Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 11
 

28 июля 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Шаманизм

3. Мифология. Мифы Вавилона. Утнапиштим

4. Этнография. Канарские острова

5. Тексты. Луньюй

6. Классики религиоведения. Уильям Джемс. Многообразие религиозного опыта

7. Словарь религиоведения. Ацтекский пантеон

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Спешу сообщить Вам весьма пренеприятное известие. То есть, для меня-таки оно должно быть приятным, и все же - мне жаль с Вами расставаться даже на такое короткое время. Да-да-да! Я ухожу в отпуск. И посему (а точнее - 2,5 недели) Рассылка появляться не будет. Следующий выпуск Рассылки выйдет 15 августа, а далее - как обычно.

Признаюсь честно: прожить без клавиатуры две недели - думать об этом просто невыносимо! Так что уверяю Вас - времени выхода следующего выпуска я буду ждать не меньше, чем Вы. :-))

А пока - мои наилучшие пожелания. Оставайтесь в списках Подписчиков и - до встречи!

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Шаманизм.

Шаманизм не является собственно религией; это совокупность экстатических и терапевтических методик, цель которых вступить в контакт с параллельным, но невидимым миром духов и заручиться их поддержкой для управления делами людей. Хотя элементы шаманизма присутствуют практически во всех религиях всех континентов и на всех культурных уровнях, избранной землей шаманизма стала центральная и северная Азия. Термин шаман тунгусского происхождения и означает колдун . Общетюркское слово для обозначения шамана кам. Якуты, киргизы, узбеки, казахи и монголы употребляют иные названия. В эпоху монгольских завоеваний великий шаман назывался беки; возможно, от него пошло тюркское бек, господин , которое дало бей. Мусульманские историки утверждают, что даром шамана обладал Чингис-хан. [...]

Институт шаманизма нужно искать либо в их историческом прошлом, либо в выявленных недавно пережитках. Жан-Поль Ру дал прекрасный обзор примеров шаманизма у тюрков и монголов. На основе общих черт, характерных для костюмов и ритуалов шаманов, отмеченных этнографами, современные этносемиотики соотносят с шаманскими обрядами наскальные изображения Сибири (ок. 1000 г. до н. э.) Данные эти подкрепляются греческими источниками начиная с VI в. до н. э., свидетельствующими, что местные шаманы существовали в Греции уже в V в. до н. э. Поскольку подобные наблюдения верны и для других религий архаических народов, как обладавших письменностью (иранцев, китайцев, тибетцев и т.д.), так и бесписьменных, развивавшихся в условиях относительной изоляции, как, например, аборигены Австралии, не исключено, что для изучения шаманизма более перспективным окажется историко-культурный подход, нежели собственно исторический. [...]

Среди охотников и рыболовов сибирского Севера шаман осуществляет свои функции в пределах рода (у юкагиров, эвенков), определенной местности (у нганасанов) или же без каких-либо выраженных социальных границ (у чукчей, коряков). На земледельческом юге (у якутов, бурятов, тувинцев, хакасов, эвенков и др.) институт шаманизма более сложный, и статус шамана определяется в зависимости от его личных способностей. Сибирский шаман, даже когда он наследует своему отцу, должен лично пройти обряд инициации, имеющий как функциональную (передача знаний), так и мистическую (поиск помощников среди духов) стороны. Духи посещают шамана, и он заболевает специальной шаманской болезнью , которая уходит только при прохождении им пустынной территории смерти; вернувшись к жизни, он обретает способность управлять своими духами, чтобы совершать экстатические путешествия, чаще всего с целью исцеления. Во время сеансов шаман использует предметы, символизирующие его особые способности и помогающие ему отправиться в царство духов: бубен, сделанный из древесины дерева, символизирующего мировое древо; головной убор; костюм, приближающий своего обладателя к духам и одновременно напоминающий скелет, символ смерти и инициационного возрождения. Во время сеанса шаман призывает своих помощников-духов, а затем в состоянии транса (которому не обязательно сопутствует употребление галлюциногенов или токсичных веществ) совершает путешествие в страну духов. В Центральной и Восточной Сибири (у юкагиров, эвенков, якутов, маньчжуров, нанайцев, орочей) в шамана часто вселяются духи, и он начинает вещать от их имени.

Комплекс шаманских верований существует у всех народов полярного севера, говорящих на языках, принадлежащих к различным языковым группам: уральской, включающей в себя языки саами или лопарей и коми (зырян); самодийской (языки ненцев-юраков и нганасанов-тавгийцев) и двух угрских народов: ханты (остяки) и манси (вогулы); тунгусской, включающей языки эвенков и эвенов; тюркской, включающей языки якутов (и тунгусского племени долганов); юкагирской (язык юкагиров родственен финно-угорским языкам); палеосибирской, в которую входят языки чукчей, коряков и ительменов; инуит (эскимосской), включающей в себя алеутские языки. У народов заполярного круга шаманский ритуал менее сложен, нежели в Южной Сибири, однако более захватывающий. У некоторых из них, например у североамериканских индейцев алконкинов, шаман приказывает связать себя и закрыть в типу, который сотрясается под воздействием духов, освобождающих шамана от его пут. [...]

Шаманизм существует также у народов пограничных областей между Тибетом, Китаем и Индией (мяо, накхи, нага, лушеи-куки, кхаси и т.д.), а также у народов Индокитая (хмонг, кхмеры, лао и др.), Индонезии и Океании.

В североамериканском шаманизме, как и в шаманизме заполярных областей, изначально не практиковалось использование галлюциногенных веществ. Шаманские способности приобретались различными способами, самым распространенным из которых является испытание одиночеством и страданием. Во многих ареалах шаманы стремятся объединиться в профессиональные ассоциации. Члены Великого Шаманского союза (Мидевивин), в который входят члены племен, живущих в окрестностях Великих Озер, проводят обряд инициации неофита, убивая ( расстреливая с помощью раковин каури или иных символических предметов, которые должны впиваться в тело) и воскрешая его в знахарской хижине. Распространен ритуал исцеления путем изгнания болезнетворных духов.

В южноамериканском шаманизме присутствуют те же мотивы, что и в других культурах: инициационная болезнь, визуализация скелета, соединение с духом, исцеление посредством изгнания духа и т.д. Кроме вышеуказанных обрядов, южноамериканские шаманы проводят коллективный обряд инициации, употребляют галлюциногены (среди которых наиболее известными считаются банистериопсис каапи или йяге) и токсичные вещества (подобные табаку). Для вызывания духов чаще используются погремушки, нежели бубны. Многие духи орнитоморфны. Шаман обладает способностью превращаться в ягуара.


3. Мифология

Мифы Вавилона

Утнапиштим

Гильгамеш однажды встретил старика по имени Утнапиштим, который стал богом благодаря своим добродетелям и послушанию богам и спас человечество и животных от великого потопа. Утнапиштим поведал Гильгамешу свою историю.

Боги пришли к Утнапиштиму, чтобы предупредить его о приближении ужасного наводнения. Они велели ему бросить всю работу, сжечь свой дом и немедленно приступить к строительству большого корабля,  который должен был составлять 120 локтей в высоту и 120 локтей в ширину. Утнапиштим должен был вбить пробки от воды в корабль и просмолить его. Потом он должен был взять животных всех видов, мужского и женского пола, а также свою семью, пищу, золото, серебро и украшения.

Когда Утнапиштим закончил строительство корабля, хлынул дождь. Наводнение было таким ужасным, что испугались даже боги. Эа, бог воды, который устроил потоп, понял, что это получилось гораздо хуже, чем он рассчитывал. Иштар, богиня красоты, чьи гневные речи на собрании богов послужили причиной потопа, плакала при виде детей, превращающихся в глину в результате ее оплошности.

Шесть дней и шесть ночей дул ветер, и наконец потоп прекратился. Когда воды схлынули, боги увидели, что земля стала плоской и все живые существа исчезли. Утнапиштим склонил голову и заплакал. Корабль его остановился на вершине горы Нисир на севере. Через семь дней Утнапиштим выпустил голубя. Но голубю было негде опуститься, и он вернулся. Тогда Утнапиштим послал ласточку, но она тоже вернулась. Наконец, он послал ворона, и ворон не вернулся, поскольку нашел себе место для гнезда. И Утнапиштим понял, что может выйти из корабля.


4. Этнография

Канарские острова

Канарские острова расположены примерно в 120 км от северо-западного побережья Африканского континента; являются территорией Испании. Канарские острова состоят из 13 островов, из которых обитаемы только 7: Тенерифе, Фуэртевентура, Гран-Канария, Пальма, Лансароте, Гомера и Иерро. Общая площадь их равняется примерно 7,3 тыс. кв. км. Согласно административному делению, существующему в Испании, Канарские острова представлены двумя провинциями: восточные острова Лас-Пальмас, западные Санта-Крус-де-Тенерифе.

В этническом отношении население островов однородно это канарцы, считающие себя потомками гуанчей коренных жителей Канарских островов до прихода сюда испанцев. Согласно мнению лингвистов, они говорили на языке, относившемся к берберской языковой группе. В течение нескольких веков Испания завоевывала Канарские острова и концу XV в. Окончательно овладела ими. Часть гуанчей была уничтожена, другая быстро смешалась и испанцами. Кроме канарцев на островах проживают небольшие группы испанцев и других европейцев, а также африканцы, индийцы и др.

Почти все население Канарских островов является христианским. Христианство стало распространяться здесь с начала XV в., когда четыре крупных острова были захвачены испанцами. Почти все канарцы сторонники Римско-католической церкви. Католицизм глубоко укоренился в быту местных жителей. На Канарских островах есть много католических соборов, церквей и других культовых сооружений.

Протестантизма придерживается незначительная часть населения Канарских островов. Это и местные жители канарцы, и иностранцы американцы, англичане, небольшое число испанцев с континента и др.

На Канарских островах проживают также группы иностранцев, исповедующих ислам или индуизм. Это главным образом выходцы из стран Северной Африки и Южной Азии.


5. Тексты

Луньюй

Книга "Изречения" (Луньюй) не принадлежит "одной кисти". Она представляет собой запись высказываний Конфуция, сделанную в разное время его последователями после смерти учителя; запись, которая впоследствии сокращалась, распространялась в нескольких вариантах, подвергалась литературной обработке. "Изречения" появились достаточно рано, они складывались на протяжении 5 в. до н.э. и отражают один из первоначальных периодов формирования древнего конфуцианства.

Самой древней, восходящей к историческому Конфуцию частью исследователи признают главы 3-8, но нередко считают достоверными отрывки из первых девяти, а то и всех двадцати глав Луньюя. И все же будет правильным рассматривать Луньюй как целостное произведение.

Глава 1

1.Учитель говорил:
Не радостно ль учиться и постоянно добиваться совершенства? И не приятно ли, когда друзья приходят издалека? Не тот ли благороден муж, кто не досадует, что неизвестен людям?
9. Учитель Цзэн сказал:
- Если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель.
10. Цзыцинь спросил Цзыгуна (1):
- В какой бы стране Учитель ни был, он всегда знает о делах ее правления. Он сам ищет эти сведения или ему их дают?
Цзыгун ответил:
-Учитель получает их благодаря тому, что ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив. Не отличается ли он в том, как их ищет, от других людей?
16. Учитель сказал:
- Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей

Глава 7

1. Учитель сказал:
- Я  продолжаю - не творю; я верю в древность и люблю ее чистосердечно. Осмеливаюсь в этом сравниться с Лаопыном (2).
2. Учитель вопросил:
- В молчании запоминать, учиться ненасытно и наставлять других без устали - что есть во мне из этого?
3. Учитель говорил:
- Я чувствую печаль, когда не улучшают нравы, не уясняют то, что учат, а зная долг, не могут ему следовать и не способны устранить порок.
20. Учитель говорил:
- Я обладаю знанием не от рождения, но древность возлюбя, стремлюсь к ней всеми силами.
21. Учитель не высказывался о чудесном, силе, смуте, духах.
22. Учитель сказал:
- Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю.

Примечания:
1. Цзыцинь современник Конфуция Чэнь Кан, который, по мнению некоторых комментаторов, был его учеником. Цзыгун второе имя ученика Конфуция Дуаньму Цы.
2. О Лаопыне приводятся противоречивые сведения и ничего не известно достоверно.


6. Классики религиоведения

Уильям Джемс (1842-1910)

Родился в Нью-Йорке. Начальное и среднее образование получил частично в Америке, частично в Европе, где он посещал школы Женевы, Лондона, Парижа, Болоньи и Бонна. В юности серьезно увлекался искусством, но затем решил посвятить себя медицине. Обучался в научной школе Лоуренса (1860-1864), в Гарвардской медицинской школе (1864-1867). Получил степень доктора медицины (1869), однако по состоянию здоровья вынужден был отказаться от работы практикующим врачом. Сотрудник отделения естественной истории Гарвардского колледжа (1872). В последующие годы он читал в Гарварде лекции по физиологии, психологии, философии, а также возглавлял первую в Америке психологическую лабораторию. Он неоднократно ездил в Европу для чтения лекций и научной работы. Умер в Чокоруа, Нью-Хэмпшир.

Основные работы: Принципы психологии (1890), Воля к вере и другие очерки популярной философии (1897), Многообразие религиозного опыта: Изучение человеческой природы (1902), Прагматизм (1907), Значение истины (1909), Плюралистическая Вселенная (1909).

Многообразие религиозного опыта.

Определение предмета исследования.

Большинство книг по философии религии пытаются начинать с точного определения того, в чем заключается сущность религии. Некоторые из этих претенциозных определений, возможно, появятся в последующих частях курса, но я не буду настолько педантичным, чтобы перечислять их сейчас. Между тем, тот факт, что они столь многочисленны и так отличаются друг от друга, достаточен для доказательства того, что слово религия не может означать какой-то простой принцип или сущность, а скорее является собирательным понятием. Теоретизирующий разум всегда стремится к сверхупрощению материала. В этом корень всякой абсолютизации и одностороннего догматизма, наводнивших собой и философию и религию. Давайте не будем сразу занимать одностороннюю позицию во взглядах на наш предмет, а вначале свободно допустим то, что мы способны найти не одну сущность, а много характерных особенностей, которые в разное время могут быть одинаково важны для религии. Например, если бы мы исследовали сущность правительства , то один человек мог бы сказать, что это власть; второй, что это подчинение; третий, что это полиция; четвертый, что это армия; пятый, что это законодательный орган; шестой, что это система законов; и это было бы правдой, поскольку ни одно конкретное правительство не может существовать без всех этих вещей, некоторые из которых более важны в одни моменты, а некоторые в другие. Человек, который знает о правительствах больше всех, менее всего беспокоится об определении, раскрывающем его сущность. Напротив, наслаждаясь близким знакомством со всеми этими особенностями, он, естественно, будет рассматривать абстрактное понятие, объединяющее их как нечто, в большей степени вводящее в заблуждение, чем проливающее свет. Почему же религия не может быть столь же сложным понятием?

Рассмотрим также религиозное чувство , на которое, как мы видим, ссылаются во многих книгах, представляя его отдельным видом ментальной сущности.

Среди психологов и философов религии мы находим авторов, стремящихся установить, что именно составляет сущность религиозного чувства. Одни связывают его с чувством зависимости, другие рассматривают как производное от страха; некоторые связывают это чувство с сексуальной жизнью, иные все еще отождествляют его с чувством бесконечного и так далее. Такие различные способы понимания должны пробудить сомнение может ли оно существовать как отдельное особое чувство; и в тот момент, когда мы готовы определить термин религиозное чувство как собирательное понятие для многих чувств, поочередно вызываемых религиозными объектами, мы видим, что, вероятнее всего, оно не содержит в себе какой-то присущей только ему психологической природы. Это религиозный страх, религиозная любовь, религиозное благоговение, религиозная радость и так далее. Но религиозная любовь это только естественное человеческое чувство любви, направленное на религиозный объект; религиозный страх лишь обыкновенный страх общения, так сказать, обычное содрогание человеческой души, пробуждаемое представлениями о божественном возмездии; религиозное благоговение подобное органическому трепету, испытываемому нами в ночном лесу или в горном ущелье, только на этот раз он охватывает нас при мысли о наших отношениях со сверхъестественным; и так же в отношении всех разнообразных чувств, которые могут сыграть свою роль в жизни религиозных личностей. Как конкретные состояния сознания, порожденные чувствами плюс специфическим объектом, религиозные эмоции, конечно, являются психическими сущностями, отличными от других конкретных эмоций; но нет основания считать, что абстрактная религиозная эмоция существует как особый элементарный аффект, присутствующий в каждом, без исключения, религиозном опыте.

Поскольку в таком случае оказывается, что нет ни одной элементарной религиозной эмоции, а есть лишь совокупность общих эмоций, которые могут быть направлены на религиозные объекты, то может быть также доказано, что нет ни одного специфического и существенного вида религиозного объекта и нет ни одного специфического и существенного вида религиозного действия.


7. Словарь религиоведения.

Ацтекский пантеон

Онтеотль - вечное и верховное божество, стоящее над всеми богами.
Тлалок - бог дождя и предводитель духов дождя, живущий на вершинах гор.
Эекатль - бог ветров, ипостась Кецалькоатля пернатого змея, бога-героя ацтеков.
Шипе-Тотек - бог весны.
Шичипилли - бог цветов.
Тласольтеотль - богиня любовного желания.
Уицилопочтли - бог неба и покровитель воинов.
Тетеоиннан - мать богов; Коатликуэ, она в платье из змей ; Чикуакоатль, змея-женщина ; и
Ицпапаотль - обсидиановая бабочка , - богини плодородия и деторождения.
Хуэхуэтеотль - бог огня.
Кентеотль - бог маиса.
Ометочтли - бог пьянства.
Чальчиутликуэ - она в одежде из нефрита , богиня пресной воды, и ее сестра Уишточикуаль, богиня соленой воды и океана


8. Литература

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 318-322.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 133-134, 43-44.
Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1981. С. 65-66.
Конфуций. Я верю в древность/ Сост., перевод и коммент. И.И. Семененко. М.: Республика, 1995. С. 55-58, 84-88.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 148-151.


9. Обзоры

Христианство:
Общество друзей Священного писания.
http://odp.da.ru/

Миссия милосердия, г.Воронеж. Сайт межконфессиональной христианской миссии. http://www.chat.ru/~mission_mercy/indexr.htm

Христианское изд-во "Иначе-пресс". г. Рыбинск. Ярославская обл.
http://www.inok.yaroslavl.ru/

Фома-центр. Сайт создан на базе страницы православного журнала для сомневающихся "Фома". http://www.fomacenter.ru/

Иудаизм:
Еврейская Мессианская община, г. Николаев, Украина
http://www.jmcn.mksat.net/index.html

Сайт Мессианских евреев.
http://www.foi-atlanta.org/orhaolam.htm

Джайнизм:
Джайнизм: джайнские принципы, традиция и методы (Jainism: Jain Principles, Tradition and Practices) (англ.) http://www.cs.colostate.edu/~malaiya/jainhlinks.html

Дзен-буддизм:
Дзен-буддийские тексты (Zen Buddhist Texts) (англ.)
http://www.io.com/~snewton/zen/


10. Почта Упельсинке

В Приложении 1 от 23 июля мною был задан вопрос: "Может ли верующий человек быть объективным и беспристрастно изучать другие религии?". Ответом послужили письма с совершенно разными, иногда совершенно противоположными мнениями. Я обязательно вернусь к обзору  Ваших писем в следующем выпуске Приложения, поскольку поставленные Вами вопросы, на мой взгляд,  весьма актуальны. В качестве продолжения дискуссии мне хотелось бы узнать Ваше определение таких понятий как  "вера" и "религия".

С нетерпением буду ждать Ваших писем.



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное