Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 22

22 сентября 2000 г.

 


 
Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Фракийцы

3. Мифология. Китайская мифология. Как Фуси научил людей рыбу ловить

4. Этнография. Происхождение культуры Тайрона

5. Тексты. Ле-цзы. Небесная доля

6. Классики религиоведения. Бронислав Малиновский. Магия, наука, религия

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!


Обращаю Ваше внимание на то, что с этого момента я использую свой старый e-mail, который очень прост для запоминания (не сравнится с ррр....;) ) и звучит как upelsinka@mail.ru   Надеюсь, что это изменение (по-моему, к лучшему) увеличит поток писем и уменьшит количество спама.  Да и вообще... "из любой точки земного шара..." :)

Теперь о Выпуске. Сегодня в разделе История религий - рассказ о фракийцах. Мифология - один из мифов Древнего Китая. Вообще, Китая в Выпуске получилось много. В разделе Тексты я познакомлю Вас с важнейшим памятником древнекитайской мысли - текстом "Ле-цзы", который относят к трем классическим сочинениям даосизма. В разделе же Этнография мы заканчиваем разговор о культуре Тайрона по работе Ю.И. Березкина "Тайрона" (см.: Литература). Рассматриваемые нами культуры достаточно редкие и упоминания о них можно найти не везде, поэтому мы останавливаемся на них так подробно.   Раздел Классики Религиоведения - Бронислав Малиновский и его работа "Магия, наука, религия". В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, список использованной Литературы, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Да, и еще: по поводу Обзоров. Данный раздел на сайте находится в стадии реконструкции, поскольку найти что-либо в нем становится с каждым разом все труднее и труднее. Посему - корректирую, но сегодня навряд ли успею выложить. Думаю что на днях.

Ваша Упельсинка
 
Архив рассылки - см.  http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Фракийцы

Приведенный фрагмент из работы М. Элиаде и И. Кулиано "Словарь религий, обрядов и верований" (см. : Литература) содержит общие сведения о фракийцах.

Население. В греческом языке словом фраки обозначали народ, живущий в северо-восточной части Балканского полуострова и насчитывавший около двухсот племен, стиснутых между скифами на востоке, паннонцами, далматами и иллирийцами на западе, балтами и кельтами на севере. К югу от Дуная проходит демаркационная линия между двумя лингвистическими и культурными ареалами: фракийцами южными и северными (гето-даками).

Источники. Нельзя с уверенностью утверждать, была ли у фракийцев письменность. В любом случае, мы не можем расшифровать те немногие слова, что дошли до нашего времени. В Греческих надписях к приношениям упоминается около 160 имен и эпитетов божеств южной Фракии. Во всем остальном мы вынуждены довольствоваться информацией, имеющейся в книгах греческих и латинских авторов: начиная от Геродота и Платона (V в. до н.э.) и кончая готским историком Иорданом (VI в. н.э.), который родился на западном побережье Черного моря (бывшая провинция гетов) и был кровно заинтересован в том, чтобы представить благочестивых гетов предками готов.

Фракийскиe верования различаются согласно той же демаркационной линии, отделившей северную часть от южной. Причиной этому стала так называемая реформа Залмоксиса, глубоко затронувшая религиозные установления северных племен. Однако известные грекам с V в. до н.э. боги (Сабазий, Бендида, Котис), а также мифологические персонажи, которым приписывались фракийские корни (Дионис, Орфей), несомненно происходили из южной Фракии.

Согласно Геродоту, фракийцы поклонялись четырем божествам, которые соответствовали Аресу, Дионису, Артемид и Гермесу, причем культом двух последних ведали цари. Существование Ареса-Марса засвидетельствовано Иорданом, но его фракийское имя остается неизвестным. Не удалось также с достаточной надежностью идентифицировать имена трех других богов. Бендида, культ которой проникает в Афины с V в. до н.э., была богиней супружества. Ее отождествляли как с Артемидой, так и с Гекатой.

Культ фракийского бога Сабазия довольно рано укореняется во Фригии (Малая Азия). С V в. до н.э. он получает известность в Афинах, где посвященные ему ночные обряды включали в себя очищение грязью. В IV в. до н.э. он достигает Африки, где становится небесным богом в силу возможного отождествления с семитским Баалом. Он получает эпитет хзимсистос ("высший"). Не представляется возможным определить, сохранились ли какие-нибудь фракийские элементы в тайном культе Сабазия римской эпохи. Наконец, о божестве Котис или Котито известно, что в его честь совершались оргии, в ходе которых мужчины переодевались женщинами. У северных фракийцев важную роль играет небесное мужское божество; у южных фракийцев оно женское, поскольку его отождетвляли с Герой.

Два обряда зафиксированы как на севере, так и на юге: ритуальная татуировка и захоронение (или кремация) вдов рядом с умершим мужем (у фракийцев была полигамия). Однако татуировка имела несколько символических значений: на юге татуировку делали себе знатные люди, а на севере женщины и рабы - в память о муках, перенесенных Залмоксисом. У всех фракийцев существовал обряд погребения или кремации умерших. На севере покойников предпочитали сжигать. Смерть считалась счастливым событием, однако в источниках приводятся различные мотивировки подобного восприятия. На севере реформа Залмоксиса привела к созданию более разработанной и четкой версии.

Сведения географа Страбона о вегетарианстве и целомудрии богопоклонников (теосебеи), основателей (ктистеи) и так называемых "безжизненных" (абиои), которые питались только сыром, молоком и медом, видимо, относятся лишь к гетам, населявшим провинцию Мезия. Некоторые фракийцы, получившие прозвище идущие в дыму (кпнобатаи), судя по всему, использовали коноплю в качестве галлюциногенного препарата.

Религия северных фракийцев известна куда лучше благодаря деятельности реформатора Залмоксиса, позднее обожествленного. В Греции V в. до н.э. имя Залмоксиса связывали с Пифагором и психоматической медициной, получившей высокую оценку Платона (Хармид 156-57).

Греческая интерпретация Залмоксиса позволяет включить его в особую категорию аполлонических провидцев и целителей, обозначаемых условным термином ятроманты. Принципы его религии - бессмертие души, вегетарианство и проч. - действительно, ближе к пифагорейству. Изначально Залмоксис, видимо, был пророком на службе у царя гетов. В его легенде наличествует сценарий ухода и возвращения, несколько напоминающий соответствующие мифы об умирающих божествах, подобных Аттису, Осирису и Адонису.

Однако под именем Гебелезис Залмоксис выступает как небесное божество. Каждые четыре года геты отправляли ему послание вместе с душой воина, сброшенного на три копья. Если посланник не умирал сразу, обряд следовало повторить. Гетские воины не боялись смерти. Возможно, Залмоксис гарантировал им бессмертие в воинском раю, описание которого до нас не дошло.

Культ Залмоксиса связан с гето-дакийсими царями и знатью. В списке жрецов Залмокиса, составленном готским историком Иорданом с 80г. до 106 г. н.э., часто фигурируют имена царей. Самой значительной личностью среди жрецов был Деценей, советник гетского царя Биребисты (ок. 80-44 до н.э.). Он познакомил гетов с космологией, астрологией, астрономией и системой загадочного календаря, найденного в развалинах древней столицы Иакийского царя Децебала (ум. 106 г. н.э.). Сармизегетузы Регия (ныне Грэдиштя Мунчелулуй, на юго-востоке Румынии). Там же находятся руины храма с громадным подземельем, которое, вероятно, и было тем самым убежищем, куда на три года удалился Залмоксис с целью создать видимость своего исчезновения.

Еврейскому историку Иосифу Флавию (I в. н.э.) уже была известна репутация святости, приобретенная некоторыми даками, которых он сравнивал с сектой ессеев. Он именуют их - плеистои - видимо, из-за того, что они носили колпаки. По словам Иордана, знатные геты надевали шапку (пиллес), тогда как простые люди ходили с непокрытой головой. Известно, что жреческое сословие гето-даков было так тесно связано со знатью и царями, что двое из приемников Деценея - Комози и Кирилл - были не только жрецами, но и царями; причем второй является непосредственным предшественником и, возможно, отцом Децебала.


3. Мифология

Китайская мифология

Как Фуси научил людей рыбу ловить

После того как Фуси вместе с сестрой создали человечество, людей на земле день ото дня становилось все больше. Тогдашние люди не были похожи на нынешних. В те времена не знали земледелия. С утра и до поздней ночи люди охотились на диких животных, ели их мясо и пили их кровь. Мало убьют зверей - еды им вдоволь не достанется. Совсем никого не убьют - в животах пусто будет. Еду в те времена нелегко было добыть.

Фуси видел все это, и на душе у него было тяжко. "Если так всегда будет, много людей умрет от голода",  - думал он. Прикидывал так, прикидывал эдак, думал три дня и три ночи, да так и не придумал, как быть с
 едой для детей и внуков. На четвертый день пришел он к реке. Бродит по берегу, думает. Ходил, ходил, вдруг поднял голову - глядь, большой, жирный карп из воды выпрыгивает, высоко так подпрыгивает. Тут и второй карп выпрыгнул, за ним третий. Стал Фуси присматриваться. Подумал: "Большие карпы, жирные, поймай да ешь, чем плохо?" Решил он так и спустился к реке, чтобы схватить рыбину. Много сил не затратил, поймал прямо руками большого, жирного карпа. Очень обрадовался Фуси, унес карпа домой.

Узнали дети и внуки Фуси, что он рыбу поймал, прибежали обрадованные, стали с расспросами приставать. А Фуси разорвал рыбу на части и каждому по кусочку раздал. Попробовали - понравилось. "Раз рыба вкусная, давайте теперь ее ловить, вот и будет нам подспорье", - сказал Фуси.

Дети и внуки его, конечно, согласились и тотчас побежали к реке. Пробыли там от полудня до вечера, и почти каждый поймал по рыбине. А были и такие, что по три и даже по четыре исхитрились схватить.  Радости людей не было предела. Принесли они рыбу домой и с удовольствием съели. Фуси тотчас же послал гонцов с письмом к тем своим сыновьям и внукам, которые жили в других местах, советуя им тоже рыбу ловить.

Не прошло и трех дней, как все дети и внуки Фуси научились рыбу ловить. Только, как говорится, со  всяким хорошим делом много мороки. На третий день явился царь драконов Лун-ван со своим первым министром - черепахой и злым голосом говорит Фуси:

 - Кто тебя звал рыбу ловить? Вон сколько вас, людей, так всех моих драконовых сыновей и внуков переловите! Немедля брось это дело!

Но Фуси не испугался слов Лун-вана, а спокойно так, с достоинством, в свою очередь спросил его:

 - Ты не разрешаешь нам ловить рыбу, что же тогда нам есть? - Что вам есть? А мне какое дело? Я не  разрешаю вам рыбу ловить! - сердито сказал Лун-ван.

 - Ладно! Не разрешаешь ловить рыбу, не будем. Только смотри, нечего будет есть - станем воду пить, всю воду подчистую выпьем, все твои водяные твари передохнут.

Лун-ван, вообще-то говоря, может только слабых обманывать, а сильных боится. Услышал он слова Фуси, перепугался. Вдруг Фуси, его дети и внуки и вправду всю воду выпьют, чего доброго, и сам не спасешься! Вроде бы и согласен разрешить людям рыбу ловить, да трудно назад свои слова взять. Как говорится, и вперед идти тяжело, и назад отступить трудно. Черепаха - его первый министр - подползла к его уху, тихонько так шепчет:

- Смотрите, люди-то эти руками рыб хватают. Поставьте им такое условие: если они всю воду не выпьют, пусть рыбу ловят. Только не разрешайте ловить ее руками. А без рук они ни одной рыбы не поймают. Так и можно будет и драконьих детей и внуков сохранить, и вашу, государь-дракон, жизнь сберечь. Пусть они все глаза у реки проглядят - вот хорошо-то будет!

 Выслушал Лун-ван совет черепахи, и понравился он ему. Расхохотался он, повернулся к Фуси и говорит:

 - Если не выпьете воду дочиста, то можете рыбу ловить. Но только запомните одно условие: не хватать рыбу руками. Если согласны, на том и порешим, чтобы больше ни у вас, ни у меня никаких обид не было.

Фуси подумал-подумал и согласился: - Ладно!

Лун-ван решил, что ему удалось провести Фуси и, радостный, вместе со своим министром-черепахой отправился обратно. А Фуси тоже забрал своих детей и внуков и к себе пошел. Вернулся домой, стал думать, как без рук рыбу ловить. Думал весь вечер, на другой день до самого обеда думал - все не мог ничего придумать. После обеда улегся он под деревом, стал в небо глядеть да думать.

Видит, между двумя ветками паук паутину плетет. Слева нить пропустит, справа нить продернет, вот и готова круглая сеть. Закончил паук свое дело, отбежал в уголок, спрятался. Вскоре летавшие поодаль комарики да мухи все в сеть попали. Тогда паук спокойно вылез из своего уголка и принялся за еду.

А Фуси, когда он глядел, как паук плел свою сеть, вдруг осенило. Он побежал в горы, отыскал лианы и свил из них веревку. Потом, словно паук, плетущий паутину, сделал грубую сеть. После этого он срубил две палки, смастерил из них крестовину, привязал к ней сеть, потом приделал к крестовине длинный  шест, и все было готово. Он отнес снасть к реке и забросил в воду. Фуси стоял на берегу и тихонько ждал. Прошло немного времени, Фуси потянул сеть вверх - ай-я! - в сети трепыхались и прыгали рыбы. Способ этот и впрямь оказался удачным. Рыбы попалось в сети куда больше, чем когда ловишь ее руками, и людям теперь не нужно было стоять в воде. Фуси передал секрет плетения сетей своим сыновьям и внукам. И с тех пор все его потомки знали, как ловить сетью рыбу, и не испытывали больше нехватки в еде. И по сей день люди ловят рыбу сетями.

 А Лун-ван, увидев, что фуси стал ловить рыбу сетью, изошел злобой, потому что люди теперь ловили рыбу не хватая ее руками. Царь драконов раскаялся в своих словах, но брать их назад ему было неловко: еще рассердишь Фуси и его сыновей и внуков, а те и вправду возьмут да и выпьют всю воду в реке. Сидит Лун-ван в своем дворце, беснуется, глаза его чуть из орбит не вылезают. Потому-то люди и стали рисовать царя драконов с вытаращенными глазами. А его черепаха-министр, увидев, что государь так разволновался, решила еще что-нибудь для него придумать. Разве могла она знать, что только заберется она Лун-вану на плечо, приблизится к его уху да рот раскроет, как Царь драконов ударит ее и она упадет в тушечницу, что стоит перед Лун-ваном на столе. Перевернулась черепаха в тушечнице два раза и  красилась в черный цвет. С тех пор черепахи черные-пречерные, это все оттого, что первого министра - черепаху Лун-ван тогда в тушечницу сбросил.


4. Этнография

Происхождение культуры тайрона

Ниже приведен фрагмент из работы Ю.И. Березкина "Тайрона" ("Исчезнувшие народы", см.: Литература),  посвященной древней культуре Тайрона.

Конкретные предшественники культуры тайрона не найдены. Есть предположение, что в конце I тысячелетия до н.э. ее создатели пришли в район Сьерра-Невады с юго-запада. В то же время характерные для тайрона "крылатые подвески" из камня встречаются восточнее, в венесуэльских Андах. Рейчел-Долматов, имя которого уже упоминалось, пришел к выводу, что культура тайрона представляет весьма необычный сплав амазонской и центральноамериканской традиций. Характерные для нее огромные погребальные урны обнаружены во многих лесных районах к востоку от Анд. Та культура, которая в предиспанский период существовала вдоль южных и восточных склонов Сьерра-Невады, вообще может рассматриваться как вариант тайрона. Но в ней отсутствуют все те особенности, которые приближают тайрона к уровню городской цивилизации: кроупные поселения, развитая обработка камня, богатые захоронения. Некоторые черты изобразительного искусства тайрона указывают на связи с Центральной Америкой и даже Мексикой. Так, личины с высунутым языком отдаленно напоминают изображения мексиканского бога Тлалока. Глиняные предметы, оканчивающиеся пастью хищного зверя или змеи с выступающей из нее человеческой головой, тоже имеют аналогии в Центральной Америке.

Интересны в этом плане особенности духовной культуры современных племен Сьерра-Невады. Жрецы коги учат, что мир создала Великая Мать. Ее 5 сыновей  основали 5 храмов, места расположения которых в плане образуют квадрат (пятый храм - на пересечении диагоналей). Вселенная состоит из девяти ярусов. Вокруг ее вертикальной оси, как вокруг веретена, солнце вьет свою нить: ночью - под землей, днем - на небе. Огромное мифическое дерево было привязано к небу девятью канатами. У другого племени, ихка, около храма устраивается священное поле, засеянное кукурузой четырех сортов. Такого рода примеров из мифологии и ритуала индейцев Сьерра-Невады можно привести много.

Представления, основанные на символике чисел 4 и 9 и постулирующие осевую симметрию окружающего пространства, очень характерны именно для Центральной Америки. Хотя в древности подобного рода идеи возникали независимо в разных районах мира, нельзя все же сказать, что они в равной мере распространены повсюду. У перуанских инков, например, космологические образы лишены геометрической четкости.

Для объяснения центрально-американских черт в культуре обитателей Сьерра-Невады не требуется прибегать к гипотезам о дальних миграциях предков тайрона. Схождения могут объясняться общей древней основой, из которой развились многие культуры Южной и Центральной Америки. Сложнее обстоит дело с амазонскими элементами, которые, похоже, свидетельствуют о каких-то крупных передвижениях племен, ни направлений, ни времени которых мы пока определить не в состоянии.

Итак, вплоть до начала нашего века одни лишь испанские документы времен завоевания служили источником сведений о колумбийских индейцах. Как оказалось, они несколько исказили историческую перспективу, уделив почти все внимание одной лишь культуре муисков. Современники муисков, тайрона, были неоправданно забыты. Только благодаря археологам и, может быть, еще больше - жрецам племени коги, четыре с половиной века сохранявшим традиции тайрона, можем мы воздать должное культуре этого, давно исчезнувшего народа.


5. Тексты

Ле-Цзы [1]

Книга Ле-цзы имеет немаловажное значение как памятник древнекитайской мысли, и недаром в Китае ее причисляли наряду с Дао-дэ цзином и Чжуан-цзы к трем классическим сочинениям даосизма. Большинство исследователей датируют тексты Ле-цзы эпохой Хань, в особенности I- III вв. Сам памятник в его нынешнем виде появился в III в.

Небесная доля

Глава I

<...>

Когда Конфуций странствовал по горе Тайшань, он увидел Жупа Цици, который бродил по равнине в одеждах из шкур, подпоясанный простой веревкой, и напевал песню, подыгрывая себе на лютне.

- Уважаемый, отчего вы так веселитесь? - спросил его Конфуций.

-  О, у меня есть много причин для веселья! - ответил Жун Цици. - Среди всех вещей в этом мире человек - самое драгоценное, а я имею счастье родиться человеком. Вот первая причина для веселья! Из двух полов мужчины ценятся выше, чем женщины, а я имею счастье родиться мужчиной. Вот вторая причина для веселья! Среди родившихся на этот свет многие не живут и дня или месяца и никогда не выходят из пеленок, а я уже прожил девяносто лет. Вот моя третья причина для веселья! Для всех людей бедность -  это судьба, а смерть - конец существования. Я принимаю свою судьбу и спокойно ожидаю конца, о чем же мне беспокоиться?

- Прекрасно!  - воскликнул Конфуций. - Вот человек, знающий, как быть довольным в этом мире.
 

Когда Линь Лэй уже прожил на свете без малого сотню лет, он в разгар весны надел меховую шубу и пошел по полю, распевая песни и подбирая колоски, оставшиеся на брошенной ниве. Его заметил издали Конфуций, ехавший в то время в царство Вэй. Повернувшись к ученикам, Конфуций сказал им:

-  С этим стариком нужно поговорить. Пусть кто-нибудь подойдет к нему и заведет с ним разговор.

Цзы-Гун предложил свои услуги. Он настиг Линь Лэя у самой кромки поля, взглянул на его лицо и, вздохнув, спросил:

-  Неужели вы ни о чем не сожалеете? Вы поете, подбирая в поле колоски.

Линь Лэй не остановился и даже не прекратил петь. Тогда Цзы-Гун пошел за ним следом, повторяя свой вопрос. Наконец Линь Лэй обернулся и сказал:

-  О чем же мне сожалеть?

- Вы, уважаемый, в юности не пеклись о добронравном поведении, в зрелые годы не стремились к успеху, в преклонном возрасте не имеете ни жены, ни детей, а смерть ваша уже близка. Какое же счастье привалило вам в жизни, что вы поете, подбирая в поле колоски?

- Причины для  радости у меня такие же, как у всех людей, - ответил с улыбкой Линь Лэй. - Но люди так часто делают их причинами своих забот. В молодости я не радел о благонравном поведении, а в зрелые годы не стремился к успеху - вот почему я смог прожить так долго. В преклонном возрасте у меня не было ни жены, ни детей, а смерть моя уже близко -  вот почему я могу радоваться жизни сейчас.

-  Но человеку свойственно держаться за жизнь и бояться смерти. Отчего же дума о смерти вас радует?

- Смерть - это возвращение туда, откуда мы вышли, когда родились. Как же могу я знать, что, умерев сейчас здесь, я не буду рожден где-нибудь еще? Откуда мне знать, не является ли моя любовь к жизни заблуждением? Откуда мне знать, что моя смерть не будет лучше моей жизни?

Цзы-Гун выслушал эти слова, но не понял их смысла. Он вернулся и пересказал их Конфуцию.

- Я знал, что этот человек достоин разговора, - сказал Конфуций. - Так оно и есть. Он постиг кое-что, но не постиг всего [2].
 

Цзы-Гун устал учиться и сказал Конфуцию:

- Я хочу отдохнуть.

- В жизни нет отдыха, - ответил Конфуций.

- Значит, мне не суждено обрести покой?

- Нет, ты найдешь его. Взгляни на тот могильный курган, такой величественный, такой могучий, и ты поймешь, где ждет тебя покой!

- Воистину смерть велика! - воскликнул Цзы-Гун. - Благородный муж обретает в ней отдохновение, заурядный человек покоряется ей.

- О, ты все понял, Цзы-Гун! Люди понимают радость жизни, но не ее пошлость, печаль старости, но не ее безмятежность, ужас смерти, но не ее упокоение.

Ле-цзы спросили:

- Почему ты ценишь пустоту?

- В пустоте нет ничего ценного, - ответил Ле-цзы. - О ней нельзя так говорить. Просто нет ничего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты. В покое, в пустоте находишь место, где жить. А давая и отбирая, мы теряем место, где жить. Тот, кто, совершив ошибку, начинает играть в человечность и  "справедливость , не вернет потерянного.

<...>

Примечания:

1. Главная тема этой главы - неизбежность приятия своей небесной доли и в особенности примирения со смертью. В даосской космологии обоснованием данного вывода служит учение о едином дыхании , или едином поле жизненной энергии (ци), наполняющей все сущее. Авторы Ле-цзы предъявляют и целый ряд других аргументов в пользу покойного приятия смерти: всякое индивидуальное существование иллюзорно, жизнь и смерть в природном мире дополняют друг друга, мы не можем знать, что смерть хуже жизни, и, наконец, пустотно-отсутствующее и есть наш родной дом, куда мы с неизбежностью рано или поздно возвращаемся. При переводе были опущены два сюжета, дублирующие текст Чжуан-цзы .

2. Отзыв Конфуция следует понимать, видимо, в том смысле, что Линь Лэй способен утешить себя мыслью о том, что в смерти ему будет не хуже, чем в жизни, однако он еще не постиг ложность самого различения между жизнью и смертью.


6. Классики религиоведения

Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942)

Родился в Кракове (Польша). После окончания школы поступил в Краковский университет, где изучал физику и математику. Получил докторскую степень (1908), два года занимался физической химией в Лейпциге, но затем отказался от юношеских пристрастий к точным наукам и решил посвятить свою жизнь антропологии. Изучал антропологию и этнографию в Лондонской школе экономики (1910 - 1914), общаясь во время учебы с Дж. Фрэзером, Ч. Зелигманом, Э. Вестермарком и другими виднейшими специалистами в избранной им области. Проводил полевые этнографические исследования в Новой Гвинее и на островах Тробриан (1914-1918), а затем провел год на Канарских островах и два года в Австралии. Возвратившись в Европу, Б. Малиновский стал преподавать социальную антропологию в Лондонском университете и получил там звание профессора (1927). В 1938 г. уехал в Америку для преподавания в Йельском университете и проведения полевых исследований в Мексике. Умер в Нью Хейвене (США)

Для религиоведов наибольший интерес представляют следующие работы Б. Малиновского: "Аргонавты западной части Тихого океана" (1922), "Магия коралловых садов" (1935), "Основы веры и морали" (1936), "Научная теория культуры и другие очерки" (1944), "Магия, наука и религия и другие очерки" (1948), "Секс, культура и миф" (1962)

Магия, наука и религия

Исследования первобытной религии

Не существует народов, на каких бы стадиях развития они ни находились, без религии и магии. И нет, это должно быть сразу же оговорено, ни одного дикого народа, у которого бы полностью отсутствовали научные воззрения, хотя обычно дикарям приписывают этот недостаток. В каждом первобытном коллективе, изученном заслуживающими доверия и компетентными исследователями, были обнаружены две четко различимые сферы - сакрального и профанного, иными словами, сфера магии и религии и сфера науки.

С одной стороны, это традиционные действия и обряды, которые туземцы считают сакральными, выполняют с благоговением и трепетом, окружают запретами и особыми правилами для поведения. Такие действия и обряды всегда связаны с верованиями в сверхъестественные силы, особенно в магические силы, или с понятиями о сущностях высшего порядка, духах, призраках, умерших предках или богах. С другой стороны, даже мимолетное размышление делает очевидным, что ни искусство, ни ремесло, сколь бы примитивными они ни были, ни организованные формы охоты, рыбной ловли, земледелия или собирательства не могли существовать без внимательного наблюдения за природными процессами, без твердой уверенности в их регулярности, без способности к размышлениям и без веры в силу разума, т.е. без зачатков науки.

Заслуга разработки основ антропологического изучения религии принадлежит Эдуарду Б. Тайлору. В своей знаменитой теории он утверждает, что ядром первобытной религии является анимизм - вера в духовные сущности. Он показывает, что эта вера имеет своим источником, хотя и ошибочное, но все же последовательное толкование снов, видений, галлюцинаций, каталептических состояний и тому подобных явлений. Размышления над этими явлениями приводили первобытного философа или теолога к идее о различии человеческой души и тела. Для него становилось очевидным, что душа продолжает существовать и после смерти, ибо она является в снах, возникает в памяти живущих, в их видениях и, вероятно, оказывает влияние на человеческие судьбы. Так рождается вера в призраков и духов умерших, в бессмертие и загробный мир. Но человек вообще, а первобытный человек в особенности, склонен представлять внешний мир по своему образу и подобию. А поскольку животные, растения и объекты окружающего мира движутся, действуют, совершают поступки, помогают человеку или вредят ему, они также должны быть наделены душами или духами. Таким образом, анимизм - философия и религия первобытного человека - возник из наблюдений и заключений ошибочных, но понятных незрелому и наивному разуму.

Воззрения Тайлора на первобытную религию, как бы важны они ни были, основывались на достаточно ограниченном количестве фактов, а первобытный человек представлялся ему излишне созерцательным и разумным. Последние исследования в этой области показывают, что дикаря больше занимали рыболовство и возделывание растений, события, происходящие внутри племени, и празднества, чем размышления о снах и видениях или объяснения "двойников" и каталептических припадков; к тому же обнаружено так много черт ранней религии, которые, по всей видимости, выходят за рамки тайлоровской схемы анимизма.

Более широкие и углубленные взгляды современной антропологии находят самое адекватное выражение в строго научных и вдохновенных работах сэра Джеймса Фрэзера. В них он излагает три основные проблемы первобытной религии, которыми занимается современная антропология: магия и ее отношение к религии и науке; тотемизм и социологический аспект ранних верований; культы произрастания и плодородия. <...>

Первобытная религия в том виде, как ее изображает современная антропология, по своему составу является гетерогенной. Сначала в соответствии с анимистическими взглядами она включала помимо нескольких фетишей тождественные фигуры духов предков, призраков и душ, затем постепенно было признано, что религия содержит в себе веру в тонкую воздушную, всепроникающую мана. С введением тотемизма она, подобно Ноеву ковчегу, была заселена животными, в большом количестве. правда, не парами. К ним были присоединены растения, объекты и даже предметы, созданные руками человеческими. Затем наступила очередь человеческой деятельности, интересов и гигантского призрака всеобщей Души, Обожествленного Общества. Возможно ли упорядочить и систематизировать эту смесь явно не связанных между собой объектов и принципов? Этот вопрос будет рассмотрен нами ниже.

Но одно достижение современной антропологии мы не можем подвергнуть сомнению: признание того, что магия и религия не просто учения или виды философии, не просто интеллектуальные основы для разных мнений, но особые способы поведения, прагматические позиции, базирующиеся на чувствах и воле. Это в той же степени образ действия, как и система верований, и такой же социологический феномен, как и личный опыт. Но вместе с тем точные взаимоотношения между общественным и индивидуальным вкладом в религию неясны, как мы видим на примере преувеличений той или иной стороны. Неясно также, какова доля участия эмоций и разума. Все эти вопросы будут стоять перед антропологией в будущем, в этом коротком очерке можно лишь наметить решение и обозначить линию аргументации.
<...>


7. Словарь религиоведения.

Андреево стояние - богослужение в византийском обряде, совершаемое в четверг 5-й седмицы Великого Поста, когда в составе утрени читается полностью великий покаянный канон св. Андрея Критского (VII в.). Этот канон читается также по частям в первые четыре дня Великого Поста на Великом Повечерии.

Асмодей - злой дух, разрушитель браков. Упоминается в Ветхом Завете: Тов. 3,8; апокрифах, Талмуде, славянской литературе XVI-XVII вв.: в "Сказание о Соломонеи Китоврасе", "Разговор Соломона с Морольфом" (Китоврас, Морольф - другие имена Асмодея); в романе А.Р. Лессаж "Хромой бес", 1707.

Архонтики - одно из направлений в гностицизме. По учению архонтиков, восходящему к Василиду, от "нерожденного отца". т.е. Бога, рождаются эоны - творческие мировые силы и мифологические существа - архонты, т.е. предки, прародители. Высший архонт - Христос, прочие - ангелы.

Баптистерий - (от греч. "окунальня", крещальня, купель) - помещение с бассейном при храме для совершения крещения.  Баптистерии начали сооружать не ранее IV в. Постепенно, по мере сокращения числа взрослых крещаемых, баптистерий вытесняется купелью. В настоящее время баптистерии имеются лишь в немногих храмах.

Беатификация (от лат. beatus - блаженный и facere - делать) - у католиков первая ступень канонизации, причисление к лику блаженных.

Безрелигиозное христианство - теологическая концепция христианства, получившая развитие главным образом в протестантской теологии ХХ в. в трудах Д. Бонхеффера, К. Барта и др. Безрелигиозное христианство утверждает, что ХХ в. - период исчезновения религии, но конец религии не означает конца христианства, потому что христианство не есть религия. Безрелигиозное христианство. предлагает провести демифологизацию. Согласно Бонзефферу: "Быть христианином не означает быть религиозным, а обозначает быть человеком".

Бенефиций (от лат. beneficium - благодеяние) - в средневековом католичестве - вознаграждение священнослужителя доходной должностью или земельным наделом.

Благочинный - церковная должность в рус. православии, священник, назначенный епархиальным архиереем наблюдать за деятельностью вверенной ему части епархии - благочинием. Московская епархия (Москва) делалась одно время на 40 благочиний (сороков).

Богомильство (возможно по имени священника Богомила, или нарицательное - угодные Богу) - ересь X-XIV вв. в Болгарии, Сербии, Хорватии. С богомильством боролся священник Козьма. Главная книга богомильства - "Иоанново Евангелие " ("Тайная Книга"). В основе учения - дуализм, восходящий к павликианству. В Х в. византийский император переселил множество армянских павликиан в Болгарию, что послужило толчком для еретического движения. Как и большинство ересей, богомильство отвергали церковные таинства, иерархию, почитание икон, выдвигало идеи потребительского коммунизма. Первоначально богомильство выступило как социально деструктивная сила, богомилы участвовали во многих восстаниях, в частности против Византии. К XIV в. Богомильство превратилось в упорядоченную религиозную организацию, распространенную в основном в городах. Богомильство повлияло на западноевропейские ереси.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 272-275. Мифология: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988 (Ю.И. Березкин. Тайрона) . С. 135-136.
Тексты: Ле-Цзы. Небесная доля. Пер. В. В. Малявина
Классики религиоведения: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). стр. 359-368.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК
"Наука", 1997.


9. Обзоры

Христианство:

Меннонитская Церковь Бога во Христе.
http://www.irnet.ru/menno/index_r.htm

Благовестие. Новая христианская баптистская церковь в Челябинске
http://welcome.to/GoodnewsChurch

Церковь Благодать Господня (г.Бобруйск, Беларусь). О церкви, устав, ссылки, программы, библиотека.
http://www.bobruisk.net/grace/

Церковь "Вифания", г. Таганрог. История, служение, новости.
http://vifania.narod.ru/

"Малая" церковь. Страница, посвященная христианской семье
http://www.chat.ru/~kana2000/

Дзен-буддизм:
Дзен - сайт без башни
http://www.dzen-2.newmail.ru/

Разное:
Китеж. Традиция в мире постмодерна. Гуманитарный сервер, посвященный проблеме Традиции в контексте постмодернистского общества.
http://kitezh.onego.ru/

"Ворота Еретиков, или кто такие еретики".
http://www.heretics.com/gates.htm

Amen - Bill Burkett. Здравое учение. (англ.)
http://www.actsion.com/

Асатру. Страница, посвященная вере древних скандинавских и германских племен.
http://www.gardariki.newmail.ru/

О камнях Иерусалима
http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/


10. Почта Упельсинке

Ваше мнение:

                    Что такое "секта"? Правомочно ли это понятие?

                                                                       (из выпуска Приложения 7)
Отвечает Михаил:
 
Вопрос о сектах является достаточно волнующим для меня.
Что такое секта? Маленькое? Насколько маленькое?
На каком этапе развития секта перестает быть таковой и становится религиозной конфессией или религией? Правильно ли понимается смысл слова в сочинениях Флавия, где он перечисляет религиозно-политические фракции иудаизма? 
Являются ли баптисты сектантами в России? Общерасхожее мнение гласит, что являются. Однако, в США их насчитывается около 40 млн. человек, или около того. Получается, что американский баптист, прилетая в Шереметьево-2 становится сектантом. Вот сюрприз для него/нее! 
Являются ли католики сектантами в России? Нет. Возможно я ошибаюсь, но их численность несколько ниже, чем численность протестантов, которые, согласно РПЦ, - все сектанты.
На мой взгляд, нельзя говорить о сектах как таковых. В современном языке слово "секта" приобрело негативный смысл и пахнет дискриминацией меньшинства по религиозному признаку. Вдобавок богословы (я не имею ввиду специалистов по сектам от РПЦ) и социологи не могут прийти к однозначному научному определению секты. Видимо, вопрос о сектах становится немного яснее, если употреблять термин "ненормативная" конфессия или религия. Т.е. что является где-то нормой, не является нормой в другой стране или местности. Сектам или, опять же лучше, ненормативным конфессиям присущ ряд черт, которые проистекают из социальной психологии меньшинства (в данном случае религиозного) - психология мученичества, анти-язык, анти-ценности, сильная групповая сплоченность и приверженность лидеру, двойственное отношение к властям и внешнему миру. 
Последнее - особенно примечательно. С одной стороны, мир - греховен, с другой стороны, - именно в мире ненормативные конфессии вербуют новых адептов. Это заставляет их идти в мир. Хорошей иллюстрацией являются евангелия.

Жду Ваших мнений на эту тему. Ссылка на e-mail дается только по желанию автора письма.

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru  e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное