Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 33


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  33

30 октября 2000 г.

 


Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Предмет и структура религиоведения 

3.История религий. Африка

4. Этнография. Находки Кумрана

5. Научные исследования. Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани. Места сливания и разъединения
 морей, описанные в Священном Коране 

6. Классики религиоведения. Мирча Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. Раздел Предмет и структура религиоведения - новый раздел, в котором мы наконец-таки обратимся непосредственно к предмету религиоведения и поговорим о том, что мы, собственно, вкладываем в это понятие. Раздел История религий - религии Африки. В разделе Этнография мы еще раз обратимся к находкам Кумрана. Раздел Научные исследования - продолжение работы Абдельмаджида Ибн Азиз Аль-Зиндани. Места сливания и разъединения морей, описанные в Священном Коране (редакция научных открытий в Коране и Сунне).  Текст предоставлен Абдуллой Али, ведущим рассылки Ислам - религия истины. Раздел Классики религиоведения - краткая биография Мирча Элиаде и фрагмент из его работы От Залмоксиса до Чингиз-хана. Подробнее с библиографией работ Мирчи Элиаде читайте в следующем Выпуске. В конце Выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, список Литературы, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке, где Вы сможете найти результаты нашего "социологического опроса". :-)

В сегодняшнем Выпуске рассылки Интервью для Упельсинки читайте анонсы на ноябрь. Сообщу лишь, что через неделю гостем Интервью для Упельсинки будет Ярослав Добролюбов, ведущий сайта Славянское язычество. Свои вопросы для интервью с Ярославом Вы можете отправлять на мой e-mail.
 

Рассылка Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылка Интервью для Упельсинки -http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница 


2. Предмет и структура религиоведения

На 33-м Выпуске рассылки я наконец решилась открыть сей раздел, который, по своему содержанию, весьма серьезен. Речь пойдет о предмете и структуре религиоведения. А под религиоведением и в наше просвещенное время, как показывает опыт, либо понимается совсем иное, либо же много чего не понимается. Данный предмет вводится ныне во многих учебных заведениях России, что, на мой взгляд, является очень верным шагом, поскольку элементарные знания в этой области нам просто необходимы.

Раздел в дальнейшем будет продолжен разделом Понятия и термины (о нем уже упоминалось в прошлом Выпуске), в котором мы будем обсуждать такие понятия, как "Религиозный опыт", "Ритуалы и церемонии" и др. Но прежде чем обратиться к этим понятиям, нам необходимо выяснить, что есть религиоведение, каковы методы его исследования.

В данном разделе я буду опираться на некоторые учебные пособия,  впрочем, вряд ли доступные всем читателям рассылки. Но даже если они и имеются у кого-то под рукой, то будет не лишним еще раз вернуться к "прописным истинам". :-)) Лично я предпочитаю всегда пользоваться несколькими разными учебниками, поскольку, на мой взгляд, не все они дают исчерпывающее представление о той или иной теме, да и просто могут не совсем подходить по "стилю" изложения, который подходит конкретно для каждого из нас. Поэтому я буду давать выдержки из различных учебников, порой дополняя что-то другими материалами, для того, чтобы Вы могли вынести более полное представление об излагаемой теме.

О предмете религиоведения.

Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в., хотя религиоведческие знание - философские, исторические, психологические и другие - накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведческого знания. Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении - философское содержание, что обусловлено по крайней мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современно научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем.

(Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (См.: Литература))

В следующем Выпуске нашей рассылки мы продолжим разговор о предмете религиоведения.


3. История религий

Африка

Классификация. Человек появился в Африке около пяти миллионов лет назад. Сегодня на африканском континенте проживает множество народов, говорящих более, чем на 800 языках (из них 730 классифицированы). Жителей Африки различают по принадлежности к определенной "расе" и "культурному ареалу", однако за последние четверть века стало ясно, что этих критериев недостаточно. Четких языковых границ не существует, но есть вполне удовлетворительная лингвистическая классификация языков.

В 1966 г. Джозеф Гринберг предложил разделить языки африканского континента на четыре большие семьи, включающие в себя многочисленные родственные языки. Основная - семья конго-кордофан, где наиболее значимой является негироконголезская группа, к которой относится большая группа языков банту. Лингвистический ареал конго-кордофан включает в себя центр и юг Африки.

Вторая языковая семья, включающая в себя языки жителей Нила Западного Судана и среднего течения Нигера, - нилосахарская.

На севере и северо-востоке распространены языки афроазиатской семьи; в ее состав входят семитские языки, на которых говорят в западной Азии, египетские, берберские, кушитские и чадские языки; к последней группе принадлежат языки хауса.

Четвертая семья состоит из языков, называемых обычно "щелкающими" (по четырем характерным звукам языка бушменов); Гринберг дал им название койсанских языков, на них говорят преимущественно бушмены и готтентоты.

Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах северной Африки, среди египтян и берберов издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов. В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута, владеющего магической силой - баракой. До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.

На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.

Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге  же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантам, миссиям британцев и голландцев получило распространение  христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.

При подобном разнообразии верований историк религии оказывается перед весьма нелегким выбором. Он может "пройтись по верхам", нигде не задерживаясь, как это сделал Б. Холас в своей книге "Religions de l'Afrique noire", 1964; он может рассмотреть верования с точки зрения феноменологии, не обращая внимания на различия географических и исторических условий, как сделал это Бенджамен Рей в книге "African Religions" 1976; наконец, он может отобрать несколько наиболее характерных культов и описать каждый в отдельности, сопоставив их между собой, как это сделал Ноэл Кинг в работе "African Cosmos", 1986. Каждое из этих исследований имеет свои преимущества и свои недостатки. Единственно возможное решение для справочного издания, каким является настоящая книга, - это попытаться соединить все три подхода.

Но прежде чем двинуться дальше, необходимо отметить две черты, которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное "небесное" божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней всего, пришел от арабов).


4. Этнография

Находки Кумрана

( По работе Г.М. Лившица "Кумранские рукописи и их историческое значение")

Поверхность Иудейской пустыни покрыта руслами многочисленных потоков, которые лишь на короткое время в период дождей заполняются водой. Наиболее крупными из них являются Вади Кумран, Вади Мурабба'ат и Вади эн-Нар. Упомянутые районы явились тремя основными зонами находок.

В первой зоне обследовано несколько десятков пещер, но только в одиннадцати из них найдены документы, представляющие большой интерес. В научной литературе материалы кумранского района принято обозначать номером той пещеры, в которой они обнаружены: К1 (К=Кумран), К2... К11. Раскопки производились не только в пещерах, но и на местности, называемой по-арабски Хирбет Кумран (развалины Кумрана), расположенной в километре к югу от пещеры К1. Здесь обнаружены остатки большого прямоугольного здания, где жили члены кумранской общины, владельцы найденных свитков.

В январе 1952 г. археологи начали раскопки в районе потока Мурабба'ат. В обнаруженных четырех пещерах найдены документы большой научной ценности.

В июле 1952 г. бедуины нашли разнообразные рукописи в долине Вади эн-Нар близ развалин Хирбет Мирда. Новые документы обнаружены бельгийской археологической экспедицией, обследовавшей этот район весной 1953 г.

Итак, благодаря случайным находкам и археологическим раскопкам на западном побережье Мертвого моря обнаружены важные памятники: фрагменты множества рукописей на коже, папирусе и черепках, изделия из керамики и дерева, монеты, оружие, льняные ткани.

Весь этот богатый и разнообразный материал относится к самым различным периодам, начиная с четвертого тысячелетия до н.э. и до VIII-IX вв. н.э. Однако подавляющую часть материала можно отнести к последним двум векам до н.э. и первым двум векам н.э.

Найденные памятники проливают свет на ряд важных моментов социально-политической и религиозной жизни населения Иудеи в эллинистическо-римскую эпоху. Они существенно дополняют наши сведения об иудейском сектантстве и его влиянии на формирование раннего христианства.

Свитки, обнаруженные в пещере К1, включают шесть произведений: 1) Ветхозаветная книга пророка Исайи (в двух списках); 2) "Устав  общины"; 3) "Трактат о войне" ("Война сынов света против сынов тьмы"); 4) Комментарий к книге пророка Аввакума; 5) Собрание благодарственных гимнов; 6) Комментарий к библейской книге Бытия.

За исключением комментария к книге Бытия, написанном на арамейском языке, все остальные сочинения из пещеры К1 дошли до нас на древнееврейском языке.


5. Научные исследования

Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани.

Места сливания и разъединения морей, описанные в Священном Коране

(Редакция научных открытий в Коране и Сунне)

(Продолжение. Начало читайте в Выпуске 32 от 27.10.2000)


2. ╚...Путь двум морям. Это - приятное, пресное, а то - соль, горькое╩

 Пресное море - это река. Так писал Ибн Джарир аль-Табари. К пресной воде он относил воды рек и дождей. Ему же принадлежат такие слова: ╚Я никогда не встречал пресного моря, только пресные реки╩.
 В Священном Коране для обозначения понятий ╚пресный╩ употребляются два термина ╚азб╩ и ╚фурат╩. Употребляемые одновременно, эти два слова ╚азб╩ и ╚фурат╩ обозначают ╚очень пресный╩. Питьевую, вкусную воду определяли словом ╚азуба╩(т.е. ╩сладость╩, ╚пресность╩), образованным от того же корня, что и слово ╚азб╩. О проточной, питьевой воде говорят, что в ней имеется ╚азуба╩, однако ее не характеризуют термином ╚фурат╩. Если вода горькая и соленая - то это морская вода. Для обозначения этой воды в  Коране употребляются слова ╚мильх╩ (╚соль╩,╚соленый╩) и ╚уджадж╩ (╚горький╩, ╚соленый╩). Как утверждали многие толкователи и лингвисты, ╚мильх уджадж╩ означает ╚очень соленый╩ или╚ горько-соленый╩. ╚Уджадж╩ - это соленый до горькоты. Этот термин, также как и ╚мильх╩, не годится для характеристики проточной воды, т.к. она содержит в себе смесь сладкого и соленого. Итак, четыре вышеперечисленных термина дают характеристику трем видам воды: 1) ╚Это приятное, пресное╩ - вода рек. 2) ╚А это - соль, горькое╩ - вода морей.3) ╚И устроил между ними препону и преграду нерушимую╩ - это водная полоса, образующаяся в районе слияния реки и моря. Что означает фраза╚...и преграду  нерушимую╩? Слова ╚хиджр╩ и ╚хаджр╩, как отмечают словари ╚Лисан аль-Араб╩ и ╚Аль-Муфрадат╩ аль Исфахани, имеют такие значения, как ╚запретное╩ и ╚запрет, запрещенное╩.
 Различные путы и оковы и прочие сдерживающие приспособления можно назвать ╚хиджр╩. Это то, что мешает сделать то, что делать не следует. Вот что говорится об этом слове в словаре ╚Му`джам макаис ал-люга╩: ╚Буквы ╚ха╩, ╚джим╩ и╚ра╩ составляют корень слова, имеющего значение ╚запрещение, запрет╩,или ╚ограничение чего-либо╩.
 Говорят, судья наложил ╚хиджр╩ на расточительного, т.е. запретил ему тратить свои деньги╩. Всевышний сказал: ╚Разве в этом - не клятва рассудительного?╩ - /Заря,5/.
 Рассудительным здесь назван тот, у кого есть ╚хиджр╩ или ╚хаджр╩. В словаре ╚Лисан аль-Араб╩ говорится, что судья, запрещая расточительному человеку (моту) тратить деньги, наложил на него ╚хиджр╩ или ╚хаджр╩, причем правильнее употреблять здесь слово ╚хиджр╩. Итак, мы можем понимать слово ╚хиджр╩ как место, в котором река вливается в море, соединяется с ним. Это место, довольно узкое, населено живыми организмами, кроме того, это место характерно тем, что оно недоступно, закрыто для других организмов. Они не могут проникать сюда. Можно сказать, что ╚хиджр╩ - это нечто вроде загона для скота, запруда для обитающих здесь организмов, недоступная для проникновения живых организмов извне.
 Итак, смысл фразы ╚...и устроил между морем и рекой водную преграду╩ состоит в том, что река, вливаясь в море, образует устье, т.е. особое водное пространство, которое населяют определенные живые организмы и которое закрыто для организмов, обитающих в море и реке. Толкователям было нелегко разобраться в глубинном смысле вышеприведенного айята. Таинственность слов Всевышнего нашла отражение во множестве толкований, их разнообразии. Некоторые из них считали, что фраза ╚...и он - тот, который предоставил путь двум морям╩, - означает, что Все вышний смешивает воды, когда они встречаются. Их мнение основано на буквальном смысле слова ╚марадж╩ - путаница. Другая группа толкователей полагала, что речь идет о том, что Всевышний направил воды по своим руслам и что они не смешиваются.
 Ибн аль-Джаузи писал, что многие толкователи объясняли этот айят следующим образом: ╚Смысл в том, что Всевышний пустил моря и реки по своим руслам, и они не встречаются. Соленое и пресное не смешиваются, так же как не смешиваются пресное и соленое╩. Вот мнение Абу аль-Сауда. Фраза ╚И он тот, который предоставил путь двум морям╩, - означает, что Всевышний пустил их проистекать близко друг от друга, но не смешиваясь. ╚Мараджа╩ означает ╚отпускать╩. Это слово употребляют, когда говорят ╚выпускать животное на пастбище╩. Того же мнения придерживались аль-Байдави, аль-Шаккити и Тантави Джаухари. При этом, они ссылались на вторую половину айята: ╚И устроил между ними препону и преграду нерушимую╩. Наличие между рекой и морем или между морями препоны и преграды явно противоречило идее смешения вод. Поэтому мнения толкователей разделились: одни предпочли считать, что моря или воды были смешаны, другие - что они проистекали рядом, но не сливались.
 Так же обстояло дело с толкованием слова ╚барзах╩, которое в переводе И.Ю.Крачковского имеет значение ╚препона╩. Современное значение этого слова, данное в словаре Х. К. Баренова -╚перешеек╩. Некоторые толкователи, среди которых Ибн Касир, считали, что ╚барзах╩ - это насыпь или дамба из земли. Об этом же писали в своих толковых словарях Абу Хайан (╚Аль-Бахр аль-Мухит╩), аль-Рази(╚Аль-Тафсир аль-Кабир╩), аль-Алуси (╚Рух аль-Ма▓ани╩) и аль-Шанкити(╚╩Адва▓ аль-Байан╩). Против этого мнения возражали Ибн Джарираль-Табари. В своем труде ╚Джами╩ аль-Байан он писал: ╚Всевышний впервой половине айята сообщил, что он предоставил путь двум морям.
 Слово ╚марадж╩ в арабском языке, как известно, означает ╚смешение╩. В этом случае, если бы ╚препона╩ (╚барзах╩), которая находится между приятным, пресным╩ морем и морем ╚соленым, горьким╩ была бы земля ной дамбой или участком суши, то было бы невозможно смешение морей. А ведь Всевышний указал на то, что он разделил их. Объясняя значение слова  ╚барзах╩ во фразе ╚...и устроил между ними препону...╩, аль-Табари писал, что это никому невидимая преграда.
 Толкуя слово ╚барзах╩ Ибн аль-Джаузи писал в своем словаре ╚Зад аль-Масир╩, что это препона, созданная могуществом Аллаха, которую никто не видит. Аль-Замахшари писал в своем труде ╚Аль-Кашшаф╩: ╚Это препона, преграда, одно из проявлений могущества Аллаха, сравнимая с тем, что сказал Всевышний о небесах: ╚...Без опор, которые бы вы видели╩. - /Гром, 2/.
 В этом же ключе высказывались аль-Картаби и аль-Бика▓и. Вдумайтесь, на сколько несостоятельна человеческая наука в постижении тонкостей того, что утверждает Священный Коран. Одни толкователи считали, что ╚барзах╩ -это преграда из земли. Другие также были не в состоянии дать точное объяснение и, не вдаваясь в подробности, утверждали, что это преграда, которую никому не дано увидеть.
 Все это указывает нам на то, что знание, которое было доступно Мухаммеду, да смилуется над ним Аллах и да приветствует, было выше понимания человеческого ума, как в эпоху Пророка, так и столетия спустя. Точно так же обстояло дело с выражением╚...и преграду нерушимую...╩ (аль-Хиджр аль-Махджур). Некоторые толкователи видели в нем значение ╚пролив╩, чему способствовала недостаточность человеческого знания в прошлые века. Вот мнение аль-Замахшари: ╚Если вы спросите, что значит выражение ╚преграда нерушимая╩, я отвечу, что это слова, которые произносит богобоязненный человек, а он говорит: ╚Боже упаси!╩, т.е. здесь имеет место метафора.
 Каждое из двух морей, словно опасаясь друг друга, произносит: ╚Преграда нерушимая╩. Это мнение разделяли такие толкователи, как Абу Хайан, аль-Рази, аль-Алуси и аль-Шанкити. Научные исследования Человек с древних времен наблюдал, как река впадает в море. Он замечал, что речная вода постепенно теряет свой специфический цвет и вкус по мере того, как она углубляется в море. Это наблюдение позволяло сделать вывод, что речная вода постепенно смешивается с морской, а иначе пресная вода реки, поступая ежедневно, буквально ╚залила╩ бы море. По мере развития науки и открытия тайн бытия человек все более полно исследовал процесс слияния реки и моря, брал пробы воды в этих местах, изучая степень солености, применяя точные приборы. Замерам подвергалась температура воды, ее плотность. Кроме того, брались пробы воды на предмет исследования живущих в ней организмов, которые, в свою очередь, классифицировались по месту обитания. Изучалась способность этих организмов обитать в разной среде, как речной, так и морской. После того, как были тщательно исследованы многие места слияния рек и морей, ученым приоткрылись некоторые доселе неведомые вещи.
 Исследователи установили, что существует три вида вод: 1) Воды рек, которые отмечает высокая пресность 2) Воды морей, которые отмечает высокое содержание соли 3) Вода в устьях рек, которая является смесью соленой и пресной воды. Это место разделения реки и моря, в котором вода находится в движении, как при приливах и отливах или как во время разлива рек и их высыхания. Содержание соли растет в этих водах по мере приближения к морю. И наоборот, чем ближе к реке, тем преснее вода. Район устья рек представляет собой как бы водную преграду, сохраняющую отличительные особенности этого места, даже если в месте впадения реки в море с возвышенности имеются пороги и водопады. В районе устья воды реки и моря непосредственно не встречаются, несмотря на приливы и отливы, а также подъемы и спады уровня воды в реках, что считается важными факторами процесса смешивания. Водная преграда, которая образуется в устьях рек, отделяет их все время от моря (см. рис. 2). Речная вода смешивается с морской медленно, благодаря водному пространству, преграде, разделяющей реку и море. Три вышеперечисленных типа воды(речная, морская и вода в устьях рек) различаются по степени солености и пресности. Исследователи, занимавшиеся классификацией живых организмов, обитающих в этих водах, отмечали следующее:
 I. Большинство организмов, обитающих в море, реке и устье, могут жить только в одной, своей, среде. Отдельные, немногочисленные виды, такие как лосось или угорь, могут обитать в трех средах. Они обладают способностью приспосабливаться к любой из них. Некоторые рыбы, рачки и многоножки, обитающие в устьях, при определенных, благоприятных условиях, могут жить в морской среде. Что касается представителей многочисленных видов червей и чешуйчатых, то считается, что они - обитатели устья и не могут  жить в море. Многие организмы, обитающие в одной из трех водных сред, погибают, если покидают ╚свой дом╩.
 II. Исходя из классификации трех видов вод по живым организмам, обитающим в них, можно считать воды устья закрытой зоной для большей части организмов, населяющих ее. Эти организмы могут обитать только в этой водной среде, где существует определенная концентрация соли. Эта вода не такая соленая, как морская, и не такая пресная, как речная. Организмы, обитающие в устье, погибают в другой водной среде. В то же время устье - это ╚запретное╩ место для большинства живых организмов, живущих в реке или море. Они также погибают в чуждой для них среде. Причем, решающую роль здесь играет концентрация соли в воде. Вот такая изумительная система была сотворена Аллахом Всевышним, чтобы все три сливающиеся водные стихии сохраняли свои, присущие только им, особенности. Подобное разнообразие - милость, оказанная Аллахом человечеству и всем живым существам.
 Если прежде не вооруженный глаз человека был не в состоянии узреть водную ╚препону╩, которой Аллах ограждает устья рек, то в наши дни искусственные спутники, оборудованные сложнейшими приборами, дали нам возможность увидеть границы трех водных сред. Эти границы тем очевиднее, чем больше разница температуры в водах и чем больше разнится их химический состав(см. фото трех водных сред, полученное с искусственного спутника).
 Конечно, пресная вода смешивается с морской, однако, между ними находится водное пространство, имеющее границы, препятствующие проникновению соседствующих вод в него, или, наоборот, выходу из него. Таково устье реки, т.е. место ее впадения в море. Существуют разные определения этого явления, однако важно то, что современная наука установила наличие границ по сторонам района разделения пресных и соленых вод. На протяжении веков с момента ниспослания Священного Корана, ученые умы затруднялись в раскрытии многих тайн и подробностей бытия. Истина кроется в словах Аллаха: ╚И скажи: ╚Хвала Аллаху, Он покажет вам Свои знамения, и вы узнаете их...╩ - /Муравьи, 93/.
 Посмотрите, как устанавливался смысл прежде неведомых вещей. Всевышний  сказал: ╚У каждого сообщения - установленное место, и вы узнаете!╩ -/Скот, 67/. ╚...И узнаете вы весть о нем после некоего времени!╩ - /Сад/.
 Кто сообщил неграмотному Пророку, жившему среди неграмотных людей в пустыне, где нет ни рек, ни устьев, о всех тонкостях и секретах различных водных масс; о том, что есть вода ╚приятная, пресная╩, а есть соленая и горькая, а между ними ╚препона и преграда нерушимая╩? Или о том, что ╚хаджр╩ - это преграда для живущих в разных водах живых организмов? Сколько же времени понадобилось человеку, сколько точных приборов и современного оборудования было использовано, чтобы открылись истины, которые сошли с языка неграмотного Пророка около 1400 лет назад в виде нескольких фраз? Откуда пришло это знание Мухаммеду, да смилуется над ним Аллах и да приветствует, если он не был ниспослан тем, кому ведомо все?

Окончание читайте в следующем Выпуске.


6. Классики религиоведения

Мирча Элиаде (9 марта 1907- 22 апреля 1986)

Родился в Бухаресте, Румыния. Окончил Бухарестский университет (факультет филологии и философии) и получил степень лиценциата философии (1928). Осенью того же года отправился на пароходе в Индию. В Калькутте посещал лекции Сурендраната Дасгупты, изучал санскрит. Четыре месяца жил в Ришикеше, в гималайском монастыре. Его ⌠гуру■ - знаменитый Свами Шивананда. В 1931 вернулся в Бухарест. Проходил воинскую службу: сначала в противовоздушном полку, затем служил в бюро переводчиков при штабе (1932). В 1933-м  защитил диссертацию по философии и был принят ассистентом на кафедру логики и метафизики Бухарестского университета. В Париже отдельным изданием вышла его докторская диссертация ⌠Йога. Эссе об истоках индийской мистики■ (1936) . В июле 1938 г. Элиаде попал в волну правительственных репрессий против легионеров, хотя в ⌠Железной гвардии■ не состоял, и отбыл четыре месяца в лагере для политзаключенных.  Занимал пост атташе по культуре при посольстве Румынии в Лондоне (1940), а затем должность атташе по культуре в Лисабоне (1941). Переехал в Париж (1945), где по приглашению Ж. Дюмезиля читал курс лекций в Школе высших штудий. Был избран членом Азиатского общества в Париже. В 1948  был приглашен читать лекции в Сорбонне. Возглавлял кафедру истории религий Чикагского университета (1957), а также занимал должность профессора в Комитете общественной мысли. С 1959 года Элиаде два триместра читал лекции и вел семинары, последний триместр работал с аспирантами, лето проводил в Европе. Был избран членом Американской академии искусств и наук (1966). В том же году стал Доктором honoris causa Йейльского университета. В 1970 г. - Доктор honoris causa Лойольского университета (Чикаго). Член-корреспондент Британской академии.
Был членом-корреспондентом Австрийской академии наук, членом Бельгийской королевской академии (1972). В 1976 г. - Доктор honoris causa Сорбонны. Лионский университет им. Жана Мулена выдвинул Элиаде на Нобелевскую премию (1980).  Получил международную премию Данте Алигьери в Италии;  (1984); был награжден Орденом Почетного Легиона (1984). В 1985 г. - Доктор honoris causa  Вашингтонского университета. Чикагский университет присвоил имя Мирчи Элиаде кафедре истории религий (1985). Умер в Чикаго.
 

Мирча Элиаде.

От Залмоксиса до Чингиз-хана

      
Глава 1. Даки и волки

Религиозное значение этнических имен

 
Согласно   Страбону,  изначально  даки  назывались   "daoi".  Традиция, установленная  Эзихиусом,  сообщает,  что "daos"  - фригийское  наименование "волка".  П. Кречмер  объяснил это  слово,  как производное от корня "dhau": "давить",  "сжимать",  "душить".  Оттого  же  корня  происходит  имя лидийца Каидаулеса,  имя  фракийского  бога  войны  Кандаона,  илирийское  "dhaunos" (полк), бог Даунус и др. Название города Даоус-дава, расположенного в Нижней Моэзии, между Дунаем и Aэмycoм, буквально означает "поселение волков".
 
Итак, издавна даки  называли  себя "волками"  или  "подобными  волкам", похожими на волков. Страбон сообщает, что закаспийские кочевники-скифы также носили  имя  "daoi".  Латинские  авторы  называли их  "Dahac",  а  некоторые греческие историки "daai". Их этническое имя с большой вероятностью восходит к  иранскому  слову  "dahae"   -  "волк".  Однако  подобные  имена  не  были исключением  среди индоевропейцев.  К  югу от Каспийского  моря простиралась Hyrcania, на восточно-иранском  диалекте  - Vehrkana, на  западно-иранском - буквально  -  "страна волков" (от иранского  корня "veheka" - волк). Кочевые племена,  заселявшие  эту   территорию,  греко-латинские  авторы   именовали -"hyrkanoi" - волки. Во Фригии было известно племя Orka (Orkoi).
 
Вспомним  о ликейцах Аркадии, а также о Ликии  (Lycaonia) в Малой Азии, не говоря уж об  аркадском Zеus Lykaios и Аполлоне Ликагенете. Это последнее прозвище  Аполлона означает  "рожденный волчицей", вернее, рожденный богиней Лето, принявшей облик волчицы.
 
Имя  самнитского   племени   -  луканс   -   происходит  (по  Гераклиту Понтийскому)от  Lycos-волк. Их соседи, ирпины,  обязаны своим  наименованием слову  "hirpus",  самнитскому "волку".  На  склонах  горы  Соракте  селились соранские  ирпы, "волки Соры".  По  традиции,  переданной Сервиусом,  оракул завещал соранским ирпам  жить, "как волки",  т.  е. захватывая  добычу.  Это племя не  облагалось  налогами и не подвергалось  воинскому набору (Плиний), поскольку  считалось, что один  из их ритуалов,  совершаемых  дважды  в  год (хождение босиком по раскаленным  углям), обеспечивает плодородие края. Этот шаманский  ритуал,  подобно  "волчьему  образу   жизни",  свидетельствует  о довольно архаичных религиозных представлениях.
 
Можно привести и другие примеры. Заметим лишь, что племена, носящие имя волка,  встречались  и  в довольно отдаленных  регионах, таких,  как Испания (Лоукентиой и Лукенес  в кельто-иберийской Калеции), Ирландия и Англия. Этот феномен, однако, не ограничивается лишь индоевропейской цивилизацией.

Тот факт,  что  народ  получает свое этническое имя от того  или  иного животного,  всегда имел религиозный  смысл. Вернее, его  нельзя  расценивать иначе, как  выражение архаической религиозной  концепции. В интересующем нас случае  допустимо   существование  нескольких  гипотез.   Во-первых,   можно предположить,  что  народ получил  имя  от бога или  мифологического предка, являвшегося в облике волка. В центральной Азии известно  несколько вариантов мифа,  согласно  которому  волк  женился  на  принцессе,  и от  этого  брака произошел либо народ, либо правящая династия. Однако у даков мы не найдем ни одного упоминания такого рода.
 
Вторая  гипотеза допускает,  что  даки  позаимствовали имя  у  какой-то группы беженцев, будь то  иммигранты  из других  областей  или молодые люди, преследуемые законом и потому живущие подобно волкам или гайдукам, промышляя добычей  вокруг поселений. Подобное  явление получило множество свидетельств уже  в глубокой древности и просуществовало до Средних веков. Важно провести различие между: 1) юношами, вынужденными на весь период инициации скрываться вдалеке от  селений и  промышлять  добычей; 2) иммигрантами, ищущими новые земли для заселения; 3) теми, кто находился вне закона и спасался  бегством.  Однако  все  они вели  себя как "волки",  их  называли  "волками",  или  они пользовались защитой бога-волка.
 
В период инициации  лакедемонийский юноша (couros)  в течение  года жил как волк: он скрывался  в горах,  стремясь не поручаться никому  на глаза. У многих индо-европейских народов иммигранты,  ссыльные и  беглецы именовались "волками".
 
В Законах  Эдуарда Исповедника  (около  1000  г. н. э.) говорится,  что ссыльный обязан  носить маску  с изображением волчьей морды (wolfhеde). Волк был символом беглеца, и многочисленные боги-защитники ссыльных и изгнанников наделялись качествами волка или  носили его  имя. Например, Зевс Лукорейский или Аполлон Ликейский.  Ромулус и Ремус, дети бога-волка Марса, вскормленные Капитолийской волчицей,  также  были  беглецами. Согласно  легенде,  Ромулус основал на Капитолии прибежище для ссыльных  и изгнанников. Сервий сообщает, что этот asylum  находился под зашитой  бога Лукориса.  Лукорис  же идентифицируется с дельфийским Ликореусом, богом-волком.
 
Наконец,  третья  гипотеза,  способная  прояснить загадку  имени даков, основана   на   возможности  ритуального  превращения   в  волка.   Подобное превращение могло быть связано либо непосредственно с ликантропией  - широко распространенным    феноменом,   чаще   всего,   однако,   встречавшимся   в
карпатско-балканской  зоне,  -  либо  с  ритуальным подражанием поведению  и внешнему  виду  волка.  Ритуальное подражание волку характеризуется  обрядом воинской  инициации  и, как следствие,  возникновением  Manner-bunde, тайных воинских  союзов.  У нас  есть  основания предполагать, что  эти  ритуалы  и верования,   перекликающиеся   с   военной  идеологией,  сделали   возможным уподобление волкам беглецов, ссыльных и изгнанников. Для того, чтобы выжить, эти  молодые  люди,  оказавшиеся  вне  закона,  вели  себя  подобно   бандам разбойников, иными словами, как настоящие "волки".

Воинские инициации: ритуальное превращение в зверя

 
В  своих исследованиях Лили Вайзср,  Отто  Хефлер,  Штиг  Викандер, Гео Виденгрен, X. Жанмэр  и Ж. Дюмезиль значительно расширили наше представление об индоевропейских воинских братствах  и особенно их религиозной идеологии и ритуалах инициации. В германской среде эти братства просуществовали до конца Volkerwanderung (переселения народов). У иранцев они засвидетельствованы уже во времена Заратустры, есть  упоминание о  воинских братствах и в ведических текстах, так что, несомненно, они существовали уже в индо-иранскую эпоху. Ж. Дюмезиль доказал присутствие определенных  воинских  инициативных  обрядов у кельтов  и романцев,  а  X.  Жанмэр  обнаружил  следы  подобных  ритуалов  у лакедемонийцсв. По-видимому, индоевропейские  народы разделяли общую систему верований и  ритуалов, характерных для воинских братств молодых  людей (ниже мы увидим,  происходила  ли инициация всех юношей или  только представителей определенного класса).
 
Суть  воинской  инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в волка. Речь  шла не только о  храбрости,  физической силе или умении выносить лишения,  но и о магическом религиозном опыте, радикальным  образом менявшем жизнь испытуемого. Он должен был преодолеть свой человеческий облик в порыве агрессивной, устрашающей ярости, уподоблявшей его бешеному хищнику. Древние германцы называли воинов-зверей berserkir, буквально, "воины в шкуре (serkr) медведя". Другое  их  имя ulfhedhnar,  "люди  в  волчьей шкуре".  На бронзовой  табличке  из Торслунда изображен воин,  переодевающийся  в  шкуру волка. Итак, следует учесть два момента: 1)  чтобы стать  воином, необходимо магически уподобиться поведением волку; 2) ритуально надевалась волчья шкура либо с  целью  принять облик  хищника, либо ради символического  обозначения превращения в "волка".
 
Для нашего исследования  важно,  что превращение в волка осуществлялось путем ритуального  надевания шкуры,  предшествовавшего или  следовавшего  за радикальным изменением  поведения. Все то время,  что воин находился в шкуре животного,  он не был человеком,  а непосредственно - хищником: он не только становился  жестоким  непобедимым воином, охваченным furor  heroicus,  но  и избавлялся от  любого человеческого проявления, иными  словами, он больше не чувствовал себя  связанным  с законами  и обычаями  людей. Молодые  воины не довольствовались  лишь правом  обворовывать  и терроризировать  поселения  в период  ритуальных  сборищ,  но  даже  питались  человеческим мясом.  Вера в ритуальную или  экстатическую  ликантропию засвидетельствована  как у членов тайных  североамериканских  и  африканских  сообществ,  так  и  у германцев, греков,  иранцев и индийцев.  В том, что имела место  реальная  ликантропия, связанная с людоедством,  нет  ни  малейшего  сомнения.  Африканские  группы "леопардов" служат лучшим тому подтверждением. Однако подобные спорадические случаи ликантропии сами по себе не могут объяснить появление  и устойчивость веры  в  "людей-волков".  Скорее  наоборот,  существование  братств  молодых людей-воинов или  колдунов,  надевавших или нет волчьи шкуры и  ведущих себя подобно хищникам, могло объяснить распространение веры в ликантропию.
 
Иранские  тексты  часто  упоминают  о "волках на  двух  ногах", т. е. о членах определенных Mannerbunde. В Denkart даже утверждается, что  "волки на двух  ногах вредоносней,  чем волки на  четырех". Другие  тексты называют их "Keresa", воры, бродяги, промышляющие по ночам. Особенно подчеркивается  тот факт,  что  они  питаются  трупами,  при  этом  не  исключается  возможность настоящих каннибаличсских  пиршеств. Однако в  данном случае,  похоже,  речь идет о  расхожем  клише, используемом  сторонниками Заратустры в  полемике с членами этих Mannerbunde, которые в угоду своим церемониалам терроризировали села,  и чей образ  жизни  полярно  отличается от  быта  остальных  иранских крестьян  и пастухов.  Во  всяком  случае,  встречаются упоминания  об  этих экстатических оргиях, о  некоем пьянящем напитке, облегчавшем превращение  в зверя. Среди прародителей ахеменидов фигурировало семейство Saka haumavarka. Бартоломе и  Викандер  так интерпретируют это имя: "Те, кто  превращаются  в волков (varka), в момент экстаза, вызванного сомой (hauma)". <...>

(Перевод С. Голубицкого)


7. Словарь религиоведения

Исихазм - мистическо-аскетическое течение в восточном монашестве, сформировавшееся в IV-IX вв. в
Византии. Основные авторы исихазма - Григорий Палама, Николай Кавасила, Григорий Синаит. Исихазм основан на практике "Умного делания", т.е. непрестанного повторения молитвы "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя"

Канон - 1. Одна из форм православной гимнографии наряду с тропарем и кондаком. Канон состоит из 2,3,4,8,9 песен, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. 2. Перечень книг Св. Писания, Библия 3. Правило церковной жизни. Эти каноны изложены в Номоканоне и Кормчей книге; 4. Евхаристический канон - главная часть литургии.

Капище (от старослав. капь - идол), кумирня - языческое культовое сооружение

Капуцины (от итал. cappuccio - остроконечный капюшон) - монахи нищенствующего католического ордена, появившегося в Италии в 1525, как разновидность ордена францисканцев, для борьбы с Реформацией. Занимались миссионерством. Существуют в настоящее время. Обязательной частью одеяния капуцинов является капюшон, откуда происходит название ордена.

Кафизма - в византийском обряде 1. Часть псалтири, которая разделена на 20 частей - ежедневно на вечерне читается одна кафизма, на утрени читаются две или три 2. Седален - тропарь, прочитываемый между кафизмами на утрени

Кафедра - 1. Место пребывания правящего архиерея (город) 2  Кафедральный собор, главный храм епархии, где служит правящий архиерей; 3. Архиерейский амвон, облачальное место, рундук - квадратная возвышенная площадка в центре храма 4. Архиерейское кресло - седалище 5. В католическом храме латинского обряда и у некоторых протестантов - особое возвышение, откуда произносят проповеди.

Келья (от лат. cella - комната) - отдельная жилая комната в монастыре.

Кенозис - уничтожение Бога-Сына ради спасения людей вплоть до вочеловечивания и смерти на Кресте.


8. Литература

Предмет и структура религиоведения: Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 10-11.
История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф,
религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997.  С. 53-55.
Этнография: Г.М. Лившиц. Кумранские рукописи и их историческое значение. Изд-во Белгосуниверситета им. В.И. Ленина, Минск, 1959. С. 3-5.
Классики: Журнал "Кодры", 1991, ╧ 7.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК
"Наука", 1997.


9. Обзоры

Христианство:

Мессианское служение ╚Бейт Шавуот╩ г. Нюрнберг, Германия
http://beitshavuot.narod.ru

Объединенная Методистская Церковь ╚Светлая╩ г. Хабаровск
http://www.webspace.ru/сhurch

Lumina Pacii: Христианская Миссия Милосердия г. Бельцы, Молдавия
http://ournet.md/~lumina_pacii

Миссия ╚Бэт Шалом╩ г. Нью-Йорк, США
http://www.bethshalomministries.org/russian

Программа ╚Хвала и поклонение╩ г. Владивосток
http://www.hvala.narod.ru

Церковь ╚Благая Весть╩ г.Минск, Беларусь
http://church.i-connect.ru

Ссылки по Вашим письмам:

Две ссылки по лютеранству, которые прислал Сергей:

Lutheran Theological Seminary - Novosibirsk - Russia
http://www.lts.ru/

Лютеранство в Сибири. Интернет сайт Библейской лютеранской церкви.
http://www.lutheran.sib.net/rus/

Продолжение ссылок по даосизму - все ссылки прислал Олег:

Академические ресурсы по даосизму и китаеведению:

Страница Фабрицио Прегадио:
http://helios.unive.it/~pregadio/home.html

Страница Рассела Керкланда:
http://www.uga.edu/religion/rk/basehtml/home.html

Натан Сивин:
http://ccat.sas.upenn.edu/~nsivin/writ.html

Сообщество великих мастеров от академических кругов:
http://www.daoiststudies.org/

И ссылка от Михаила:

Дискуссионный клуб "Ареопаг"
http://www.atheism.ru/areopag
 


10. Почта Упельсинке

Благодарю всех читателей за интересные письма. :-))

Перебрав Ваши письма, я обнаружила много неопубликованных мною ссылок. В ближайших выпусках все они будут опубликованы.

Кстати, хотела поделиться результатами моего "социологического опроса", который покамест так и не состоялся в виде приличной анкеты. Времени не хватает, но, надеюсь, мысль эта не окажется совсем уж невоплощенной... :(

Итак, статистика по нашему "социологическому опросу" следующая:
 
 

1. Как давно Вы подписаны на рассылку? 
Со 2-3 выпуска - 20%
Примерно 3 месяца - 40%
Два месяца - 20%
Около месяца - 20%
2.  Какие разделы Вам нравятся в рассылке больше всего?
"История религий" - 20%
"Мифология" - 40%
"Этнография" - 20%
"Тексты"  - 20%
"Классики религиоведения" - 60%
"Обзоры" - 40%
"Словарь религиоведения" - 20%
"Литература" - 20%

Как Вы сами можете увидеть, самым популярным является раздел Классики религиоведения.
"Проголосовавших" за этот раздел прошу не пугаться нововведений, поскольку именно в области "классиков" я собираюсь работать дальше, и некоторое затишье в настоящий момент лишь говорит о том затишье, которое перед бурей... :)

На втором месте по популярности стоят два раздела - Мифология и Обзоры. Что касается Обзоров  - все мы стараемся. О чем свидетельствует уже изрядно пополнившийся список обзоров на Упельсинкиной странице. По поводу же Мифологии, признаться, была удивлена, поскольку не делаю упор на данный раздел. И все же, прислушиваясь к Вашему мнению, буду стараться изыскивать интересные материалы в области мифологии.

Все остальные разделы рассылки получили по 20% голосов. Не может не радовать то, что все разделы пользуются вниманием и нет такого, о котором бы читатели сказали, что он не нужен. (За исключением, конечно, Упельсинкиных новостей и Почты Упельсинке - иначе как же я буду с Вами общаться? :)) )

Интересно, что скажут читатели  по поводу нововведенных разделов?..

И, наконец на вопрос о дополнительном освящении тем поступили следующие мнения:
 

3. Какие темы требуют дополнительного освящения?

"Тексты" - для переведенных, возможно, стоит упоминать считающиеся качественными переводы (не обязательно на русский).

 "Теология", "Современная теология", "Межрелигиозные взаимоотношения"

Социология или психология религии. Интересно было бы что-нибудь из обрядовой стороны религий.

Христианство

Хотелось бы побольше об истории возникновения и развития на Руси наших "доморощенных" протестантов - молокан, духоборов, хлыстов... В разделе "Тексты" хотелось бы прочитать чего-нибудь из духовных произведений лидеров данных религиозных движений. К примеру г-на Селиванова (лидер секты Скопцов начала  XX века) - очень интересная личность, ведь он осмелился предложить оскопиться даже Императору.    Очень трудно найти что-либо по данной теме, т.к. эти вещи всегда находились под запретом (в начале сектантов "допекали" царские опричники, а про советское время говорить нужды нет). Интересно, есть ли у современных Молокан, Духоборов и т.д. сайты в интернете?

Интересна древнеегипетская религия ( в том числе и современный кеметизм), а также даосизм (в том
числе и современными синкретические религии на его основе) -  любой достаточно глубокий материал по этим темам.
 

Было замечено также, что "дополнительной проверки требует правописание". Нда... :-)) Буду стараться!

Вот так вот. Спасибо всем, кто откликнулся на призыв и уделил внимание моим вопросам. Постараюсь учесть Ваши мнения и обращать внимание на материалы, о которых Вы спрашиваете.

И напоследок расскажу об одном письме, пришедшем мне на днях...
 
Дата: 28 октября 2000 г.
Тема: Новая религия России

Да, вы правы насчет богословия (к тому, чтобы отмежеваться от этой области деятельности). Но одно дело креветка, другое - недра океана которые ее породили. К тому же, что нам первое, если мы можем достаточно обострить свое сознание, чтобы исследовать последнее.
   Простое изучение религий может оказаться совершенно бесполезным, если не попытаться нарисовать контур дальнейшей эволюции религиозного мышления. Равно как и изучение истории необходимо не для развлечения, но для понимания своего участия в ней, что помогло бы сформулировать адекватный образ действия.
   Если люди на столь обширной территории осознают себя (в большей или меньшей степени) причастными к огромнейшему процессу, называемому Россия, значит у них есть некоторое religare. По выражению Гейзенберга (немец, один из создателей квантовой механики), религия есть способ говорить о мировых взаимосвязях, выработанный в той или иной культуре. Подобно тому, как магнитная стрелка обращается на север, мысли и действия народов имеют свои оси вращения. Если так, то почему же мы не видим эту ось, и наше сознание шатается подчас из стороны в сторону? (либо находятся те, кто уже знает все ответы - с такими вообще не интересно говорить)
   Доктрина, которая пыталась похоронить малопривлекательное православие в нашей стране, сама уже давно кажется малопривлекательной. Но, кажется, коммунизм и Христианство, в первоначальном смысле, заключают одно и то же устремление к общему благу, но сформулированное на разных языках и в применении к разным обстоятельствам (да,  и каждое обладающее своими недостатками формулировки- ведь нельзя выразить в словах необъятное). Так вот, наконец - что побудило это письмо: если в настоящее время нет общеприменимого способа говорить об этих мировых взаимосвязях, вовлекающего в орбиту действия множество сердец, то необходимо его некоторым способом выработать. Все-таки, никто всерьез не скажет, что мы здесь в нашей любимой стране будем жить под властью капитала. Просто иногда нам приходиться выживать в наихудших условиях. Но в чем их наихудшесть? Скорее всего, в разрозненности и отсутствии общего образа стремлений. Думаю Сердцу России есть, что противопоставить нашествию капитализма, но нужно его отыскать. Может быть Вы знаете как?
 

Признаюсь честно - я не знаю как. Было бы интересно выслушать мнение подписчиков на этот счет...
 


Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное