Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви. "Конкретная психология"


Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 242

ВРЕМЯ ВОПИТ: ВЗРОСЛЫЕ, ПОВЗРОСЛЕЙТЕ!
школа позабудущего и школа мечты

от 24.02.21

 

      Здравствуйте, друзья!
      Младшие сыновья мои (6 и 8 лет) вчера, проснувшись, заявили:
      – Папа, сегодня нам всё можно.
      – Всё-всё?
      – Всё! Сегодня день мужчин. А мы мужчины.
      – Понятно. Вам всё можно, а мне?
      – Ну, тебе... Тебе тоже... Но тебе надо работать...
      Несколько дней пишу эту рассылку, и вот дописался до праздника защитников Отечества, неправильно считающегося только мужским. И женщины во все времена защищают Отечество, и еще как. Сомнительная идея – празднества по половому признаку; но приятно: поздравления и подарки получать только за то, что, сам того не ведая, родился с одной из хромосом Y вместо X. Скоро такой же чести поголовно удостоятся обладательницы двух X.
      А поздравления сыплются. То в одном, то в другом вашего покорного слугу так прямо и называют защитником Отечества. Придётся внести уточнение. Я сын и внук защитников Отечества в великой войне. Сам же, имея скромное воинское звание капитана медслужбы и, невзирая на цифры лет и не числя себя в отставке, посильно стараюсь защищать Отечество от некоторых его болезней. Одна из которых (одна из!), нескончаемая пандемия, в переводе с медицинского именуется глупостью. Болезнь общечеловеческая и заразная, как и сама жизнь земная, которую не без оснований считают смертельной болезнью, передающейся половым путём.
      Логичен вопрос: а себя, доктор, считаете исключением из этой болезни, бессмертным и умным? Нет, не считаю. Ага, думаете, что-то полезное может случиться, когда дурак лечит дурака? Может, ибо каждый дурак по-своему. В чём глуп один, другой умён. В чем слаб один, другой силён. Невежда пользует невежду, и это нам даёт надежду: ты неуч в том, а я в другом, и каждый под своим углом, а дуракам совсем уж круглым легко воспользоваться Гуглом.
      Вот, кстати, и к теме подошли.

ШКОЛА: ХОРОШАЯ ИЛИ НИКАКАЯ?
ПЛОХАЯ ИЛИ НИКАКАЯ?
ЕЩЕ ВАРИАНТЫ?

      Вопросы и письма по этой теме и вокруг получаю постоянно. Ковид прорвал шлюзы, пошёл поток. Из вопросов, мнений, моих ответов и реплик собирается объёмистое коллективное интервью, почти форум. Вот небольшая часть из него, с продолжением в следующих выпусках и вебинарах.

      ВЛ, давно многие говорят и пишут, вы в том числе, что воспитание детей, обучение и образование в современном мире пребывают в опасном кризисе. Слов об этом много, а положение то же и хуже. Что скажете на сегодня?

      – Тяжело, да. Кризис, да. Легко, безопасно, бескризисно в этой сфере, как и во всей людской жизни, никогда нигде не бывало и вряд ли будет. На какие страницы человеческой истории ни заглянешь: в древний Египет, Израиль, Грецию, Рим, в Средневековье, в Ренессанс, в девятнадцатый или двадцатый век – всюду наткнёшься на охи и ахи взрослых дяденек и тётенек по поводу катастрофы с воспитанием и образованием, деградации нравов и умов нового поколения, приближения конца цивилизации и конца света. И странно, что до сих пор поколения взрослых в основном временно живы и частично благополучны, а дети в большинстве жизнерадостны, любознательны и прекрасны, пока взрослая глупость не зас.ёт им умы и не удушит души.
      Как и века назад, некоторые дети несмотря на воспитание вырастают людьми хорошими и несмотря на образование умными. Могучая природа ребёнка с громадными издержками, с нескончаемым упорством то шепчет, то кричит в уши взрослым, что заниматься воспитанием и образованием надо умнее, честнее, смелее и веселее. Вот и теперь вопит:
      – Эй, взрослые так называемые! Скорость изменений планетной жизни растёт не по-детски, по экспоненте! А вы, как встарь, чешете репы, занимаетесь ссорами, драками, токсической болтовней, маниакальным сексом, заботитесь о желудках, самолюбиях и кошельках. Но не о мозгах! Не о душах! И нам, вашим детям, это, мягко выражаясь, не помогает!
      Взрослые, повзрослейте!
      Куда ни глянь, всюду дрянь с воспитанием и образованием. С редкими проблесками прекрасного и обнадеживающего. Так всегда и везде было, так и сейчас в большинстве стран. Но с проблесками!..

      Неправильный воспитатель?

      – По последним данным, у вас восемь детей, от взрослых до маленьких. Вы довольны собой как отцом и воспитателем?

      – Дети считают, что папа я с недостатками, но хороший, и я с ними вынужден соглашаться. Какой воспитатель, не знаю: детей не воспитываю, просто общаюсь с ними. С каждым по-своему – дети у меня очень разные, каждый на особицу, как и полагается детям, и все мне нравятся, все радуют, всеми горжусь и не скрываю от них, что радуюсь и горжусь. Может быть, с точки зрения какой-нибудь продвинутой воспитательской концепции это неправильно.

      Учить каждого иначе чем каждого?

      – Ваши старшие дети в школе, наверное, учились. А младшие учатся? Не считаете ли, что ваших младших детей нужно учить иначе, чем учили в том же возрасте вас и старших?

      – Из младших один, 16 лет, без особых проблем заканчивает школу, обычную, государственную. Двое мальчишек в возрасте школьном (8 лет) и предшкольном (6) учатся пока дома и ходят в секцию боевых искусств. Трехлетняя дочка в ранге дошкольницы. У старших школа давно позади, и они об этом, похоже, как и я о своей, не особо жалеют, хотя не все воспоминания плохи. И у них, и у меня школы были обыкновенные, государственные, не лучшие и не худшие. Сравнивая со многими другими, понимаю, что могло быть и хуже.
      Учить иначе, немножко или множко иначе, чем других, нужно каждого ребёнка. Это знают и умеют настоящие Педагоги, мастера с наработанным ПСИХОЛОГИЧНЫМ подходом – каждого хоть на чуть-чуть, но критически важное чуть-чуть – учить иначе, чем остальных. Каждого иначе чем каждого.
      Идеал?.. Нет. Малая числом, но реальность, драгоценная редкость. И в темнейшие советские времена такие феномены встречались. В моей школе было трое чудесных учителей – истории, математики и литературы. Это много, нам повезло: светлые, одарённые, любившие нас люди искупали мглистую давящую серость, скуку, казёнщину и идеологический идиотизм наших школьных лет
      И тогда, и теперь – кому как выпадет. В реальности массовой каждый ребёнок, как раньше, так и теперь вынужден приспосабливаться к конвейерным шаблонам взрослых ошибок. Каждый по-своему приспосабливается, сопротивляется или сдаётся. Уже более полувека я занимаюсь помощью жертвам антипсихологичного воспитания и образования, коими являемся в разной мере и форме мы все.

      Зачем ходить в школу, если школа ходит в тебя?

      – Как вы относитесь к школьному образованию, нынешнему и будущему, в перспективе? А к домашнему, которое, благодаря интернету, сейчас все более в тренде? Не думаете ли, что школа, в которую ребёнку приходится ходить как на работу, уже в принципе устарелое учреждение, уже не нужна? Что для ребенка лучше: ходить в школу или не ходить?

      – Однозначности нет. Школа пока ещё нужна – но смотря какая. И не устарела, и устарела – смотря какая. И смотря для какого ребенка, какого ученика. Конкретно.
      Хорошее домашнее обучение лучше плохого школьного. Хорошее школьное лучше плохого домашнего. Плохое школьное обучение, думаем мы привычно, лучше, чем никакое. Но и это вопрос, потому что "никакого" в век интернета и гаджетов уже практически быть не может: образование теперь само приходит в дома и внедряется в любознательные головки. Другой вопрос, каково оно и каков результат.
      Школа, в которую ребенку приходится ходить как на работу, пусть и откровенно плохая, если другой нет или не по карману, – нужна огромной массе родителей, которым приходится ходить на работу. Здоровье и психику ребёнка приходится отдавать на заклание этой тупой необходимости. А детям многомиллионной родительской работающей братии школа нужна затем, чтобы по многу часов в сутки не быть беспризорниками.
      Детям родителей, которые на работу не ходят, а учить детей сами не умеют или не хотят, – школа или что-то подобное, кроме дворов и подъездов, нужна хотя бы затем, чтобы часть суток отдыхать от родителей и давать им отдохнуть от себя. А школа хорошая может быть и спасением от родительской безнадёги.

      Ковид – стимулирующий подзатыльник?

      – Не навела ли вас пандемия с вынужденным обучением на удалёнке на новые мысли в области образования и воспитания?

      – На новые почти нет, но дала стимулирующий подзатыльник давно шевелившимся. Помогла доосознать, что новая реальность – информационная глобализация – не просто требует, а орёт в уши, вопит, что не только каждого ребенка нужно учить как-то иначе, чем других, но всё образование в целом, всё обучение, с пеленок до университетов, – уже просто не может не стать иным.
      Психологичным. Технологичным. Реалистичным. Жизненным.
      "Четверть века назад, первого сентября я стоял у незнакомого мне здания с букетом, который был чуть больше меня. И задал родителям показавшийся им странным и неуместным вопрос: а для чего нужна школа?
      Я услышал ответ, который и сейчас пришел бы на ум каждому из нас: это место, которое подготовит тебя к жизни. К настоящей, реальной жизни, а не игрушечной. Родители отвечали мне искренне, не подозревая, что обманывают меня, и обманывают по крупному, опасно обманывают"...

      Это рассказывает тридцатилетний человек, писатель и журналист Александр Мурашов.

      "...В школе нашей преподавали всё, кроме здравого смысла. Годы, протекавшие в ней, казались мне чем-то вроде подростковой угревой сыпи: почти неизбежно, нужно просто перетерпеть и скоро все пройдет само".

      Александр Мурашов провел 10 школьных лет в России, уже формально не советской, на рубеже 20 и 21 века, на стыке тысячелетий. Я провел эти 10 лет жизни в другой эпохе – с 1945 по 1955, – еще при Сталине и его ближайших преемниках. И могу сказать о своих школьных годах то же самое. С добавкой советского идеологического морока, ужасов сталинизма, послевоенного антисемитизма, но практически то же самое.
      Школьные годы отняли у меня уйму здоровья и самых свежих умственных и душевных сил, уйму времени, самого драгоценного для развития. Пришел я в школу в неполных семь лет, умея бегло читать и писать (сам научился), запоминал все с одного раза, соображал быстро, задачи решал легко и с удовольствием, любил рисовать, сочинять, фантазировать, думать. На уроках все 10 лет томился от скуки – за критически важными исключениями, о которых уже сказал. Домашние задания тошнотно ненавидел (найдите, кто их любит), в старших классах часто прогуливал, пару раз был на грани исключения за плохое поведение, и тем не менее экзамены с отвращением сдавал и получил выпускную медаль.
      Как и все мои соученики, я не осознавал ущерба, который претерпевал. Я его только ощущал. Определить это ощущение можно задним числом как ощущение мозгового изнасилования. 10 лет тупого, неотвратимого, бессмысленного изнасилования, от постоянности которого почти даже и не страдаешь, а просто так же вот тупо перестаешь себя чувствовать. Не понимаешь, кто ты есть, зачем ты, зачем вообще все.
      Нет, не совсем напрасными и минусовыми оказались для меня эти годы. Маленький сухой остаток каких-то базовых знаний из школы был вынесен. С огромными накладками, с диким налогообложением. Скудный багаж этот можно было получить года за три вместо десяти, без ущерба для души и здоровья.
      Но вот что еще, никаким сроком не измеряемое. При всей мозговой изнасилованности, при всем ущербе – благодарность, неугасимая благодарность – не сухой остаток, а живой сердечный заряд от прожитых школьных лет остался во мне. Да, благодарность школе, усердно меня калечившей. Благодарность за то, что ей не удалось уничтожить мои мозги и мою душу.
      Не потому не удалось, или уж точно не только потому, что я оказался таким стойким оловянным солдатиком. А потому, что именно в этом месте и времени, в школе – в жизнь и душу мою вошло несколько драгоценных светлых людей, и счастьем было узнать их, общаться с ними, жить в их присутствии.
      Пятеро друзей-одноклассников из сорока учеников (да, такие многонаселенные классы были у нас в то время), из них трое остались моими близкими друзьями по сей день. И три учителя, вот эти самые исключения из урочной скуки и маяты. Эти учителя не только талантливо, зажигательно преподавали свои предметы. Они учили нас тому, что не может быть преподано никаким учебником, фильмом или компьютерной игрой. Учили тому, что передается только от человека к человеку. Любознательность, интерес к миру и людям. Любовь к природе. Восхищение красотой. Юмор. Артистизм. Человечность. Сострадание. Обаяние благородства. Внутренняя свобода... Да, вот этому они нас учили – учили СОБОЙ: тем, каковы они сами. И так всегда и везде: чему бы то ни было по-настоящему учат только такие учителя.
      Александру Мурашову одна австралийская учительница сказала: "Хорошими учителями становятся по двум причинам. Либо в твоем детстве был человек, который вдохновил тебя так, что ты захотел стать похожим на него. Либо ты ненавидел школу и захотел стать учителем, которого у тебя никогда не было".
      Вот письмо от одного из таких.

      Школа позабудущего?

      ВЛ, я школьный учитель, преподаю физику. Учитель еще не старый. Из тех, кто трагически любит свою работу. Трагически потому, что вижу ее бессмысленность. И не могу не работать, потому что люблю. Предмет люблю, учеников люблю. Увлекаю ребят и сам увлекаюсь, в интеллектуальные игры играем, слегка дурачимся, интересно им, глаза горят, вопросы задают, спорят забавно. А я радуюсь и мучаюсь стыдом. Мучаюсь, потому что знаю, что в жизни им это не пригодится. Жизнь затребует совершенно иное. Разве что кто-то решится пойти в науку. Но мировая наука за то время, пока к ней подпустят такого птенчика, успеет улететь в выси заоблачные, и если только птенчик не гений...
      Вы поняли. Наверняка понимаете и то, в какую задницу тащит страну, школу и детей нынешний режим.
      Ребята и сами знают, что к их реальной будущей жизни предмет мой отношения практически не имеет. Просто любопытно им и весело, шевелят мозгами охотно, что-то понимать начинают и отдыхают как бы с таким чуваком.
      И вот мои вопросы к вам. Если вынести за скобки мертвящий диктат государственно-чиновной машины, стремящейся к самовоспроизводству путем выпекания из детей пирожков с нужной ей начинкой, и домашние страшилки "без образования только в дворники", – в чем на сегодня реальная цель школы применительно не к системе, а к самим ученикам, к их будущему? Какие знания может дать школа, в чём её преимущества, когда всяческие знания сами со всех сторон ломятся к нам в дома – в телевизоры, в компьютеры, в интернет, в телефоны, ломятся вместе с потоком информационного мусора разной степени токсичности, и от информации уже труднее защититься, чем ее получить?..
      Как вам видится идеальная школа обозримого будущего? Школа, которая сможет реально готовить детей к ИХ будущему, ИХ завтрашнему дню?
Евгений

      Из ответа.
      Евгений, согласен с вами: школа сегодняшняя готовит детей не к завтрашнему дню, а к позавчерашнему. Не к будущему, а к позабудущему. Но единичные обнадёживающие исключения есть, и одно из них вы.
      Что же до будущего и его школы, тем паче идеальной, скажу только, что и то, и другое непредсказуемо, и всё более. Вангование не по моей части. А школу, в которую сам с радостью пошёл бы прямо сейчас, школу моей мечты в самых общих чертах опишу.
      Учителя этой школы – только такие, влюбленные в свое дело и в учеников, как вы. Каждый не просто знает и умеет преподнести свой предмет, но и хороший психолог-практик. К каждому ученику подбирает свой золотой ключик. Позитивность, эмпатия, юмор и артистизм – conditio sine qua non = то, без чего нельзя.
      Учителям этой школы хорошо платят. Никаких чиновных надзирателей. Каждый строит свою программу и ведёт уроки по-своему. И каждый в своём стиле, в своей манере, ненавязчиво и терпеливо учит ребят общаться, сотрудничать и дружить.
      Учебные помещения просторные, хорошо проветриваемые и технически оснащенные. Обстановка физиологически и психологически оптимальная, приятно, красиво, с фантазией, никакой казёнщины. Ученики и учитель могут и сидеть, и стоять, и возлежать, как когда-то ученики Христа. Свободно передвигаться, приходить-уходить, входить-выходить. При подходящей погоде уроки могут проводиться на свежем воздухе.
      Каждый урок открыт и транслируется онлайн для не пришедших. Ведётся видеозапись, каждый ученик при желании может в любое время ею воспользоваться. На уроках можно пользоваться гаджетами, если это не мешает учителю и другим ученикам.
      Ничто не навязывается, никакой обязаловки. Посещение свободное. Домашние задания по желанию. Знания учителем проверяются, но оценки не ставятся. Экзамены в конце учебного цикла тоже без оценок, учитель лишь определяет, готов ли ученик к переходу на следующий.
      Классов в привычном смысле нет. Учебные группы числом не более 12, максимум 15 учеников. Ученики в группах с помощью психологов подбираются достаточно совместимые по характерам и уровням интеллекта. В преподавании расцветают игры. Самодеятельность, инициатива, творческая фантазия учеников – свой театр, музыкальные ансамбли, газеты, выставки, походы, дискуссии... Содружество с родителями приветствуется.
      Независимо от предметного профиля школы (математическая, естественно-научная, гуманитарная и пр...) среди приоритетов: физическое развитие, человековедение с основами медицины, практическая психология, информатика, родной и иностранный язык, мировая история.
      Просветительская медико-психологическая работа в увлекательной форме. Строгий антинаркотический контроль. В школе работают минимум два психолога и один врач.
      Спасибо за то, что вы есть – вы и есть школа будущего! А насчёт режима и того места, в которое он тащит страну и школу с детьми и их будущим, – обнадёжу:

не унывай: всё не впрок, но недаром:
вечной не будет и власть подлеца.
Только бы совесть не стала товаром,
лишь бы душа не теряла лица.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ БЫК ЯВИЛСЯ

      Припёрся, да, пару недель назад, по китайскому новогоднему праву. Пребразовался из крысы. И сразу реветь, бодаться, топтать – землетрясения учинил, снегов навалил, людей достойных пересажал... Очень бесят его, как красные тряпки сородичей, фонарики во дворах и свет в душах.
      Вспомнилось стихотворение, родившееся у кроватки сына Максима, еще малыша. Написал, разумеется, не для чтения в тогдашнем его возрасте, а когда-нибудь потом.

      Предрассветный час – самый трудный в ночи.

      ЧАС БЫКА

      ноктюрн сыну

      Не плачь, не просыпайся. Я слежу
      за полночью, я знаю расписание.
      Сначала мышку в норку провожу,
      дам таракану хлеб на покусание,
      потом, как обещал (ведь сам с усами я),
      про великана злого расскажу.

      А ты не испугаешься?.. Ну, слушай.

      Луна личинкой по небу ползёт.
      Когда она устанет и окуклится,
      багровый Марс ей зелье поднесёт,
      Луна его в нутро свое всосёт,
      и сразу небо сузится как улица
      и звезды как пылинки отрясёт,
      и душный город темнотой обуглится.

      Не вспыхнет ни фонарик, ни свеча.
      Затихнут стоны, вздохи и рыдания.
      Сверчки замолкнут, выполнив задания,
      а древние старушки, бормоча,
      в глубоких снах на тайные свидания
      отправятся без ведома врача...

      Не просыпайся, мальчик мой. Спи...

      И вот из края Ледяных Долин
      в рогатом шлеме и кольчуге кованой
      отправится в дорогу Исполин.
      И черный город, тьмою околдованный,
      услышав гул камней, песков и глин,
      весь содрогнется.

      Железный шаг тяжёл,
                                          тяжёл,
                                                тяжёл,
      валов подземных ближе колыхание...
      Дрожащий город каждым этажом
      и каждой грудью, затаив дыхание,
      узнает – он! – пришёл,
                                          пришёл... Пришёл
      Железный Бык!
      Лишь плотное смыкание
      ребячьих глаз удержит испытание
      на грани наименьшего из зол:
      наивность не покинет свой престол,
      младенцы спят и знают всё заранее.

      В такую вот ночь, в такой час, мой малыш,
      однажды расцвел наш кактус,
      а утром родился ты.

      Уверенный, что век нам не поднять,
      он как гора, нависшая над окнами,
      рожденье света будет удлинять,
      глазами нас ощупывать холодными,
      и вновь шагать, сухой асфальт кроша,
      досматривать, чтоб каждая душа
      боялась тьмы...

      Не понимает радуга,
      кто породил чудовищ без лица,
      и для чего ночному монстру надобно
      испытывать уснувшие сердца.
      А я узнал, мне было откровение –
      Железный Бык в дозоре неспроста:
      он гасит сны, он стережет забвение,
      чтоб ты не угадал, что ночь пуста,
      а сам он бред, сундук галлюцинаций,
      и близок свет, и можно не бояться.

 

Всего светлого, друзья! Скоро встретимся!
С Вами

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 242 от 24.02.21


В избранное