Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 15

25 августа 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Хетты

3. Мифология. Гимн "Насадийя"

4. Этнография. Печенеги

5. Тексты. Хишам ал-Калби. Книга об идолах

6. Классики религиоведения. Клод Леви-Строс. Тотемизм сегодня

7. Словарь религиоведения. Ессеи

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске. Раздел История религий - хеттская религия. Раздел Мифология - гимн "Насадийя" ("Было ничто"), содержащийся в древних индийских текстах - "Ригведе". В разделе Этнография в течение нескольких последующих выпусков мы будем обращаться к истории исчезнувших народов. Так, сегодня мы поговорим о культуре печенегов, которые в последний раз были упомянуты в летописи конца XII в. В разделе Тексты - "Книга об идолах", принадлежащая перу одного из самых ранних и самых авторитетных арабских историков - Хишама ибн ал-Калби (VIII-нач. IX в.) и являющаяся  единственным дошедшим до нас сочинением, посвященным доисламским языческим культам на территории Аравийского полуострова. Классики религиоведения - французский структуралист Клод Леви-Строс и его работа "Тотемизм сегодня". В конце Выпуска - Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Хетты

С середины второго тысячелетия до н. э. до вторжений чужеземных племен в начале ХII в. до н. э. Хеттское царство занимало почти всю Анатолию (нынешнюю Турцию). Лингвистические и религиозные различия были обусловлены этническим различием населявших ее народов: хатти, хурритов, семитов и хеттов (индоевропейцев) <...> В период наивысшего расцвета столицей царства был город Хатусаса (совр. Богаскей), расположенный в центре анатолийского плоскогорья. Наши знания о хеттской культуре в значительной степени основаны на находках, сделанных во время археологических раскопок Богаскея, где были обнаружены архивы, статуи, несколько храмов и захоронение, расположенное в скале Язылыкай.

Хеттский пантеон был очень велик, но лишь для нескольких крупнейших богов были выстроены храмы в городах. Как и везде на древнем Ближнем Востоке, божества обитали в своих храмах в облике статуй, которые жрецы умывали, одевали, кормили и развлекали. По особым праздничным дням, весьма многочисленным в хеттском календаре, статуи выносились из святилищ. Помимо религиозной, храмы выполняли и экономическую функцию: они служили хранилищем съестных припасов и владели собственными землями, на которых работали крестьяне и ремесленники. Главнейшими из богов были бог грозы с хурритским именем Тешуб, его сын Телепинус и Великая богиня с многими лицами и именами, которой чаще всего поклонялись как богине солнца Аринна. Боги обычно имели супружескую пару.

У хеттов царская власть была священным институтом. Даже во время войны хеттские цари поспешно возвращались домой, чтобы принять участие в какой-либо религиозной церемонии. В качестве верховных жрецов - часто в сопровождении царицы - они поклонялись божеству от имени всего народа. После смерти они сами становились богами, и их статуям воздавали божественные почести.

Гадание являлось одной из самых важных сторон официального культа. Оно включало в себя многие ритуалы от толкования царских снов до гаруспиций или прорицаний по внутренностям жертвенного животного, как это было принято у народов Месопотамии. Имеются также письменные свидетельства о других обрядах, связанных с гаданием: например, наблюдение за полетом птиц, поведением змей и животных, предназначенных для жертвоприношения. Почти всегда процесс гадания представлял собой серию вопросов, предполагавших бинарный ответ (да, нет), из которых и складывалась общая оценка той или иной ситуации. Вопросы были обращены к сооружению с отверстиями, куда помещалась статуя бога, которая и воплощала судьбу царя, определенный момент времени или войну. К подобного рода оракулам прибегали постоянно. Кроме того, их использовали, если какой-либо бог или богиня выказывали гнев <...>


3. Мифология

Классический гимн Насадийя , или Было ничто , содержится в древних индийских писаниях Ригведе.

Тогда не было ни несуществования, ни существования; не было ни царства пространства, ни неба, что лежит за его пределами. Что пришло в движение? Где? По чьему повелению? Были ли бездонны глубокие воды? Тогда не было ни смерти, ни бессмертия. Не было признаков ночи и дня. Так Единый дышал, не поднимая ветра, по собственному своему побуждению. Кроме этого, не было ничего. В начале тьма была скрыта во тьме; и все это было водою без границ. Жизненная сила была покрыта пустотой, и Единый взволновал ее силою жара. И пришло к Единому желание; и это было первое семя разума. Мудрые поэты ищут в своих сердцах узы существования в несуществовании. Был ли тогда низ? Был ли тогда верх? Тогда были сеятели; тогда были силы. Тогда было побуждение снизу; тогда было возвещение сверху. Кто знает, как было в действительности? Кто заявит об этом здесь? Когда это началось? Когда произошло творение? Боги пришли после, когда Вселенная была создана. Так кто же знает, когда она поднялась из вод? Когда началось творение быть может, оно само сотворило себя, а быть может, и нет тот, кто смотрит на нее сверху вниз, тот, кто на высочайшем и небес, только он это знает а быть может, и не знает и он.


4. Этнография

Печенеги

Ниже приведен фрагмент из работы С.А. Плетневой "Печенеги" ("Исчезнувшие народы", см.: Литература), рассказывающей об истории и культуре печенегов, об их социальной организации и взаимоотношениях с Киевской Русью.

Печенеги - так называли их русские летописцы, пацинаки - западноевропейские и византийские хроники, баджнак - арабоязычные авторы. По-тюркски их звали беченегами. Это этническое имя появилось на страницах исторических, географических и политических сочинений только в IX в. По-видимому, тогда же в европейских степях образовался новый кочевнический союз печенегов, возглавленный выходцами из давно распавшегося политического объединения Кангюй, или Кангар, как их называли в позднейших источниках, считая наиболее благородными в союзе. Новое объединение получило и новое имя. Происхождение имен народов - вопрос сложный, подчиненный своим закономерностям. Его вряд ли можно решить на одном примере. Скорее всего, беченеги-печенеги пошли от Бече - вождя печенежского союза: в степях иногда род назывался именем его первого главы. Как и все кочевнические союзы, печенеги были, вероятно, разнолики и разноязыки: в него помимо тюркоязычных племен могли входить и какие-то угорские группировки.

В первые десятилетия своего существования орды печенежского союза кочевали в заволжских степях. Очевидно, именно там началось не только формирование политического объединения, но и печенежского этноса и в какой-то мере общей для него материальной культуры. О характерных признаках этой культуры свидетельствуют раскопки печенежских подкурганных погребений, в которых археологи находили наборные серебряные пояса, серединные тяжелые костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, интересные "пышные" и причудливые формы массивных колотушек и поясных подвесок (амулетов), глиняные сосуды, украшенные "роскошным" орнаментом.

В могилах рядом с покойником лежали его вещи. Вместе с ним хоронили и чучело его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. Его шкура, как правило, отпечатана на глинистом дне могилы, сохранены череп, отчлененные конечности, хвостовые позвонки. От сбруи, как правило, сохраняются вставленные в рот жесткие удила с трензельным железом "без перегиба", стремена и подпружные пряжки седел. Если воин погибал в походе, вдали от родового кладбища, то печенеги по возвращении домой сооружали поминальное погребение - кенотаф, в который укладывали чучело коня и вещи покойника: лук, колчан со стрелами, саблю и пр. Такой обряд захоронения в X-XI вв. распространился по всей европейской степи.

В конце IX в. Хазарский каганат, раздираемый внутренними противоречиями и религиозными смутами, потерял свое могущество и славу непобедимой державы, и из хазарской конфедерации один за другим стали выходить многие племена и племенные союзы, платившие ранее дань кагану. Одним из таких народов были печенеги, которые двинулись к западным рубежам своих кочевий. Каганат попытался остановить движение печенежских орд, заключив союз с племенем узов, надеясь разгромить печенегов совместными силами. Но результат этого соглашения оказался совершенно иным. Не хазары, а узы, по словам византийского историка, императора Константина Багрянородного, "вступив в войну с печенегами, одержали верх, изгнали их из собственной страны и заняли ее..." "Печенеги же, - пишет он, - бежав оттуда, стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения" <...>


5. Тексты

"Книга об идолах"  Хишама ал-Калби является одним из самых ранних дошедших до нас произведений арабских историков по истории духовной жизни доисламской Аравии. Она посвящена доисламским языческим культам на территории Аравийского полуострова и содержит в себе легенды и предания о введении идолопоклонничества, сведения о многих общеаравийских или племенных идолах, описание жертвоприношений, обрядов при паломничестве. Значительное место уделено в ней событиям, сопровождавшим уничтожение язычества и победу ислама в Аравии.

5. // Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!
Сообщил нам (1) шейх Абу-л-Хусайн ал-Мабарак ибн 'Абд ал-Джаббар ибн Ахмад ас-Сайрафи, - [эту книгу] читали с ним, а я слушал:
сообщил нам Абу Джа'фар Мухаммад ибн Имран ибн Маслима в 463 году (2):
сообщил нам Абу 'Убайдаллах Мухаммад ибн 'Имран ибн Муса ал-Марзубани способом иджаза (3):
рассказал мне Абу Бакр Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Абдаллах ал-Джаухари:
рассказал нам Абу 'Али ал-Хасан 'Али ибн ас-Саббах ибн ал-Фурат, секретарь:
я читал [эту книгу]  с Хишамом ибн Мухаммадом ал-Калби в 201 (4) году, и он сказал:

6. // рассказал мне мой отец и другие, - а я проверил все их рассказы, - что, когда Исма'ил, сын Ибрахима, - да будет благословение Аллаха над ними! - поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполонили они Мекку и изгнали амаликитов (5), что жили там, стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни их них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.
К поклонению истуканам и камням их привело (6) то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (7) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они не селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу. А еще они почитали Каабу и Исма'ила, да будет мир над ними!
Потом это привело их к тому, что они стали поклоняться тому, что полюбили, и забыли то, чего придерживались, и переменили веру Ибрахима и Исмаила на другую. Они начали поклоняться истуканам и обратились к тому, чему следовали народы до них. Они вернули себе тех идолов, которым поклонялся народ Нуха (8), да будет мир над ним, следуя воспоминаниям, сохранившимся среди них. Но у них все же осталась память о заветах Ибрахима и Исма'ила, которые они исполняли: почитание Дома (7), обход вокруг него, хаджж и 'умра, стояние на горе 'Арафа и в Муздалифе (9), принесение в жертву верблюдиц и громкие обращения [к богу] во время хаджжа и 'умры, - хотя они и внесли в это то, чего в нем не было [раньше].

Примечания:
1. Имеется в виду Абу Мансур Маухуб ибн Ахмад ал-Джавалики (466-539 / 1073-1145)
2. 1070-71 г.
3. Приведенный иснад иллюстрирует два способа передачи книжного знания у средневековых арабов - сама' и иджаза. Первый состоял в том, что ученики слушали чтение какого-либо сочинения под руководством учителя и с его объяснениями и комментариями. Прослушав полный курс, они получали право передавать это сочинение дальше со ссылкой на учителя. При втором способе ученик знакомился с сочинением непосредственно по рукописи, и затем уже учитель давал ему иджазу - право на дальнейшую передачу.
4. 816-17 г.
5. Амаликиты (араб. 'амалик) - по арабским легендам, одно из первых племен, говоривших на арабском языке, обитало в Хиджазе.
6. Переводится по контексту, так как в словарях сколь-либо подходящее значение не зафиксировано.
7. Имеется в виду Кааба.
8. Библейский Ной.
9. Арафа, или 'Арафат - гора в 21 км на восток от Мекки, на которой паломники делают остановку на 9-й день паломничества. Ночь после этого дня они проводят в Муздалифе, урочище между горой 'Арафа и долиной Мина.


6. Классики религиоведения

Клод Леви-Строс

Клод Леви-Строс - французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операционные методы теории информации структурной лингвистики.

Тотемизм сегодня

Глава IV. К интеллекту

Талленси севера Золотого Берега разделены на патрилинейные кланы, соблюдающие различные тотемические запреты. Эта черта общая у них с племенами Верхней Вольты и даже с совокупностью племен Западного Судана. Речь идет не только о формальном сходстве: на всей этой обширной территории запрещены одни и те же животные виды, и мифы, привлекаемые для обоснования этих запретов, обычно одни и те же.

Тотемические запреты талленси распространяются на таких птиц, как канарейка, горлица, курица; рептилий - крокодил, змея, черепаха (сухопутная и водяная); некоторых рыб; крупного кузнечика; грызунов: белка и заяц; жвачных животных: коза и баран; плотоядных - кошка, собака и леопард; наконец, других животных - на обезьяну, дикого кабана и т. д.:

"Невозможно обнаружить что-либо общее у всех этих существ. Некоторые из них занимают важное место в экономической жизни туземцев в качестве источника пищи, но с этой точки зрения многие из них не заслуживают внимания. Многие представляют собой изысканное кушанье для тех, кто имеет право их употреблять; мясом других пренебрегают. Никто из взрослых не станет по своей воле есть кузнечиков, канареек или небольших съедобных змеек, и только малые дети, поедающие все, что они находят, могут быть всем довольны. Несколько видов считаются опасными в действительности либо в магическом плане: крокодил, змеи, леопард и все хищные звери. Напротив, многие совершенно безобидны как с практической, так и с магической точки зрения. Некоторые из них встречаются в скудном фольклоре талленси, в частности такие разные существа, как обезьяна, горлица и кошка... Отметим попутно, что кланы, имеющие тотемом кошку, не проявляют никакого почтения к домашним кошкам, да и к домашним собакам не существует особого отношения со стороны тех, кто может или не может есть их.

Итак, тотемические животные талленси не образуют класса ни в зоологическом, ни в утилитарном, ни в магическом смысле. Можно лишь сказать, что вообще они принадлежат к достаточно обычным диким или домашним видам" (Fortes, p. 141-142).


7. Словарь религиоведения.

Ессеи - еврейский орден или сообщество (но никак не секта) в Палестине, в так называемую эпоху второго храма, сыгравшее важную роль в истории еврейской религии, в особенности при возникновении христианства. О сущности и институтах этого ордена, кроме сообщений современников, именно Филона, Иосифа Флавия и Плиния - имеются также данные в Талмуде, где, правда, не встречается названия "ессеи", а также в сочинениях отцов церкви - Ипполита, Порфирия, Евсевия, Селинуса и Епифания. Все сообщения отцов церкви почерпнуты большей частью из сочинений Филона, Флавия и Плиния и отличаются неясностью и неточностью. По Мишне и Талмуду, равно и по некоторым местам Евангелия, можно отчасти установить отношение к иудейству и фарисеям.

Ессеи появились в 152 г. до н.э., когда Египетский правитель Александр Валас даровал Ионафану Маккавею (Асмонею) первосвященство. Ионафан сместил законного первосвященника Онию III. Сын Онии III, Ония построил храм в Леонтополисе, Египет. Ессеи не признавали Иерусалимское (Ионафаново) священство. Ессеи образовывали общины, во главе которых стояли священники. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина, ее члены имели общую собственность и вместе трудились.

Общины ессеев существовали в Палестине и Египте, например, в Александрии, близ озера Мареотид, где они назывались терапевтами. Другая община ессеев - Кумранская община, члены которой жили с II в. до н.э. до I в. н.э. на берегу Мертвого моря.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 276-280.
Мифология: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 47-48.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988 (С.А.Плетнева. Печенеги. Откуда пошли печенеги. С. 35-36).
Тексты: Хишам ибн Мухаммад ал-Калби. Книга об идолах (Китаб ал-аснам). Пер. с арабск., предисл. и примеч. Вл. В. Полосина. М. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1984.
("Памятники письменности Востока". LXVIII) С. 14-15, 40-41.
Классики религиоведения: Клод Леви-Строс. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
Словарь: Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем./ Под общ. ред. д-ра Л. Каценельсона и барона Д.Г. Гинцбурга. Том 7. Издание Общества для Научных Еврейских Изданий и Издательства Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 515-534.
Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997. С. 84.


9. Обзоры

Христианство:
The Second Coming of Jesus Christ as revealed by the Holy Spirit to Steve D. Pardue (англ.)
http://www.cynet.com/

Московская Северная Церковь Назарянина
http://www.geocities.com/Heartland/7191/

Познание
http://members.tripod.com/poznanie/

Христианский каталог "Слово и дело"
http://word-act.narod.ru/www/

Русская лютеранская библиотека
http://www.geocities.com/luthlib/

Агапэ. Сайт христиан адвентистов седьмого дня
http://www.chat.ru/~adventos/

Разное:
Павликианское Командорство Ордена Тамплиеров
http://iam.ru/2000/

PURE NECTAR. Философский архив
http://www.purenectar.indianet.org/

Церковь Последнего Завета
http://www.chat.ru/~vissario/

Федеральный закон РФ о свободе совести и о религиозных объединениях
http://black.inforis.nnov.su/infobase/www.exe/a/90.new/?doc=22295


10. Почта Упельсинке

В разделе История религий я часто обращаюсь к трудам Мирча Элиаде, цитируя те или иные фрагменты его работы ( "Словарь религий, обрядов и верований", см.: Литература). В связи с публикацией материала по славянским и прибалтийским народам (Выпуск 12) ко мне поступило несколько вопросов, касающихся в большей степени области филологии, нежели религиоведения. Для разрешения таковых мне потребуется небольшая консультация филолога - специалиста в области славянских языков. В связи с этим просьба. Если среди подписчиков нашлись бы филологи, которые смогли бы уделить мне немного времени для ответа на пару вопросов по e-mail, то это было бы просто замечательно. :-)

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное