Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 1054


"Эконометрика", 1054 выпуск, 5 апреля 2021 года.

Электронная газета кафедры "Экономика и организация производства" научно-учебного комплекса "Инженерный бизнес и менеджмент" МГТУ им.Н.Э. Баумана. Выходит с 2000 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Начинаем публиковать статью кандидата исторических наук И.Д. Шутова "Овладевать учением о диктатуре пролетариата".

Почему России понадобился марксизм, а марксизму Россия? Об этом размышляет Данила Уськов.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Овладевать учением о диктатуре пролетариата

И.Д. Шутов, кандидат исторических наук

I

Почему сегодня этот вопрос снова обретает острое теоретическое и политическое значение?

В книге "Государство и революция" В.И. Ленин писал: "Главное в учении Маркса есть классовая борьба. Так говорят и пишут очень часто. Но это неверно. И из этой неверности сплошь и рядом получается оппортунистическое искажение марксизма, подделка его в духе приемлемости для буржуазии. Ибо учение о классовой борьбе не Марксом, а буржуазией до Маркса создано и для буржуазии, вообще говоря, приемлемо. Кто признаёт только борьбу классов,тот ещё не марксист, тот может оказаться ещё не выходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов - значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма". (Полн. собр. соч. Т.33. С.34).

Неужели учение о диктатуре пролетариата является важнейшим, определяющим революционную сущность марксизма? Может быть, В.И. Ленин просто обострил свою мысль в условиях нараставшей борьбы против буржуазного Временного правительства, против кадетов, переметнувшихся на их сторону (сторону буржуазии) меньшевиков и эсеров, борьбы за победу социалистической революции? Ведь книга была написана им в августе-сентябре 1917 г., - буквально накануне Великой Октябрьской социалистической революции. (Издана в 1918 г.). Но, во-первых, вопрос о диктатуре пролетариата был запечатлён в Программе большевиков, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., и В.И. Ленин систематически возвращался к этой коренной проблеме. Например, в декабре 1916 г., разоблачая тех, кто формально готов был признать марксизм, но стремился выхолостить его революционную сущность, Ленин писал в статье "О карикатуре на марксизм и "империалистическом экономизме"": "Вопрос о диктатуре пролетариата имеет такую важность, что не может быть членом социал-демократической партии, кто отрицает или только словесно признаёт её". (Полн. собр. соч. Т.30. С.122). Во-вторых, разумеется, как всегда, В.И. Ленин уделил особое внимание этому вопросу именно в период подготовки социалистической революции, особо подчеркнув связь вопроса о диктатуре пролетариата с задачей обязательного слома буржуазной государственной машины. Ведь наступал решающий момент, когда особенно важно было всё это осознать и в теоретическом, и в практическо-политическом плане.

Чтобы понять абсолютную верность слов В.И. Ленина о первостепенном значении учения о диктатуре пролетариата в числе важнейших научных выводов К. Маркса, прочитаем письмо К. Маркса И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г. Эти слова тем более необходимо процитировать, что одно из обвинений либералов в адрес Ленина звучит так: Ленин, мол, отказался от марксизма. Представьте себе, этот вздор либералов в очередной раз прозвучал в одном из СМИ в день 150-летия со дня рождения В.И. Ленина - 22 апреля 2020 г.

В письме К. Маркса И. Вейдемейеру сказано следующее:

"...Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.28. С.424-427).

Либералы и оппортунисты со времён Маркса вели и ведут войну против марксизма и его важнейшего учения - о диктатуре пролетариата. В.И. Ленин защитил и развил это учение, воплотил в жизнь с побдой Великой Октябрьской социалистической революции и установлением власти Советов. К сожалению, не только в заражённом оппортунизмом еврокоммунизме, но с 1961 г., при Хрущёве, и в КПСС учение о диктатуре пролетариата было отодвинуто в тень. Как это произошло?

Хрущёвым в 1961 г., на XXII съезде КПСС было заявлено о перерастании в Советском Союзе диктатуры пролетариата в общенародное государство и был взят курс на строительство коммунизма. Что получилось в результате волюнтаристского подхода Хрущёва в данном вопросе? Г.А. Зюганов, касаясь этого факта на Пленуме ЦК КПРФ 19 октября 2019 г., подчеркнул: "С 1961 года, с XXII съезда, идея пролетарской диктатуры была изъята из идейного арсенала КПСС. Партия оказалась во власти ползучего оппортунизма. Именно он довёл дело до предательской горбачёвской перестройки".

Перестройка, как известно переросла в ельцинскую антисоветскую, антисоциалистическую контрреволюцию 1991-1993 годов. В стране установилась диктатура криминально-олигархического капитала, преподносимая как торжество свободы и демократии. Время Советской власти - власти трудящихся вся буржуазная и оппортунистическая пропаганда с утра до вечера начала изображать в чёрных и кровавых красках. Слова "диктатура пролетариата" стали отождествляться с беззаконием, с репрессиями. Под эту массированную ложь развернулось бешеное разграбление страны, её разрушение, колонизация западным капиталом. СССР был расчленён.

Население довольно долго находилось в пьянящем дурмане лжи власти грабителей, разрушителей, надеялось на исполнение обещаний ими зажиточной, счастливой для всех жизни. Но повседневное испытание на себе жестокости безработицы, нищеты, уничтожения предприятий, разорения медицины, кровавых и грабительских злодеяний, свершаемых криминально-олигархическим, прозападным капиталом, вызвали сначала оторопь, а потом и отрезвление. Мужественная активная разъяснительная работа и борьба КПРФ за возрождение социализма вернуло в сознание общества понимание подлинной заботы Советской власти о человеке труда величия вождей социалистических преобразований - Ленина и Сталина. Нарастающее отторжение обществом криминально-грабительского, прозападного режима, осознание миллионами россиян необходимости избавления от него позволило КПРФ вернуть в 2014 году в программные цели указание на то, что рабочий класс, возглавив борьбу всех людей труда за освобождение страны от ига разорителей и грабителей, должен избавить страну от диктатуры буржуазии, к тому же воровской и предательской, вернуть власть трудящихся - диктатуру пролетариата в форме Советов- власть созидательную, состоящую из трудящихся и бесконечно преданную делу всех трудящихся, способную восстановить великие завоевания социализма.

Итак, вопрос о диктатуре пролетариата снова обрёл острое теоретическое и политическое значение. Но в то же время в силу отмеченных исторических обстоятельств немногие в регионах имеют необходимые научные знания о богатейшем содержании марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, организационной системе и многогранной политике диктатуры пролетариата. Это ограничивает возможности развернуть широкую разъяснительную работу среди населения, в том числе по разоблачению фальсификаций и циничной лжи о диктатуре пролетариата со стороны либералов, монархистов, жириновцев и подпевающих им оппортунистов. Нужно поэтому широко организовать соответствующую постоянную учёбу в регионах, чтобы подготовить необходимые кадры пропагандистов, поднять теоретический уровень особенно молодых коммунистов.

II

Что необходимо изучить, чтобы разобраться в вопросе о диктатуре пролетариата?

Чтобы глубже осознать настоятельную необходимость повышения знаний в данном вопросе, формированию на этой основе классового подхода к общественным процессам, процитируем ещё раз упомянутый выше доклад Г.А. Зюганова на Пленуме ЦК КПРФ 19 октября 2019 г. "Следует признать, - отметил Г.А Зюганов, - что в нашей повседневной работе слабо звучат категории:“пролетариат", "рабочий класс", "диктатура пролетариата", "эксплуатация труда", "пролетарская демократия". Гораздо чаще в ход идут житейские понятия "богатые - бедные", "жирные коты", "нувориши", "толстосумы". Да, они усиливают образность речи. Но они не должны подменить основные категории марксистско-ленинской теории. Их подмена способна привести к забвению классовой борьбы и учения Маркса-Ленина. Отсюда - прямая дорога к оппортунизму, к мещанскому опошлению великого учения... Овладеть основами нашей теории - вот что должно лежать в основе политического образования коммунистов". И подчеркнул: "Этого не сделать без изучения трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина".

Какие же первоисточники классиков марксизма - ленинизма по вопросу о диктатуре пролетариата необходимо в первую очередь изучить, чтобы разобраться в нём и в том, сколь велик был вклад В.И. Ленина в его развитие и в его практическую реализацию?

Конечно, надо начать с глубокого освоения "Манифеста Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса (1848 г.). Кто-то из читавших его скажет, что в нём слов "диктатура пролетариата" нет. Верно, непосредственно этой формулы в "Манифесте" нет. Но в нём научно изложена вся логика классовой борьбы пролетариата, ведущая к установлению его диктатуры. А выражена мысль о диктатуре пролетариата в словах, что "первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс...". (Выделено мной - И.Ш.). В "Манифесте" указаны и первоочередные меры, которые должно осуществить пролетарское государство. Особо, во второй главе, подчёркивается роль коммунистов, роль пролетарской партии как организатора и вождя рабочего класса в его борьбе за свержение буржуазии и проведение революционного преобразования общества.

После изучения "Манифеста", пусть в хронологическом плане забегая вперёд, целесообразно обратиться к работе К. Маркса "Граждански война во Франции". (1871 г.). В ней содержится ряд основополагающих выводов о диктатуре пролетариата. Одним из важнейших в их числе был вывод о том, что Парижская Коммуна стала первой осуществлённой на практике формой пролетарской государственной власти, диктатуры пролетариата.

Затем можно вернуться к хронологическому подходу: прочитать работы К. Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. (написана в 1850 г.), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1952 г.), "Критика Готской программы" (написана работа в1875 г., а опубликована Ф. Энгельсом в 1891 г. под названием "Замечания к программе Германской рабочей партии"). Дело не только в том, что каждая из этих работ - это образец научного анализа событий того времени. Но их изучение позволит каждому на фоне исследования классовых боёв во Франции лучше понять и величие подвига российского пролетариата и всех трудящихся России в ходе Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., глубже понять классовые причины бездны предательства и жестокости не только французской, но затем и российской буржуазии в 1917г., увидеть классовые корни драматизма Гражданской войны 1918-1922 гг. Более того, изучение этих работ позволит глубже осмыслить и трагизм для трудящихся, для нашей страны антисоветской, антисоциалистической контрреволюции 1991-1993 годов, её причины, её последствия для дней сегодняшних, понять расстановку классовых сил в нашей стране на день сегодняшний - на начало 2020 г., увидеть яснее перспективы борьбы за возрождение социализма под руководством КПРФ, полнее осознать необходимость установления диктатуры пролетариата для успеха созидания социализма с учётом исторического опыта. Глубже понять, что это необходимо осуществить во имя освобождения трудящихся от эксплуатации их криминально-олигархическим капиталом и во имя спасения нашего Отечества от продолжающего подчинения нашей экономики западным капиталом, жаждущим уничтожить и далее расчленить Россию. Изучение названных работ К. Маркса позволит всё это по-новому, с позиций современности проанализировать, осмыслить.

Мы назвали минимум работ К. Маркса, который следует освоить, чтобы понять, почему он пришёл к выводу о необходимости ликвидации диктатуры буржуазии, установления диктатуры пролетариата, которая открывает подлинный демократизм, прогресс, гуманизм во всей организации жизни общества.

Ленинских работ по проблеме диктатуры пролетариата потребуется изучить гораздо больше потому, что именно под руководством В.И. Ленина была установлена в нашей стране диктатура пролетариата, что обеспечило не только освобождение трудящихся от гнёта капитала, но и спасло страну от гибели, а затем позволило создать могучее, самое передовое в социально-экономическом и научном плане государство - СССР.

Назовём из огромного количества ленинских работ, где раскрываются разные стороны диктатуры пролетариата, в первую очередь уже упомянутую книгу В.И. Ленина "Государство и революция". Она не только сверхзначима по своему содержанию, но и привлекательна тем, что в ней имеется огромное количество цитирований работ К. Маркса по данному вопросу. Поэтому при всей её сложности непосредственный переход к ней от чтения работ К. Маркса будет логичным с точки зрения освоения именно проблемы диктатуры пролетариата и понимания необходимости ликвидации буржуазной государственной машины с победой пролетарской, социалистической революции.

Затем, для понимания того, как уже в марте 1918 г., пока ещё не началась масштабная Гражданская война белогвардейцев и широкая интервенция иностранных государств, планировалась реализация созидательной деятельности Советской власти - диктатуры пролетариата - необходимо прочитать, конечно, "Очередные задачи Советской власти". (Т.36).

В период прервавшей мирную, созидательную деятельность Советской власти Гражданской войны и иностранной интервенции В.И. Ленин постоянно возвращается к разъяснению связи диктатуры пролетариата и демократии. 30 августа 1918 г. В.И. Ленин выступил на митинге в Басманном районе г. Москвы на тему "Две власти (диктатура пролетариата и диктатура буржуазии)" и на митинге на бывшем заводе Михельсона, после которого в него стреляла эсерка Каплан из пистолета отравленными пулями. (Т.37).

Особенно желательно прочитать отповедь В.И. Ленина оппортунистам в лице К. Каутского по поводу будто бы отступлений большевиков от демократии, - речь идёт о брошюре В.И. Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский". (Т. 37, ноябрь 1918). С тем же названием в "Правде" от 11 октября В.И. Лениным была опубликована статья. (Т.37. С. 101-110). В том же томе и по той же проблеме дана краткая, но не менее острая публикация В.И. Ленина от 3 января 1919 г. "О "демократии" и диктатуре".

Данный вопрос Ленин разъясняет также в "Письме к рабочим Европы и Америки". (Т. 37. С. 454-462). В начале марта 1919 г. проходит I Конгресс Коммунистического Интернационала. На нём В.И. Ленин опять обращается к этой теме - столь значима она. Это были "Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата". (Т. 37. С. 491- 509). Этот же вопрос он поднимает в обращении к венгерским рабочим - "Привет венгерским рабочим". (1919 г. Т. 38. С.384-388). Одна из важнейших работ В.И. Ленина 1919 года - "Великий почин". В ней он снова обращает внимание на освободительное, гуманистическое значение диктатуры пролетариата: "Более демократического, в истинном смысле слова, более тесно связанного с трудящимися и эксплуатируемыми массами государства на свете ещё не бывало". (Т.39. С.1-29). Очередная 1919 года статья по вопросу о диктатуре пролетариата при Советской власти, освещающая её новую грань, - статья "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата". (Т.39. С. 271-282).

Внимательнейшим образом необходимо изучить работу В.И. Ленина "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", написанную в апреле-мае 1920 г. (Т. 41. С. 1-104; особо см. с. 26-27 и 30-32).

Прочитав перечисленные произведения В.И. Ленина первых месяцев, первых лет Советской власти по данной проблеме, следует вернуться к его книгам, статьям дооктябрьского периода. Это позволит лучше понять то, как Ленин последовательно изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о диктатуре пролетариата и определял на этой основе, но с учётом конкретной исторической обстановки, деятельность партии большевиков с момента её создания. Так, книга В.И. Ленина "Что делать?" (1902 г.) позволит глубже понять роль пролетарской партии в революционной борьбе пролетариата и затем в механизме диктатуры пролетариата с победой социалистической революции. (Т. 6. С. 1-192). А благодаря кому в Программу РСДРП было внесено положение о диктатуре пролетариата? - Для получения ответа надо прочитать "Проект программы Российской социал-демократической рабочей партии". (Т. 6. С. 203-210, 1902 г.). Июль 1905 г. - "Две тактики социал-демократии в демократической революции". (Т. 11). Спросим себя: демократическая революция - это какая революция? О чём шла речь? Речь шла о буржуазно-демократической революции, начавшейся в январе 1905 г. К 1906 г., времени определённых осложнений в Первой русской революции 1905-1907 гг, относится статья В.И. Ленина "Победа кадетов и задачи рабочей партии", где он продолжает развивать мысль о диктатуре пролетариата. (Т.12. С.271-352).

Из работ, относящихся ко времени победы в стране Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., по рассматриваемой проблеме необходимо изучить, в частности, следующие: 1) "О двоевластии", 2) "Задачи пролетариата в нашей революции". Обе написаны в апреле 1917 г. (Т. 31. С. 145-148, 151-165.).

Изучив названные (а их список здесь не полон) работы В.И. Ленина дооктябрьского и послеоктябрьского периода, очень важно обратиться к небольшой, но обобщающей по данному вопросу его статье, опубликованной в ноябре 1920 г., - "К истории вопроса о диктатуре". (Т. 41. С.369-391).

Чтобы в сжатом виде увидеть многогранность задач диктатуры пролетариата, можно воспользоваться предметным указателем Справочного тома к полному собранию сочинений В.И. Ленина - часть 1, с. 136-143. Там имеются рубрики - "Диктатура", "Диктатура буржуазии", "Диктатура пролетариата". В рубрике "Диктатура пролетариата" выделены многочисленные подрубрики, которые и дают представление о том, сколь многогранные созидательные задачи должна была решить и решила после Великой Октябрьской социалистической революции диктатура пролетариата, сформировавшаяся в форме власти Советов. Учитывая, что далеко не каждый доберётся до справочного тома, перечислю эти подрубрики без указания томов и страниц, где можно найти ответ по той или иной подрубрике. Итак, рубрика "Диктатура пролетариата", - подрубрики (их более 40):

сущность и задачи диктатуры пролетариата; борьба против войны, за мир; диктатура пролетариата и буржуазная интеллигенция; диктатура пролетариата и буржуазный парламентаризм; вовлечение трудящихся масс в управление государством; вопрос о всеобщем избирательном праве; вопрос о диктатуре пролетариата в программе партии; вопрос о равенстве и политической свободе; вопрос о диктатуре пролетариата и численности пролетариата; её воспитательная роль; её всемирно-историческое значение; вопрос о диктатуре пролетариата как главное в марксизме; как господство пролетариата над буржуазией; её историческая неизбежность и необходимость в переходный период от капитализма к социализму; критика антимарксистских взглядов по вопросу о диктатуре пролетариата; критика лозунга "свободного народного государства"; диктатура пролетариата и массовые организации трудящихся; диктатура пролетариата и мелкая буржуазия; нейтрализация колеблющихся средних слоёв и мелких собственников; диктатура пролетариата как необходимое условие для победы социалистической революции; диктатура пролетариата как новый тип государства и как высшая форма демократии; диктатура пролетариата и общественная социалистическая собственность как её основа; опыт Парижской Коммуны и русских буржуазно-демократических революций 1905-1907 гг. и Февральской 1917 г.; как основное орудие в руках пролетариата для построения социализма; как особая форма классового союза пролетариата и крестьянства; особенности диктатуры пролетариата в Советской России; её особенности и коренное отличие от диктатуры буржуазии; диктатура пролетариата и подавление сопротивления эксплуататорских классов; положение и роль трудящихся женщин; принцип демократического централизма при диктатуре пролетариата; диктатура пролетариата как продолжение классовой борьбы в новых формах; процесс отмирания государства; различие форм диктатуры пролетариата в отдельных странах; разрешение национального вопроса; роль революционного насилия; руководящая роль марксистской партии в системе диктатуры пролетариата; слом старой, буржуазной государственной машины и создание нового государственного аппарата; Советы, Советская республика как государственная форма диктатуры пролетариата; соотношение между экономикой и политикой и задачи экономической реорганизации общества; социалистическое преобразование сельского хозяйства; диктатура пролетариата и улучшение материального положения трудящихся; уничтожение классов; условия завоевания диктатуры пролетариата и её укрепления. Отдельно выделены рубрики: Диктатура пролетариата в Советской России (см.: Советское социалистическое государство); Диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства как лозунг партии в период подготовки Октябрьской социалистической революции 1917 г.; Диктатура пролетариата и крестьянства - см. Революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства (сущность и значение).

Но прочитав даже максимальное количество ленинских работ, где рассматриваются вопросы диктатуры пролетариата, выписав, пользуясь указанным справочным томом, и прочитав огромный пласт высказываний В.И. Ленина о диктатуре пролетариата, всё же в ряде аспектов этого вопроса самостоятельно довольно сложно будет разобраться. Следует поэтому пристально ознакомиться со следующими тремя работами И.В. Сталина: 1) "Об основах ленинизма. Лекции, читанные в Свердловском университете" (соч. т. 6, с. 69 - 188, особенно разделы IV - “Диктатура пролетариата" и VIII - “Партия"); 2) "К вопросам ленинизма" (соч.,т. 8, с.13-90, разделы IV “Пролетарская революция и диктатура пролетариата" и V - “Партия и рабочий класс в системе диктатуры пролетариата"; 3) "О лозунге диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства в период подготовки Октября: Ответ С. Покровскому". (Т. 9. С. 269-281). В Интернете можно найти каждую из этих работ. Все они, с рядом других, включены были И.В. Сталиным в его книгу "Вопросы ленинизма". Через поисковик в Интернете эту книгу тоже легко найти, и грешно было бы не воспользоваться этой современной возможностью - ведь не только из районных, но и из региональных библиотек со времён антисталинского доклада Хрущёва на XX съезде КПСС в 1956 г. книги Сталина были изъяты. Интернет помогает преодолеть эту проблему, - тем более, что труды И.В. Сталина становятся ныне всё востребованнее, ибо строительство социализма на основе ленинских теоретических работ и Программы партии, принятой на VIII съезде РКП(б) в марте 1919 г., осуществлялось (после ухода из жизни В.И. Ленина в 1924 г.) под руководством И.В. Сталина. Названные сталинские теоретические труды о ленинизме и Программа партии 1919 года позволит глубже понять величайшую созидательную роль Советского государства, которое стало блестящей государственной формой диктатуры пролетариата и практически реализовало многогранные величественные задачи преобразования общества во имя свободы от эксплуатации и всестороннего развития человека труда, постоянного роста его благополучия.

Противники марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата ныне выдвигают наряду с другими ещё один, как им кажется, самый убийственный на сегодняшний день довод: мол, что говорить о диктатуре пролетариата, если на современных предприятиях нет уже рабочих, вместо них работают роботы, автоматические линии. Да, робототехника развивается и будет развиваться. Но тем, кто утверждает, что рабочие исчезли, я постоянно советую: пойди утром к проходной того или иного завода, фабрики и посмотри, кто идёт на работу. Роботы идут или живые люди? Роботы ведь на ночь не расходятся по домам. А чтобы ознакомиться с теоретическими исследованиями о современном рабочем классе и постановкой вопроса КПРФ о диктатуре пролетариата, о значении марксизма-ленинизма на современном этапе, прочитайте, пожалуйста, например, следующие документы КПРФ:

1) VI (октябрьский - 14 октября 2014 г.) Пленум ЦК КПРФ "Положение рабочего класса в России и задачи КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде". - "Политическое просвещение". 2014. No.6. С. 5-65; 2) Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на IX (октябрьском -19 октября 2019 г.) Пленуме ЦК КПРФ "Об укреплении идейно-политических, организационных и нравственных основ КПРФ". - "Правда" No.117 от 22-23 октября 2019 г.; "Политическое просвещение". 2020. No.1. С. 5-37). 3) Зюганов Г.А. Идейное наследие В.И. Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке. - "Правда" No.32 от 27 марта - 6 апреля 2020 г.; 4) Зюганов Г.А. Время и рабочий класс. М. 2015; 5) Д.Г. Новиков "Два манифеста и диалектика стратегии и тактики в марксизме". - "Правда", 4 мая 2018 г.; kprf.ru/dep/gosduma/activities/175349.html.

Для понимания марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата полезно ознакомиться с публикациями по данной теме современных публицистов, выступающих с марксистско-ленинских позиций. Назову ряд этих работ:

Белов Ю.П. Диктатура пролетариата как неизбежность. - "Правда" No.133 от 29ноября - 2 декабря 2019 г.

Брагин Алексей. О диктатуре пролетариата. - Csruso.ru/kino/rassvet-tv-aleksej-bragin-o-diktature-proletariata/

Брагин Алексей. Тезисы о диктатуре пролетариата и общенародном государстве.-Kprf.ru/ruso/189493.html

Попов М.В. Диктатура пролетариата, её организационная форма и экономическая сущность. -kprf.ru/ruso/180991.html; Марксизм и революция. Материалы научно-теоретической конференции, Москва, 13 мая 2018г. С. 224-248.

Перов А.А. И.В. Сталин о роли диктатуры пролетариата в строительстве социализма. - "Политическое просвещение". 2019. No.6. С.14 - 28.

РУСО: Страницы ленинианы. Сб. Статей. (csruso.ru/knigi/sbornik-ruso-stranicy-leniniany/).

Никитчук И.И. 5 мая 1818 г. родился Карл Маркс. "Буревестник эпохи коммунизма". (сsruso.ru/oficialno/data-v-istorii-burevestnik-jepohi-kommunizma/).

К статьям А. А. Брагина и А.А. Перова (они очень содержательны, многогранны) сделаем маленькое уточнение. Они пишут, что К. Маркс термин "диктатура пролетариата" впервые употребил в письме И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г. На самом деле этот термин он озвучил двумя годами раньше - в 1850 г., в работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г". Цитирую: "Этот (революционный - И.Ш.) социализм есть ... классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений". (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 7. С.91, в конце главы III - “Последствия 13 июня 1849 г.").

Попутно обратим внимание на слова К. Маркса, что "пролетариат всё более объединяется вокруг революционного социализма". (Там же). А разве есть ещё какой-то социализм? Да, революционный социализм К. Маркс призывает отличать от буржуазного социализма, мелкобуржуазного, утопического. А в "Манифесте Коммунистической партии" упоминается и ... феодальный социализм. Есть ещё, например, христианский социализм. Все эти социализмы воюют против революционного, научного, марксистско-ленинского социализма, отвергают главное в революционном социализме, в марксизме - ленинизме: диктатуру пролетариата и вместе с тем так или иначе (открыто или затушёванно) отвергают учение о классах, о классовой борьбе. Можно ли успешно бороться за разоблачение всех этих лживых социализмов и буржуазной идеологии, доказательно, научно разоблачать антинародную систему власти при капитализме (диктатуру буржуазии), если не владеть глубоко марксизмом-ленинизмом и особенно его центральным звеном - учением о диктатуре пролетариата? Конечно, нет. Поэтому надо постоянно пополнять свои знания в этой области.

Вернёмся к современным публикациям о диктатуре пролетариата. А.А. Брагин разработал учебное пособие "Марксизм-ленинизм. Начальный курс". Оно размещено на сайте РУСО 23 мая 2020 г. Очень ценно, что автор отдельным разделом дал "Учение о диктатуре пролетариата". К сожалению, та же оговорка в тексте сохранилась. Но это мелочь на фоне такой большой теоретической работы, которую он проделал, готовя данное учебное пособие и выделив в нём учение о диктатуре пролетариата.

А вот статья Виктора Ивановича Каткова "Основные принципы и положения диктатуры пролетариата", опубликованная в книге “Марксизм и революция. Материалы научно-теоретической конференции, Москва, 13 мая 2018г. С. 249-254), поражает невероятной небрежностью. Цитирую:

"Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы постепенно вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. организованного, как господствующий класс, пролетариата и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата".

Автором указан источник - "Манифест Коммунистической партии". Но представьте себе, второй абзац этой цитаты на самом деле к "Манифесту" никакого отношения не имеет. Эти слова содержатся в работе К. Маркса "Критика Готской программы". "Манифест" написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 г., а "Критика Готской программы" написана одним К. Марксом и не в 1848, а в 1875 году, через 27 лет после "Манифеста". Каким образом автор соединил эти два документа в один, указав, что весь этот текст относится к "Манифесту Коммунистической партии"? Небрежность, выходящая за все пределы. Я уж не говорю о том, что и первый абзац, относящийся к "Манифесту", напечатан автором не точно.

Читаем статью В.И. Каткова дальше: "Любое государство выражает интересы господствующего класса. Поэтому диктатура пролетариата должна уничтожить класс буржуазии, взять все богатства страны в государственную собственность, чтобы каждый человек превратился из пролетария в капиталиста". Но разве автор не знает, что капиталист (буржуа) - это эксплуататор? А кого будут эксплуатаровать рабочие, которые все должны стать капиталистами? И почему эта власть будет продолжать называться диктатурой пролетариата, если каждый рабочий станет капиталистом?

Не верится, что всё это можно было писать всерьёз. Не проходит ощущение, что В.И. Катков, выступая на научно-теоретической (научно-теоретической!) конференции учёных социалистической ориентации, решил посмеяться над её участниками: я нагородил наукообразную кашу, а вы, марксисты-учёные не только не ответили мне, но и опубликовали всё это в книге и рекомендовали сию книгу для пропагандистов-марксистов, научных работников, для всех сторонников марксизма, широкого круга читателей.

Нельзя не процитировать ещё одно заявление В.И. Каткова. "Почему, - спрашивает он, - советский народ так легко допустил рождение буржуазии, разграбление страны и свою эксплуатацию? И отвечает: "Потому что в Советском Союзе была установлена диктатура КПСС, которая в условиях монополии на власть закономерно переродилась и превратилась в "проклятую касту", которой мешали социалистические принципы и которая совершила контрреволюцию".

Утверждение, что рабочие стали капиталистами, а над ними установилась диктатура КПСС, которая, если следовать логике автора, из партии рабочего класса теперь должна называться партией рабочих-капиталистов, разве это наука?

Порассуждаем дальше: кто составлял абсолютное большинство из 19 млн. членов КПСС? Рабочие, крестьяне и представители трудовой интеллигенции - инженеры, врачи, педагоги, научная интеллигенция. Это они установили диктатуру КПСС? Или Вы хотите сказать только об аппарате КПСС? Тогда, значит, установилась диктатура аппарата КПСС? А у Вас есть данные о том, что аппарат КПСС свершил контрреволюцию, чтобы обогатиться? Можете ли Вы назвать, сколько из всего аппарата КПСС стало предпринимателями, обогатившимися на разграблении государственной собственности? Или Вы всё же имеете в виду предательскую партийную верхушку (Горбачёв, Яковлев, Ельцин и т.д), свершившую контрреволюцию в союзе с властями западных стран, прежде всего США?

Добавим к этим вопросам: если бы автор прочитал названную выше работу И.В. Сталина "К вопросам ленинизма", в частности раздел V "Партия и рабочий класс в системе диктатуры пролетариата” (Т.8. С. 31-60), то не стал бы повторять утверждения либерал-предателей, грабителей и оппортунистов, прислуживающих капиталу, о том, что в Советском Союзе установилась диктатура КПСС. Процитируем Указ Б. Ельцина от 6 ноября 1991 г. , которым он запретил КПСС и КП РСФСР на территории России. В Указе говорится: "Руководящие структуры КПСС осуществляли свою собственную диктатуру".

Сподвижник Ельцина по антисоветской, антисоциалистической контрреволюции С. Шахрай, оправдывая в Конституционном Суде в 1992 г. этот Указ Б. Ельцина, так охарактеризовал Советскую политическую систему: "Не республика Советов, ... а политический режим, представляющий диктатуру организационных структур КПСС и её опоры - около 2 миллионов партноменклатуры разных уровней и обслуживающего их многочисленного чиновничьего аппарата - вот что такое государство КПСС". (Цитировано по книге: Рудинский Ф.М. "Дело КПСС" в Конституционном Суде. Записки участника процесса". М. 1999. С.220).

В чём смысл этих лживых утверждений? Ельцинской криминально-воровской, проамериканской диктатуре, установленной в России, нужно было обосновать, оправдать развёрнутое разграбление, разорение, разрушение, предательство страны заявлениями типа того, что в СССР была не власть Советов, не власть трудящихся, а диктатура КПСС. Но нам-то, если мы марксисты и служим делу рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, - нам-то зачем повторять ложь криминал-грабителей о КПСС? К тому же - повторять в 2018 году, когда каждому уже известно, что запрет КПСС и КП РСФСР служил и оправданию разграбления страны и одновременно был одним из диктаторских политических шагов "демократов" во главе с Ельциным к последующему расстрелу, уничтожению власти Советов, ибо интересы либерал-предателей и криминала не могли совмещаться с органами прежней власти, народной - Советами, хотя коммунисты уже не возглавляли Советы, а возглавляли их сии господа "демократы".

Почему я вынужден был обратить внимание на отмеченные небрежности в статье В.И. Каткова? Никто из нас, если мы хотим быть верными марксизму-ленинизму, не имеет права пройти мимо озвученных им на научно-теоретической конференции и опубликованных невероятных суждений потому, что книга, в которой помещена статья В.И. Каткова, издана под эгидой РУСО, и неопытный читатель, особенно из числа молодых, может принять сей материал за истину. Нельзя не замечать таких вещей. Это первое. Второе: на этом конкретном примере каждый может увидеть, сколь сложен вопрос о диктатуре пролетариата и сколь он оказался запущенным в нашей теоретической и пропагандистской работе.

Итак, снова убеждаемся, что за освоение марксистко-ленинского учения о диктатуре пролетариата надо браться основательно, для чего следует засесть в первую очередь за первоисточники классиков марксизма - ленинизма, а затем обязательно и за современную литературу по этому вопросу.

kprfrzn.ru

*   *   *   *   *   *   *

Почему России понадобился марксизм, а марксизму Россия?

Данила Уськов

Марксисты, увлекаясь Марксом, забывают про русскую культуру, а те, кто изучает и любит русскую культуру, забывают про Маркса, а еще чаще относятся к нему с большой неприязнью. Оба этих подхода, с точки зрения поиска сути проекта СССР, ошибочны. А без понимания этой сути, не могут быть поняты ни Маркс, ни русская культура. Те же, кто отвергают СССР как факт явления русской культуры и русского духа, просто отказываются от истины в угоду своим идеологическим предпочтениям.

СССР был проектом альтернативного, не капиталистического развития, в котором реально жила существенная часть человечества. Этот тип развития был порожден, прежде всего, марксистко-ленинской идеологией и тем, что эту идеологию восприняла русская культура, которая учуяла в марксистском проекте нечто родственное. Однако такой сплав, породивший СССР, хотя и стал альтернативой Западу, никогда не носил фундаментально антизападного характера. Ведь философия Маркса - это часть западной философии. А русская культура, особенно культура 19 века, - это часть западной культуры. Поэтому СССР, Россию и русский тип развития вообще, нужно считать не антизападным, а именно альтернативным.

Но конец XX и начало XXI века стало эпохой самоизмен. Сначала русские решили жить не альтернативным способом, а "как на Западе". А потом и сам Запад стал мутировать в непонятную сторону. Парады ЛГБТ, толпы вопящих лесбиянок на площадях, выступающих за "свободу ведьм", одобрение западным сообществом фашистского режима на Украине, который официально развесил портреты Бандеры на стенах - все это признаки самоизмены самого Запада. Однако такой потенциал к мутации был заметен задолго до краха СССР. Уже период конца 19 начала 20 века ознаменовался не только Первой мировой войной, но и расцветом декаданса, оккультизма и многих других специфических вещей. Уже тогда было понятно, что западный, капиталистический путь развития, поначалу давший миру очень многое, в итоге приведет к вырождению. Но от такого вырождения западную культуру спасла Россия, откликнувшаяся на призыв большевиков и показавшая всему миру, что альтернативный и причем именно западный путь развития реально возможен и осуществим. Поэтому утрата этого реального пути в виде СССР явилась не только катастрофой для русского народа, но и для всей западной культуры. СССР не только конкурировал с капитализмом, но и "подпирал" его, не давал ему расслабиться и разложиться. Вводил его в берега нормативности.

Сегодня же, когда мы живем в условиях стремительно гниющего глобального капитализма, необходимо вновь обратиться к истокам русского развития, ибо только оно, по факту, продемонстрировало действенную альтернативу. Если же к ней не вернуться и не понять, в чем именно мы дали слабину, то гниющий капитализм, то ли сменится тем или иным вариантом глобальной "железной пяты", то ли просто завершится глобальной ядерной войной.

Не могу сказать, что Маркс в достаточной степени изучен и, тем более, понят. Но все же, им занимались очень многие и достигли на этом пути существенных результатов. Однако, как я сказал, альтернативное русское развитие родилось из сплава марксизма и русской культуры. А этот-то сплав, а также специфика русской культуры, ее альтернативность, сочетаемая с западностью, до сих пор, в отличие от философии Маркса, не рассмотрены должным образом.

Марксисты, увлекаясь Марксом, забывают про русскую культуру, а те, кто изучает и любит русскую культуру, забывают про Маркса, а еще чаще относятся к нему с большой неприязнью. Оба этих подхода, с точки зрения поиска сути проекта СССР, ошибочны. А без понимания этой сути, не могут быть поняты ни Маркс, ни русская культура. Те же, кто отвергают СССР как факт явления русской культуры и русского духа, просто отказываются от истины в угоду своим идеологическим предпочтениям.

Самой очевидной иллюстрацией того, что Россия - это Запад, но именно альтернативный, является разделение христианства на православие и католицизм. Христианство - это Запад. Без христианской культуры Запад перестает быть самим собой. Но разделение на православную и католическую ветви породило два Запада. В основе же этого разделения, как известно, лежит спор о филиокве. Католики, в отличие от православных, считают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

Уже эта "мелочь" порождает огромные различия. На философско-идеологическом уровне (который нас тут особо интересует) это выглядит примерно следующим образом. Вот что пишут высококомпетентные комментаторы Гегеля к его книге "Философия религии":

"Гегелевская концепция третьей ипостаси христианской Троицы как гипостазированной любви, соединяющей две первые ипостаси, согласуется с традицией, восходящей к сочинению Августина "О Троице". Так, в секвенции церковного поэта XII в. Адама Сен-Викторского третья ипостась названа "Любовь Отца и Сына". Эта концепция логически требует разработанной католицизмом (и не отвергнутой протестантизмом) доктрины об исхождении духа "от Отца и Сына" в отличие от православного учения об исхождении духа от единого начала, то есть Отца".

То есть либо Гегель, либо православие. А кто был и остается главным и фундаментальным оппонентом Гегеля? Карл Маркс! А в чем именно заключалась суть этого оппонирования? Она заключалась в том, что Маркс обвинял диалектику Гегеля в "гипостазированности", то есть в том, что она придает статус объективного существования абстрактным сущностям. Это Маркс называл "мистификацией". Свою же диалектику, хотя она и использовала те же законы, что и диалектика Гегеля, Маркс переводил на иные основания, переворачивая Гегеля "с головы на ноги".

Я, конечно, не хочу "затащить" западного светского интеллектуала Маркса в православную культуру. Более того, я думаю, что сам Маркс вряд ли рассматривал свою философию с этой историко-культурной точки зрения. И уж тем более, по понятным причинам, Маркс не занимался богословскими проблемами. То, что он, в отличие от Энгельса, внимательно присматривался к русской культуре, является интуицией гения, но не оформленным строем мысли. Кроме того, "из песни слов не выкинешь", Маркс делал ставку на пролетариат, а не на какие-то специальные особенности той или иной культуры. Однако делал-то он делал, а воплотил в жизнь его проект русский дворянин Ленин, который вдохновил при помощи своей партии не столько пролетариат (его в России было с гулькин нос), сколько русских крестьян.

То есть реальная реализация учения Маркса стала возможна только в виде русского коммунизма, который есть сплав марксизма и русской культуры. В свою очередь, русская культура - это сплав народной культуры и высокой дворянской культуры господства, которая, будучи господской, почему-то как минимум со времен Радищева грезила об освобождении крестьян. Оба же эти сословия, при всем их огромном различии, объединяло одно - антибуржуазность.

Если буржуазные революции опирались на классы ремесленников, торговцев и соответствующую культуру, то Великая Октябрьская революция оперлась на русского крестьянина, который был руководим и вдохновляем дворянином Лениным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что антибуржуазная философия Маркса пришлась по вкусу антибуржуазно настроенным сословиям, делающим Октябрьскую революцию.

Но помимо антибуржуазности, как я уже сказал выше, есть еще один "канал", связывающий Маркса с альтернативной русской культурой. Маркс, войдя в фундаментальный спор с Гегелем и его "гипостазированной любовью", вполне сознательно отошел от того, что называется "классическая немецкая философия". Таким образом, считая себя наследником и продолжателем западной культуры, но при этом отмежевавшись от буржуазности и от классической немецкой философии, сам того не ведая, Маркс был втянут в орбиту альтернативной русской культуры, маркированной православием. В итоге это породило чудо альтернативного русского развития, без которого человечеству в XXI веке, видимо, не выжить. Поэтому сегодня, когда есть возможность посмотреть на все свершившееся с некоторого расстояния, мы, не без некоторого ошеломления, можем сказать, что на философском и культурном уровне Маркс может быть вписан в рамки именно православной культуры, а не католической.

Но и до Маркса русская культура 19 века сделала вполне внятную заявку на альтернативность. Она противопоставила немецкой классической философии свой способ философствования - русскую классическую литературу. Многие, видя несоразмерность русской философии в лице Соловьева, Ильина, Бердяева и других, немецкой, которая была представлена такими гигантами, как Фихте, Кант, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр и другими, склонны видеть в этом слабость русской культуры, а не ее силу. Однако это глубоко не верно.

Русская культура всегда искала целостности, то есть единства добра, красоты и мудрости. Во многом именно поэтому она не приняла модерн. Модерн же, передал мудрость на откуп философии и науке, доброту на откуп этике, праву и личной религиозности, а красоту сделал прерогативой искусства. На такой вызов дробления русская культура ответила творчеством Достоевского, Толстого, Чехова и многих других, чьи имена в мировой культуре значат ничуть не меньше, чем имена великих представителей классической немецкой философии. Что же касается литературы модерна, представленной Золя, Бальзаком, Диккенсом и другими, то при всем к ним уважении, имена русских литераторов весят больше, что порой признает даже сам Запад.

Но не величие русской литературы само по себе тут главное, а сама специфика этого величия. Западная литература модерна не может и, главное, не хочет спасать. Она есть вопль отдельного человека, оказавшегося в отчужденном от него мире капитала при отсутствии утешения. Это очень ценный вопль, позволивший многое понять о человеке, но это именно вопль. А потом, этот вопль начал сменяться уже откровенной эстетикой, сделавшей вопль лишь одним из элементов декоративного литературного орнамента. На смену Бальзаку и другим пришли Оскар Уайльд, Гюстав Флобер, Марсель Пруст. Потом западная литература начала превращаться в "прогулки в литературных лесах" Джеймса Джойса, а потом и вовсе выродилась в постмодернизм.

Лучше всего этот отрыв литературы от живого человека и его боли олицетворял русский эмигрант и писатель Владимир Набоков. В послесловии к американскому изданию Лолиты от 1958 года, он так выразил свое понимание литературы:

"Для меня рассказ или роман существует, только постольку он доставляет мне то, что попросту назову эстетическим наслаждением, а это, в свой черед, я понимаю как особое состояние, при котором чувствуешь себя - как-то, где-то, чем-то - связанным с другими формами бытия, где искусство (т. е. любознательность, нежность, доброта, случайность, восторг) есть норма. Все остальное - это либо журналистическая дребедень, либо, так сказать, Литература Больших Идей, которая, впрочем, часто ничем не отличается от дребедени обычной, но зато подается в виде громадных гипсовых кубов, которые со всеми предостережениями переносятся из века в век, пока не явится смельчак с молотком и хорошенько не трахнет по Бальзаку, Горькому, Томасу Манну".

К этой литературе "больших идей", по которой нужно "трахнуть" молотком, он причислял не только западных писателей, еще не забывших о человеке, но и русских классиков: Толстого, Достоевского и других. Очень ценя Пушкина и Гоголя, Набоков говорил о них как о выдающихся представителях языка, ибо, согласно его представлениям, "великая литература - это феномен языка, а не идей". Но такой отрыв литературы и ее понимания от человека и идей был уделом не одного Набокова. Он лишь констатировал эту тенденцию, отказавшись от всего целостного, а значит и русского, и испытывая по этому поводу эмигрантские корчи.

Русская же классическая литература, обладавшая целостностью, неразрывно сочетающая в себе добро, истину и красоту, всегда претендовала на спасение человека. И иногда это ей действительно удавалось. В своей книге "Страдания от бессмысленности жизни" великий психолог Виктор Франкл рассказывает историю, как при помощи пересказа повести Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича" ему удалось вернуть человеческое достоинство перед лицом смерти приговоренному к казни заключенному. Он так подытоживает эту историю:

"Вот наглядный пример того, что даже самого простого, самого заурядного человека книга может научить, как нужно жить и как нужно умирать. Так что, писатель всё же не должен забывать о своей ответственности перед обществом".

Стремление "научить, как нужно жить и как нужно умирать" "даже самого простого, самого заурядного человека", - вот что оценил Франкл и весь мир в русской литературе и не мог найти в литературе буржуазного модерна.

Это стремление русской культуры к целостности и спасительности нуждалось в учении, а учение Карла Маркса нуждалось не в абстрактном пролетариате, как думал создатель этого учения, а в людях, сформированных на основании чаяний русской культуры. Их встреча породила русское альтернативное развитие и державу, спасшую мир от фашизма. Именно это мы видим, когда оглядываемся на историю.

Одумаются ли сегодня русские, и смогут ли они вернуться к самим себе? Насколько они разложились под воздействием общества потребления и постмодерна? Думаю, на эти вопросы пока никто не может дать ответов, включая и сам русский народ. Однако от ответа на эти вопросы будет зависеть будущее не только России, но и, видимо, всего человечества.

https://regnum.ru/news/cultura/2995314.html

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное