Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 938


"Эконометрика", 938 выпуск, 14 января 2019 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Вышла наша новая книга - "Современная цифровая экономика". Предлагаем Вашему вниманию продолжение главы 1 "Основы солидарной информационной экономики", входящую в часть I "Солидарная информационная экономика - базовая экономическая теория ХХI века". Окончание - в следующем выпуске. Титульный лист, аннотация, оглавление, предисловие и начало главы 1 помещены в предыдущем выпуске No.937 от 7 января 2019 г.

В статье ""Ваш. обком" разбушевался" Екатерина Польгуева обсуждает публикацию министерством финансов США так называемого "кремлевского списка".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Вышла наша новая книга:

Лойко В.И., Луценко Е.В., Орлов А.И. Современная цифровая экономика. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 508 с.

В РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35649181

Часть I. Солидарная информационная экономика - базовая экономическая теория ХХI века

Глава 1. Основы солидарной информационной экономики

1.1. Введение

1.2. Начало разработки теории - неформальная информационная экономика будущего

1.3. Появление солидарной информационной экономики

1.4. Аристотель - основоположник экономической теории

1.5. Основополагающее значение информационно-коммуникационных технологий в экономике

1.6. Роль теории принятия решений и экспертных технологий в солидарной информационной экономике

1.7. О термине "экономическая теория"

1.8. Рыночные извращения в экономической теории

1.9. Динамика роли государств в национальных экономиках

1.10. Государственные предприятия эффективнее частных

1.11. Вперед к Аристотелю: от рыночной экономики к солидарной

информационной экономике

1.12. Стратегическое управление территориальными и муниципальными

образованиями с точки зрения солидарной информационной экономики

1.13. Экономика - часть менеджмента

1.14. Предшественники и прикладные работы

1.15. Выводы

(Продолжение)

1.7. О термине "экономическая теория"

Обсудим место солидарной информационной экономики в экономической теории.

Начнем с обсуждения терминов. Слово "экономика" имеет два основных значения - хозяйственная деятельность и наука об этой деятельности. Можно было бы говорить "экономика" и "экономическая наука", подобно тому, как используются пары терминов "педагогика" и "педагогическая наука", "медицина" и "медицинская наука". Во всех трех случаях в связи с ростом научного знания обычно используют множественное число: "экономические науки", "педагогические науки", "медицинские науки". Среди экономических наук выделяют основную, базовую, наиболее общую и называют ее "экономической теорией".

Обсудим содержание понятия "экономическая теория". В этой области накопилось много заблуждений, поэтому необходим их критический анализ и выработка научно обоснованных рекомендаций.

В учебных курсах, рассказывающих о развитии экономических учений, первым экономистом в истории науки называют Аристотеля. Согласно его определению, экономика - наука о разумном ведении хозяйства, о деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, т.е. на производство и приобретение благ для дома и государства.

С целью принизить значение Аристотеля иногда утверждают, что он занимался домоводством (писал о ведении домашнего хозяйства). Те, кто так утверждают, рассчитывают, что их читатели не знакомы с сочинениями Аристотеля (хотя они изданы и в переводе на русский язык). На самом же деле Аристотель писал обо всех основных видах хозяйствующих субъектов. Среди них - предприятие (как сельскохозяйственное, так и производство в городе), город (полис), регион (сатрапия), государство (империя).

По мнению Аристотеля, противоестественной является хрематистика, т.е. деятельность, направленная на приобретение выгоды, извлечение прибыли, на накопление богатства. Аристотель резко противопоставлял экономику хрематистике. Он развивал экономическую теорию как основу деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, и резко критиковал хрематистику как антиобщественную (преступную) деятельность.

В настоящее время понимание экономической теории извращено по сравнению с трудами Аристотеля. Именно с этим связано желание умалить значение работ Аристотеля.

Приведем обширную цитату из известного учебника Самуэльсона [81], содержащую некоторые из популярных определений понятия "экономическая теория":

"1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве".

Наблюдаем много извращений по сравнению с формулировками Аристотеля. Главное из них состоит в том, что вместо ведения хозяйства акцент перенесен на второстепенные стороны хозяйственной деятельности - обмен, денежные сделки, "редкие" ресурсы, богатство и т.п.

Определению экономики по Аристотелю соответствуют такие современные научные и учебные дисциплины, как менеджмент, экономика предприятия, организация производства. В настоящее время эти дисциплины находятся среди экономических наук, но на вторых ролях. А на первое место вышла современная хрематистика - финансы и кредит, банковское дело, анализ курсов акций и валют, рынки ценных бумаг и т.п., направленные на приобретение выгоды, извлечение прибыли, на накопление богатства.

Необходимо освободить экономическую теорию от извращений хрематистики, развивать, излагать и применять ее в практической работе в соответствии с Аристотелем как науку о деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей. Определению Аристотеля на современном этапе соответствует солидарная информационная экономика. Она и должна заменить рыночную экономику.

1.8. Рыночные извращения в экономической теории

В современной России распространено представление о том, что экономическая теория - это теория рыночной экономики. Под таковой имеется в виду система ведения хозяйства, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это система ведения хозяйства, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Приведем несколько типовых формулировок. Давать точные ссылки на источники нет необходимости, поскольку подобными формулировками буквально кишат разнообразные литературные и электронные источники.

Обычно отмечают, что рыночная экономика основана на принципах:

- свободного предпринимательства;

- многообразия форм собственности на средства производства;

- рыночного ценообразования;

- договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);

- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Согласно другому источнику основные черты рыночной экономики таковы:

- наличие различных видов конкуренции;

- многообразие форм собственности (личной, частной, коллективной, государственной, общинной);

- полная административная независимость и самостоятельность хозяйствующего субъекта, занимающегося производством товаров и услуг (поскольку товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда);

- свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;

- ориентированный на покупателя рынок.

Иногда полагают, что рыночная экономика обладает следующими свойствами:

- рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательства государства;

- любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Одним из достижений рыночной экономики принято называть равные возможности хозяйствующих субъектов.

И еще:

Рыночная экономика - социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Рыночная экономика - экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью, непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

С позиции истории бизнеса рыночная экономика - экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и при господстве соответствующих институтов.

По мнению многих экономистов, "рынок", под которым принято понимать систему хозяйствования, основанную на свободе договора, ценообразования по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежную рыночную систему), представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически приходящих форм товарообмена и товарораспределения.

Так, по оценке американского экономиста и теоретика менеджмента П. Друкера, 1873 г. - "конец эры либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику" [61].

Приведем два примера неадекватности основных положений рыночной экономики.

1.9. Динамика роли государств в национальных экономиках

В настоящее время российское руководство и в целом поддерживающие его политику средства массовой информации (СМИ) пропагандируют необходимость сокращения участия государства в экономике. Как следствие, идут разнообразные "реформы", проводится приватизация государственных предприятий, структур и функций, уменьшаются налоги и т.п. Нобелевские лауреаты по экономике говорят [82, 83] противоположное - роль государства должна возрастать. Посмотрим, что происходило в различных странах на протяжении последнего столетия. В качестве индикатора возьмем величину государственных расходов, выраженную в процентах от величины валового внутреннего продукта (ВВП). С достаточной степенью точности его можно назвать долей государственного бюджета в валовом внутреннем продукте (пренебрегая разницей между доходной и расходной частями государственного бюджета). Этот индикатор измеряет роль государства в экономике. В соответствии с известным разложением Дж. Кейнса для ВВП возможные значения для него - от 0 до 100%. Чем больше рассматриваемый индикатор, то значительнее роль государства в национальной экономике. В табл.1 приведены данные Международного валютного фонда для 11 наиболее экономически развитых зарубежных стран.

Таблица 1. Государственные расходы (расходная часть бюджета) в процентах от ВВП

No. п/п

Страна

1870 г.

1913 г.

1960 г.

1998 г.

1

Швеция

5,7

10,4

31,1

58,5

2

Франция

12,6

17,0

34,6

54,3

3

Бельгия

-

13,6

30,3

49,4

4

Италия

11,9

11,1

30,1

49,1

5.

Нидерланды

9,1

9,0

33,7

47,2

6

Германия

-

14,8

32,4

46,9

7

Норвегия

5,9

9,3

29,9

46,9

8

Великобритания

-

12,7

32,2

40,2

9

Япония

-

8,3

17,5

36,9

10

Австралия

18,3

16,5

21,2

32,9

11

США

7,3

7,5

27,0

32,8

12

Среднее по 11 странам

10,1*

11,8

29,1

45,0

13

Россия

 

11,5

74,0

19,8

Примечание. *За 1870 г. - среднее арифметическое по 7 странам.

Данные табл.1 весьма красноречивы. Во всех одиннадцати странах в ХХ в. наблюдается значительный рост роли государства в экономике. К концу века она составляет от 1/3 (США) до 1/2 или более (58,5% - Швеция, 54,3% - Франция, 49,4% - Бельгия, 49,1% - Италия, и т.д.). В то же время с 1870 г. по 1913 г. индикатор увеличился в среднем незначительно - на 1,7%, а по отдельным странам уменьшился.

Для России рассматриваемый индикатор вел себя совершенно иначе. В 1913 г. Россия занимала одно из средних мест среди рассмотренных. Затем индикатор значительно вырос и в послевоенные годы достиг 74%. В 1960 г. это было более чем в два раза больше, чем в среднем по 11 странам. К концу ХХ в. ряд стран (Швеция, Франция) приблизился к тому уровню контроля государства над экономикой, какой был в СССР. Зато в России произошел откат на уровень 1913 г. В настоящее время роль российского государства в национальной экономике почти в два раза меньше, чем американского, и в три раза меньше, чем французского.

В терминах теории управления можно сказать так. В послевоенном СССР наблюдался излишне жесткий контроль государства за экономикой (было опережение других стран на полвека). С целью возвращения в "основное русло" было признано уменьшить роль государства в экономике. Было бы естественно перейти куда-нибудь между Францией и Германией, т.е. уменьшить долю государственных расходов с 74% ВВП до примерно 50% ВВП. Однако произошла весьма большая перерегулировка, и Россия очутилась по рассматриваемому индикатору далеко ниже всех рассматриваемых стран. Если раньше отклонение составляло +15,5% от ближайшей страны (Швеции), то теперь оно составляет (-13,0%) по сравнению с США, т.е. влияние государства на экономику в России меньше почти в 2 раза, чем аналогичное влияние в США.

Если считать, что развитие экономики в рассматриваемых одиннадцати странах идет "нормально", то для выхода из перманентного кризиса в нашей стране необходимо увеличить роль государства в экономике в 2 -3 раза [84].

1.10. Государственные предприятия эффективнее частных

К настоящему времени имеется огромное количество книг, статей, ресурсов Интернета, связанных с поисками оптимального управления теми или иными экономическими системами. Среди обсуждаемых вопросов, например, такой: "Какие предприятия работают более эффективно - государственные или частные?"

Частные предприятия хвалят за возможность развертывания личной инициативы, быстроту реакции на изменение рыночной среды. Критикуют их за несогласованность действий, излишнюю трату ресурсов, а также за высокую вероятность различных противоправных и противообщественных действий. Государственные предприятия критикуют за неповоротливость, вызванную бюрократизмом управления, а хвалят за законопослушность. На основе словесного обсуждения нельзя сделать однозначного вывода. Обратимся к статистике, какие предприятия работают более эффективно.

В табл.2 приведены статистические данные Европейского Союза на конец 1995 г. [85]. На конец 1995 г. для каждой страны и для Европейского Союза в целом указаны доля занятых в государственном секторе (в процентах от всех занятых в стране) и доля госсектора в создании добавленной стоимости (в процентах от валового внутреннего продукта). В последнем столбце указана эффективность госсектора в странах Европейского Союза относительно предприятий и организаций других форм собственности. Она получена путем деления второй из этих долей на первую. Страны упорядочены в порядке убывания валового внутреннего продукта. Из данных табл.2 видно, что производительность труда (объем созданной добавленной стоимости на одного работающего) в госсекторе выше, чем на частных предприятиях. Это утверждение справедливо для Европейского Союза в целом и для всех его стран по отдельности, кроме одной - Бельгии.

Таблица 2. Эффективность госсектора в странах Европейского Союза

Страна

Доля занятых в госсекторе

Доля госсектора в добавленной стоимости

Относительная эффективность госсектора

Германия

8,0

10,0

1,25

Франция

11,9

14,2

1,19

Италия

11,5

13,0

1,13

Великобритания

2,3

2,6

1,13

Испания

6,0

7,2

1,20

Швеция

11,4

13,3

1,17

Австрия

10,0

14,0

1,40

Бельгия

9,7

8,6

0,89

Греция

12,0

14,0

1,17

Финляндия

14,7

19,0

1,29

Португалия

6,0

13,1

2,18

Нидерланды

3,4

6,0

1,76

Дания

7,8

8,0

1,03

Ирландия

9,3

11,0

1,18

Люксембург

5,6

6,3

1,13

Европейский Союз

8,0

9,7

1,21

Итак, согласно мировому опыту экономическая эффективность государственных предприятий выше, чем у частных. Одна из причин состоит в том, что зарубежные государства предпочитают оставлять у себя (или национализировать) высокоэффективные предприятия и избавляться от малоэффективных и убыточных, приватизируя их.

1.11. Вперед к Аристотелю: от рыночной экономики к солидарной информационной экономике

Итак, рыночная экономика осталась в XIX веке. А началась она в XVIII веке. До этого времени правители обычно действовали в соответствии с теорией Аристотеля, командуя хозяйственной жизнью в своих странах. Рыночная экономика - временный зигзаг в развитии экономической теории, соответствующий историческому периоду, когда буржуазия вышла на первый план, победив монархии и оттеснив государственные органы управления на второй план. Но в ХХ в. государства вернули себе первенство.

Основное течение (мейнстрим) современной экономической науки - обоснование несостоятельности рыночной экономики и необходимости перехода к плановой системе управления хозяйством. В условиях России это означает, в частности, переход государства к непосредственному управлению экономикой, воссоздание Госплана и отраслевых министерств.

Согласно основоположнику научного менеджмента А. Файолю первая из пяти функций менеджмента - прогнозирование и планирование [76]. Предприятия и корпорации работают по планам - стратегическими и оперативным, долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Удивительно, что перенос идеи планирования с корпорации на государство вызывает сопротивление некоторых лиц, по недоразумению именующих себя "экономистами".

Внедрение в России в начале 1990-х годов в массовое сознание, в преподавание и практику государственного управления мысли о необходимости и перспективности рыночной экономики - результат успешной операции геополитических противников в информационной войне. Таким образом были разрушены конкурентные преимущества экономики СССР, прежде всего централизованное управление.

При развитии экономической теории необходимо избавиться от рыночных извращений и двигаться вперед, руководствуясь идеями Аристотеля, которые не только не устарели, но являются более современными, чем рассуждения о пользе рынка. Таким образом, солидарная информационная экономика должна заменить рыночную экономику.

В рамках мейнстрима плановой экономики имеются различные системы взглядов. Они должны проанализированы, при положительном заключении экспертизы - применяться для управления народным хозяйством. В частности, мы полагаем, что современные модели и методы управления промышленными предприятиями и коммерческими компаниями должны учитывать разрабатываемое в Институте проблем управления РАН новое направление в менеджменте, известное как "Умное управление". Оно предполагает использование современных механизмов управления организационными системами (механизмов прогнозирования и планирования, организации, стимулирования (мотивации), координации и контроля) как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне региона, страны и международных отношений.

Как сказано на сайте разработчиков проекта "Умное управление" [86], "одна из ключевых тенденций XXI века - появление первых примет наступления эпохи "умной" экономики, экономики знаний. Она заставляет пересмотреть место человека в контуре управления. Из факторов производства (наряду с трудом и капиталом) человека "повысили" до уровня нематериального "актива", обладающего рациональным экономическим поведением со способностью к саморегулированию и саморазвитию.

Чем же отличается управление человеком, коллективом от управления самым сложным техническим объектом? Отличий, безусловно, много, но можно выделить основные, порожденные спецификой человека как объекта управления - его активностью.

Первое отличие - это способность человека к самостоятельному целеполаганию.

Второе - способность самостоятельно выбирать действия, в частности - сознательно искажать информацию (если это ему выгодно) и/или не выполнять планы, опять же если это ему выгодно.

Третье отличие - способность к рефлексии относительно собственной деятельности и деятельности других субъектов, в том числе - возможность прогнозирования их поведения.

В современном менеджменте остро ощущается необходимость перехода от несистематизированного и подавляющего своим объемом набора "лучших практик" к комплексу инструментов управления. 

Целью проекта "Умное управление" является разработка научного подхода к конструированию таких инструментов - механизмов управления  - учитывающих активность сотрудников, на основе теоретического анализа (теории активных систем) и обобщения передового опыта участников проекта".

Технологии управления должны опираться на систематическое использование теории принятия решений [84], в том числе экспертных технологий [87].

Солидарная информационная экономика (СИЭ) - разрабатываемая нами базовая организационно-экономическая теория [51], предназначенная для замены устаревшей "рыночной экономики". СИЭ - функционалистско-органическая информационная экономика, опирающаяся на взгляды Аристотеля [37]. СИЭ можно соотносить с научным направлением "Умное управление". Обширная разработанная нами базовая организационно-экономическая теория достаточно подробно рассмотрена в предыдущих публикациях, поэтому в настоящей работе ограничимся отдельными замечаниями.

Итак, теория управления людьми (менеджмент) бурно развивается. Кроме СИЭ и идеи "умного управления", необходимо использовать широко известные современные технологии управления, объединенные термином "Контроллинг". Введением в эту область является учебник [88].

1.12. Стратегическое управление территориальными и муниципальными образованиями с точки зрения солидарной информационной экономики

Контроллинг [88, 110] - знамя, под которым собрались те, кто разрабатывает, изучает и применяет современные технологии управления организациями. Обсуждение понятия "контроллинг" продолжается, в нем можно выделить много сторон.

Контроллинг и служба контроллинга. Обсуждение понятия "контроллинг" продолжается, в нем можно выделить много сторон. Так, "контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей..." [110, с.45]. Можно выразить ту же мысль несколько иначе: "контроллинг - это система информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений в организации". Обратим внимание на то, что система создается постепенно, охватывая одну область принятия решений за другой.

Как соотносятся сферы ответственности контроллера и руководителя? Контроллер разрабатывает правила принятия решений, руководитель принимает решения, опираясь на эти правила. В рамках организации термин "контроллер" может не употребляться, важны исполняемые функции, а не название.

В статье [89] нами введено понятие "контроллинг организационно-экономических методов". Этот вид контроллинга включает методы прогнозирования, разработки и принятия управленческих решений и др. Как была обоснована необходимость введения нового вида контроллинга?

В обстановке развивающегося мирового экономического кризиса стала еще более актуальной необходимость совершенствования систем и процедур управления организациями и предприятиями. Обеспечить технологическую и политическую независимость наша страна может лишь путем перехода на инновационный путь развития. Инновации в сфере управления в промышленности основаны, в частности, на использовании новых адекватных организационно-экономических методов. Контроллинг в этой области - это разработка процедур управления соответствием используемых и вновь создаваемых (внедряемых) организационно-экономических методов поставленным задачам. В деятельности управленческих структур выделяем интересующую нас сторону - используемые ими организационно-экономические методы. Такие методы рассматриваем с точки зрения их влияния на эффективность (в широком смысле) процессов управления промышленными предприятиями. Если речь идет о новых методах (для данного предприятия), то их разработка и внедрение - организационная инновация, в таких случаях контроллинг организационно-экономических методов можно рассматривать как часть контроллинга инноваций [91].

Разработка процедур управления соответствием используемых и вновь создаваемых (внедряемых) организационно-экономических методов поставленным задачам входит в обязанности службы контроллинга. Организационно-экономические методы могут быть реализованы в виде методик, инструкций и других нормативных документов организации, а также в виде программных продуктов и автоматизированных систем. Реализацию организационно-экономических методов осуществляют работники различных специальностей - организаторы производства, экономисты, управленцы (менеджеры, руководители), инженеры, математики, программисты и др. Дело контроллеров - обеспечить соответствие продуктов реализации организационно-экономических методов задачам, поставленным руководством организации. Можно сказать, что контроллеры передают требования руководства организации тем конкретным специалистам и их группам, которые осуществляют реализацию организационно-экономических методов, а затем осуществляют информационно-аналитическую поддержку процесса принятия управленческих решений с использованием разработанных методик, инструкций, программных продуктов и автоматизированных систем. Таким образом, служба контроллинга занимает центральное место в процессе разработки и применения организационно-экономических методов для решения задач, поставленных руководством организации.

Отметим, что служба контроллинга, действующая в соответствии со сказанным выше, может иметь другое название или же не быть выделенной в виде самостоятельного подразделения. От этого она не перестает быть службой контроллинга, поскольку выполняет ее функции. Вспомним персонаж пьесы Мольера, который с удивлением узнал, что всю жизнь говорил прозой. В материалах шести международных конференций "Управление развитием крупномасштабных систем" (Институт проблем управления РАН, 2007 - 2012), содержащих тезисы более чем тысячи докладов, термин "контроллинг" встречается всего два раза, в то время как более чем в 200 докладах рассматриваются проблемы контроллинга в указанном выше смысле.

Автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий (АСППАП) - инструмент контроллинга при управлении безопасностью полетов. В инновационном проекте АСППАП разрабатывается система организационно-экономических методов и программ поддержки принятия управленческих решений в области управления безопасностью полетов, весьма важной для авиации. Эта система будет играть роль службы контроллинга, снабжая руководителей, отвечающих за безопасность полетов, правилами принятия решений и проектами решений в конкретных ситуациях. Другими словами, разрабатываемая система обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процесса принятия управленческих решений в области безопасности полетов, а потому является основой системы контроллинга в этой области. Отсутствие термина "контроллинг" в официальном названии разрабатываемой системы объясняется традициями, сложившимися в кластере организаций, разрабатывающих систему, и не может затушевать ее реальные функции.

В 2010 г. Правительство РФ поддержало пилотный инновационный проект по разработке АСППАП на базе Ульяновского государственного университета. К работе были подключены ведущие ученые РФ в области управления безопасностью полетов: из МГТУ им. Н.Э. Баумана, Межгосударственного Авиационного Комитета, МГТУ Гражданской Авиации, ОКБ Миля и других организаций под руководством председателя Экспертного Совета проекта член-корр. РАН Н.А. Махутова.

Инновационный проект реализуется на базе Группы компаний (ГрК) "Волга-Днепр" и при активном участии ее ведущих специалистов и руководителей. ГрК "Волга-Днепр" специализируется в области грузовых авиаперевозок и занимает более 50% мирового рынка нестандартных грузоперевозок.

АСППАП - инструмент контроллинга при управлении безопасностью полетов [111]. Разработка АСППАП проводится по двум направлениям: (1) построение математических моделей классическими методами теории вероятностей, где это возможно (модели обнаружения разладки, теории надежности), и (2) методами теории статистики нечисловых данных [96], в том числе нечетких множеств (описывающих лингвистические переменные), с использованием анализа экспертных оценок [87], построения матриц анализа рисков [112] и т.д. Деревья событий по 12 типам авиационных происшествий разработаны на базе многолетней статистики.

Методы прогнозирования и экономической оценки рисков для безопасности полетов [112] разрабатываются с целью разработки и принятия управленческих решений в АСППАП. Методы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования основаны на использовании прикладной статистики, экспертных оценок, организационно-экономического моделирования производственных процессов авиаперевозок и возможных сценариев развития авиационных происшествий в полете.

Повышение эффективности управления безопасностью полетов - одна из приоритетных задач ГрК "Волга-Днепр". Руководящие документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), как показал опыт, не являются достаточными для построения эффективной системы на уровне авиакомпании.

В проекте большой объем занимают работы с применением экспертных технологий. Разработчики УлГУ совместно с проектной группой ГрК выделяют набор прикладных задач, для решения которых необходимо применение экспертных оценок. Так, при краткосрочном прогнозировании с использованием выделенных в проекте 12 типов событий эксперты оценивают передаточные коэффициенты (условные вероятности в обобщенных формулах Байеса). Экспертные оценки используются в тех случаях, когда обширные статистические данные отсутствуют или в настоящее время недоступны. По мере накопления информации в новых базах данных и извлечения необходимой информации из имеющихся баз данных, в том числе из материалов расследований авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета и автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации РФ, проведения научно-исследовательских работ экспертные оценки будут заменяться на объективные данные.

Вначале организаторы экспертизы планировали получить от экспертов оценки в виде частот событий (сколько определенного типа событий следует ожидать на 1000 полетов). Однако в соответствии с мнением экспертов пришлось перейти на оценки в порядковой шкале. Эксперты стали упорядочивать события по частоте, а также давать балльные оценки в шкале с пятью градациями. Таким образом, еще раз подтвердилось, что экспертам гораздо легче сравнивать объекты экспертизы, отвечать, какое событие встречается чаще, а какое реже, чем отвечать на вопросы типа: "Как часто встречается?", "Во сколько раз чаше встречается первое событие, чем второе?", "Насколько чаще встречается первое событие, чем второе?". То, что мнения экспертов чаще всего выражены в порядковой шкале, заметно усложнило процедуры сбора и анализа экспертной информации по сравнению с гипотетической возможностью получать экспертные оценки в интервальной шкале или шкале отношений.

Количественная оценка рисков для безопасности полетов в стоимостной и натуральной форме проводится на основе анализа информации об эксплуатационной деятельности авиакомпании и формирования перечня управленческих решений из базы данных с оценкой их эффективности на основе расчета предотвращенного ущерба. Для предварительной оценки эффективности управленческих решений будут использованы разработки группы CAST (Commercial Aviation Safety Team), снизившей уровень авиакатастроф в США за период с 1997 г. по 2007 г. на 82%.

Принята вероятностно-статистическая модель риска. Ущерб - случайная величина. Риск выражается характеристиками распределения ущерба, но непараметрическая оценка плотности затруднена. Поэтому на первом этапе используется упрощенный вариант - расчет среднего ожидаемого ущерба как произведения вероятности авиационного события (рассчитывается по исходным данным об эксплуатационной деятельности авиакомпании и ожидаемым условиям полета) и среднего ущерба (рассчитывается по данным страховых случаев с экспертным учетом опыта авиакомпании). Экспертным путем определяются многие параметры, необходимые для реализации системы, например, минимальная величина ущерба (в процентах от стоимости воздушного судна) как характеристика события для его учета в долгосрочном прогнозировании. Необходимо включать также косвенный ущерб, соответствующий упущенной выгоде в связи с внеплановым ремонтом, простоем воздушного судна в течение ремонта, дополнительными расходами, вызванными использованием других воздушных судов для выполнения заключенных договоров на авиаперевозки, репутационными издержками и другими потерями.

В соответствии с требованиями ИКАО каждая авиакомпания разрабатывает и совершенствует систему управления безопасностью полетов. Разрабатываемая ГрК "Волга-Днепр" совместно с УлГУ и консультантами АСППАП отличается гораздо более глубокой проработкой вопросов оценки, анализа и управления рисками, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования. Единственным существующим в настоящее время аналогом является система CATS (Нидерланды), однако эта система заметно проще, не использует объективные данные об эксплуатационной деятельности авиакомпании и ожидаемых условиях выполнения полета и позволяет решать существенно меньший объем задач по управлению безопасности полетов. Итак, АСППАП является новой в мировом масштабе инновационной разработкой (инструментом контроллинга), позволяющей успешно решать ключевую в авиационной отрасли проблему подготовки правил принятия решений и выдачи рекомендаций руководителям по принятию управленческих решений при управлении безопасностью полетов. Планируется, что система будет тиражироваться: передаваться авиакомпаниям и внедряться в них.

1.12. О применении солидарной информационной экономики при стратегическом управлении территориальными и муниципальными образованиями

В Указе Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года No. 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" вместо множества критериев эффективности в управленческий обиход введены 11 интегральных показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе такой показатель, как "оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации". В настоящее время информационно-коммуникационные технологии все шире используются для организации взаимодействия органов управления территориальными и муниципальными образованиями с общественными организациями и отдельными гражданами. Особенно важно взаимодействие в области стратегического управления территориальными и муниципальными образованиями. Методы организации такого взаимодействия рассматриваются в развиваемой нами солидарной информационной экономике (СИЭ).

СИЭ исходит из того, что основное течение (мейнстрим) в современной экономической науке - обоснование несостоятельности рыночной экономики и необходимости перехода к плановой системе управления хозяйством. В условиях России это означает, в частности, переход государства к непосредственному управлению экономикой, воссоздание Госплана и отраслевых министерств.

В рамках мейнстрима плановой экономики имеются различные системы взглядов. Мы полагаем, что модели и методы управления развитием крупномасштабных систем должны опираться на разрабатываемое в Институте проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН новое направление в менеджменте [109], получившее название "Умное управление". Оно предполагает использование современных механизмов управления организационными системами (механизмов прогнозирования и планирования, организации, стимулирования (мотивации), координации и контроля) как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне региона, страны и международных отношений. Технологии управления должны опираться на систематическое использование теории принятия решений, в том числе экспертных оценок. СИЭ как базовую организационно-экономическую теорию относим к научному направлению "Умное управление". Базовые идеи НИЭБ достаточно подробно изложены выше.

Согласно СИЭ современные информационные технологии и теория принятия решений (включая экспертные технологии) позволяют построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь воля руководства хозяйственной единицей, нацеленная на преобразование системы управления этой единицей. В частности, как уже и происходит во всех развитых странах, российское государство должно стать основным действующим лицом в экономике.

Практика управленческой работы в Группе авиакомпаний "Волга-Днепр" демонстрирует главенство менеджмента над экономикой, в частности, большое значение экспертных технологий, в том числе сетевых.Новым по сравнению с временами В.М. Глушкова и С. Бира является широкое распространение Интернет-технологий, позволяющее аппаратно реализовать право граждан на участие в принятии касающихся их решений. Открытый процесс создания реальных организационных модулей системы, привлечения участников, прокладывания горизонтальных связей, осуществления операций с ее помощью можно назвать Open P2P Society - "Открытое сетевое общество". Неформальность - важнейшая черта, обеспечивающая свободу передачи информации и участие всех заинтересованных лиц и организаций в выработке и реализации решений.

В перспективе путем предварительного обсуждения и планирования можно будет снять проблему нерационального производства товаров и услуг. В рамках плановой системы можно смоделировать любые рыночные отношения, а потому плановое хозяйство заведомо не менее эффективно, чем рыночное. Основная критика плановой системы базировалась на невозможности произвести необходимое количество вычислений, в результате плановые решения запаздывали и не могли охватить необходимую номенклатуру товаров и услуг. Как показали В. Пол Кокшотт и Аллин Ф. Коттрелл [71], современные информационные технологии снимают эти проблемы. П. Кокшотт демонстрирует теоретическую возможность организации производства с целью удовлетворения потребностей в масштабах страны или человечества в целом [72]. Особо отметим выполненный им тщательный анализ объемов вычислений, необходимых для этого. Как показал П. Кокшотт, для расчетов управленческих решений на базе моделей линейного программирования мощностей стандартных современных компьютеров вполне достаточно. Возможность самореализации личности, быстрота реализации творческих решений, полностью реализуется в продвинутом варианте планового хозяйства, построенного на основе современной теории принятия решений. Возможно полностью удовлетворить индивидуальные и пожелания потребителей.

Многочисленные работы посвящены конкретным проблемам развития информационных технологий управления. В частности, И. Герасимов считает, что информационные технологии управления уже на сегодняшнем этапе позволяют разработать и внедрять интегрированные информационно-управляющие системы, предназначенные для координации людей, ресурсов, потребностей, предложений; объединения в рабочие группы по реализации экономических проектов; установления прямых связей между производителями и потребителями; оптимальной координации инициатив и проектов в масштабе всего общества. К конкретным функциям в рамках экономического блока можно отнести: учет и распределение ресурсов, обмен экономическим опытом и технологиями, выявление потребностей населения в товарах и услугах, формирование коллективов новых хозяйствующих субъектов, аккумулирование и распределение инвестиций, координация действий трудовых коллективов, публичная оценка потребителями работы хозяйствующих субъектов, ведение публичного диалога между потребителями и производителями товаров и услуг, публикация жалоб добросовестных хозяйствующих субъектов на деструктивные действия официальных и неофициальных паразитических структур, выработка схем оптимального ресурсообмена и планов экономического развития.

Не менее важным, чем участие в экономической жизни, представляется наделение рядовых граждан возможностями по непосредственному участию в политическом управлении обществом. Это, в частности, формирование общественных советов и рабочих групп по коллективному изучению и решению тех или иных социальных проблем, оценка качества работы должностных лиц, разработка, обсуждение и оценка нормативных документов, выдвижение собственных предложений и доведение их до управленческих структур, организация публичного диалога между административными органами и населением, обсуждение кандидатов на выборные должности, публикация сведений о характеризующих личность граждан совершенных ими социально значимых действиях, мобилизация населения на акции прямого гражданского волеизъявления... Качественно новым уровнем по сравнению с разрозненными сайтами фирм и административных учреждений, выполняющими лишь представительские и рекламные функции, должны стать интегрированные порталы целых секторов экономики и территорий. Эти порталы должны обладать выраженной обратной связью, формироваться по единым стандартам, подчиняться принципу "открытой архитектуры", быть соединенными между собой каналами регулярного обмена данными и находиться под контролем формируемых населением общественных советов различных уровней [70].

Приведем пример институализации неформальных акций с помощью информационных технологий. В США по инициативе ученых Массачусетского технологического института - разумеется, вопреки воле официальных властей - была разработана интерактивная сетевая база данных, позволяющая гражданам свободно добавлять и получать информацию, касающуюся должностных лиц и политиков. Задуманная как "асимметричный ответ" на создание системы тотальной слежки правительственных органов за простыми людьми, она получила название GIA - Government Information Awareness, или "Информационная осведомленность о правительстве". Таким образом, передовой мировой опыт также указывает верное направление развития.

Оставшиеся с прошлых веков привычные принципы управления как экономикой, так и государством входят во все большее противоречие с возможностями в сфере технологий управления, предоставляемые прогрессом информационных технологий. Падает роль представительной демократии, при которой подавляющее большинство граждан делегируют полномочия по принятию решений специалистам-депутатам. Возрастает роль неформальной, "роевой" деятельности, как противовеса иерархическим структурам.

(Окончание следует)

*   *   *   *   *   *   *

"Ваш обком" разбушевался

Екатерина Польгуева

Публикация министерством финансов США так называемого "кремлевского списка" вызвала эффект разорвавшейся бомбы в российских "элитах". Хотя событие было ожидаемым. Еще в августе 2017 года конгресс США принял, а президент Дональд Трамп подписал закон "О противостоянии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), который касается России, КНДР и Ирана.

В рамках этого закона американский минфин должен был до 29 января представить список российских чиновников и бизнесменов, против которых есть причины ввести санкции.

И вот в последний день означенного срока "кремлевский доклад" минфина представлен американским конгрессменам. В списке 210 имен: 114 чиновников и 96 миллиардеров. В Вашингтоне подчеркивают, что это-де еще не санкционный список. То есть пока на их фигурантов никаких ограничений не возлагается. Но вот именно что "пока". Буквально вся российская властная и бизнес-элита оказалась подвешена на крючок ожидания санкций. Недаром в прессе появилось выражение "список замедленного действия", который, однако, может детонировать в любую секунду. А неопределенность даже хуже явных репрессивных мер. Но главное, оставляет место для маневра: пока еще не свершилось, не попал под санкции, можно приложить усилия, чтобы доказать: я как был надежным партнером для Америки, так и остался.

Можно предположить, что именно на такой эффект и рассчитывают американские составители списка: расколоть широкий путинский круг. Ведь в списки попал фактически весь правящий класс (или клан) РФ. Недаром высшие государственные чиновники уже заявили, что "кремлевский список" - вмешательство в предстоящие выборы президента. В частности, о такой попытке вмешательства заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, в список также попавшая. 

Впрочем, куда легче перечислить, кто в него не попал. Однако всё же начнем с фигурантов. Это весь состав руководителей администрации президента (кроме, собственно, самого президента Путина), все его официальные представители. Здесь глава администрации Антон Вайно, его заместители Сергей Кириенко, Алексей Громов, Магомедсалам Магомедов, помощники президента Владислав Сурков, Лариса Брычева, Игорь Левитин, Владимир Кожин, Андрей Фурсенко, Николай Цуканов, Игорь Щеголев, советники Сергей Глазьев, Антон Кобяков, Александра Левицкая, уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. 

Многие имена прекрасно известны россиянам, другие фигуранты - персонажи не медийные. Однако не приходится сомневаться, что "вашингтонский обком" хорошо осведомлен о том самом правящем клане - недаром же ведет с ним партнерские отношения много лет.
В "кремлевском списке" - полный состав кабинета министров: премьер Дмитрий Медведев, вице-премьеры Игорь Шувалов, Сергей Приходько, Александр Хлопонин, Виталий Мутко, Аркадий Дворкович, Ольга Голодец, Дмитрий Рогозин, министры Александр Ткачев, Николай Никифоров, Михаил Мень, Владимир Мединский, Максим Орешкин, Антон Силуанов, Александр Новак, Сергей Лавров, Сергей Шойгу. 

Среди "других высокопоставленных лиц, влияющих на политику и экономику РФ" - спикеры обеих палат российского парламента Матвиенко и Володин, мэр Москвы Собянин и губернатор Петербурга Полтавченко (всего двое из глав регионов, зато - столичных). Руководители всех силовых и правоохранительных ведомств: генпрокурор Юрий Чайка, директор ФСБ Александр Бортников, секретарь Совбеза Николай Патрушев, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин и т.д.

Особый интерес представляют главы корпораций и организаций, находящихся под контролем государства, перечислим их. Алексей Миллер - председатель правления "Газпрома", Игорь Сечин - председатель правления "Роснефти", Герман Греф - председатель правления Сбербанка, Олег Белозеров - председатель правления ОАО "РЖД", Андрей Костин - председатель правления ВТБ, Сергей Чемезов - генеральный директор "Ростеха", Борис Ковальчук - председатель правления ОАО "Интер РАО ЕЭС", Алексей Лихачев - генеральный директор "Росатома", Николай Токарев - председатель правления "Транснефти", Андрей Акимов - председатель правления "Газпромбанка", Наиль Маганов - председатель правления "Татнефти", Виталий Савельев - генеральный директор "Аэрофлота", Андрей Шишкин - президент "Башнефти", Юрий Слюсарь - президент "Объединенной авиастроительной корпорации", Николай Шульгинов - генеральный директор "РусГидро", Сергей Горьков - председатель Внешэкономбанка, Сергей Иванов-младший (и во властных структурах, и в "кремлевских списках" уже целые семьи) - президент "Алросы", Роман Дашков - главный исполнительный директор "Сахалин Энерджи".

Чтобы ознакомиться со списком "кремлевских олигархов", можно просто взять золотую сотню российских миллиардеров из журнала "Форбс". До сотни, правда, "кремлевский список" немного недотянул: всего 96 олигархов, состояние которых превышает миллиард долларов США. Так что в "вероятные противники" США зачислены не только уже находящиеся под санкциями братья Ротенберги, Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, но и Роман Абрамович, Петр Авен, Сулейман Керимов, Олег Дерипаска, Елена Батурина, Аркадий Волож, Олег Тиньков...

Какие бы цели ни преследовал "вашингтонский обком", он, по сути, в абсолютно явном виде продемонстрировал, прежде всего российскому обществу, олигархическую структуру государства Российская Федерация. И назвал олигархат - упомянутый российский правящий клан - пофамильно.
Характерно, что крайне разочарованными оказались так называемые российские либералы, с нетерпением ждавшие черных списков. Ведь "сатрапы режима" пока никак не наказаны - их просто припугнули. Но куда обиднее, что "вашингтонский обком" причислил к "сатрапам" наивернейших своих партнеров. Тех, кого либералы почитают людьми, близкими "к оппозиции Путина". И вот, пожалуйста, оказывается, никакие они не оппозиция, а тот же самый "режим".

Глава Московской Хельсинкской группы, член совета при президенте РФ по правам человека Людмила Алексеева оскорбилась за попавшего в списки главы СПЧ Михаила Федотова - десоветизатора и десталинизатора. Но самое содержательное признание, как представляется, сделала Юлия Латынина. Она в недоумении и возмущении, что в "кремлевцы" зачислены Герман Греф (Сбербанк) и Виталий Савельев ("Аэрофлот"). Ведь они "пытаются делать из вверенных им госпредприятий более-менее западные компании". Но "самый караул", по ее словам - список бизнесменов, куда попали олигархи ельцинского призыва, сперва обиженные "путинскими силовиками", а теперь вот и "вашингтонским обкомом". Латынина упоминает среди таких дважды обиженных Фархада Ахметова, Михаила Гуцериева, Вагита Алекперова, Михаила Фридмана и многих других, а "кремлевский список" она именует бессмысленным "телефонным справочником".

Получился действительно справочник, но отнюдь не бессмысленный. Это самое прямое доказательство, что для народа России все равно: Греф ты или Миллер, Сечин или Савельев. Миллиарды сколачивали они вместе, на некогда общенародном достоянии. И если в процессе дележа возникли какие-либо разногласия, то принципиальной разницы все равно никакой. А ведь эту якобы разницу нам постоянно пытаются доказать - как упомянутые либералы, так и пропрезидентские "патриоты". Только первые твердят о "демократических 90-х", истинными наследниками которых остались олигархи ельцинского призыва или уцелевшие в правительстве либералы. А поклонники "нацлидера", напротив, доказывают, что Путин победил "олигархат", а недобитки вставляют ему палки в колеса. Даже если "недобитков" сам Путин и назначил на высокие государственные должности.
Парадокс, но минфин США, можно сказать, подвел итог "либеральным реформам" в России, начиная с 1991 года. Американские партнеры недвусмысленно подтвердили - это действительно одна команда. К слову, наиценнейших своих партнеров в России они и на этот раз поберегли. Речь, например, о главе Центробанка Эльвире Набиуллиной и руководителе корпорации "Роснано" Анатолии Чубайсе. Не менее бережно с ними обходится и Владимир Путин.

"Я думаю, это та ситуация, когда непопадание в этот список - это повод уволиться. Но, конечно, мы так поступать не будем", - пошутил  премьер Медведев. Впрочем, не в его полномочиях уволить Набиуллину или Чубайса. Да и сам он этого явно не хочет. Тем более, фигурантам "кремлевского списка" не до шуток, о чем свидетельствует их раздражение и явный страх.

"Де-факто вся эта группа лиц названа врагами США. Это подход, это заявление", - полагает фигурант списка Дмитрий Песков.

Но при этом он очень по-кремлевски предостерег от того, чтобы давать оценки. Вот так - российский правящий клан объявили врагами, но они по-прежнему партнеры, по-прежнему надеются заслужить доверие и прощение. 

Все это очень напоминает ситуацию вокруг олимпийского скандала с МОК, когда твердая уверенность в "партнерских переговорах между собой" в итоге привела к колоссальному унижению России.

Вот только ставки в такой санкционной войне несравнимо выше, чем участие в спортивных соревнованиях.

"Мы ждали этого списка. И не буду скрывать, мы готовы были предпринять ответные шаги, причем серьезные, которые скатили бы наши отношения к нулю совсем. Мы воздержимся пока от этих шагов. В чем смысл таких действий, я не понимаю, но это безусловно недружественный акт", - сказал Владимир Путин, выступая перед своими доверенными лицами в ходе президентской предвыборной кампании.

Неужели после нескольких лет уже практически открытого противостояния с США российский лидер действительно не понимает? А главное - не будет никакой адекватной реакции, лишь очередное "партнерское воздержание". Значит российская власть к войне, которую, по многочисленным заявлениям высокопоставленных чиновников нам объявили, не готова. Пока речь идет о войне санкционной. Но что будет завтра? 

Об этом думают, размышляют над "кремлевскими списками", делают свои выводы не только медийные личности, но и множество рядовых россиян.

http://sovross.ru/articles/1654/37793

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное