Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1014


"Эконометрика", 1014 выпуск, 29 июня 2020 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Продолжаем публиковать новую книгу А.И. Орлова "Публикации за полвека". Начало - в выпусках No.No. 997 - 1013 от 2, 9, 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11, 18, 25 мая, 1, 8, 15 и 22 июня 2019 г. соответственно. В настоящем выпуске - глава "Вопросы обучения в средней и высшей школе" (с разделами "1. Онтодидактика", "2. Математическое моделирование процессов обучения", "3. Информационные технологии в обучении", "4. Общие проблемы обучения", "5. Методика внеклассной работы по математике", "6. Математическая экономика для школьников", "7. Эконометрика как учебная дисциплина", "8. Опубликованные программы и методические указания").

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Александр Иванович ОРЛОВ

ПУБЛИКАЦИИ ЗА ПОЛВЕКА (1970 - 2019)

Комментарии к списку научных и методических трудов

Изд. 3-е, исправленное и дополненное

(Продолжение части IV "Преподавание")

Вопросы обучения в средней и высшей школе

1. Онтодидактика

2. Математическое моделирование процессов обучения

3. Информационные технологии в обучении

4. Общие проблемы обучения

5. Методика внеклассной работы по математике

6. Математическая экономика для школьников

7. Эконометрика как учебная дисциплина

8. Опубликованные программы

В этом разделе рассмотрены работы, посвященные теории обучения в средней и высшей школе. Под словом "теория" понимаю обсуждение на научном уровне проблем содержания и методики обучения. Раздел тесно соприкасается и переплетается с разделами "Внеклассная математика" и "Основные монографии", в которых описаны публикации о содержании занятий по конкретным темам и выпущенные учебники (см. также об учебниках и учебных пособиях раздел "Экология" и иные). Таким образом, данный раздел описывает "надстройку" над преподаванием конкретных дисциплин.

1. Онтодидактика

Онтодидактические разработки были начаты в рамках работ по внеклассной математике (см. предыдущую главу). Онтодидактика - термин члена-корреспондента АН СССР А.А. Ляпунова. Он означает работу по включению новых научных результатов в образовательный процесс. Для осуществления онтодидактической деятельности надо быть на переднем крае научных исследований и одновременно уметь адаптировать последние научные результаты к виду, приспособленному для восприятия учащимися в процессе обучения в средней или высшей школе. С 1993 г., перейдя на преподавательскую работу, я занимаюсь прежде всего онтодидактикой, разрабатывая учебные курсы, учебники и учебные пособия, нацеленные на онтодидактическую адаптацию последних научных результатов.

Первая онтодидактическая разработка была выполнена гораздо раньше - в 70-х. Она касалась строгого анализа классической модели Вильсона управления запасами:

76. Орлов А.И. Про управление запасами // Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1975. - С. 10-20.

Научная новизна этой статьи состояла в том, что впервые была строго поставлена и решена задача оптимизации в постановке естественной общности, выявлен ряд неклассических эффектов. Например, оказалось, что формула квадратного корня, как правило, не дает оптимальный план, а только асимптотически оптимальный. Изучение устойчивости позволило получить практически полезные выводы, отраженные в ряде публикаций, в частности, в монографии:

131. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях (Серия "Проблемы советской экономики"). - М.: Наука, 1979.- 296 с.

На наш взгляд, именно эта разработка (No.76) больше всего подходит для первого знакомства студентов и школьников с основами экономико-математического моделирования. Она была включена во "Внеклассную работу по математике" в качестве одной из тем:

94. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. - М.: Просвещение, 1977. 288 с. (18,0 п.л.). - Второе издание, исправленное и дополненное (М.: Просвещение, 1984). - Перевод на молдавский язык (Кишинев: Лумина, 1980). - Перевод на литовский язык (Каунас: Швеса, 1982). - Перевод на казахский язык (Алма-Ата: Мектеп, 1986).

В несколько расширенном виде эта разработка (No.76) была издана в виде методических рекомендаций:

323. Орлов А.И., Конюхова Т.А. Математические модели в экономике. Модель Вильсона управления запасами. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 31 с.

Затем эта разработка вошла в качестве раздела в учебную литературу:

600. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 496 с. (Серия "Учебный курс")

616. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

759. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч.3. Статистические методы анализа данных. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 624 с.

713. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений : учебник. Гриф УМО. - М. : КноРус, 2011. - 568 с.

Иной оказалась судьба онтодидактической разработки по основам теории вероятностей:

87. Орлов А.И. Вероятностное пространство, неравенство Чебышева и закон больших чисел - основа курса теории вероятностей для школьников // Подготовка студентов педагогических институтов к внеурочной работе по математике. - Вологда: Изд-во ВГПИ, 1976. -С. 13-29.

Ее цель - дать строгое изложение основных идей (указанных в названии), доступное школьникам. Опыт преподавания показал, что идея осуществима. Однако во "Внеклассную работу по математике в 6-8 классах" она не вошла - я был вынужден согласиться с мнением А.Л. Розенталя, что изложение слишком сложно даже для учеников 8 класса. Во "Внеклассную работу по математике" включен более простой, но и более стандартный материал.

В 80-е годы эта онтодидактическая разработка вошла в подготовленную к изданию монографию "Статистические методы стандартизации и управления качеством", выход которой был сорван в результате вредительской деятельности А.А. Богатырева (см. раздел "Технические науки").

Практически в исходном виде (см. No.87) эта разработка вышла в качестве методических рекомендаций:

324. Орлов А.И., Миронова И.Ю. Математические модели в экономике. Вероятностное моделирование неопределенностей в экономике. Основные понятия. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 28 с.

Затем она вошла в качестве раздела в учебную и справочную литературу:

611. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2006. - 672 с.

616. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

687. Орлов А.И. Вероятность и прикладная статистика: основные факты: справочник. - М.: КНОРУС, 2010. - 192 с.

Ясно, что онтодидактические исследования - неотъемлемая часть подготовки учебных текстов на основе результатов научных разработок. Хотя я постоянно подчеркиваю, что мои учебники XXI века составлены на основе научных публикаций, но реально научные статьи подвергались онтодидактической переработке, адаптации к учебному процессу. Наиболее ярко это проявляется к отборе материала и отсутствии доказательств. Сравните, например, рассказ об оценивании параметров гамма-распределения в исходном издании:

177. Орлов А.И. ГОСТ 11.011-83. Прикладная статистика. Правила определения оценок и доверительных границ для параметров гамма-распределения. - М.: Изд-во стандартов, 1984. - 53 с. - Переиздание: М.: Изд-во стандартов, 1985. - 50 с. (указаны соавторы: Миронова Н.Г., Бендерский А.М., Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д., Фомина Л.А., Невельсон М.Б.)

и в учебнике:

611. Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 671 с.

Ясно также, что онтодидактические исследования опираются на результаты анализа состояния и перспектив развития соответствующих научно-практических дисциплин. Поэтому они являются неотъемлемой частью деятельности творчески и ответственно работающего преподавателя.

Проблемам онтодидактики посвящен доклад:

596. Орлов А.И. Высокие статистические технологии - из науки в преподавание // Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - С. 555-556.

Основная мысль выражена в названии. Речь идет о фундаментальной цели моей преподавательской деятельности. К этой тематике вернулся в 2019 г.:

1138. Высшая школа: традиции и инновации. Актуальные вопросы и задачи системы образования РФ / Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М., Крылова Е.В., Борковская В.Г., Дроздова И.И., Беляев А.В., Прытков Р.М., Бобрешова И.П., Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А., Вылкова Е.С., Горшкова О.О., Ефремова Н.П., Зюзин Б.Ф., Миронова В.А., Ким К.К., Нагоев А.Б., Шурдумова Э.Г., Гергова З.Х., Орлов А.И., Челышева И.В., Щепотьев А.В., Минаев Д.В., Фадеев Г.Н., Двуличанская Н.Н., Фадеева С.А., Николаев А.Н., Богданова Е.Л., Аминов И.И., Попова Е.И., Бырдина О.Г., Кипина О.А., Герасимова Е.А., Таптыгина Е.В., Денисов Д.Г., Халуторных О.Н., Пономарева А.Е., Миронов А.Г., Шустова О.Б., Сидорова Д.Г., Ермолаева Н.В., Чертов Н.В., Мосалёв А.И., Локтионова Ю.Н., Янина О.Н., Воротилин М.С., Соловьев А.Э., Прохорцов А.В., Гребенкина Л.К., Копылова Н.А., Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Силаева О.А., Ярусова С.Б., Буравлев И.Ю., Иваненко Н.В. / Под редакцией Е.В. Ляпунцовой, Ю.М. Белозеровой, И.И. Дроздовой - М.: Издательство: ООО "Русайнс", 2019. - 296 с.

Монография подготовлена коллективом авторов - победителей и организаторов конкурса "Золотые Имена Высшей Школы", реализуемого Межрегиональной общественной организацией "Лига Преподавателей Высшей Школы" при поддержке Фонда президентских грантов. Орловым А.И. написана глава 1.6 "Высокие статистические технологии - из науки в преподавание ".

К онтодидактике можно отнести статью:

753. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование, эконометрика и статистика в техническом университете // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. "Естественные науки". 2012. No.1. С. 106-118.

А также значительную часть материалов публикаций раздела "5. Новая парадигма математических методов исследования" главы "Методология и общие вопросы" части V настоящей книги.

2. Математическое моделирование процессов обучения

Для управления учебным процессом и его оптимизации полезны математические модели образовательной деятельности.

В докладе 20 февраля 1974 г. на семинаре "Многомерный статистический анализ и вероятностное моделирование реальных процессов":

69. Орлов А.И. Проблемы устойчивости в некоторых моделях управления запасами и ресурсами // Алгоритмы многомерного статистического анализа и их применения. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1975. - С.94-105,

было получено, в частности, следующее:

- построена модель образовательного процесса, в которой с помощью принципа максимума Л.С. Понтрягина найдено оптимальное распределение учебного времени между лекциями и решением задач;

- построена модель массового обслуживания для расчета оптимального числа преподавателей на занятиях математического кружка (группы ВМШ).

Начнем со второй из названных тем. Система проведения занятий математического кружка (группы ВМШ) описана в небольшой монографии:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

Учащиеся решают задачи, по ходу решения консультируются с одним из преподавателей и в конце работы над задачей отчитываются перед преподавателем. Ясно, что такая система обучения может быть применена для различных контингентов учащихся, вплоть до топ-менеджеров, с которыми я имею дело в бизнес-школах МГТУ им. Н.Э. Баумана, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и др. Ясно, что в учебном процессе описанного типа участвуют несколько преподавателей. А сколько именно? Предлагается определить это оптимальное число преподавателей на основе модели массового обслуживания.

Подробное изложение описанных выше результатов доклада 20 февраля 1974 г. было опубликовано несколько позже:

112. Орлов А.И. Математические модели отдельных сторон обучения математике // "Сб. научно-методических статей по математике. (Проблемы преподавания математики в вузах.)" Вып.7. - М.: Высшая школа, 1978. - С. 28-34.

Основной результат, полученный в модели образовательного процесса, состоял в том, что оптимальное распределение учебного времени между лекциями и решением задач должно быть 1:2 в основной части учебного процесса. В начале курса следует решать задачи, чтобы выйти на требуемый уровень понимания. В конце же - только слушать лекции. Мне рассказывал А.Л. Розенталь, что эти рекомендации использовались при обсуждении вопросов планирования учебного процесса в Московском институте стали и сплавов.

К математическому моделированию процессов обучения относятся и работы по педагогической квалиметрии, прежде всего связанные с теорией измерений:

65. Орлов А.И. Проблема учета неопределенностей реальных явлений в математических моделях // Проблемы педагогической квалиметрии. Вып.2. - М.: Изд-во МГПИ, 1975. - С. 180-187.

584. Орлов А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика // Педагогическая диагностика. 2004. No.2. С.44-56.

Отметим также публикации, связанные с применением экспертных технологий в проблематике тестирования знаний:

597. Михалева Т.Г., Орлов А.И. Об актуальности разработки научно обоснованных методик отбора содержательной компоненты в образовании // Вопросы тестирования в образовании. 2005. No.1(13). С. 7-13.

598. Михалева Т.Г., Орлов А.И. Обоснование разработки методик отбора содержания образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. No.3(42). С. 48-51.

Необходимо подчеркнуть перспективность для развертывания дальнейших исследований постановку проблемы сертификации систем обучения:

311. Орлов А.И. Сертификация статистических методов, пакетов программ и систем обучения // Международная конференция по интервальным и стохастическим методам в науке и технике (ИНТЕРВАЛ-92). Москва, 22-26 сентября 1992 г. Сборник трудов. - М.: Изд-во МЭИ, 1992. - Том 1. С. 125-128. - Т.2. С. 88-88.

Еще один цикл работ связан с проведением выборочных исследований (опросов) учащихся и обработкой результатов.

Опросы социологического типа использовались как в Вечерней математической школе при Московском математическом обществе, так и работе нашего отдела "Встречи с тремя неизвестными" в массовом (типовой тираж номера - 1,5 млн.экз.) журнале "Пионер". Некоторые полученные результаты вошли в публикации, посвященные эти образовательным структурам:

9. Орлов А.И., Розенталь А.Л. Вечерняя математическая школа // Квант. 1970. No.3. С. 61, 64.

45. Орлов А.И. ВМШ при Московском математическом обществе // Квант.1973. No.9. С. 72-73, 80.

59. Орлов А.И., Розенталь А.Л. Встречи с тремя Неизвестными // Квант.1974. No.3. С. 68, 78-79.

86. Орлов А.И. О математическом разделе "Встречи с тремя Неизвестными" журнала "Пионер" // Заочное обучение математике школьников 8-10 классов. - М.: Изд-во НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1976. - С. 78-81.

В итоговой монографии продемонстрировано, как результаты этих опросов использовались в образовательном процессе и при управлении ВМШ:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

Наиболее обширное анкетное исследование было проведено в 1975 г. ВМШ совместно с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Некоторые его итоги (вместе с анализом предыдущих исследований) были подведены в статье:

98. Орлов А.И., Гусейнов Г.А. Математические методы в изучении способных к математике школьников // Исследования по вероятностно-статистическому моделированию реальных систем. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1977. - С. 80-93.

К сожалению, нам не известно, были ли осуществлены какие-либо публикации нашими партнерами из НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Время от времени опросы студентов проводим и сейчас.

Интерес к педагогическим исследованиям сохранился до настоящего времени:

573. Орлов А.И. Предисловие. - В кн.: Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004 (серия "Статистические методы"). - С.4-5.

Книгу Д.А. Новикова, вышедшую под моей редакцией, рекомендую всем специалистам, ведущим педагогические исследования.

Работы по математическому моделированию процессов обучения целесообразно продолжить. Кроме теоретических исследований, целесообразно провести внедрение, например, описанных выше рекомендаций по оптимальному распределению времени между лекциями и семинарами.

3. Информационные технологии в обучении

В 1992 г. я принимал участие в подготовке мультимедийного образовательного продукта по интервальной и нечеткой математике и статистике. Эта работа проводилась в Центре новых образовательных технологий Московского энергетического института под руководством проф. А.П. Вощинина. Работа была принята заказчиком. Публикаций или иных следов не осталось.

В 1993-95 гг. я участвовал в попытках использовать в учебном процессе МГИЭМ (ту) электронного учебника по экономической теории, разработанного в ЦЭМИ РАН. Учебник оказался неудачным.

В учебном процессе лицея No.1840 (1993-1999) постоянно использовались информационные технологии, что нашло свое отражение в отчетах, написанных для руководства лицея и спонсоров (эти отчеты в список трудов не включены, поскольку у меня нет информации об их официальной регистрации). Однако и эти работы не оставили следов в публикациях.

Первая публикация относится к 1999 г.:

462. Орлов А.И., Тимофеев Л.П. Электронные учебники по экологическим дисциплинам // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ-12: Сб. трудов Международной научной конференции. В 5-ти т. Т.3. Секции 5,6,7. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет, 1999. - С. 86-86.

Сводка накопленных результатов содержится в статьях:

483. Орлов А.И. Компьютерные технологии в обучении основам экономических и иных знаний // Компьютеры в учебном процессе. 2000. No.6. С. 69-90.

575. Орлов А.И. Об информационных технологиях обучения в средней и высшей школе // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. No.1(20). С.28-43.

В них рассказано также о программных продуктах Всесоюзного центра статистических методов и информатики и перспективах их использования в учебном процессе.

Интерес для преподавания представляет статья:

484. Орлов А.И. Новая математико-статистическая хронология: триумф современных компьютерных технологий // Компьютеры в учебном процессе. 2000. No.6. С. 91-114.

В ней систематизированы методы статистического анализа данных, которые полезны для анализа письменных источников с целью восстановления хронологии. Другими словами, в этой статье рассмотрена научная база новой статистической хронологии, разрабатываемой группой академика РАН А.Т. Фоменко. Аналогично содержание статьи:

798. Орлов А.И. Новая хронология как основа государственно-патриотического мировоззрения // Научный эксперт. 2013. No.3. С. 76-87. - http://problemanalysis.ru/text/Jornal3_2013.pdf (дата обращения 01.04.2013).

4. Общие проблемы обучения

В этом разделе собраны статьи общего характера.

Судьба средней школы в современных условиях обсуждается в статье:

329. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы // Международная газета "Наука и технология в России". 1994. No.3(5). С. 28-29.

Часть вытесненных из науки и промышленности специалистов пришла в среднюю школу и подняла уровень знаний в предметных областях. Одновременно ослаб контроль сверху. Появилась возможность творчества.

Мои взгляды на экономическое образование (по состоянию на 1995 г.) отражены в принципиально важной статье:

350. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию // Международная газета "Наука и технология в России". 1995. No.4(10). С. 23-24.

Преемственность между специализированными классами средней школы и профильным вузовским образованием рассмотрена в статье:

419. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали "Школа-Вуз" при преподавании экономики // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Вып.2. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С. 70-73.

Формулировка проблемы проста: в специализированных классах (в том числе в физматшколах) ученики получают во многом те же знания, что и на первых курсах вузов (по тому же профилю обучения). Поэтому естественно сформировать из выпускников спецшкол группы студентов, с которыми вести интенсивные занятия. Иначе студенты из выпускников спецшкол потеряют время и темп. Однако это простое предложение ни один вуз не решается реализовать.

Принципиально важным является доклад:

596. Орлов А.И. Высокие статистические технологии - из науки в преподавание // Образование через науку. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 2005 г. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - С. 555-556.

Девиз "Образование через науку" полностью соответствует моим взглядам. Я использовал его в названии одной из статей:

836. Орлов А.И. Образование через науку: организационно-экономическое обеспечение решения задач управления // Научные проблемы современного образования. Московский физико-технический институт (государственный университет). 20-21 октября 2012 г.: сборник трудов конференции. - М: МФТИ, 2013. - С. 59 - 69. ISBN 978-5-7417-0436-3

Этот девиз использован и в коллективной монографии:

1138. Высшая школа: традиции и инновации. Актуальные вопросы и задачи системы образования РФ / Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М., Крылова Е.В., Борковская В.Г., Дроздова И.И., Беляев А.В., Прытков Р.М., Бобрешова И.П., Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А., Вылкова Е.С., Горшкова О.О., Ефремова Н.П., Зюзин Б.Ф., Миронова В.А., Ким К.К., Нагоев А.Б., Шурдумова Э.Г., Гергова З.Х., Орлов А.И., Челышева И.В., Щепотьев А.В., Минаев Д.В., Фадеев Г.Н., Двуличанская Н.Н., Фадеева С.А., Николаев А.Н., Богданова Е.Л., Аминов И.И., Попова Е.И., Бырдина О.Г., Кипина О.А., Герасимова Е.А., Таптыгина Е.В., Денисов Д.Г., Халуторных О.Н., Пономарева А.Е., Миронов А.Г., Шустова О.Б., Сидорова Д.Г., Ермолаева Н.В., Чертов Н.В., Мосалёв А.И., Локтионова Ю.Н., Янина О.Н., Воротилин М.С., Соловьев А.Э., Прохорцов А.В., Гребенкина Л.К., Копылова Н.А., Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Силаева О.А., Ярусова С.Б., Буравлев И.Ю., Иваненко Н.В. / Под редакцией Е.В. Ляпунцовой, Ю.М. Белозеровой, И.И. Дроздовой - М.: Издательство: ООО "Русайнс", 2019. - 296 с.

Монография подготовлена коллективом авторов - победителей и организаторов конкурса "Золотые Имена Высшей Школы", реализуемого Межрегиональной общественной организацией "Лига Преподавателей Высшей Школы" при поддержке Фонда президентских грантов. Орловым А.И. написана глава 1.6 "Высокие статистические технологии - из науки в преподавание ".

Общие проблемы обучения обсуждаются в статье:

753. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование, эконометрика и статистика в техническом университете // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. "Естественные науки". 2012. No.1. С. 106-118.

В частности, выдвинуто требование модернизации преподавания теории вероятностей и математической статистики.

К тематике общих проблемы обучения относится также значительную часть материалов публикаций раздела "5. Новая парадигма математических методов исследования" главы "Методология и общие вопросы" части V настоящей книги.

Ряд публикаций про "инновационный вуз" написал С.В. Ковалев, включив в число соавторов С.Г. Фалько и меня:

645. Ковалев С.В., Орлов А.И. Организационно-экономическая оценка эффективности управления качеством в инновационном вузе // Управление инновациями - 2007: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Р.М. Нижегородцева.- М.: Доброе слово: ИПУ РАН, 2007. - С. 392-394.

662. Ковалев С.В., Орлов А.И., Фалько С.Г. Управление качеством в инновационном вузе на основе методологии контроллинга // Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических система: монография / Под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. М.-Пенза: ПГУАС, 2008. - С. 433-448.

664. Ковалев С.В., Орлов А.И. Организационно-экономическая оценка эффективности управления качеством в инновационном техническом вузе на основе концепции контроллинга и статистических методов // Методология управления высокотехнологическими предприятиями (Материалы 3-1 Межрегиональной научно-практической конференции Международной конференции IX Международного форума "Высокие технологии XXI века", 24 апреля 2008 года, г. Москва, ЦВК "ЭКСПОЦЕНТР"). Под ред. И.Н. Омельченко, А.Н. Харыбина. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - С. 46-48.

Не все положения в этих статьях соответствуют моим взглядам.

Приходится признать, что основные мои представления о процессе обучения пока не нашли адекватного отражения в публикациях. Надо написать об этом большую работу, в которой последовательно развернуть изложение выводов, к которым я пришел в итоге моей преподавательской деятельности, начавшейся более полувека назад - в 1965 г.

5. Методика внеклассной работы по математике

Перейдем к обсуждению вопросов обучения конкретным дисциплинам.

Начнем с проблем разработки научных основ деятельности Вечерней математической школы при Московском математическом обществе. Мы придавали большое значение научному обоснованию деятельности ВМШ. Как директор ВМШ я инициировал создание научно-исследовательского сектора ВМШ и возглавил его. Работы шли по нескольким направлениям (см. главу "Внеклассная математика").

В число педагогических наук входит методика математики. Как мы, так и другие авторы рассматривали опыт ВМШ и "Пионера" в стиле этой науки. Например:

86. Орлов А.И. О математическом разделе "Встречи с тремя Неизвестными" журнала "Пионер" // Заочное обучение математике школьников 8-10 классов. - М.: Изд-во НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1976. - С. 78-81.

Основные методические идеи, положенные в основу деятельности ВМШ, рассмотрены в брошюре:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

Приведем "Содержание" этой брошюры.

1. О создании научных основ работы математических кружков.

2. Организация и методика Вечерней математической школы при Московском математическом обществе.

2.1. Ученики ВМШ.

2.2. Организация занятий групп.

2.3. Темы занятий групп.

2.4. Конкурс по решению задач.

2.5. Преподаватели ВМШ.

3. Роль и место олимпиад в системе математического просвещения.

Литература (85 названий).

Интересна история этого издания. Статья была написана летом 1978 г. для сборника:

Многомерный статистический анализ (математическое обеспечение) / Научные редакторы С.А. Айвазян, С.Е.Кузнецов. - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979. - 222 с.

Однако к тому времени я уже ушел из ЦЭМИ АН СССР, и редакторы сборника (и члены группы поддержки, в том числе И.В. Евстигнеев) решили, что тематика моей статьи не соответствует тематике сборника. Это, конечно, верно, хотя ряд включенных в итоге в сборник статей не имел отношения к многомерному статистическому анализу. Например, те статьи, которыми я заменил работу про ВМШ:

135. Орлов А.И. Горизонтная устойчивость двухуровневой модели управления запасами // Многомерный статистический анализ (математическое обеспечение). - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979. - С. 187-199.

136. Орлов А.И. Существование асимптотически оптимальных планов в дискретных задачах динамического программирования // Многомерный статистический анализ (математическое обеспечение). - М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979. - С. 201-213.

Попытка предложить брошюру про ВМШ издательству "Знание" для серии "Математика. Кибернетика", в которой уже вышли брошюры про Колмогоровский интернат и Всесоюзную заочную математическую школу, провалилась. На мою беду Б.В. Гнеденко перестал быть председателем издательского совета, а новое руководство проталкивало своих авторов (чем в итоге и загубило серию). Аргументация была простая: почему рассказывать о ВМШ при Московском математическом обществе, давайте обо всех ВМШ...

В итоге рукопись без движения лежала у меня до тех времен, когда я стал директором самостоятельной организации - Всесоюзного центра статистических методов и информатики. Тогда я решил выпускать свое издание - Бюллетень Всесоюзного центра статистических методов и информатики. В первом выпуске должны были быть научные статьи (подготовка номера не была закончена), а вот No.2 - про ВМШ.

Но и тут неясность. Издательство не обозначено (какой-то НИИ, за 300 экз. заплатили 700 советских рублей), тираж не указан, классификационных номеров нет. Поступило ли это издание в центральные библиотеки? Хорошо, что у мня осталось еще несколько десятков экземпляров.

Целесообразно сделать брошюру:

284. Орлов А.И. О теоретических основах внеклассной работы по математике и опыте Вечерней математической школы при Московском математическом обществе / Бюллетень No.2 Всесоюзного центра статистических методов и информатики. - М.: ВЦСМИ, 1991. - 48 с.

доступной современному читателю.

6. Математическая экономика для школьников

Еще раз я работал со школьниками в 1993-99 гг. в лицее 1840 (ранее 1140). Я разработал курс математической экономики и преподавал его в классах, ориентированных на МИЭМ. В публикациях эти работы отражено мало. Описана методологическая база построения курса:

329. Орлов А.И. Исторический шанс средней школы // Международная газета "Наука и технология в России". 1994. No.3(5). С. 28-29.

350. Орлов А.И. Современный подход к экономическому образованию // Международная газета "Наука и технология в России". 1995. No.4(10). С. 23-24.

Опубликована программа:

372. Орлов А.И. Программа курса "Математическая экономика" // Программы по математике и прикладным математическим дисциплинам для школ с углубленным изучением математики, лицеев, гимназий и колледжей. - М.: Департамент образования, 1996. - С. 18-35.

Опубликована одна теоретическая работа, содержание которой ясно из названия:

419. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали "Школа-Вуз" при преподавании экономики // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Вып.2. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - С. 70-73.

В этой статье, в частности, дан перечень экономических догм массового сознания (см. сайт "Высокие статистические технологии", раздел "О главном").

Укажем методические разработки, выпущенные в МГИЭМ (ту):

323. Орлов А.И., Конюхова Т.А. Математические модели в экономике. Модель Вильсона управления запасами. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 31 с.

324. Орлов А.И., Миронова И.Ю. Математические модели в экономике. Вероятностное моделирование неопределенностей в экономике. Основные понятия. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 28 с.

325. Математические модели в экономике. Расчет индекса инфляции / Орлов А.И., Балашов В.В., Куроптев О.В., Канакова Е.М., Рафальская А.С. - М.: Изд-во Московского государственного института электроники и математики (технического ун-та), 1994. - 32 с.

Хотя они предназначены для студентов (и использовались при преподавании курса "Основы экономики"), включенный в них материал мы рассказывали школьникам двух старших классов в курсе "Математическая экономика".

Прекратил работу я в лицее No.1840 с окончанием 1998/99 учебного года в связи с недостатком времени из-за перехода на основную работу в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Планы подготовить книгу для школьников по математической экономике (и экономической теории в целом) не осуществились. Жаль, материала было достаточно. Целесообразно вернуться к этой идее. Однако более 20 лет не преподавал школьникам, и для подготовки книг для школьников необходимо было бы приложить усилия для нового вхождения в "школьный мир", в котором нет продвинутой математики, но есть Интернет с большим количеством неквалифицированных материалов.

7. Эконометрика как учебная дисциплина

Как известно, эконометрика - это статистические методы в экономике. Впервые в названии моей публикации этот термин появился в 1997 г.:

378. Орлов А.И. Современная эконометрика // Международная газета "Наука и технология в России", 1997. No.1 (18). С. 16-17.

В этой статье я выразил свое представление о содержании эконометрики и ее структуре, которое затем было развернуто в виде лекционных курсов и соответствующего учебника:

580. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 576 с.

Любопытно, что ответственный секретарь международной газеты "Наука и технология в России" к.ф.-м.н. С.К. Козловская не увидела новизны в статье No.378. Могу гордиться - изложение было настолько естественным, что принципиальная новизна не была видна. Имею в виду новизну по сравнению с той "убогой эконометрикой", которую как раз тогда стали с западной помощью внедрять С.А. Айвазян и его подельники. Суть этой "троянской технологии" раскрыта в докладах:

620. Орлов А.И. Троянские технологии в инновационном менеджменте и борьба с ними // Управление инновациями - 2006. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Доброе слово, 2006. - С. 156-160.

698. Орлов А.И. Троянские обучающие технологии в экономике и менеджменте // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2009): Труды Международной конференции (17-19 ноября 2009 г., Москва). - М.: ИПУ РАН, 2009. - С. 76 - 79.

746. Орлов А.И. Троянские технологии обучения и неформальная информационная экономика будущего // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2011): Труды IX Международной конференции (14-16 ноября 2011 г., Москва). - М.: ИПУ РАН, 2011.- С. 75-78.

Обоснованию разработанного мной и принятого в МГТУ им. Н.Э. Баумана (а также, например, в РЭА им. Г.В. Плеханова и АНХ при Правительстве РФ) подхода к преподаванию эконометрики был посвящен ряд статей и докладов:

459. Орлов А.И., Балтян А.В. Эконометрика - современный инструмент инженера и менеджера // Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция "Российский вуз: в центре внимания - личность" (Проблемы воспитания). Тезисы докладов. Том 2. - Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 1999. С. 228-230.

472. Орлов А.И., Фалько С.Г. Методология преподавания эконометрики на экономических факультетах технических вузов // Международная научно-методическая конференция "Методология преподавания статистики, эконометрики и экономико-математических дисциплин в экономических вузах" Тезисы докладов (2-6 февраля 1999 г., МЭСИ). - М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1999. - С. 108-109.

473. Орлов А.И. Эконометрика и ее преподавание на кафедре // 70 лет кафедры "Экономика и организация производства" (1929-1999). Сб. статей под ред. С.Г. Фалько. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - С. 67-75.

494. Орлов А.И. Эконометрика как наука и учебный предмет // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ-2000: Сб. трудов 13 Международной научной конференции. В 7-и томах. Том 5. Секции 6,9. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), 2000. - С. 138-140.

497. Орлов А.И., Фалько С.Г. О преподавании эконометрики в технических университетах // Стратегия развития университетского технического образования в России. Тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции (23-24 ноября 2000 г.). - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000. - С. 71-73.

Связь эконометрики с другими учебными дисциплинами рассмотрена в статье:

583. Орлов А.И., Орлова Л.А. Эконометрика в обучении контроллеров // Контроллинг. 2004. No.3 (11). С. 68-73.

Нужно ли использовать специализированные (более продвинутые, чем EXCEL) программные продукты при преподавании эконометрики? Анализу распространенных пакетов по статистическим методам посвящена статья:

661. Орлов А.И. Статистические пакеты - инструменты исследователя // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2008. Т.74. No.5. С. 76-78.

В частности, разъяснено, что распространенные пакеты посвящены старой парадигме математической статистике, заметная часть содержания наших учебников (не менее половины) в них не отражена, а потому мы не пользуемся в преподавании наших дисциплин распространенными пакетами по статистическим методам. Необходим новый пакет, соответствующий новой парадигме, но для его разработки нет ресурсов (в частности, финансирования в объеме примерно 10 млн. руб.).

Нами создана отечественная научная школа в области эконометрики. Это утверждение обосновано в работах:

876. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование, эконометрика и статистика при решении задач экономики и организации производства // Инженерный журнал: наука и инновации, 2014, вып. 1. URL: http://engjournal.ru/catalog/indust/hidden/1198.html

922. Орлов А.И. Научная школа кафедры "Экономика и организация производства" в области эконометрики // Четвёртые Чарновские Чтения. Сборник трудов. Материалы IV международной научной конференции по организации производства. Москва, 5-6 декабря 2014 г. - М.: НП "Объединение контроллеров", 2014. - С. 347 - 357.

942. Орлов А.И. Эконометрические инструменты контроллинга // Научный журнал КубГАУ. 2015. No.107. С. 1073-1101.

943. Орлов А.И. Эконометрика для контроллеров // Научный журнал КубГАУ. 2015. No.107. С. 1049-1072.

984. Орлов А.И. Современные эконометрические методы - интеллектуальные инструменты инженера, управленца и экономиста // Научный журнал КубГАУ. 2016. No.116. С. 484-514.

1021. Орлов А.И. Отечественная научная школа в области эконометрики // Научный журнал КубГАУ. 2016. No.121. С. 235-261.

1057. Орлов А.И. Эконометрика как учебная дисциплина // Научный журнал КубГАУ. 2017. No.128. С. 679-709.

1140. Орлов А.И. Отечественная научная школа в области организационно-экономического моделирования, эконометрики и статистики // Контроллинг. 2019. No.73. С. 28-35.

Этот раздел естественно завершить рассказом об основном учебнике по рассматриваемой дисциплине.

Первый мой "большой" учебник "Эконометрика" был подготовлен для обеспечения учебного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана по одноименной дисциплине. Я составил его из своих научных статей, причем в каждой главе учебника указано, где опубликованы исходные тексты. Впрочем, ряд статей в журнале "Заводская лаборатория" опубликован позже первого издания учебника, в который они вошли. Это связано с тем, что в тот период срок публикации в журнале составлял 2-3 года, а от момента сдачи учебника в издательство до его выхода прошло 9 месяцев. Вполне можно считать "Эконометрику" научной монографией. Но учебник можно напечатать гораздо проще, чем монографию. И студентам понятнее - естественно учиться по учебнику, чем по научному изданию.

Учебник выдержал три издания общим тиражом 11000 экземпляров.

525. Орлов А.И. Эконометрика. Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во "Экзамен", 2002. - 576 с.

541. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003. - 576 с.

580. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 576 с.

Причем в первом издании слово "учебник" стояло только на обложке, на титульном листе книга квалифицировалась как "учебное пособие". Это было связано в основном с опасениями репрессий со стороны официальных структур, которые ввели описание "убогой эконометрики" по Айвазяну в государственные образовательные стандарты.

Отличия между изданиями, по моей оценке, незначительны и касаются в основном предисловия. Исправлено полтора десятка опечаток. Заменен текст одного параграфа. Поэтому в учебном процессе можно использовать любое издание. На сайте помещена исходная рукопись. В издательстве ее отредактировали. Несколько сократился словесный текст, формулы остались.

Три издания учебника "Эконометрика" (2002, 2003, 2004) мало отличались друг от друга. Возникло желание сделать следующий шаг - приблизить учебник к читаемому мной курсу. Начал с подготовки учебника по курсу осеннего семестра. Были переработаны многие разделы - по проверке однородности выборок, по методу наименьших квадратов. Заново была написана глава по инфляции. Но кто издаст? В 2007 г. я вел по этому поводу переговоры с издательством "Горячая линия - Телеком", семь основных глав были к этому моменту подготовлены, но издание не было осуществлено. В ответ на предложение издательства "Феникс" я добавил четыре приложения (три - методического характера), и издание было осуществлено:

691. Орлов А.И. Эконометрика. Изд. 4-е, доп. и перераб. Учебник для вузов. Гриф УМО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 572 с.

Вторую часть переработанного учебника - для весеннего семестра - еще предстоит подготовить. Но неясно, кто издаст. Одновременно действуют несколько отрицательных факторов: (1) общий переход от бумажных изданий к электронным; (2) период изменений в сфере высшего образования; (3) переход при официальной оценке эффективности работы профессора от приоритета учебников к приоритету статей в журналах.

Необходимо дальнейшее развитие методического обеспечения преподавания эконометрики. В настоящее время материалы семинарских занятий, контрольных и лабораторных работ, домашних заданий, экзаменационные вопросы, рекомендации по дипломному проектированию имеются только в виде рукописей. Целесообразна подготовка "Задачника" (или "Практикума") по эконометрике.

Полезна также подготовка "Краткого курса", в котором из полного учебника осталось бы только то, что реально преподается в настоящее время студентам.

Однако перманентное реформирование учебных планов мешает реализации намеченного. Курс эконометрики в 2006/2007 учебном году назывался "Прикладная статистика" (это, вообще говоря, правильно, поскольку означает всего лишь перенесение акцента с "экономики" на "статистические методы" в известном определении: "Эконометрика - это статистические методы в экономике"). А в 2007/2008 учебном году этот же (в основном) курс назывался уже "Организационно-экономическое моделирование". Конечно, такие переименования обосновывают появление новых книг с новыми названиями. С 2014/2-15 учебного года возвращается старое название - "Эконометрика" (но для бакалавров).

Эконометрика - это статистические методы в экономике и управлении. Статистическое образование обсуждается в работах:

1094. Орлов А.И. Статистическое образование в соответствии с новой парадигмой прикладной статистики // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - Ч. 1. - С. 868 - 874.

1107. Орлов А. Статистическое образование в соответствии с новой парадигмой прикладной статистики // Экономист. 2018. No.10.

http://www.economist.com.ru/arc2018/e2018-10.htm

1108. Орлов А.И. Статистическое образование в соответствии с новой парадигмой прикладной статистики // Математические основы разработки и использования машинного интеллекта: Сборник научных статей, посвященный 70-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора Лябаха Николая Николаевича. - Майкоп: Изд-во "ИП Кучеренко В.О.", 2018. - С.93-108.

8. Опубликованные программы и методические указания

На бумажном носителе опубликовано всего три программы учебных курсов:

332. Орлов А.И. Программа курса "Экономико-математические и статистические методы в управлении предприятием" // Методические разработки и рекомендации Межвузовского центра экономического образования преподавателям менеджмента в технических вузах. Вып.3. - М.: МЦЭО, 1994. - С. 72-73.

372. Орлов А.И. Программа курса "Математическая экономика" // Программы по математике и прикладным математическим дисциплинам для школ с углубленным изучением математики, лицеев, гимназий и колледжей. - М.: Департамент образования, 1996. - С. 18-35.

663. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование // Сборник основных программ (содержательная часть) по специальности 220701 "Менеджмент высоких технологий" / Под ред. И.Н. Омельченко. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - С. 111-126.

Перечень неопубликованных программ приведен в разделе "Программы учебных курсов".

Выпущены Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра:

1037. Алексеева Е.В., Клементьева С.В., Матвеев С.Г., Орлов А.И., Рыжикова Т.Н. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра для студентов кафедры ИБМ-2 / Под ред. проф., д.э.н. С.Г. Фалько. Электронное учебное издание. М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2017. - 78с.

1083. Выпускная квалификационная работа по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 27.03.05 "Инноватика". Методические указания / Алексеева Е.В., Клементьева С.В., Матвеев С.Г., Орлов А.И., Рыжикова Т.Н. ; под ред. С.Г. Фалько. - Москва : Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2017. - 75, [3] с. : ил.

Основные написанные мною учебники указаны в разделе "Основные монографии". В некоторых коллективных изданиях я принимал сравнительно небольшое участие (несколько параграфов или глав), и они описаны в разделах, посвященных конкретным направлениям моей деятельности (см., в частности, раздел "Экология").

(Продолжение следует.)

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное