Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 16

29 августа 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Северная Америка

3. Мифология. Китайский миф творения

4. Этнография. Анты

5. Тексты. О Коране

6. Классики религиоведения. Эндрю Лэнг. Становление религии

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем выпуске. История религий - рассказ об индейских племенах, населяющих Северную Америку. Мифология - Китайский миф творения. Этнография - анты - исчезнувший народ, оставивший о себе археологические свидетельства. Тексты - история Священной книги мусульман - Корана. Классики религиоведения - Эндрю Лэнг и его работа "Становление религии". В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, список Литературы, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Северная Америка.

Американские индейцы, как показывает нам превосходная книга Элемира Дзоллы "I litterati e lo sciaman", 1969, никогда не получали однозначной оценки со стороны колонизаторов, уничтоживших их культуру. Как подчеркивает Дзолла, большинство характеристик относились не к собственно индейцам, а отражали  представления о них, преобладавшие среди евро-американцев в различные исторические эпохи:  протестантизма, Просвещения, романтизма, промышленного переворота, когда на коренное население взирали то с небрежной снисходительностью, то с явной враждебностью.  <...>  Бойня в Вундед-Ни (29 декабря 1890 г.) положила начало эпохе, когда "резервация" стала единственно возможной альтернативой интеграции. Но постепенно этнографы и этнологи, среди которых Джеймс Муни и Франц Боас, чьи имена сегодня стали легендой, описали неисчерпаемое богатство разнообразных верований и обычаев индейских племен. <...>

Предки индейцев прибыли из Сибири. В погоне за дичью они по льду, пешком, перебрались через Берингов пролив. Одиннадцать тысяч лет назад они достигли южной оконечности Южной Америки. Величественные памятники индейской культуры, обнаруженные нами на севере Мексики, не идут ни в какое сравнение с теми гигантами, которые мы находим в Центральной Америке. Северо-американские индейцы также создавали свою особую культуру. Когда в Северную Америку прибыли первые европейцы, местное население говорило на пятистах языках.

На крайнем севере и прилегающих островах живут эскимосы. Отсюда и до нынешней границы между Канадой и Соединенными Штатами простираются территории, заселенные индейцами, говорящими на языках, выделенных в отдельную группу в алгонкино-мосанской семье (на востоке это племена оджибве и пенобскот), а также атапасками (в центре и на западе это племена "желтых ножей" - тацанотины, чипевайян, каска, славе и бивер).

К востоку и югу от Великих Озер простираются территории индейцев, говорящих на ирокезских языках и языках сиу. Самые северные из здешних племен мускегоны, южнее расположены территории алгонкинов, сиу, ирокезов и кэддо.

Центральная часть Великих Равнин была в основном заселена народами сиу (ассинибойны, кроу, дхегиа, гровантры-"большебрюхие", шивере, мандан, арикара, хидатса и др.). изначально пежоративное название "сиу" теперь обозначает племена, принадлежащие к народам дакота, лакота и накота. К шести языковым группам принадлежат языки таких индейских народов, как алгонкины (кри, чейенны, черноногие), атапаски (апачи), кэддо (пауни, арикара), кайова-таноан, тонкаваны, юта-ацтеки (команчи, юта).

На северо-западном побережье было выделено три зоны проживания индейцев: северная (тлинкиты, хайда, цимшиан), центральная (белла кула, квакиютл, нутка) и южная (сали, шинуки).

В Великом Бассейне жили индейцы, принадлежащие к одной языковой группе: шошоны и пайуте. На Плато и в Калифорнии проживали племена, говорящие на разных языках и имеющие разные культурные традиции.

На юге проживают индейцы, представляющие шесть языковых групп: юта-ацтеки, хопи, атапаски, тано, зуньи, керес. Экономическая классификация не совпадает с лингвистической. Например, оседлые индейцы пуэблос, живущие в деревнях, говорят на языках таноан (тиуа, теуа, тоуэйо), керес, зуньи, юта-ацтеков (хопи). Некоторые из них живут оседло с ХII в. Навахо и апачи относятся к атапаскам, эмигрировавшим из Канады еще до прибытия европейских колонизаторов. <...>


3. Мифология

Китайский миф творения.

Хаос был подобен куриному яйцу. Половинки яйца разделились на Инь и Ян, мужскую и женскую субстанцию всех вещей. Более легкие частицы собрались вверху, образовав небеса, а более тяжелые опустились вниз и стали землей и морем. Из этого яйца также вышел великан Паньгу.

Паньгу рос в течение восемнадцати тысяч лет. Увеличиваясь каждый день на десять футов, и наконец его рост стал равен расстоянию между землей и небом. Тогда Паньгу умер.

Когда он умер, тело его разложилось. Из желудка образовались срединные горы; глаза превратились в Солнце и Луну; его слезы стали реками, дыхание - ветром, а кости - металлами и камнями. Из семени Паньгу возникли жемчужины, а из костного мозга - нефрит.


4. Этнография

Анты

Ниже приведен фрагмент из работы В.В. Седова "Анты" ("Исчезнувшие народы", см.: Литература), рассказывающей об основных признаках культуры антов, об их истории и судьбе.

<...> Письменные свидетельства об антах немногословны и почти все они не ранее VI в. Историк Иордан в середине VI в., основываясь на данных недошедшего до нас сочинения Кассиодора, писавшего в конце V - начале VI в., рассказывает о многих исторических событиях, в которых принимали участие анты. <...>Прокопий Кессарийский в книге "О войнах Юстиниана" сообщает, что анты, как и славяне, не управляются одним человеком, а издревле живут в "народоправстве". Они считают Бога Перуна - творца молний - владыкой всего сущего, приносят ему в жертву быков и совершают в его честь священные обряды. Анты характеризуются сравнительно высоким ростом и огромной силой. В бой они ходят со щитами и копьями, а панцирей обычно не носят. <...>

Поселения, по словам византийского писателя Маврикия, устраивали "в лесах, у малопроходимых рек, болот и озер", на останцах или береговых участках, не требовавших сооружения искусственных укреплений. Реки, леса и болота служили естественной защитой и делали поселения малодоступными для противника.

Но земля вокруг них была плодородна и удобна для сельскохозяйственных работ. а леса и обширные пойменные луга благоприятствовали скотоводству.

Селища занимали сравнительно небольшую площадь - от 1,5 тыс. м до 1 га. Обычно они образовывали более или менее компакную группу в 8-10 км диаметром, состоящую из 8-10 таких селищ. Это так называемое гнездовое расположение. Селища в основном состояли из 5-6 жилых построек. Расстояние же между соседними селищами измеряется сотнями метров. <...> Жилищами антов были исключительно полуземлянки. Основой "дома" была прямоугольная яма площадью от 10 до 20 кв. м и глубиной от 0,3 до 1,2 м с деревянными стенами. <...>

Второй важный признак культуры антов - керамика: округлобокие и биконические горшки без орнамента, выделанные вручную (керамика, изготовленная на гончарном круге, встречается очень редко и мало). Это сосуды с округлым туловом и орнаментом из пролощенных полос, а иногда амфоры. В Приднепровье археологами обнаружены горны для обжига керамики, которая в результате торговли и обмена поступала к различным племенам Северного Причерноморья.

Анты занимались земледелием и скотоводством. По свидетельству Маврикия, они в основном сеяли пшеницу и просо. Археологи обнаружили в поселениях также ячмень и овес. Землю анты обрабатывали или ралом, сделанным из твердых пород дерева, на которое надевали железный наконечник, или двузубой сохой. На сторопахотных землях входили в употребления плуги с череслом и отвальной доской. Урожай снимался железными серпами, затем мололся на ручных жерновах, а для выпечки хлеба применялись глиняные сковородки. Судя по костям животных, найденным на поселениях, основную часть стада составляли крупный рогатый скот, затем свиньи, лошади и мелкий рогатый скот. Видимо, с обрядом языческого жертвоприношения связаны небольшие глиняные фигурки животных, найденные на поселениях. <...>


5. Тексты

Коран.

Коран (правильнее Ал-Коран, араб. "Чтение"), священная книга мусульман, на арабском языке, основа
мусульманского богословия и юриспруденции, главный источник вероучения ислама. Составлена после  смерти пророка Муххамеда из сохранившихся в устной передаче его изречений и откровений, собранных по почину Абу-Бекра и Омара. Когда в сражении против еретика Мусейлимы в 633 году н.э. погибли те из последних "хранителей Корана", которые помнили наизусть все его суры, возникла реальная опасность искажения и потери этой информации. Кодифицирование Корана было поручено личному писцу Муххамеда Зейду ибн Сабиту.  Этот свод предназначался исключительно для личного пользования Абу-Бекра и Омара.

Коран впервые издан в единой официальной обязательной редакции халифом Османом (644-656). Семь способов чтения канонического текста Корана установлены Абу-Бекром. В глазах приверженцев ислама Коран имеет божественное происхождение. По содержанию в Коране можно выделить эсхатологию ислама, иудаистские и христианские воззрения, древнеарабские обычаи, арабский фольклор, мусульманское законодательство. Коран содержит в себе поучения, законы, легенды, полемику против язычников, христиан и евреев.

Разделяется на 114 сур (глав), между которыми нет внутренней связи. Суры состоят из ритмико-смысловых отрывков (айат), общим числом 6206. Традиционно суры делят на мекканские (возникшие до 622 года) и мединские (622-632 год).


6. Классики религиоведения

Эндрю Лэнг (1844-1912)

Родился в Селкирке (Шотландия). Начальное и среднее образование получил в родном городе и в Эдинбурге. Поступил в университет св. Андрея в Глазго, а затем продолжил изучение языков в Оксфорде (1864). Получил степень магистра гуманитарных наук (1875) и переехал из Оксфорда в Лондон. Последующие годы своей жизни он посвятил литературной и научной работе. Был поэтом, переводчиком, литературным критиком, исследователем мифологии и религии. Умер в Банхори (Шотландия).

Основные религиоведческие работы: "Обычай и миф" (1884), "Миф, ритуал и религия" (1887), "Современная мифология" (1897), "Становление религии" (1898), "Магия и религия" (1901), "Загадка тотемизма" (1905), "Истоки религии" (1908).

Становление религии.

Современная наука история религий имеет в своем распоряжении ряд выводов, которые считаются уже твердо установленными. Эти выводы коротко можно сформулировать следующим образом. Человек вырабатывает понятие "дух" или "душа" в ходе размышлений над такими явлениями, как сон, видение, смерть, тень, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Поклоняясь первоначально духам умерших родственников, человек в дальнейшем развивает учение о духовных сущностях во многих направлениях. Призраки или другие духовные существа, созданные подобным образом, в процессе дальнейшего развития становятся богами. Затем, в результате сложных преобразований, один из богов становится высшим по отношению к другим богам, наконец, высшее божество превращается в единого Бога. Наряду с этим человек сохраняет веру в существование своей собственной души, продолжающей жить после смерти тела, и формулирует концепцию бессмертия. Таким образом, идеи Бога и души возникают в результате ошибочных рассуждений и непонятных для первобытного человека переживаниях.

Предложение о пересмотре этой устоявшейся концепции, которая одновременно является такой простой, такой логичной и так хорошо подтвержденной фактами, может показаться почти безрассудным. Однако не будет большого вреда, если мы попытаемся рассмотреть огромный массив данных с новых точек зрения. В худшем случае необоснованная критика должна лишь помочь обоснованию доктрины, против которой она направлена. Сейчас мы намерены показать, что существуют две точки зрения, с которых факты, относящиеся к ранним стадиям развития религии, еще не подлежали тщательному рассмотрению. Прежде всего мы зададимся вопросом, что можно утверждать (если это вообще возможно) о природе "видений" и галлюцинаций которые, согласно м-ру Тайлору и его блестящей работе "Первобытная культура", вносят свой вклад в формирование идеи "духа"? Во-вторых, мы соберем и сравним имеющиеся сообщения о высших Богах и творящих существах, в которые верят и которым поклоняются наиболее отсталые народы. Затем мы поставим вопрос, могли ли, как утверждают современные антропологи, эти относительно высшие Существа в том виде, как они понимались людьми в весьма неразвитых социальных условиях, возникнуть из веры в призраков умерших.

Наконец, мы рискнем утверждать, что первобытная теория души должна была основываться, по крайней мере частично, на переживаниях, которые даже сейчас не могут получить удовлетворительного объяснения в рамках материалистического мировоззрения. Мы попытаемся обосновать положение о том, что идея Бога, даже в ее самых ранних формах, не может быть логически выведена из идеи духа, независимо от степени развития последней. Концепция Бога не нуждается, таким образом, в размышлениях по поводу видений и "призраков".

Если эти две позиции могут быть достаточно успешно защищены, то становится очевидным, что вся теория науки о религии должна быть пересмотрена. Не менее очевидно и то, что эти две позиции независимы друг от друга. Первая может рассматриваться как фантастическая или неправдоподобная, ее можно завуалировать и оставить вне поля зрения. Но сила второй позиции, основанной на данных совсем другого характера, не будет тем самым ослаблена. Наша первая позиция можут быть обоснована только при помощи данных, которые не пользуются современной наукой. Однако эти данные получены посредством вполне законных антропологических процедур. Мы последуем примеру м-ра Тайлора и займемся сбором примитивных верований в видения, галлюцинации, "способность к предвидению", а также тех элементов знания, которые, по всей вероятности, не могут быть получены при помощи обычных чувств. Затем мы можем сравнить эти примитивные верования с достоверными описаниями сходных переживаний у живущих в настоящее время образованных и цивилизованных людей. Если мы не придем к какому-либо определенному выводу или придем к отрицательному выводу по поводу актуальности и сверхнормального характера указанных переживаний, мы все же сравним данные первобытной и цивилизованной психологии, а также примитивные и современные иллюзии и вымыслы и тем самым внесем значительный вклад в неизведанную область функционирования антропологической науки. Результаты, независимо от того, усилят ли они или ослабят нашу первую позицию, должны быть весьма любопытны и поучительны даже в том случае, если они составят главу в истории человеческих заблуждений. Эта глава, несомненно, затронет и такую тему, которую можно назвать Х-областью нашей природы. За пределами этой области, за рамками чуда, пророчества, видений, на первый план, безусловно, выдвигаются великие религии - христианство и ислам; но выдающиеся религиозные новаторы и лидеры - наш Господь Бог, св. Франциск, Джон Нокс, Жанна д'Арк - имеют много общего с основателями новой веры у индейцев племени сиу или арапахо. Следовательно, сравнивать варварские и цивилизованные верования и переживания в области столь неясно понятой и столь богатой своими мощными влияниями, будет не так уж ненаучно. Тема, которая нас интересует, будет рассматриваться в гораздо большей степени при помощи метода антропологии, чем метода психологии <...>


7. Словарь религиоведения.

Августинцы - монахи, следующие уставу V в., приписываемого святому (в православной традиции блаженному) Августину (354-430). Устав требует общежития и отказа от собственности. В сер. 70-х ХХ. А. было менее 5 тыс. человек. Сейчас ок. 10 тыс. Существуют мужские и женские конгрегации А. К А. принадлежал Мартин Лютер до своего конфликта с кат. церковной иерархией.

Авиньонское пленение - период вынужденного пребывания Римских пап в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция Пап была перенесена по требованию французского короля Филиппа IV. А.П. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось французскими монархами в политических целях, а последствия вызванного этим кризиса Церкви сказывались очень долго.

Адорация (лат. adoratio - поклонение, от ad os (oris) - "к устам": "целование" идолов у язычников заключалось в поднесении руки ко рту) - римско-католический обряд поклонения Св. Дарам

Аксиос - возглас при посвящении во диакона, иерея и архиерея, произносится поочередно епископом, духовенством и народом (хором), выражает мнение церкви о посвящаемом в сан.

Анахорет - отшельник, пустынник, подвижник, живущий в полном уединении, посвятивший себя покаянию, богомыслию, молитве, строгой аскезе.

Ангел ада - ангел смерти, неоднократно упоминаемый в Библии, назван по имени в Откр. 9, 11 Аваддон или Аполлион.

Ангельский доктор (лат. doctor angelicus) - утвердившийся в позднем средневековье почетный титул Фомы Аквинского.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 22-26.
Мифология: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 63.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988 (В.В. Седов. Анты). С. 77-83.
Классики религиоведения: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 46-49.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская энциклопедия , 1998. Т. 1.


9. Обзоры

Христианство:
Официальный веб-сервер Санкт-Петербургской Митрополии РПЦ
http://www.mitropolia-spb.ru/

Православный воин. Сайт о православии и вооруженных силах в России
http://www.orthodoxy.ru/voin/

Спасский собор в Вятке
http://www.vtpp.kirov.ru/church/spassky/index.htm

Христианская миссия
http://www.friedensbote.org/rus/

Славянское лютеранство
http://people.bulgaria.com/soglasie/

Ислам:
Муслима. Сайт для мусульманок
http://www.angelfire.com/journal/muslima/

Разное:
Австралийский сайт церкви последнего Завета
http://members.xoom.com/Daniil123/vissarion.htm

Азбуковник (русского алфавита)
http://www.mtu-net.ru/azbuka/strxx/index.htm

Вселенская Церковь Великое Белое Братство Юсмалос
http://www.usmalos.com/


10. Почта Упельсинке

- Я бы Вас хотел спросить об одном "знаке" - это символ (бог, тотем?) то ли инков, то ли ацтеков, то ли древней Мексики (словом, где-то там). Этот символ мне известен только названием "пернатый змей", а вот как он по-настоящему называется и как выглядит... Не могли бы подсказать?

У ацтеков "пернатый" (летучий, крылатый) змей - змей-дракон, соединяющий в себе признаки змеи и птицы Кецаль. Он сопровождает всех богов дождя и ветра и является атрибутом Кецалькоатля (бога неба).

Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но Змей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединенными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кецалькоатлем и Тескатлипокой, которые превратились в двух змеев для того, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище, плавающее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой - небо.

Подробнее о символе "пернатого" змея читайте в следующих Выпусках рассылки.

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru


 

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное