Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1046


"Эконометрика", 1046 выпуск, 8 февраля 2021 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем фундаментальную статью С.Ю. Глазьева "Духовность - категория экономическая".

Ее обсуждению посвящена работа футуролога Максима Калашникова "Русский "Манифест судьбы". Сергей Глазьев и вопросы крайне деликатного свойства: о национальном мифе".

О ликвидации безграмотности в нашей стране рассказывает кандидат исторических наук Ольга Жукова в статье "Блестящая победа на культурном фронте".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Духовность - категория экономическая

Сергей Глазьев

В настоящее время имперский мирохозяйственный уклад (МХУ), основанный на вертикально интегрированных производственно-технологических транснациональных организациях, рефинансируемых за счет эмиссии фиатных (классических) денег под централизованным контролем, приходит в упадок. Вслед за распадом СССР закатывается глобальное лидерство США. В КНР, Индии и других странах Юго-Восточной Азии формируется новый, интегральный МХУ, сочетающий стратегическое и индикативное планирование с рыночной самоорганизацией, государственный контроль за денежным обращением с кредитованием частных предприятий, государственную собственность на объекты инфраструктуры с частной собственностью в конкурентных отраслях. Как в этих условиях поступит Россия?

По своему типу интегральный МХУ является конвергентным, сочетающим преимущества социалистической и капиталистической экономики. Государственное управление в нем на порядок сложнее, чем в СССР или США. Государство выступает не как всезнающий организатор, как в СССР, и не как исполнительный комитет финансовой олигархии, как в США, а как дирижер, гармонизирующий интересы различных социальных групп на основе критерия роста общественного благосостояния. Государственная идеология в КНР социалистическая, экономика рыночная, политическое руководство осуществляет компартия, а лидерами экономического развития являются частно-коллективные предприятия. В Индии также можно видеть социалистические мотивы в государственной идеологии и практике управления, хотя политически она является самой большой в мире демократией с развитым частнопредпринимательским сектором.

По сути в КНР построена образцовая модель нового МХУ с прагматичной идеологией, ориентированной на рост народного благосостояния. В этой модели отношения между трудом и капиталом перестают быть антагонистическими, так как регулируются и направляются социалистическим государством.

Отношения собственности становятся более сложными и регулируются государством исходя из общественных интересов. Место классовой борьбы занимает сотрудничество трудовых коллективов и работодателей, образцом которого является развитый государственный сектор. Государственно-частное партнерство определяет степень свободы частного предпринимательства и направляет его энергию на повышение народного благосостояния.

Фактически в интегральном МХУ снимается антагонистическое противоречие между капитализмом и социализмом. Пользуясь приемами диалектической логики, можно было бы констатировать это как результат борьбы и единства противоположностей в синтезе качественно новой социально-экономической формации. Но это потребует кардинальной переработки всей формационной теории Маркса, претендующей на объяснение истории человечества.

Консолидирующая идеология

Если в качестве научной составляющей консолидирующей идеологии для Русского мира взять охарактеризованную выше теорию долгосрочного социально-экономического развития, то ее духовную составляющую должны определять традиционные нравственные ценности, основанные на православной вере и стремлении к социализму. В отличие от научной теории духовная традиция не требует ни логических доказательств, ни экспериментальных проверок. Она воспринимается как абсолютная ценность, которая должна быть формализована в правовой системе государства. Облеченные в нормы права нравственные принципы и ценности будут организовывать общество не только в силу традиции, но и под надзором правоохранительной системы.

Эти две составляющие органично сочетаются посредством стратегического планирования, подчиняющего механизмы регулирования рыночной экономики задачам повышения народного благосостояния, раскрытия творческого потенциала личности в созидательной деятельности на благо общества, обеспечения социальных гарантий и чистоты окружающей среды, опережающего развития научно-производственного потенциала.

Новый технологический уклад, ядро которого составляют нано-, биоинженерные и цифровые технологии, многократно повышает эффективность экономики и расширяет возможности планирования производственных процессов с использованием систем искусственного интеллекта и гибкой автоматизации. Переход к экономике знаний и высвобождение миллионов людей из рутинных процессов ставит вопрос об их переквалификации и о перестройке системы образования на овладение навыками научно-технического творчества. Это можно сделать только в рамках интегрального МХУ, подчиняющего воспроизводство экономики общественным интересам. В сочетании с православно-социалистической духовной традицией переход на новый МХУ обеспечит взрывной рост созидательной активности людей и рывок в экономическом развитии.

Несмотря на глубокое разрушение научно-производственного потенциала, российская культурная матрица содержит благоприятные предпосылки для подъема инновационной активности и совершения технологического скачка на новую длинную волну экономического роста. Свойственные ей ценности хорошо сочетаются с управленческой парадигмой XXI века. Разрешение противоречия между духовной традицией и практикой возможно двумя способами. Либо духовная традиция будет сломлена доминирующей хозяйственной практикой, либо последняя будет приведена в соответствие с духовной традицией.

В первом случае завершится подмена приведенных выше нравственных принципов хозяйствования культом золотого тельца с характерными для него войной всех против всех, социальной безответственностью и доминированием аморальных и преступных способов обогащения за счет присвоения чужого. Примеры такого рода стереотипов экономического поведения дают слаборазвитые страны Африки и Латинской Америки с характерной для них низкой эффективностью работы как рыночных механизмов, так и пораженных коррупцией институтов государственного регулирования. В этом случае Россию ждут дальнейшая деморализация и вырождение населения, деградация производственного потенциала, превращение экономики в сырьевую колонию более развитых стран.

Во втором случае возможно построение эффективной экономической системы, работающей на созидательной мотивации десятков миллионов образованных трудоспособных граждан. При этом в условиях перехода мировой экономики на инновационный путь развития и доминирующего значения НТП как главного двигателя экономического роста специфика нашей духовной традиции дает принципиальные конкурентные преимущества. Прежде всего это характерные для русской культуры доминирование духовного над материальным, вечный поиск истины, тяга к творчеству и способность к коллективному интеллектуальному труду. Эти качества, как нельзя лучше, отвечают вызовам современной экономики знаний, в которой основой успеха является способность создавать и осваивать новейшие прорывные технологии. Сохраняющийся в стране научный и интеллектуальный потенциал может стать основой быстрого подъема российской экономики при создании благоприятных условий его активизации. Для этого должна проводиться соответствующая социально-экономическая политика, ориентированная на активизацию имеющихся сравнительных преимуществ национальной экономики.

Разрыв между доминирующим стилем управления и общепринятыми нравственными ценностями влечет падение эффективности управления как в государственном, так и в частном секторе. Для построения эффективной экономической системы, работающей на созидательной мотивации десятков миллионов образованных трудоспособных граждан, необходимо приведение доминирующей хозяйственной практики в соответствие с духовной традицией.

Выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Для этого проводимая в РФ социально-экономическая политика должна иметь определенный духовный стержень, соответствующий национальной культурной традиции. По меньшей мере эта политика должная быть осмысленной и понятной гражданам, ориентированной на достижение разделяемых ими социально значимых целей.

Несущие опоры

Активизация интеллектуального потенциала страны предполагает формирование соответствующего нравственного климата. Фундаментальное значение для русского человека имеет ощущение правильности общественного устройства, его соответствие понятиям справедливости, разумности, целесообразности. Без восстановления справедливости в распределении национального богатства и дохода, преодоления коррупции государственной власти, очищения экономики от организованной преступности новый хозяйственный подъем не удастся.

Исходя из изложенного можно обрисовать следующие несущие опоры образа будущего российского социально-экономического устройства.

1. Введение механизма автоматической ответственности правительства за повышение народного благосостояния, уровня и качества жизни населения не путем введения нормы о его отставке в случае необоснованного ухудшения соответствующей системы показателей. Создание системы объективной оценки и продвижения кадров в органах государственного управления и госсекторе.

2. Внедрение системы стратегического и индикативного планирования, реализуемого посредством договорных механизмов частно-государственного партнерства.

3. Прекращение вывоза капитала, деофшоризация экономики, восстановление обязательной продажи валютной выручки и экспортных пошлин на вывоз сырьевых товаров, введение налога на валютные спекуляции.

4. Переориентация денежно-кредитной политики и банковской системы на рефинансирование роста производства и инвестиционной активности.

5. Реализация комплексной программы опережающего развития экономики на основе нового технологического уклада, углубления переработки природных ресурсов, всемерной активизации научно-технического потенциала.

6. Изъятие природной ренты в доход государства, восстановление системы экологических фондов и платежей за загрязнение окружающей среды.

7. Двукратное повышение расходов на здравоохранение с устранением частных посредников в системе государственного финансирования, образование и культуру с восстановлением гарантий на бесплатное предоставление их услуг населению. Обеспечение универсальных социальных гарантий, введение базового социального дохода.

8. Трехкратное повышение расходов на НИОКР, восстановление ведущей роли РАН, освобождение от налогообложения всех расходов предприятий на инновационную деятельность.

9. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов и наследуемого имущества с освобождением от них населения с доходами ниже прожиточного минимума.

10. Восстановление Единой энергетической системы и национализация энергетической, транспортной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры.

11. Введение института участия представителей трудовых коллективов в управлении предприятиями, расширение сети народных предприятий.

12. Восстановление советской системы высшего и среднего образования, ее ориентация на воспитание творчески активной патриотически настроенной личности.

Это, конечно, не исчерпывающий перечень компонент образа будущего для российского социально-экономического устройства. В рамках настоящей статьи дать его подробное описание невозможно, важно определить общие черты. Исходя из имеющегося в России производственного потенциала можно рассчитывать на рост производства не менее восьми процентов в год в пятилетней перспективе. Принципиально важно практическое внедрение указанных рекомендаций, необходимое для доказательства правильности охарактеризованного выше научного подхода к формированию идеологии. В принципе любое идеологическое утверждение с претензией на научное обоснование должно проходить практическую экспериментальную проверку.

Свои и чужие

Остается вопрос об окружающем нас мире стран и народов. Хотя в нашей духовной традиции присутствует идеологема всемирной отзывчивости, ярко проявившаяся в построении мировой системы социализма, история учит необходимости отличать своих от чужих. Важной частью образа будущего должно стать воссоединение общего экономического и гуманитарного пространства народов, связанных с Россией общей исторической судьбой. Минимально необходимое условие для этого - успешное социально-экономическое развитие РФ и формирование привлекательного образа общего будущего. Без этого страна не сможет выполнять функцию главного локомотива евразийской интеграции. Но этого недостаточно. Важно доброжелательное восприятие общего исторического прошлого.

Охарактеризованная выше теория долгосрочного экономического развития, как указывалось, не распространяется далее XVI столетия. Существовавшее до Реформации в Европе и Великой смуты в России традиционное общество воспроизводилось по другим законам. Люди верили в Бога и неизменность сложившегося порядка вещей с циклическим воспроизводством основанной на сельском хозяйстве экономики, общинной организацией народной жизнедеятельности, сословным устройством общества и наследуемой верховной властью. Последняя считалась данной непосредственно от Бога и в силу своего непререкаемого авторитета не могла не носить всемирный характер. По логике системной организации развития человечества более развитые сообщества людей поглощали менее развитые, формируя протогосударственные образования. Не частная собственность, а присущее любому живому организму стремление к экспансии делало успешные родоплеменные образования государствообразующими. Претендующая на консолидацию общества идеология должна ответить на роль нашего народа в этом процессе цивилизационного развития.

Следует признать, что существующие исторические мифы явно принижают роль русского народа в истории человечества. Чего стоит только нелепая варяжская теория происхождения русской государственности, сочиненная немецкими псевдоисториками, не знавшими даже русского языка.

Совершенно очевидно, что целью этой идеологической диверсии XVIII века было создание комплекса неполноценности и западного превосходства в русском общественном сознании. Она дополнялась кампанией по тотальному уничтожению древнерусских летописей и памятников культуры, которое было завершено сожжением Москвы в 1812 году. В последующем с подачи уже французских псевдоисториков был запущен абсурдный по своему названию миф о татаро-монгольском иге, сочиненный в конце того же XVIII века польским иезуитом. Смысл этой идеологической диверсии, подхваченной советской историографией, заключался в создании рабского образа русского народа, привыкшего к угнетению и деспотии, от которых его якобы освободили большевики.

С такой исторической мифологией трудно претендовать на идейное лидерство в мире, которое тем не менее Россия демонстрировала в течение двух последних столетий. Необходимы скорейшее развенчание этих мифов и их искоренение из общественного сознания, которое должно чувствовать гордость за славное прошлое. В этом может помочь научный подход, основанный на математическом анализе исторических фактов, событий, текстов. Этот анализ, проведенный выдающимся российским математиком А. Фоменко, опроверг укоренившуюся в общественном сознании мифологию средних веков и Древнего мира, позволил ему обосновать новую хронологию (Г. Носовский, А. Фоменко. "Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности". М., издательство "Факториал", 1999, 752 стр.).

Проведенная им и Носовским реконструкция этих исторических эпох показала центральную роль России как наследницы Византийской империи в обустройстве мира и развитии человеческой цивилизации в XIV-XVI веках. Согласно полученным ими результатам не монгольские кочевники, а Русско-Ордынская империя контролировала Евразию того времени. И конечно же, не дикие скандинавские викинги, а союз с Византийской империей и Царьградом стали истоками русской государственности.

История имеет свою логику, которая исключает завоевание высокоразвитых государств полудикими племенами. Менее развитое общество не может поглотить более развитое. Наоборот, более развитая социальная организация, обладающая передовыми технологиями, всегда захватывает и подчиняет себе менее развитую. Верить в варяжскую теорию или татаро-монгольское иго - это все равно, что надеяться на победу индейцев в борьбе с конкистадорами и колониями европейских государств. Проведенная Фоменко и Носовским реконструкция истории средних веков, которые в свою очередь опирались на исследования Морозова и Ньютона, ставит Русский мир на подобающую ему высоту центра мировой цивилизации в эпоху традиционного общества. Западноевропейские государства не могли дать Русскому миру никаких достижений цивилизации, поскольку появились только вследствие распада Русско-Ордынской империи. Они выросли на ее обломках и использовании созданной ею социально-экономической инфраструктуры.

Формирование интегрального мирохозяйственного уклада опирается на национальный суверенитет стран, лидирующих в этом процессе. Каждая из них обладает своим историческим мифом, на основании которого представляет свою роль в мироустройстве. Восстановление значения национального суверенитета в новом МХУ создает спрос на историческое мифотворчество, которым наиболее активно занимаются новые государства, никогда ранее не существовавшие в истории. При сохранении самоуничижительной нынешней версии происхождения русской государственности через несколько десятилетий первооснова Русского мира будет представляться в образе дикарей, которых воспитывали и обустраивали не только свирепые викинги и воинственные монголы, но и легендарные укры вместе с героическими турками.

Новая хронология Фоменко дает хорошую логическую основу для восстановления исторической памяти Русского мира. Она полностью укладывается как в научный подход к формированию консолидирующей идеологии, так и в конструирование образа будущего России в интегральном МХУ. Председатель КНР предложил в качестве общей идеологической основы консолидации формирующих его стран образ "сообщества единой судьбы человечества". Согласно новой хронологии Русский мир в этой общей судьбе человечества играл фундаментальную роль основателя первой общеевразийской государственности. Если заглянуть еще дальше в историю с помощью ДНК-генеологии, то проявится центральная роль Алтая в генезисе человеческой цивилизации, во всяком случае ее европейской, тюркской, восточно-азиатской ветвей.

Таким образом, сочетание научной теории долгосрочного социально-экономического развития как процесса последовательной смены технологических и мирохозяйственных укладов, воспринимаемых на веру традиционных духовных ценностей и новой хронологии, проясняющей историческую роль Русского мира, может стать надежной опорой для формирования консолидирующей российское общество современной идеологии. Без нее совершить рывок в технологическое будущее крайне проблематично.

Продолжение темы - "Русский Манифест судьбы" (см. ниже)

Сергей Глазьев, научный руководитель Центра исследований долгосрочных закономерностей развития экономики при Финансовом университете, академик РАН.

Опубликовано в общероссийской еженедельной газете "Военно-промышленный курьер" в выпуске No. 35 (848) за 15 сентября 2020 года.

http://chronologia.org

https://vpk-news.ru

Примерно о том же шла речь в статье:

1013. Орлов А.И. Новая хронология всеобщей и российской истории - основа государственно-патриотического мировоззрения // Научный журнал КубГАУ. 2016. No.120. С. 60 - 85.

*   *   *   *   *   *   *

Русский "Манифест судьбы". Сергей Глазьев и вопросы крайне деликатного свойства: о национальном мифе

Максим Калашников, футуролог

Поднятая академиком РАН Сергеем Глазьевым тема требует серьезной дискуссии. Дело не столько в крайней небесспорности исторической теории Фоменко - Носовского, сколько в формировании вдохновляющего и объединяющего национального мифа для русских XXI века. Вопрос сей едва ли не поважнее, чем ядерное оружие.

Попробуем сделать зачин дискуссии. Коснемся крайне тонких и опасных материй.

То, что сплачивает нацию

С моей точки зрения, Носовский и Фоменко совершили гениальное историческое открытие, которое неправильно истолковали. Они обнаружили повторяющиеся динамические сюжеты в событиях прошлого, однако решили, будто речь идет не о разных странах, народах и временах, а об одних и тех событиях. Такие исследователи крайне нужны, ибо задают официальной науке обоснованные, но неудобные вопросы. Они же посмотрели на прошлое глазами не гуманитариев, найдя, к примеру, геобетонные блоки в пирамиде Хеопса. Однако не разделяю теорию их новой хронологии.

Сергей Юрьевич предлагает положить их учение в основу - назовем вещи своими именами - нового национального мифа России. Ибо таковые и движут историю, воодушевляя народы на небывалые подвиги и свершения. Миф, в который верят десятки и сотни миллионов душ, становится реальностью. И неважно уже, что было в истории на самом деле. Существует лишь то, во что истово верят. Без нового, окрыляющего мифа русским, ныне сильно деморализованным и разобщенным, ни экономики не поднять, ни из системного кризиса не выбраться.

Известны ли нам примеры национальных мифов, сподвигнувших народы на небывалые свершения. Злопыхатели обыкновенно приводят два зловещих примера.

"Сергей Глазьев предлагает сотворение нового национального мифа России. Ибо таковые и движут историю, воодушевляя народы на небывалые подвиги и свершения."

Первый - это японская религия синтоизма, фактически сконструированная элитой нации в эпоху Мэйдзи (1868-1912). Чтобы перейти от феодального отсталого общества в фазу буржуазного, индустриально развитого социума, мстящего белой расе за унижения, японцы создали учение о своем праве на всемирную гегемонию. Дескать, наши императоры - прямые потомки Аматэрасу, богини Солнца. Она покровительствует несравненному японскому народу, который должен править всеми прочими. Благодаря синтоистскому мифу Страна восходящего солнца разгромила Китай в 1895-м, нанесла поражение Российской империи в 1905-м и стремительно вошла в разряд промышленно развитых мировых держав. Потом она захватила Маньчжурию и бросилась воевать с Америкой, едва не заставив ее признать японские завоевания.

Но в итоге миф привел Японию к ядерным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки и к катастрофе.

Второй недобрый пример: Германия 30-х годов с ее верой в расовое превосходство людей арийского (индоевропейского) корня, самыми чистыми представителями являются немцы. Гении организации, науки и техники, войны и государственного строительства. В миф гитлеровского Рейха входили даже теория мирового льда Гербигера с ее бредовой космогонией, музыка Вагнера, философия Ницше и Гегеля. Но и эта вера, едва не сделав Германию владычицей Евразии, все-таки довела страну до катастрофы.

Но есть и другие примеры. Современный Китай, выходя на позицию первой сверхдержавы мира и промышленного центра планеты, исповедует миф о том, что он и есть центр человечества. А все прочие - всего лишь периферийные варвары. Что имеет логическое продолжение: китайцы и есть люди высшего сорта.

Миф о своей особости и богоизбранности до сих пор исповедуют евреи, принадлежащие иудаизму. Надо сказать, влияние еврейского сообщества на финансы, медиа, культуру и политику Запада и многих других стран огромно.

Однако и Соединенные Штаты, по-прежнему оставаясь сверхдержавой, тоже обладают своим национально-имперским мифом. Пускай их звездные часы уже в прошлом, пусть кризис терзает их страну изнутри, но при этом они остаются богатейшей страной мира. Да, нам не нравятся США, но сей "Пиндостан" тем не менее тоже смог сокрушить своих врагов: и Британскую империю, и Германию, и Японию, и СССР (бред о скрытой Британской империи, якобы правящей Соединенными Штатами, не комментирую).

Манифест судьбы (destiny)

В 1845 году САСШ (так тогда именовались нынешние США - Североамериканские Соединенные Штаты) были еще полуаграрной захолустной страной, которая опасно вибрировала. Многие улицы ее столицы - Вашингтона, распланированные по масонской символике, в ту пору еще даже не замостили, в городе паслись козы.

"...Город раскинулся на большое расстояние, имея небольшие дома из двух комнат в миле от других домов... Нанося визиты в городе, мы вынуждены миновать рвы и перелазы, попеременно идти по траве и булыжным мостовым и проходить по полю, чтобы добраться до нужной улицы", - писала в 1835-м британская писательница Гарриет Мартино.

В 1845 году популярный публицист Джон О’Салливан публикует небольшую статью "Аннексия" (о необходимости отторжения Техаса у Мексики и присоединения его к САСШ), и сей небольшой текст назвали затем "Манифестом судьбы", оказавшим громадное влияние на всю последующую историю Заатлантической республики.

"Америка, как говорил Джон О’Салливан, - нация, созданная из многих наций, не связанная с бременем тяжелого исторического прошлого. Он считал, что создание государства США - начало новой истории, в которой американцам предназначено стать великой нацией. Герои, по его словам, не те, кто сражается под властью королей и императоров, жертвуя своими жизнями для их прославления, а те, кто доблестно защищает свои дома, свои свободы, свои семьи. Именно в этом, как полагает О’Салливан, есть слава Америки. Ее великая судьба - расширять территории, принося с собой веру в Бога, благодетельные цели и чистое, незапятнанное в прошлом сознание.

Автор доктрины представляет Америку будущего как нацию многих наций, внушительную область пространства и времени, провозглашающую превосходство божественных принципов, как величественный храм, чьим основанием было бы полушарие, а крышей - небесный свод. Сообщество многих республик, собравших в себя миллионы счастливцев, управляемых только естественным и божественным законом равенства, законом братства, мира и доброй воли среди людей. Американцы - нация прогресса, индивидуальной свободы, всеобщего освобождения. Равенство прав - путеводная звезда союза Штатов..." (https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/100-manifest-destiny).

Во многом янки и сейчас исповедуют эту философию. В строках своей колонки О’Салливан рисует образ 1945 года: "...Двести пятьдесят, а то и триста миллионов американцев, собравшихся под трепещущими звездами и полосами, в быстро приближающемся Господнем 1945 году!" (John O’Sullivan, "Annexation", The United States Magazine and Democratic Review, Volume 17 (New York: 1845), 5-6, 9-10).

И это американский национальный миф, позволивший полусельской стране, балансировавшей на грани раскола, вырваться в повелители судеб мира. Угадан был и год начала глобального взлета - 1945-й, и даже нынешние размеры населения США.

Миф дает очень важное: непоколебимую уверенность в правоте своего народа и силы для свершений. Меня всегда поражало то, как арабы и турки оказались в шоке, столкнувшись с европейцами в эпоху Крестовых походов. Обдающие вонью немытых тел, неотесанные, в грубых одеждах, они тем не менее отличались истовой верой в то, что они самые лучшие и призваны править миром.

Сергей Глазьев предложил создать новый национальный миф. Но как это сделать?

Соединение прошлого с будущим

Дело требует максимальной выверенности. В русских условиях миф нации должен стоять на крепкой "скальной основе" в виде бурной индустриализации и научно-технических успехов страны. В виде не только высадки на Марсе, но и строительства - моя мечта - россыпи усадебных городов будущего (самоуправляемых футурополисов) и массовой авиатизации. Иначе получится такое же посмешище, как у самостийной Украины. В 2010 году на всемирной выставке в Шанхае на стене павильона Неньки намалевали карту: с жовто-блакитной территории на карте расходятся стрелочки с надписями: "Шумеры", "Индоевропейцы", "Эллины". Ничего, кроме гомерического смеха, сей "миф" вызвать не может. Никто в него не верит. Ибо сама Украина - территория глубокого упадка и победившей деиндустриализации, покорная воле внешних господ.

Чтобы избежать такого, русским и требуется совместить легенду о великом прошлом с впечатляющими успехами в настоящем и с построением своей цивилизации Будущего. Чтобы не стать подобием угасающей старухи, впавшей в грезы о безвозвратно ушедшей юности.

Считаю, что одновременно с созданием учения о великом минувшем нам, порождая свой национальный миф, надо совместить все это и с новой индустриализацией (слезанием с сырьевого кола), и с творением Великой Мечты о грядущем (что уже пытается делать Александр Проханов с его Академией Русской мечты - АРМ). А еще и очищением собственного общества от нечисти: национального самоуничижения и неверия в собственные силы, алчности, мародерства, коррупции и цинизма. С обустройством достойной жизни у себя в Отечестве. Космическое государство Асгардия Игоря Ашурбейли тоже дает футуристический элемент национальной мечты.

Но положить в основу русского мифа-XXI новую хронологию Носовского и Фоменко, с моей точки зрения, слишком рискованно. Их теория может и расколоть общество, вызвать опасное раздвоение сознания и подавление "традиционной" исторической науки. Нетрудно представить себе, что будет, если заменить трудами Носовского и Фоменко преподавание привычной русской истории в школах и вузах. Пусть работы уважаемых историков-новаторов останутся конкурирующим направлением, пускай Носовский и Фоменко сходятся в жарких спорах с "традиционщиками", но монополистами их делать слишком опасно.

Путь совмещения истории с самой дерзкой русской футуристикой, с буйным воображением в стиле Ивана Ефремова, помноженными на русский протекционизм и творческую промышленную политику, на прорыв в шестой техноуклад и в космос, - вот наш путь ко второй Победе. А Сергею Глазьеву - наше уважение за интеллектуальную смелость.

Опубликовано в общероссийской еженедельной газете "Военно-промышленный курьер" в выпуске No. 35 (848) за 15 сентября 2020 года.

https://vpk-news.ru/articles/58662

*   *   *   *   *   *   *

Блестящая победа на культурном фронте

Ольга Жукова, кандидат исторических наук

26 декабря 1919 года публикуется Декрет СНК "О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р." за подписями Председателя СНК В. Ульянова (Ленина) и Управляющего делами СНК Вл. Бонч-Бруевича

Традиционно на протяжении многих веков было принято молодым обучаться уму-разуму, житейскому опыту у стариков, и вдруг, впервые в мировой истории, старики сели за парты, а молодёжь, подчас даже дети, встали к доске с указкой и мелом в руках. Образно говоря: яйца начали учить курицу. Это было трудно осознать молодым "учителям", непросто принять пожилым "ученикам"...

По воспоминаниям моей бабушки Ираиды Павловны Жуковой (в девичестве - Ивановой), пионеркой участвовавшей в ликвидации безграмотности на Саратовщине, её великовозрастные ученики, вдруг оробев, стали называть её, двенадцатилетнюю девчонку, на "вы", в знак уважения к знаниям, чем смутили "молодого преподавателя".

Тот невеликий педагогический опыт вскоре помог ей сделать главный жизненный выбор - поступить вначале в Пугачёвский учительский техникум, а затем в Балашовский учительский институт. В славном городке на реке Хопёр познакомилась она с будущим мужем - моим дедом, знаменитым в годы войны партизанским лётчиком Николаем Ивановичем Жуковым. В довоенную пору - курсантом, а затем лётчиком-инструктором Балашовской лётной школы, куда приехал он по комсомольской путёвке и всесоюзному призыву ЦК ВЛКСМ: "Комсомолец! На самолёт!", имея за плечами школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) в подмосковном селе Крупино, работу подручным кузнеца на заводе "Электросталь", где был он ещё и комсоргом... Дед вступил в Коммунистическую партию в тяжёлом для страны 1942 году, когда единственной его "привилегией" было - первым пойти в бой и первым погибнуть за Родину - страну, которая дала ему, сыну подмосковных потомственных ткачей, путёвку в небо, к новой, невозможной до революции, жизни.

Крестьянский "приговор" царю

По данным переписи населения 1897 года, неграмотным в ту пору было 78% граждан страны, а грамотными считались уже те, кто утвердительно отвечал на вопрос: "Умеет ли читать?".

Манифестом от 17 октября 1905 года император Николай II учредил Государственную думу, стремясь снизить накал народных выступлений, всколыхнувших все слои российского общества, вошедших в историю как Первая русская революция. И тут же со всех концов необъятной России стали писать своим делегатам простые люди, жаловаться на житьё-бытьё, требовать социальных изменений. "Приговорами и наказами" называли эти послания. В них очень значимой и важной стала тема народного просвещения.

Так, например, крестьяне Владимирской губернии весьма деликатно признавались: "имеющаяся у нас школа грамоты не удовлетворяет назревшим потребностям и не даёт нашим детям тех знаний, на которыя они имеют право, будучи детьми великой страны. <...> вся бедность наша, всё неустройство земли русской происходит от нашего невежества. Кто истинный виновник нашего невежества, - пусть того судит Бог. Признавая просвещение так же для нас необходимым, как воздух, мы сим постановили: <...> настоятельно ходатайствовать пред правительством об открытии у нас в деревне такого учебного заведения, воспитанники котораго по окончании курса могли бы смело вступить в мирное соревнование в торговле и ремёслах с прочими образованными народами".

Но лишь в 1908 году Дума принимает некоторые положения, предложенные министром народного просвещения Петром фон Кауфманом, предусматривающие введение в стране хотя бы бесплатного начального образования, но не всеобщего, а значит - не обязательного. Обсуждение же законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось вплоть до 1912 года, когда, увы, было окончательно отклонено...

Задолго до ликбеза

Несправедливо было бы не вспомнить в прямой связи с советским периодом ликвидации безграмотности вклад созидательных народников (молодых интеллигентных людей дворянского, купеческого, священнического и мещанского сословий), начавших в начале 70-х годов ХIХ века беспрецедентное массовое движение, известное как "хождение в народ". Многие оседали в деревне надолго: работали, прежде всего учителями, фельдшерами, ветеринарами, агрономами. Продолжалось это благородное деяние до самой Октябрьской революции. Но было всё же каплей в море для нашей гигантской страны. Об одной из таких подвижниц рассказывал хороший советский фильм "Сельская учительница" с прекрасной актрисой Верой Марецкой в главной роли.

Нечестно было бы не вспомнить и огромный вклад в привитие народу интереса к знаниям купца, издателя-просветителя Ивана Сытина. Он издавал массу дешёвых книг, брошюр, журналов, календарей с яркими иллюстрациями, лубки с познавательными текстами по родной истории, замечательные буквари. После Октябрьской революции Иван Дмитриевич принял участие в подготовке системы ликбеза, работал консультантом Главлита. Стал первым советским персональным пенсионером.

Благодаря народникам, Сытину, русским писателям, а с конца 1890-х годов и купцам-промышленникам, требующим от правительства открытия школ, ремесленных, реальных училищ и технических вузов для создания в стране своих квалифицированных кадров, способных совершить в России научно-техническую революцию, положение с просвещением в стране медленно, но меняется. После первых массовых рабочих забастовок и стачек конца 1890-х годов, приведших к Первой русской революции, - особенно.

За саботаж ликбеза - уголовная ответственность

В 20-е годы ХХ века семья моя некоторое время квартировала в доме бывшей помещицы Носовой и её слабоумного сына в городе Балашове. Навсегда запомнила моя бабушка, в ту пору - совсем девчонка, ворчание обиженной жизнью старухи: "Чумазые да лапотники править не смогут, помяните моё слово! Год-два - и кончится их власть, всё развалится. Без нас не обойдутся. Дождёмся, вернёмся!"

А новая власть тем временем ставила перед собой грандиозные задачи модернизации страны, которые оказались не под силу власти старой. И прежде всего в стране, впервые в мире строившей бессословное общество равных, не должно было быть "низшего, подлого сословья", не должно было быть "чумазых и лапотников". И если сегодня историки спорят о том, успел или не успел СССР провести перевооружение своей армии и подготовить свою промышленность к началу войны с Германией, то можно с уверенностью сказать, что к началу 1940-х задача ликвидации безграмотности была практически решена.

...На шестой день после Октябрьского переворота, как пока называют это событие и сами его участники, 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1917 года, нарком просвещения А.В. Луначарский в обращении к гражданам России объявляет главные направления деятельности нового правительства в области образования: "введение всеобщей грамотности, организация единой советской школы, развитие всех видов школы для взрослых, сотрудничество педагогов и сил общественности, улучшение положения учителей". Так начинались коренные, революционные преобразования в бушующей стране.

29 октября - 4 ноября 1918 года на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи в Москве принимаются программа РКСМ и особая резолюция - о культурно-просветительной деятельности. Они ставят задачу участия молодёжи в строительстве новой культуры, для чего предусматривается издание газет, журналов, брошюр, создание курсов, университетов, школ и студий, организация клубов, читален, различных кружков. О том, что новая власть рассчитывает на участие молодёжи в культурно-просветительной работе, говорит в беседе с делегатами съезда В.И. Ленин.

Согласно Декрету СНК "О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р." от 26 декабря 1919 года, главной целью ликвидации безграмотности среди населения страны была "возможность сознательного участия в политической жизни страны". В духе того революционного времени дело это вовсе не было добровольным, напротив, отмечалось, что: "Всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию". Более того, "Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения". А "уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности". Но предусматривались и, как сегодня сказали бы, "приятные бонусы" - обучающимся грамоте "рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы".

Мобилизация всех интеллигентных сил

К участию в ликвидации привлекаются многие "организации трудового населения", в том числе и Союз коммунистической молодёжи. К началу 1920 года работа молодёжи по ликвидации безграмотности, прежде всего на селе, приобретает массовый характер. Ликвидаторские пункты (ликпункты), согласно декрету, открываются в народных домах, церквях, клубах, частных домах, в помещениях фабрик, заводов, учреждений. Центрами культурной жизни становятся ещё и избы-читальни, и даже чайные...

13 февраля 1920 года из г. Покрова Владимирской губернии сообщают "о мобилизации всех интеллигентных сил для борьбы с неграмотностью". В селе Игнатовском Иваново-Вознесенской губернии правление ячейки РКСМ открывает школу грамоты и начинает работать совместно с учителями. Первую школу рабочих-подростков РКСМ открывает в Сызрани. Одним из первых открывает курсы ликвидации неграмотности автомобильный завод АМО (Автомобильное Московское общество) в Москве.

19 февраля Коллегия Наркомпроса утверждает "Положение об организации дела просвещения народов нерусского языка на местах". И в то же время II губернская конференция Коммунистического союза рабочей молодёжи Украины принимает резолюцию "О работе среди учащихся" и создаёт при губкоме комсомола школьный отдел.

В Павловском уезде Воронежской губернии 21-22 февраля проходит уездный съезд учителей, которые обсуждают вопросы создания единой трудовой школы, внешкольного и дошкольного воспитания, принимают решение "отдать все силы и знания, чтобы создать мощную Красную армию просвещения".

27 февраля 1920 года "Правда" сообщает, что коллегия Наркомпроса обратилась к А.В. Луначарскому с просьбой срочно ходатайствовать перед ЦК РКП (б) "о мобилизации партийных работников, знакомых с языками и бытом народов Востока, для работы в отделе просвещения национальных меньшинств". Одновременно принимается решение "об обязательном привлечении представителей Союза молодёжи в состав школьных советов школ II ступени, о включении их в состав коллегии внешкольного отдела и отдела единой трудовой школы". Все местные отделы народного образования обязываются привлечь к работе союзы молодёжи.

А 6 апреля на совещании делегатов IX съезда РКП (б), посвящённом проблемам просвещения, обсуждают "введение принудительного обучения". Н.К. Крупская выступает резко против.

В маленьком Нижнедевицке, что на Воронежчине, уездная комиссия по ликвидации безграмотности 12 мая объявляет "мобилизацию всех лиц от 18 лет, получивших образование не ниже двухклассного начального училища, для борьбы с неграмотностью".

Но долго ещё новая власть будет наивно ставить всё новые сроки окончательной победы над безграмотностью. Непростое и долгое это было дело, потому что - масштабное. Не решишь его лихим кавалерийским наскоком, как на фронтах Гражданской...

И что сегодня как-то забывается, отходит на второй план - каждый гражданин страны получил тогда возможность ликвидировать собственную безграмотность на родном языке! Например, в Екатеринбурге мусульманским отделом просвещения городского ОНО были открыты вечерние курсы, где обучение велось и на русском, и на татарском языках. А 8 апреля 1920 года выходит инструкция Наркомпроса в дополнение известного декрета СНК, регламентирующая работу по ликвидации неграмотности среди нерусского населения на территории РСФСР. 9 апреля публикуется обращение отдела просвещения нацменьшинств Наркомпроса "К постановке культурно-просветительной работы среди национальных меньшинств".

Иногда на местах решение какой-то насущной проблемы находилось чуть раньше, чем его принимали центральные органы власти. Например, 14 мая 1920 года в Тверской губернии комсомольская ячейка открывает школы грамотности в Вышнем Волочке, Дарской, Кузнецовской и Холохоленской волостях, где обучают члены Союза молодёжи. А на следующий день, 15 мая, в Москве ЦК РКСМ публикует обращение к комитетам своей организации с просьбой об участии комсомольцев в создании крестьянских домов, становившихся и ликпунктами.

А 8-9 июля на общегородской конференции РКСМ комсомольцы Петрограда решают не ограничиваться работой по ликвидации безграмотности, но ещё и помочь стране в "организации профессиональных школ, детских домов, колоний, в борьбе с детской преступностью".

В Москве - флешмоб и III съезд ВЛКСМ

19 июля 1920 года в Москве выходит основополагающее Постановление СНК "Об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности". ВЧК ликбез создаётся при Наркомпросе. Постановления её имеют обязательный характер.

И в тот же день в столице, у здания фондовой биржи, в честь II конгресса III Интернационала организуется комсомолом массовая инсценировка "К мировой коммуне", в которой участвуют 6 тысяч человек. (Вы всё ещё думаете, что флешмоб - новое модное веяние нашего времени?)

III Всероссийский съезд РКСМ наряду со злободневными военными и хозяйственными вопросами рассматривает и проблемы социалистического воспитания молодёжи - в школах рабочих подростков, о профессионально-техническом образовании и заводском ученичестве. От молодёжи требуются повышение политического и культурного уровня, тесное сближение между собой молодёжи разных национальностей. Со знаменитой в последствии речью "Задачи союзов молодёжи" выступает на съезде В.И. Ленин.

Пока на местах принимаются жёсткие волюнтаристские решения, в Смоленске, например, уклоняющихся от обучения грамоте лишают работы и продовольственных карточек, ЦК РКСМ публикует 26 декабря 1920 года циркулярное письмо об организации школ рабочей молодёжи. А 5 марта 1921 года Комиссия по снабжению рабочих при Наркомпроде решает выдавать слушателям и преподавателям рабочих факультетов усиленный паёк. Из Екатеринбурга сообщают, что городской союз текстильщиков постановил в первую очередь снабжать предметами первой необходимости рабочих, аккуратно посещающих школу.

В селе Селты Вотской АО 26 июля открываются курсы подготовки ликвидаторов политической неграмотности среди членов деревенских организаций Коммунистического союза молодёжи. А 13 сентября при Вятском институте народного образования открывается краевой факультет по подготовке преподавателей истории и этнографии края, а также вотского и марийского языков.

Налог на удовлетворение культурных нужд

Главпрофобр 15 сентября 1921 года принимает решение предложить всем губпрофобрам 20% мест в техникумах, профессионально-технических и сельскохозяйственных школах предоставлять членам РКСМ. А через неделю на IV Всероссийском съезде РКСМ А.В. Луначарский говорит о материальных трудностях организации просвещения в разорённой России и объясняет необходимость введения налогового обложения населения для удовлетворения культурных нужд.

V Всероссийский съезд РКСМ 11-17 октября 1922 года горячо обсуждает задачи коммунистического воспитания молодёжи в условиях нэпа. Многим тогда казалось, что все жертвы, понесённые уже в боях за новый строй, напрасны, но съезд принимает решения о создании издательства ЦК РКСМ "Молодая гвардия", о создании школ крестьянской молодёжи, оформляет организацию юных пионеров - идеологическая борьба за умы продолжается, потому что нет ничего важнее ликвидации политической безграмотности.

В ноябре в Москве открывается Центральный дом коммунистического воспитания рабочей молодёжи, в работе которого активно участвует МК РКСМ. Здесь не только учатся, но и живут 520 рабочих-подростков. А комсомольцы Омска открывают уже в январе 1923 года Дворец рабочей молодёжи, в котором работают библиотека, читальня, марксистский кружок, ведётся спортивная работа.

В.И. Ленин - "почётный красный ликвидатор безграмотности"

На II Всероссийском съезде ДКСМ говорят о состоянии дел ликбеза по стране, обсуждаются методы ликвидации неграмотности в политпросветработе, борьбы с малограмотностью. Съезд отправляет письмо В.И. Ленину с просьбой принять "звание почётного красного ликвидатора безграмотности" и утверждает почти фантастическое решение: "в первую очередь ликвидировать неграмотность среди организованного населения - членов партии, комсомола и профсоюзов, делегаток женотделов, членов советов, допризывников уже к 1 мая 1925 года".

Но уже 20 августа 1923-го выходит более взвешенный Декрет СНК "О сети учреждений Народного Комиссариата Просвещения", в котором говорится о создании сети школ, пунктов ликбеза, изб-читален, политико-просветительных учреждений, вузов, научных учреждений. Признаётся необходимость разработки плана всеобщего обучения, рассчитанного на 10 лет.

Новая попытка ускорить процесс ликвидации безграмотности предпринимается 15 ноября 1923 года, когда Председатель ВЦИК М.И. Калинин обращается к общественности с призывом о помощи: по инициативе ВЧК ликбез создаётся общество "Долой неграмотность!" (ОДН) и следует организовать на местах его ячейки, чтобы покончить с неграмотностью к 10-летию Октября.

Первые серьёзные итоги подводятся в январе 1926 года. В Москве проходит I Всероссийский съезд общества "Долой неграмотность", а 20 января газеты публикуют данные ВЧК ликбез: с момента издания декрета "О ликвидации безграмотности населения РСФСР" на территории республики обучено грамоте свыше 8 млн человек из 17 млн неграмотных: "В основном ликвидирована неграмотность среди красноармейцев-допризывников, членов профсоюзов и других слоёв организованного населения". По стране работают 40 тыс. пунктов ликбеза.

11-22 марта в Москве проходит VII съезд комсомола. Обсуждается подготовка не только квалифицированных, но и культурно-развитых, классово-сознательных рабочих, указывается на роль комсомола в создании вечерних рабочих курсов и техникумов, в распространении технической грамотности. Отмечается роль деревенского комсомола во многих культурных начинаниях, в том числе, конечно, в работе ликпунктов, школ, кружков. Особое внимание призвано обращать на привлечение к культурной жизни батраков и молодёжи, работающей по найму в кустарной промышленности.

Молодые бойцы культурного фронта

Молодая Советская республика, одержав победу на фронтах Гражданской войны с белогвардейцами и интервентами - представителями всей "объединённой Европы", продолжает борьбу на ещё одном фронте, возможно, самом главном - культурном.

Ликвидация безграмотности становится, можно сказать, важным стратегическим направлением этого фронта. А комсомол - активным коллективным культармейцем, когда VIII съезд ВЛКСМ, открытый 5 мая 1928 года, объявляет Всесоюзный культпоход по ликвидации неграмотности. Из комсомольцев-культармейцев создаются "ударные отряды по ликбезу".

В 1928-1929 годах по комсомольским путёвкам пришли на рабфаки 15 тыс. человек, на курсы по подготовке в вузы - 20 тыс., в вузы и техникумы - 30 тыс. Это был поход комсомола в науку. И к 1934 году рабочая прослойка среди студенчества составила 47,9%. В недрах комсомола рождается идея новой, массовой формы технического обучения - техминимум (в 1934 году техминимум сдали 814 тыс. рабочих). С 1927-го комсомолия берёт шефство над всеобучем (Постановление ЦК ВЛКСМ "Всеобщее начальное обучение в стране и задачи комсомола" от 19 февраля), выступает с инициативой создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. В последующем именно из комсомольцев будут "рекрутироваться" и новые технические кадры: лётчики, танкисты, трактористы, шофёры, киномеханики, инженеры, машинисты и другие. Важнейшие для страны профессии осваивали те, кто до революции не мог даже мечтать вырваться из вековой нищеты и бесправия.

"Строители новой Вселенной"

В моей личной коллекции хранится выпуск уникальной газеты "Комсомольская культармия" (издание Леноблсовета ОДН (общества "Долой неграмотность!"), обкома и горкома ВЛКСМ Ленинграда). Что же волновало комсомольцев начала 1930-х, о чём были их заботы?

Н. Иванов из военного отдела обкома ВЛКСМ публикует заметку "Поход за грамотный призыв", рассказывая об опыте комсомольцев Кингисеппского района, организовавших культармейскую бригаду: к каждому неграмотному призывнику в РККА был прикреплён рядовой культармеец и к моменту призыва в районе неграмотность молодых бойцов была ликвидирована. Потому что "Школа - крепость Красной Армии, грамота - её боевое оружие!".

Ленинградские комсомольцы развернули работу по сбору книг для деревенских библиотек и для малограмотных читателей. Комсомолец Тимохин из Подпорожского района делится своим жизненным опытом: "Я работал на почте письмоносцем. Мою работу тормозило то, что большинство адресов у нас пишется крайне неграмотно. Со своей стороны мне не пришлось получить законченного образования, в силу того, что учёба в районе ограничивалась первым классом. ...Вызываю комсомолию вступить в члены ОДН и в боевые ряды культармейцев, а также активно поддержать кампанию "Книга - деревне", выдвигая своих бибармейцев, чтецов и книгонош".

В заметке "Молодняк - в торфяном культпоходе" рассказывается о работе по ликвидации неграмотности среди рабочих торфоразработок: "Чухнова - комсомолка-украинка, ведёт большую группу (22 чел.) своих соотечественниц-торфуш, в начале лета лишь едва разбиравших буквы... Вся группа научилась и письму, и счёту, собирается переходить на производственно-политехнические курсы к повышенным формам учёбы".

Юная культармейка - пионерка М. Фёдорова рассказывает, как учила на дому неграмотную Ольгу Кузют. Пионер А. Побудей пишет, как ячейка друзей ОДН организовала бибармейские бригады. Наладила читку газет и журналов в Чудовском доме крестьянина, "обслуживая приезжающих крестьян неграмотных и малограмотных".

Газета призывает участвовать в областном культармейском конкурсе рабселькоров, чтобы иметь свежую и достоверную информацию с мест, и публикует в "Литературном уголке" стихотворные строки в духе Владимира Маяковского. Некий автор, скрывшийся под псевдонимом "Красный Баян", публикует "Культмарш сезонников": "Сезонник, закладывай красный кирпич! / - Учил тебя строить учитель Ильич. / Сезонники строят - и стройка растёт, / И крепнут кирпичные стены, / И грамота знанье и силу несёт / Строителям новой Вселенной!"

А корреспондент с очень современным псевдонимом "Эльф" призывает: "В избе-читальне культармеец / Дежурит верным часовым... / Беседуй с ним три раза в месяц, / Как с руководом боевым!"

Корреспондент "Дядя Ледя" чеканит слог: "Поход за грамотный завод - / Наш молодёжный культпоход! / Борьба за грамотный колхоз - / Фронт комсомольских бурь и гроз! / Учёбу, грамоту даёшь / Стране Советов - молодёжь! / Ты всех охватишь сетью школ, / Наш культармейский комсомол!"

...Известный советский журналист Василий Песков писал о своих детских военных днях: "Вспоминаю мамины письма к отцу. Она их писала печатными буквами, и на письмо уходила обычно целая ночь..."

Да, взрослое поколение Советской страны 1940-х годов благодаря долгой и упорной кампании по ликвидации безграмотности освоило азы этого важнейшего знания. А поколения победителей, их детей и даже внуков, воспитанные советской школой сызмальства, получившие в большинстве своём прекрасное высшее образование, ставшее престижным, смогли выйти в космос, поднять целину, построить наукоёмкие производства, освоить сложнейшую технику, построить БАМ. Воистину как мечтали их прадеды в 1905 году: "будучи детьми великой страны", смогли "смело вступить в мирное соревнование... с прочими образованными народами".

Кадры решили всё!

Какими же наивными выглядят утверждения некоторых жалельщиков "России, которую мы потеряли", сокрушающихся, что-де, и план ГОЭЛРО с его Днепрогэсом и каскадом множества других электростанций, и развитая промышленность, и радио, и телевидение, и самолётостроение, и даже космос развились бы, если бы не революционные потрясения, в Российской империи лучше и быстрее, чем в СССР. Нет, не развились бы! Потому что, напомним ещё раз, закон о всеобщем начальном образовании был отклонён в царской России в 1912 году.

А великий изобретатель лампы накаливания, потомственный дворянин Александр Николаевич Лодыгин, народник по политическим убеждениям, не нашедши применения своим знаниям и научным идеям в области электрификации в императорской России, признавался в статье "Лаборатория для изобретателей" для журнала "Новое время" в декабре 1910 года: "Изобретатель в России почти что пария, и всю свою жизнь он проводит в том, что ждёт, как библейский Лазарь, не упадёт ли ему крупица со стола богатого; но его ожидания в большинстве случаев так же тщетны, как и ожидания Лазаря. Я знаю это как по своему личному опыту, так и по опыту многих и многих других..."

В 1907-1909 годах в "Обществе электрического освещения 1886 г." фирмы "Сименс и Гальске" работал инженер-электрик Глеб Кржижановский. Хозяева иностранной компании гордились двумя проектами, осуществлёнными в России, - освещением Зимнего дворца и Невского проспекта в Петербурге, называли их "величайшими и самыми впечатляющими в мире". Об освещении заводских и фабричных цехов, домов рабочих и изб крестьян даже и не задумывались - госзаказа на такие масштабные работы не было.

Когда в 1920 году профессиональный революционер Глеб Кржижановский на совещании Государственной комиссии по электрификации читал доклад о плане этого грандиозного начинания, то для освещения на гигантской карте страны точек будущих электростанций пришлось использовать всё имевшееся в Москве электричество. Через 10 лет план был выполнен, потому что благодаря ликбезу была подготовлена целая армия энергетиков и инженеров всех специальностей.

Газета "Правда" No.145 (30932) 27-31 декабря 2019 года, 3 полоса

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное