Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК 25

2 октября 2000 г.

 


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Развитие Вавилонской религии. Местные культы

3. Мифология. Мифы Древнего Египта. Фараон Амасис и мореход

4. Этнография. Китайский праздник душ

5. Тексты. Авеста. Гимн Солнцу

6. Классики религиоведения. П. Шантепи де ла Соссе. Учебник по истории религий

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске. История религий - Развитие Вавилонской религии. Местные культы. - фрагмент "Иллюстрированной истории религий" под ред. П. Шантепи де ла Соссе (см.: Литература). Раздел Мифология -  Мифы Древнего Египта. Фараон Амасис и мореход. Данный рассказ дошел до нас благодаря папирусу, известному под названием "Демотическая хроника". Этнография - рассказ о Китайском празднике душ.  Тексты - Авеста. Гимн Солнцу. Раздел Классики религиоведения - продолжаем разговор о классификации религий по работе П. Шантеппи де ля Соссей Учебник по истории религий В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Внимание! Сегодня вечером выходит первый выпуск рассылки Интервью для Упельсинки. Всех, кто не успел подписаться, приглашаю сделать это с Упельсинкиной страницы или со страницы рассылки в каталоге!!!

Что означает вера для каждого из нас? http://www.poll4all.ru/generator/gen_makepoll.asp?id_polls=83
Приглашаю всех принять участие в опросе, посвященном Православию и его распространению в Интернете. Опрос был проведен с использованием технологии сайта  <http://www.poll4all.ru/> www.poll4all.ru По окончанию опроса Вы получите его полную статистику.
 

Рассылка Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылка Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/catalog/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Развитие Вавилонской религии. Местные культы

Вавилонская религия есть политеистическая религия природы, принадлежавшая народу, занимавшемуся земледелием в баснословно плодородной стране. Ежедневное движение светил и ежегодное возвращение времен года составляли для него причину всех жизненных радостей и надежд. Великие светила, солнце и луна, были для народа олицетворением благодетельных, живущих в небе и царствующих над землею богов, и к ним в вавилонской религии присоединялась блестящая звезда, сопровождающая оба светила: утренняя и вечерняя звезда. Надеяться на силы природы есть жизненная потребность для всякого народа, находящегося в естественном состоянии. Представление о божестве у вавилонян соответствует таким же представлениям у других семитических народов. В силах природы проявляется божественная сила. Храмы суть изображения небесного жилища богов, а потому украшены изображениями светил. Боги суть небесные властители людей, определяющие их судьбу, дарующие жизнь, поддерживающие ее и снова уничтожающие, цари и владыки страны и ее защитники. Исходя из этих двух точек зрения они получают и свои имена по своему положению, как властители над миром и человеком, и по своему проявлению в таинственном и могущественном управлении силами природы. Очень распространенное мнение, что вавилонская религия вначале имела характер поклонения светилам, не подтверждается древними памятниками местных культов. Общеупотребительное доказательство этого, состоящее в том, что знак, изображающий божество, похож на звезду, неубедительно. Это изображение может быть точно так же символом небесных пространств или представлять собою идею небесного владыки. Действительно, следы местных культов в большей части случаев указывают на почитание повелителя неба. В северной Вавилонии на это указывает культ бога солнца в Сиппаре, Бела в Ниппуре, бога весны Мардука в Вавилоне, может быть, и Небо в Борзиппе, которому приписывался рост полевых хлебов. Также и Нергаль в Куфе был сначала небесным богом и потом уже в качестве бога палящего солнечного зноя, уничтожающего всякую жизнь, сделался богом преисподней. В южной Вавилонии владыка неба есть бог луны, почитаемый в Уре. Что эта связь не представляет ничего натянутого, доказывается позднейшим названием бога луны Ану, то есть владыкою неба. Подобное же положение занимали, конечно, почитаемые в качестве солнечных богов верховные боги Ниниб (Нингирсу) в Сирпуле и бог солнца в Ларсаме; и северный город Агане с южным Уруком соединялись в служении небесной богине Иштар, которая в виде утренней и вечерней звезды сопровождает действие благодетельных творческих сил ночи. Только в культе Еа в Ериду не заметно никакого отношения к Еа как небесному богу. В качестве вышних богов эти местные божества могли быть первоначально очень родственными одно другому. Только по их положению в вавилонском пантеоне, где все они подчинены великому, далеко находящемуся и редко вспоминаемому при богослужении Ану, высшему повелителю неба, можно определить их первоначальное значение в том смысле, что они представляли собою различные формы проявления солнца. Если же они сделались солнечными божествами, то становятся позади лунного бога Син, согласно общесемитическому воззрению. Истар в ее своеобразном виде сохраняет неизменно значение царицы неба.

Рядом с главным божеством мужского пола каждого местного культа почти постоянно находится стоящее возле него женское божество, его супруга. По-видимому, эти женские божества в более древнее время играли роль более значительную, чем впоследствии, когда они сделались только дополнением мужских божеств с участием в их праве на власть, а следовательно, и на поклонение. В надписях Гудеи особенно прославляется мать земли Ба'у, супруга Нингирсу. Посвященный ей праздник Нового года имеет, по-видимому, значение празднования их брака, сообразно чему ей в этот день приносились свадебные дары. Только Иштар составляет исключение: она всегда имела свой самостоятельный культ. Вавилонские богини суть представительницы производительной силы природы, ее творческой жизненной силы; это богини плодородия, великие матери, противопоставляемые небесным богам как богини земли.

Время, когда мы видим, как из маленьких собранных вокруг религиозного центра общественных единиц образуются большие соединенные государства с выступающим снова религиозным центром, относится к IV тысячелетию. Очень важное значение имело основание царства Хаммурапи (около 2250 г.), прочно соединившего Южное и Северное Вавилонские царства в одну общую монархию.

Вопрос о том, в северной или южной Вавилонии возникли ранее города, бывшие центрами культа, не может быть решен с точностью. Достоверные исторические свидетельства указывают нам на существование соединенного Северно-Вавилонского царства около 3800 года. Более подробных сведений о нем нет. В числе городов выдаются Сиппар, Агане, Ниппур и Вавилон, позднее также Куфа.

В Сиппаре, бывшем столицей древнейших северо-вавилонских владетелей, с самого древнего времени до новейшего ново-халдейского периода воздавалось поклонение солнечному богу Самасу в его храме, называвшемся «солнечным домом». Любопытное изображение позднейшего времени представляет его сидящим на троне в храме. Перед ним на жертвеннике большой диск солнца, над ним луна и две звезды, может быть, символ богини Иштар в виде утренней и вечерней звезды. Его супруга есть дающая жизнь богиня Аа, богиня людей. В соседнем городе, называвшемся Анунитский Сиппар, почиталась тожественная с Истар Анунит, имевшая двойной характер - богини обильного плодородия и богини воинственной. Раньше культ этой богини был в Агане, который должен был находиться недалеко от Сиппара. Тот ли это самый город, который назывался Анунитским Сиппаром, очень сомнительно, хотя культ в нем не отличается от культа в Сиппаре и храмы в обоих городах называются одинаково Во всяком случае замечательно, что и Анунит называлась супругою бога Самаса.

Из развалин храма Бела в Ниппуре были получены новые сведения. Ниппур делается известным в первый раз под владычеством южно-вавилонских царей, возобновивших в нем храм и богослужение. Это первое место, где воздается поклонение Белу — богу воздушных сил. Демоны бурь — его слуги и посланники. Вместе с ним почитается владычица Бельтис как его жена и великая мать и богиня земли.

Эти города в первое время имели гораздо большее значение, чем Вавилон. Борсиппа, родственный лишь в позднейшее время, и был в полной зависимости от Вавилона, так что вавилонский солнечный бог Мардук считался отцом Неба, солнечного бога Борсиппы. Так как на культ Мардука было перенесено многое из культа Бела в Ниппуре, то относительно древнего местного культа Вавилона можно сказать с достоверностью только одно, что Мардук почитался в качестве солнечного бога. Сарпанит есть жена Мардука, лучезарная богиня жизненной силы. Может быть, она олицетворяет собою утреннюю зарю.

Более ранним был культ Нергаля в Куфе. Достаточно рано Нергаль, бывший сначала солнечным богом, был вместе со своей женой Аллату поставлен в ближайшую связь с подземным миром. И самый подземный мир, как город мертвых, был назван по имени города, где был культ Нергаля, Куфа. Но и в качестве божеств подземного мира Нергаль и Аллату были богами - творцами жизни и плодородия.

Большую важность и большее влияние получили местные культы Южного Вавилонского царства. Центральным пунктом его был Ур, в котором почитался бог луны Син под названием Наннар, «светящий». Он считался старшим сыном Бела, но признавался за первого из богов; Он вносит свет в темную ночь; он - сильный, молодой небесный дикий телец, творящий бог. На одной древневавилонской цилиндрической печати из Ура он изображен на троне и над ним серп луны. По семитическому понятию, луна важнее для произрастания, чем солнце, которое часто своим палящим, истребительным зноем убивает жизнь. Его жена Нанна есть великая владычица; храм ее называется домом неба. Позднее она смешивается с Истар. Ур несколько раз уступал высшее господство Ларсаму с его солнечным культом и Ниппуру, но в религиозном отношении город лунного бога сохранил свое первоначальное высокое положение и имел очень значительное влияние на северо-вавилонскую религию.

Раскопки в Сирпурла (Теллох) заключают в себе древнейшие остатки южно-вавилонской культуры. Предполагают, что на месте Сирпурла был древний Лагас. Надписи здесь представляют особенный интерес в силу того обстоятельства, что они уже во времена владычества в Сирпурла царей-жрецов, около 2800 г., указывают на богатый и распространенный культ с уже выработавшимся вавилонским пантеоном. Местным богом в Сирпурла был Ниниб (Нингирсу), воинственный солнечный бог, властитель оружия, сильный боец Бела. Рядом с ним стоит его супруга Ба'у, которой был посвящен особый праздник в начале года, мать богов, милостивая, дочь Ану, небесного бога. Наравне с Ба'у почиталась ее сестра, Нина, богиня воды, а следовательно, и плодородия, впоследствии приравненная к Истар.

Местный бог Урука был небесный бог Ану (со своей супругой Анату). Но имеющиеся сведения указывают почти исключительно на культ Истар, которая в Уруке называлась Нана. Она почиталась здесь как богиня вечерней звезды и, как таковая, называлась небесной владычицей. Храм ее называется домом неба. Культ Нана в Уруке представляет поразительное сходство с культом Анунит в Агане. Изображения ее как героини эпоса об Издубаре встречаются на цилиндрических печатях как в Уруке, так и в Агане. Подобно Анунит, она есть богиня войны и владычица жизни природы. Только в урукской Нана сильнее выступает характер богини чувственной любви и, соответственно этому, она имеет здесь также мрачный характер, как губительная, смертоносная богиня.

Культ Таммуза как солнечного бога, по-видимому, также существовал в Уруке с самого начала.

Самый южный город Вавилонии - Эриду. Очень вероятно, что он был основан при море или совсем близко от него. Здесь был культ Эа, доброго морского бога который живет в глубине моря и является хранителем неизмеримо глубокой и таинственной мудрости. Ни в одном из местных культов, если не считать Мардука в позднейшее время, божество не сохраняло такой крепкой связи с первоначальным местом своего богослужения и не было так неразрывно соединено с ним в народном представлении, как морской бог Эа с городом Эриду. Это указывает также и на первоначальное особенное значение Эа как водяного бога, которое не совпадало ни с каким другим местным культом кого-либо из небесных богов. Из Эриду происходят сильные заклинания. Вода находится в плодоносном супружестве с землей. Дамкина, жена Эа, есть властительница земли - и в качестве ее супруга творящий морской бог носит также титул владыки земли. Как и Ур, священный город Эриду с его культом относится к главным древним священным городам Вавилонии.


3. Мифология

Мифы Древнего Египта

Фараон Амасис и мореход

Этот рассказ сохранился на оборотной стороне демотического папируса № 215 Парижской национальной библиотеки, известного под названием "Демотическая хроника". Структура текста не отличается цельностью. Он состоит из пяти колонок на лицевой и оборотной стороне и включает фрагменты явно литературных произведений, пророчество с элементами религиозно-этического комментария, а также исторические записи о мероприятиях фараонов XXVI-XXX династий, начиная с Амасиса и вплоть до Нектанеба I. Папирус датируется раннептолемеевским временем. Его размеры: 101 см длины при 23 см ширины.

Авторство "Демотической хроники" устанавливается достаточно определенно. Основные идеи, содержащиеся во всех пяти колонках ее текста, так или иначе, имеют религиозную окраску. Даже сугубо историческая, как мы бы сказали, часть написана автором, очень хорошо знавшим положение храмов и храмового хозяйства страны, их количество и, что очень важно, объем доходов всех основных египетских святилищ. Этим автором был жрец довольно высокого ранга.

Это случилось однажды во время фараона Амасиса. Сказал фараон своим царедворцам: "Я хочу выпить египетского "колоби"-вина".

И ответили они: "О, наш великий господин, тяжелое дело пить египетское "колоби"-вино". На это ответил он им: "Противиться тому, что я говорю, нельзя".

Тогда сказали они: "О, наш великий господин, воля фараона делать то, что он захочет".

И сказал фараон: "Пусть поспешат на море и сделают так, как скажет фараон".

Отобедал фараон вместе со своими женами, и не было перед ним никакого другого вина вмире, кроме как египетского "колоби"-вина. И стал веселиться фараон вместе со своими женщинами и выпил он враз очень большое количество вина, поскольку фараон имел от египетского "колоби"-вина большое удовольствие.

Затем в ту же ночь фараон отправился на отдых по морю и заснул в каюте из виноградных лоз (на палубе корабля) под северным (ветром).

Когда же наступило утро, фараон не смог подняться из-за своего сильного похмелья. не смог он подняться и когда время (необходимой аудиенции) наступило.

Жаловались (друг другу) царедворцы, говоря: "Как же так можно! Случилось у фараона сильное похмелье, и никто в мире не может прийти поговорить с фараоном".

Пошли царедворцы к месту, где был фараон, и спросили они: "О, наш (великий) господин, что за несчастье приключилось с фараоном?"

И ответил фараон: "У меня сильное похмелье. Не (могу) я совершенно ничего поделать. О, посмотрите (хорошенько), может быть, имеется среди вас человек, который смог бы рассказать мне историю, а я бы смог (послушав) развеяться?"

И оказался среди царедворцев один жрец богини Нейт, по имени Наентисотем, который был очень большим мудрецом и...

Встал он перед фараоном и сказал: "О, мой великий господин, не слышал ли фараон истории, случившейся с одним молодым моряком, которого звали Хорсаусир, сын Усер... Он жил во время фараона...  И была у него жена по имени Шепмерет. Прозывали ее Анхет. А морехода прозывали Петеисе. Она любила его, и он любил ее так же.

И случилось однажды, что послал его фараон в Таиаметпанехси. (Когда) наутро он поднялся, то был сильно недоволен, поскольку фараон сказал ему: "Это срочный груз. Отправляйся в Таиаметпанехси сегодня же и возвращайся поутру назад. Иначе же попадешь ты в весьма большую немилость, и не должен ты выражать недовольство приказами фараона идти..."

Тогда пошел он домой и отобедал он со своей женой. Но ничего не смог он выпить, хотя прежде он делал это всегда. Когда же пришло время идти им спать, не смог он прикоснуться к своей жене и даже не мог он находиться рядом с нею из-за того, что оказался он в весьма большой немилости.

И спросила у него жена: "Желаешь ли ты получить защиту от опасности (?) воды "...


4. Этнография

Китайский праздник душ

В основе китайского праздника "юй лань пэнь" ("всеобщего спасения") лежит популярная легенда о деяниях бодхисаттвы Му-лянь, предпринятых им для спасения своей матери из ада.

Это один из самых популярных праздников китайской религии, в котором принимают участие все слои населения. Считается, что в седьмом (лунном) месяце все находящиеся в аду души, а также духи получают свободу и могут спастись. С этой целью устраивается "кормление духов", которое способствует их перерождению.

Первоначально праздник функционировал на локальном уровне, однако затем вошел в государственный ритуал. Его связующая функция заключается в примирении буддизма, отвергающего родственные связи, и в народной религии (термин "народная религия" означает верования, не принадлежащие к институционализированной религии) с ее традиционным культом предков.

Функция ритуала в празднике "юй лань пэнь" заключается в перемещении маргинальных фигур китайской преисподней (духов и недавно умерших) в безопасное, постлиминальное состояние, чтобы обеспечить новое их перерождение и тем самым выведение из преисподней.

Другой функцией ритуала была интеграфия - утверждение чувства социальной солидарности в двух группах: семье (подчеркивание ценности сыновней почтительности) и общине (поскольку этот ритуал, в отличие от других связанных со смертью ритуалов, совершался не в доме, а в храме или общественном месте).

В ходе празднования "юй лань пэнь" община подключалась к космическому циклу, так как мертвые в качестве предков вовлекались в сельскохозяйственный цикл плодородия посредством праздника, с одной стороны, а с другой стороны - ритуал не только консолидировал общину, но и подчеркивал иной, высший порядок, гармонизировавший индивида, общество и культуру, и придавал смысл их существованию.


5. Тексты

Авеста

Гимн Солнцу (Яшт 6, "Хуршед-яшт")

                                    1. Мы молимся Солнцу,
                                    Бессмертному Свету,
                                    Чьи кони быстры.
                                    Когда Солнце светит,
                                    Когда Солнце греет,
                                    Стоят божества
                                    Все сотнями тысяч
                                    И счастье вбирают
                                    И счастье вручают,
                                    И счастье дарят
                                    Земле, данной Маздой,
                                    Для мира расцвета,
                                    Для Истины роста.

                                    2. Когда всходит Солнце,
                                    То данная Маздой
                                    Святится земля,
                                    Святятся все воды,
                                    И те, что проточны,
                                    Источников воды,
                                    Стоячие воды
                                    И воды морей.
                                    Творенья святятся
                                    Все Духа Святого.

                                    3. Не всходит же Солнце,
                                    И дэвы все губят,
                                    Что есть на земле,
                                    И здесь небожители
                                    В мире телесном
                                    Не могут пробыть.

                                    4. Кто молится Солнцу,
                                    Бессмертному Свету,
                                    Чьи кони быстры,
                                    Чтоб с тьмою бороться,
                                    Для дэвов отпора,
                                    Рожденных из тьмы,
                                    Бороться с ворами,
                                    От ведьм с волхвами,
                                    Защиты от гибели
                                    И Забытья,-
                                    Тот молится Мазде.
                                     Святым и Бессмертным,
                                     Своей же душе.
                                     Божеств ублажает
                                     Земных и небесных,
                                     Кто молится Солнцу,
                                     Бессмертному Свету,
                                     Чьи кони быстры.

                                     5. Помолимся Митре,
                                     Чьи нивы просторны,
                                     Тысячеухому,
                                     Чьих глаз мириад,
                                     Который бьет метко
                                     Своей булавою
                                     По дэвов башкам.
                                     Помолимся связи,
                                     Из всех наилучшей,
                                     Меж Солнцем с Луной.

                                     6. Молюсь ради счастья
                                     Я громкой молитвой
                                     Бессмертному Солнцу,
                                     Чьи кони быстры.
                                     Бессмертному Свету,
                                     Чьи кони быстры,
                                     Вершу возлиянья
                                     Из хаомы сока,
                                     Прутами барсмана
                                     И речи искусством,
                                     И мыслью, и делом,
                                     И истинным словом
                                     Я Солнце почту.
                                     "Молитвы тем приносим,
                                     Кому признал молиться
                                     Ахура-Мазда благом".

                                     7. "Как наилучший Господь..." (Два раза),
                                     Молитву и хвалу, мощь и силу прошу
                                     Солнцу бессмертному, светлому, быстро-
                                     конному.
                                     "Истина - лучшее благо..."
 


6. Классики религиоведения

Пьер Шантепи де ла Соссе (1848-1920)

Биография - см. Архив рассылки - Выпуск 3 от 30.06.2000

Учебник по истории религий

2. Классификация и некоторые основные формы религии.

(Продолжение. Начало главы - см. Выпуск 24 от 29.09.2000)


 


Различие между государственной и мировой религиями было впервые использовано как принцип классификации Дреем. В последнее время этот принцип приобрел большую популярность. Тот факт, что в большинстве случаев распространение религии ограничивается известным народом, тогда как буддизм, христианство и ислам охватывают различные расы и нации, так важен, что эта группа мировых религий как бы выделяет сама себя из всех остальных религий.  Кюэненом было обстоятельно изложено все, что касается отношения мировых религий к национальным и всего вытекающего их этого отношения. Но, несмотря на указанное, нам надо относиться к данной классификации с осторожностью. Начнем с того, что она так же неполна, как и другие классификации; от национальных религий надо четко отличать родовые религии, которые еще не достигли национального уровня, и религии, которые основываются не на национальном родстве, а на единстве учения или закона. К тому же в данной классификации совершенно не принимается во внимание довольно важное различие между национальным и территориальным определениями религий. Аналогично и у группы так называемых мировых религий есть свои трудности. Универсализм можно понимать либо фактически, либо качественно. В первом смысле, с точки зрения широты распространения, все три названные религии равны, но необходимо вспомнить, что существуют и иные религиозные общности, которые более или менее утратили национальный характер и также занимаются миссионерской деятельностью: брахманизм имеет своих приверженцев вне границ Индии и индийского народа, то же самое можно сказать об иудаизме. Но, если универсализм понимать как существенный признак, качество, в таком случае может быть только одна действительно мировая религия, она уже есть, но еще не полностью развита и следовало бы ожидать ее как нечто образованное из смеси различных имеющихся религий лишь в будущем. Также не совсем понятно в трех религиях упомянутой группы, что относится к их свободе от национальной ограниченности и к их способности (различной у каждой из них) приспосабливаться к различным потребностям и положениям. Эта неравномерность вскрыта Кюэненом, который убедительно показал, при всем его уважении к исламу, что последний нельзя причислять к мировым религиям. Возражения против классификации на государственные и мировые религии были настолько велики, что Тиле, который раньше пользовался ею, сейчас полностью оставил применение термина мировая религия и использует различие национального и универсального в классификации лишь в качестве подчиненного признака: свою новую классификацию он строит на принципе противопоставления естественного и морального.

Здесь мы встречаемся с классификацией, которая имеет самое серьезное значение. Естественно, что она может проводиться достаточно различными способами. Но ее внимание будет сосредоточено или на выделении естественного и духовного, или на вычленении естественного и морального. Первым произвел подобную классификацию Гегель, создавший учение о религии как о необходимом этапе процесса познания человеческим духом самого себя, проходящего через три ступени развития религии (естественная религия, религия искусства и абсолютная религия). Человек, данный в своей непосредственности, схватывает в единстве естественность и моральность; затем он поднимается через эти три сферы и достигает утверждения своей свободной субъективности; и, наконец, поднимается до своей противоположности в полной или абсолютной религии, в которой существует уже только понятие. У Э. Кэрда это соответствует трем ступеням сознания: мировое сознание, самосознание, божественное сознание. Но как ни тесно эта схема связана с гегелевской философией, ее основная мысль, состоящая в различии естественно и духовно определенной религии воспринята Асмусом, Шарлингом, Гартманом, Тиле в весьма различной форме и представлена сейчас в противопоставлении естественной и этической религии, сообразно с тем, понимается ли Бог как естественное существо, или в религии господствует моральная идея. Подобная классификация, проведенная недавно Зибеком, рассматривает три ступени развития религии: естественная религия, религия морали, религия спасения.

Принцип, который мы здесь имеем и который лежит в основании подобных классификаций, обсужден нами только в общем виде, поэтому желательно, чтобы некоторые важнейшие схемы были бы полностью приведены. Мы предлагаем вам здесь схемы Гегеля, Гартмана, Тиле и Зибека.

Гегель.

1. Естественная религия.
    1. Непосредственная религия (колдовство).
    2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.
        а) Религия меры (Китай).
        в) Религия фантазии (брахманизм).
        с) Религия "в-себе-бытия" (буддизм).
    3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.
        а) Религия добра или света (Персия).
        в) Религия страдания (Сирия).
        с) Религия загадок (Египет).
II. Религия духовной индивидуальности.
    1. Религия величия (иудаизм).
    2. Религия прекрасного (Греция).
    3.  Религия целесообразности или рассудка (Рим).
III. Абсолютная религия (христианство)

фон Гартман.

I. Натуралим.
    1. Естественный генотеизм.
    2. Антропоодухотворенный генотеизм.
        а) Эстетическое совершенство (эллинизм).
        в) Утилитарная секуляризация (римская религия).
        с) Трагико-этическая углубленность (германцы).
    3. Теологически систематизированный генотеизм.
        а) Естественный монизм (Египет).
        в) Половинчатый натурализм (Персия).
II. Супернатурализм.
    1. Религия абстрактного монизма или идеалистическая религия спасения.
        а) Акосмизм (брахманизм).
        в) Абсолютный иллюзионизм (буддизм).
    2. Теизм.
        а) Примитивный монотеизм (пророки).
        в) Религия закона или гетерономная религия (мозаизм, иудаизм, религия реформ, среди которых ислам).
        с) Религия реалистического спасения (христианство).

Тиле.

I. Естественные религии.
    1. Полизоический натураллизм (гипотетический).
    2. Полидемонически-магические религии при господстве анимизма (религии дикарей).
    3. Естественные или организованные магические религии. Животно-человеческий политеизм.
        а) Неорганизованные (религии Японии, дравидов, финнов и эстов, древних арабов, древних пеласгов, народов Древней Италии, этрусков (?), древних славян).
        в) Организованные (религии поликультурных народов Америки, государственная религия древних китайцев, религия египтян).
    4. Почитание существ в человеческой форме, но обладающих сверхчеловеческой силой и полуэтической сущностью. Антропоморфический политеизм (религии ведической Индии, Древней Персии, позднего Вавилона и Ассирии, народов, принадлежащих семитской культуре, кельтов, германцев, галлов, греков и римлян).

II. Этические религии (религии спиритуалистически-этического откровения)
    1. Национальные законополагающие религиозные общности (даосизм, конфуцианство, брахманизм, джайнизм, маздаизм, мозаизм и иудаизм - обе последние составляют уже переход к пункту 2).
    2. Универсалистские религиозные общности (буддизм, христианство. ислам в своих партикулярной и законополагающей составных частях относится сюда только наполовину) (Эта классификация исправлена по письменному сообщению Тиле)

Зибек.

Естественная религия, религия мирового согласия без этического назначения (религии низших культур).
Религия морали, имеющая различные сферы и уровни (религия мексиканцев, перуанцев, аккадцев, китайцев, египтян, индийцев, персов, германцев, римлян, высшую ступень образует здесь греческая религия).

Переход религии морали в религию спасения осуществлен иудаизмом.

Религия спасения, где спасение достигается путем одностороннего отказа от мира (буддизм).

Позитивная религия спасения: христианство.

Возврат к религии морали: ислам.

Окончание п. 2. Классификация и некоторые основные формы религии из Учебника по истории религий П. Шантепи де ля Соссе читайте в следующем Выпуске.

Вот здесь неплохо было бы к Гегелю обратиться - подумала я. Гегеля, конечно, люблю, и в свое время внимательно изучала его труды. Но все ж таки, женское мышление... тяжко, сами понимаете. Вообщем, господа, не потянуть мне одной эту тему. Поэтому призываю читающих меня философов выйти на диалог и оказать посильную помощь в освящении вопроса значения Гегелевской "Феноменологии".


7. Словарь религиоведения

Монизм - мировоззренческий принцип, признающий основой многообразие мира одно начало. Материалисты полагают, что это - материя, идеалисты - идея. Христиане полагают основой мира Бога.

Неофит - новообращенный в христианство.

Обожение - важная для христианского востока составная часть концепции святости, согласно которой человек, получая спасение, соединяется с Богом, уподобляется Ему.


8. Литература

История религий: Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992. Т. 1. С. 175-179. Мифология: Сказки Древнего Египта / Сост. и общ. ред. Беловой Г.А., Шерковой Т.А. - М.: Алетейа, 1998. С. 146-149.
Этнография: С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996. С. 497-498.
Классики: Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. – М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 205-210.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


9. Обзоры

Православие в Украине. Официальный вебсайт Украинской Православной Церкви.
http://www.orthodox.org.ua

Web-библиотека христианских книг, брошюр, журналов и статей. Украинские и русские книги, журналы.
http://www.emmanuel.kiev.ua/best_books.html

X-life.  Украинский Христианский сервер - место сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи христианского сообщества Украины.
http://x.life.tripod.com

Римско-Католическая Церковь в Украине.  Информация о Римско-Католической Церкви в Украине (Львовская Митрополия).
http://www.rkc.lviv.ua

Днепропетровская еврейская община. Представлены многочисленные еврейские организации Днепропетровска, являющиеся составной частью крупнейшей в Украине еврейской общины.
http://jew.dp.ua

Приходской Вестник. Еженедельный бюллетень украинского греко-католического прихода Успения Пресвятой Богородицы при монастыре отцов Василиан в Варшаве.
http://strony.wp.pl/wp/mnikh/pv.html

Иисус Христос. Дань тысячелетий. Высказывания известных людей о жизни Иисуса Христа, о Его чудесах, о спасении, Боге и религии.
http://www.emmanuel.kiev.ua/Jesus

Христианские ответы на жизненные вопросы. Статьи на христианскую тематику
http://www.emmanuel.kiev.ua/Very%20best%20Boat.html


10. Почта Упельсинке

Во-первых, замечу что в Выпуске 23 я допустила ошибку. В Обзорах мною была помещена в раздел "Вишнуизм" следующая ссылка:

Краткая биография Шри Рамакришны
http://www.chat.ru/~ramakrishna5/

На деле же было бы логичнее поместить эту ссылку в раздел "Индуизм" или "Разное", но никак не
"Вишнуизм", поскольку Рамакришна и его учение совершенно не относятся к вишнуизму (вайшнавизму). Что теперь сделано на сайте. Благодарю за замеченную неточность вайшнава Леонида.

            Хочу выразить Вам свою признательность за Ваш труд в распространении знаний о религии  или,
            вернее будет сказать, религиях в мире. Будучи религиозным человеком и членом Церкви
            Иисуса Христа Святых последних дней, я с удовольствием читаю ваши обзоры и нахожу в них
            много интересного для себя. Большая просьба к Вам как к специалисту: не могли бы вы
            посоветовать мне какую-либо литературу о церкви Иисуса Христа Святых последних дней на
            русском или английском языках, или дать мне ссылки на сайты, где я могу найти что-то.
            С уважением, Юрий

В разделе Обзоры на Упельсинкиной странице Вы сможете найти интересующую Вас информацию.
Кроме того, мне хотелось бы, чтобы  члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, читающие мою рассылку, также откликнулись на это письмо и дали ссылки на литературу и какие-либо интересные сайты. Пишите на мой e-mail.

И еще. Убедительная просьба. Пожалуйста, комментируйте высылаемый материал. Так, на днях я получила  статью на тему основных направлений концепции преподавания прав человека в странах Европейского Совета (??!)  :-0  Тема, конечно, безумно интересная и я благодарю приславшего мне этот материал. Но я не очень поняла, какое отношение это имеет к моей рассылке... Я получила также одну непонятную ссылку (которая, впрочем, даже не раскрылась), темой письма стояло что-то в духе "Российские железные дороги"... И я опять-таки удивилась...  ;-))

Пишите и задавайте Ваши вопросы!



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное