Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 
ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК 23

26 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Римляне

3. Мифология. Эпос народов Африки южнее Сахары

4. Этнография. Тисненая керамика Далмы

5. Тексты. Апокрифы древних христиан. Евангелие от Марии

6. Классики религиоведения. Роберт Маретт. Формула табу-мана как минимум определения религии

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Напоминаю, что отныне все Выпуски рассылки выходят, как и прежде, 2 РАЗА в неделю. Приложение к рассылке выходит ОТДЕЛЬНОЙ рассылкой и называется Интервью для Упельсинки. Подписаться на рассылку Интервью для Упельсинки можно с Упельсинкиной страницы или же с главной страницы рассылки в каталоге (см. ниже).

Первый номер Интервью для Упельсинки намечен на конец сентября. В качестве первого гостя я хотела бы представить Вадима Штепу, ведущего сервера КИТЕЖ. Традиция в мире постмодерна.
http://kitezh.onego.ru/   Ваши вопросы к Вадиму Штепе Вы можете отправить на мой e-mail  :)

Кроме того, мне было бы интересно услышать Ваше мнение о том, кого бы Вы хотели увидеть в рамках Интервью для Упельсинки. Пишите! :)

Теперь о Выпуске. История религий - Римляне. Мифология - эпос народов Африки южнее Сахары. Этнография - рассказ о тисненой керамике Далмы (Иран). В разделе Тексты - апокрифы древних христиан - Евангелие от Марии. Раздел Классики религиоведения - Роберт Рейналф Маретт и его работа "Формула табу-мана как минимум определения религии". В конце Выпуска, как обычно - Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.
 

 
Архив рассылки Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/catalog/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Римляне

(по книге М. Элиаде и И. Кулиано "Словарь религий, обрядов и верований" - см.: Литература)

Итальянский полуостров до полного завоевания его римлянами был заселен народами различного происхождения. Самыми значительными из них были греки-колонисты на юге, латины в центре и этруски, жившие к северу от Тибра. Этруски, возможно, пришли из Азии.

Индоевропейский народ латинов, сосредоточенный сначала в центральном регионе, получивший название Древнего Лациума, основал город (urbs) Рим 21 апреля 753 г. до н.э. В VI в. до н.э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе "историзации" - термин Жоржа Дюмезиля, который примечает, в частности, что описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Тот же Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии  в римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика). В древнее жреческое сословие входят царь (rexsacrorum), религиозная функция которого сохранится и в эпоху Республики, фламины трех богов или старшие фламины (фламины Юпитера, фламины Марса, фламины Квирина) и верховный понтифик или глава всех жрецов - этот пост, начиная уже с Цезаря, станет неотъемлемой принадлежностью императорского титула.

Само основание Рима, как много раз подчеркивалось, носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти. Божества более позднего происхождения, даже самые важные - такие, как Юнона Регина помещались вне померия, главным образом, на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумерием в V в.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик: богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и др.

Древняя триада Юпитер-Марс-Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и хтонической богиней Вестой, в эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер Оптимус Максимус-Юнона-Минерва. Этим богам, соответствующим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. Диктатор Авл Постумий учреждает еще одну триаду на Авентинском холме: Церера (Деметра), Либер (Дионис), Либера (Кора). Римляне включали в свою религию местные культы по мере того, как занимали территорию соседних богов. В числе прочих на Авентин переселяется знаменитая лунная богиня Диана Немийская (или Арицийская), покровительница беглых рабов.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам - Ларам и Пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших - Маны и Лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Начиная с 399 г. до н.э. римляне все чаще совершали жертвоприношения, получившие название лектистернии, парным группам богов, чьи статуи выставлялись в храмах (Аполлон-Латона, Геркулес-Диана, Меркурий-Нептун).

Римские жрецы составляли коллегию, куда входили рекс сакрорум, понтифики и их глава - верховный понтифик, трое старших фламинов и двенадцать младших фламинов. К понтификальной коллегии относились шесть весталок, избранные в возрасте от шести до десяти лет на тридцатилетнее служение Весте, во время которого они обязаны хранить девство. В случае нарушения запрета их замуровывали заживо. Сходная корпорация существовала в империи инков. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь.

Коллегия авгуров использовала этрусские (либри гаруспицини, либри ритуалес и либри фульгуралес) и греческие оракулы (Сивиллины книги, сохранившиеся в еврейских и христианских переработках) для установления благоприятных и неблагоприятных дней.

Цезарь осуществил ставшее нерасторжимым слияние двух функций: императора и религиозного главы - и верховного понтифика. Подобно культу древних богов, культ императора получил своих жрецов и свои обряды. Императорам посвящались храмы - либо отдельные, либо связанные с каким-либо почитаемым предшественником или с поздним божеством Рома, эпонимом города. В III в. императоры стремятся идентифицировать себя с богами: Септимий Север и его жена Юлия Домна почитаются как Юпитер и Юнона.

Культ императоров являет собой новшество, ознаменовавшее конец традиционной римской религии.


3. Мифология

Эпос народов Африки южнее Сахары

Эпический жанр представлен на Африканском континенте различными категориями - от ранних эпических форм, архаических эпосов, династийных "придворных" преданий и до классических образцов эпического жанра. Если в своей развитой форме эпос, возникновение которого обусловлено достаточно высоким уровнем социального развития, процессами этнической консолидации и формированием государственности, обнаруживается не у всех африканских народов, то такие фольклорные формы, как, например, героическая сказка, в которой уже намечаются черты эпического жанра, распространены по всей Африке.

***

Устав от дани, наложенной крокодилом, люди решили уйти от реки, где обитал Омбуре. Они шли так долго, что их дети успели вырасти в пути. Наконец они остановились у одного из озер и основали здесь деревню  Акуренган (Избавление от крокодила). Но в  первую же ночь в деревню явился Омбуре и за ослушание убил вождя, потребовав впредь вдвое увеличить число жертв. Вторая попытка убежать от крокодила также оказалась безуспешной. Людям удалось избавиться от Омбуре лишь с помощью Нгурангеране, сына крокодила от дочери вождя, которую в свое время пощадил крокодил. Убив Омбуре, Нгурангуране позвал людей, и они исполнили ритуальный танец, чтобы умилостивить дух Омбуре. Нгурангуране отомстил Омбуре за вождя, отца матери, и освободил свой народ

***

Абуязиди вместе со своим мулом и наложницей добрался ночью до города правительницы Дауры и попросил у старухи Ваиры. Но та ответила, что воду в их колодце можно брать только по пятницам. Абуязиди взял ведро, отправился к колодцу и опустил ведро в воду. Услышав шум, змея высунула из колодца огромную голову, величиной с лошадиную, и Абуязиди отрубил ее своим мечом. Затем Абуязиди набрал воды и унес с собой отрубленную голову. На следующий день была пятница, и люди, придя за водой, увидели мертвую змею. Когда об этом услышала Даура, она села на коня и отправилась к колодцу. Даура спросила, кто убил змею. Многие пытались приписать это себе, но никто, кроме Абуязиди, не смог представить в доказательство отрубленную голову змеи. Даура сказала, что она обещала отдать полгорода тому, кто избавит их от змеи, но Абуязиди предпочел жениться на Дауре. Его стали называть Макассарки (Убивший змею), так как змею звали Сарки (сарки на хауса - титул правителя).

***

Самба, прибыв ночью в столицу страны правителя Эллель Билдикри, попросил воды у одной рабыни. Та принесла ему несвежей воды. Выяснив причину, Самба велел показать дорогу к реке, где обитал крокодил. Вода заблестела, как огонь, и из пасти крокодила также вышел огонь. Самба убил крокодила из ружья и, вырезав из него кусок, унес его с собой. Вернувшись к хижине рабов, он дал воды рабыне.

Назавтра в стране была назначена церемония жертвоприношения девушки крокодилу, который за это должен был позволить жителям запастись водой на весь год. Торжественное шествие под пение гриотов (сказителей) двинулось к реке. Девушка вошла в воду и забралась на голову крокодила. Так как крокодил ее не тронул, люди стали упрекать девушку в том, что она - недостойная жертва, так как крокодил требовал только девственниц. Привели вторую девушку, но крокодил и ее не тронул. Люди наконец поняли, что крокодил мертв, и правитель пообещал тому, кто убил крокодила, "все, что он ни попросит". Самозванцам не удалось приписать себе этот подвиг, поскольку они не смогли надеть браслеты и обуть на ноги сандалию, оставленную Самба у реки. Тогда рабыня сообщила, что незнакомец принес ей ночью свежей воды. Правитель послал за ним, и Самба вынул из мешка свою вторую сандалию и обулся. Убедившись, что крокодила убил Самба, правитель спросил, чего он хочет, и Самба попросил войско. Впоследствии с этим войском Самба появился в Фута и, поборов своего дядю-узурпатора, стал правителем.


4. Этнография

Тисненая керамика Далмы

Недавнее открытие в Западном Иране нового вида нерасписной керамики, поверхность которой  орнаментирована оттисками трубчатой кости, гребня, острого предмета, пальцев, а также защипами или шишечками, поставило перед исследователями новые проблемы. В Далме Тепе, в долине Солдуза, она находится выше слоя с расписной керамикой, датируемой по С14, 4216 г. до н.э., что соответствует дате Тепе Сиябида, где тоже найдена такая керамика. территория ее распространения еще шире: она охватывает область от Янык Тепе, около Тебриза, до Хоррамабада, южнее Гияна. Ее отношения с культурой Гияна V остаются неясными.

Керамика типа обнаруженной в Далма Тепе прежде была неизвестна в Иране, но она может быть сопоставлена с украшенной простым резным орнаментом посудой, найденной в Матарре и Хассуне, с резной и тисненой орнаментикой керамики Киликии, Сирии, Ливана и Палестины или Фессалии, Македонии и Балкан (комплекс Старчево). Все культуры имеют общую черту: они принадлежат к "вторичным" неолитическим культурам, а "текстильная" поверхность их сосудов могла имитировать корзинное плетение. Даже в халафской культуре (она предшествует или одновременна корзинному плетению: он образован насечками и выпуклостями, иногда с добавлением росписи. Причины появления такой керамики полностью еще не выяснены, но возможно, что она указывает на проникновение более отсталого населения из района Иранского Курдистана, где в то время культуры расписной керамики еще не сформировались.

За этой керамикой в Далма Тепе, близ Хасаилу, следует другая, расписная. Расписная керамика типа найденной в Далма Тепе - одна из лучших на территории Азербайджана; она, насколько сейчас известно, была распространена только вокруг оз. Урмия, как и предшествовавшая ей керамика, найденная в Хаджи Фирузе. Расписная керамика Далмы имеет в тексте большую примесь растительности, что характерно для иранской керамики. она расписана пурпурно-черным по кремовому фону, а внутренняя облицовка каштаново-красная. Распространено лощение: наиболее типичные формы - кувшины, чаши и кубки. Существовала и неорнаментарованная керамика.

Дома в поселениях с такой керамикой состояли из маленьких комнат, группировавшихся вокруг двора с очагами, ямами для хранения припасов.

Шерт был более распространен, чем привозной обсидиан; ткачество и прядение засвидетельствовано наличием пряслиц и грузовиков для ткацких станков. Происхождение этой культуры, приблизительно одновременной более западной халафской, неясно.


5. Тексты

Апокрифы древних христиан

Евангелие от Марии

Текст дошел до нас на саидском наречии коптского языка (Берло. пап. 8502), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это - Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста - Евгност счастливый").

Текст "Евангелия от Марии" представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению, частично утраченный. Не сохранилось начало Евангелия (страницы 1-6), нет также страниц 11-14. Дошли страницы 7.1 - 10.23 и 15.1-19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, соответствующий страницам 17.4-19.5 коптского папируса.

Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11-18), узревшей Иисуса воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. В гностической литературе легенда о Марии Магдалине разрабатывалась широко и по-разному. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" и "Родословие Марии".

Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и вознесением Иисуса. По мнению немецкого ученого В. Тилля, памятник состоит из двух частей: в первой части, сохранившейся лишь со страницы 7, содержится учение явившегося ученикам Иисуса о материи, грехе, болезни и смерти (до конца страницы 9), во второй (с начала страницы 10 до 19.5) - Мария Магдалина повествует о своем видении Иисуса и о том, что Иисус Открыл ей.
 

Страницы 1-6 отсутствуют

[7]

        ... Материя тогда
        разрушится или нет? Спаситель сказал:
        "Все существа, все создания, все творения
        пребывают друг в друге и друг с другом;
5      и они снова разрешатся
        в их собственном корне. Ведь
        природа материи разрешается
        в том, что составляет ее единственную природу.
        Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
10    Петр сказал Ему: "Коли ты
        разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:
        что есть грех мира?"
        Спаситель сказал: "Нет греха, но
        вы те, кто делает грех, когда
15    вы делаете вещи, подобные природе
        разврата, которую называют "грех".
        Вот почему благо сошло
        в вашу среду к вещам всякой природы,
        дабы направить ее к
20    ее корню". Далее Он продолжил
        и сказал: "Вот почему вы болеете
        и умираете, ибо

[8]

        вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот,
        кто постигает, да постигает! Материя породила
        страсть, не имеющую подобия,
        которая произошла от чрезмерности.
5     Тогда возникает смятение во
        всем теле. Вот почему Я сказал вам:
        Крепитесь, и, если вы ослабли,
        крепите же себя пред разными формами
10    природы. Тот, кто имеет уши
        слышать, да слышит!
        Сказав это, блаженный
        простился со всеми ими и сказал:
        "Мир вам! Мир мой,
15    приобретите его себе! Берегитесь, как бы
        кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:
        "Вот, сюда!" или "Вот, туда!"
        Ибо Сын человека
        внутри вас. Следуйте
20    за ним! Те, кто ищет его,
        найдут его. Ступайте же и проповедуйте
        Евангелие царствия. Не

[9]

        ставьте предела кроме того,
        что Я  утвердил вам, и не давайте
        закона как законодатель,
        дабы вы не были схвачены им".
5      Сказав это, Он удалился. Они же
        были в печали, пролили обильные слезы и
        сказали: "Как пойдем мы
        к язычникам и проповедуем
        Евангелие царствия Сына
10    человека? Если они
        не сберегли Его, как они
        сберегут нас?" Тогда Мария
        встала, приветствовала всех их
        и  сказала своим братьям: "Не плачьте,
15    не печальтесь и не сомневайтесь,
        ибо Его благодать будет
        со всеми вами и послужит защитой
        вам. Лучше же
        восхвалим Его величие, ибо Он
20    приготовил нас и сделал нас людьми".
        Сказав это, Мария обратила их сердца
        ко благу, и они начали
        рассуждать о словах Спасителя.

[10]

        Петр сказал Марии: "Сестра,
        ты знаешь, что Спаситель любил тебя
        больше, чем прочих женщин.
        Скажи нам слова Спасителя, которые
5      ты вспоминаешь, которые знаешь ты,
        не мы, и которые мы и не слышали".
        Мария ответила и сказала:
        "То, что сокрыто от вас, я возвещу
        вам это". И она начала говорить им
10    такие слова: "Я,  - сказала она, - я
        созерцала Господа в видении, и я
        сказала ему: "Господи, я созерцала тебя
        сегодня в видении". Он ответил и
        сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула
15    при виде меня. Ибо где ум,
        там сокровище". Я сказала
        ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает
        видение, - он созерцает душой
        [или] духом?" Спаситель ответил мне и
20    сказал: "Он не созерцает душой и не
        духом, но ум, который
        между двумя, - и [тот], который
        созерцает видение, и он [тот]
        (Страницы 11-14 отсутствуют).

[15]

        его. И вожделение сказало:
        "Я не увидела тебя нисходящей,
        но теперь вижу тебя восходящей.
        Почему же ты лжешь,
5      принадлежа мне? Душа ответила и
        сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела
        и меня не узнала. Я была
        Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала".
        Сказав это, она удалилась в великом ликовании.
10    Снова она пришла к
        третьей власти, именуемой
        "незнание". Она
        спросила душу, сказав:
        "Куда ты идешь? лукавство
        схватило тебя. Но ты схвачена.
        Не суди!" И
        душа сказала: "Почему ты судишь меня,
        хотя я не судила? Я была схвачена,
        хотя не схватила. Меня не
20    познали, я же, я познала, что
        все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

[16]

        будь то небесные". Устранив
        третью власть, душа
        поднялась выше и увидела
        четвертую власть в
5      семи формах. Первая фор-
        ма - это тьма; вторая -
        вожделение; третья - незнание;
        четвертая - смертная ревность;
        пятая - царствие плоти;
10    шестая - лукавство
        плоти; седьмая -
        яростная мудрость. Это семь
        господств гнева. они вопрошают
        душу: "Откуда идешь ты, убивающая людей?" -
15    или: "Куда направляешься ты, поглощающая
        пространства?" Душа ответила
        и сказала: "Что хватает меня,
        убито; что опутывает меня,
        уничтожено; вожделение мое
20    пришло к концу, и незнание
        умерло. В [мире] я была разрешена

[17]

        от мира (вариант: миром) и в
        отпечатке отпечатком
        свыше. Узы забвения
        временны. Отныне
5      я достигну покоя
        времени, вечности, в
        молчании". Сказав это, Мария
        умолкла, так как Спаситель
        говорил с ней до этого места.
10    Андрей же ответил и сказал
        братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать
        по поводу того, что она сказала.
        Что касается меня, я не верю,
        что Спаситель это сказал. Ведь эти учения
15    суть иные мысли". Петр
        ответил и сказал по поводу
        этих самых вещей. Он
        спросил их о Спасителе: "Разве
        говорил Он с женщиной втайне
        от нас, неоткрыто? Должны мы
        обратиться и все слушать
        ее? Предпочел Он ее более нас?"

[18]

        Тогда Мария расплакалась и сказала
        Петру: "Брат мой Петр, что же ты
        думаешь? Ты думаешь, что я
        сама это выдумала в моем
5      уме или я лгу о Спасителе?"
        Левий ответил и сказал Петру:
        "Петр, ты вечно гневаешься.
        Теперь я вижу тебя состязающимся с
        женщиной как противники.
10    Но если
        Спаситель счел ее достойной, кто же
        ты, чтобы отвергнуть ее? разумеется,
        Спаситель знал ее очень хорошо.
        Вот почему Он любил ее
15    больше нас. Лучше устыдимся!
        И облекшись совершенным человеком,
        удалимся, как Он
        велел, и проповедуем
        Евангелие, не ставя
20    другого предела, ни другого закона,
        кроме того, что сказал Спаситель". Когда

[19]

[...]   и они начали
        уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать.
        Евангелие
5      от Марии.


6. Классики религиоведения

Роберт Рейналф Маретт (1866-1943)

Родился на острове Джерси. Закончил среднюю школу при колледже Виктория и стал студентом Оксфорда (1885), где изучал философию и классические языки. После получения в 1888 г. степени бакалавра продолжил свое образование в Берлине и в Риме. Вернулся в Англию (1891) и преподавал философию в Оксфорде, но уже в этот период проявил повышенный интерес к археологии и антропологии. Свою дальнейшую жизнь он связал с этими науками, участвуя в раскопках на острове Джерси и занимаясь разработкой теоретических проблем антропологии и религиоведения. Р. Маретт считается основателем Антропологического общества при Оксфордском университете и кафедры антропологии, которую он возглавлял с 1910 г. Умер в Оксфорде.

Основные религиоведческие работы: "Начало религии" (1909), "Антропология" (1912), "Психология и фольклор" (1920), "Вера, надежда и милосердие в первобытной религии" (1932), "Таинства простого народа" (1933), "Тайлор" (1936).

Формула табу-мана как минимум определения религии.

Цель статьи. Эта статья представляет собой нечто большее, чем краткое изложение доклада, сделанного недавно на Третьем Международном Конгрессе по истории религий в Оксфорде. Доклад, в свою очередь, содержал в себе систематический пересмотр позиций, изложенных в трех опубликованных мною работах: "Преанимистическая религия" - Фольклор, Июнь 1900; "От заклинания к молитве" - Фольклор, Июнь 1904; "Является ли табу негативной магией?" - Антропологические этюды под редакцией Эдуарда Бернетта Тайлора, Оксфорд, 1907. Вес эти работы были включены в мою книгу "Начало религии" - Лондон, 1909. Пересмотр моих позиций был обусловлен главным образом двумя причинами: 1) неудовлетворенностью теорией Тайлора, согласно которой анимизм (в тайлоровской трактовке этого термина) является "минимумом определения религии", 2) неудовлетворенностью теорией Фрэзера, которая утверждает точки зрения их происхождения.

В своих рассуждениях я использовал иллюстративный материал, заимствованный почти исключительно из двух работ, а именно, из книги Р. Кодрингтона "Меланезийцы" - Оксфорд, 1891 и из Маори-Полинезийского сравнительного словаря Э. Трегера - Веллингтон, Новая Зеландия, 1891. Однако мои выводы относятся не только к тихоокеанскому региону, они имеют значение для всего так называемого "первобытного" мира. Я выделяю стадию "дикой", "примитивной" или, как я предпочитаю называть ее, "рудиментарной" религии, а для описания феноменов этой стадии я использую категории табу и мана, которые играют важную роль при создании самых разнообразных классификаций. К сожалению, в настоящей статье невозможно индуктивно обосновать, что идеи аналогичные табу и мана, имеют широкое распространение во всем мире. Это придется принять без доказательств; и все же мне бы хотелось отметить, что я имею в своем распоряжении достаточно свидетельств, оправдывающих меня, когда я делаю предварительное обобщение подобного рода. Я продолжу рассмотрение интересующего меня предмета под двумя рубриками:

А. Табу и Мана как соответственно негативный и позитивный модусы сверхъестественного <...>
В. Формула табу - мана в ее отношении к анимистической теории Тайлора <...>

Заключительные замечания с генетической точки зрения. - В предпринятом исследовании предметом поиска были классификационные категории, которые приложимы к рудиментарной религии в целом. Предмет, как и предполагалось, трактовался в его соотнесении с одним уровнем человеческого опыта, более того, он трактовался классификационным образом, т.е. путем систематизации материала в рамках обзорных рубрик. На данном этапе сравнительного религиоведения было бы неразумным требовать чего-то большего. В конце концов, когда мы будет располагать лучшим материалом, и когда компетентные мыслители будут уделять больше внимания этой области знания, тогда у нас появится надежда рассмотреть историю религии с генетической точки зрения. Позвольте заметить, что это нелегкое дело, поскольку должна быть прослежена не только центральная или "ортогенетическая" линия человеческой эволюции, но одновременно должен быть произведен полный учет огромного множества боковых ветвей. Мана вынуждена будет освободить дорогу какой-либо специализированной форме анимистической концепции. Ключ для религиозной революции, несомненно, следует искать в эволюции социальной. Например, если в Австралии общество страдает от недостатка людей с ярко выраженной индивидуальностью, то скорее всего сверхъестественное будет постигаться в относительно безличных формах (хотя Австралия предоставляет нам любопытные исключения и этого общего правила). Действие того же самого закона хорошо прослеживается в тихоокеанском регионе, который считается родиной табу и мана. Так, на Новых Гебридах, где наблюдается отсталость культуры, превалирующий анимистической концепцией является представление о "духе" (вуи), который зачастую не имеет имени и почти всегда обладает слабо выраженной индивидуальностью. С другой стороны, на Соломоновых островах, где наблюдается более развитая культура, религиозный интерес концентрируется на "призраке силы" (тиндало мана), который обычно является душой одного из оставивших о себе память людей. Здесь в ходе социальной эволюции героической личности получил развитие культ героев, который способствовал возникновению полидемонизма, имеющего сходство с "первобытной демократией". Вот и все, что пока можно сказать о генетическом рассмотрении рудиментарной религии. Если же мы позволим себе бросить мимолетный взгляд на то, что я называю "сложной" религией, мы обнаружим, что анимизм не достиг успеха в преодолении безличной концепции сверхъестественного, не достиг успеха в этом деле и антропоморфический теизм. В результате "аниматизм" получил гораздо большее распространение, чем тайлоровский анимизм. Буддизм представляет собой выдающийся пример сложной религии, которая возвеличивает безличное. Важно также, что такие религиозные мыслители, как Платон, несмотря на огромный интерес к "душе" и к субъективности в целом, все же колебались между личной и безличной трактовкой идеи божественного. Таким образом, двусмысленность, заключенная в понятии мана, сохраняется в той или иной степени на протяжении всей истории религии. Между тем все религии, рудиментарные или сложные, могут присоединиться к словам псалмопевца "Сила принадлежит Богу".


7. Словарь религиоведения

Ваал - (от евр.: господин), наиболее употребительное имя отдельных местных богов у хананеев.

Величание - краткое песнопение в византийском обряде, в котором прославляется священное лицо или празднуемое событие. Обычно начинается словом "величаем"

Вериги (ц.-слав. узы, оковы) - различные металлические предметы, носимые на теле. Ношение вериг в православной аскезе использовалось для умерщвления плоти, т.е. для победы над страстями. Сейчас эта практика почти исчезла. Преп. Серафим Саровский отказывал в благословении на ношение вериг: "Делай добро своим обидчикам, вот тебе и вериги" - говорил он.

Возложение рук - 1. символическое действие, сопровождающее благословение; 2. поставление на служение диакона, священника, епископа - хиротония; 3. в Ветхозаветной и Первохристианской Церкви. Возложение рук использовалось как знак поставления в пророка, апостола, учителя, благовестника и т.д. 4. Возложение рук при поставлении церковнослужителя низших степеней называется хиротесией.

Вотивы (лат. votiva - обетная) - у древнеримских язычников подарок богам, у лат. католиков памятная доска или изображение (обычно сердца, руки, ноги и т.д.), установленная в храме в знак благодарности за исполнение прошения, чаще всего об исцелении. Многими вотивами украшена, например, Остробрамская чудотворная икона Божией Матери в Вильнюсе, Литва.

Выголоска, извод - произношение церковно-славянских слов на богослужении. Существует московская, украинская (на Западной Украине), старообрядческая, болгарская и т.д.

Гексамерон - (от греч. "шестоднев") - дни творения, согласно Библии.

Генотеизм (от греч. "племя" и "бог") религиоведческий термин, почитание только одного, племенного бога.

Герменевтика (от греч. "способный изъяснить) - искусство и теория толкования текстов, смысл которых неясен вследствие древности или неполной сохранности. Герменевтика означает выяснение буквального, нравоучительного и мистического смысла текста Библии, из чего производится грамматическое исследование языка, психологической и исторической обстановки, в которой был создан текст.

Гуменцо - выбритый круг на голове священника на Руси, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычая выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII в. Современная скуфья отличается по форме от древней.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. с. 243-247.
Мифология: Е.С. Котляр. Эпос народов Африки Южнее Сахары. Главная редакция Восточной литературы, М., 1985. - Стр. 19- 20.
Этнография: Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Пер. с англ. и комм. Е.В. Антоновой. Предисл. Н.Я. Мерперта. Изд-во "Наука". Главная редакция восточной литературы. М., 1982 ("По следам исчезнувших культур Востока"). С. 71-74.
Тексты: Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии. - М., "Мысль", 1989 (науч.-атеист. б-ка). с. 316-326.
Классики: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 99-108.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


9. Обзоры

Христианство:
Сайт евангельских христиан-баптистов
http://www.chat.ru/~ehb/

Московская богословская семинария Евангельских христиан-баптистов
http://www.mbs.ru/seminary.html

Страница дьякона Алексея Маркевича - Статьи, ссылки, радиоцерковь.
http://www.chat.ru/~markevich/

Призвание быть пастором - Первая часть книги Н.Соболева о призвании быть служителем.
http://townserver.com/goodnews/prizvanie.htm

"Факел". Объединение христианских церквей
http://www.fakel.nm.ru/

Христианская церковь "Филадельфия"
http://users.mark-itt.ru/philadelphia/

Ислам:
Мусульманин
http://dk.ru/shuhrat/

Газета "Трибуна Ислама"
http://www.islamminbare.freeservers.com/

Вишнуизм:
Краткая биография Шри Рамакришны
http://www.chat.ru/~ramakrishna5/

Разное:
Государственный музей Истории религии
http://www.relig-museum.ru/
 


10. Почта Упельсинке

"Писем нет", - хотела было сказать я. Как вдруг пришло письмо, темой которого стояло одно слово: "НЕХОРОШО". Будучи заинтригована таким названием (сразу же с умилением вспомнив аналогичное "Хорошо!" В.В. Маяковского), открыла сие послание и прочла: "ОБМАНЫВАЕШЬ ТЫ ВСЕХ!!!"
И я бы подумала, что подобное - какой-нибудь новый вид вируса, но адресок-то обратный - знакомый. Посему прошу, господа, четче выражать свои мысли. А ежели в чем обманула - то лишь в том, что Выпуск 22 обещала на 60 кбайт, а дала лишь на 51... В остальном обмана за собой не вижу. Ну, да ладно...(слегка обиженно) :-(

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное