Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК 24

29 сентября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Центральная Америка

3. Мифология. Мифы народов Америки. История двух братьев

4. Этнография. Традиционные китайские праздники

5. Тексты. Вишну-Пурана

6. Классики религиоведения. П. Шантепи де ла Соссе. Учебник по истории религий

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В самое ближайшее время выйдет ПЕРВЫЙ выпуск Интервью для Упельсинки. Подписаться на новую рассылку можно с Упельсинкиной страницы или же с главной страницы рассылки в каталоге (http://subscribe.ru/catalog/religion.interview) Цель обоих рассылок - наиболее полное освящение вопросов религиоведения. Новая рассылка призвана логично дополнять существующую, посему призываю всех поспешить подписаться также и на нее, тем более, что материалы рассылок пересекаться не будут.

В сегодняшнем Выпуске. История религий - Центральная Америка - интересный фрагмент из работы М. Элиаде и И. Кулиано "Словарь религий" (см.: Литература), где Вы сможете почерпнуть кое-какие сведения не только о майя, но и о тольтеках, и о Пернатом Змее и о многом другом. В качестве иллюстративного материала приглашаю заглянуть в раздел Этнография на Упельсинкиной странице, где представлен рисунок из древнеацтекской рукописи, изображающий человеческое жертвоприношение (http://upelsinka.boom.ru/Russian/ethnograf.htm)  Раздел Мифология - и снова Америка. На этот раз Вашему вниманию предстанут индейцы-черноногие, один из мифов которых уже знаком Вам по предыдущим Выпускам. Сегодня я расскажу Вам другой миф индейцев-черноногих - История двух братьев. Кстати, тут я и вопросик  задам. Почему индейцев этого племени называют индейцы-черноногие? Этнография - рассказ о традиционных китайских праздниках.  Тексты - Вишну-Пурана (книга первая, глава первая и глава вторая). В разделе Классики религиоведения мы вернемся к  одной религиоведческой работе, о которой уже говорили прежде. Так, в выпуске 3 от 30.06.2000 речь шла о П. Шантеппи де ля Соссей и его Учебнике по истории религий. Интереснейший момент этой работы - классификации религий, о которых говорит ученый. В сегодняшнем, а также в следующем выпуске мы процитируем фрагмент, посвященный этой теме.  В конце Выпуска, как обычно - Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.
 

 
Архив рассылки Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/catalog/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Центральная Америка

Месоамериканский ареал является своего рода американским эквивалентом западноазиатского региона, где в древности находились могущественные государства: Вавилония, Ассирия и Финикия. В прошлом в Месоамерике также процветали многие передовые цивилизации (тольтеков, ольмеков, сапотеков, миштеков и т.д.), среди которых наиболее примечательными являются цивилизации майя и ацтеков.

Майя имели иероглифическую письменность, расшифрованную только частично, сложный и точный календарь, который, как установлено, полностью сопоставим с григорианским календарем; они являются наследниками культуры ольмеков, расцвет цивилизации которых относится к 1200 г. до н.э. Самые древние следы цивилизации майя восходят к 200-300 гг. до н.э.; потом начинается военная экспансия Теотуакана (современный Мехико), и  долгое время о майя нет никаких упоминаний; затем майя появляются вновь, и, судя по всему, несмотря на крайне неблагоприятные геофизические условия тропического леса, их культура достигает достаточно высокого уровня. К 750 г. н.э. у майя уже имеются четыре крупных городских центра (Тикаль, Копан, Паленке и Калакмул), вокруг которых возникает множество небольших селений и поселков; однако существование централизованного государства майя в этот период маловероятен.

По каким-то причинам, среди которых наиболее правдоподобными можно считать нашествие и религиозную распрю, в промежуток между 800 и 900 гг. жители покинули города, оставив джунглям эти великолепные памятники. После такой катастрофы культура майя сконцентрировалась на полуострове Юкатан, где между 900 и 1200 гг. н.э. возникло множество городских центров. Один из них, Чичен Ица, вероятней всего, был завоеван тольтеками из Толлана (предшественниками ацтеков), и стал одним из центров, откуда тольтеки осуществляли свои набеги. Согласно легенде, мифический герой Кецалькоатль-Кукулькан (Пернатый Змей Кецаль) в 987 г. вывел изгнанников из Толлана (Тулы, что на севере Мексики), завоеванного богом-разрушителем Дымящееся Зеркало (Тескатлипокой), на Юкатан, где и основал Чичен Ицу. Жители покинули Чичен Ицу в 1200 г.; великолепие его унаследовал город Майапан, располагавшийся возле современного города Мерида; Майапан был  разрушен в 1441 г. Когда испанские захватчики высадились в Центральной Америке, расцвет цивилизации майя был уже позади. Весной 1517 г., видя, как приближаются огромные черные галеоны, принадлежащие могущественным чужеземцам, жители Юкатана вспомнили старинные предания о возвращении Тескатлипоки: "В этот день все будет рушиться..."

Несколько разрозненных индейских племен избежали насильственной аккультурации; после Второй мировой войны их обнаружили в джунглях Чьяпас, раскинувшихся вокруг покинутых храмов необычной архитектуры. Сегодня в Центральной Америке живет более двух миллионов потомков древних майя: юкатеки, чоли, чонтали, лакандоны, цоцили, цельтали, тохолабали, киче, какчикели, цутушили и др., говорящие на тридцати различных диалектах. И хотя вот уже четыреста лет все они являются добрыми католиками, тем не менее они сохранили древние сакральные ритуалы и никогда не прекращали отправлять исконные культы.

Верования. Испанский монах Диего де Ланда в порыве рвения уничтожил туземные книги, так что до наших дней дошло всего три экземпляра, написанные иероглифами майя; тем не менее жрецы майя, используя для написания латинский алфавит, создали на своем языке новые произведения, из которых мы и почерпнули наши знания по древней мифологии майя. Самыми значительными документами подобного рода являются "Пополь-Вух" у майя киче и "Книги (жреца) Чилам-Балам" у юкатеков.

Верховный жрец майя находился в подчинении у халаш уиник ("настоящего человека"); этот последний также ведал обучением иероглифической письменности, исчислениями, необходимыми при составлении календаря, и гаданием.

Центральное действо в культовой церемонии - жертвоприношение в честь Юкатека, называемое па'чи ("открыть рот") и заключается в том, что рот статуи божества обмазывают кровью жертвы. Животных закалывали редко, предпочитали совершать человеческие жертвы, а некоторые божества имели свои, вполне определенные, предпочтения: например, боги дождя Чаки любили свежую кровь детей. Кровь, благороднейшая субстанция, представленная в рельефных изображениях перьями кецаля, добывалась различными способами: поражая воображение зрителей, вырывали сердца, прокалывали вены, сдирали кожу и т.п. Во время обряда покаяния участники его ранили себя до крови, а чтобы раны были более глубокими, пользовались шипами агавы.

Культ небесного божества Ицамна ("дом игуаны"), представленного в виде дома, входная дверь которого - рот божества, отчасти сходен с монотеизмом, ибо другие божества пантеона майя (Чаки, Солнце, Луна и др.) являются его служителями. Ицамна также является богом преисподней, огня и врачевания.

Жизнь человека продолжается после смерти в небесном раю, в нижнем мире или в специальном небесном месте, отведенном для воинов.

В мифологии майя, широко представленной в книге "Пополь-Вух", содержится немало сходных сюжетов: периодическое разрушение мира огнем и водой, создание человека, не умеющего двигаться и растворимого в воде, создание деревянного человека, неподвижного и противостоящего гибкому существу, и т.д. В мифе о происхождении маиса сочетаются мотивы мифов, которые этнолог А. Йенсен (1899-1965) определил как мифы дема и прометеевы мифы. Согласно первым, съедобные растения, прежде всего клубневые, появились на земле в результате убийства божества, именуемого в Индонезии Дема; согласно же вторым, злаковые растения крадут с неба. Отрезанная голова принесенного в жертву божества стала поводом для ритуальной игры в мяч, имеющей весьма важное значение в Центральной Америке. Игры проходили в атмосфере азарта, ибо у игроков проигравшей команды отрезали головы.

Ацтеки или мехика, говорящие, как и тольтеки, на языке науатль, около 1325 г. основали на острове посреди озера, занимавшего тогда значительную часть долины Мехико, город Теночтитлан. Ацтеки пришли с севера, где они занимали подчиненное положение. Поэтому им пришлось отправиться на поиски Земли-Где-Нет-Зла; вел их Великий Жрец Уицилипочтли, спасенный божеством Дымящееся Зеркало (Тескатлипокой) и заново рожденный богиней-матерью Коатликуэ. Обосновавшись на Мексиканском плато, ацтеки быстро превратились в завоевателей; их захватническая политика получила определение "мистический империализм". Действительно, вынужденные приносить все новые человеческие жертвы, дабы их кровь обеспечивала движение солнца, ацтеки стали добывать жертвенный материал у соседних народов.

Когда Эрнан Кортес (1485-1547) в 1519 г. с 508 солдатами и 10 пушками высадился на Юкатане, империи ацтеков под управлением Монтесумы II (как и империи инков при Атауальпе), в отличие от цивилизации майя, до упадка еще было далеко. Ловко используя веру в возвращение Кецалькоатля и конец света, но главным образом соперничество между ацтекскими городами, Кортес за два года полностью захватил империю, положив конец двум векам кровавой и победоносной истории ацтеков.

Верования. На месте прославленного легендарного государства Теотиуакан ("место поклонения божествам"), очага передовой культуры, исчезнувшей около 700 г. н.э. и давшей рождение культуре тольтеков из тулы, ацтеки создали собственное государство. Они унаследовали от своих предшественников некоторых богов, таких как Кецалькоатль и Тескатлипока, а также письмо, календарь, гадание. В одном из ацтекских мифов, где прослеживаются истоки одного из самых торжественных ритуалов, Теотиуканан называется той самой мифической равниной, где боги, совершив  жертвоприношение, установил Пятую Эру (или Солнце) мира. Четыре первых Солнца погибли в яростной разрушительной борьбе. И вот, на равнине Теотиуакан, божества собрались, чтобы создать новое Солнце и новый род людей. Тескатлипока и Кецалькоатль сделали первую пару людей и дали ей в пищу маис. Чтобы создать Солнце, надо принести в жертву какое-нибудь божество. Но новое Солнце и новая Луна, рожденные из жертвенного сожжения двух божеств, не могут двигаться. Тогда все остальные божества с помощью жертвенного ножа Экатль пускают себе кровь, и Пятое Солнце в конце концов пускается в путь. Только Ксолотль позорно бежит, чтобы избежать смерти; он становится божеством чудовищ и всего, что двойственно, подобно близнецам.

Изначальную жертву надо время от времени повторять, чтобы Солнце продолжало свое движение. Вот почему ацтеки, народы Солнца, стремятся к крови и обязаны добывать ее, чтобы продлить Пятую Эру. Отсюда настоящие бойни, устраиваемые во время жертвоприношений, когда женщины и военнопленные умерщвляются согласно определенному ритуалу перед святилищем Уицилипочтли, находящимся на вершине Большого Храма в центре Теночтитлана и символизирующим могущество ацтеков. Хотя ацтеки знают не меньше способов умерщвления, чем майя, они предпочитают вырывать сердце. В мрачной атмосфере, усугубляемой звуками дудок и барабанов (месоамероиканцы не знают струнных музыкальных инструментов), жрец, совершающий жертвоприношение, кладет ловко извлеченное сердце в сосуд, куда помещают кровавую пищу богов, обрызгивает кровью огромное изображение Уицилопочтли, а затем, отрезав жертве голову, возлагает ее вместе с остальными головами на специально предназначенную для этого площадку. Труп жертвы, сброшенный к подножию алтаря, становится объектом каннибальской трапезы, в которой принимает участие толпа зрителей.

Как и у майя, у ацтеков существовала хорошо разработанная космология, согласно которой число небес равнялось тринадцати, т.к. тринадцать являлось основополагающим числом гадательного календаря, содержащего двести шестьдесят дней (не смешивать с обычным солнечным календарем), и нумерологических исчислений. Наличие двух календарей давало основания для многочисленных праздников, стабильных (с фиксированной датой) и нестабильных (с нефиксированными датами), к  которым прибавлялись искупительные церемонии, ритуалы благодарения, посвящения и т.д. Во время больших праздников, как принято у месоамериканских народов, обильно потребляли алкогольный напиток пульке, зато накануне праздников соблюдали пост и истязали плоть. Во время праздника Солнца, проводимого 4 оллина, все люди племени в знак покаяния наносили себе глубокие раны.

За немногими исключениями, народы, населяющие  сегодня Центральную Америку, приняли язык и веру завоевателей-христиан, в результате чего их собственные культовые традиции видоизменились или же вовсе канули в Лету.

Забытые отрывки из мифологий, космология, гадательных и ритуальных книг, словно обломки громадного архаического культового строения, поглощенного джунглями, время от времени еще всплывают в памяти месоамериканцев.

Верховное Существо сегодняшних индейцев - это либо Бог-Отец, либо Иисус-Христос Кортеса и Писарро, который некоторыми племенами, например, киче и тепехуа, отождествляется с Солнцем. Но главное место в индейском пантеоне занимает Мария, Дева Гваделупская. В декабре 1531 г. индейская Дева появилась на священном холме ацтекской богини Тонацин, непорочной матери Уицилопочтли, и обратилась к туземцам на языке науатль. С тех пор она всегда пребывает с ними и внимает мольбам самых смиренных из них, чего не скажешь о местных властях этого региона земного шара.


3. Мифология

Мифы народов Америки

История двух братьев (Индейцы-черноногие)

Некогда жили два брата – Нопатсис, старший, и Акайян, младший. Нопатсис был женат на дурной женщине, которая испытывала вожделение к Акайяну и хотела уничтожить младшего из братьев. Она днем и ночью уговаривала Нопатсис отослать прочь Акайяна. И в то же время пыталась соблазнить младшего брата. В конце концов она задумала самую ужасную и дурную вещь.

Однажды, когда Нопатсис вернулся домой, он увидел, что у его жены вся одежда изорвана, а волосы в беспорядке. Жена сказала ему, что Акайян пытался овладеть ею. Нопатсис был потрясен и опечален. Он решил рассчитаться со своим братом за обиду.

Каждое лето водяные птицы линяют, оставляя на озерах тысячи перьев. Люди собирают эти перья и делают из них оперение для стрел. Случилось так, что Нопатсис жил на берегу озера , и обычно оба брата собирали перья вместе. Итак, Нопатсис и Акайям отправились на лодке к острову в центре озера, далеко от берега, где перьев всегда бывало больше.

Пока Акайям собирал перья, Нопатсис потихоньку уплыл, оставив своего брата умирать на острове. Озеро было большое и глубокое, на нем случались внезапные бури, и доплыть до берега без лодки было невозможно. Таким образом, Акайям и не пытался добраться до дома вплавь. Взглянув на свой дом на далеком берегу, Акайям увидел Нопатсис, грозящего ему и посылающего ему проклятия. Нопатсис повторял ту ужасную ложь, что сказала ему жена. Акайям крикнул в ответ что он невиновен, но было уже поздно.

В отчаянии Акайям взглянул на воду и заплакал. Он стал умолять духов природы помочь ему. Он воззвал к Солнцу и Луне, чтобы они оправдали его перед братом. Потом он построил себе укрытие из веток и сделал постель из перьев. Он научился делать себе одежду из кожи уток и гусей, приручил нескольких птиц и кормил их, чтобы ему самому было чем питаться зимой. Так он прожил много месяцев.

Однажды к Акайяму пришел маленький бобер и пригласил его в гости. Акайям был очень одинок и обрадовался приглашению. Когда он вошел в нору, Великий Бобер, такой старый, что мех его побелел от времени, встретил Акайяма как почетного гостя и стал расспрашивать его, как он оказался на острове. Акайям рассказал о своей жестокой невестке. Великий Бобер разгневался из-за того, как несправедливо поступили с Акайямом, и поклялся сделать все, что в его силах, чтобы защитить невиновного юношу. Бобры пригласили Акайяма жить зимой в их теплой норе и научили его целительскому искусству и волшебству.

Когда вновь настало лето, Великий Бобер спросил Акайяма, какой подарок он хочет унести с собой. Акайям ответил, что хотел бы взять с собой в товарищи младшего сына Бобра. Великий Бобер сперва не хотел выполнить эту просьбу, потому что младший сын был его любимцем. Но в конце концов он согласился и повелел Акайяму построить священную бобровую нору, когда он вернутся в свою родную деревню. Знания, которые передал Акайяму Великий Бобер, были так могущественны, что молодой человек теперь точно знал: все духи на его стороне. Теперь он ничего не боялся – ни на острове, ни в своей родной деревне.

Через несколько месяцев Нопатсис снова приплыл на остров, ожидая найти кости Акайяма, которого он давно считал умершим. Пока Нопатсис оглядывался по сторонам, Акайям взял на руки маленького бобра, пробрался в лодку Нопатсиса и уплыл на берег. Братья поменялись ролями: теперь Нопатсис стал умолять брата о милосердии.

Вернувшись домой, Акайям был тепло встречен племенем бобров. Как велел ему Великий Бобер, он построил священную бобровую нору и научил свой народ танцам и песням бобров.

После этого Акайям вернулся на остров, чтобы вернуть маленького бобра в его родную семью. Он также нашел кости Нопатсиса и похоронил их. Великий Бобер был так доволен, что Акайям вернул ему сына, что он подарил юноше в знак благодарности священную трубку мира.


4. Этнография

Традиционные китайские праздники

Шесть важнейших праздников, составляющих годовой цикл, обычно именуемый "Три для живущих, три для умерших (предков)", приурочены к определенным датам традиционного китайского календаря, хотя в 1912 г. в стране в качестве официального был введен григорианский календарь. Традиционный китайский календарь может быть определен как лунно-солнечный. Предание возводит этот календарь к эпохе династии Ся - 21-16 вв. до н.э.

Новый год по этому календарю приходится на 4-5 февраля и в отличие от зимнего Нового года называется праздником Весны. В этот день родным и друзьям преподносят подарки, чаще всего дарят фрукты, цветы, которые служат символическим выражением различного рода благопожеланий. Жилища, особенно в сельской местности, украшаются рисунками с изображением божеств - покровителей дома, сцен из легенд. Во время культурной революции, когда нельзя было купить изображения божеств, их обычно рисовали сами в каждой семье.

Праздник фонарей, или праздник первой полной луны, приходится на 15-е число первого лунного месяца. Согласно источникам, в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) это был ритуал в честь божества Полярной звезды. Помимо бумажных фонариков различных форм обязательным атрибутом праздника являются фейерверки. Некоторые фонари представляют собой чудо фантазии, как, например, ледяные фонари - ледяные блоки, вырезанные в форме, напоминающей человека; в верхней части фонаря - отверстие, в котором горит свеча. Одним из наиболее любимых праздничных развлечений являются танцы дракона и льва.

В праздник Ясного света (4-5 апреля григорианского календаря) на кладбищах выполнялись различного рода ритуалы, связанные с культом предков. В настоящее время, когда в городах страны широкое распространение получила практика кремации. Старые обычаи сохраняются в основном в сельской местности. В масштабе всей страны к этому дню приурочено чествование погибших героев революционной борьбы, что придает празднику новое, патриотическое содержание.

Праздник лодки драконы приходится на пятый день пятого лунного месяца, т.е. время летнего солнцестояния. Ежегодный ритуал в честь дракона - божества реки и покровителя живущих на ее берегах людей - тесно связан с древней китайской мифологией. В настоящее время из многочисленных обычаев, связанных с этим праздником, сохранились только традиционные соревнования по гребле на специальных лодках в форме дракона.

Праздник середины осени, или Луны, отмечают 15-го числа восьмого лунного месяца. Наиболее ранние упоминания о нем относятся к эпохе Хань, времени правление императора У Ди. Утратив элементы религиозных верований, связанных с культом Луны, праздник сохранил обычай любоваться в этот вечер лунным светом в кругу семьи и друзей, а также обязательное угощение - круглое "лунное" печенье.
23-24 - 1 день 12-го лунного месяца посвящен божеству домашнего очага, которое, согласно традиционным верованиям, являлось главным посредником между людьми и богами.
Завершают годовой цикл праздников проводы последнего вечера года, непосредственно примыкающие к новогоднему торжеству.


5. Тексты

Пураны (букв. древние предания) - класс священных текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы. Первоначально представляли, по-видимому, особый жанр устной поэзии -мифологического, космологического и историко-генеалогического содержания. Письменное оформление пуран имело место в основном в I тыс. н.э., хотя отдельные их части могут быть как более поздними (1-я пол. II тыс. н.э.), так и более ранними (первые века до н.э.) по происхождению. Основных пуран насчитывается 18, из них наиболее значительны по своему содержанию Вишну -, Ваю- , Матсья- (эти три считаются также и древнейшими), Бхагавата-, Маркандея- и Агни-пураны. Одни пураны являются шиваистскими (Шива, Линга, Сканда, Ваю, Агни, Матсья, Курма), другие - вишнуитскими (Вишну, Бхагавата, Нарадия, Гаруда, Падма, Вараха). Известно также несколько десятков "малых пуран" (упа-пурана)

Словарь "Индуизм. Джайнизм. Сикхизм" (см.: Литература)

Вишну-Пурана

Книга первая

Перевод с санскрита Посовой Т. К.

Глава I

Слава досточтимому Ганеше!

1. Победы тебе, о лотосоокий, слава тебе, о обитель вселенной, славься, о Хришикеша, о великий Пуруша, о рожденный до (творения)!

2. Да дарует нам Вишну, он - существующий нетленный Брахман, Правитель, дух-пумс, тот, кто будучи побуждаем качествами, (устанавливает) периоды творения, сохранения и разрушения (мира), прародитель предматерии, сознания и прочих (составляющих мира), - ум, благополучие и Освобождение!

3. Поклонившись Вишну, почтив Владыку всего Брахму и других (богов) я поведаю Пурану, равную (по значимости) Ведам.

4-5. Майтрея поклонился лучшему из избранных отшельников, счастливому риши Парашаре, внуку Васиштхи, знатоку традиционной истории и Пуран, полностью изучившему Веды и Веданги, законы и иные предметы и почтительно обратился к нему:

6. "О гуру, от тебя я познал всю науку Вед, шаг за шагом (изучил) все законы и все Веданги.

7. По твоей милости, о лучший их отшельников, многие люди, даже враги, говорят, что я прилежно изучил все Веды.

8. О знаток дхармы, я хочу услышать от тебя, о наделенный великой долей, каким был мир и каким он вновь станет?

9. Из чего, о брахман, состоит мир, откуда (произошел) движущийся и недвижущийся (мир)? Где произошло разрушение (мира) и где (вновь) наступит его гибель?

10. Каково явление первоэлементов, происхождение богов и иных (созданий), расположение и природа гор и океанов?

11. (Каково),о благочестивейший из отшельников, расположение и размеры Солнца и прочих (небесных светил), (каковы) семьи богов и прочих (созданий), Ману, и манвантары,

12. кальпы и подразделения кальп, (как) делается чатуръюга, (какова) природа конца кальп, а также концов всех юг?

13. (Каковы), о великий отшельник, жизнеописания богов, риши и царей, (как) возникли ведийские школы, созданные Вьясой?

14. (Какова) дхарма брахманов и прочих (сословий), а также nahr~yhu в пустынях? Все это я хочу услышать от тебя, о потомок Васиштхи.

15. О брахман, милостиво обрати ко мне свой разум, чтобы я, о великий отшельник, по твоей милости познал то, что хочу узнать.

Парашара сказал:

16. О праведный Майтрея, знаток дхармы! Ты вызвал в моей памяти (слова), сказанные в давние времена отцом моего отца божественным Васиштхой.

17. Я прослышал, что ракшас, посланный Вишвамитрой, сожрал (моего) отца, и меня обуял безмерный гнев, о Майтрея!

18. И тогда я приступил к жертвоприношению, которое приносит гибель ракшасам. Это жертвоприношение обратило в пепел сотни блуждающих в ночи (духов).

19. Когда, о наделенный великой долей, эти ракшасы были на грани окончательной гибели, мой великий отец Васиштха сказал мне:

20. "Довольно неистовой ярости, о сынок, умерь свою страсть! Ракшасы неповинны. Так было предначертано твоему отцу.

21. Гнев присущ глупцам, он не пристал мудрым. (Если рассудить), о сынок, кто кем убит, то (выяснится), что (каждый) человек пожинает плоды своих действий.

22. О дитя, даже для великого, сосредоточившего свои мысли (подвижника), гнев - главное, что губит славу и аскезу, которые люди (обретают) тяжким трудом,

23. главная причина, препятствующая (достижению) неба и избавления. Риши, о сынок, всегда избегают гнева. Не будь ему подвластен!

24. Довольно, прекрати жертвоприношение, сжигающее безвинных, блуждающих в ночи (духов)! Ведь праведники милосердны! "

25. Такое наставление получил я от великого духом отца и, чтя его слова, немедленно прекратил жертвоприношение.

26. И возрадовался лучший из отшельников божественный Васиштха. Затем туда прибыл сын Брахмы Пуластья.

27. Великий отец почтил его подношением, усадил и заключил в объятия. И сказал мне великий духом старший брат Пулахи, о Майтрея:

28. "(Пылая) неистовой ненавистью, ты все же послушался слов гуру и был милосерден. Поэтому ты познаешь все шастры.

29. Несмотря на гнев, ты воздержался от уничтожения моих потомков, поэтому я приношу тебе, о наделенный великой долей, и другой великий дар -

30. ты, о дитя, станешь автором свода Пуран. Ты познаешь, каково высшее предназначение богов.

31. В делах религии и в мирских делах твой разум, о дитя, по моей милости станет светлым и лишенным сомнений".

32. И тогда мой великий отец божественный Васиштха сказал: "Исполнится все то, что сказал Пуластья!"

33. Твой вопрос вызвал в моей памяти все, что поведали в давние времена Васиштха и мудрый Пуластья.

34. Я расскажу тебе, о Майтрея, все, о чем ты спрашиваешь. Внимай же последовательно полному своду Пуран.

35. Мир возник от Вишну и пребывает в нем. (Вишну) - творец существования и предбытия мира, он - мир.

Такова в первой книге (досточтимой) Вишну-пураны первая глава.

Глава II

Парашара сказал:

1. Слава неизменному, чистому, непреходящему Высшему Атману, всегда имеющему единый образ, всепобеждающему Вишну,

2. Золотому зародышу Хари и Шанкаре, защитнику Васудеве, причине творения, существования и конца (мира)!

3. Слава тому, чей исконный образ и един и многообразен, тому, кто по своей сущности и грубый и тончайший, тому, чей образ и явленный и неявленный, Вишну, который является причиной Освобождения!

4. Слава высшему Атману, Вишну, тому, кто является (причиной) творения, существования и гибели мира, тому, из кого состоит мир, источнику существ!

5. Поклонившись опоре вселенной, мельчайшему из мельчайших, пребывающему во всех существах, Ачьюте, высшему Пуруше,

6. тому, чей исконный образ - Знание, совершенно незапятнанному, тому, чей исконный образ пребывает в видимых образах, вызванных Заблуждением,

7. Вишну, поглотителю. Владыке существования и творения вселенной! Поклонившись Властелину миров, нерожденному, невыразимому, вечному,

8. я расскажу то, что в давние времена поведал великий Отец, лотосорожденный Бхагаван (Брахма) в ответ на вопросы Дакши и других лучших мудрецов.

9. Они рассказали (это) (правившему) на берегах Нармады царю Пурукутсе, он - Сарасвате, а Сарасвата - мне.

10. Кто сможет описать недоступного чувствам Пурушу, высшего Атмана, пребывающего в (каждом индивидуальном) атмане, лишенного отличительных признаков формы, цвета и прочего,

11. не подверженного гибели, свободного от старения, роста и рождения, существующего всегда и единственного?!

12. Он - везде, и здесь (в этом мире) живет во всем - оттого знающие называют его Васудевой.

13. Он - высший Брахма, непреходящий, нерожденный, нетленный, bewm{i, его исконный образ един, будучи всегда свободным от исчезновения, он незапятнан!

14. Он - все, его исконный образ - явленная и неявленная (первичная материя), он пребывает в образе Пуруши и в образе Калы.

15. Первый образ высшего Брахмы, о дваждырожденный, - Пуруша, два других его образа - явленная и неявленная (первичная материя), и еще один - образ Калы.

16. Этот высший (совокупный образ) - предматерию, Пурушу, явленную (первичную материю) и Калу, - ученые люди считают совершенным и высшим состоянием Вишну.

17. Эти образы - предматерия, Пуруша, явленная (первичная материя), Кала, разворачиваясь (как внешний мир), служат причинами существования, творения и конца мира, высшей манифестацией (Атмана) и бытия.

18. Вишну, будучи явленной и неявленной (первичной материей), Пурушей, и Калой, шалит, как резвый мальчик. Слушай же об его игре.

19. Лучшие из риши называют предматерию, являющуюся причиной неявленной (первичной материи) - первичной материей; (предматерия) - тончайшая, непреходящая, по своей сущности и существующая и несуществующая.

20. Она нетленная, сама себе служит опорой, безгранична, не подвержена старению, прочна, лишена (признаков) звука и осязания, не обладает (признаками) формы и прочего.

21. Она - лоно мира, наделена тремя качествами, не имеет начала, она - источник и прибежище мира, она порождает все в начале (творения) и поглощает при гибели (мира).

22. Брахманы, искушенные в обсуждении Вед, обуздавшие свои чувства, славящие Брахму, так объясняют (содержание) понятия "предматерия":

23. Не существовало ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света и ничего иного, постижимого слухом и прочими (органами чувств), сознания и прочего, а была тогда единая (триада) - предматерня, Брахма и дух-пумс.

24. Предматерия и Пуруша - два другие образа Вишну, иные, чем его исконный образ, о брахман; и еще был один его образ, который объединяет и разъединяет эти два (образа) и наделен формой и прочим - его называют Калой, о дваждырожденный!

25. Когда (неявленная) первичная материя утвердилась в явленной (первичной материи), как это уже было при предшествующем конце мира, - тогда это разрушение мира стали называть "сопряженным с первичной материей".

26. Безначален божественный Кала, о дваждырожденный, и конец его неизвестен, от него (происходят) беспрерывные творения, qsyeqrbnbmh и предбытия мира.

27. Тогда в нем существует равновесие Качеств и дух-пумс пребывает отдельно (от первичной материи).

28. Тогда он (предстает как) высший Брахма, высший Атман, заключающий в себе мир, всепроникающий Властитель всех существ, Атман всего, высший Правитель,

29. Хари, который, войдя по своему желанию в предматерию и в Пурушу, при наступлении периода творения, привел в движение вечный и невечный (мир).

30. Как запах побуждает разум одной лишь своей близостью, а не (каким-либо) иным воздействием, так и высший Правитель.

31. Он, о брахман, и приводящий в движение и приводимый в движение, он, высший Пуруша, пребывает в предматерии, находящейся как в состоянии покоя, так и в состоянии развития.

32. Его исконный образ состоит из компонентов развертки первичной материи и тончайшей субстанции, он имеет образ Брахмы и других богов, его исконный образ - явленная (первичная материя), он - Вишну, Правитель всех правителей.

33. Затем, о отшельник, из этого равновесия Качеств, над которым стоит Познавший поле, в период творения происходит манифестация Качеств, о лучший из дваждырожденных!

34. Затем из сущности предматерии появляется великий принцип творения, имеющий три аспекта: благостный, страстный и косный.

35. Великий принцип творения окутан сущностью предматерии и как зерно (оболочкой); от великого  (принципа творения) рождается самосознание, имеющее три аспекта: благостный, страстный и (аспект) источника первоэлементов, наделенный свойствами Косности.

36. (Самосознание) является причиной (возникновения) первоэлементов и органов чувств, оно наделено тремя Качествами, о великий отшельник, и окутано великим принципом творения, подобно тому, как великий принцип творения (окутан) предматерией.

37. Источник первоэлементов, побужденный к творению, обладает танматрой творения; затем от танматры звука родилось пространство, наделенное (отличительным) признаком звука. Источник первоэлементов окутал танматру звука и пространство.

38. Пространство, побужденное к творению, породило танматру осязания, - и появился могущественный воздух, сопряженный с качеством осязания.

39. Пространство вместе с танматрой звука окутало танматру осязания, - и вот воздух, побуждаемый к творению, породил танматру образа.

40. (Потом) от воздуха возник свет, (отличительным) качеством которого считается образ; танматра осязания и воздух окутали танматру образа.

41. Свет, побуждаемый к творению, породил танматру вкуса, а затем появились воды, в которых присутствует вкус.

42. Танматра образа окутала воды, наделенные танматрой вкуса; воды, побуждаемые к творению, дали рождение танматре запаха.

43. Далее от них произошла совокупность (первоэлементов), высшим качеством которой является запах; в каждом (первоэлементе) содержится присущая ему танматра, оттого по преданию считается, что (первоэлементы) наделены признаком танматры.

44. Танматры лишены различительных свойств, и поэтому они, лишенные различительных свойств, не являются ни умиротворяющими, ни ужасающими и ни отупляющими.

45. Творение - это танматра первоэлементов, она (происходит) от косного аспекта самосознания, говорят, что от страстного аспекта самосознания происходят органы чувств, а от благостного аспекта - десять божеств

46. и одиннадцатый - разум; и боги по преданию считаются наделенными благостным аспектом;  различают пять (органов) чувств: кожа, глаз, язык, нос, ухо, - объединившись с сознанием, они воспринимают звук и прочее, о дваждырожденный!

47. (Другая группа): выделительный и детородный органы, руки, ноги и, пятый, голос, о Майтрея; их функциями называют выделение (и деторождение), рукоремесло, ходьбу и речь.

48. Пространство, воздух, огонь, земля, вода наделены, о брахман, каждый последовательно, качествами звука и прочими.

49. По преданию считается, что они наделены различительными свойствами, они умиротворяющи и ужасающи и отупляющи.

50. Но первоэлементы наделены различными силами (к творению); и по отдельности, не будучи соединены, о брахман, не слившись полностью (друг с другом), они не могут творить живые существа.

51. Объединившись один с другими в (единое) соединение, они, основываясь друг на друге, приобретают признак единого целого и достигают полного единства.

52. По велению Пуруши и по милости предматерии от великого принципа творения и прочих (компонентов развертки Атмана), от наделенных различительными свойствами (первоэлементов) возникает яйцо Брахмы.

53. Оно постепенно разрастается как круги на воде; это огромное яйцо, (составленное из) первоэлементов, покоящееся на водах и наделенное первичной материей (считается) явлением Вишну в образе Брахмы.

54. Властелин мира Вишну, исконный образ которого неявленный, (обретает) здесь явленный образ и сам пребывает в исконном образе Брахмы.

55. Внутренней оболочкой наделенного великим Атманом (мирового яйца) была (гора) Меру, а внешней оболочкой - горы; околоплодные воды образованы океанами.

56. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, боги, асуры и люди.

57. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, oepbn}kelemrlh, наделенными десятью качествами и великим принципом творения.

58. И еще оно окутано неявленной (первичной материей), о брахман, - (окутано) всеми ими вместе с великим принципом творения; эти семь оболочек, наделенные свойствами первичной материи, окутывают яйцо как слои скорлупы ядро кокосового ореха.

59. И здесь (в яйце) сам вечный Правитель вселенной Хари, входя в Качество Страстности, становится Брахмой, приступает к творению этого мира.

60. Неизмеримо мощный Бхагаван Вишну, обладая Благостью, направляет сотворенное в соответствии с югами вплоть до конца кальпы.

61. Джанардана, побуждаемый Косностью, принимает в конце кальпы образ Рудры, о Майтрея, (становится) грозным и пожирает все существа.

62. Пожрав существа и обратив мир в единый океан, высший Правитель возлежит на ложе из змея, а пробудившись, он, носящий образ Брахмы, вновь вершит творение.

63. Так единый Бхагаван Джанардана выполняет предназначение Брахмы, Вишну и Шивы, - творя, сохраняя и разрушая Мир.

64. Как творец, Вишну сотворяет себя, он и защищаемое и защитник, и как поглотитель, он, Владыка, поглощает себя в конце.

65. Этот мир, состоящий из земли, воды, огня, воздуха и пространства, всех органов чувств и внутренних сущностей называется Пурушей.

66. Властелин всех существ, он, вечный, имеет все образы, так от него происходит творение и прочее, его милостью пребывают существа.

67. Он сотворенное и вершитель творения, он и сохраняемое, и сохраняющий, он - вкуситель (мира); Вишну, как Брахма и прочие (боги), имеет все воплощения, он - желанный податель даров, лучший из избранных.

Такова в первой книге досточтимой Вишну-пураны вторая глава.


6. Классики религиоведения

Пьер Шантепи де ла Соссе (1848-1920)

Биография - см. Архиве рассылки - Выпуск 3 от 30.06.2000

Учебник по истории религий

2. Классификация и некоторые основные формы религии.

Чрезвычайно сложно хотя бы даже приблизительно достигнуть удовлетворительной классификации религий. Классификация может происходить лишь на основании наиболее существенных признаков, но то, что в одном случае относится к существенным, для других обладает только подчиненным значением, и поэтому всегда существует опасность разделить однородное и связать разнородное. Несмотря на то, всегда будут проводить новые исследования и новые методические классификации религий, мы должны прежде всего определить значение подобной схемы в целом.

Здесь нам следует вернуться к Гегелю и посмотреть, каким образом он разрешал этот вопрос, так как предложенный им подход все еще господствует в исследованиях. В предложенной им классификации подчеркивается, что "она должна проводиться не только и не столько субъективно, но обязательно в объективном значении природы духа". Она заключает в себе "основные определения. которые являются моментами развития понятия и одновременно с этим сами составляют конкретное развитие". Это высказывание двойственно. С одной стороны, такая квалификация ведет к разложению понятия и выявляет сущность религии в ее единстве и многосторонности. Но одновременно с этим существуют классификации религии по ступеням развития: религия восходит от низшего к высшему, по аналогии с взрослением человека, с различными возрастными периодами которого часто сравнивают те или иные этапы развития религии. Оба эти подхода либо вместе, либо отдельно были представлены в схемах классификации религий, начиная от Гегеля и кончая современными исследователями. Но мнения, что найдена классификация, которая полностью удовлетворяет всем требованиям, больше почти никто не придерживается, хотя почти во всех новых схемах обнаруживается влиянием Гегеля, и даже более того, схемы классификации фон Пфлейдерера и фон Кэрджа едва ли являют собой что-нибудь другое, чем новые формы гегелевской классификации. Во всяком случае, вопрос о классификации религий имеет огромное философское значение. Для достижения желанной ясности изложения недостаточно просто объединить пространственную и временную близость религий; действительно, научная классификация должна иметь свое основание в существенных признаках религиозного процесса. Мы хотим повести свое исследование именно в этом направлении.

Существуют генеалогические и морфологические классификации религий. Генеалогические классификации основываются на языкознании, которое показывает в единстве не только индогерманские и семитские семьи народов, но также и другие. Однако одного этого принципа классификации для научного познания религий недостаточно. Внутри одной и той же языковой семьи соседствуют совершенно разнородные религии, и поэтому характерные признаки, которые приписывают родственным религиозным группам, могут быть очень неустойчивы и поверхностны. Кроме того, у  так называемых низших рас религии настолько однородны, что нет основания при таком сходстве проводить генеалогическую классификацию. Только для исторического изложения материала рекомендуется всегда иметь генеалогический порядок, потому что благодаря ему исторические влияния и связи поддаются надлежащему учету. Изложение  истории религий иным способом, подчиняющимся морфологическому признаку, неприемлемо, так как каждая историческая религия проходит в свои развитии настолько различные фазы, что возможность твердо определить место такой религии весьма сомнительна.

Каждая морфологическая классификация основывается на ценностном суждении, так что, пожалуй, справедливо требовать, как Парет, чтобы в классификации учитывалось не какое-нибудь сознание, а главным образом религиозное. Определение именно религиозной сферы составляет предмет оценочного суждения. Это вытекает и из некоторых схем, которые уже были предложены. М.С. Мюллер подверг резкой критике некоторые из наиболее употребляемых способов морфологической классификации. Вначале предлагалось разделение на истинные и ложные религии, но едва ли стоит упоминать об этом. Затем было выдвинуто несколько более  научное деление - на естественную и откровенную религии, к которому возвращаются многие богословы, но оно неустойчиво, потому что "естественная" религия есть пустая абстракция, не основанная ни на какой реальности, и поэтому сферу откровения довольно трудно отделить от сферы естественной. Третья причина, по которой М. Мюллер отвергал морфологическую классификацию, как бы она ни защищалась А. Уитни, заключалась в проблеме соотношения народного и личностного в генезисе религий: между ними никогда нельзя провести строгую границу. Кто знает, насколько способствовала образованию религии сила личности, пусть и неизвестной нам, и как много отразилось всеобщего, народного в деятельности так называемого основателя религии? Наконец, также несовершенно деление на монотеистические и политеистические религии, отчасти потому, что оно снова обобщает разнородное, отчасти потому, что из него выпадают другие религии: дуалистическая, генотеистическая и атеистическая. Однако еще многие ученые, в том числе А. Ривелье, возвращались к этой классификации на политеистические и монотеистические религии. Несомненно, что такое понятие, как понятие Бога, чрезвычайно важно, но все-таки оно не может рассматриваться в качестве исчерпывающего принципа классификации.

Кроме вышеперечисленных четырех существует много других морфологических классификаций религий. Они производятся с совершенно различных точек зрения: по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа и поклонения, по роду чувственной жизни, по тому идеалу, к которому стремится та или иная религия, по отношению религии к государству, к науке, искусству, нравственности и т.д. Существуют мифологические и догматические религии; есть также религии с преобладанием или рассудка, или чувства. или воли (рационалистические, эстетические, этические); религии с подавленным или развитым экстатическим или рассудочным чувством; с частичной или общей моралью; религии с позитивным или негативным (аскетическим) отношением к миру; религии приводящие к большему расцвету изобразительных искусств или музыки и т.д. Из всех вышеперечисленных классификаций наиболее существенными являются разделения на частные и универсальные, а также на естественные и моральные религии.

(Продолжение читайте в следующем Выпуске)


7. Словарь религиоведения

Правильник - богослужебная книга православная, "Правило ко Святому Причащению". Правильник издается отдельной книгой и в составе Следованной Псалтири.

Приход - церковно-административная единица во многих конфессиях, имеющая храм с причтом и общину верующих. Как правило, возглавляется настоятелем. В СССР во время хрущевских гонений был установлен порядок, когда приход возглавлялся церковным советом, нанимающим священника.

Причт - священно- и церковнослужители одного храма (прихода). В причт входят: настоятель, священники, дьякон, псаломщик, певчик и т.д. Минимальный штат причта: настоятель и псаломщик.

Прозелитизм -1. стремление обратить инакомыслящего в свою веру; 2. горячая преданность новообращенного вере.

Прокимен  - на православном богослужении различные стихи (фразы) из псалтири, выбранные применительно ко дню недели или празднику. Прокимен исполняется обычно перед чтением из Священного Писания и указывает на общий смысл данного богослужения. Прокимен состоит из 2-х стихов, произносимых чтецом, первый стих повторяется хором. Великий прокимен имеет 4 стиха.

Примас - (от лат. primas - первый, первенствующий) - в кат. и англиканской Церкви титул первого епископа национальной Церкви, у католиков без каких-либо особых прав.

Пустынь - в русском православии уединенное монашеское поселение, сохранявшее название и тогда, когда оно превращалось в многолюдный монастырь.

Радуница, радоница (от слова радость), редко - навий день (в слав. язычестве навь - подземный мир) - день поминовения усопших во вторник после Фомина воскресенья.

Рака (русское однокоренное с раковина или от лат. arca - ящик) - богато украшенное захоронение святого или ларец с мощами.

Распев - круг церковных мелодий у православных, постепенно сложившийся в определенной местности, но вошедший затем во всеобщее употребление. Распевы обычно охватывают все восемь гласов. Древнейшие распевы: большой знаменный, греческий, болгарский, киевский и антиохийский. Поздние распевы: симоновский, местные и т.н. обычный (обиход). Неосмогласные: герасимовский, знаменный путевой и др.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 33-39.

Мифология: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 176-178.

Этнография: С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996. С. 498-499.

Тексты: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь/ Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996.

Классики: Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 202-205.

Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


9. Обзоры

Христианство:
Казанская Церковь Евангельских христиан-баптистов.
http://www.mi.ru/~hope/

Сайт христианского общения "Горница"
http://home.comset.net/omelch/index.html

"Град Божий" - международная христианская газета
http://www.cityofgod.org/cityofgod-r.htm

Газета "Предвестник"
http://www.forerunner.com/russian/russian.htm

Вера и жизнь. Христианская газета. Независимое христианское издание
http://access.mark-itt.ru/vera/

Svetoch.org. Свет спасения всюду пронесем
http://www.svetoch.org/

Мессианские евреи:
Keren Yeshua. Сайт посвящен мессианскому иудаизму - всемирному движению евреев, последовавших за Йешуа из Назарета
http://www.kmit.uni.cc/

Разное:
Новейшие Библейские археологические открытия.
http://www.lipetsk.ru/~wyatt/

Книга "Апокалипсис- переход на новый уровень осознания " автора В.И. Гармса
http://kali.narod.ru/

Приморье. Религия в Приморском Крае
http://www.fegi.ru/PRIMORYE/RELIG/relig_1.htm


10. Почта Упельсинке

Спасибо всем за теплые слова в адрес рассылки. :)

Подробнее о письмах и Ваших вопросах мы поговорим в следующем Выпуске.
А пока я расстаюсь с Вами до понедельника.

Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное