Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 909


"Эконометрика", 909 выпуск, 25 июня 2018 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Единоверие - особенная часть в русской господствующей церкви, учрежденная в 1800 г. для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Рассмотрим более чем 200-летнюю историю единоверия.

Профессор Юрий Сидоров в статье "Предтеча" напоминает о некоторых фрагментах жизни и творчества Гаврилы Романовича Державина, высоко оценившего талант юного лицеиста Пушкина, который всегда чтил великого предшественника, учился у него и о котором в "Евгении Онегине" с благодарностью сказал: "Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил".

Рыночное изобилие как сарказм - когда покупка шнурков становится проблемой (найдено в Интернете).

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Единоверие

("Старообрядчество". М. 1996):

Особенная часть в русской господствующей церкви, учрежденная в 1800 императорским указом по представлению московского митр. Платона для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие задумано наподобие западной унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев. Единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод или патриарха, вполне подчиняясь им.

Термин "единоверие" был введен, чтобы подчеркнуть несамостоятельность, несамодостаточность общества старообрядцев, примкнувших к господствующей церкви. Сами единоверцы не раз выражали свою неудовлетворенность тем званием, которое было им присвоено, ссылаясь на его неопределенность; дело дошло до того, что на Всероссийском съезде 1912 в Петербурге было принято решение о переименовании единоверцев в православных старообрядцев, но новообретенное имя не прижилось.

В XVIII веке старообрядцы испытывали значительные трудности как в духовной сфере, так и в отношениях с гражданской властью. В старообрядчестве не было единства - уже сложились основные согласия. Не было полного единства и внутри согласий, ибо не было объединяющей всех иерархии. Старообрядцы, как поповцы, так и в начале века беспоповцы, были озабочены отсутствием православных епископов и, как следствие, нехваткой священства, возможностью его полного уничтожения, знаменующего скончание века.

Эти и многие другие причины побудили некоторых старообрядцев искать возможность сохранять древнее православие на основании действующих гражданских законов. Этими настроениями воспользовались гражданские и духовные власти, стремящиеся если не обратить старообрядцев в никонианство, то хотя бы подчинить их своему влиянию.

Официальному учреждению единоверия предшествовали следующие события: в 1784 с соизволения имп. Екатерины II и по распоряжению "первенствующего члена Синода" митр. Гавриила старообрядцам, живущим в Белорусской, Малороссийской и Новороссийской губ., "даровались" священники с дозволением служить по старым обрядам. 26 авг. 1785 г. высочайшим повелением князю Потемнику было предписано назначить старообрядцам для поселения места между Днепром и Перекопом с тем, чтобы они получали священников от архиерея таврического, но отправляли службу по старопечатным книгам.

Во втор. пол. XVIII века инок Никодим, озабоченный восстановлением в старообрядчестве трехчинной иерархии, подал соответствующее прошение в Синод. Оно было представлено Потемнику, который подверг его критике, но заинтересовался им и решил соединить проект Никодима со своими планами заселения Новороссии старообрядцами. Это многим дало повод несправедливо называть Никодима "отцом единоверия", хотя Никодим хотел иметь иерархию на законных основаниях и убедить новообрядческих архиреев в правильности старых обрядов, а не присоединяться к новообрядческой церкви.

19 июля 1796 члену Синода архиеп. казанскому Амвросию было повеленно "учинить решение" о даровании Верхней Успенской старообрядческой обители иеромонаха на основании указа 1794 по прошению строителя обители монаха Сергия. В 1797 нижегородский еп. Павел доложил Синоду о прошении старообрядцев Н. Новгорода и окрестностей (числом до 1000 чел.) о даровании им священника. На это прошение последовало "мнение" Синода о дозволении нижегородским старообрядцам иметь священников, служащих по старым обрядам, но рукоположенным от епархиального архиерея. Это мнение было высочайше утверждено указом от 12 марта 1798 г., при этом иметь таковых священников дозволялось старообрядцам и других епархий.

Однако данные распоряжения не достигли цели., поставленной властями, и были использованы старообрядцами просто как разрешение иметь своих священников, чего они и добивались. В 1799 г. прошение митр. Платону о дозволении иметь своих "законных" священников подали московские старообрядцы - прихожане Рогожского кладбища. Подавляющее большенство рогожцев строго осудило эту просьбу, и 21 чел. из 75 подписавших сняли свою подпись. В дальнейшем это прошение было использованно для законодательного оформления единоверия на основании приложенного проекта, который вместе с "мнением" митр. Платона составил "Правила единоверия" (высочайше утверждены 27 окт. 1800). По этим правилам единоверие существовало до 1881, когда в них по определению Синода были внесены незначительные изменения. Эти правила, т.н. "16 пунктов", постановляли следующее:

разрешение Синодом клятв, наложенных на приверженцев старых обрядов, переходящих в единоверие;

дозволение иметь священников, рукоположенных в господствующей церкви по дониконовским книгам (примечание митр. Платона: "Прежних их попов... к такой церкви не определять");

разрешение служить этим священникам по старым обрядам;

освящение церквей для старообрядцев архиереями господствующей церкви с положением в этих церквах антимисов, освященных до патр. Никона или освященных вновь по дораскольным книгам;

разрешения единоверческим священникам не участвовать в соборных молениях господствующей церкви, в крестных ходах и т.п. (примечание митр. Платона: "В церкви нашей православной доселе бывших никак до... присоединения (к единоверию) не допускать"; в 1881 этот пункт был изменен так: "...не менее пяти лет уклонившиеся от церкви могут быть присоединены к единоверию с особого для каждого из таковых лиц разрешения местного епископа");

подчинение единоверцев по духовным делам суду архиереям господствующей церкви;

снабжение священников миром, освященным в господствующей церкви;
разрешение единоверческим священникам не исповедоваться у новообрядческих;

благословие единоверцев новообрядческим архиереям по дониконовскому чину (примечание митр. Платона: "Сие предоставить благоразумию и совести каждого епископа, однако предохраняя других от соблазна");

оставление священнодействий, совершенных старообрядческими священниками в законной силе (при этом таинства, совершенные в грекороссийской церкви, также должны приниматься единоверцами без исправления);

разрешение единоверцу "без всякого затруднения" принимать таинства от священника господствующей церкви (при этом членам оной принимать таинства от единоверческого священника только "в крайней нужде, в смертном случае"; в 1881 было добавлено разъяснение: "... с тем однако, чтобы это не служило к перечислению православного в единоверие...");
позволение нести епитимию провинившимся священникам при единоверческих церквах;

наличие в единоверческих церквах "троечастных книг" для регистрации совершения таинств над единоверцами;

позволение венчать браки как в единоверческой, так и в грекороссийской церкви, если кто-то из молодых принадлежит к единоверию (в 1881 этот пункт был дополнен разрешением крестить рожденных в таком браке детей в единоверческой и грекороссийской церквах, по обоюдному согласию родителей);

указание единоверческим священникам молиться за царя с семейством и др. "по данной от Святейшего Синода форме";

запрещение упрекать единоверцев в содержании старых обрядов и новообрядцев в содержании новых.

Таким образом, по этим правилам происходило фактически присоединение части старообрядцев к грекороссийской (никонианской) церкви, с которой их предки не захотели иметь общения, опасаясь за то отлучения от святой Церкви по 45 правилу святых апостол: "Молящися с еретики, до отлучится" и поступая согласно 9 и 10 правилам святых апостол Петра и Павла: "... да не внидет благочестивый в церковь нечестивых" и "Аще же нечестивии держат место, да бегаеши от него, понеже осквернено бысть от них: якоже бо преподобнии святители освещают, тако нечестивии оскверняют". Предков единоверцев не пугали разглагольствования на тему "без епископа нет Церкви", ибо они руководствовались 15 правилом Превовторого собора: "... аще же неции отступят от некоего епископа, не греховнаго ради извета но за ересь его, от собора, или святых отец не ведому сущу, таковии чести и приятия достойни суть, яко правовернии". Иными словами, единоверие оказалось ловушкой для тех, кто "страха ради июдейска", прельстившись безопасным сохранением старой обрядности, утратчивал принадлежность к святой Церкви.

Присоединение к единоверию проходило не так успешно, как этого хотелось бы властям: подавляющее большинство старообрядцев не подчинилось господствующей церкви. Тогда были задействованы методы неявного принуждения: 17 февр. 1812 правительство Николая I гонения на старообрядцев усилились. Чтобы принудить старообрядцев, испытывающих нужду в священстве, совращаться в единоверие, 10 мая 1827 г. было запрещено священникам совершать переезды из одного уезда в другой. В том же году старообрядцам было запрещено принимать от господствующей церкви новых сященников. В 1836 это указание было особенно подтвержено относительно иргизских старообрядческих монастырей. Затем последовали указы, ущемляющие религиозные права старообрядцев всех согласий. В последующие годы гонения усилились: старообрядческие храмы стали отбирать и передавать единоверцам, усилились и репрессии против старообрядческого духовенства и видных мирян. "Обращение в единоверие" стало излюбленным способом борьбы властей со старообрядческими центрами. Но не все официально считавшиеся единоверцами порывали с Церковью. Были примеры, что священник, поставленный к "единоверцам", подвергался "исправе", т. е. присоединялся к Церкви.

"Обрашение" старообрядцев шло вяло, в то время как наиболее последовательной части старообрядчества с Божией помощью удалось восстановить полноту трехчинной иерархии (см. белокриницкая иерархия), и оно больше не имело зависимости от бегствующего священства. Тогда тактика была изменена. В 1850- х гг. последовали правительственные распоряжения, имевшие целью склонить к единоверию старообрядческое купечество, т. е. нанести удар по наиболее состоятельной части старообрядчества и лишить его своих благодетелей. Так, было объявлено, что с 1 янв. 1855 г. старообрядцы лишаются права записи в купечество. Это распоряжение произвело громадный переполох среди старообрядцев торгово- промышленного класса и содействовало очищению старообрядчества от более слабых его элементов. Самое большое количество обращений в единоверие последовало 30 и 31 дек. 1854 г., т. е. в последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Лишение права внесения купеческого капитала неминуемо вело к лишению важных сословных привилегий и к выполнению рекрутчины с ее 25-летним сроком службы. Подобные правительственые распоряжения были лишь частью единого плана насильственного обращения старообрядчества в единоверие: к этому же времени (1854) относится отобрание у старообрядцев и передача единоверцам Никольского храма на Рогожском кладбище, а также запечатывание алтарей остальных храмов кладбища в 1856 В 1854 на Преображенском кладбище также была освящена единоверческая церковь, а в 1866 создан Никольский единоверческий монастырь. Действия правительства были успешными: господствующая церковь приобрела значительное число единоверцев. Однако в массе единоверцы тяготели к основному старообрядчеству. Эти настроения в 1864 вызвали создание в единоверческой среде проекта, по которому правила 1800 уничтожились, уничтожалось и само название единоверия, а единоверцы поповцы образовывали единое старообрядчество с независимой от Синода иерархией. Попытки реализовать этот проект успеха не имели, хотя, опасаясь симпатий единоверцев к белокриницкой иерархии, московский митр. Филарет (ДРОЗДОВ) предлагал дать единоверцам викарного епископа богородского (г. Богородск, он же Ногинск Моск. обл., значительной степени был заселен старообрядцами). Из 22 греко-российских архиереев только 10 высказались за дарование единоверцам особой иерарархии, и Синод такого решения не принял.

Тем временем развитие исторической науки представило важные доказательства правоты старообрядцев относительно древности и православности дониконовских обрядов, содержащихся в русской Церкви. В 1886 Синод издал "Изъяснение о содержащихся в полемических против раскола сочинениях прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды". В 1906-1907 IV миссионерский съезд в Киеве и 6-й отдел предсоборного присутствия признали равночестность старого и нового обрядов и ходатайствовали о снятии ограничений 5 и 11 пунктов "Правил единоверия".

Единоверцы неоднократно возобновляли попытки заиметь собственных епископов и, следовательно, получить большую независимость от господствующей церкви. В начале века за это активно выступал известный деятель единоверия священник С.И. Шлеев (впоследствии еп. Симон). Вопрос этот поднимался и на единоверческом Всероссийском съезде в Петербурге, в 1912. Однако положительно этот вопрос был решен только на поместном соборе РПЦ 1917-1918, когда были введены должности викарных единоверческих епископов в большинстве епархий (ок. 30 архиереев). Согласно решениям этого же собора приходская община сама могла решить вопрос о своем присоединении к единоверию, если четыре пятых членов общины выразят желание принять старый обряд...

После объявления веротерпимости в 1905 утратил значение и первоначальный замысел единоверия как ловушки для старообрядцев; оно лишилось преимущественного положения, а его приходы стали быстро распадаться. Одни прихожане вернулись в старообрядчество, другие перешли к новообрядцам.

В 1921 один из посетителей главного Троицкого храма московских единоверцев у Салтыкова моста писал: "Думал там древлеправославное торжество, уставная служба, крюковое пение, собрание богомольцев старообрядческой складки: бородатых, истовых, с четками, в длинных камлотовых поддевках, как это я видел каких-нибудь семь-восемь лет тому назад. Но увы! Все это отошло в область предания. Священник и диакон творили свое дело как в наших епархиальных церквах... Пели хоть немудреное, но нотное, ничего общего с демественным пением не имеющее. Что это? Влияние времени, распущенность причта, политика высшей церковной власти, самодурство членов приходского совета или самоотречение единоверцев от своих старых заветов? Вероятно, последнее, и это не к чести их... Впрочем, дело-то в стариках, а их-то уж что-то не видно: или повымерли или разбежались, а их сынки и внуки, которых я видел там, такие же советские чиновники или сухаревцы, которые заходят в наши церкви, и больше в такие, где "фейерверки пускают"... Я ушел оттуда перед шестопсалмием и поспешил в настоящую старообрядческую церковь (Успения в Гавриковом переулке), ... там все как встарь. И священнослужители, и канонархи, и певцы, и молящиеся (хотя "защитного цвета", бритых лиц, стриженных усов и коротеньких юбочек больше, чем старостильных). Пение крюковое, стройное, умелое и прочувственное. Этих, должно быть, не скоро выбьешь из колеи: они покрепче духом и телом, чем "никониане" и их (по-новому) приспешники-единоверцы. Хвалю и благодарю их за такую надежную охрану памятников старины (Н.П. Окунев. Дневник москвича. Париж, 1990)".

Оба единоверческих монастыря в Москве - мужской Никольский и девичий Всехсвятский, распадаются к 1922. Троицкий и Введенский храмы у Салтыкова моста были закрыты в 1931. Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма. Они проходили все менее регулярно и полностью прекратились в 1988, когда единоверческий приход Рогожского кладбища был аттестован Советом по делам религий при Совмине СССР как "бесперспективный". С этого времени богослужение в храме переведено на "новый обряд", чему подчинились и немногие оставшиеся в приходе единоверцы. Большинство же единоверцев стало ездить на моление в Михайловскую слободу, а наиболее консервативная часть прихода перешла в общину нынешнего Антипьевского храма в Знаменском пер.

В 1927 распадается община единоверческого храма на Волковом кладбище в Ленинграде, главный же храм во имя святителя Николы петроградских единоверцев в этом же году перешел под "иосифлянскую юрисдикцию" и в 1932 был закрыт. Старостой этого храма, вплоть до закрытия, оставался физиолог, академик А.А. Ухтомский, брат еп. Андрея уфимского.

Дольше всех продержались единоверческие общины в провинции. Паства еп. Симона сохранялась еще в 1980-х годах и была замкнутой от внешнего мира общиной фундаменталистской ориентации (по свидетельству исследователей, "с ними трудней контактировать, чем с филипповцами").

В 1920-х годах единоверческий епископат по своей воле перестает именоваться викарным, однако, самостоятельной легальной иерархии он не образовал и был большей частью уничтожен. Известны случаи перехода таких архиереев в старообрядчество - например, в 1929 еп. Стефан (Расторгуев) перешел в Древлеправославную церковь. Со временем большинство единоверческих приходов приобрело смешанный характер, в них все заметнее начинали доминировать новообрядцы. В Вязниках (Владимирская обл.) в 1940-х годах в одном храме существовало два состава клира, служивших по очереди - единоверческий и старообрядческий. Первый из них окончательно исчез в 1970-х годах вследствие естественной убыли.

Современное единоверческое движение в РПЦ, начавшее развиваться со второй половины 1980-х, практически не имеет прямой преемственности от прежнего единоверия и противоположно ему по функциональной сущности, представляя своего рода "внутреннюю эмиграцию" в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений патриаршей церкви - как времен Никона, так и последних десятилетий. Подобные общины возникают по инициативе снизу и практикуют дониконовский богослужебный чин (последнее лишь иногда оговаривается в приходских уставах). Организационные структуры выше приходского уровня отсутствуют. Настоятели единоверческих приходов большей частью подчинены тем же благочинным и епархиальным архиереям, что и прочие священнослужители РПЦ (по административно-территориальному признаку). В 1992-1994 номинально существовало "Единоверческое братство епископа Симона (ШЛЕЕВА)", распавшееся после присоединения его председателя Георгия САВЕЛЬЕВА к Русской Православной Старообрядческой Церкви. В московской епархии РПЦ существует должность благочинного единоверческих храмов епархии, занимаемая иеромонахом Иринархом (ДЕНИСОВЫМ), настоятелем единоверческого храма в Михайловской слободе Раменского р-на (еще такие храмы действуют в с. Осташево Воскресенского р-на и в Куровской). Фактически все контакты между единоверческими общинами России осуществляются на личном уровне через настоятелей и активных прихожан. Более развито единоверческое движение в Латгалии. Никакой особой процедуры образования единоверческих приходов не существует, а возможность их создания зависит от степени благосклонности местных епархиальных властей. Известны случаи стихийного перехода на дониконовский чин (например, в с. Селитьба Сосновского р-на Нижегородской обл.).

Само слово "единоверие", ввиду традиционно-скептической реакции на него старообрядческого населения, может и не употребляться в единоверческих приходах, скрывающих свою сущность под именем "старообрядческих", "древлеправославных" и т. п., как например, в Куровской (Московская обл.), М.Мурашкино (Нижегородская обл.) и т. д. В силу достаточно неоднозначного отношения руководства РПЦ к единоверческому движению, такие приходы избегают давать точные оценки своей численности, невозможные без четкого разграничения между единоверцами и новообрядцами. Крупнейшая в России община в М.Мурашкино насчитывает свыше 1000 прихожан, в Михайловской слободе - ок. 200 чел., московские приходы храмов святителя Николы "на студенцах" и святого Антипия в М.Знаменском пер. (существовал до февр. 1996) - по 20-30 чел. каждый. Единоверческая община С.-Петербурга, которой в 1990 возвращена правая часовня бывшего Никольского единоверческого храма (ул. Марата, 24а), насчитывает ок. 150 прихожан. Отколовшаяся от нее группа фундаменталистской ориентации, известна своими листовками с поминанием "святаго царя-мученика Николы с Августейшей семьей и всех Новомученик Российских от жидов за веру, царя и отечество убиенных" и т. п., храма не имеет. Новые по происхождению единоверческие общины действуют также во Пскове и в п. Павлово-на-Неве Ленинградской обл. Пополнение таких общин происходит за счет традиционалистски ориентированных членов РПЦ, среди которых заметна повышенная доля представителей гуманитарной интеллигенции (иконописцев, реставраторов, музыковедов, психологов и т. п.) На территории России служит не более 10 единоверческих или считающих себя таковыми священников. Епископата нет, и к его возобновлению достаточно раздробленное единоверческое движение едва ли готово. Монашество малочисленно (не более 10 иноков и инокинь в России). Попытки создать в Михайловской слободе монашеское общежительство остались нереализованными. Большинство пострижений последних лет совершено священноиноком Иринархом (Денисовым). Известен также нижегородский священноинок Арсений.

Номинально существуют крайне малочисленные и не зарегистрированные у властей группы единоверцев карловацкой юрисдикции (в Москве и Петербурге).

Имеются также отрывочные и разной степени достоверности данные о нелегальных группах единоверцев, пребывающих в "катакомбных" юрисдикциях. Т.н. андреевцы - (самоназвание - Единая Древлеправославня Церковь) возводят свою иерархию к еп. Андрею (Ухтомскому), будто бы ставшему с 1919 первоиерархом всех единоверцев. Контактов с официальным единоверием не имеют. Катакомбные единоверцы - климентовцы (самоназвание - Древлеправославная Церковь) - еще более аморфны по организационной структуре и еще сильнее закрыты для контактов с властями и исследователями, нежели андреевцы. Связи с официальным единоверием нет. Иерархия восходит к еп. Клименту (Логинову).

За пределами СССР единоверие образовалось в США. В начале 1980-х годов беспоповцы г. Ири (штат Пенсильвания) во главе с наставником Пимином Саймоном соединились с РПЦ за границей. Имеется у них и свой единоверческий епископ Даниил.

http://edinover.narod.ru/info.htm

Единоверие. 200 лет.

(отрывки из книги)

9 ноября 2000 года исполнилось двести лет официального учреждения Государем Императором Павлом I и Святейшим Синодом в лоне Русской Православной Церкви единоверческих (старообрядных) приходов. Они возникли по инициативе старообрядцев, желающих выйти из раскола при сохранении за ними права на древлеправославные богослужебные традиции. Единоверческие приходы являются неразрывной частью Православной Церкви и канонически подчиняются ее архиереям. Они сохраняют древние богослужебные уставы, двуперстие, средневековое унисонное знаменное пение.

С учреждением Единоверия начался трудный и не всегда успешный процесс преодоления Русского Церковного раскола, уходящего своими корнями в середину XVII века. Единоверие служит задаче примирения и воссоздания Церковного единства на Руси. Оно исповедует принципиально важную мысль о том, что при общности догматического учения обрядовые различия не являются достаточным основанием для разделения верующих. Старый и новый обряды равночестны и могут сосуществовать в рамках единой Церкви. Всей своей исторической судьбой Единоверие воплощало стремление к преодолению разделения. При сохранении до настоящего времени разделения верующих по обрядовому признаку в целом ситуация существенно изменилась. На смену былому взаимному неприятию и бессмысленным упрекам, пришло взаимное уважение, стремление к пониманию и диалогу между сторонниками старого и нового обрядов. И в этом заслуга в частности и Единоверия.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ноябре - декабре 2000 года в Москве и в Санкт-Петербурге проходили торжественные мероприятия, посвященные двухсотлетию учреждения Единоверия. В них приняли участие представители большинства единоверческих приходов России и зарубежья, а так же представители иных старообрядческих согласий. 27 ноября 2000 года, в день памяти Святаго апостола Филиппа и Святого Григория Паламы, архиепископа Солунскаго, впервые более чем за три столетия, отделяющих нас от начала Церковной реформы Патриарха Никона, в Успенском соборе Московского Кремля, было совершено богослужение по древлеправославному чину. Юбилейную конференцию, проходившую в Даниловом монастыре, открыл приветственным словом Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2. На конференции были представлены мало известные данные по истории Единоверия, обсуждалось его современное состояние.

До революции по проблемам Единоверия был опубликован значительный объём работ. В советский период издания по этой теме единичны. Большинство верующих и тем паче неверующих имеют приблизительные, а часто ошибочные представления о том, что такое Единоверие.

В данной публикации сделана попытка несколько, изменить сложившуюся ситуацию. В ней представлены материалы по истории Единоверия, доклады юбилейных конференций, посвящённых двухсотлетию Единоверия, архивные документы и труды видных деятелей этого направления Русской Православной Церкви.

Священник Пётр Чубаров.  

Юбилейные торжества, посвящённые 200-летию учреждения Единоверия в России.

В 2000 году Русская Православная церковь отмечала две крупные юбилейные даты: двухсотлетия христианства и двухсотлетия учреждения Единоверия в Русской Православной Церкви.

В 1999 году Единоверческие приходы России приняли решение о создании организационной комиссии для подготовки и проведения праздничных торжеств. Была разработана программа юбилейных мероприятий, которую утвердил и благословил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси

Алексий II.

Архиереи Русской Православной Церкви оказывали большую помощь единоверцам в процессе подготовки к юбилею. Особенную заинтересованность в этой работе проявили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и председатель отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

На подготовительном этапе организационной комиссии удалось связаться и разослать приглашения большинству Единоверческих приходов России, Зарубежья и приходам иных староверческих согласий с предложением принять участие в торжествах.

Были подготовлены доклады для проведения научно-богословской конференции в Москве и Санкт-Петербурге. В этой работе приняли участие священники единоверческих приходов, миряне, представители ряда научных учреждений.

Некоторые затруднения возникли при организации выставки "200 лет Единоверия в Русской Православной Церкви", которые были успешно разрешены при активном содействии потомков единоверческих семей Санкт-Петербурга.

Особо хотелось бы поблагодарить Константина Кирилловича Иванова и Владислава Валентиновича Прохорова, любезно предоставивших фотоматериалы и документы из своих личных архивов.

Были решены вопросы принятия и размещения участников юбилейных торжеств. В Москве приём гостей был организован митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, а так же единоверческим приходом церкви святителя Николы в Студенцах (настоятель священноинок Пётр Васильев). В Санкт-Петербурге организационные заботы на себя взял приход Единоверческой Никольской церкви на улице Марата (настоятель - священноиерей Пётр Чубаров).

Официальным юбилейным торжествам предшествовало сослужение настоятелей основных Единоверческих приходов России, которые утром 26 ноября 2000 года отслужили праздничную литургию в церкви святителя Николы в Студенцах. По окончании службы была организована экскурсия по единоверческим местам Москвы и Подмосковья, а так же решались организационные вопросы.

Паломнический центр Московской патриархии разместил прибывших на торжества в гостинице "Университетская".

В день памяти святого апостола Филиппа и святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, 27-го ноября 2000 г. в Москве начались торжества, посвящённые 200-летию Единоверия в России. В них приняли участие представители большинства старообрядческих  /единоверческих/ приходов Московской патриархии, а так же других староверческих согласий:

1.       Приход церкви Святителя Николы в Студенцах, город Москва, настоятель священноинок Пётр.

2.       Приход церкви Михаила архангела, село Михайловская Слобода, Московской области, настоятель священноинок Иринарх.

3.       Приход церкви Спаса-Преображения Господня,  город Куровское, Московской области, настоятель Священноиерей о. Дмитрий.

4.       Приход церкви Владимирской иконы Божией Матери, село Осташево, Московской области, настоятель священноиерей о. Сергий.

5.       Приход церкви Святителя Николы на улице Марата, г. Санкт-Петербург, настоятель священноиерей о. Пётр.

6.       Приход церкви г. Нижний Тагил, Екатеринбургской области, настоятель священноиерей о. Леонтий.

7.       Приход церкви Покрова Богородицы, село Малые Мурашки, Нижегородской области, настоятель священноиерей о. Василий.

8.       Единоверческий священник священноиерей о. Антоний, г. Ростов.

9.       Приход часовни Тихвинской иконы Божией Матери, посёлок Павлово на Неве, Ленинградской области, председатель приходского совета Чиж С. З.

10.   Представители единоверческих общин Пскова, Нижнего Новгорода.

11.   Приход храма Рождества Христова, город Ири, штат Пенсильвания, С.Ш.А. РПЗЦ., о. Иоанн.

12.   Представитель Поморской старообрядческой Гребенщиковой общины город Рига (Латвия), старший наставник Иоанн Миролюбов.

13.   Представители Древлеправославной Поморской церкви Белоруссии,

14.   Председатель Поморской старообрядческой общины (город Минск) Клементьев В. Е.

15.   Представители Поморских старообрядческих общин Литвы.

16.   Представители поморских общин г. Москвы и других городов России.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, в стенах Успенского Собора Московского Кремля единоверческие священники по древнему чину совершили молебен Спасу. Возглавлял богослужение священноинок Пётр, настоятель храма Николы в Студенцах.

На службе присутствовали иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Со всей России прибыли в Московский Кремль верующие, на которых незабываемое впечатление произвела красота древнего знаменного пения сводного хора единоверцев и староверов в стенах Успенского Собора (головщик церкви Николы в Студенцах Устинов А. Г.).

Молящиеся испытывали чувства большой значимости происходящего, понимая, что за последние 350 лет это первое древлеправославное богослужение в Успенском Соборе, в который вернулось исконное древнее благочестие.

Богослужение завершилось проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в которой он тепло поздравил присутствующих с юбилеем. Отметив, что его радует единение в Соборе старообрядцев разных согласий, что является залогом преодоления церковных разногласий. Владыко подчеркнул ошибочность русской государственной и церковной политики, приведшей к разделению верующих в середине 17 века. Им было отмечено: "Сегодня, с высоты веков, прошедших с момента разделения, многое  выглядит иначе, чем в то время, когда происходило трагическое разделение в недрах нашей церкви. С дальнего расстояния исторические события выглядят яснее потому, что всякого рода муть, поднимаемая сильным историческим движением, оседает, историческая толща веков становится более прозрачной, события выглядят более ясными, и судить о них можно более беспристрастно и верно...

Мы знаем, что это явление (Единоверие - прим. ред.) имеет разное к себе отношение, но, пройдя определённую историческую дистанцию, мы можем с большей вероятностью говорить о большом, непреходящем историческом значении этой ветви в жизни Русской Православной Церкви. Я хотел бы от всего сердца приветствовать всех Вас, дорогие братья и сестры, и единоверцев, и старообрядцев, которые не находятся в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью, но являются органической частью той великой духовной традиции, опираясь на которую только и выживет сегодня наш народ и наше Отечество".

В завершении, прощаясь с Успенским Собором, верующие приложились к мощам святых первоиерархов Русской Православной Церкви.

Затем, в Свято-Даниловом монастыре прошла юбилейная конференция. Её открыл приветственным словом Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: "Чадам Русской Православной церкви, сохраняющим в богослужении древние русские обряды в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата".

На конференции председательствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В ее работе приняли также участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископ Тихвинский Константин, Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с обширным докладом по истории Единоверия. Им были затронуты актуальные вопросы, стоящие перед современным Единоверием. В частности: о возобновлении единоверческого епископата, об изменении официального названия единоверческих приходов, о богословском обосновании возможности существования в рамках единой Церкви разных обрядовых традиций при общности догматического вероучения, о дальнейших путях развития Единоверия.

Критический анализ истории становления Единоверия отразился в докладе старшего наставника Рижской Гребенщиковской старообрядческой Поморской общины о. Иоанна Миролюбова. Выступая, он акцентировал на значительный нереализованный потенциал Единоверия в деле объединения русских православных верующих.

С докладами так же выступили:

Настоятель Единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах священноинок Пётр "Современное положение Единоверия и единоверческих приходов".

Председатель приходского совета часовни Тихвинской Божией Матери пос. Павлово на Неве Чиж С. З. "Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении".

Участники конференции активно и с интересом обсуждали проблемы, предложенные в докладах.

При обсуждении заключительного документа конференции, единоверцы предложили внести на рассмотрение Святейшего Синода Русской Православной Церкви вопрос об изменении названия "Единоверия" на название "Старообрядные приходы Московской Патриархии", а так же о возможности воссоздания Единоверческого Епископата.

Юбилейные торжества в Москве завершились 28 ноября, 2000 года и были продолжены в декабре 2000 года в городе Санкт-Петербурге.

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти благоверного великого князя Михаила Тверского, 5 декабря 2000 года в церкви во имя Владимирской Божией Матери был отслужен торжественный молебен единоверческими священниками с различных приходов России.

Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию представлял благочинный Центрального района, настоятель собора во имя святого Равноапостольного князя Владимира протоиерей Владимир Сорокин. На клиросе пел сводный единоверческий хор, (головщица Никольской Единоверческой церкви - Галанёва Л. П.).

По окончании молебна Тихвинской иконе Божией Матери, гости совершили экскурсию в бывшую Никольскую Единоверческую церковь на улице Марата, где в настоящее время, в нарушении Божиих законов, находится музей Арктики и Антарктики. Осквернение храма произвело тягостное впечатление на пришедших единоверцев. Особенным святотатством является расположение в алтарях церкви административных и коммерческих структур музея.

Закрытие храма в 1932 году сопровождалось физическим уничтожением клира и значительной части прихожан. Сохранение музея в стенах многострадальной Единоверческой церкви есть продолжение политики геноцида единоверцев в Санкт-Петербурге.

Вечером того же дня, в доме-музее Ф. М. Достоевского была открыта выставка, посвящённая истории Единоверия в России, на которой были представлены уникальные архивные материалы, фотодокументы, богослужебные книги единоверческих типографий, старообрядческие предметы церковного культа. Часть экспонатов происходила из личного архива последнего старосты Никольской Единоверческой церкви академика Ухтомского А. А.

В конференц-зале под председательством священноиерея Петра Чубарова была проведена историко-богословская конференция. На ней были зачитаны следующие доклады:

1.       "История становления Русского Православного Единоверия" - священноиерей Пётр Чубаров, настоятель прихода Никольской Единоверческой церкви г. Санкт-Петербурга.

2.       "Единоверческие епископы" - Бовкало А. А. - зам. директора библиотеки Духовной Академии и Семинарии г. Санкт- Петербурга.

3.       "Из истории единоверческих монастырей России" - Бовкало А. А.

4.       "Духовная природа человека в концепции академика Ухтомского А. А." - Соколова Л.В., старший научный сотрудник Института физиологии им. Ухтомского А.А. при Санкт-Петербургском Государственном Университете.

5.       "Академик Ухтомский А. А. - прихожанин Никольской Единоверческой церкви Санкт-Петербурга". - Павлов В. Н. - член приходского совета Никольской Единоверческой церкви г. Санкт-Петербурга.

6.       "Значение знаменного пения в древлеправославном богослужении" - Чиж С. З., председатель приходского совета часовни Тихвинской Божией Матери, посёлок Павлово на Неве, Ленинградской области.

В прениях выступили:

Священноиерей Пётр Чубаров по вопросу о передачи верующим предела Тихвинской иконы Божией Матери Никольской Единоверческой церкви Санкт-Петербурга. Где отметил, что, несмотря на выигранные судебные процессы, администрация музея Арктики и Антарктики, располагающаяся в стенах храма, упорно отказывается освободить переданные властями города церковные помещения.

Благочинный Центрального района протоиерей Владимир Сорокин, который отметил большую роль Единоверия в преодолении церковного раскола. Проанализировал его дальнейшие пути развития как канонической части Русской Православной Церкви.

Председатель комитета по связям с религиозными организациями мэрии Санкт-Петербурга Порецкина Э. Н. выразила искреннее сожаление по поводу ситуации, возникшей вокруг единоверческой общины Санкт-Петербурга. Указала на трагичность и недопустимость отсутствия храма у сложившегося единоверческого прихода.

6-го декабря 2000 года, единоверческие священники провели панихиду на могиле государя императора Павла 1. в Петропавловском соборе.

7-го декабря 2000 г. на Волковском кладбище, на могиле Ухтомского А. А.  была отслужена панихида, на которой присутствовали единоверцы и представители института физиологии им. А. А. Ухтомского.

Юбилейные торжества, прошедшие в Москве и Санкт-Петербурге, были достойным вкладом в развитие Единоверия в России. Их положительным итогом явилось:

а) Создание координационной комиссии Единоверческих приходов.

б) Развитие диалога между Русской Православной Церковью и старообрядцами различных согласий.

в) Осознание единоверцами России своих внутренних задач, перспектив развития в преодолении церковного раскола и понимания своей охранительной роли в недрах Русской Православной Церкви. 

Священник Пётр Чубаров, Павлов В. Н.

http://edinover.narod.ru/200.htm

*   *   *   *   *   *   *

Предтеча

Юрий Сидоров, профессор, доктор технических наук, Санкт-Петербург

Этой публикацией мы хотим напомнить читателю о некоторых фрагментах жизни и творчества Гаврилы Романовича Державина, высоко оценившего талант юного лицеиста Пушкина, который всегда чтил великого предшественника, учился у него и о котором в "Евгении Онегине" с благодарностью сказал: "Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил".

Около полуночи 8 июля 1816 года в сельце Званка, что на берегу Волхова, в 55 верстах от Великого Новгорода, после нескольких дней мучительной болезни скончался один из великих русских поэтов и видных государственных деятелей Гаврила Романович Державин. Когда на рассвете в кабинет вошла его жена Дарья Алексеевна, урожденная Дьякова, еще горела свеча, зажженная его рукою, лежало платье, скинутое им с вечера, раскрыт молитвенник, а на аспидной доске было начертано начало новой и последней оды:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!

Похоронили Державина в Хутынском монастыре, который очень ему нравился. В замечательной книге "Державин" (Париж, 1931) Владислав Ходасевич дает редкую по рельефности и образности картину похорон поэта: "Вдруг внизу раздалось похоронное пение. Гроб только что понесли, и это пение вполголоса походило скорее на протяжные стоны, которых, может быть, не было бы и слышно, если б не тишина, наступившая во всем доме.

Ясно светились широкие серебряные галуны на гробе, который все удалялся и наконец донесен был до лодки. В черном Волхове  отражались звезды июльского неба. На носу поместились певчие, на корме пред налоем псаломщик читал молитвы. Малиновый гроб  был поставлен на катафалке, воздвигнутом посередине лодки; черный балдахин колыхался над катафалком. По углам стояли четыре тяжелых свечи в церковных подсвечниках. Лодка шла бечевою, за ней следовала другая с провожатыми. Ночь была так тиха, что свечи горели во все время плавания".

Что за явление такое - Державин, которого уже 200 лет нет с нами и без которого, быть может, не было бы того Пушкина и того Лермонтова, которых знаем мы, не было бы и Жуковского и других поэтов из плеяды великих?

Тот же Ходасевич в статье "Слово о полку Игореве" писал: "А Державин! Но тут уж творится нечто вовсе несообразное. Тут под могильной плитой "лжеклассицизма" заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая иная литература, более памятливая (а следственно, более развитая), гордилась бы по сей день. Не надо скрывать, что и у Державина имеются слабые вещи, хотя бы его трагедии. Но из написанного Державиным должно составить сборник, объемом 70-100 стихотворений, и эта книга спокойно, уверенно станет в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Боратынским, Тютчевым" (полужирный шрифт мой. - Ю.С.).

Родился Державин в одной из деревень около Казани в воскресенье 3 июля 1743 года и в честь празднуемого 13 числа того же  месяца собора Архангела Гавриила был назван. "От рождения был он весьма мал, слаб и сух. Лечение применялось суровое: по тогдашнему обычаю тех мест запекали ребенка в хлеб. Он не умер. Было ему около года, когда явилась на небе большая комета с хвостом о шести лучах. В народе о ней шли зловещие слухи, ждали великих бедствий. Когда младенцу на нее указали, он вымолвил первое свое слово: Бог!", - пишет Ходасевич.

Вспомним: в процитированной выше своей последней оде Державин снова обращается к мысли о Боге. Он просто не успел закончить эту последнюю из своих религиозных од.

Все почти было в жизни этого незаурядного человека. Он был дружен с Суворовым, участвовал в поимке Пугачева, терял любящего и верного друга, причем безвременно - свою первую, горячо любимую жену Екатерину Яковлевну, свою Плениру, как он ее называл.

Он был вынужден по долгу службы и на основе закона, который чтил превыше всего, конфликтовать с именитыми фамилиями Российской империи. Был обласкан двором, но и от двора получал оплеухи. Был в милости Екатерины II, поскольку участвовал совместно с Преображенским полком в дворцовом перевороте, приведшим ее к власти.

После знаменитой оды "Фелица" (1782) был в высоких чинах: занимал должности оловецкого и тамбовского губернаторов, личного секретаря императрицы, сенатора, государственного казначея, наконец, министра юстиции. Несмотря на консервативные политические взгляды, на верность трону, со свойственной ему прямотой боролся с неправосудием, злоупотреблениями, притеснениями бедняков.

Служебная деятельность Державина изобиловала, по его словам, "частыми, скорыми и неожиданными переменами фортуны". Его губернаторство в Тамбове закончилось отставкой и преданием суду; недолго удержался он и в должности секретаря Екатерины II, утверждавшей, что Державин "не только грубил при докладах, но и бранился". Павел I подверг его опале "за непристойный ответ". В 1803 году он был окончательно уволен от дел Александром I.

Он не мог служить иначе, чем честно и ревностно оберегая державу. И писать не мог иначе, чем душою, совестью и призванием.

Он был поэтом милостию божьей. Доказательство этому лежит в его объяснении к своей оде "Бог", получившей мировую известность. Наряду с описанием творческого вдохновения, данным А.К. Толстым, державинское является одним из самых выразительных в мировой литературе. Вот оно.

"Не докончив последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом, - писал Державин, как всегда, в третьем лице, - видит во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле воображение так было разгорячено, что казалось ему вокруг стен бегает свет, и с ним вместе полились потоки слез из глаз у него. Он встал и в ту же минуту, при освещающей лампаде, написал последнюю сию строфу, окончив тем, что в самом деле проливал он благодарные слезы за те понятия, которые ему вверены были".

В жизни каждого истинного поэта всегда случается такое мгновение, оно и есть критерий его природного дара.

Называя Пушкина первым поэтом России, надо быть справедливым и помнить: Пушкин учился у Державина (подобно тому, как Державин учился у Ломоносова и Тредиаковского), переняв от него опыт утверждения реализма в поэзии, взяв программные идеалы - независимость поэта, автобиографичность, точность в передаче окружающего мира.

Пушкин никогда не забывал свое первое рукоположение в поэты, произошедшее 8 января 1815 года в Лицее, когда на переводной экзамен приехал Державин. Встреча Пушкина и Державина не имела в реальности того условно-символического характера, который ей невольно приписываем мы, зная, что в лицейской зале в этот день встретились величайший (наряду с Ломоносовым) русский поэт ХVIII века, которому оставалось лишь полтора года жизни, и самый великий из русских поэтов вообще. Державин до этого уже несколько раз передавал свою лиру молодым поэтам:

Тебе в наследие, Жуковский!

Я ветху лиру отдаю;

А я над бездной гроба скользкой

Уж преклоня чело стою.

Впоследствии Пушкин о своей встрече с Державиным в Лицее вспоминал: "Державин был очень стар... Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно; глаза мутны; губы отвислы". (Строки эти писались почти в то же время, что и портрет старой графини в "Пиковой даме": "Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами. ... В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли".)

Здесь же отметим, что при "бессмысленном" лице Державин сумел почувствовать необыкновенный талант юного поэта и пришел в восторг от его стихов.

Предтеча Пушкина, Державин совершил гражданский подвиг, соединяя выдающиеся достижения в государственных и писательских делах. В поэзии Державин поражал конкретностью, вещностью и полнокровной жизненностью своих тем и образов. В сатирических одах Державина резко звучали подлинно гражданские мотивы, высоко оцененные В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, А.Н. Радищевым, а К.Ф. Рылеев в думе "Державин" прямо сравнивал державинскую "к общественному благу ревность" с настроениями декабристов.

...Пушкин-отрок побывал Жуковским и Батюшковым, Фонвизиным и Державиным, Радищевым и Карамзиным... Его благословил Державин и назвал учеником Жуковский. Но Пушкин не стал ни старым Державиным, ни новым Жуковским. Литературное детство Пушкина было лишь подведением итогов всего предшествующего "взрослого" развития, многообразной, но все-таки его школой.

...Сейчас нам очень трудно, забыты и искажены многие нравственные и духовные ценности, забывается и переписывается история, падает культура. Спасение - в памяти. Мне кажется иногда, что на нас смотрят глаза Державина, глаза Пушкина, тая в себе немой укоризненный вопрос: "Братцы, неужели же прожили мы зря нашу жизнь, неужели же есть на свете более важное, чем попечение о благе и славе Отечества?!"

Газета "Советская Россия", 19-07-2016

http://sovross.ru/articles/1429/24888

*   *   *   *   *   *   *

Рыночное изобилие как сарказм. Когда покупка шнурков становится проблемой

Фрицморген столкнулся в очередной раз с вывертами свободного рынка. Ему понадобилось купить шнурки на ботинки. Ботинки серые и замшевые, шнурки там были, как это принято у производителей обуви, в тон - мягкого, грязно-серого цвета. Такие шнурки он и захотел приобрести.

Казалось бы, что за проблема, пошёл да купил, благо количество обувных мастерских и магазинов в Петербурге измеряется сотнями. Советский дефицит остался в прошлом, изобилие на полках невероятное. Серых ботинок с серыми же шнурками полно, в каждом втором магазине - должны ведь, значит, продаваться где-то и сами шнурки?

Ан нет, не всё так просто. Прошло полгода, в течение которых я вяло спрашивал при случае серые шнурки. Спрашивал в магазинах, спрашивал в маленьких обувных мастерских, разглядывал обувные отделы супермаркетов. Всё было тщетно: на меня или смотрели как на князя Мышкина, или, в лучшем случае, предлагали какой-нибудь неподходящий цвет.

Сделаю лирическое отступление и замечу, что в Северной Столице, в которой я имею честь проживать, мужские ботинки имеют право быть не только чёрными или коричневыми, но и любого другого подходящего для джентльмена цвета. Синего, тёмно-зелёного, красного, бордового... любого.

При этом речь не идёт о каких-то вычурных моделях для вырожденцев-элитариев или для бестолковой модной молодёжи - сейчас это, простите за выражение, мейнстрим. Если седобородый сварщик придёт на завод в хороших фиолетовых ботинках, его коллеги по бригаде даже не удивятся.

Так вот, нужных мне шнурков нигде не было. Я понял, что передо мной встал нехитрый выбор: или выбросить вполне ещё годные ботинки, или таки ехать в какой-нибудь специализированный шнурковый магазин. Врождённые жадность и упрямство склонили меня в итоге ко второму варианту.

Интернет сообщил, что мастерская с большим выбором шнурков расположена на Литейном проспекте. Туда-то я и поехал - благо там сейчас ввели платную парковку, что позволило мне относительно легко найти свободное место для машины.

Что я увидел в мастерской? На стене висела планка со шнурками, тут действительно был некоторый выбор. Однако... нужных мне серых шнурков там не было. С горя я купил шнурки близкого цвета (ламантин, если меня читают дизайнеры), но он, разумеется, к ботинкам совершенно не подошёл.

Сделаю тут лирическое отступление и расскажу немного о шнурковой комбинаторике - с позиции любителя, разумеется.

Во-первых, шнурки бывают разной длины. 60 сантиметров, 70, 80, 100... иногда ещё длиннее. По-хорошему, тут у покупателя должен быть выбор как минимум из четырёх разных длин.

Во-вторых, шнурки бывают разной толщины и консистенции. Тонкие вощёные, круглые мягкие, плоские... тут ещё вариантов пять.

В-третьих, шнурок может иметь разный цвет - и здесь было бы здорово дать покупателю выбор как минимум из двадцати цветов.

Перемножаем и получаем, что всего в хорошем шнурковом магазине должно быть 4*5*20 = 400 разных вариантов. Это, в общем, сущий пустяк для современных магазинов - один грамотно оформленный стенд и пара коробок на складе легко могли бы вместить это изобилие. Но... в обувной мастерской на Литейном выбор был в несколько раз беднее, а в обычных обувных магазинах мне предлагали не более 10 вариантов, как правило, исключительно чёрного цвета.

Любопытно, что никакого выбора шнурков не было даже в фирменных магазинах, которые торговали цветными ботинками. Вот, например, Rаlf Ringer - отечественный производитель, который делает очень и очень неплохую обувь. У него есть целая серия ботинок синего цвета и с синими же шнурками. Однако отдельно в специализированных магазинах Ralf Ringer синие шнурки не продаются - хотя, повторюсь, решить вопрос можно было бы щёлкнув пальцами. Изготовить демонстрационный стенд и закинуть на склад пару коробок со шнурками - задача для любой торговой сети весьма несложная.

Итак, как вы понимаете, я столь подробно расписал вам свою шнуркопроблему вовсе не для того, чтобы излить душу и успокоиться. Проблема интересна тем, что она отлично иллюстрирует поведение свободного рынка.

Как должен был бы отреагировать на дефицит цветных шнурков сферический малый бизнес в вакууме?

Ну конечно же - начать добавлять разнообразные шнурки в свой ассортимент, получая тем самым важное конкурентное преимущество.

Как отреагировал на дефицит цветных шнурков реальный бизнес?

Реальный бизнес не счёл нужным заморачиваться из-за тех копеек, которые ему могло бы принести увеличение оборота шнурков. Ну, будет продаваться в мастерской 5 цветных шнурков в месяц. Ну, заработает с этого эффективный продавец 500 рублей прибыли. Да и наплевать на них, овчинка не стоит выделки. То же самое относится и к интернет-магазинам, выбор шнурков там крайне ограничен.

Обувные же магазины на продаже шнурков и вовсе теряют деньги. Ведь тот, кто купил шнурки, мог бы вместо этого купить ботинки целиком, смекаете?

К сожалению, реальная рыночная экономика является довольно токсичной для всех сторон - и для покупателей, и для самих бизнесменов, и, разумеется, для общества. Я уже приводил аналогию с квартирой - если бы ваша квартира была устроена рыночным образом, в ней было бы 5 холодильников, но гадить при этом вы бегали бы во двор, так как рынку обустраивать вам бесплатный туалет было бы совершенно неинтересно.

Кстати, примерно так и происходит сейчас со строящимся жильём. Когда под домом на 500 квартир делают 20 парковочных мест, застройщикам глубоко наплевать на нужды покупателей. Они делают так, как им выгоднее, и никакие законы рынка им тут не мешают.

Как можно было бы решить проблему?

Очевидно - хлопнув по невидимой руке рынка государственной линейкой, как это делают в Европе. Установив в нормах, что на каждую строящуюся квартиру должно быть как минимум одно парковочное место, а на в каждом магазине должен быть некий обязательный ассортимент нужных покупателям товаров - даже если эти товары стоят дёшево и не дают предпринимателям прибыли.

Начал бы, кстати, я с торговых сетей. В принципе, мы уже движемся в нужном направлении - так, на днях Владимир Путин подписал поправки в закон, который ограничил бонусы торговых сетей уровнем в 5%:

http://www.vestifinance.ru/articles/72563

Однако это только начало долгого пути. Рынок необходимо ограничивать и направлять - в противном случае он стремится к тому идеалу, который мы наблюдали в девяностые годы: к длинным рядам ларьков с водкой и сигаретами, между которыми периодически возвышаются павильоны с игровыми автоматами.

Источник: http://fritzmorgen.livejournal.com/912857.html

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное