Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 6.



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Джайнизм

3. Мифология. Мифы народов Америки. Майя

4. Этнография. Древний Египет глазами греческого путешественника

5. Тексты. Буддизм. Символ Веры

6. Классики религиоведения. Герберт Спенсер. Принципы социологии

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Главная новость - увеличение числа Подписчиков. Приветствую всех подписавшихся на данную рассылку и внесу некоторые пояснения.

Рассылка посвящена различным аспектам религии и не является конфессионально направленной. Мнение автора в этом случае остается "за кадром" для объективного освящения поставленных вопросов. Задача  - показать многообразие религиозного опыта, оставляя возможность оценки и выбора в пользу читателя.

В рассылке не рассматриваются учения, не имеющие отношения к религии, либо являющиеся лже-религиозными.

Религиоведение как наука занимается изучением тех или иных религий, их взаимодействия друг с другом, их роли в социуме и т.п. Религиоведение невозможно мыслить в отрыве от социологии, психологии, истории, философии, богословия, этнографии, литературы... Посему все упомянутые выше предметы в большей или меньшей степени будут затронуты в материале данной рассылки.

Вы можете задавать любые интересующие Вас вопросы, а я постараюсь на них ответить.

В этом выпуске. "История религий" - о джайнизме. "Мифология" - история, взятая из эпоса майя "Пополь-Вуха" о том, как был сотворен человек. "Этнография" - описания Геродота, сделанные им во время его путешествия в Египет. В разделе "Тексты" - фрагмент из буддийского "Символа Веры". "Классики религиоведения" - Герберт Спенсер и фрагменты из его работы "Принципы социологии". В конце выпуска - словарь религиоведения ("Словарь"), список использованной литературы ("Литература") и перечень сайтов о религии ("Обзоры").

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Джайнизм

Название джайнизм происходит от слова Джина ("Победитель") - прозвища, полученного основателем религии. Основателем джайнизма является Махавира ("Великий Герой"). Он был современником Будды, и его настоящее имя - Вардхамана ("Процветающий"). Мифическая биография основателя занимает центральное место в традиции шветамбаров. Она была трансформирована в соответствии с индийской парадигмой божественного персонажа (Махапуруша). Зачатый в Бихаре в семье брахманов плод якобы был затем перемещен богом Индрой в лоно принцессы Тришала, чтобы ребенок появился на свет в царской семье.О чудесном рождении мать была предупреждена посредством четырнадцати или шестнадцати вещих снов. Юный принц, которому не терпелось покинуть материнское чрево ради совершения подвигов, был воспитан по религиозным заветам Паршвы, получившего в джайнской традиции титул двадцать третьего тиртханкара, что означает "создатель брода (для тех, кто проходит через воды)" - это почти полная аналогия слова понтифик (pontifex- "строитель мостов").

Сам Махавира представляет собой двадцать четвертого тиртханкара. Подобно Будде, чью биографию Махавира, впрочем, повторяет, основатель, по данным некоторых источников, имел жену и дочь, муж которой будто бы несет главную ответственность за раскол джайнизма. В любом случае, после смерти родителей, в возрасте тридцати лет Вардхамана оставляет свой дом и присоединяется к экцентричным шраманам, практиковавшим самые разнообразные и часто показные формы аскезы. Они ходили обнаженными и исповедовали пять правил, которые впоследствии станут пятью Великими Зароками (махавратами) джайнского монаха: не убивать, не произносить лживых слов, не воровать, не иметь сексуальных сношений и не собирать ценности бренного мира. Более двенадцати лет провел Махавира на тяжком пути аскетизма. Озарение снизошло на него под деревом шала (2), летней ночью, на берегу реки. Он постиг все сущее (обрел Священное Познание - кеваладжняна) в прошлом, настоящем и будущем всех миров. Это состояние, называемое кевалин, полностью соответствует буддийскому понятию архат. Но в джайнизме одно течение исходит из того, что кевалин не зависит от отправлений человеческого тела, а другое утверждает, что это позволяет только возвыситься над нечистотой, связанной с процессом этих отправлений (пищеварение, выделения и т.д.). Обретя Совершенное Знание, Джина стал возвещать
истину окружающим и основал сообщество джайнов, в которое входили священники и миряне обоего пола. Согласно традиции, он перешел в "нирвану" в возрасте семидесяти двух лет (мистическая нумерология: ) в 527 г. до н.э. (вероятно, следует предпочесть другую дату - 467 г. до н.э.). Подобно тому, как учение Будды можно резюмировать в формулах Восьмеричного пути, каждая из которых начинается со слова самьяг - ("правильно"), учение Джайны реализуется в Трех Жемчужинах (Триратна): Правильного Видения (самьягдаршана), Правильного Знания (самьягджняна), Правильного Поведения (самьягчаритра).

Джайнское видение мира (даршана) заключается в Великих Зароках (махавраты) монахов и в Малых Зароках (анувраты) мирян: ахимса (запрет на причинение вреда), сатья (честность), астейя (порядочность), брахма (воздержание: здесь - отказ от незаконных сексуальных сношений), апариграха (отказ от накопления богатств).

Подобно традиционному индуизму и некоторым буддийским школам, джайнизм исходит из идеи реинкарнации живой части (джива) человеческого существа в любой одухотворенной среде: это происходит под влиянием "кармического тела", появившегося в результате предыдущих превращений. Достигший озарения джайна стремится замедлить этот естественный процесс посредством постоянного воздействия (самвара)(3), что предполагает ежесекундное соблюдение длиннейшего перечня духовных, словесных и телесных запретов, а также полное подчинение тяготам монашеской жизни. Этический дуализм джайнской доктрины не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом доведенное до крайности пренебрежение к собственной жизни уравновешивается самой трепетной заботой по отношению к другим живым существам. Ибо джайны обязаны оберегать всякую жизнь, даже если речь идет о блохе или муравье - поэтому они не только практикуют строжайшее вегетарианство (которое доходит до стерилизации воды), но прилагают максимум усилий, чтобы не нанести ущерба любому живому существу. Монахи, например, никогда не едят ночью из опасения
нечаянно проглотить какую-нибудь мошку.

Только посредством сложной системы аскезы (тапас), принятой в монашеском сообществе (ниргрантха) можно достичь самвары. Когда же самвара монаха приводит к освобождению от уз кармы, он достигает степени идеального совершенства (сиддхи).

Примечания:
1. Более распространенный вариант: "одетые сторонами света".
2. Другое священное дерево Махавиры - ашока, под которым он дал обет отречения от мира.
3. Самвара - "остановка" притекания кармического вещества к дживе. При соблюдении всех правил аскетического служения можно достичь полного уничтожения карм ("нирджара").


3. Мифология

Мифы народов Америки

Майя

На небесах жили четыре бога, и каждый из них сидел на троне, наблюдая нижний мир. Однажды желтый владыка предложил создать человека, чтобы он радовался жизни на земле и восхвалял богов. Остальные трое согласились.

Итак, желтый бог взял комок желтой глины и вылепил их нее человека. Но его создание оказалось слабым: оно размокало от воды и не могло стоять прямо.

Тогда красный бог предложил сделать человека из дерева, согласились. Красный бог взял ветку с дерева и вырезал из нее человека. Когда боги бросили его в воду, он поплыл; они поставили его, и он смог стоять прямо. Но когда они испытали его огнем, деревянный человек сгорел.

Четверо владык решили предпринять еще одну попытку. Черный бог предложил сделать человека из золота. Золотой человек был прекрасен и сиял, словно солнце. Он прошел испытания огнем и водой и даже стал еще красивее. Но золотой человек оказался холодным на ощупь; он не мог ни говорить, ни чувствовать, ни двигаться, ни поклоняться богам. Впрочем, боги все равно оставили его на земле.

Четвертый бог, бесцветный владыка, решил сделать людей из своей собственной плоти. Он отрезал себе пальцы на левой руке, и они запрыгали и соскочили на землю. Четверо богов даже не успели рассмотреть, на что похожи люди из плоти, так быстро они убежали. С высоты, где восседали четверо владык, люди казались маленькими суетливыми муравьями.

Но люди из плоти стали поклоняться богам и приносить им жертвы. Они наполнили радостью сердца четырех владык. Однажды люди из плоти нашли золотого человека. Когда они коснулись его, он оказался холодным как камень. Когда они заговорили с ним, он промолчал. Но доброта, присущая людям из плоти, согрела сердце золотого человека, и он ожил и восхвалил богов за доброту, которую они даровали людям из плоти.

Слова похвалы от молчавшего прежде сознания пробудили четырех владык ото сна, и они в восторге взглянули на землю. Они назвали золотого человека "богатым", а людей из плоти - "бедными", распорядившись, чтобы богатый заботился о бедных. После смерти богатого человека будут судить, смотря по тому, как он заботился о бедных. И с тех пор по сей день ни один богатый человек не может взойти на небеса, если его не приведет туда бедный.

Примечания:
1. "Четыре угла мира", название империи инков.


4. Этнография

Древний Египет глазами греческого путешественника

Знаменитый греческий историк Геродот Галикарнасский (484 - 425 гг. до н.э.), путешествуя по Средиземноморью и Причерноморью, собирал и записывал легенды и предания народов, населявших эти земли, их обычаи, исторические события и многое другое. Иногда он пользовался письменными источниками, иногда вел записи на основании собственных наблюдений, иногда же материалом ему служили рассказы других путешественников.

Свои записи Геродот собрал в единый труд под общим названием "История в девяти книгах". Не все в истории Геродота соответствует действительности. Например, многие вымыслы и даже легенды он принимает за подлинные события. Тем не менее труд Геродота и сейчас имеет огромную научную ценность.

Вторая книга "Истории" Геродота посвящена Египту. Геродот посетил Египет около 450 г. до н. э. Он  проехал вверх по течению Нила через всю страну, вплоть до южной границы. В пути он расспрашивал обо всем местных жителей, выслушивал объяснения своих проводников, беседовал со жрецами. Их рассказы и легли в основу второй книги "Истории".

История в девяти книгах.

38. Быки считаются посвященными Эпафу <священному быку Апису>, и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом. Если найдут на нем хоть один черный волос, то бык считается нечистым. Исследование же это проводит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытягивают язык, чтобы узнать, чист ли он от особых знаков... Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Если животное окажется чистым, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью, после чего быка уводят. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь.

69. Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет. И с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...

73. Есть еще одна священная птица под названием феникс <Бену>. Я феникса не видел живым, а только - изображения, так как он редко прилетает в Египет. В Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса <Атума или Ра>, где его и погребают. Несет же он его вот как. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде. Тогда феникс несет яйцо [с собой] в Египет в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица.

78. На пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносить кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляет собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: "Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким!" Таковы обычаи египтян на пиршествах.


5. Тексты

Буддизм.

Символ Веры.

Верую, что все живое бесконечно, как небо находится в беспрерывном совершенствовании.
Верую, что совершенствование сопровождается неумолимым законом причины и следствия.
Верую, что путем совершенствования все несовершенное живое освобождается от кармы медленно и по отдельности.
Верую, что совершенствование идет путем бесконечных перерождений, поэтому я верю, что все живое везде и всюду, подобно моей матери.
Верю, что все живое и я в том числе имеем единую сущность, имя которой несовершенный дух.
Я верую, что человек, наделенный сознанием и свободой воли, есть предел совершенствования всех существ в сансаре.
Верую в Бога, сущность которого смертному не известна.
Верую, что Он есть сущность чистого бытия, истина всех истин. [...]


6. Классики религиоведения

Герберт Спенсер (1820-1903)

Родился в Дерби (Англия). Получив высшее техническое образование, он сначала работал инженером на железной дороге, а затем помощником редактора в журнале "Экономист" (1848-1853). Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого, последовательно реализуя составленную им для себя обширную писательскую программу. Несмотря на финансовые затруднения и длительные периоды неработоспособности из-за болезни, завершил издание своего главного труда "Синтетической философии" - и внес свой вклад практически во все области гуманитарного знания. Жил в Лондоне, совершая время от времени поездки в Шотландию и в страны континентальной Европы. Умер в Брайтоне.

Основные сочинения: "Первые принципы" (1862), "Принципы социологии" (1876-1896), "Природа и реальность религии" (1885).

Фрагмент из работы "Принципы социологии".

146. Из всех частей света, и притом очевидцами, принадлежащими к различным национальностям, и различным вероисповеданиям, доставляются нам факты, свидетельствующие о существовании таких человеческих сообществ, которые или вовсе лишены каких бы то ни было идей о сверхъестественных существах, или у которых такие идеи отличаются крайней смутностью. "Когда отец Юниперо Серра основал в 1776 г. миссию в Долоресе, берега залива Сан-Франциско были густо населены ауоштиями, оулонами, алтамосами, романонами, туолосами и другими племенами. Почтенный отец нашел поле совершенно необработанным, так как в словарях этих людей не оказалось ни одного слова для обозначения бога, ангела или дьявола, кроме того они не имели никакого учения о происхождении мира и о человеческой судьбе". Это свидетельство, приводимое Банкрофтом о калифорнийских индейцах, вполне согласуется со свидетельствами старинных испанских писателей, относящимися к некоторым южно-американским народам. [...] Но я согласен с Тайлором, что из всех этих свидетельств можно обыкновенно заключить о существовании у этих народов некоторого, хотя бы колеблющегося и противоречивого, понятия об оживающем другом я. Там, где это понятие не приняло еще формы определенного верования, истинный смысл его, хотя бы лишь в самых существенных чертах, все-таки обнаруживается из погребальных обрядов и из боязни умерших. [...]

То обстоятельство, что вера в переживающего человека двойника возникает среди дикарей и затем постоянно воспроизводится у цивилизованных народов, представляет факт огромного значения. Все, что составляет общую черту для умственного строя людей на всех ступенях развития, должно корениться в мысли гораздо глубже, чем то, что является специфическим для умственного строя людей на более высоких ступенях; и если более поздний продукт мысли может быть достигнут видоизменением и разрастанием более раннего ее продукта, то следует заключить, мы скоро увидим, до какой степени те факты, которые нам предстоит теперь рассмотреть, оправдывают такое допущение.


7. Словарь религиоведения.

Даршан (индуистск.) (видение) - гл. цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество: лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также связанные с богами священные места: Гомалаи, Каньякумари, Ганга, святые города и т.п. Получение Д. бога и святого предполагают, что и они видят паломника, обращают на него свое внимание, дают ему свою милость.

Джина (санскр. победитель) - титул, который в инд. религиях, наряду с термином буддха - пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производны именно от них.

Джива - в джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и  они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.) . Определяющим признаком Д. является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. как сознание.


8. Литература

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований ("Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 118-123.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 76-78.
Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. - СПб: ТОО "Нева", "Университетская книга", 1997. С. 171, 175-177.
Б.Д. Дандарон. Буддизм (сборник статей). - СПб.: Изд-во "Дацан Гунзэчойнэй", 1996. С. 5.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 5-7.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь/ Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996.


9. Обзоры

Религии и мифы:
Религии и народы мира.
http://www.cbook.ru/peoples/

Христианство:
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове.
http://www.chat.ru/~the_church

Сайт: " Православие в России". Календарь, новости, дайджест, периодика.
http://www.ukr-orthodox.sumy.ua/win/resour.html

Храмы Москвы
http://hram.codis.ru/

Фонд им. протоиерея Александра Меня. Биография, лекции, храм, книги о. Александра Меня
http://bpc056-01.psy.msu.ru/~fam/

Альфа и Омега. Православный богословский просветительский журнал
http://www.clcp.co.ru/A&O/ao_rus.html

Иудаизм:
Штаб Мошиаха
http://www.MoshiachinRussian.com/

Каббала.
http://kabbalah-web.org/index.html

Ислам:
ТВК "Исламский мир"
http://islamworld.narod.ru/

Ал-Аль-Бейт. Международный информационный исламский центр.
http://www.al-shia.com/html/ru/index.htm


10. Почта Упельсинке

У рассылки прибавились новые Подписчики и основной вопрос - где найти предыдущие выпуски. Архив рассылки живет по адресу:

        http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/

Там Вы найдете первые пять выпусков данной рассылки. Кроме того, Вы можете заглянуть на Упельсинкину страницу, которая содержит в себе все материалы предыдущих рассылок и обновляется параллельно с выходом очередной рассылки.

Подписаться на рассылку можно с той же Упельсинкиной страницы, с главной страницы рассылок Subscribe.Ru , с домашней страницы рассылки в каталоге:

        http://subscribe.ru/catalog/science.humanity.religstudies/

или же с упомянутой мною выше страницы архива.  Как видите, вариантов много. :-)


Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru


 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное