Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 64


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  64

16 марта 2001 г.

 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Классики религиоведения. Н. Фюстель же Куланж. Гражданская община древнего мира

3. Религии

  • Философское учение буддизма

  • >Вавилон: последняя монархия Месопотамии

  • 4. Тексты. Поучительные истории

    5. Религиоведческий словарь. Камлание

    6. Литература

    7. Обзоры сайтов о религии

    8. Новости религиоведения

    9. Почта Упельсинке
     


    1. Упельсинкины новости

    Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

    Сначала - о новостях Упельсинкиной страницы :

    1. Зеркало сайта. Упельсинкина страница - теперь и на Народе!

    По причине трудностей попадания на Boom.Ru и технических работ, часто ведущихся на сервере, все материалы Упельсинкиной страницы теперь также доступны на сайте http://upelsinka.narod.ru

    В скором времени планируется открыть еще одно зеркало для того, чтобы все желающие могли найти интересующие их материалы по любому из адресов.

    2.  Дополнения по разделам

    >Раздел Предмет и структура религиоведения:

    Основные разделы религиоведения. История религии

    Раздел Тексты:

    Апокрифические Апокалипсисы. Откровение Пресвятой Богородицы (О наказаниях)

    Кроме того, напомню, что код кнопки (81х33) и баннера (100х100) Упельсинкиной страницы можно скачать здесь.

    В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. Раздел Предмет и структура религиоведения сегодня отсутствует.  В разделе Классики религиоведения мы обратимся к еще одному фрагменту из работы Н. Фюстель де Куланж "Гражданская община древнего мира" ("Древний город").  Этот фрагмент рассказывает о т.н. "домашней религии", о ее характеристиках и той роли, которую она играла в древних религиях. Раздел Религии состоит из двух частей. В первой части мы начнем знакомство с лекцией академика Ф.И. Щербатского "Философское учение буддизма" (окончание читайте в следующем Выпуске рассылки). Во второй части читайте рассказ о Вавилоне,  последней монархии Месопотамии (по кн. Сетона Ллойда). В Разделе Тексты - Поучительные истории, которые прислал вайшнав Леонид Смирнов. Раздел Религиоведческий словарь - понятие "Камлание". Раздел Литература содержит список книг, которые помогли составить данный Выпуск. Разделы Обзоры сайтов о религии - ссылки на различные сайты по религиозной тематике. Добавлен раздел Новости религиоведения, в котором планируется освещать события, имеющие непосредственное или косвенное отношение к религиоведению, происходящие в России и за рубежом. В конце выпуска - Почта Упельсинке  - обзор Ваших писем.

    Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


    2. Классики религиоведения

    Н. Фюстель же Куланж

    Гражданская община древнего мира

    (фрагмент)

    Домашняя религия

    Мы не должны думать, что эта древняя религия была похожа на те, которые возникли позже на более высоких ступенях человеческой культуры.

    Вся эта религия заключалась в недрах дома. не было публичных отправлений религиозных обрядов; наоборот, все религиозные церемонии совершались только в тесном кругу семьи. Очаг никогда не помещался вне дома, ни даже у наружной двери, где посторонний мог его слишком легко видеть. Греки помещали его всегда в ограде, защищавшей огонь от соприкосновения и даже от взоров посторонних. Римляне скрывали его во внутренней части дома. Все эти боги, Очаг, Лары, Маны - назывались богами сокровенными или богами внутренними. Для всех обрядов  этой религии требовалась тайна, говорит Цицерон; если религиозная церемония бывала замечена посторонним, то от одного его взгляда она считалась нарушенной и оскверненной.

    Для этой домашней религии не существовало ни единообразных правил, ни общего ритуала. Каждая семья пользовалась в этой области полнейшей независимостью. Никакая внешняя сила не имела права устанавливать его куль или верования. Отец был единственным жрецом и, как жрец, он не знал никакой иерархии. Понтифик в Риме или Архонт в Афинах могли наблюдать, совершает ли отец семьи все религиозные обряды, но они не имели права предписывать ему ни малейшего в них изменения. Sio quisque ritu sacrificium faciat (1) - таково было абсолютное правило. У всякой семьи были свои религиозные обряды, ей одной принадлежащие, свои особенные молитвы и гимны. Отец, единственный истолкователь своей религии и единственный верховный жрец своей семьи, имел власть обучать ей, и он мог обучать ей только своего сына. Обряды, слова молитвы, гимны, составлявшие существенную часть домашней религии, - все это было родовым наследием, священной собственностью семьи, и собственностью этой ни с кем нельзя было делиться, строго воспрещалось открывать что-либо из этого посторонним. Так было и в Индии: "я силен против моих врагов, - говорит брамин, - гимнами, которые достались мне от моей семьи и которые отец мой мне передал".

    Таким образом, религиозными центрами были не храмы, а жилища; всякий дом имел своих богов; всякий бог покровительствовал только одной семье и был богом только в одном доме... всякая семья создала себе своих богов.

    Такая семья могла распространяться лишь с размножением семьи. Отец, давая жизнь сыну, передавал ему в то же время свою веру, свой культ, свое право поддерживать священный огонь, совершать погребальные приношения, произносить установленные молитвы. Рождение устанавливало таинственную связь между рождающимся в жизни ребенком и богами семьи. Сами боги были его семьей. Ребенок, рождаясь, приносил уже с собой свое право поклоняться им и приносить жертвы; точно так же, как позднее, когда смерть делала его самого божеством, живые должны были его сопричислить к сонму тех же богов семьи. Религия была основным началом древней семьи. То, что соединяет членов древней семьи, есть нечто более могущественное, чем рождение, чем чувство, чем физическая сила, это - религия очага и предков. Она делает семью одним телом и в этой жизни, и в будущей, загробной. Древняя семья является обществом характера более религиозного, чем естественного; ... женщина причислялась к семье лишь постольку, поскольку священный обряд брака посвящал ее в культ, и сын переставал считаться членом семьи, если он отказывался от культа или выделялся; усыновленный, наоборот, делался истинным сыном, потому что, хотя его и не связывали с семьей, усыновившей его, узы крови, зато соединяло нечто более важное - общность культа; наследник, который отказывался принять культ наследователя, терял право наследства; и, наконец, самое родство и права на наследование устанавливались не в силу рождения, а в силу тех прав,  которые данное лицо имело на участие в культе, как права эти были установлены религией. Не религия, без сомнения, создала семью, но она безусловно дала ей основные законы, установления и потому строй древней семьи совершенно иной, чем он был бы в том случае, когда бы в его основание легли и образовали его только естественные чувства.

    В большинстве первобытных обществ религия основывает право собственности. Боги. даровавшие каждой семье право на землю, были богами домашними. Ясно, что частная собственность была тем учреждением, без которого не могла обойтись домашняя религия. Эта религия требовала изолированности жилища и изолированности могилы, следовательно, общинная жизнь была невозможной. Та же религия повелевала, чтобы очаг был навсегда прикреплен к земле, чтобы могила не могла быть ни разрушена, ни перемещена. Устраните недвижимую собственность, и очаг будет переноситься с места на место, семьи перемешаются между собой, мертвые будут заброшены и лишены культа. Непоколебимый очаг и постоянное место погребения - вот те начала, в силу которых семья стала собственницей земли. Земля как бы была пропитана и проникнута религией очага и предков. Таким путем древний человек был освобожден от разрешения слишком трудных задач. Без спора, без труда, без тени колебания он сразу подошел в силу одних только своих религиозных верований к понятию о праве собственности, о том праве, которое является источником всякой цивилизации, потому что в силу его заботится человек об улучшении земли и сам становится лучше.

    Религия первых веков была исключительно домашняя; такова же была и мораль. Религия не говорила человеку, указывая на другого человека: вот твой брат. Она говорила ему: вот чужой; он не может принимать участия в религиозных священнодействиях у твоего очага, он не может приближаться к могилам твоей семьи; у него иные боги, не те, что у тебя; он не может слиться с тобой в общей молитве; твои боги отвергают его поклонение и смотрят на него как на врага - значит, он и твой враг.

    В религии очага человек никогда не молит богов за других людей, он призывает божество только ради себя и своих. Тогда вся религия была сосредоточена  вокруг очага, и кругозор нравственных чувств и привязанностей не переходил за тесный круг семьи.

    Совершенно естественно, что идея нравственности, как и идея религии, имела свое начало и свое развитие. Бог первобытных поколений этой расы был очень малым; постепенно люди сделали его более великим. Так же и мораль. Вначале очень узкая и несовершенная, она незаметно расширялась и постепенно дошла до провозглашения обязательного долга любви ко всем людям. Ее точкой отправления была семья; и под влиянием верований домашней религии впервые предстало перед человеком сознание обязанностей.

    Представим себе религию очага и могилы в эпоху ее наибольшего процветания. Человек видит тут же, близ себя божество; оно присутствует, как сама совесть, при всех его малейших действиях. Человек, немощное существо, всегда на глазах не покидающего его свидетеля. Он не чувствует себя никогда одиноким; близ него, в его дом, на его поле у него есть покровители, чтобы поддерживать его в житейских трудах, есть судьи, чтобы наказать за дурные поступки. "Лары", говорят римляне, "божества грозные; на них лежит обязанность наказывать смертных и наблюдать за всем, что происходит внутри дома". "Пенаты",  говорят они еще, "боги, дающие нам жизнь; они питают наше тело и руководят нашей душой".

    Примечания:
    1. Каждый да совершает жертвоприношение по своему обряду (лат.).


    3. Религии

    3.1. Философское учение буддизма

    (Лекция академика Ф.И. Щербатского, прочитанная
    при открытии Выставки 24 августа 1919 г. в Петербурге)

    Вступление

    "Три главных идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли; без них не может быть построено учение о нравственности". Таково учение Канта и с ним европейской науки, равно как таково и убеждение широких слоев образованных людей. И вот, однако, существует религия, которая ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей, которая воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы я нравственного совершенства, - которая облагородила и, вместе, внесла цивилизацию в жизнь народов Азии, - и эта религия тем нe менее не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. И мало того, что буддизм не знает Бога, самая идея единого верховного существа, которое для чего-то, - совершенно неизвестно для чего, - не то для забавы, не то для какого-то хвастовства своею силой - создает весь волнующийся и страдающий мир из ничего, - эта идея кажется буддисту странной, нелепой. В полемическом задоре он готов издеваться над ней, готов высмеивать все те логические несообразности, которые невольно возникают перед нашим умом при мысли о создании всего из ничего, притом существом, которого, однако, в свою очередь никто не создавал.

    Хотя буддизм признает существование личностей более совершенных, чем обыкновенный человек, и называет их святыми и богами, но они ни в каком случае не стоят вне или выше мира и мирового предела жизни, они так же подчинены законам мирового развития и действию безличной мировой движущей силы, как и обыкновенные люди. Уже в древнейшем буддизме такое отрицательное отношение к единобожию ясно выступает наружу. Но в это время оно не играет еще выдающейся, центральной роли, так как самое-то единобожие было сравнительно слабо представлено. Индийское единобожие развивалось как религия, и отчасти на нем основанное философское учение, позднее. В средние века Индии великий буддийский философ Нагарджуна написал небольшой трактат против единобожия, где опровергает его и указывает на все логические его несообразности. Это сочинение послужило примером для целого ряда позднейших сочинений, направленных против единобожия, появлявшихся вплоть до наших дней...

    Что касается второй идеи - бессмертия души, то мало того, что буддизм его не признает, он отрицает самое существование души. Этот пункт - отрицание души - гораздо сильнее выступает уже в первоначальном основном буддизме, чем даже отрицание единобожия. Причина этого та, что учение о душе было гораздо более развито в древней Индии, современной появлению буддизма, и против него поэтому он направил свои самые мощные удары. Отрицание души есть основной отправный пункт буддийского учения. Мысль о существовании в нас души, т. е. особой, цельной, духовной личности, признается злейшей ересью и корнем всякого зла. Существует, конечно, сознание как особый аппарат, воспринимающий явления внешнего мира, существует воля как духовный процесс, предшествующий всякому поступку, существуют чувствования, приятные и неприятные, - все это ежемгновенно существует, т. е. сменяется, является и исчезает, но единой, длящейся, а тем более, бессмертной души, из которой все эти душевные явления исходили бы, вовсе нет. Существование такой души ничем не может быть доказано, оно ни в чем не проявляется, это предрассудок, наивное верование, которое буддизм призван разрушить прежде всего.

    Из этого следует, что не существует также и свободной воли в смысле воли, принадлежащей какой-то личности и исходящей из какой-то души. Существует, напротив, безличный мировой процесс жизни, безначальный, вечно меняющийся, развивающийся в неизбежных гранях, поставляемых законом причины и следствия. Ничто не является без соответствующей достаточной причины. Процесс такой жизни тягостен, это процесс страдания, этo процесс, заключающий в себе самом зерно совершенствования и свободы. Это убеждение, именно убеждение, что мировой процесс жизни ведет к совершенству и конечному освобождению от горестных оков, налагаемых законом причины и следствий, - это убеждение есть единственная вера, единственная догматическая предпосылка буддизма. Все остальное построено на наблюдении фактов и свободных логических доказательствах, оно допускает и приглашает свободную критику и не боится ее. По этому убеждению процесс жизни совершается с определенной целью, он приведет к ясному концу, ему самому присуще стремление к постепенному совершенствованию, к избавлению от мирового страдания, к достижению конечной цели в успокоении. Чем совершеннее жизнь, тем меньше в ней, по убеждению буддизма, волнения, тем спокойнее она. Уничтожение волнения, "уничтожение этого бытия-страдания, "Вечный Покой", "Абсолютное Бытие", "Ничто" по отношению к суете мирской, "Угасание" жизненной суеты навсегда - вот конечный, отдаленный идеал, перед которым не убоялся стать буддизм. В нем нет места ни Богу, ни душе, ни свободной воле. Это безличный Абсолют, который противостоит столь же безличной суете мирового процесса жизни, протекающей в пределах того, что мы называем личностями, со всеми их переживаниями.

    Души нет

    Обратимся теперь к учению о душе, так как, повторяем, это основной, отправный пункт всего буддийского учения. Души нет! Но что, собственно, разумеется под понятием "душа"? В Индии того времени, к которому относится начало буддизма, было распространено несколько учений касательно сущности и свойств души, а сообразно этому, и самое понятие "душа" получало различные оттенки значения. В кругах правоверных брахманов-учителей был довольно распространен взгляд на душу как на внутри человека находящееся, особое, цельное, единое, духовное существо, способное мыслить, чувствовать и желать. Оно как бы сидит внутри нас, управляет нами и через отверстия глаз смотрит на то, что делается кругом, и на то, что делают другие люди, нам подобные. В момент смерти оно покидает тело, улетает через особое незаметное отверстие в темени. По этому взгляду душа отличалась от тела и представляла собою главную часть нашего существа, которой тело было подчинено. Но встречалось и несколько иное употребление термина "душа" (санскритское "атман"), которому более соответствует наше слово "личность". Это буквальное значение термина "атман", который прежде всего есть возвратное местоимение и значит "я сам", т. е. "моя личность"... При таком словоупотреблении понятие "душа" означает личность в цельном составе, оно обнимает собою и тело, и душу. Но кроме того, в брахманских кругах Индии в это время было еще и другое учение, согласно которому душа или духовное начало внутри нас отождествлялось с духовным началом вне нас, с мировою душою. Представление об этой мировой духовной сущности то склонялось в сторону пантеизма, т. е. всебожия, и тогда весь мир обладал в себе, своею внутреннею вездесущею душою, - или же оно склонялось в сторону теизма, веры в Бога, и тогда мировая душа получала значение единого Бога, творца и промыслителя всего мира. Во всех этих случаях слово "душа" означало нечто целостное, единое, особое духовное существо, или особую целую личность. Вот против этого-то представления о душе как о чем-то цельном, представляющем в себе определенное, реальное единство, и ополчился буддизм. По его учению, в духовном мире так же мало единства, как и в мире материальном. Материя состоит из атомов-частиц, а душа - из отдельных душевных явлений или духовных элементов. Вообще в вопросе о соотношении между собою целого и его частей буддизм становился на ту точку зрения, что мы можем приписывать действительное, истинное бытие только частям, и собственно только таким частям, которые в свою очередь из частей не состоят, т. е. атомам, неделимым частицам. Материя слагается из атомов вещественных, материальных, а душа из атомов духовных. Как в куче зерна нет ничего более, кроме тех зерен, из которых она состоит, так и в духовной личности нет ровно никакого плюса по сравнению с теми отдельными душевными элементами, или явлениями, из которых она слагается. Только наша привычка, или ограниченность нашего познания, приписывает целому какое-то особое бытие. В действительности же рассуждение убеждает нас в том, что оно особого бытия, наряду со своими частями, не имеет. Таким образом, бытие души или целостность личности не отрицается буддистами совершенно, они считают возможным говорить о них и признавать их бытие, но лишь условно, всегда держа в уме, что это только ходячее, привычное словоупотребление людей, не посвященных в тонкости философии. Если же от простого языка перейти к языку научному, то нужно твердо знать, что никакой единой души, которая существовала бы отдельно, самостоятельно, рядом с теми элементами, составными частями, из которых она слагается, нет.

    Итак, никакого единства в мире душевном, никакого единства, никакой сплошной или вечной материи в мире физическом. Все существует в отдельности, все само по себе. Кажущееся единство личности рассыпается при ближайшем рассмотрении на единичные элементы точно так же, как кажущееся сплошное бытие какой-нибудь материи рассыпается перед наукой на отдельные атомы. Эти элементы Будда назвал "дхармами". Слово это употреблялось и раньше в различных значениях, Будда же окрестил им элементы бытия, очевидно желая введением новой терминологии оттенить свое учение об элементах. Он нуждался в новом термине, так как понятие об элементах бытия, их значении и свойствах у него резко отличалось от всего того, что об этом учили предшествовавшие и современные ему системы. Этим "дхармам", или элементам бытия, был составлен особый каталог, они составляли, так сказать, таблицу 75 элементов. Они объединялись в группы различным образом, распределялись с разных точек зрения. Мы не будем приводить всю таблицу и все распределения в подробности, это завлекло бы нас слишком далеко. Ограничимся лишь приведением одного из них, самого распространенного. С точки зрения частей, входящих в состав личности, элементы бытия объединяются в 5 групп (так называемых "скандх"): группа физическая, или тело, и 4 группы элементов душевных: 1) чувствования, приятные или неприятные, 2) понятия, 3) воля и 4) сознание.

    В этом распределении наше внимание останавливает на себе разделение сознания на две отдельные категории. К одной относится сознание вообще, самый, так сказать, факт сознательности, способность к восприятию внешнего мира, к другой же развитое сознание, т. е. представления и понятия. Правда, оба эти элемента находятся в постоянной связи, они сосуществуют, но такое соотношение непременного сосуществования мы находим и между многими другими элементами, что, однако, не мешает им быть отдельными элементами. Итак, вместо одной души, которой вовсе нет, мы имеем чувствования, понятия, волю и сознание. "Не можем не отметить сходство этой точки зрения на душу с той, к которой, после долгой истории, пришла современная нам европейская наука. Англичанин Юм первый строил свою психологию без души, из одних отдельных душевных явлений, и точка зрения его возобладала в современной психологии. Наш современник, великий французский философ Бергсон, начинает свой последний большой труд с подтверждения того же факта, именно, что путем самонаблюдения мы устанавливаем в себе постоянный процесс перемены, в котором мы можем выделить ощущения, чувствования, желания и представления, и больше ничего, т. е. как раз четыре буддийские психологические группы элементов, только перечисленные в несколько ином порядке, и никакой единой целостной души. Тот факт, что эти четыре категории психических явлений входят в состав одной личности, ничуть не доказывает, что эта личность существует в действительности как нечто самостоятельное, независимо от своих частей, точно так же, как куча зерен не представляет собою ничего, кроме самих этих зерен.

    Среди самой буддийской общины с течением времени возникли споры о том, как понимать учение об условном существовании личности. Одна из школ, на которые распался первоначальный буддизм, школа Ватсипутриев, склонялась к тому, что совершенно отрицать всякое единство между элементами личности все-таки нельзя. Вполне примыкая к общему и основному буддийскому учению о несуществовании души, эта школа все же склонялась к тому, что можно допустить некоторую, хотя бы и относительную реальность личности (пудгала) как сочетания элементов данного лица в определенное мгновение. Личность, говорила она, не отличается от элементов, из которых она состоит, но и не вполне им равняется, она представляет собою некоторое бытие, обусловленное одновременным бытием элементов, из которых она состоит.

    В полемике против этой скромной, робкой попытки допустить некоторую самостоятельность личности известный буддийский философ Васубандху говорит: "Прежде всего следует решить вопрос о том, какого рода бытие приписывается личности, или душе, указанной школой Ватсипутриев: действительное, реальное бытие, или же бытие только относительное. Но что же такое бытие действительное и что такое бытие относительное? Если что-либо существует само по себе как отдельный элемент, то оно имеет реальное бытие, как, например, цвет и другие основные элементы материи и духа. Если же что-либо представляет собою сочетание таких элементов, то это бытие условное, или относительное, например, молоко, состоящее из разных элементов и отдельно от них не существующее. Из этого следует, что если приписывать личности или душе истинное бытие, то она должна иметь свою отдельную от прочих элементов сущность и отличаться от них так же, как они отличаются друг от друга. Во-вторых, если душа существует, то она должна иметь и свою причину, свой особый источник бытия, отличающийся от источника, из которого происходят элементы. Если этого нет, если душа не возникает в процессе жизни из какого-нибудь предшествующего бытия, то она будет бытием вечным и неизменным, а это противоречит основоположениям, принятым всеми буддистами, в том числе и указанной школой Ватсипутриев. Признавать вечное бытие души есть взгляд еретический, недопустимый для буддизма. Кроме того, душа вечная и неизменная не могла бы иметь никакой действительности или актуальности, ибо актуально, т. е. действенно, только то, что изменяется. Если же указанная школа Ватсипутриев, наоборот, приписывает душе лишь условное бытие как привычное обозначение элементов, входящих в состав личности, то с этим я вполне соглашаюсь и говорю: да! это так!".

    Теперь, когда мы знаем, как следует понимать буддийское учение о том, что "души нет", мы в состоянии объяснить одно кажущееся противоречие, которое всегда служило камнем преткновения для европейских ученых и которое они были готовы отнести на счет нелогичности индийского ума вообще. Противоречие состоит в том, что наряду с отрицанием существования души Как бы признается переселение душ. Между тем, при надлежащем понимании обоих учений, между ними никакого противоречия нет, и приходится признать, что в них проявился не недостаток логичности индийского ума, а напротив, его несомненное превосходство. Индиец не представлял себе, что со смертью какого-нибудь лица его духовный мир может просто исчезнуть без всякого следа или сразу перейти в вечность. Нет! подобно тому как тело наше после смерти сгниет, т. е. превратится в землю, в которой наука видит те же элементы, те же атомы, из которых состояло живое тело, точно так же и духовный мир наш, и прежде всего элемент сознания, не исчезнет из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявится вновь в другой форме и в другом месте. Во всем мироздании господствует везде закон причинности. За каждым мгновением в бытии какого-нибудь элемента или группы элементов следует с необходимостью новое мгновение и т. д., процесс этот не имеет ни начала, ни конца. Мгновение смерти или наступления новой жизни есть выдающееся, важное событие в единообразной смене мгновений, но все-таки это лишь отдельное мгновение в целой цепи таких отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Перед ним было мгновение предшествовавшее, и после него будет неизбежно следующее мгновение того же потока сменяющихся элементов. Дитя рождается и в первые же мгновения своего бытия, или, как говорят буддисты, перерождения, протягивает губы к материнской груди, производит целый ряд целесообразных движений. Очевидно, что его психический мир не явился из ничего, он при рождении представляет собою лишь следующее мгновение для целого ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому в свою очередь предшествовали отдельные частицы материи. И в этом смысле это не рождение, а перерождение. В своей научной, философской форме закон перерождения душ есть не что иное, как факт душевной преемственности, его можно просто назвать законом наследственности, не оставляя, конечно, без внимания всей той разницы, которая внесена в это понятие успехами нашего естествознания. Подобно тому как буддист допускает употребление слов душа и личность в условном, привычном для людей смысле, точно так же он условно говорит о перерождении одного и того же лица, хотя в действительности всякое перерождение есть уже новое лицо, или, выражаясь еще точнее, совершенно новое собрание элементов, связанное, однако, со своим прошлым неизбежным законом причин и следствий. Сам Будда в своих проповедях любил пользоваться языком обыкновенных людей, в целях поучения он любил говорить о своих собственных прежних существованиях, о былых и будущих перерождениях учеников своих и прочих людей. Если при этом помнить, что это лишь описательное выражение, под которым скрывается глубокая и тонкая теория развития жизни и ее элементов в сторону конечного идеала, то никакого противоречия между учением о несуществовании души и так называемым переселением душ - нет.

    Не препятствует также это учение, как увидим в дальнейшем, обоснованию нравственного идеала буддизма.

    Окончание читайте в следующем Выпуске.


    3.2. Вавилон: последняя монархия Месопотамии

    После паления Ниневии мидяне отошли, чтобы закрепить свои завоевания в Восточной Анатолии, оставив правителю Вавилонии полный контроль над Ассирией. Однако в течение некоторого времени Набопаласар вынужден был направлять все свои усилия на возрождение экономики Южной Месопотамии и восстановление городов, оказавшихся заброшенными во время господства Ассирии. Основную угрозу новоприобретенным ассирийским провинциям представляли египтяне, которые уже основали военное поселение на переправе через Евфрат у Каркемиша. Именно наследному царевичу Навуходоносору пришлось столкнуться с войсками египтян в попытке отвоевать у них города Северной Сирии. Навуходоносору сопутствовала удача, но и когда он стал царем, ему пришлось вести постоянные войны для защиты торговых путей, от которых зависело благополучие Вавилона. Как раз во время мирных передышек он старался завершить дело, начатое еще его отцом, Набопаласаром: заново отстроить древние шумерские города. Целый ряд грандиозных общественных зданий и крепостей Вавилона, раскопанных в наше время, по большей части датируется периодом правления Навуходоносора, планы которого осуществлялись с большим размахом и изобретательностью.

    Последний правитель независимого Вавилона - Набонид - полная противоположность Навуходоносору: его странное поведение и частые отлучки из царства до сих пор в значительной степени остаются загадкой для историков. Помимо того что вместе Мардука - этого древнего покровителя Вавилона - он поклонялся богу Сину, культ которого процветал в Харране, недавно найденные надписи содержат сообщение о его продолжительном и совершенно необъяснимом пребывании в Центральной Аравии. Вулли идентифицировал группу находок в Уре как часть коллекции древностей Набонида.

    Во время правления Набонида политические события в Вавилоне развивались под знаком грандиозного расширения Персидской империи, находившейся тогда под властью ее первого великого правителя. В 539 г. до н.э. войска Кира II, поддержанные отложившимися народами Ассирии, пошли на Вавилонию. На пограничные укрепления были спешно переброшены отряды, которыми руководил царевич (Валтасар - по Ветхому Завету), обычно замещавший Набонида во время долгих отлучек; однако укрепления были скоро разрушены, а через несколько дней сам Вавилон почти без всякого сопротивления сдался персидской армии [Геродот, I, 191 и сл.; Ксенофонт. "Киропедия" VII, гл. V, 10; 193]. По указанию Кира захватчики избегали насилия и старались убедить население города принят нового правителя как своего рода "освободителя". Так странно завершились три тысячелетия самостоятельности Месопотамии.

    Мы располагаем тремя различными источниками информации о Вавилоне в последние годы его независимости. Один из них содержится в письменных текстах самых нововавилонских правителей, он включает и собственный рассказ Навуходоносора о том, как он отстроил город. Вместе с тем начиная с VI в. до н.э. появляется новая форма свидетельств - сообщения очевидцев, путешественников того времени, посетивших Вавилон. Что же касается создателей Ветхого Завета, то их сообщения по этому поводу не слишком обширны; кроме того, их краткое и неприятное знакомство с городом едва ли могло способствовать объективным наблюдениям. С греческими же писателями-путешественниками дело обстоит совсем иначе. Геродот и в меньшей степени Ктесий оставили нам подробные описания не только самого города и его построек, но также "нравов и обычаев" вавилонян [Геродот I, 178 и сл.; 119].

    Применение сообщения такого рода были несомненно доступны в XIX в. первым исследователям руин города, начиная с Клавдия Джеймса Рича. Однако настоящие раскопки здесь начались лишь на рубеже XIX и ХХ вв., когда Роберт Кольдевей и его немецкие сподвижники начали проводить в этом месте систематические исследования, продолжавшиеся 14 лет. Итоги этих раскопок составляют третий и, вне всякого сомнения, важнейший источник нынешних знаний о Вавилоне отчеты Кольдевея см. в "Mitteilunger der Deutschen Orient Gesellschaft" 1899-1932).  <...>

    <...> Интерес Кольдевея вначале не ограничивался только руинами нововавилонского города. Он надеялся найти под ним остатки города II тысячелетия до н.э., который был столицей империи Хаммурапи. Однако к концу своей первой экспедиции Кольдевей понял, что из-за высокого уровня грунтовых вод здесь его ждет неудача. Поэтому он решил расширить масштабы своих раскопок на всю площадь более позднего города в надежде выявить большую часть его планировки. Это, разумеется, требовало его постоянного присутствия на городище - присутствия, прерывавшегося лишь кратковременными поездками на родину.

    Некоторое представление о грандиозном масштабе вавилонских укреплений VI в. до н.э. можно составить по сообщению Геродота. Он дает полное описание их конструкции и назначения, а также обмеры, которые оказались довольно точными. <...>

    Город

    Древний "внутренний город" можно увидеть теперь на правом берегу Евфрата. Он представляет собой неправильный квадрат со сторонами более мили каждая. Во время правления Навуходоносора эти стены были продолжены, включив в себя обширную площадь на западном берегу реки, так что квадрат превратился в прямоугольник, большие стороны которого простирались на 1,5 мили. В западном секторе раскопки ограничивались зондированием, благодаря которому стало возможным установить протяженность стен и составить некоторое представление о планировке улиц. В остальном работы сосредоточивались в более старой части города на востоке; здесь велось тщательное изучение крепостных сооружений, которые представляли собой двойные стены; толщина внутренней стены достигала 6,5 м, она была выше наружной, имевшей толщину около 3,7 м. Обе стены были построены из высушенного на солнце кирпича и укреплены башнями, верхние площадки которых, видимо, нависали над зубчатой парапетной стеной с бойницами. По сообщению Геродота, пространство между стенами использовалось для дороги военного назначения, проходившей на уровне парапета. Перед внешней стеной был ров шириной от 20 до 80 м; ров отходил от реки и возвращался к ней с другой стороны. "Гребень", или внутренний склон, рва был выложен стенкой из обожженного кирпича, скрепленного битумом. Кольдевей нашел также подтверждение свидетельству Геродота о том, что "в ров свободно входили лодки и суда всякого рода"; со стороны главных ворот через ров, вероятно, был перекинут мост. В общей сложности ворот было девять, они были названы именами богов-покровителей городов, к которым вели дороги из Вавилона. У ворот были внешние помещения для часовых и просторные внутренние покои привратников. Четверо ворот было раскопано.

    Всю систему внутренних укреплений сооружали Набопаласар и Навуходоносор в 625-562 гг. до н.э. Вдоль восточного берега реки, в том месте, куда спускались к воде улицы, Набонид построил позднее новую стену с большой пристанью.

    Главный дворец вавилонских царей был расположен в северо-западном углу старого города - там, где городские стены были дополнительно защищены массивным бастионом, стоящим напротив реки и внешней цитадели. Именно здесь пролегала и "священная дорога", которая вела с севера сквозь знаменитые Ворота Иштар во внутренний город, где становилась основной транспортной артерией. Эта "Аллея процессий", по которой во время новогоднего празднества проносили статуи богов, шла на .г вдоль восточной стены дворца, пересекала канал Либил-хегалла и затем огибала стены, окружавшие внутреннюю часть зиккурата, Этемеанки. В центре города дорога сворачивала на запад, оставляя слева огромный храм Мардука, Эсагила, затем спускалась к Евфрату, пересекала его по мосту, опиравшемуся на пять каменных столбов, и оказывалась в западном секторе города [Геродот I, 186].

    Наконец, следует упомянуть и внешний пояс крепостной стены, который образовывал продолжение города на восточном берегу. Это мощное обнесенное рвом укрепление было сооружено для защиты на севере "летнего дворца" Навуходоносора; его канал соединялся с рекой южнее внутреннего города. Предполагают, что это укрепление должно было дополнять внешний треугольник на западном берегу реки, - так, чтобы разросшийся город продолжал оставаться квадратом; однако нет никаких свидетельств тому, что это было когда-либо сделано. Две меньшие стороны ныне существующего треугольника имеют по 2,5 мили каждая, так что полный квадрат должен был занимать площадь в 6, 27 кв. миль.

    Окончание читайте в следующем Выпуске.


    4. Тексты

    Поучительные истории

    Благословения

    Один святой раздавал свои благословения разным людям.
    Первым он повстречал мальчика - принца. Он сказал ему: Раджа Путра - мой дорогой царевич - Чаранджива - не умирай никогда, живи вечно.
    Затем он увидел одного брахмачари, ученика Ду и сказал ему: Ма Джива Муни Путрака - ты ученик святого человека - не живи, сейчас же умри.
    Следующего, кого он встретил, был святой и он дал ему благословение Джива Ва Мара Ва Садхо. Садху - значит святой - ты можешь жить или умереть - как тебе захочется.
    И он также встретил мясника и сказал ему: Ма Джива Ма Мара Или - ты не живи и не умирай.
    Что же означают эти благословения?
    Царевич получил благословения жить вечно, поскольку его счастье жить в роскоши будет продолжаться лишь в этой жизни. Следующая жизнь его будет ужасной.
    Что касается брахмачари, сына Муни, он совершает аскезы, постится и живет простой жизнью, не очень-то удобной и приятной. Мудрец ему сказал - умри, потому что благодаря своему благочестию он возвысил себя и если он умрет, то сразу отправится на Ваикунтху. Поэтому чем скорее он умрет, тем лучше.
    Святому вайшнаву он сказал - живешь ты или нет - все едино. Ты служишь Кришне в этой жизни и когда ты умрешь, ты будешь служить Кришне непосредственно.
    Что же касается мясника, - не живи и не умирай, ты живешь в таких отвратительных условиях, ты убиваешь каждый день, это просто невыносимая жизнь, но если ты умрешь - то отправишься в темнейшие области ада. Так что живешь ли ты или умираешь - для тебя все ужасно. Не живи и не умирай.

    История о смиренном нищем, который пришел к царю

    Однажды смиренный нищий постучал в ворота царского дворца, царю доложили об этом и он решил посмеяться над простаком. Он приказал привести нищего в царские покои, а другому слуге он приказал принести огромную золотую пустую тарелку. Когда все было исполнено, царь решил "угостить" нищего по-царски: он дал ему пустую тарелку и сказал: "Угощайся, дорогой, здесь так много яств, фрукты, овощи - видишь? Ешь, не стесняйся".
    Нищий сказал: "Да, вижу, огромное спасибо, царь-батюшка, ты очень милостив ко мне".
    Чтобы не беспокоить царя, он стал делать вид, что принял его угощение, изображал, что он ест все эти воображаемые фрукты, а царь просто еле сдерживался, чтобы не расхохотаться над этим глупцом...
    - Как тебе понравился обед? Может быть тебе что-то добавить?
    - Не знаю, я полностью завишу от твоей воли, мой дорогой царь.
    - Ну хорошо, я подарю тебе дворец и слуг.
    Царь показал в сторону леса и стал расписывать, как будто там стоит прекрасный дворец:
    - Это все тебе.
    - Спасибо, дорогой царь - ты очень добр ко мне.
    Царь похлопал нищего по спине:
    - Ну давай, иди, наслаждайся.
    Он выпроводил нищего, закрыл за ним дверь и досыта насмеялся.
    Однако, чем больше царь думал обо всем произошедшем, тем больше менялось его мнение. Его смущало, правильно ли он обошелся с этим нищим, который вел себя очень достойным образом. Он стал осознавать, что просто издевался над ним. Когда его сердце полностью оттаяло, он пригласил слугу и приказал ему найти этого нищего и привести во дворец.
    Когда его привели, нищий спросил: "Дорогой царь, что ты от меня хочешь? Я все это время наслаждался в подаренном тобою дворце".
    И царь сказал ему: "Ты такой хороший человек, я хочу подарить тебе настоящий дворец и настоящих слуг и богатства". И он действительно сделал его очень богатым и подарил роскошный дворец.
     


    5. Религиоведческий словарь

    Камлание (от тюрк. кам - шаман, англ. shamanistic ecstatic seance, нем. Schamanieren, фр. chamanisation, action de chamaniser) - шаманский обряд, суть которого в том, что шаман в состоянии экстаза вступает в общение со своими духами-помощниками. Обычно считается, что духи вселяются в шамана, полностью подчиняя его своей воле, руководят поступками шамана и говорят его устами. С помощью духов шаман совершает путешествие в иные миры: верхний (небесный), нижний (подземный), средний (отдаленные земли). По ходу обряда шаман словами, музыкой, движениями и обрядовыми атрибутами изображает свое путешествие, рассказывая присутствующим обо всем, что видит и делает его душа. Цели К. разные: выяснение и устранение причин болезни, поиски пропавших вещей и людей, обращение к божествам с просьбой помочь в охоте, проводы души умершего в загробный мир и т. п. К.- главный из обрядов, совершаемый Шаманом; от того, сколь искусно он его проводит, зависит авторитет шамана в коллективе. К.- термин, вошедший в науку в связи с сибирским шаманством, но его применение к шаманству других регионов правомерно.
     

    (Н. Л. Жуковская, см.: Литература)

    6. Литература

    2. Классики религиоведения: Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии// Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М., Аспект-Пресс, 1996. С. 196-198.
    3. Религии:
    3.1. Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1989. С. 224-230.
    3.2. Ллойд С. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания). Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесл. Н.Я. Мерперта. М., гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1984. С. 230-235.
    5. Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. -
    М., Наука, 1993. С. 101.
    См. также:
    Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев//Сборник МАЭ Л., 1924. Т. 4. Вып. 2.
    Басилов В. Н. Избранники духов. М. 1984.
    Михайловский В. М. Шаманство. Сравнительно-этнографические очерки. М., 1892.
    Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984.
    Широкогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки  историко-филологического факультета. Владивосток, 1919. Вып. 1.


    7. Обзоры

    Буддизм:
    Виртуальная Уддияна. Первый в России сайт, целиком посвященный буддийской литературе и буддийскому книгоизданию.
    http://welcome.to/uddiyana

    Индуизм:
    Шри Рамакришна Парамахамса. Духовный Учитель, живший на Земле в 1836 - 1886 годах, в Индии. Его беседы, ссылки.
    http://chat.ru/~om_guru/

    Город, где родился Кришна.  Вриндаван - это то место, где пять тысяч лет тому назад провел свои детские годы Кришна.
    http://www.india.ru/impres/vrindavan

    Иудаизм:
    Еврейская Тверь. Еврейские организации г. Тверь. Тверское Еврейское религиозное объединение современного Иудаизма. Женский клуб "Има", семейный клуб "Еврейский дом" и др.
    http://www.tverehudit.boom.ru

    Христианство:
    Сайт Патрика Баррета. Греческая Церковь Истинно-Православных Христиан
    http://gnisios.narod.ru

    Греко-Российская Церковь Истинно-Православных Христиан. Сайт о. Андрея Сиднева
    http://holyrussia.narod.ru

    Христианские ресурсы. Небольшой каталог по христианским ресурсам в интернете.
    http://www.angelfire.com/sk/rayisa

    Разное:
    Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
    http://www.hist.msu.ru/ER/


    8. Новости

    Администрация города Нижнего Новгорода
    Департамент по связям с общественностью,  конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству

    Пресс-релиз 5 марта 2001

    Религиозные объединения, с которыми администрация города Нижнего Новгорода
    не рекомендует сотрудничать

    5 марта в Малом зале администрации города Нижнего Новгорода состоялась пресс-конференция "Религия в Нижнем Новгороде: итоги перерегистрации религиозных объединений".

    Организаторами пресс-конференции были: Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области и департамент по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Нижнего Новгорода.

    На конференции выступили: начальник отдела Главного управления МЮ РФ по Нижегородской области Алексей Евгеньевич Воронин, 1-й зам.директора департамент по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Н. Новгорода Игорь Валентинов и Симонов, доцент ННГУ Евгений Новомирович Волков √ всероссийски известный специалист по новым религиозным движениям.

    В России завершилась перерегистрация религиозных объединений. Данному, на первый взгляд, чисто административному событию, уделено большое внимание российских и зарубежных обозревателей, в Москве и других городах прошел целый ряд пресс-конференций, проведенных религиозными деятелями и правозащитниками. Причина состоит в том, что перерегистрация знаменует собой реальное вхождение в действие Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", который после долгих
    дискуссий, сопряженных, в том числе с заявлениями Римского папы и американских сенаторов, после отклонения первоначального проекта Закона Президентом РФ был принят осенью 1997 года.

    Нижегородский регион и его областной центр отличаются высоким тонусом религиозной жизни, количество зарегистрированных и прошедших перерегистрацию религиозных объединений (497) в нашем регионе больше, чем в целом ряде областей и республик со сравнимой численностью населения. В областном центре прошли перерегистрацию 47 религиозных организаций, здесь находятся руководящие межрегиональные центры нескольких конфессий (евангельских христиан-баптистов, христиан-адвентистов седьмого дня,
    христиан веры евангельской). По количеству действующих православных объединений (400) область находится на втором месте в России после Московского региона, "обгоняя" даже Санкт-Петербургский регион.

    Алексей Воронин рассказал об итогах перерегистрации, причинах в отказе перерегистрации для единственной в области религиозной организации области (речь идет только об одном объединении √ Ассоциация Святого Духа за объединение мирового Христианства), об особенностях религиозной ситуации в области и областном центре.

    1-й зам.директора департамента по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Н. Новгорода Игорь Симонов огласил названия религиозных объединений, действующих в областном центре, с которыми администрация города не рекомендует сотрудничать органам муниципальной власти, муниципальным учреждениям образования и культуры независимо от факта их регистрации. Это связано с негативной репутацией данных религиозных организаций
    как в России, так и за рубежом, жалобами граждан на данные религиозные организации.

    Речь идет о следующих объединениях: Свидетели Иеговы; ассоциация Святого Духа за объединение мирового Христианства (другие названия : Церковь Объединения, сторонники проповедника Сан Мен Муна, "мунисты") и их дочерние организации "Федерация семей за мир во всем мире", "Федерация женщин за мир во всем мире■, студенческая организация CARP; Церковь Христа (другие названия: Московская Церковь Христа, Бостонское движение); Церковь Божией Матери Державная (прежние названия: Богородичный Центр, Марианская Церковь, Собор Святой Руси и др.); Церковь Третьего Завета (сторонники Виссариона √ "Христа"); Великое Белое Братство Юсмалос (Белое братство, сторонники Марины Цвигун); Рэйки Кадуцей ("Межгалактический Центр Иерархии Света"), саентология (в Н. Новгороде представлена организацией Нижегородский центр "Дианетика"), организация "Живой поток" (другие названия: "Свидетели Ли", "Свидетели Уитнесса Ли"), различные течения т.н. "Истинно Православной Церкви" (в Н. Новгороде действует три данных течения, руководители которых называют себя "епископ Нижегородский и Ардатовский", "епископ Нижегородский и Зименковский", третье течение не признает никаких епископов).

    И. Симонов считает, что оглашение данного списка не является нарушением принципов религиозной свободы, он отметил, что подобная практика (объявление, с каким организациями государственные и муниципальные органы не намерены сотрудничать, несмотря на их официальную регистрацию) существует в Германии, Франции, Греции и др. странах. Необходимо различать право каждого человека на исповедание любой религии и вопрос о том, должны ли государственные и муниципальные органы содействовать расширению деятельности того или иного религиозного объединения.

    Евгений Волков рассказал об особенностях деятельности религиозных объединений, имеющих репутацию "тоталитарных сект", "деструктивных культов".

    Материал предоставлен И. Симоновым.



    9. Почта Упельсинке
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------
    Добрый вечер.
    Попробовал подписаться на Вашу рассылку, надеюсь информация будет
    очень полезной. Немного о себе. Учусь в аспирантуре МГУ, на кафедре
    религиоведения... получил историческое образование и изучал языки РПУ.
    С уважением Олег.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------
    Мне всегда особенно приятно, когда мои коллеги читают рассылку. И я очень надеюсь, что информация рассылки послужит для пользы не только религиоведов, но и  всех читателей, независимо от их образования.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------
    Добрый день, уважаемая Упельсинка!
    Хочу предложить на всеобщее обозрение информацию о Молоканах: http://chat.ru/~nixlevius55/molokan.htm
    Юра.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------
    Спасибо всем за присланные материалы и ссылки - некоторые из них также вошли в Обзоры сайтов о религии.

    Жду Ваших писем с отзывами и предложениями!


    Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

    Упельсинка.

    UPELSINKA - Upelsinka's Page

    e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru


    Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
    Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
    Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru
    Зеркало сайта Упельсинкина страница - http://upelsinka.narod.ru


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Поиск

    В избранное