о якобы неэффективности развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока, о пагубности принятого в советские годы курса сдвига российской экономики на Север и Дальний Восток.

В настоящее время более четверти населения России проживает на 4% её территории - в Москве и Подмосковье. Безудержно растет численность населения столицы, по инициативе первых лиц государства раздвинуты её границы. Та же самая тенденция наблюдается во "второй" столице - Санкт-Петербурге. Под коттеджную застройку отданы высокопродуктивные мелиорированные земли, лесной фонд, берега рек и озер. В то же самое время происходит "экономическое опустынивание" трех четвертей территории страны, если не считать локальных территорий, на которых добывается углеводородное сырьё. Примерно 2 млн человек, занятых на нефтяных и газовых разработках, дают половину доходов страны. Всё, что находится за пределами нефтегазоносных территорий, угасает.

Геополитический вектор

Осуществляя рыночные реформы, Китай в своих геополитических интересах, не ограничивается регионом Восточной Азии, а распространял их на Центральную Азию и Россию. Не игнорировал он и расширение сотрудничества с Японией и США, с которыми на протяжении многих предшествующих лет не было дружественных отношений. Обеспечив устойчивость тренда экономического роста, войдя в группу ведущих держав мира, Китай сыграл главную роль в создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что обеспечило ему безопасность на севере и северо-западе. Не менее значимым шагом в деле интеграции геополитического пространства в пределах Южной и Юго-Восточной Азии явилось создание в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) зоны свободной торговли Китай - Сянган - Япония - Республика Корея. И, пожалуй, самым важным делом для китайской экономики стало заключение договорных отношений с Россией о поставках углеводородов на взаиморасчетах в национальных валютах. Активизация внешнеэкономических связей Китая основывается на привлечении иностранного капитала в экономику. В этих целях используются различные организационные формы: создание совместных предприятий и свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций, расширение внешнеэкономических связей по экспорту (Россия, США, Япония, Республика Корея, Германия) и импорту (Россия, Япония, Республика Корея, Тайвань, США, Германия). По всем направлениям главным стратегическим партнёром Китая становится Россия. Во многих странах мира, в том числе в России, в Санкт-Петербурге, открыты филиалы частной китайской фирмы Huawei, выпускающей телекоммуникационное оборудование. Китайские туристы, вооруженные электроникой (планшеты, смартфоны), - обычное явление и в Европе, и у нас в России. В Китае геополитический фактор социально-экономического развития действенен не только на уровне всего государства, но и на уровне провинций, поскольку они наделены полномочиями самостоятельно принимать важнейшие экономические решения: вплоть до открытия особых экономических зон, формирования собственной налоговой политики. В России всё гораздо более централизовано, вследствие чего нелегко принимать многие решения. Скажем, в Петербурге, как и в некоторых других городах, есть сложности с привлечением иностранных инвесторов, с установлением сроков их пребывания в городе, стране.

В Китае, чтобы привлечь иностранного инвестора, власти провинции могут продлить этот срок своим решением. Аналогичная ситуация складывается в миграционной политике. В будущем единство геополитических векторов Китая и России еще больше упрочится. Этому будут способствовать ряд обстоятельств. С российской стороны, это высокий уровень природно-ресурсного потенциала, особенно в части топливно-энергетических и биологических (лесных, рыбных) ресурсов, упрочения места России в рамках Евразийского Союза, в том числе со странами, граничащими с Китаем (Казахстан, Киргизстан). С китайской стороны, это - трудолюбие и высокая работоспособность населения, примерная для других стран и народов трудовая дисциплина, низкий уровень коррупции в верхних эшелонах власти и руководящем звене трудовых коллективов. По мнению автора, не исключена возможность расширения Евразийского Союза, превращение его в Европейско-Азиатский Союз, в состав которого могут войти Китай, Индия, Вьетнам, Турция и некоторые другие азиатские государства.

Уроки рыночных реформ

В 1990 г. во время избирательной компании в Верховный совет РСФСР автору этой статьи приходилось отстаивать при встречах с избирателями и на телевидении курс реформирования российской экономики по примеру Китая. Ещё ранее, во второй половине 1980-х годов, автору довелось участвовать в обсуждении концепции вьетнамской программы "Обновление", в которой предусматривалась, как и в Китае, многоукладность экономики.

В определенной мере автор статьи участвовал (будучи научным сотрудником в системе АН СССР), если не в разработке, то, по крайней мере, в пропаганде идей Косыгинской реформы. Увы, добиться положительного решения по вопросу выбора пути реформирования российской экономики не удалось: по настоянию пришедших к власти либералов в 90-е годы прошлого века был выбран путь шоковой терапии, обанкрочивания и покупки почти задарма предприятий, передачи природных ресурсов в руки собственников.

Результаты рыночных реформ в Китае и России ныне вполне очевидны. В китайской экономике темпы роста ВВП на протяжении ряда лет составляли 8-9%, по прогнозу они могут снизиться до 5-6%, но по-прежнему будут выше, чем в других странах мира. Курс доллара 30 лет назад составлял 8 юаней, в 2000 г. он остался на том же уровне, а в конце 2014 г. был равен 6,14 юаня. Думается, нет необходимости напоминать осведомленному читателю о том, что происходило в конце 2014 г. с курсом рубля по отношению к доллару и евро. В 2013 г. средняя заработная плата в Пекине составила 5793 юаня (950 долларов), что примерно равно средней зарплате петербуржца. Если при этом учесть, что деликатесы стоят примерно так же, как в Петербурге, а овощи и фрукты гораздо дешевле, чем в России, да и в Европе, то можно сделать вывод о том, что уровень жизни растет. Безусловно, в разных регионах Китая показатели уровня жизни не одинаковы (как и в России), но тенденция одинакова для всех. Конечно, в России могли быть некоторые отклонения от китайского опыта реформ, но что касается генеральной линии, то она могла бы быть той же и в наших условиях. На деле всё происходило по-разному: В Китае - сначала достижение стабильности, затем развитие и всенародная поддержка реформ; в России - стагнация, либерализация цен, воровская приватизация и неприятие реформ в широких массах населения.

Заключение

Ныне, спустя четверть века после начала рыночных реформ, поздно говорить о перенятии опыта китайцев в части перевода плановой экономики на рельсы рыночных отношений. Но очевидный вывод о необходимости учета специфики страны, ментальности её населения, по-прежнему актуален. Разумеется, для нас, географов-обществоведов, этот вывод не нов. Однако снова и снова возникает вопрос: всё ли мы делаем для того, чтобы не допустить принятия в стране неверных управленческих решений? Отвечаю: нет, не всё - пишем статьи, но мало контактируем с властью. В верхних эшелонах власти нас не знают, а, следовательно, - и не ценят. Справедливости ради, надо заметить, что вина обоюдна: и власти игнорируют мнение ученых, принцип "сами с усами" присущ нашим чиновникам. Как результат таких взаимоотношений - некачественное управление, сдерживание роста экономического развития и качества жизни населения.

http://rusrand.ru/analytics/kitay-i-rossiya-retrospektivnaya-ocenka-effektivnosti-rynochnyh-reform

*   *   *   *   *   *   *

Немыслимая сказка

Валерий Ерофеев

В числе самых известных участников гидротехнического строительства на Волге всегда называют Героя Социалистического Труда Сергея Яковлевича Жука. Именно он представил правительству окончательный проект Куйбышевского гидроузла. А вскоре после этого начались работы по возведению самой большой в СССР гидроэлектростанции.

Из колчаковцев - в краскомы

Сергей Яковлевич Жук родился 4 апреля 1892 года в Киеве. Там же он окончил Вторую городскую гимназию, а после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. Говорят, в эти годы он познакомился с будущим классиком русской литературы Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, который учился в Первой киевской гимназии. Незадолго до начала Первой мировой войны Сергей Жук поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, но вскоре перевелся в Институт инженеров путей сообщения.

После начала боевых действий в 1914 году Жука мобилизовали для дальнейшего обучения в Алексеевском военно-инженерном училище, которое он окончил в ноябре 1916 года. После этого продолжил учебу в Институте инженеров путей сообщения и в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, экстерном сдал экзамены, получив диплом инженера-путейца. Свое участие в Гражданской войне Сергей Жук начал на стороне Белой армии в колчаковских войсках. Будучи офицером саперного батальона, в 1919 году вместе с остатками войск Колчака попал в плен. По некоторым данным, несколько недель инженер Жук вместе с другими пленными находился в одном из сел Ставропольского уезда. Здесь под влиянием агитаторов он перешел на службу в Красную армию и сразу же стал командовать саперным батальоном.

После окончания Гражданской войны Сергей Яковлевич был направлен преподавателем военной школы имени Каменева и вел саперные дисциплины в Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. По версии некоторых историков, в январе 1931 года Жук был обвинен в связях с контрреволюционной организацией бывших царских офицеров и уволен из рядов Красной армии. Опытных инженеров не хватало, и его принимают на работу помощником главного инженера Москаналстроя. Правда, проработал он там всего два месяца. Говорят, чекисты снова привлекли его по делу офицерской организации.

На этот раз он был осужден судебной коллегией ОГПУ и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В этот период было арестовано и направлено работать в Беломорстрой много инженеров-строителей, которые во время Гражданской войны служили у белых. Стоит отметить, что в дальнейшем многие из них сделали успешную карьеру. С.Я. Жук уже через четыре месяца после прибытия на строительство был условно-досрочно освобожден. Как написано в характеристике, "для более эффективного использования на строительстве".

За несколько месяцев Жук продвинулся по служебной лестнице до поста заместителя главного инженера Беломорстроя. Он активно участвовал в строительстве, вел научно-техническое руководство проектированием гидротехнических сооружений на трассе канала. В августе 1933 года Сергей Яковлевич был награжден орденом Ленина. 

После Беломорстроя его откомандировали на прокладку следующего важного объекта - канала Москва-Волга. Здесь Жук был сначала заместителем главного инженера, а затем главным инженером этого строительства. Одновременно он руководил возведением Рыбинского и Угличского гидроузлов. В мае 1937 года, после сдачи канала Москва-Волга в эксплуатацию, С.Я. Жук за исключительные заслуги в его строительстве был награжден легковой автомашиной ЗиС. Вскоре он был восстановлен в рядах Красной армии в звании дивизионного инженера. 

Первое строительство

В сентябре 1937-го С.Я. Жук назначен врио начальника строительства и главным инженером Управления строительства Куйбышевского гидроузла. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о его строительстве вышло в свет 10 августа 1937 года и положило начало практическим работам по возведению ГЭС у Самарской Луки. В нем, в частности, говорилось следующее: "В целях дальнейшей электрификации центральных районов Европейской части СССР, осуществления широкого орошения Заволжья и улучшения судоходных условий на р. Волге осуществить строительство плотин, гидростанций и шлюзов на Самарской Луке у г. Куйбышева и строительство оросительных сооружений".

Куйбышевский гидроузел собирались построить в третьей пятилетке (1937-1942). Однако лишь в июне 1939 года правительством было утверждено проектное задание, а срок сдачи технического проекта был перенесен на 1 июня 1940 года. Впрочем, и к этому дню документы тоже не были готовы.
Нужно сказать, что с множеством трудностей правительство СССР столкнулось почти сразу же после принятия решения о строительстве ГЭС на Самарской Луке. Так, смета строительства на 1938 год была утверждена лишь в мае того же года в размере 270 миллионов рублей, но уже в августе оказалась урезанной на 56 миллионов. Поэтому на ряд работ средств не хватало и возникал простой, что вызывало недовольство в Наркомате внутренних дел. Например, в июне 1939 года все руководство СКГУ во главе с С.Я. Жуком было вызвано в Москву на ковер. Новый нарком Л.П. Берия дал резко отрицательную оценку строительных работ в районе гидроузла, а Жук получил строгий выговор, но все же остался в должности главного инженера СКГУ.

А в начале 1940 года при Совете Народных Комиссаров РСФСР была образована комиссия по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла. Итогом ее работы стало постановление СНК от 11 октября 1940 года о свертывании всех работ на Самарской Луке.

В начале Великой Отечественной он - главный инженер и заместитель начальника Главного управления оборонительных работ. А сразу после окончания Сталинградской битвы начались проектно-изыскательские работы по строительству канала Волга-Дон, которые велись под непосредственным руководством Жука.

До открытия не дожил

В конце 40-х годов под его же руководством сотрудники института "Гидропроект" начинают изыскательские и проектные работы в Ставропольском и Сызранском районах Куйбышевской области. Благодаря этим изысканиям правительство СССР отказалось от довоенного проекта возведения ГЭС в Жигулевских воротах, и строительство перенесли на 80 километров выше по течению Волги - в район Ставрополя. Здесь в 1950 году и началось сооружение гидроузла, в то время крупнейшего в мире. За  разработку проектного задания Куйбышевской ГЭС он становится лауреатом Сталинской премии. 

В это же время он работал главным инженером Главгидроволгодонстроя и руководил строительством Волго-Донского канала. Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. После ввода новой водной трассы в эксплуатацию Жуку было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. 

В марте 1953 года Сергей Яковлевич становится начальником Гидропроекта Министерства электростанций и электропромышленности СССР и избирается академиком по направлению "гидротехника". 

На открытии гидроэлектростанции Сергею Яковлевичу побывать не удалось. Он скончался 1 марта 1957 года. Его тело было кремировано, а прах помещен в урну, которая находится в Кремлевской стене на Красной площади. Коллеги Жука отмечали, что до последних дней он осуществлял руководство проектными, изыскательскими и исследовательскими работами по Куйбышевской, Сталинградской, Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Боткинской и Нижне-Камской на Каме и другим гидротехническим сооружениям. 

Имя ученого присвоили институту "Гидропроект" (ныне - Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Гидропроект" имени С.Я. Жука). В его честь был назван теплоход. 

("Волжская Коммуна")

http://sovross.ru

*   *   *   *   *   *   *

Миф об "отце русской демократии" Андрее Сахарове

Люди, приложившие руку к развалу Советского Союза, сделали буквально всё, чтобы в массовом сознании Андрей Дмитриевич Сахаров стал чуть ли не иконой русской демократии, наиболее популярным среди общественности в СССР и Российской Федерации моральным авторитетом. Был создан образ гения-мученика, боровшегося с советской тоталитарной системой. Однако по мере того, как иллюзии о "демократии", "свободе" и "рынке" стали развеиваться, и десятки миллионов людей поняли, что их просто обманули, лишив безопасности и порядка, народного достояния, бесплатной медицины и образования, стало очевидно, что лауреат Нобелевской премии мира и один из создателей водородной бомбы Андрей Сахаров был всего лишь одним из десятков разрушителей Советского Союза. Подобных деятелей мы видим и ныне, когда они предлагают расчленить уже РФ, отнять у русских Арктику, Сибирь, Байкал и т. д. Только их масштаб значительно меньше, они не так раскручены. Во все эпохи таких людей считали предателями и врагами народа. Только во времена смуты и всеобщего развала, предательства их именовали "героями".

Его популярность связана с мощнейшей пропагандистской кампанией. Как внутри СССР, так и на Западе было сделано всё, чтобы создать образ гения-ученого, защитника "общечеловеческих ценностей". На самом же деле большинство идей академика Сахарова по обустройству страны говорили если не о расстройстве ума, то уж об откровенной измене точно. Первоначально Сахаров не был ни правозащитником, ни пацифистом. 12 августа 1953 года были произведены успешные испытания термоядерной бомбы - новейшего советского оружия страшной разрушительной силы. Одним из её разработчиков был недавно получивший степень доктора физико-математических наук Андрей Сахаров. А 23 октября 1953 г. Сахаров, миновав ступень члена-корреспондента, был сразу избран действительным членом советской Академии Наук.

Именно тогда Сахаров сделал предложение вооружить гигантскими торпедами с 100-мегатонными зарядами разрабатываемые атомные подводные лодки проекта 627. Таким образом, термоядерные заряды можно было доставить к берегам Соединенных Штатов. По замыслу молодого ученого, эти "суперторпеды", взорванные у Атлантического и Тихоокеанского побережья Америки должны были нанести американцам невосполнимый ущерб. Взрывы термоядерных зарядов могли вызвать огромные цунами, с высотой волн в десятки метров. "Волны-убийцы" должны были смыть десятки городов и поселений, убив сотни тысяч мирных жителей. По словам академика Игоря Острецова, Сахаров рисовал картину, когда гигантская волна со стороны Атлантики обрушится на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, другие волны накроют западное побережье в районе Чарльстона, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, смоют на побережье Мексиканского залива Хьюстон, Новый Орлеан и Пенсаколу на Флориде.

Во время проектных разработок суперторпеда получила шифр Т-15. Советское руководство ВМФ выступило против этого "людоедского" оружия. Контр-адмирал П. Ф. Фомин, с которым Сахаров обсуждал этот проект, был просто шокирован "кровожадностью" проекта, и сказал, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в честном, открытом бою, и "для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве". Боевой адмирал знал весь ужас войны, на его глазах оборвались многие жизни, поэтому ему претило массовое убийство невинных людей. Кабинетный же ученый, не нюхавший пороху, без всяких сомнений был готов учинить массовую бойню ни в чём не повинных людей.

Пётр Фомич Фомин, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, с 1949 года руководил новым атомным отделом (6-й отдел) при Главнокомандующем ВМФ. Отдел решал задачи защиты объектов флота от ядерного оружия противника и разработкой атомного оружия для флота СССР. С 1953 года 6-й отдел под началом Фомина участвовал в проектировании первой советской атомной подводной лодки. С 1954 года контр-адмирал Фомин осуществлял общее руководство над всеми работами по объекту 627.

Первоначально суперторпеда Т-15 вошла как в эскизный проект (1953 год), так и в технический проект 627 (1954 год). По проекту торпеда была длиной 23,55 метра, весила 40 тонн и имела калибр 1550 мм. Однако руководство Военно-Морского флота СССР продолжало оказывать сопротивление этому проекту и в 1955 году технический проект АПЛ откорректировали: субмарину вооружили 8 торпедными аппаратами с 20 торпедами, их них 6 торпед имели тактические ядерные заряды по 15 килотонн. Работы над торпедой Т-15 были остановлены.

Постепенно ученый ударился в другую крайность, и с конца 1960-х годов Сахаров стал одним из лидеров правозащитного движения в Советском Союзе. Причём его движение к всемирной известности сопровождалось рядом отвратительных выходок, за которые его можно было смело приговорить как предателя или обычного мелкого хулигана. Так, из донесений КГБ об Андрее Сахарове известно, что в апреле 1976 года академик и его жена Боннэр (вторая жена с 1972 года) учинили хулиганские действия в Омском областном суде. Когда милиционеры призвали их к порядку, Сахаров, выкрикивая: "Вот вам, щенки, от академика", нанес удары двум работникам милиции и оскорбил их. Боннэр ударила по лицу коменданта суда, который пытался их успокоить. В августе 1976 г. чета "правозащитников" совершила злостные хулиганские действия в Иркутском аэропорту. Когда сотрудники аэропорта попытались их урезонить, начали их оскорблять, выражаясь нецензурными словами и угрожать. В октябре 1977 года Сахаров хулиганил в ректорате Московского педагогического института имени В. И. Ленина, оскорблял должностных лиц. В марте и мае 1978 года Сахаров совершил хулиганские выходки у здания Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и у Люблинского районного народного суда г. Москвы (снова ударил работника милиции).

Поведение Сахарова и Боннэр типичны и для современных радикал-либералов, "правозащитников", которые борются с "режимом" совершая различного рода хулиганские поступки, характерные для мелких уголовников. Это и не удивительно, учитывая их нестабильную психику. Так, в тех же документах КГБ отмечается ухудшение психического состояния Сахарова, что поведение "академика" не укладывается в общепризнанные нормы, Сахаров находится под сильным влиянием окружающих лиц, особенно жены (она подозревалась в связях с ЦРУ). Поведение академика явно противоречило здравому смыслу. Признаки нестабильности психического состояния Сахарова прослеживались в настроениях А. Сахарова, подверженных резким переходам от отрешенности и замкнутости к деловитости и общительности. В документе от 26 августа 1980 года отмечалось, что по мнению крупнейших советских психиатров, Сахарову присущи глубокие психические изменения, которые дают основание считать его "патологической личностью, нередко встречающейся в семьях с большой отягощенностью шизофренией" (родной брат и дочь состояли на учете как больные шизофренией, а сын лечился от неврастении). Многие отмечали манию величия, которая возрастала пропорционально усилиям западных структур по рекламированию его в качестве "всемирного борца за гражданские права".

Более того, Сахаров выступил как настоящий враг народа, когда начал озвучивать "великие планы" по переустройству России. Суть всех его планов заключалась в том, чтобы уничтожить СССР (Великую Россию). На первом этапе Сахаров предлагал расчленить державу на маленькие независимые области, а на втором - поставить их под контроль мирового правительства. А. Сахаров называл это "политическим выражением сближения с Западом". Проект конституции составленной Сахаровым предлагал провозгласить полную независимость всех национально-территориальных республик и автономных областей СССР, включая Татарстан, Башкирию, Бурятию, Якутию, Чукотку. Ямало-Ненецкий автономный округ. Каждая республика должна была иметь все атрибуты независимости - финансовую систему (печатать свои деньги), вооруженные силы, правоохранительные органы и т. д. Оставшаяся часть России казалась академику слишком большой, поэтому он предлагал её также поделить на четыре части. Кроме того, Сахаров предлагал поделить мировое сообщество на "чистую" часть (экологически чистую, благоприятную для проживания), в другие регионы вывезти все "грязные", вредные производства. Понятно, что области бывшего СССР должны были стать местом размещения "грязных" производств.

В целом этого было уже достаточно, чтобы отправить Сахарова в места не столь отдаленные. Однако, его явно вели, как советские, так и западные кураторы. Им был нужен такой человек, который, имея вес "отца водородной бомбы" и "академика", Лауреата Нобелевской премии мира, мог обрабатывать неискушенное советское население в нужном русле. СССР уже шел к гибели, значительная часть советской элиты работала на его уничтожение, мечтая о "буржуйской" жизни с яхтами, золотыми унитазами и стриптизом. Поэтому такие люди, как Сахаров, были на вес золота. Их руками ломали великую державу.

Брежнев и другие советские вожди той эпохи, уже не говорили о неизбежности противостояния двух систем. Они предпочитали не конфликтовать, а вести экономическое сотрудничество с Западом, попадая в ловушку культурного сотрудничества, обмена опытом. Поэтому крупным фигурам диссидентского движения ничего не грозило. С ними проводили профилактические беседы, журили, следили, ограничивали передвижение, не более того. Хотя по справедливости таких людей надо было надолго изолировать от населения или даже применять высшую меру социальной защиты. "Гонения" были условными, а шумиха в прессе, мировая известность, их "бытовые страдания" вызывали зависть у среднестатистических советских граждан. Фактически такие "репрессии" только рекламировали диссидентов, увеличивали их цену.

Большую роль в деградации Сахарова сыграла его вторая супруга - Елена Георгиевна Боннэр. Первый период её жизни ничем особо не отличался от судеб тысяч других советских граждан. Её мать и отчим попали под каток репрессий. Но это не помешало Боннэр успешно закончить школу, поступить в университет, вступить в комсомол. Во время войны она была мобилизована медсестрой. Была медработником военно-санитарного поезда, получила тяжёлое ранение и контузию. После войны Боннэр поступила в мединститут, успешно практиковала как врач-педиатр. Удостоилась звания "Отличник здравоохранения СССР". Однако в какой то момент произошёл сбой программы. Рядом с Сахаровым Боннэр смогла реализовать свои амбиции, стать из рядового врача-педиатра правозащитницей с мировым именем.

В 1975 году для Е. Боннэр наступило время пика славы - она получила Нобелевскую премию мира за мужа, так как Сахарова не выпустили из СССР. Женщина, чьи "кухонные мысли" были интересны лишь приятелям и соседям, оказалась на вершине мировой славы. Боннэр хорошо понимала, что мировое сообщество ждёт от них новых разоблачений советского тоталитарного режима и готов за это платить как славой, так и определёнными материальными радостями. Сахаров был менее агрессивен в отношении СССР, чем его жена, но он уже ничего не решал в семье, являясь типичным "подкаблучником". Боннэр и после смерти Сахарова была врагом России: приветствовала кровавый расстрел Верховного Совета в 1993 году, радовалась успехам чеченских бандформирований в годы двух Чеченских войн, во время войны 2008 года поддержала режим Саакашвили. Даже в самом конце своего жизненного пути излила яд на Путина, подписавшись под обращением к гражданам России "Путин должен уйти". Что интересно, нынешнее российское правительство уничтожает Академию наук фактически по рецепту Боннэр. 22 марта 2010 года она написала в блоге на Гранях.ру заметку "Об Академии наук", в которой призвала лишить АН России административных и хозяйственных функций: "АН России... необходимо срочно разогнать ... деньги, дома, санатории, больницы и пр. и пр. - передать на общенародный баланс. ... А науку отпустить в свободное плавание по институтам и университетам. И это может оказаться её реанимацией".

К сожалению, в современной России власти продолжают чествовать "героев" вроде Сахарова, Горбачева и Ельцина - вместо того, чтобы открыто и ясно сказать, что это враги народа. Российская Федерация попадает в тот же концептуальный тупик, что и Российская империя и поздний СССР, обрекая себя на поражение в глобальном противостоянии с Западом.

http://www.electorat.info

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное