Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 35


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  35

6 ноября 2000 г.

 


Содержание:
1. Упельсинкины новости

2.История религий. Африка

3. Мифология. Мифы Древнего Египта

4. Тексты. Из "Гуань Инь-Цзы"

5. Разное. Поучительные истории

6. Словарь религиоведения

7.Литература

8. Обзоры

9. Новости

10. Обзоры основных разделов предыдущих Выпусков рассылки Введение в религиоведение (Выпуски 25-34)
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В шестом Выпуске рассылки "Интервью для Упельсинки", который вышел сегодня, опубликовано интервью с Ярославом Добролюбовым, автором и владельцем сайта Славянское Язычество. В следующем Выпуске рассылки состоится интервью с Николаем Ардабьевским, ведущим Православной страницы  и рассылки Новости Православного интернета. Ваши вопросы к Николаю Вы можете задать на мой e-mail

Упельсинкина страница стала работать несколько лучше, нежели в предыдущие дни. Это немного радует. В ближайшие две недели обновления на Упельсинкиной странице будут проходить лишь раз в неделю. Затем я снова вернусь к привычному графику обновления страницы.

В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. История религий - продолжение фрагмента работы М. Элиаде и И. Кулиано "Словарь религий, обрядов и верований". Данный фрагмент посвящен Африканским религиям. Раздел Мифология - Мифы Древнего Египта (по одноименной работе И.В. Рака). Мы остановимся на двух мифах - Рождение Хора и Ипостаси младенца Хора. Тексты - фрагменты "Гуань Инь-Цзы". Раздел Разное - две поучительных истории, которые прислал Леонид Смирнов. Словарь религиоведения, список Литературы и Обзоры сайтов о религии также читайте в сегодняшнем Выпуске. Раздел Новости - прежде я упоминала о введении подобного раздела. Это новый раздел для рассылки и в нем я планирую помещать те новости, которые, как мне кажется, могут быть полезными для интересующихся проблемами религии. Данный раздел будет иметь место в Выпусках рассылки лишь 2 раза в месяц - стараюсь быть ненавязчивой. :-) И конце Выпуска - обзоры предыдущих Выпусков рассылки (Выпуски 25-34).
 

 
Рассылка Введение в религиоведение  - http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылка Интервью для Упельсинки - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих выпусков рассылки  - см.  Упельсинкина страница
 


2. История религий

Африка

Верования акан. Акан - группа народов, говорящих на языке тви подгруппы ква, которым пользуются йорубы; народы акан образовали дюжину независимых королевств на территориях Ганы и Кот-Дивуар; наиболее значимым объединением является этническая общность асанти. Основные компоненты внутренней оранизационной структуры - кланы, подразделяемые на восемь матрилинейных родов, - не совпадают с организацией политической. Как и у йоруба, у асанти есть свой небесный деус оциозус, Ньяме, сбежавший из мира людей из-за женщин, которые страшно шумели, приготовляя пюре из ямса. В каждом подворье асанти на дереве устраивают маленький алтарь для поклонения Ньяме. Ньяме - бог-демиург, к нему взывают постоянно, равно как и к богине земли Асасе Йаа.

У асанти имеется целый пантеон личных духов абосом, и безликих духов асуман, они поклоняются духам предков асаман, взывая к ним посредством подношений, возлагаемых на скамеечки, окрашенные кровью или иными красителями. В доме короля имеются специальные черные скамеечки, куда время от времени кладутся жертвенные подношения. Королевскую власть у асанти олицетворяет король Асантеене и королева Оэнеммаа, которая, не являясь ему ни женой, ни матерью, представляет матрилинейную группу, совпадающую с группой, стоящей у власти.

Главный религиозный праздник во всей королевствах акан - Апо, во время него поминают предков, проводят церемонии очищения и умилостивления.

Видение мира народами бамбара и догон (Мали), Жермен Дьетерлан в своей книге "Essai sur la religion bambara", 1951, писал: "По крайней мере девять народностей, численно отличающихся друг от друга (догон, бамбара, форжерон, курумба, бозо, мандинго, самого, мосси, куле), имеют одну и ту же метафизическую, или, говоря иначе, культовую основу своих верований. Тема сотворения раскрывается сходным образом: сотворение осуществлялось при помощи слова, сначала неподвижного, а затем начавшего вибрировать; вибрация эта породила сущность вещей, а потом и сами вещи; то же происходило с землей, первоначально перемещавшейся в вихревом движении по спирали. С помощью вибрации были созданы люди; изначально это были близнецы, воплощавшие в себе совершенное единство. Признается вмешательство божественной силы в акт творения; иногда эта сила материализуется в облик какого-либо божества, господствующего над миром; подобные представления повсюду идентичны. Все верят в необходимость упорядочения космоса, а так как человек пребывает в тесной с ним связи, то и в упорядоченность собственного внутреннего мира. Одним из неизбежных следствий таких представлений является детальная разработка устройства хаоса, именуемого нами, за неимением лучшего термина, нечастотой; борьба с хаосом осуществляется посредством сложных ритуалов очищения".

В космологии догонов архетипы пространства и времени вписаны в виде чисел в грудь небесного божества Амма. Творцом пространства и реального времени является трикстер, шакал Йуругу. По другой версии, вселенная и человек произошли посредством изначальных колебаний, винтообразно расходившихся из одного центра и осуществляемых семью сегментами различной длины. Космизация человека и антропоморфизация космоса - два процесса, определяющие миропонимание догонов. Как утверждает Ж. Калам-Гриоль в работе "Ethnologie et langage", догон "ищет свое отражение во всех зеркалах антропоморфной вселенной, где каждая былинка, каждый муравей является носителем "слова". Столь же велико значение слова у бамбара; Доминик Заан в работе "Dialectique du verbe chez Bambara" отмечает: "Слово устанавливает {...} связь между человеком и его Божеством, а также между конкретным миром объектов и субъективным миром представлений". Произнесенное слово - словно ребенок, родившийся на свет. Имеется множество способов и средств, цель которых - упростить устам рождение слова: трубка и табак, употребление ореха колы, спиливание зубов, обычай натирать зубы красящими веществами, татуировка рта. Ведь рождение слова сопряжено со значительным риском, ибо оно нарушает гармонию молчания. Молчание, тайна обладают инициационной значимостью, так как изначально мир существовал без слов.

Изначально не было нужды в речи, ибо все, что существовало, понимало "неслышимое слово", беспрерывный шелест воздуха, который грубое, воплотившееся в дерево фаллическое божество Пемба передает небесному демиургу, утонченному и растекающемуся водой Фаро. Мусо Корони, жена Пембы, породившего растения и животных, ревнует мужа, совокупляющегося со всеми женщинами, созданными Фаро. Она тоже изменяет ему, и Пемба преследует ее, хватает за горло и сдавливает его. От столь бурного выяснения отношений между неверными супругами в беспрерывном шелесте дыхания возникли паузы, необходимые для порождения слов и возникновения речи.

Как и догон, бамбара верят в упадок человечества, и возникновение речи одно из его предзнаменований. В личном плане упадок определяется как вандзо, женское распутство и порочность, свойственные человеческому существу, являющемуся в совершенном своем состоянии андрогином. Зримое выражение вандзо - крайняя плоть. Обрезание устраняет у андрогина его женское начало. Избавленный от женского начала, мужчина отправляется на поиски супруга, и таким образом возникает сообщество людей. Физическое обрезание осуществляется во время первой детской инициации, называемой н'домо; последняя же из шести последовательных инициаций, называемых диоу, - обряд коре - преследует цель восстановить у мужчины его духовную женственность, превратив его снова в андрогина, то есть в совершенное существо. Обряд н'домо означает для личности приобщение ее к жизни сообщества; обряд коре означает уход из этой жизни для достижения безграничности и беспредельности божественного существования. На фундаменте своих мифов и ритуалов догон и бамбара возвели целую "архитектонику познания", сложную и детально разработанную.

Религии Восточной Африки.
Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей. принадлежащих к четырем большим вышеназванным языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества - это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомансического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение - "да" или "нет", отыскать виновного или предсказать будущее. Так как причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э. Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, чем у девушек. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как Мау Мау у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами, включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э. Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка - кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами: жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка - это лица, приобщенные к религиозным культам. в них вселяются духи.


3. Мифология

Мифы Древнего Египта

(по книге И.В. Рака "Мифы Древнего Египта")

 
Рождение Хора

Узнав, что Исида предала останки Осириса погребению, Сет пришел в неистовство и приказал заточить ее в темницу, Даже сама мысль, что Осирису оказали погребальные почести, была невыносима для злодея, - по он и не подозревал, что тело Осириса восстановлено.

С помощью Тота Исиде удалось бежать из-под стражи. Она спряталась в болотах Дельты Великой Реки и там вынашивала Хора, законного наследника трона Осириса.

Наступил день родов. Налетел такой ураган, что даже всемогущие боги содрогнулись от ужаса. Исида проснулась и воскликнула;

- О, боги! Я - Исида, сестра Осириса <... > Я рожу сына, и он будет управлять этой землей, он унаследует Гебу, он будет говорить о своем отце, он убьет Сета, врага его отца Осириса! Защитите его, боги! - торжественно возгласила она и воздела руки к небесам, где проплывала Ладья Вечности. - Знайте: это будет ваш господин, владыка богов, хотя они и велики, прекрасны, с двойными лазуритовыми перьями!

- Да! - сказал Атум. - Пусть успокоится твое сердце. И он произнес заклинание, которое должно было защитить Хора по чреве матери:

- Пусть же этот враг [Сет], убивший отца, не придет, чтобы раздавить яйцо.

- Атум сказал! - воскликнула Исида. - Он приказал ради меня, чтобы мой сын был защищен в моем чреве, он создал защиту ему в этом чреве, ибо он знает, что это - наследник Осириса! Дайте же защиту соколу, находящемуся в моем чреве!

Великий Атум внял её словам и громогласно произнес, обращаясь к Хору:

- Владыка богов! Иди, выходи на землю! Я дарую тебе - восхвалят и последуют за тобой спутники твоего отца Осириса! Я сотворю твое имя!

После этих слов, во всеуслышанье сказанных Атумом, Исида родила Хора. Втайне ото всех она стала выкармливать младенца и с нетерпением дожидалась того дня, когда Хор займет место отца на земном троне и отомстит за его гибель. Ведь никто другой не решался оспаривать престол у могущественного Сета.
 

Ипостаси младенца Хора

Харпократ (егип. Хор-па-херед - "Хор-младенец") - мальчик с "локоном юности" на правом виске. Он еще слаб, ему не по силам биться с могущественными врагами и прежде всего с Сетом; Харпократ еще сам нуждается в защите. Поэтому мать Исида защищает его своими крылами.

Но этого недостаточно! Харпократа должны защищать и люди - так приказал бог Тот. И под их опекой младенец станет великим властелином Египта. Он уже сейчас носит Объединенную корону Обеих Земель - "Пшент".

Харсиес (егип. Хор-са-Исет - "Хор - сын Исиды") младше Харпократа. Он еще сосет грудь матери, не умеет говорить и не знает о своем великом предназначении.


4. Тексты

Из "Гуань Инь-Цзы"

40
Вне присутствия дао нельзя говорить, но то, о чем поведать нельзя, - это дао. Вне присутствия дао нельзя размышлять, но то, о чем помыслить нельзя, - это дао.

В дао нет ничего от человека. Мудрый не судит: "Это дао, а то - не дао. В дао нет ничего от своего "я".
Мудрый не различает между пребыванием в дао и отстранением от него. В том, что дао нет, - залог того, что дао есть. В том, что мудрый не держится за дао, - залог того, что он не потеряет дао.

Горшечник может создать десять тысяч горшков, но ни один горшок не сможет ни создать горшечника, ни уничтожить его. Дао может создать десять тысяч вещей, но ни одна вещь не сможет ни создать дао, ни уничтожить его.

Мудрый знает, что сознание едино, вещи едины, дао едино, и все они объединяются в одно. Он не меряет неизменным изменчивое и не ущемляет изменчивым неизменное.

Помраченность разума указывает на отсутствующее в наличном. Ее нельзя обнаружить. Ощущения приятные или неприятные являют нечто, возникшее из ничего. Их нельзя сокрыть. От приятных и неприятных ощущений проистекает знание, но оно касается только движения вещей. От помраченности разума проистекает незнание, но благодаря ему постигаешь вездесущность дао.

Одна искра может спалить десять тысяч вещей, но когда исчезнут вещи, где пребывать огню? Одно мгновение (41:) дао может обратить в небытие десять тысяч вещей, но когда исчезнут вещи, где же пребывать дао?

Стрельба из лука, верховая езда, игра на цине или игра в шашки - все эти искусства невозможно постичь в одно мгновение. Только дао не имеет ни форм, ни правил, и его можно постичь в одно мгновение. Мое дао подобно пребыванию в темном месте. Находясь на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же в темноте, увидишь все, что находится на свету.

Мое дао подобно мечу. Обращая меч против других, извлечешь выгоду для себя. Хватаясь за меч руками, нанесешь себе рану.

Смерть в утробе. Смерть в яйце. Хотя мир велик, надежного знания о нем не добудешь. Мир и наше знание о нем - все равно что лезвие меча и рука: пока рука не дотрагивается до меча, она себя не поранит.

Во сне, в зеркале, в воде пребывает мир. Чтобы убрать мир, который снится, нужно не спать. Чтобы убрать вещи, которые отражаются в зеркале, нужно не смотреться в него. Чтобы убрать вещи, которые наполняют мир, нужно опорожнить сосуд, вмещающий их. Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там. Вот почему мудрый не устраняет мир, а устраняет знание о нем.

Рыба, которая не хочет быть такой, как все рыбы, выбрасывается на берег и там погибает. Тигр, который не хочет быть таким, как все тигры, спускается с гор в город и там попадает в клетку. Мудрый не отличается от обыкновенных людей, поэтому ему нельзя воздвигнуть препоны.

42:
"В самом себе не имей, где пребывать". Следуй формам вещей вокруг тебя. Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина. Соединяйся с несогласным, обретай потерянное. Не стремись опередить других, но неотступно следуй за ними.

Мудрый не отличается от других тем, что он говорит, действует и мыслит. А тем, что он никогда не говорит, не действует и не размышляет, он отличается от других.

Облака плывут и птицы кружат в пустоте небес. Благодаря пустоте превращения могут свершаться без конца. Таково же дао мудрого.

Мы сознаем себя словно живущими во сне. По воле воображения мы можем странствовать духом в чертогах Великой Чистоты. Мы видим вещи как будто во сне. Отдаваясь переживаниям, мы можем улететь душой за пределы Восьми пустынь. Умей прозревать семена жизни и жить вечно. Умей забывать семена жизни и оставлять жизнь. Вот что такое дао.

Если в сознание закрались мысли об успехе и неудаче, демоны разума завладеют им. Если в сознание закралась похоть, демоны распутства завладеют им. Если в сознание закралась тревога, демоны отчаяния завладевают им. Если в сознание закралась распущенность, демоны одержимости завладевают им. Если в сознание закрались мечты о возвышенной дружбе, демоны гордыни завладевают им. Если в сознание закрались мечты о вкусной еде, демоны чревоугодия завладевают им. Все эти демоны - призраки, созданные из темноты и мрака, ветра и воздуха, земли и красок, дряхлых тел и бренных предметов. Эти призраки и наше сознание друг друга возбуждают, и дух человека откликается их воздействию. Тот, кто подпал под власть демонов, одержим мыслями о выдающихся свершениях. Он не говорит, что служит демонам, но говорит лишь, что служит одному дао. В конце концов в нем все мертвеет. Только мудрый (43:) может сделать дух одухотворенным, но не искать в духе духовность. Он опирается на все десять тысяч вещей и не теряет силы, их рождающей. Он может все собрать, все рассеять, всему противостоять.
Каждый день он откликается всему сущему, но его сердце пребывает в покое.

То, что плывет, - это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть, - это вода, а не лодка. То, что движется, - это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, - это вол, а не повозка. Размышление - это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять, - это воля, а не разум. Нельзя знать то, отчего все есть таким, каким оно есть. Только не зная того, отчего все есть таким, каким оно есть, не идешь навстречу тому, что приходит, и не влечешься за тем, что уходит. Не стремясь навстречу приходящему и не устремляясь вслед за уходящим, можешь жить одной жизнью с изначальным истоком Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настоящего.

Если знать, что сознание не является вещью, тогда поймешь, что и вещи не являются вещами. Если знать, что вещи не являются вещами, тогда поймешь, что дао не является вещью. Тогда не будешь преклоняться перед великими свершениями и изумляться глубокомысленным речам.

Мои мысли меняются с каждым днем, движет же ими не мое "я", а судьба. Когда познаешь природу и судьбу, вовне не будешь видеть себя, внутри не будешь видеть свое сознание.

Сознание рождается от взаимного воздействия нашего "я" и вещей подобно тому, как огонь возникает от трения двух палочек. Нельзя сказать, что оно находится во мне или в других. Нельзя сказать, что оно не находится во мне, и нельзя сказать, что оно не находится в других. Живи им, и тогда "другие" и "я" перестанут быть соблазном.

44
Мирские истины ограниченны и противоречат друг другу. Они ведут к истинам всеобщим, но всеобщие истины не подчиняются порядку и ведут к тому, что не может быть упорядочено. Поэтому тот, кто может подчинить порядку одно чувство, может обрести естественную силу бытия. Тот, кто может забыть одно чувство, может соединиться с дао.

Глиняные куклы бывают мужчинами и женщинами, дорогими и дешевыми. Они сделаны из земли и, когда они разобьются, снова уйдут в землю. Таков человек.

Глаз, всматривающийся в себя, ничего не видит. Ухо, вслушивающееся в себя, ничего не слышит. Язык, пробующий себя на вкус, ничего не ощущает. Сознание, внимающее себе, ничего не сознает.
Обыкновенные люди привязаны к тому, что находится вовне. Достойные люди привержены тому, что находится внутри. Мудрый знает, что и то, и другое - неправда.

Ногти отрастают, волосы становятся длиннее. Естественный рост вещей нельзя остановить ни на миг.
Обыкновенные люди видят то, что проявилось, и не могут заметить скрытого. Достойные люди видят сокрытое, но не могут довериться переменам. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном.

Твари, обитающие в морской пучине, претерпевают бесчисленные превращения, но вода одна для всех.
Мое "я" и вещи вокруг непрестанно меняются в великом превращении мира, но природа одна для всех.
Зная, что природа одна для всех, поймешь, что нет ни других, ни моего "я", ни смерти, ни жизни.

Все в мире - одна вещь. Обыкновенные люди не знают ее истинного имени. Они видят вещи и не видят дао. Достойные люди определяют принципы вещей. Они видят дао и не видят вещи. Мудрый соединяется с небесным в себе. Он не доискивается до дао и не привязан (45:) к вещам. Во всех путях - один и тот же путь. Не следовать дао - вот дао. Следовать ему - значит покоряться вещам.

Зная соблазны вещей, нет нужды вещи отвергать. Положим, мы видим перед собой землю или быка, дерево или лошадь: в нашем сознании есть их имена, а реальность их уже забыта.

Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что мудрость никогда не охватит собой весь мир. Поэтому он предпочитает простодушие. Тот, кто достиг вершины красноречия, знает, что красноречие никогда не раскроет сути всех вещей. Поэтому он говорит без прикрас. Тот, кто достиг вершины храбрости, знает, что храбростью никогда не одолеешь всех людей. Поэтому он скромен.

Среди всех вещей мира нет ни одной принадлежащей мне. Поскольку вещи не принадлежат мне, я не могу не следовать им. Поскольку я не принадлежу сам себе, я не могу не давать себе расти. Хотя я следую вещам, я не обладаю ими. Хотя я даю себе расти, я не обладаю собой. Нельзя говорить о "внешних вещах", если нет "внешнего я". Нельзя говорить о "внешних формах", если нет "внешнего сознания". Дао - это только одно. Его нельзя определить и в него нельзя войти.

Тот, кто вглядывается в кончик волоска, не заметит, как велик мир. Тот, кто вслушивается в шорохи, не услышит, как грохочет гром. Тот, кто видит большое, не увидит малого. Тот, кто ищет близкое, не заметит далекого. Тот, кто слушает гром, не услышит тишины. Тот, кто внимает близкому, не постигнет отдаленного. Мудрый ни на что не смотрит и потому все видит. Он ничего не слушает и потому все слышит.

На прочные доспехи непременно найдется острое оружие: так ломается твердое. На острый нож непременно найдется твердый предмет: так тупится острое.

46
Существуют связь в дао, связь в добродетели и связь по случаю. Связь в дао подобна отношениям отца и сына. Она вне противопоставлений истинного и ложного, умного и глупого. Поэтому она неизбывна.
Связь в добродетели основана на противопоставлении истинного и ложного, умного и глупого. Поэтому она то объединяет, то разобщает. Связь по случаю соединяет, разобщая.

Суть событий в самих событиях, и слова о них имеют смысл. Суть дао не в дао, и слова о нем бессмысленны. Если знать, что слова бессмысленны, то всякое слово будет приобщать к дао. Если не знать, что слова бессмысленны, то даже утонченнейшие слова будут все равно, что бельмо на глазу.

Говорить о дао - все равно что говорить о сновидениях. Тот, кто рассказывает об увиденных им во сне драгоценностях, всевозможных предметах или зверях, может только описать их, но не может передать их другому. Слушатели же могут только услышать о них, но не могут ими завладеть. Только тот, кто умеет слушать, ничего не принимает на веру и ничего не оспаривает.


5. Разное

Девочка и морские звезды

Старик прогуливался по пляжу. Hа пути ему стали попадаться тысячи морских звезд, выброшенных на берег. Вскоре он увидел маленькую девочку, которая подбирала морских звезд по одной и бросала их обратно в океан.
"Ох, глупышка", - воскликнул старик, - "Ты не сможешь спасти всех этих звезд. Их слишком много". Девочка улыбнулась и сказала: "Я знаю. Hо я могу спасти вот эту," - она подобрала одну звезду и бросила ее в океан, - "и вот эту," - бросила следующую, - "и вот эту..."

Притча о жизни

Он видел людей, любящих друг друга... И он видел, что любовь предъявляет серьезные требования к влюбленным. Он видел, что любовь требует жертвенности и самоотречения. Он видел, что любовь производит споры и муки... И он решил, что она стоит слишком дорого. И он решил не унижать свою жизнь любовью.

Он видел людей, стремящихся к далеким и туманным целям. Он видел мужчин, стремящихся к успеху... женщин, стремящихся к высоким-высоким идеалам... И он увидел, что стремления часто смешаны с разочарованием... И он видел, как сильные мира сего падают... Это привело их к низкому положению в обществе...

Он видел, что иногда те, кто преуспевает, не заслуживают успеха. И он решил, что это стоит слишком дорого. Он решил не пятнать свою жизнь борьбой.

Он видел людей, служащих другим. Он видел, как люди дают деньги бедным и беззащитным... И он увидел, что чем больше они служили, тем быстрее возрастали их нужды... Он видел не благородных получателей, изменивших отношение к своим служащим друзьям... Он решил не пятнать свою жизнь служением.

И когда он умер, он взошел к Богу и представил Ему свою жизнь. Hе униженная, "правильная"  и незапятнанная, его жизнь была чиста от мерзости этого мира, и он представил ее с гордостью, говоря: "Вот это - моя жизнь".

И великий Бог сказал: "Какая жизнь?"


6. Словарь религиоведения

Левиты - потомки Левия, сына Иаковля, кроме рода Аарона,  которые составляли Ветхозаветное священство. Левиты - сословие низших храмовых служителей Ветхозаветной Церкви.

Легат (лат. legatus - посол) - посланец Папы Римского, обеспечивающий представительство папы на Соборах и прочих важных событиях. Легатом является также апостольский легат и нунций.

Лилит - ночной дух, привидение, позднее приобретшее женские черты. В Талмуде фигурирует как первая жена Адама.

Литания - молитва у католиков и англикан, обращенная к Богу, а у католиков также к Богородице или святым; состоит из ряда воззваний и прошений. Аналог акафиста у православных.

Лития - в богослужении византийского обряда: 1. часть всенощного бдения 2. молитва за усопших

Малеванцы, малеванщина - сектантское движение конца XIX в., возрождавшее традиции христоверов. В 1891 г. основатель секты Кондратий Малеванный, ранее принадлежавший к штундизму, был заключен в психбольницу. После этого секта просуществовала некоторое время в Херсонской, Киевской и Минской губерниях.

Мандеи - по имени светлой силы Манда-д-Ъайа - на языке семитов знание жизни) - последователи мандеизма, религиозного  учения в Месопотамии, возникшего в I в. по Р.Х. Мандеи близки к гностикам (манда - знание). Она считают Иоанна Крестителя пророком, но не приемлют учения Иисуса Христа. Около 30000 мандеев существует в настоящее время в Ираке.

Мизерере (лат. Miserere mei, Deus - помилуй меня, Боже) - лат. названия 50/51 псалма и музыкального произведения на этот текст.

Мистагогия - часть катехизации, изучающая обряд и вводящая катихумена в таинственную практику.

Монотеизм - религиозное учение о едином Боге; единобожие.

Монофизитство - евтихианство - догматическое учение, споры о котором возникли в V в. Основателем монофизитства считают константинопольского архимандрита Евтихия (отсюда евтихианство), который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, т.к. человеческая природа Христа обожилась. На Халкиндонском Соборе (451) монофизитство было осуждено как ересь. Народы Азии (сирийцы, армяне) и египтяне, признавая монофизитство, отстаивали фактически свою национальную обособленность, избегали эллинизации.


7. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 58-62.
Мифология: И.В. Рак. Мифы Древнего Египта.
Тексты: Афоризмы Старого Китая. М., "Наука", 1988.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.


8. Обзоры

Зороастризм:
Авеста - Священное писание зороастризма
http://avesta.webservis.ru/

Христианство:
Страница дьякона Алексея Маркевича
http://welcome.to/markevich

Немного о православии г. Монреаль, Канада
http://orth.narod.ru

Сайт Леонида Сергиевского ╚Стояние за Истину╩ г. Москва
http://orthodoxy.newmail.ru

Сайт Олега Козырева ╚Путь, истина и жизнь...╩ г. Москва
http://www.gagman.narod.ru/vera/putistina_01.htm

Разное:
Библиотека Эры Водолея
http://vodolei.da.ru

The Humanities Text Intitiative
http://www.hti.umich.edu/

TheoLogic Systems Internet Center
http://www.theologic.com/
 
Ontario Consultants Religious Tolerance
http://www.religioustolerance.org


9. Новости


В Москве сражаются с "сектантским заговором". 1000 организаций названы деструктивными сектами.

Член ЛДПР Нина Кривельская, сектовед Дворкин и член Общественного комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект Светлана Романюк встретились за круглым столом. На встрече
обсуждалась тема "Защита человека от деструктивных психологических воздействий". Об этом
сообщает агентство "Благовест-инфо".

Член ЛДПР, полковник милиции Кривельская обвинила Министерство юстиции и местные юридические органы в том, что они регистрируют "на нашей земле" любую новую организацию, прибывшую из-за
рубежа, "без учета исторического прошлого". Чиновники действуют вопреки закону, потому что "нет
практики привлечения должностных лиц к ответственности за те или иные деяния".

Сектовед Дворкин заявил, что понятие "свобода совести" относится к отдельным гражданам, но не к организациям. Он предложил обратиться к опыту Бельгии, где новым религиям приходится несладко.

Представитель Общественного комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект Светлана Романюк заявила, что насчитывается более 1000 организаций, которые являются "деструктивными сектами", но смогла назвать лишь Богородичный центр, Церковь объединения, АУМ Синрике, Церковь сайентологии и Свидетелей Иеговы. Эти "секты", по мнению Романюк, занимаются уничтожением генофонда и угрожают национальной безопасности, проникая в органы власти, образования, здравоохранения и силовые структуры. К примеру, последователи Муна с помощью поддельных документов "проникли в систему Министерства обороны", и сейчас в госпитале Военно-воздушных сил в Красногорске "проводят опыты над военнослужащими российской армии", используя электроток. Никаких доказательств этому сенсационному утверждению Романюк не привела.

Как подчеркивали участники круглого стола, он проводился в рамках симпозиума "Религия в
современном обществе". Однако в оргкомитете симпозиума заявили, что отношения к круглому столу не
имеют. Организатором встречи выступило Правительство Москвы.

(НТВ.ru // Религия и общество // Пятница, 3 ноября 2000 г.)
 

В Нижневартовске прошел семинар по государственно-церковным отношениям.

"Чтобы прекратить информационную и идеологическую войну, которая сейчас прослеживается практически на всех телеканалах и в средствах массовой информации, нужно создать концепцию нового гуманного телевидения, освещающего объективную информацию о всех религиозных образованиях и содействующего конструктивному диалогу руководителей различных партий и объединений". Такое мнение высказал заведующий кафедрой информационной политики Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Иван Лаптев на проходившем в Нижневартовске городском семинаре на тему "Государственно-церковные отношения: ислам, православие и информационное сопровождение деятельности религиозных объединений".

Лаптев предложил представителям Церкви и лидерам больших и малых "сект" чаще встречаться за столом переговоров с целью решения глобальных проблем и поиска путей взаимодействия. Религия, по его мнению, сможет объединить разобщенные народные массы, увлечь молодежь и навести хотя бы относительный порядок в стране, лишенной какой бы то ни было идеологии.

Участники семинара отметили особенности различных религиозных организаций, коснулись основ вероучения и современного положения Православной Церкви, проблемы создания новых религиозных культов и социального служения церкви. Выступившие на нем специалисты-религиоведы обсудили перспективы распространения "ваххабизма" и других форм исламского экстремизма, а также провели сравнительный анализ законов "О свободе совести и вероисповедания" и "О средствах массовой информации".

В работе семинара приняли участие кандидат философских наук Владимир Сторчак и доктор исторических наук Гасым Керимов, а также работники образовательных учреждений, культуры и правоохранительных органов.

(НТВ.ru // Религия и общество // Пятница, 3 ноября 2000 г.)
 

В Москве проходит научная конференция "Древний Египет и Христианство"

Об этом сообщает агентство "Благовест-инфо". Заседания конференции, организованной Институтом востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) и историческим факультетом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), проходят в зданиях РАН, МГУ, Православного Свято-Тихоновского богословского института и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). На вечернем заседании 1 ноября выступили священник Георгий Кочетков, заведующая сектором ИВ РАН Ольга Павлова, ученый-востоковед Андрей Зубов, сотрудник Института восточных культур РГГУ, первый переводчик на русский язык древнеегипетской "Книги мертвых" Михаил Чегодаев, сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Муравьев и другие.

Два подхода к сравнительному анализу древнеегипетской религии и христианства обозначила в своем докладе Ольга Павлова. По ее словам, большинство исследователей отрицают "параллелизм" христианства и древнеегипетской религии, однако некоторые, к числу которых относит себя и докладчик,  считают, что на уровне некоторых образов и иконографии такой "параллелизм" имеет место. Ольга Павлова посвятила свое выступление анализу учения о воскресении мертвых в Древнем Египте. Ее поддержал Михаил Чегодаев, который показал в своем докладе преемственность почитания Божией Матери и культа древнеегипетской богини Исиды. По словам докладчика, Египет очень быстро принял христианство, потому что был "подготовлен" к восприятию евангельского благовестия "этическим характером древнеегипетской религии".

(НТВ.ru // Религия и общество // Пятница, 2 ноября 2000 г.)
 

Британские консерваторы выступают за религиозный плюрализм

Лидер британских консерваторов Уильям Хейг начинает кампанию по привлечению к своей партии людей самых разных религиозных воззрений. На форуме консерваторов в Лондоне он обратится с речью к аудитории, в которой будут присутствовать христиане, мусульмане, индусы, сикхи, иудеи и представители других религий. Хейг полагает, что религиозные организации должны играть всевозрастающую роль в общественной жизни и, прежде всего, в образовании. Он считает, что религиозным объединениям легче, чем государству, справиться с такими социальными проблемами, как воспитание детей. Если консерваторы придут к власти, религиозным общинам будут предоставлены новые возможности для создания собственных школ, где они смогут воспитывать детей в духе своих  национальных и религиозных культур. Религиозным меньшинствам не следует бояться британских тори.

Хейг также намерен гарантировать равные возможности теле- и радиовещателям, представляющим разные религии.

(НТВ.ru // Религия и общество // Пятница, 1 ноября 2000 г. )
 

Глава литовских католиков встретился с прессой

Группа журналистов из стран бывшего СССР встретилась с генеральным секретарем Конференции католических епископов Литвы Йонасом Борутой, сообщает Ассоциация христианского вещания "Радиоцерковь". Эта встреча проходила в рамках учебного курса "Мост между Восточной и Западной Европой", который проводился Европейским центром коммуникации и культуры.

Епископ Йонас Борута рассказал журналистам, работающим как в светских, так и в религиозных СМИ, о политической и религиозной ситуации, сложившейся в Литве. Особенно он отметил то, что в Литве преподавание религии в школах закреплено в конституции. Он высоко оценил работу католической благотворительной организации "Каритас" на территории Литвы.

Сейчас Литовская Католическая Церковь находится в трудном материальном положении, считает епископ. Современное литовское общество не способствует созиданию веры. Молодые люди уходят в мафию и различные криминальные структуры.

"Из-за неблагополучного материального состояния Церкви в Литве наблюдается уменьшение числа священников, однако, это не трагедия для самой Церкви, так как она очищается, но факт остается фактом", - отметил епископ Борута.

Он сказал, что Церковь не должна насаждать веру, подобно тому, как советская власть насильно толкала людей к атеизму. По мнению епископа: "Церковь не может стать одной из партий и принуждать людей к вере".

В заключении Йонас Борута процитировал Папу Римского Иоанна Павла II, который во время посещения Литвы сказал: "Не ищите врагов в прошлом".

(НТВ.ru // Религия и общество // Пятница, 4 ноября 2000 г.)
 

Во Франции принят закон о "нежелательных религиях"

Группа южно-африканских сайентологов отправилась во Францию, чтобы принять участие в марше протеста против принятия закона, направленного на дискриминацию новых религий.

В проекте закона названы 173 религии, деятельность которых "нежелательна" во Франции. Среди них баптисты, мормоны, свидетели Иеговы, сайентологи и адвентисты седьмого дня.

Законопроект должен поступить на рассмотрение французского Сената в конце октября. К этому событию и приурочен марш протеста, в котором принимают участие представители новых религиозных  движений со всего мира.

Французский законопроект вызвал критику и со стороны США. В начале октября Комитет международных отношений при палате представителей Конгресса США единогласно принял резолюцию,  требующую от президента США, чтобы он поставил вопрос о нарушении свободы религии перед лидерами Франции, Германии, Австрии и Бельгии.

Сайентологи ЮАР настроены весьма решительно. Они лишь недавно получили право на существование у себя в стране. В марте этого года сайентология была признана властями ЮАР, и ее клирики получили право освящать браки.

(НТВ.ru // Религия и общество // Пятница, 3 ноября 2000 г.)



10. Обзоры основных разделов предыдущих Выпусков
рассылки Введение в религиоведение

Предмет и структура религиоведения:
О предмете религиоведения (Вып. 33 - 30.10; Вып. 34 - 03.11)

История религий:
Развитие Вавилонской религии. Местные культы (Вып. 25 - 02.10)
Южная Америка (Вып. 26 - 06.10; Вып. 27 - 09.10)
Индуизм (Вып. 28 - 13.10; Вып. 29 - 16.10; Вып. 30 - 20.10)
Греческая религия (Вып. 31 - 23.10; Вып. 32 - 27.10)
Африка (Вып. 33 - 30.10; Вып. 34 - 03.11)

Мифология:
Египетская мифология. Фараон Амасис и мореход (Вып. 25 - 02.10)
Мифы народов Австралии. День и ночь (Вып. 26 - 06.10)
Эпос Африки Южнее Сахары. Эпические предания Сорко (Вып. 27 - 09.10)
Античная мифология. Начало начал (Вып. 28 - 13.10)
Угаритская мифология (Вып. 29 - 16.10)
Славянская мифология (Вып. 30 - 20.10; Вып. 31 - 23.10; Вып. 32 - 27.10)

Этнография:
Китайский праздник душ (Вып. 25 - 02.10)
Традиционные верования народов Сибири (Вып. 26 - 06.10)
Скифы (Вып. 27 - 09.10)
Культуры Эриду и Хаджи Мухаммеда в Южной Месопотамии (Вып. 28 - 13.10)
Греческий образ смерти (Вып. 29 - 16.10)
Культура докерамического неолита В в Иерихоне (Вып. 30 - 20.10)
Религия и старение в индийской традиции (Вып. 31 - 23.10)
Находки Кумрана (Вып. 33 - 30.10)

Тексты:
Авеста. Гимн Солнцу (Вып. 25 - 01.10)
Д.Т. Судзуки. Основы дзен-буддизма (Вып. 26 - 06.10)
Индийская философия. Шветашватаpа-упанишада (Вып. 27 - 09.10)
Мейстер Экхарт. Изречения (Вып. 28 - 13.10)
Краткое житие Климента Охридского (Вып. 29 - 16.10)
Духовные наставления о. Серафима Саровского (Вып. 30 - 20.10)
Св. Францизк Ассизский. Об истинной и совершенной радости (Вып. 31 - 23.10)
Послание Святого Игнатия Богоносца к ефесянам (Вып. 32 - 27.10)
Авеста. Вендидат. Глава III [О благе земледелия] (Вып. 34 - 03.11)

Научные исследования:
Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани. Места сливания и разъединения  морей, описанные в Священном Коране (Вып. 32 - 27.10; Вып. 33 - 30.10; Вып. 34 - 03.11)

Классики религиоведения:
П. Шантеппи де ля Соссе. Учебник по истории религий (Вып. 25 - 02.10; Вып. 26 - 06.10)
Отто Пфлейдеp. Религия и pелигии (Вып. 27 - 09.10)
Натан Зедерблом. Становление веры в Бога (Вып. 28 - 13.10; Вып. 29 - 16.10)
М. Элиаде. Предисловие к 1-му изданию кн. "Шаманизм:  архаические техники экстаза" (Вып. 31 - 23.10)
Мирча Элиаде. Биография. От Залмоксиса до Чингиз-хана (Вып. 33 - 30.10)
Мирча Элиаде. Библиография работ. Трактат по истории религий (Вып. 34 - 03.11)



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное