Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
 

Выпуск 1

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


Предлагаю Вашему вниманию Первый выпуск рассылки, посвященной Религиоведению. Полную информацию можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru

Религиоведение - наука о религиях. Благодаря своей подвижности и емкости (религиоведение вбирает в себя такие предметы, как история, социология религии, психология религии, антропология, этнографические наблюдения и др.) данный предмет вызывает огромный отклик у многих людей, независимо от их профессии, вероисповедания и социальных факторов.

Именно поэтому, на мой взгляд, подобная рассылка может стать популярной не только в кругу специалистов, но и в кругу широкой аудитории.


Разделы:

1. История религий. Вавилонская религия

2. Мифология. Тексты догон.

3. Традиции и обряды. Обряды наречения имени.

4. Тексты. Св. Николай Сербский. Молитвы у озера.

5. Классики религиоведения. Макс Мюллер. Введение в науку о религии.

6. Словарь религиоведения.

7. Литература.


Совершенство не от мира сего; оно не есть наш мир и приходит к нам
из иных пределов (Мирча Элиаде )


1. История религий

Вавилонская религия.

В горах Армении находятся источники Евфрата и Тигра. В своем нижнем течении обе реки ограничивают лежащую между ними многоводную и плодородную страну. Сначала они приближаются одна к другой на небольшое расстояние, потом снова расходятся и, наконец, как близко начались, так близко друг от друга и впадают в Персидский залив. Страна, заключенная внутри этого нижнего их течения, и есть Вавилония. Ежегодно весною речные воды выходят из берегов и посредством множества каналов распространяются по всей стране. Плодоносное время года быстро сменяется удручающе знойным летом. Зима - дождливое время года.

Этими естественными преимуществами страны воспользовался мирный и трудолюбивый народ. В Вавилонии развилось земледелие, садоводство и скотоводство. Появились цветущие города - торговые центры, в которых деятельно занимались всякого рода науками и искусствами. Если вавилоняне в архитектуре и скульптуре и были превзойдены ассирийцами, то в науках, особенно в астрономии и в законоведении, они стоят впереди всех культурных народов Востока. Развитие фантазии и изобретательности у вавилонян доказывается их поэтическими произведениями, а также рано образовавшимися у них космогоническими и космологическими представлениями.

Из развалин древних культурных городов дошли до нас письменные памятники вавилонской истории и культуры, начертанные на камне и металле или на обожженной глине. Древность их доходит до V тысячелетия, и уже с IV тысячелетия они дают нам средство для точного исторического изучения. С этого времени наука о вавилонской религии строится уже на основании оригинальных источников. Для древнейшего времени такими источниками служат преимущественно посвятительные храмовые надписи, удостоверяющие построение царями храмов, цилиндры, служившие печатями, рельефные изображения, дворцовые надписи и исторические записи царских архивов. К ним примыкают документы, касающиеся правовых отношений и частной жизни. Для определения значения, которое имела вавилонская культура в передней Азии, важны найденные в Тель-ель-Амарна, загородной резиденции египетского фараона Аменофиса IV-гo, таблицы с клинообразными письменами Неисчерпаемое богатство религиозно-исторического материала заключается в не вполне еще изданных и лишь в незначительной их части использованных надписях из архивов ассирийских царей династии Саргонидов. Ашурбанипал (669у625) продолжал дело, начатое его предшественниками. Он собрал из вавилонских храмовых архивов старинные письменные памятники, незадолго до их окончательного уничтожения, и приказал их переписать и перевести, чтобы присоединить к своей большой библиотеке. В них заключаются астрологические сочинения вавилонян, заклинания, гадательные таблицы, гимны, покаянные псалмы и эпические поэмы, разъясняющие нам представления вавилонян об устройстве мира и его происхождении. Важное пособие составляют списки богов с указанием их эпитетов, их круга деятельности и мест их культа, а также с сопоставлением идеографического и силлабического способов написания их имен...

Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992. Т. 1. С. 171-175.


2. Мифология

Тексты догон

Миф о Бину Номмо (Санги)

Однажды, когда после большого дождя река вышла их берегов, дух Номмо, приняв вид женщины, вышел из воды и сел на берегу(1).

Игибе, который впоследствии основал деревню Санги, увидел эту женщину и подумал, что она пришла из соседней местности. Он позвал ее с собой. Приходи искать меня завтра утром , ответила она.

Вернувшись назавтра, он увидел, что рядом с рекой течет ручей из масла са, а в нем плавает женщина. Она обернула вокруг своей головы змею ана веру (2), думая таким образом напугать Игибе, но тот сказал, что ничего не боится и, несмотря на змею, хочет взять ее в жены. С помощью гиены (3), которой он дал в награду барана, Игибе заставил женщину выйти из масла. Он увел ее с собой и предложил ей циновку. Змея же превратилась в зеленый камень, который женщина привязала на шею.

Но когда снова пошел дождь и река опять вышла из берегов, женщина сказала: Я оставила в реке каури, я пойду их искать . Она ушла и пробыла там два дня. Обеспокоенный Игибе сказал гиене: Моя жена снова в реке, помоги мне ее привести обратно .

Они пошли вдвоем и увидели, что она нашла свои каури, и вернулись вместе с ней в дом. Гиена получила еще барана. Когда они вошли в дом, Игибе пригласил женщину сесть на циновку. Но женщина с этого времени сохраняла полное молчание, не отвечая больше на вопросы, которые он ей задавал. Ему это надоело, и он сказал: Я не могу удерживать жену, которая отказывается говорить .

Он пригласил жителей деревни, чтобы они убедились в этом. Женщина упорно молчала. Тогда принесли глины и обмазали ее глиной, так что получился алтарь в виде большого столба. Зеленый камень дуге, воплощение змеи, положили сверху. Так появился культ этому духу, и первым жрецом культа стал Игибе.

Когда же догоны ушли из Страны манде, Игибе унес с собой дуге и сделал святилище в Санги

Вот тиге, посредством которого обращаются к Бину:

Женщина воды, выходящей из берегов, женщина Номмо,

Женщина реки, отправившаяся искать каури в реке, которую она переплыла .

Примечания:

1. Согласно некоторым информантам, события имели место в Стране манде.
2. Эта змея (Chlorophis Heterolepidotus Gunth) зеленого цвета; как полагают, она падает с неба вместе с дождем, откуда и ее название: апа ( дождь ), weru ( зеленый ).
3. Как это можно предположить, исходя из сравнения с текстом Дандулу (деревня Диамини, квартал Нижнего Огола), гиена дух йебан.
Однажды во время охоты основатель Диамини встретил гиену и хотел убить ее. Но гиена, принадлежавшая к духам йебан, сказала: не убивай меня, я попрошу твоих предков дать для тебя кое-что . Охотник согласился. Гиена ушла и вернулась с камнем (дуге) и статуэткой из дерева. Возвратившись в деревню, охотник сказал, что нужно построить святилище и поместить там эти вещи. Гиену же нельзя ни убивать, ни есть, она будет знаком Бабину, которого назовут Дандулу (Dandoulu, от danu dole преследуемый, усталый , т.е. охота на это животное это бесполезная усталость, потому что его нельзя есть).

Е.С. Котляр. Миф и сказка Африки ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ). М., Наука , 1975. С. 192-194, 203-204.


3. Традиции и обряды

Обряды наречения имени.

Категория нама-рупа (имя-форма) выражает принцип индивидуации, лежащий в основе индуизма, она выделяет личной я из абсолютного Я.

В Индии новорожденного не регистрируют, ребенок оформляется как лицо и член общества лишь при поступлении в школу; не существует никаких святцев , списков и календарного распределения имен ими могут стать любые слова, например, камень, спутник и т.п., но выбор в провинции и особенно в деревне до сих пор определяет древняя традиция; мальчики и девочки получают разное воспитание и образование, первым родители внушают чувство превосходства и стремление к славе, последним смирение и покорность. Пол выражает одну из форм мировой оппозиции Дева-Притхи; классификация мужской женский аналогична по значению парам типа небо-земля или день-ночь.
 

Выбор имени.

Мальчиков называют в честь Солнца и его света, используя многие метафоры: Динкар, Дикеш, Суреш - солнечный; Субхаш, Пракаш ярко блестящий; Прасада сверкающий и др. Дают производные от имен любимых богов Вишну и Кришны, на севере Шивы и их ипостасей: Пуруша, Сатьякарайа, Ачьют, Падмакара; Балкришна, Хари, Кешав, Мадхав... Имена добродетельных героев и воинской славы: Рамеш (от Рамы), Виджай победитель, Аджай непобедимый; а также связанные с обстоятельствами рождения ребенка, например, Нагеш в честь кобры (Наг), заползшей в этот момент в дом.

Девочкам дают имена со значением ночи, сумерек, воды: Ниша ночка, Ревати звезда, Уша заря; Сарагири океан, Гангу, Сарасвати, Натравати (Иравади) реки. Часто встречаются вишнуитские теофорные имена богинь, матерей и жен богов, а большей частью названия цветов, особенно лотоса, его омонимов и эпитетов: Шри, Лакшми, Падмакара, Сита, Кусум, Латика и др. Называют и словами, означающими женские качества сочувствие, красоту: Сушила, Мридула, Приядаршана.

Имя человек получает два раза в жизни. Первое как только он родится, и жрец-брамин, составив гороскоп и, определив по нему первую букву или слог, шепчет имя на ухо тетке по отцу как представительнице его рода. Для мальчиков и девочек обряд одинаковый (только нежелательной дочери имя выбирает мать). Второе имя юноша получает при инициации, надевая священный шнур брахмана, а девушка вступая в брак. Мужчина употребляет его наедине с богами лишь на молитве, а у замужней женщины оно полностью заменяет первое. Традиция запрещает называть сына именем живого отца, чтобы это не помешало отцу самому избыть свою карму, и, напротив, внук может принять имя умершего деда, так как с ним переходит реликтовая карма предка, продолжая тем самым его духовную жизнь и процесс ее искупления. Индуизм отрицательно относится к понятиям равенства и сходства, которые могут вызвать опасную неопределенность, нарушая принцип иерархии, на котором основан мир. Близнецы и одинаковые имена как бы перепутывают нити индивидуальной судьбы, так что даже в самой большой семье все имена должны быть разными.

(Van Vurkcens M. Prenoms d hommes et de femmes: Etude d,une communaute brahmane // Diogene. P., 1990. 151. P. 110-135.)

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, Феникс , 1996, 672 с.


4. Тексты

Святой Николай Сербский (Николай Велимирович)

Владыка, положивший начало православному пробуждению в межвоенной Сербии; крупнейший сербский духовный писатель, оставивший пятнадцатитомное литературное наследие; один из самых ярких богословов ХХ века.

Молитвы у озера.

Спускаюсь глубоко в сердце свое, чтобы посмотреть, кто обитает в нем, кроме меня и Тебя, Вечный Боже?

И со страхом нахожу многочисленных чужестранцев, бьющихся за раздел сердца моего. Столько нашел я их в сердце своем, сколько время от Адама содержит в себе человеческих и нечеловеческих душ.

И понял я, почему сердце мое изнемогло и не может принять ни Тебя, ни меня в покои свои, а отталкивает нас на самый край свой, владельцев на задворки имения их.

Прежде чем выйти мне из утробы матери моей, мир с его желаниями вселился в меня.

За каждую ласку мира дорого, очень дорого платил я, всегда отрывая и отдавая частицу сердца моего. Пока не предал миру и всего сердца моего, и пока ласки не стали мне горьки.

Жалуются мне старцы на лета свои, говоря: от многих лет состарилось сердце наше.

Поистине, старцы, не от многих лет состарилось сердце ваше, а от многих желаний.

И советую сердцу своему в одиночестве: оторвись от вчерашнего дня, ибо и он уже оторвался от тебя. Всех предметов желания твоего сегодня уж больше нет: одни изменились, других изуродовала болезнь, третьи умерли. Так же не существуют и предметы завтрашних твоих желаний. Бичом своим хлещет время стадо свое, и стадо истекает потом и кровью от ударов. А образы дня сегодняшнего подбрасывают в тебя, сердце мое, уже переполненное тенями мертвецов, - новые желания, которые завтра и сами станут тенями мертвых...

Святой Николай Сербский. Молитвы у озера / Пер., предисл. И.Ф. Прийма. СПб, ЛИО Редактор , 1995. С. 63-65.


5. Классики религиоведения

Фридрих Макс Мюллер (1823-1900)

Родился в Дессау (Германия). Начальное и среднее образование получил в родном городе и в Лейпциге. Поступил в Лейпцигский университет (1841), где изучал классические языки, психологию и антропологию. Получил степень доктора философии (1843), но счел необходимым продолжить свое образование. Изучал филологию, философию, санскрит и религии Востока в Берлине и в Париже (1844 и 1845). Переехал в Лондон (1846), а затем в Оксфорд (1848), где стал профессором современных европейских языков. Оставил преподавательскую деятельность (1875), всецело посвятив себя изданию Священных книг Востока. Умер в Оксфорде.

Основные работы: Сравнительная мифология (1856), Стружки из немецкой мастерской (1867-1875), Введение в науку о религии (1873), Естественная религия (1889), Физическая религия (1891), Антропологическая религия (1892), Теософия, или психологическая религия (1897), Шесть систем индийской философии (1899).

М. Мюллер по праву считается одним из основателей современного религиоведения. Он пытался использовать уже достаточно разработанные методы сравнительной филологии в области изучения мифологии и религии. М. Мюллер был убежден, что знание древних языков дает возможность исследователю проникнуть в тайники человеческой души и обнаружить истинный смысл религиозной веры древних людей, воспроизвести те ощущения и впечатления, которые связывались в их сознании с именами богов, с мифами и легендами о них.
 


Макс Мюллер. Введение в науку о религии.

В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого.

В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения...

...Что касается меня, то я обещаю, что никто из присутствующих на этих лекциях, будь то христианин или иудей, индуист или магометанин, не услышит из моих уст непочтительных слов по поводу его пути служения Богу. Но подлинное почтение состоит не в том, чтобы объявить дорогой для нас предмет недоступным для свободного и честного исследования: отнюдь нет! Подлинное почтение к предмету, каким бы священным, каким бы дорогим для нас он ни был, проявляется в подходе к нему с полным уважением; без страха и без предубеждения; безусловно, с нежностью и любовью, но прежде всего с неуклонным и бескомпромиссным стремлением к истине.

С другой стороны, я вполне допускаю, что религия, если посмотреть шире, и в прежние времена, и в нашу эпоху находилась иногда на высшем уровне, а иногда нисходила на уровень алхимии и астрологии. В религии можно обнаружить предрассудки, остатки фетишизма; и, что еще хуже, в ней можно найти нечто напоминающее лицемерие римских авгуров.

В практической жизни было бы неверным занимать нейтральную позицию между этими противоречивыми точками зрения. Как только мы видим, что теряется уважение к религии, мы обязаны выразить свой протест; как только мы видим, что предрассудки иссушают корни веры, а лицемерие отравляет источники морали, мы должны занять определенную позицию. Но как специалисты, изучающие религию, мы поднимаемся выше, в более спокойную атмосферу. Мы изучаем заблуждение, подобно тому как физиолог изучает болезнь, выявляя ее причины, прослеживая ее влияние, размышляя о возможных лекарствах от этой i e r o V n o u s o V (1), но право применения лекарств мы предоставляем другим людям, например хирургу или практикующему врачу. Выражение Diversos diversa juvant (2) имеет всеобщее значение, и разделение труда в соответствии со способностями и вкусами различных индивидов будет всегда обеспечивать наилучшие результаты. Студент, изучающий историю естествознания, не вступает в полемику с алхимиками и не спорит с астрологами; скорее он пытается проникнуть в их понимание вещей и открыть в ошибках алхимии зародыши химии, а в фантазиях астрологии жажду и поиски истинного знания о небесных телах. Аналогичным образом поступает и студент, изучающий науку о религии. Он желает выяснить, что такое религия, какую основу она имеет в душе человека и каким законам следует в своем историческом развитии. В данном случае изучение заблуждений для его более поучительно, чем изучение заблуждений для него более поучительно, чем изучение той религии, которую он считает единственно истинной; и улыбающийся авгур является таким же интересным предметом, как римский верующий, который, закрывая свое лицо во время молитвы, думает, что он остается наедине со своим богом.

Я уверен, что само название наука о религии будет многим резать слух и сравнение всех религий мира, которое подразумевает, что ни одна из них не будет занимать привилегированное положение, несомненно покажется большинству опасным и достойным осуждения, так как в данном случае игнорируется особое предпочтение, своей собственной религии и своему собственному богу. Позвольте мне сказать, что когда-то я и сам разделял эти описания, но я попытался преодолеть их, потому что я не хотел и не мог позволить себе отказаться ни от того, что я считал истиной, ни от того, что для меня дороже истины, а именно от права проверки истины. И я не сожалею об этом. Я не утверждаю, что наука о религии уже всего достигла. Но она не ведет к утрате тех многих вещей, которые дороги нам. По моему скромному мнению, она не ведет к утрате того, что является существенным для истинной религии, и, если мы честно взвесим все за и против , выигрыш будет неизмеримо больше, чем потери.

(М. Мюллер. Введение в науку о религии. Из первой лекции, прочитанной в Королевском Институте 19 февраля 1870 г.)
 


Примечания:

1. Священная болезнь, эпилепсия (греч.).
2. О вкусах не спорят (лат.).

Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 34-38.


6. Словарь религиоведения

Бину (догон) культ, носящий в известной степени тотемический характер. Посвящен духа, мифическим предкам, от которых ведет происхождение группа людей, объединяющая до нескольких гинна. Бину часто являются людям в виде определенного животного. Совершают регулярные жертвоприношения бину во время сева и жатвы. Имеется множество мифов об учреждении культа того или иного бину.

Дуге (догон) камень. Передаваемый предком или духом потомкам, является обязательным священным предметом культа (Бину, часто Лебе). Жрец культа обычно носит дуге при себе (на шее).

Йебан (догон) дух. См. Ньенем.

Ньенем (догон) дух (на диалекте, принятом в районе Санги). На других диалектах этих духов называют йебан.

Тиге (догон) идеома, часто краткое резюме мифа или определенной характерной ситуации мифологического рассказа. Длина тиге варьируется от одного слова до нескольких предложений. Сравнимо с хвалебными именами в фольклоре других народов, например зулу.


7. Литература

Мирча Элиаде. Трактат по истории религий (серия Миф, религия, культура). Перевод с французского языка А.А. Васильева. СПб, Алетейя , 1999.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992.

Е.С. Котляр. Миф и сказка Африки ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ). М., Наука , 1975.

Святой Николай Сербский. Молитвы у озера / Пер., предисл. И.Ф. Прийма. СПб, ЛИО Редактор , 1995.

Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках).

С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, Феникс , 1996.


Успехов,

Upelsinka              e-mail: mv@ppp.delfa.net
 
 
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное