Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  57

19 февраля 2001 г.

 


 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Предмет и структура религиоведения. Психология религии

3. Классики религиоведения. В. Робертсон Смит. Иегова и пророки (продолжение)

4. Религиоведческий словарь. Авгуры

5. Тексты.  Литература буддийского канона. Поэзия. Сутта о решимости

6. Обзоры сайтов о религии

7. Литература

8. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. Раздел Предмет и структура религиоведения - Психология религии. Раздел Классики религиоведения - В. Робертсон Смит. Иегова и пророки (начало читайте в Выпуске 56 от 16 февраля 2001 г.). В разделе Религиоведческий словарь Авгуры. В разделе Тексты - Сутта о решимости. В конце Выпуска - Обзоры сайтов о религии, список Литературы и Почта Упельсинке.

Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Следующий Выпуск рассылки Введение в религиоведение читайте в понедельник,  23 февраля 2001 г.


2. Предмет и структура религиоведения

Психология религии

Изучение религиозной психологии включает в себя сбор и классификацию данных, а также построение и верификацию теорий. В первом из этих видов деятельности психология пересекается с феноменологией религии, которая также занимается описанием религиозного опыта и связанных с ним явлений.

Наиболее примечательной среди исследований по психологии, религии является работа американского философа и психолога У. Джемса (1842-1910) "Многообразие религиозного опыта", которая содержит попытку объяснения религиозных видений как результата вторжений в сферы бессознательного. Благодаря прозрачности стиля и ясности философских рассуждений работа оказала глубокое влияние на научную мысль, несмотря на то, что приведенные в ней примеры были взяты главным образом из относительно узкой сферы религиозной жизни протестантского христианства. По этому Джемс оставил нерешенной проблему соотношения индивидуальной психологии и символов различных культур и традиций.

Более радикальную позицию занимал американский психолог Дав. Леуба (1868-1946). В работе "Психологическое исследование религии" он предпринял попытку рассмотреть мистический опыт с точки зрения психологии и физиологии, по аналогии с опытом, вызванным искусственно при помощи наркотических веществ. Леуба настаивал на натуралистическом объяснении феномена религии и на необходимости научного исследования религиозной психологии. Однако его оппоненты указывали на то, что психология в принципе нейтральна и не может ни подтвердить, ни опровергнуть веры в трансцендентное.

Попытка разработать детализированную классификацию мистического опыта была предпринята Э. Андерхилл (1875-1941). Эта классификация опиралась на примеры, взятые из иудейской, христианской и исламской традиций. В последнее время психологические исследования такого рода охватывают и восточный мистицизм.

Более влиятельным оказалось психоаналитическое направление в психологии религии, представление 3. Фрейдом, К. Юнгом в Э. Фроммом. Множество pабот Фрейда посвящено проблеме происхождения peлигии. В работе "Тотем и табу" он использует понятие эдипова комплекса (сексуального влечения сына к матери и ненависти к отцу) и утверждает, что это явление возникло на начальной стадии развития человечества) Согласно Фрейду, на этой стадии люди жили неболышими родовыми группами, каждую из которых возглавлял отец. Затем сын свергает отца (вероятно, насильственным путем), и формируется серия табу - запретов на инцест. Убийство подходящего животного, символизирующего умерщвленного отца, связывает тотемизм табу. Идею Бога Фрейд выводил из образа отца, религиозную веру объяснял инфантилизмом и неврозом. Рассматривая библейскую историю, Фрейд пытался интерпретировать ее в соответствии со своей теорией происхождения религии, но библеисты и историки не приняли его интерпретации, поскольку она противоречила исторической очевидности.

Взаимоотношениям психоанализа и религии посвящены многочисленные исследования. Некоторые авторы утверждают, что теория Фрейда совместима с религиозной верой, несмотря на атеистический дух его работ, поскольку эта теория описывает некие механизмы, действующие в религиозной психологии и соответствующие путям постижения религиозной истины. Даже если это и не совсем так, остается очевидным, что идеи Фрейда дозволяют под совершенно новым углом рассматривать религиозный опыт и религиозное поведение. Неоднократно предпринимались попытки эмпирической верификации теории Фрейда, но их результаты невозможно истолковать однозначно.

Другой крупный психоаналитик, К. Г. Юнг (1875-1961), занимал совершенно иную позицию в отношении религии, которой он симпатизировал гораздо больше, чем Фрейд. Юнг считал, что духовная сфера обладает психологической реальностью и достоверностью, которая, однако, не может быть объяснена рационально, тем более методами Фрейда. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным, которое изучал Фрейд, имеется и коллективное бессознательное, содержащее "архетипы" (то есть базисные образы, универсальные для всех существовавших и существующих культур). Прорыв этих образов из сферы бессознательного в сознание Юнг рассматривает как основу религиозного опыта и художественного творчества. Религия может помочь людям, испытывающим потребность в таинственном и символическом, в процессе индивидуации - становления личности. Несколько работ Юнга посвящены прояснению различных архетипических символов.
Э. Фромм (1900-1980), продолжая развитие психоаналитической теорий, дал оригинальную трактовку функций религии. Истинная религия, согласно взглядам Фромма, может способствовать развитию высочайших индивидуальных потенций, но обычно на практике она возвращает человека к неврозу.

Были и другие попытки связать психоаналитическую теорию с компаративным материалом. Английский антрополог Мейер Фортес соединил в своих работах элементы теорий Фрейда я Дюркгейма, а психолог Дж. М. Карстерс провел психоаналитическое исследование жителей одного из городов Индии с целью объяснения их верований и религиозной практики. Наиболее систематизированное рассмотрение данных различных психологических теорий религиозного опыта дал английский психолог М. Арджайль в работе "Религиозное поведение".

Проводились и экспериментальные исследования состояния человека в процессе медитации, а также особых состояний сознания под воздействием наркотических средств. Другой областью изучения психологов стало влияние типа личности на религиозное поведение человека. Психология развития, главным образом под влиянием французского психолога Ж. Пиаже, занималась исследованиями закономерностей религиозного обучения и воспитания. Однако большинство специалистов придерживаются мнения, что психология религии должна добиться более точных и однозначных результатов.


3. Классики религиоведения

В. Робертсон Смит

Иегова и пророки

(Начало читайте в Выпуске 56 от 19.02.2001)

Пророки никогда не были патриотами в обычном смысле, патриотами, для которых национальные интересы стояли выше, чем абсолютные требования религии и морали.

Если бы Илия был просто патриотом, для которого государство стоит над всеми другими соображениями, он прощал бы и вину, и грех, и любого царя, если только тот много делает для величия своего народа; но то, к чему стремился, что хотел утвердить Илия, было нечто гораздо большее, чем национальное существование Израиля, было высшей мудростью по сравнению с обычным патриотизмом - мудростью, которая   божественную силу и справедливость ставит выше всех соображений государственного управления. Судя с позиций преимущественно политических, дело Илии не имело никакого другого результата помимо того, что прокладывало дорогу кровавым (и беспринципным) амбициям властителей и открывало границы страны для опустошений со стороны ассирийских завоевателей; но в пророчестве Илии религия Иеговы устанавливала предел, за которым больше уж нельзя было руководствоваться просто национальным стандартом, а истина, которую он защищал, не становилась менее истинной от того, что она приводила к заключению, что дело Иеговы не может восторжествовать без разрушения старого еврейского государства. Более того, без разрушения этого государства религия Израиля никогда не смогла бы стать религией всего человечества; точнее - не смогла бы преодолеть неспособность Израиля воплотить до конца высшую истину религии в национальной форме так, чтобы все яснее и яснее выявлялось величие этой истины в вере в Иегову, которая не зависит от каких бы то ни было национальных условий и делает Иегову Богом не одного только Израиля, но и всей земли.

Теперь сосредоточим наше внимание на том, что видел и думал Илия. Главный принцип, которым руководствовался в своей жизни Илия, было его ревностное почитание Иеговы как Господа Бога; или, если выразить эту идею по-другому, в более адекватной библейской форме, Иегова был для него все превосходящим Богом Ревнителем, не допускавшим никакого соперничества в Его стране или других привязанностей у своего народа. Не было ничего нового в этой идее самой по себе; новое заключалось в практическом приложении, которое придавало идее силу и глубину, ранее невиданную. Нам представляется чем-то обычным то, что Ахав нарушил первую заповедь и разрешил капища Ваала в своей стране, но для самого Ахава и его современников это не представлялось столь очевидным. Достаточно много противоречий даже между современными комментаторами относительно точного смысла и силы "пред лицем моим" в первой заповеди; и даже если мы предположим, что практические религиозные вопросы были однозначно отнесены к словам этого наставления, было бы нетрудно интерпретировать их в том смысле, что признается только он один и никакой другой бог не может быть поставлен над Царем Израиля.

Нет сомнения, что такие вещи обсуждались не только в письменном виде в декалоге, но в повседневном восприятии и обсуждении также. До сих пор весь интерес Израиля к Иегове сосредоточивался практически на го соперничестве с богами враждебных народов, и это был повод для признания богов, которые воспринимались как соперники и враги Иеговы; совсем другое дело - позволить одобрять божества союзных народов. Однако Илия глубже видел истинный характер Бога Израиля, когда отказывался оправдать чем бы то ни было почитание других богов. Эта позиция имела большое практическое значение. Она действительно вовлекала в политическую изоляцию нацию, так как нельзя было иметь дружбу и союз с другими народами, если их божества были запрещены в Израиле. Неудивительно, что Ахав как политик всеми силами был против этой позиции; она содержала в себе зародыш того антагонизма между Израилем и всем остальным человечеством, который сделал появившихся в Римской истории евреев врагами человеческой расы, и повлек за собой целую цепь политических несчастий и окончательную потерю всякого места среди других народов. Трудно сказать, насколько далеко видели последователи Илии или сам пророк последствия той позиции, которой они придерживались. Но в целом вся история Илии свидетельствует о глубоком впечатлении, которое он производил. Атмосфера единственного в своем роде нравственного величия окружала пророка из Галаада, показывая, как высоко подымался он над общим уровнем своего времени. Иегова и Илия - против не только Ахава одного, но против всего мира и над ним.

Дело Илии в действительности было делом не столько великого учителя, сколько великого героя. Он не проповедовал какую-то новую доктрину, новое ученик об Иегове, но в критическом ключе он видел, что требует лояльность делу Иеговы, и в этом деле он стал первым его поборником не с помощью множества слов, но самой своей жизнью. Его влияние основывалось на его личности. Он стоял перед людьми как воплощение исходящих от самого Иеговы требований Израилю.

Слово Иеговы в его устах - не только слово учения, но слово, обладающее царственным авторитетом, и к нему прежде всего и в высшей степени приложимо сказанное Осией: "Я поражал чрез пророков и бил их словами уст моих, и суд Мой как восходящий свет" (Ос. 6,5).

Этот взгляд на дело Илии, который конечно расходится с библейским повествованием, довольно сильно изменяет обычное представление о функциях пророков. Традиционный взгляд, идущий от раввинов, делает пророков скорее интерпретаторами Закона, он усматривает оригинальность только в их пророчествах. В этом случае Илия оказывается наименее оригинальным из пророков, у него нет мессианских предсказаний. И действительно, Иегова не дал с самого начала полного теоретического знания и пророки уже потом разрабатывали приложение теоретической схемы к различным обстоятельствам. Но не этого следует требовать от пророка, это дело невдохновенного проповедника. Место пророка - в религиозном кризисе, когда терпит крушение обычная интерпретация известных принципов, когда необходимо идти назад, не к полученному учению, а к самому Иегове. Слово Иеговы, передаваемое через пророка, есть подлинное возвещение того, что требует Иегова как единый Царь Израиля в условиях данного кризиса, и это речь, обладающая авторитетом, не как вывод из предыдущих откровений, но как прямое выражение личности и воли единого Бога, который Сам лично слышен в голосе пророка. В основе этого - не общеизвестные представления о божественных вещах, но результат личного постижения Иеговы, подобно тому как в обычной человеческой жизни общее представление о какой-то личности должно быть доведено до такого результата, в котором учитывается его ориентация и действия в данных специфических обстоятельствах. Вся деятельность Илии в целом, не просто его слова, содержали откровение Иеговы Израилю - создавали ощущение того, что через этого человека Иегова утверждает себя как живой Бог в средоточии жизни.

(Пер. В.И. Гараджа, см. Литература)


4. Религиоведческий словарь

Авгуры (от лат. augurus, англ. augur, нем. Augur, фр. augure)- в древнем Риме члены особой жреческой коллегии, специалисты по гаданиям ("ауспициям"), считавшимся делом большого государственного значения. Перед всяким начинанием, особенно военным походом, обсуждением законов в сенате, народным собранием обязательно запрашивалось мнение А. о благоприятных или неблагоприятных знамениях. А. гадали, стремясь узнать волю богов по полету и голосам птиц, но поведению священных кур, клюющих зерно, по виду печени жертвенного животного, по небесным знамениям. С течением времени сложилась своего рода наука о предсказаниях (авгуриях), связанных с этой категорией жрецов. Оказывая влияние на важные государственные дела, А. пользовались среди народа большим авторитетом. Однако образованные слои общества видели в А. ловких обманщиков, считая, что сами А. не верят в свои гадания и с пониманием улыбаются друг другу при совершении обрядов (отсюда выражение "улыбка авгуров").

(С. А. Токарев, см.: Литература)


5. Тексты

Литература буддийского канона. Поэзия

Сутта о решимости

Содержание этой древней эпической песни - знаменитый эпизод искушения Будды Марой перед достижением просветления. Действие разворачивается на берегу реки Неранджары. Будда предается аскезе, чтобы постичь пути освобождения от страданий (Так, в нашей песне, в последних житиях Будда приходит к Неранджаре, уже разочаровавшись в аскезе, садится здесь под деревом и к полуночи достигает просветления). Мара, воплощение зла и властитель всего того, что противостоит буддийским ценностям, пытается вначале соблазнить, а потом устрашить Будду, насылая на него чудищ, персонифицирующих разнообразные страсти, пороки и т.д. Будда остается непоколебимым в своем решении, и Мара отступает. Характерная особенность песни (сказывающаяся прежде всего в разработке образа Мары) - совмещение высоких мотивов, восходящих к демоноборческому мифу (перенесение на Мару характеристик мифического противника Индры), с фольклорными (вплоть до введения басенного сюжета об обманувшейся вороне).
 
 

Когда я, полный решимости,
На берегу Неранджары,
Все силы собрав, размышлял
О том, как достичь покоя,

Ко мне подошел Намучи (1)
С жалостливыми речами:
"Ты исхудал, ты бледен,
Близка твоя смерть, несчастный!

Тысяча частей у смерти
И только одна - у жизни.
Зачем умирать? Жить лучше!
Живым обретешь заслуги (2).

Живя, как живут брахманы,
В огонь принося жертвы,
Много заслуг накопишь.
Что пользы в борьбе с собою?

Путь борьбы с собою тернист,
Мучителен, полон лишений".
Говоря эти гатхи, Мара
Вплотную приблизился к Будде.

Так говорившему Маре
Вот что ответил Блаженный:
"Родич беспечных, грешник,
Пришел сюда зачем ты?

Нет для меня в заслугах
И самой ничтожной пользы!
Кому до заслуг дело,
С тем и беседуй, Мара!

У меня есть вера и мужество,
И еще у меня есть мудрость.
Так зачем устремленному к цели
Ты мне толкуешь о жизни?

Даже речные потоки
Может высушить этот ветер.
Разве он не высушит кровь
У меня, устремленного к цели?

Когда высыхает кровь,
Высыхают желчь и флегма,
А чем больше ссыхается плоть,
Тем яснее становятся мысли,
Укрепляются память и мудрость,
Сосредоточенность крепнет.

Вот так я живу и обрел
Высшее ощущенье.
От услад отвратилась мысль, -
Зри чистоту человека!

Твое первое войско - желанья,
Отвращеньем зовут второе,
Третье войско твое - голод,
Четвертое - жажда жизни,

Пятое - лень и вялость,
Шестым боязнь называют,
Седьмое войско - сомненья,
Восьмое - притворство и черствость.

Богатство, почести, слава,
Успех, нажитый обманом,
И тот, кто возносит себя,
А всех других презирает, -

Эти, Намучи, войска
За тебя, за Черного, бьются.
Не разбить асуре меня,
Победой не насладиться!

Над жизнью этой дрожать?
Да пусть она сгинет вовсе!
По мне умереть в бою
Лучше, чем жить побежденным!

Погрязшие в здешнем иные
Шраманы (3) и брахманы
Не видят того пути,
Которым следуют праведники.

Я вижу: война кругом,
Впереди на слоне - Мара.
Я принимаю бой!
Отступить меня не заставишь!

Твои полчища, что одолеть
Не дано ни богам, ни людям,
Мудростью в прах разобью,
Как горшок разбивают камнем.

Мысли свои обуздав,
Хорошо утвердив память,
Я буду учить людей,
Блуждая из царства в царство.

И серьезные, неуклонно
Выполняя мои наставленья,
Придут они к нежеланью,
Туда, где не страдают".

"Я за Блаженным хожу
По пятам семь долгих лет (4).
Хода к нему не найду -
Просветленный, он в памяти тверд.

Обошла ворона камень,
Цветом на жир похожий, -
Вдруг он окажется мягким,
Вдруг сладким он будет?

Но сладости в нем не найдя,
Улетела оттуда ворона.
Как ворона, на камень напав,
Я отступаюсь от Готамы".

Печаль охватила Мару,
Из-под мышки выпала вина (5),
И тот злоумный якша (6)
Тотчас исчез оттуда.

Примечания:

1. Намучи - здесь имя Мары.
2. Имеются в виду религиозные заслуги, обретаемые совершением благочестивых дел (даяний и др.) и обеспечивающие благополучие в будущей жизни.
3. Шрамана - странник, отшельник. Шраманами, противополагая их брахманам, называли последователей неортодоксальных религиозных учений, в том числе и буддистов.
4. Из этой реплики как будто следует, что Мара пытался совратить Будду и до решающего сражения у Неранджары. Будда достиг просветления через семь лет после ухода из дома. Все это время было заполнено мучительными поисками своего пути (Будда посещал знаменитых учителей своего времени, беседовал с мудрецами, предавался суровой аскезе и т.д.)
5. Вина - древний струнный инструмент, вид лютни.
6. Якша - здесь Мара.


6. Литература

2. Предмет и структура религиоведения: С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996. С. 42-45.
3. Классики религиоведения: Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И. Гараджа,
Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 206-208.
См. также: Robertson Smith W. The Prophets of Israel. N.Y., 1882. P. 70-75, 73-83.
4. Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. - М., Наука, 1993. С. 9-10.
См. также:
Буасье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. М., 1914.
Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.
Altheim F. A History of Roman Religion. 1938.
Koch C. Religio: Studien zum Kult und Glauben der Romer. Nurnberg, 1960.
5. Тексты: Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). - Авторы-сост. Ю.М. Алимханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. - М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 102-105.


7. Обзоры

Ислам:
Ислам в Санкт-Петербурге. История Санкт-Петербургской мечети
http://muslim.boom.ru/

Каусар. Религиозный научно-просветительский веб-журнал для мусульман и атеистов Казахстана и Средней Азии. Статьи, история Ислама, праздники, Хадисы, Коран, молитвы и другие разделы
http://islam.portland.co.uk

Фонд Финансовой поддержки возведения мечети Кул Шариф. История возведения и падения легендарной древней мечети Кул Шариф. О Фонде возведения мечети Кул Шариф
http://www.rin.ru/kulsharif/

Иудаизм:
Московская Хоральная Синагога. История Московской религиозной общины, Еврейский календарь, Кероор, Еврейские организации г. Москвы, Новости, Периодика
http://www.corbina.net/~synrus

Федерация Еврейских Общин. Литература, Маца, О празднике.
http://www.matza.ru

Путешествие в мир Торы. Путешествие по миру библейских откровений. Кодировка только КОИ-8
http://bible.ort.org/bible/rsplash2.htm

История еврейского народа. Основные главы из Торы
http://www.megapolis.org/israel/ind111.html

Христианство:
Синай. Центр православного духовного просвещения, г. Новокуйбышевск Самарской обл.    
http://www.sinay.newmail.ru/
 
Фотографии храмов Ярославля и области на официальном сервере администрации г. Ярославля
http://www.adm.yar.ru/illustr/
   
Русская Православная Церковь в Белоруссии. История, митрополит Минский, труды отцов Церкви.
http://belarus.net/exarchat/church_2.htm

Собор св. Николая, г. Павловск (Санкт-Петербург). История храма, реставрация, жизнь прихода и др.
http://www.st-nichol.spb.ru/
   
Приход Покрова Пресвятой Богородицы в г. Минске (неофициальная страница).     http://ashramko.virtualave.net/prihod.htm
   


9. Почта Упельсинке
Вера - дело святое.
Но ее последствия бывают непредсказуемы.
Поэтому невинные описки (Введ. в религов. 56 от 16.02)
- слово "ислам" вместо слова "иудаизм" - могут быть
классифицированы религиозными фанатиками как слово "антисемитизм"


Приношу свои извинения за опечатку, допущенную мною в предыдущем Выпуске рассылки (раздел "Обзоры"). Смею Вас уверить, что подобное случается только из-за моей невнимательности, которая, увы,  имеет место. :-(

Жду Ваших писем с отзывами и предложениями!


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное