Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 14

 22 августа 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Синтоизм

3. Мифология. Финский миф творения

4. Этнография. Египет

5. Тексты. Тертуллиан. О крещении

6. Классики религиоведения. Эрнст Кассирер. Эссе о человеке

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске. Мы добрались до Японии! - раздел История религий - Синтоизм. Известно множество мифов творения, т.е. мифов о создании мира. Сегодня я познакомлю Вас с одним из таких мифов: раздел Мифология - Финский миф творения. Этнография - рассказ об Арабской Республике Египет. Тексты - Тертуллиан. О крещении. В разделе Классики религиоведения Вас ждет рассказ о крупнейшем представителе марбургской школы неокантианства Эрнсте Кассирере. В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Синтоизм

Национальная религия Японии представляет собой обширный комплекс верований, обычаев и обрядов, сравнительно поздно получивших название "синтоизма" с целью отделить их от религий, которые пришли из Китая - буддизма (букке) и конфуцианства. Вместе с христианством, появившимся в Японии после 1549 г., это дает совокупность четырех религий - все они сохраняются на островах до нынешнего времени.

Само слово синто означает Путь (то - от китайского дао) ками или божеств, одухотворяющих все сущее.

Древнейшим источником национальных японских традиций является книга Кодзики ("Записи о делах древности"), составленная по распоряжению императрицы Гэммэй около 712 г. офицером Оно Ясумаро на основе сказаний, записанных со слов одаренного феноменальной памятью певца. В Кодзики излагается история Японии от сотворения мира до 628 г.

Книга Нихонги ("Анналы Японии") состоит из тридцати одного тома (сохранилось тридцать) - эта обширная компиляция была завершена около 720 г. Другие сведения об изначальных японских верованиях имеются в Фудоки (VIII в.), Когосюи (807-8), Синсэн Седзироку и Энги сики (927). Кроме того, ценная информация о древней Японии содержится в китайских документах со времен династии Вэй (220-265).

Благодаря археологическим находкам мы знаем о существовании неолитической культуры (Дземон), для которой характерны глиняные женские фигурки (догу) и цилиндры (фаллические символы?) из полированного камня (секибо). В последующую эпоху (яей) японцы практиковали гадание на костях и на черепаховых панцирях. К периоду кофун относятся захоронения, где погребенные поставлены на четвереньки - историкам религий так и не удалось найти разгадку этого явления. <...>

Императорский ритуал, оставаясь частным, тем не менее оказал значительное влияние на храмовый синтоизм, который был официальной религией Японии с 1868 по 1946 гг. и находился в ведении особой ассоциации ("Дзиндзя хонте").

Синтоистский храм - это место, где обитает Ками, связанный с тем или иным участком ландшафта: горой, лесом, водопадом. Если нет природного окружения, храм должен иметь символический пейзаж. Синтоистское святилище представляет собой простое деревянное сооружение (как на Исэ или Идзумо), иногда украшенное элементами китайской архитектуры. По традиции, каждые двадцать лет храм следует обновлять.

Очистительные обряды занимают доминирующее положение в синтоизме. Суть их состоит в определенных типах воздержания, которые предшествуют важным церемониям и сопровождают менструацию или смерть. Первоначально эти обряды соблюдались всеми верующими - теперь это прерогатива синтоистского священнослужителя. <...>


3. Мифология

Финский миф творения

Источник мифа - "Калевала", финский национальный эпос.

Илма была богиней воздуха. У нее была дочь-девственница по имени Луоннатар, обитавшая в звездах. Луоннатар почувствовала одиночество и спустилась вниз, к первозданному морю, где она плавала семь сотен лет, не находя места для отдыха.

Потом она встретила селезня, летавшего в поисках места для гнезда. Не найдя ничего в огромном море, он опустился на колено Луоннатар и свил гнездо. Селезень отложил яйца в гнездо и высиживал их три дня.

Луоннатар было очень больно: гнездо селезня обжигало кожу ее колена. И она перевернула гнездо, и яйца упали в море. Но воды первозданного моря были плодородны, и яйца, упав в них, изменили форму. Желток яйца стал Солнцем, а белок Луной. Пятна на скорлупе превратились в звезды, а черные крапинки в облака.


4. Этнография

Египет

Египет занимает общую площадь более 1 млн. кв. км; большая часть расположена на северо-востоке Африки, а меньшая - на Синайском полуострове.

В этническом отношении население современного Египта довольно однообразно. Свыше 9/10 жителей - египтяне. Среди них выделяется этническая группа коптов. Копты отличаются религией и некоторыми бытовыми особенностями, но в остальном они такие же египтяне, родной язык у них также арабский и т.д. О численности коптов в современном Египте нет точных сведений; их оценивают от 2 млн. до 3 млн. человек. Кроме египетских арабов здесь проживают арабы из Судана и с Аравийского полуострова, которых насчитывается несколько десятков тысяч человек, а также палестинцы, ливанцы и др. <...>

К VII в. подавляющее большинство коренного населения Египта исповедовало христианство. В 639-642 гг. территория Египта была захвачена арабами-мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. С этого времени в Египте начинают распространяться ислам и арабский язык. Шариат, или основы мусульманского права, является основным источником законодательства и в современном Египте.

Удельный вес мусульманского населения составляет 90-91,5% жителей страны (36-37 млн. человек). Во всех сельских местностях население по вероисповеданию является исключительно мусульманским. Распространен ислам суннитского направления. Подавляющее большинство суннитов Египта являются сторонниками шафиитского мазхаба. Но имеются и немногочисленные приверженцы других религиозно-правовых школ. <...> Часть египетских мусульман является сторонниками суфийских орденов.

Христианство распространилось в Египте примерно во II в. н. э. Несколько позднее из первоначального христианства выделилось монофиситство, получившее с V в. довольно широкое распространение среди египетских христиан. Монофиситство в Египте представлено двумя церквами. Подавляющее большинство христиан относится к Коптской церкви - религиозной организации местного происхождения. При богослужении в этой церкви используется коптский язык. <...>

На территории Египта существует шесть униатских общин (0,4 % населения), в разное время отколовшихся от монофиситских и православных церквей. Западное христианство включает Римско-католическую в протестантскую церкви. Всего в стране насчитывается до 30 различных протестантских организаций - английских, американских, швейцарских, немецких и др. В крупных городах Северного Египта имеются иудаисты (евреи-сефарды).


5. Тексты

Тертуллиан. О крещении.

Тертуллиан - известный христианский автор, живший на рубеже II-III веков в одной из африканских провинций мировой империи Рима. Ниже приведен отрывок из догматико-полемического сочинения Тертуллиана "О крещении" (De Baptismo).

1 - 3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения.

1. Животворно таинство нашей воды [1] ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Рассуждение наше не будет праздным; оно обращено и к тем, кто достаточно искушен в вере, и к тем, кому довольно просто верить, не вникая в смысл предания, кто по невежеству исповедует непросвещенную мнимую веру. И потому-то появившаяся здесь недавно гадюка Каиновой ереси многих увлекла своим ядовитейшим учением, обращаясь в первую очередь против крещения [2]. Ясно, что такова ее природа. Ведь обычно гадюки, аспиды и даже василиски держатся сухих и безводных мест [3]. Мы же, рыбки, вслед за "рыбой" (icJuV) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде [4], сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде. Так вот, эта тварь, у которой даже не было законного права учить [5], хорошо поняла, как убивать рыбок - извлекая их из воды.

2. Но как же сильно стремится испорченность расшатать или совсем устранить веру, если нападает на нее с тех самых основ, на которых она зиждется! К тому же ничто не смущает души людей больше, чем явная простота Божьих дел, сопоставленная с величием обещаемого результата. Вот так и здесь. Из-за того, что человек, погруженный в воду с такой простотой, без пышности, без каких-либо особых приготовлений и, вдобавок, без расходов, получает крещение при произнесении немногих слов [6] и выходит из воды немногим чище или вообще не чище, тем невероятнее кажется наследование вечности. Пусть я буду лжецом, если идольские мистерии и празднества, напротив, не создают себе веры и уважения приношениями, приготовлениями и расходами. О, жалкое неверие, которое отказывает Богу в Его главных свойствах - простоте и силе! Что же? Разве не удивительно, что омовением разрушена смерть? Да ведь тем более следует верить там, где именно потому и не верится, что это удивительно! Ибо каковы должны быть дела Божьи, если не сверх всякого удивления? Мы и сами удивляемся, - но потому, что верим. Впрочем, неверие тоже удивляется, но не верит, - удивляется простому как незначительному, а величественному как невозможному. Но пусть будет так, как ты думаешь. По поводу того и другого уже были высказаны Божественные речения: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрость его (ср. 1 Кор. 1, 27), и претрудное у людей легко у Бога (ср. Матф. 19,26). Ведь если Бог и мудр, и могуществен, в чем даже пренебрегающие Им Ему не отказывают, то Он поступил весьма достойно, избрав предметом Своих дел противоположное мудрости и могуществу, - глупость и немощь. Ибо всякая способность ведет свое начало от того, чем она вызывается.

3. Памятуя об этих изречениях как о предписаниях, мы покажем, что не так уж глупо и невозможно быть возрожденным с помощью воды. Отчего же это вещество удостоилось такой высокой чести? Я думаю, нужно оценить важность (auctoritas) этой жидкой стихии. Ведь вода имеется в достатке и, кстати, с самого начала мира. Ибо она - одна из тех стихий, которые в неоформленном виде покоились у Бога прежде всякого благоустроения мира. В начале, - говорит Писание, - сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и неустроена и тьма была над бездной, и Дух Господень носился над водами (Быт. 1,1-2) [7]. Итак, человек, во-первых, ты должен уважать возраст вод как древнейшей субстанции; затем - их высокое назначение как седалища Духа Божьего [8], - стало быть, более приятного Ему, чем все существовавшие тогда стихии. Ведь и тьма тогда была еще полной и безобразной, без украшения звезд, и бездна печальной, и земля неухоженной, и небо неприглядным. Одна только влага, - вещество всегда совершенное, приятное, простое, само по себе чистое - была достойна носить Бога. К тому же разве не оказалось, что последующее устроение мира дало Богу возможность многообразно использовать упорядочивающее воздействие вод? Ведь чтобы подвесить в середине небесную твердь, Он разделил воды; и отделил воды, чтобы утвердить земную сушу. После того как мир был приведен в порядок из стихийного состояния и ему нужно было дать обитателей, воды первыми получили повеление произвести живых существ. Влага первой произвела живое, дабы при крещении не казалось удивительным, что воды могут оживлять. А разве дело создания самого человека не было окончено при содействии вод? Как материал для этого годится земля, но только влажная и смоченная. Воды были отделены прежде четвертого дня в предназначенное им место, а оставшаяся в земле влага превратила ее в ил. Если бы и далее я проследил все или многое, что мог бы вспомнить о значении этой стихии, о ее силе или благодатности, о том, сколько даров, сколько пользы, сколько помощи приносит она миру, то, боюсь, могло бы показаться, что я собрал скорее похвалы воде, чем доказательства необоримой силы крещения. Но с тем большей уверенностью я смог бы устранить все сомнения относительно вещества, которое Бог заключил во всех творениях и делах Своих, а в Своих таинствах сделал рождающим, - ибо вода, управляя земной жизнью, приносит пользу и в небесной. <...>


6. Классики религиоведения

Эрнст Кассирер (1874-1945)

Родился в Бреславе (Польша). Учился в Берлине, Лейпциге, Гейдельберге. Был ассистентом профессора Когена в Марбурге (1896). Преподавал философию в Берлинском (1908-1919) и Гамбургском (1919-1933) университетах. После прихода к власти в Германии Гитлера Э. Кассирер эмигрировал в Англию и получил должность профессора в Оксфорде. Преподавал философию в Гетеборгском университете (Швеция) (1935-1941), затем переехал в США, где оставался до конца жизни, читая лекции в Йельском и Колумбийском университетах. Умер в Принстоне (штат Нью Джерси).

Из многочисленных работ Э. Кассирера для исследователей религии наибольший интерес представляют: Философия символических форм в 3-х тт. (1923-1929), Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры (1944).

Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры.

Миф и религия.

Из всех явлений человеческой культуры миф и религия менее всего поддаются простому логическому анализу. На первый взгляд, миф это не более чем хаос, бесформенная масса бессвязных идей. Попытки найти причины этих идей кажутся тщетными и бесполезными. Если что-нибудь и является  характерным  для мифа, так это тот факт, что он поэзия без рифмы и рассудка . Что же касается религиозного мышления, то его отнюдь не противопоставляют с необходимостью мышлению рациональному или философскому. Одна из основных задач средневековой философии заключалась в том, чтобы определить истинное отношение между этими двумя способами мышления. В системах поздней схоластики данная проблема, казалось, была решена. Согласно Фоме Аквинскому, божественная истина сверхприродна и сверхрациональна, но она не иррациональна . Посредством одного только разума мы не в состоянии проникнуть в тайны веры. Однако эти тайны не противоречат разуму, они придают ему завершенность и совершенствуют его.

Тем не менее, всегда были глубокие религиозные мыслители, которые отвергали всякие попытки примирить эти две противоположные силы. Они отстаивали наиболее радикальное и бескомпромиссное положение. Изречение Тертуллиана Верую, ибо абсурдно никогда не утратит своей силы. Паскаль объявлял неизвестность и непостижимость сущностными элементами религии. Истинный Бог, Бог христианской религии всегда остается Deus absconditus , скрытым Богом (1).

Кьеркегор описывает религиозную жизнь как величайший парадокс . Согласно ему, любая попытка умаления этого парадокса означала бы отрицание и разрушение религиозной жизни. Религия остается загадкой не только в теоретическом, но и в этическом смысле. Она полна теоретических антиномий и этических противоречий. Она обещает нам общение с природой, с людьми, со сверхъестественными силами и с самими богами. Однако ее воздействие прямо противоположно. Религия, в ее конкретном проявлении, становится источником непримиримых разногласий и фанатической борьбы между людьми. Религия претендует на обладание абсолютной истиной, но ее история есть история ошибок и ересей. Она дает нам обещание и перспективу трансцендентного мира, находящегося далеко за пределами нашего человеческого опыта, и остается человеческой, все такой же человеческой. < >

Примечания:
1. Pascal, Pensees. Chap. I, p. 12.


7. Словарь религиоведения.

Аарон (библ.)- старший брат и толмач Моисея, первый священник народа Израильского (Исход, Числа). Не устояв перед желанием соплеменников, он приказал сделать идола - золотого тельца (Исх. 32).

Абхинавагупта (ок. 975-1025 н.э.) - великий тантрический философ (шайва) из Кашмира, автор Тантралока. Он исповедовал "высший не-дуализм" (парамадваявада), который стоит выше ведийского не-дуализма (адвайта-веданта).

Приап - второстепенное итифаллическое божество у греков и римлян.

Пуджа - приношение индуистским божествам перед домашним алтарем в храме.

Ра - древний египетский бог солнца, центр его культа находится в Гелиополе.

Тара - буддийская богиня (особенно в Тибете), составляющая пару с Бодхисаттвой Авалокитешаварой или с Буддой Амогхасиддхи. Существуют две Тары: зеленая - символ процветания, белая - символ помощи.

Фрейя - германская богиня плодородия, дарующая процветание. Сестра Фрейра и жена Ода. Ассоциируется с кошками, драгоценностями и магией.


8. Литература

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 248-255.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. с. 62-63.
Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1981. С. 37-44.
Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./ Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. - М.: Издательская  группа "Прогресс", "Культура", 1994. С. 93-94.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 380-383.


9. Обзоры

Христианство:
Христианская философия; Богословие российской истории.
http://www.geocities.com/inoe4/

The Coptic Network/ Коптская сеть (на англ.)
http://pharos.bu.edu/Coptic/Menu.html

Иудаизм:
Еврейский народ.ру. Подписка на рассылку "Иудаизм - не религия, а смысл жизни".
http://yevreyskiy.narod.ru

Ислам:
Мусульманское религиозное объединение Ивановской области
http://mbl.boom.ru

Индуизм:
Hinduism Online/ - Веб-сайт по индуизму (на англ.)
http://www.hinduismtoday.kauai.hi.us/htoday.html

Славяне:
Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
http://sso-kaluga.narod.ru/index2.htm

Гамаюн - Вестник Орловской Славянской Общины
http://www.orel.ru/oso

Разное:
American Atheists/ Американские атеисты (на англ.)
http://www.atheists.org/


10. Почта Упельсинке

Писем нет. :-(

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное