Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 75


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  75

18 мая 2001 г.

 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2.  Классики религиоведения. З. Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии (окончание)

3. Религии. Истоки митраизма (продолжение)

4. Тексты. Литература Месопотамии. Заклинания-молитвы

5. Религиоведческий словарь. Метемпсихоз. Мировые религии

6. Литература

7. Обзоры сайтов о религии

8. Новости религиоведения

9. Диалог с Листа. Размышления о зайцах

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Временно режим выхода рассылки изменен. Майские Выпуски рассылки по-прежнему выходят 1 раз в неделю.

Немного новостей. Новости Упельсинкиной страницы. Отредактированы разделы:

Обзоры/Христианство/Разное
Обзоры/Другие религии
Обзоры/Разное

Все изменения Вы сможете увидеть в понедельник, 21 мая 2001 г.

Событие, не имеющее никакого отношения к религиоведению, но чрезвычайно близкое по духу автору рассылки:
 
Легендарный блюзовый гитарист Юрий Наумов снова в России! 
Концерты в Москве (12, 13 и 19.05), Киеве (17.05), Новосибирске (25.05), Челябинске (27.05). Подробности читайте на сайте www.russianblues.com

В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. Раздел Классики религиоведения - Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. Окончание статьи З. Фрейда Боязнь инцеста (Начало - см. Выпуск 72 от 30.04.2001). Раздел Религии - Истоки митраизма (по кн. Франца Кюмона "Мистерии Митры") - продолжение (Начало - см. Выпуск 72 от 30.04.2001). Раздел Тексты - образцы вавилоно-ассирийской словесности - заклинания-молитвы. Религиоведческий словарь - понятия Метемпсихоз и Мировые религии . Литература и Обзоры сайтов о религии - постоянные разделы Рассылки. Новости религиоведения - раздел, в котором Вы сможете найти новости о разных событиях религиозной жизни. Раздел Диалог с Листа содержит фрагменты наиболее интересных бесед участников Упельсинкиного Со-Дружества. В конце Выпуска - Почта Упельсинке.


2. Классики религиоведения

Зигмунд Фрейд.

Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии.

Боязнь инцеста.

(Окончание. Начало читайте в Выпусках 72 (30.04) и 74 (11.05) )

Самое распространенное и самое интересное для цивилизованных народов "избегание" касается ограничений общения между мужчиной и его тещей. Оно распространено повсюду в Австралии, а также настолько в силе у меланезийских, полинезийских и негритянских народов, насколько распространены следы тотемизма и группового родства, и, вероятно, имеет еще большее распространение. У некоторых из этих народов имеются подобные же запрещения безобидного общения женщины с ее свекром, но все же они не так уже постоянны и не так серьезны. В отдельных случаях и тесть, и теща становятся предметом "избегания".

Так как нас меньше интересует этнографическое распространение, чем содержание и цель избегания тещи, то я и в этом случае ограничусь сообщением немногих примеров.

На Банковых островах эти запреты очень строги и мучительно точны. Мужчина должен избегать своей тещи так же, как и она его. Если они случайно встречаются на тропинке, то женщина отходит в сторону и поворачивается к нему спиной, пока он не пройдет, или же то же самое делает он.

В vanna Lava (Port Patteson) мужчина не должен проходить даже берегом моря за своей тещей раньше, чем прилив не смоет следов ее ног на песке. Но они могут разговаривать друг с другом на известном расстоянии. Совершенно исключается возможность того, чтобы он когда-нибудь произнес имя своей тещи или она - зятя.

На Соломоновых островах мужчина со времени женитьбы не должен не смотреть на свою тещу, ни разговаривать с ней. Когда он встречается с ней, то делает вид, как будто не знает ее, и изо всех сил убегает, чтобы спрятаться от нее.

У зулусов нравы требуют, чтобы мужчина стыдился своей тещи, чтобы он всячески старался избегать ее общества. Он не входит в хижину, в которой она находится, и, если они встречаются, то он или она уходят в сторону, так что она прячется в кусты, а он прикрывает лицо щитом. Если они не могут избежать друг друга и женщине не во что закутаться, то она привязывает хотя бы пучок травы вокруг своей головы, чтобы выполнить необходимую церемонию. Общение между ними происходит или через третье лицо, или они могут, крича, разговаривать друг с другом на известном расстоянии, имея между собой какую-нибудь преграду, например, стены крааля. Ни один из них не должен произносить имени другого.

У Basoga, негритянского племени в области истоков Нила, мужчина может разговаривать со своей тещей только тогда, когда он в другом помещении дома и не видит ее. Этот народ, между прочим, так боится кровосмесительства, что не оставляет его безнаказанным даже у домашних животных.

В то время, как цель и  значение других "избеганий" между родственниками не подлежит сомнению и понимаются всеми наблюдателями, как предохранительные меры против кровосмесительства, запретом, касающимся общения с тещей, некоторые придают ему другое значение. Вполне естественно, что кажется непонятным, почему у всех этих народов имеется такой большой страх перед искушением, воплощенным для мужчины в образе уже немолодой женщины, хотя в действительности и не матери его, но такой, какая могли бы быть его матерью.

Это возражение выдвигалось и против взгляда Fison'a, обратившего внимание на то, что некоторые системы брачных классов имеют в этом отношении пробел, допуская теоретически брак между мужчиной и его тещей; поэтому и явилась необходимость в особенном предупреждении этой возможности.

Сэр J. Lubbock сводит в своем сочинении "Происхождение цивилизации" поведение тещи по отношению к зятю к существовавшему когда-то браку посредством похищения (marriage by capture). "Пока имело место похищение женщин, возмущение родителей должно было быть достаточно серьезным. Когда от этой формы брака остались только символы, было символизировано также возмущение родителей, и этот обычай сохранился после того, как происхождение его забылось". Crawley'ю легко было показать, как мало это объяснение соответствует деталям фактического наблюдения.

E.B. Tylor полагает, что отношение тещи к зятю представляет собой только форму "непризнания" (cutting) со стороны семьи жены. Муж считается чужим до тех пор, пока не рождается первый ребенок. Однако помимо тех случаев, когда последнее условие не уничтожает запрещения, это объяснение вызывает возражение, что оно не объясняет распространения обычая на отношение между тещей и зятем, т.е. не обращает внимания на половой фактор, и что оно не считается с моментом чисто священного отвращения, которое проявляется в законе об избегании.

Зулуска, которую спросили о причине запрещения, дала с большой четкостью ответ: "нехорошо, чтобы он видел сосцы, вскормившие его жену".

Интересно, что отношение между зятем и тещей составляет и у цивилизованных народов слабую сторону организации семьи. В обществе белых народов Европы и Америки хотя и нет больше законов об избегании, но можно было бы избежать многих ссор и неприятностей, если бы такие законы сохранились в нравах и не приходилось их снова воскрешать отдельным индивидам. Иному европейцу может показаться актом глубокой мудрости, что дикие народы, благодаря закону об избегании, сделали наперед невозможным возникновение несогласия между этими лицами, ставшими такими близкими родственниками. Не подлежит никакому сомнению, что в психологической ситуации тещи и зятя существует что-то, что способствует вражде между ними и затрудняет совместную жизнь. То обстоятельство, что остроты цивилизованных народов так нередко избирают своим объектом тему о теще, как мне кажется, указывает на то, что чувственные реакции между зятем и тещей содержат еще компоненты, резко противоречащие друг другу. Я полагаю, что это отношение является, собственно говоря, "амбивалентным", состоящим из нежных и враждебных чувств.

Известная часть этих чувств совершенно ясна: со стороны тещи - нежелание отказаться от прав на дочь, недоверие к чужому, на ответственность которого предоставлена дочь, тенденция сохранить господствующее положение, с которым она сжилась в собственном доме. Со стороны мужа - решимость не подчиняться больше ничьей воле, ревность к лицам, которым принадлежала до него нежность его жены, и - last not least - нежелание, чтобы нарушили его иллюзию сексуальной переоценки. такое нарушение чаще всего происходит от черт лица тещи, которые во многом напоминают ему дочь и в то же время лишены юности, красоты и психической свежести, столь ценных для него у его жены.

Знание скрытых душевных движений, которое дало нам психоаналитическое исследование отдельных людей, позволяет нам прибавить к этим мотивам еще другие мотивы. В тех случаях, где психосексуальные потребности женщины в браке и в семейной жизни требуют удовлетворения, ей всегда грозит опасность неудовлетворенности, благодаря преждевременному окончанию супружеских отношений и монотонности ее душевной жизни. Стареющая мать защищается от этого тем, что она живет чувствами своих детей, отождествляет себя с ними, испытывая вместе с ними их переживания в области чувств. Говорят, что родители молодеют со своими детьми; это в самом деле одно из самых ценных психических преимуществ, которые родители получают от своих детей. В случае бездетности отпадает одна из лучших возможностей перенести необходимую резиньяцию в собственном браке. Это вживание в чувство дочери заходит в матери так далеко, что и она влюбляется в любимого мужа дочери, что в ярких случаях, вследствие сильного душевного сопротивления против этих чувств, ведет к тяжелым формам невротического заболевания. Тенденция к такой влюбленности у тещи, во всяком случае, бывает очень часто, и или это самое чувство, или противодействующее ему душевное движение присоединяется к урагану борющихся между собою сил в душе тещи. Очень часто на зятя обращаются неприязненные садистские компоненты любовного движения, чтобы тем вернее подавить запретные нежные.

У мужчины отношение к теще осложняется подобными же душевными движениями, но исходящими из других источников. Путь к выбору объекта обычно вел его через образ матери, может быть еще и сестер, к объекту любви; вследствие ограничений инцеста его любовь отошла от обоих дорогих лиц его детства с тем, чтобы остановиться на чужом объекте, выбранном по их образу и подобию. Место его родной матери и матери его родной сестры теперь занимает теща. Развивается тенденция вернуться к выбору первых времен; но все в нем противится этому. Его страх перед инцестом требует, чтобы ничто не напоминало ему генеалогии его любовного выбора; то обстоятельство, что теща принадлежит к актуальной действительности, что он не знал ее уже с давних пор и не мог сохранить в бессознательном ее образ неизменным, облегчает ему отрицательное отношение к ней. Особенная примесь раздражительности и обозленности к этой альмагаме чувств заставляет нас предполагать, что теща действительно представляет собой инцестуозное искушение для зятя подобно тому, как  другой стороны, нередко бывает, что мужчина сперва открыто влюбляется в свою будущую тещу прежде, чем его склонность переходит на ее дочь.

Я не вижу, что помешало бы предположить, что именно этот инцестуозный фактор взаимоотношений мотивирует избегание тещи и зятя у дикарей. Мы предпочли бы поэтому для объяснения столь строго  соблюдаемых "избеганий" этих примитивных народов, выраженное первоначально Fison'ом мнение, усматривающее в этих предписаниях только защиту против опять-таки возможного инцеста. То же относится ко всем другим "избеганиям" между кровными родственниками или свойственниками. Различие заключается в том, что в первом случае кровосмешение является непосредственным и намерение предупредить его могло бы быть сознательным; во втором случае, включающем также и отношение к теще, инцест был бы воображаемым искушением, передающимся посредством бессознательных промежуточных звеньев.

В  предыдущем изложении у нас не было случая показать, что, пользуясь психоаналитическим освещением, можно по-новому понять факты психологии народов, потому что боязнь инцеста у дикарей давно уже стала известной и не нуждается в дальнейшем толковании. К оценке ее мы можем прибавить утверждение, что она представляет собой типичную инфантильную черту и удивительное сходство с душевной жизнью невротиков. Психоанализ научил нас тому, что первый сексуальный выбор мальчика инцестуозен, направлен на запрещенные объекты - мать и сестру, - и показал нам также пути, которыми идет подрастающий юноша для освобождения от соблазна инцеста. Но невротик обнаруживает постоянно некоторую долю психического инфантилизма, он или не мог освободиться от детских условий психосексуальности или он вернулся к ним (задержка в развитии, регрессия). Поэтому в его бессознательной душевной жизни все еще продолжают или снова начинают играть главную роль инцестуозные фиксации либидо. Мы пришли к тому, что объявили основным комплексом невроза отношения к родителям, находящиеся во власти инцестуозных желаний. Открытие этого значения инцеста для невроза встречает, разумеется, общее недоверие взрослых и нормальных. Такое же непризнание ждет работы Otto Rank'a, все больше и больше убеждающие, насколько тема инцеста занимает центральное место в мотивах художественного творчества. и в бесконечных вариациях и искажениях дает материал поэзии. Приходится думать, что такое непризнание является, прежде всего, продуктом глубокого отвращения людей к их инцестуозным желаниям. Для нас поэтому важно, что на диких народах мы можем показать, что они чувствовали угрозу в инцестуозных желаниях человека, которые позже должны были сделаться бессознательными, и считали необходимым прибегать к самым строгим мерам их предупреждения.
 


3. Религии

Истоки митраизма

(по кн. Франца Кюмона "Мистерии Митры")

(Продолжение. Начало читайте в Выпусках 72 (30.04) и 74 (11.05) )

Безусловно, именно в период нравственного и религиозного брожения, вызванного македонскими завоеваниями, митраизм обрел более или менее определенную форму. К времени своего распространения в Римской империи он уже вполне сформировался. Его догматическая система, равно как и традиции богослужения, должны были иметь уже вполне устоявшийся вид с самого начала его проникновения сюда. К сожалению, мы не можем точно установить, в каком регионе и в какой момент маздеизм приобрел те черты, которые отличают его в Италии. Наше полное неведение относительно религиозных движений, потрясавших Восток в эпоху Александра, почти полное отсутствие прямых свидетельств по истории иранских сект на протяжении первых трех столетий до нашей эры служит основным препятствием к получению верного представления о развитии парсизма. Мы можем лишь попробовать выделить основные факторы, вызвавшие трансформацию культа малоазийских магов, и попытаться показать, как различные влияния в разных регионах по-своему изменяли его характер.

В Армении маздеизм слился с местными национальными верованиями и с некоторыми семитскими элементами, пришедшими из Сирии. Митра оставался одним из главных божеств в этой синкретической теологии, сложившейся под таким тройным влиянием. Как и на Западе, одни видели в нем божество огня, другие идентифицировали его с Солнцем, и с его именем связывались иноземные легенды. Рассказывали, что он родился от инцестуальной связи Ахура Мазды со своей собственной матерью или даже что его породила на свет простая смертная женщина. Мы не возьмемся настаивать на этих отдельных мифологемах, так же, как и на иных, аналогичных им. Особая смесь никак не связанных между собою доктрин, каковую представляет собой религия армян, по всей видимости, не имеет никакого отношения к митраизму, кроме частичной общности их происхождения.

В остальной части Малой Азии изменения, произошедшие в маздеизме, были гораздо менее глубокими, чем в Армении. Никогда не переставала ощущаться вражда между местными культами и той религией, адептам которой было угодно возводить себя к иранским корням. То частое учение, носителями которого являлись огнепоклонники, вряд ли могло быть совмещено с оргиями, справляемыми в честь возлюбленного Кибелы. Тем не менее в течение долгих столетий, которые маги-пришельцы прожили в мире среди автохтонных племен, некоторое сближение религиозных учений двух народов разумеется, должно было произойти. В Понте Митра изображается  на коне, как Мен, лунный бог, почитавшийся на всем полуострове. В другом месте его облекают в анаксириды (anaxyrides - брюки) с широким вырезом, напоминающие об увечье Аттиса. В Лидии пара Митра-Анахита превратилась в Сабазия-Анаит. Других местных богов удобно было отождествить с могучим язатом. По-видимому, жрецы этих малокультурных краев были вынуждены приводить свои народные божества в соответствие с теми богами, которым поклонялись правители и знать; но мы слишком мало знаем о религиях тех областей, чтобы иметь возможность установить, что дали они парсизму и что от него заимствовали. Поэтому мы лишь констатируем факт взаимного их влияния, не берясь измерить его глубины. Это влияние, сколь поверхностным ни желали бы его представить, несомненно, подготовило почву для того тесного союза между мистериями Митры и Великой Матери богов, который должен был впоследствии осуществиться на Западе. <...>

(Окончание читайте в следующем Выпуске)


4. Тексты

Литература Месопотамии

Заклинания-молитвы

"Скорбь, как воды речные..."

Из заклинаний

(Перевод В. Шилейко)

Скорбь, как воды речные, устремляются долу,
Как трава полевая, вырастает тоска,
Посреди океана, на широком просторе,
Скорбь, подобно одежде, покрывает живых;
Прогоняет китов в глубину океана,
В ней пылает огонь, поражающий рыб;
В небесах ее сеть высоко распростерта,
Птиц небесных она угоняет; как вихрь,
Ухватила газелей за рога и за уши
И козлов на горах взяла за руно,
У быков на равнине пригнула выи,
Четвероногих Шаккана убила в степи;
Над больным человеком в его собственном доме
Протянула она неуклонную сеть.
Мардук увидел его, и Эйе, отцу, в его дом вошел он и молвит:
"Отче, скорбь, как воды речные, устремляются долу,
Как трава полевая, вырастает тоска,
Посреди океана, на широком просторе,
Скорбь, подобно одежде, покрывает живых;
Прогоняет китов в глубину океана,
В ней пылает огонь, поражающий рыб;
В небесах ее сеть высоко распростерта,
Птиц небесных она угоняет, как вихрь,
Ухватила газелей за рога и за уши
И козлов на горах взяла за руно,
У быков на равнине пригнула выи,
Четвероногих Шаккана убила в степи;
Над больным человеком в его собственном доме
Протянула она неуклонную сеть".
Эйа ответил Мардуку-сыну:
"Сын мой, чего ты не знаешь, чему я тебе научу?
Мардук, чего ты не знаешь, чему я тебя научу?
Все, что знаю я, знаешь и ты.
Сын мой, Мардук, ступай к больному,
Его образ рукою нарисуй на земле;
Государь заболевший на свой образ да встанет,
К господину Шамашу до прострет свою длань.
Прочитай заклинанье, священное слово,
Над его головою воду пролей,
На него покропи ты заклятой водою,
Свою руку простри, свою руку простри:
Пусть проклятая скорбь, как вода, расточится, -
Как исчез его образ, пусть исчезнет с земли.
Царь сей пусть будет чист; пусть, как день, просияет,
В руки бога благого передай ты его".
 


"Хорошо молиться тебе..."

Заклинание молитва к Иштар

(Перевод В. Афанасьевой)

Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!
Видеть тебя - благо, воля твоя - светоч!
Помилуй меня, Иштар, надели долей!
Ласково взгляни, прими молитвы!
Выбери путь, укажи дорогу!
Лики твои я познал - одари благодатью!
Ярмо твое я влачил - заслужу ли отдых?
Велений твоих жду - будь милосердна!
Блеск твой охранял - обласкай и помилуй!
Сиянья искал твоего - жду от тебя просветленья!
Всесилью молюсь твоему - да пребуду я в мире!
Да будет со мною Шеду благой,  что стоит пред тобою!
Милость Ламассу, что за тобою, да будет со мною!
Да прибавится мне богатства,  что хранишь ты справа,
Добро, что держишь ты слева, да получу от тебя я!
Прикажи лишь - и меня услышат!
И что сказал я, так, как сказал я, пусть и свершится!
В здоровье плоти и веселье сердце веди меня ежедневно!
Продли мои дни, прибавь мне жизни!
Да буду жив я, да буду здрав я, твою божественность да восславлю!
Да достигну я моих желаний!
Тебе да возрадуются небеса, с тобою да возликует Бездна!
Благословенна будь богами вселенной!
Великие боги сердце твое да успокоят!

----------
Молитва поднятия рук перед Иштар.

Установить перед ликом Иштар курильницу с благовонным кипарисом, излить жертвенное пиво и трижды совершить поднятие рук.
 


Из заклинаний "Да отпустит"

(Перевод И. Клочкова)

Грех мой, как дым, да поднимется в небо.
Грех мой, как воды, да оставит тело.
Грех мой, как плывущая туча, над полем чужим да прольется.
Грех мой, как пламя, да погаснет.
Грех мой, как летучий огонь, да исчезнет.
Грех мой, как лук, да будет ободран.
Грех мой, как финик, да будет очищен.
Грех мой, как циновка, да будет распущен.
Грех мой, как битый горшок гончара,  на место свое да не вернется.
Грех мой, как черепок, да будет раздавлен.
Грех мой, как серебро-золото, с гор принесенные,  на место свое да не вернется.
Грех мой, как привозное железо, на место свое да не вернется.
Грех мой, как сладкие воды речные, на место свое да не вернется.
Грех мой, как вырванный тамариск, на место свое да не вернется.
Грех мой, как льющий ливень, на место свое да не вернется.
Грех мой птица да поднимет в небо, грех мой рыба да утянет в пучину.
 


5. Религиоведческий словарь

Метемпсихоз (греч.; англ. - metempsychosis, reincarnation; нем. - Reinkarnation, Seelenwanderung; фр. -metempsychose, reincarnation) - концепция переселения (перевоплощения) душ из одного тела в другое (человека, животного, иногда даже растение или предмет неживой природы), характерная для ряда философских систем древности (орфики, пифагорейцы), подробно изложенная Платоном, и многих ранних и развитых форм религии. В основе концепции М. лежит первобытный анимизм, наделявший душой все предметы и явления окружающего мира, сохранившийся в той или иной специфической форме во всех религиях мира. Особое развитие идея М. получила в философско-религиозной традиции Индии: в брахманизме, индуизме, буддизме, где она тесно переплетается с концепциями дхармы (следование по пути Закона, Учения, Истины) и кармы (личной ответственности каждого живого существа в новом перерождении за свои поступки в предыдущей жизни). Открыв для себя дхарму и руководствуясь кармой, человек становился сознательным, а не слепым звеном в цепи М. Последнее звено в этой цепи в индуизме - слияние с мировым абсолютом (растворение в божественном начале вселенной), в буддизме - нирвана.
 

(Л. Жуковская, см.: Литература)

 Мировые религии (англ. world religions, нем. Weltreligionen. фр. religion mondiale) - религии, широко распространившиеся в ходе истории среди народов разных стран и континентов. К М. р. принято относить буддизм, христианство и ислам. Помимо благоприятной политической ситуации и прочных экономических и культурных связей, успеху этих религий способствовала и специфика вероучений - утверждение их общечеловеческого характера и необходимости распространять единственно истинную веру. Как явствует из перечня С. р., монотеистическая концепция не является их обязательным признаком. Сегодня есть основания причислить к М. р. и индуизм, который приобрел немало последователей за пределами Индии. Размах религиозно-мистических исканий может выдвинуть в ряд М. р. и некоторые нетрадиционные религии.
 
(В. Н. Басилов, см.: Литература)

 
6. Литература

2. Классики религиоведения: З. Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. - СПб, Алетейя, 2000. С. 23-30.
3. Религии: Ф. Кюмон. Мистерии Митры. Пер. с фр. Цветковой С.О. - СПб: Евразия, 2000. С. 31-34.
4. Тексты: Когда Ану сотворил небо. Литература древней Месопотамии/ Пер. с аккад. Сост. В.К. Афанасьевой и И.М. Дьяконова. - М.: Алетейа, 2000. С. 263-264, 273-274, 291.
5. Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. - М., "Наука", 1993. С. 119-121.
См. также:
Reincarnation: The Phoenix Fire Mvstery/Compl. and ed. by J. Head and S. L. Crauson. N.Y., 1977.
Балагушкин E. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.
Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.


7. Обзоры сайтов о религии

Вайшнавизм:
Вриндавана. Иллюстрированный путеводитель по земле Кришны. Шесть Госвами Вриндаваны. Причины прихода Шри Чайтанья Махапрабху. Гаудия-вайшнавы. Изображения и фотографии Враджи.
http://gayatri.narod.ru/srivrindavana.htm

Трансцендентная галерея Международного общества сознания Кришны.
http://saturn.spaceports.com/~yadu/

Движение за возрождение ИСККОН. Документы, новости, статьи. Завещание Прабхупады.
http://www.joinirm.ru/

Славянское язычество:
Язычество. Поклонение природе и Роду. Религиозно-языческое значение избы славянина. О Книге Велеса и др. рубрики.
http://www.yazychestvo.ru/

Курган. Историко-культурный альманах по древней истории и культуре славянства. История, обычаи и традиции, искусcтво, религия и мировоззрение, книги.
http://www.rql.kiev.ua/kurgan

Разное:
Мегалиты Русской равнины. Изучение священных и культовых камней язычества. Материалы экспедиции А. Платова по Тульской губернии - схемы, фотографии, версии, открытия.
http://www.megalith.ru/articles/platov.shtml


8. Новости религиоведения

Среда, 16 мая 2001 г., НТВ.Ru

Петербургские неоязычники прославили Перуна

Необычным образом отметили петербургские язычники День победы, собравшись в Купчино, одном из районов Санкт-Петербурга, на Святилище Перуна.

Праздничный обряд "Слава Перуна" провел радарь Невского края Владимир Богумил II Голяков, глава религиозной общины "Схорон еж Словен", исповедующей "дохристианскую славянскую веру" "Родобожие".

В полдень облаченный в кольчугу поверх праздничного наряда из черного бархата с золотым шитьем Владимир Богумил в сопровождении помощников с мечом, двусторонним топором и молотом в руках, напутствовал собравшихся словами: "Пойдем той дорогой, которой пошли наши деды да прадеды в Божград, оставив жизнь временну и найдя жизнь вечную. Предстанем пред стопами всевечного родителя нашего Перуна".

Святилище Перуна представляет собой дубовое четырехликое изваяние Перуна, окруженное четырьмя бревнами, и находится на большом холме в жилом квартале Петербурга. По четырем сторонам света Святилище окружают "световиды" - сложенные из четырех шестиметровых бревен квадраты с камнями посередине, за которыми наклонно врыты в склон холма деревянные головы "стража-волка" Семаргла.

В обряде "Слава Перуна" участвовало около 70 язычников из общин Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Москвы, Запорожья, Киева и Новосибирска. Они совершили обход холма, поднялись вслед за радарем к деревянному пятиметровому Перуну, повторяя основы веры - "уставы дедовские".

Совершив хваление "богу единому всеродителю" Перуну, Владимир Богумил воткнул меч в бревно и полил его медом со словами: "Да будет меч твой ворогов сечь рода словенского!" Радарь принял от представителей общин "годовые присяги" Перуну и нарек новые имена десятку неофитов, призвав их "бояться топора Рода, ножа Семаргла, молота Перуна-времени, но не бояться всего остального".

Во славу Перуна были проведены парные поединки и командная "борьба за стержень". Победитель поединков зажег над "горюч-камнем" костер "в честь дедов, победивших готов, которые пошли на своих братьев кровных - славян".

"Пусть всем родам урок будет, - сказал Владимир Богумил, - как наши деды сломали хребтину немецкую, ибо нет у немцев другой дороги: либо ославяниться, либо - ославиться!"

"Славу Перуна" завершило заседание "Честного правления", на котором представители общин "Схорон еж Словен" из разных городов России и Украины обсудили с главным радарем текущие дела. Были приняты решения о назначении наместника Невского края, устройстве на ладожском берегу "Родовой твердыни Род-града и поселении туда четырех родов"; одобрено устройство "Святилища Триглава в Золотой Долине Приморского края".


4 мая 2001 г.,  Новости буддизма

Его Святейшество Далай-лама посетит республики Прибалтики

Его Святейшество Далай-лама посетит республики Прибалтики с 19 по 26 июня с.г. Его лекция в Риге будет сопровождаться также и русским переводом.

Желающие поехать в Ригу могут обратиться в Дригун Кагью центр Риги:  371 2584923 или sherab@junik.lv


18 мая 2001 г., Страничка профессора Торчинова

Материалы IV Конференции молодых ученых "Путь Востока"

На сайте Страничка профессора Торчинова добавлены материалы IV Конференции молодых ученых "Путь Востока":

1. Упрощенный вариант для чтения на сайте:
http://www.members.tripod.com/~etor_best/east_path.html
http://etor.h1.ru/east_path.html

2. Полный вариант для загрузки (архив zip):
http://www.members.tripod.com/~etor_best/east_path.zip
http://etor.h1.ru/east_path.zip


9. Диалог с Листа

(Упельсинкино Со-Дружество)

В предыдущих Выпусках рассылки  мною были процитированы диалоги с Листа на тему "Что такое секты?" (Выпуск 68 от 2.04) и "Объективно о себе?" (Выпуск 72 от 30.04). Темы Листа достаточно разнообразны. Иногда мы говорим о кошках. ;-)) А иногда речь идет о не менее приятных пушистых зверьках... Впрочем, смотрите сами.

Размышления о зайцах

 
Сомнительно, что люди в разных концах планеты люди "назначали" мистическими и делили на  "положительных" и "отрицательных" одних и тех же животных, и все без всякой причины.

Ирина


Почему без причины? Если исходить из родства индоевропейских народов и их верований, то представления сходны из-за своего родства. Хотя объяснить таким образом сходство, скажем, египетских и ацтекских религиозных символов я не берусь. Впрочем, если принимать гипотезу о происхождении человечества от ограниченного числа особей в некой локальной зоне (Адам и Ева в Эдеме), то никаких объяснений и не потребуется. А если искать причины, то как например объяснить КРАЙНЕ отрицательный образ зайца (что может быть безобиднее) у народов Европы (почти всех) и Ближнего Востока (табу на зайчатину в Ветхом Завете)?

Gies


Да, но американцы любят Братца Кролика, а они в большинстве своем изначально были выходцами из Европы, то бишь из Англии и Ирландии. Или было различие между кроликом и зайцем?

Ирина


Утилитарное:  деревьям  они  кору подгрызают (абсолютно с точки зрения человека  того  времени  нелепое,  варварское  действие, будто "специально вредят"), репу да морковь (а может еще чего) с огородов воруют <...> Мистическое: шерсть меняют, "косые",  движения угловатые - "нехорошие", "бесовские"  (на  кошачьи,  кстати,  похожие.  Так  же как кошки умеют моментально "исчезать", особенно кролики).

Дмитрий


Если упростить вопрос чистого и нечистого в ВЗ, то он сводится к примерно к следующей формуле: всякая смесь непонятна, а потому нечиста. Напр., нельзя носить шерсть с хлопчатой ниткой. Виссон должен быть чистый (100%). Возможно, это связано с концепций шалома (полноты). Примерно то же самое применимо к животному миру. Все, что роится или клубится (т.е. передвигается не по прямой или непонятным образом) - нечисто. Заяц, с одной стороны, жует жвачку (согласно Библии), а с другой стороны, лапы у него не как у животных, которым это положено делать (овцы). Он непонятен, а потому нечист.

Михаил


Очень просто, только если быть точным то в Левите речь идет и не зайцах и не
о кроликах. Это какой-то филогенетически-родственный зверь, хотя и, к
сожалению, я не помню точное название вида.

Александр


В книге Левит 11:6 словом "заяц" переведено ивр. слово "hа-Арневет". В настоящее время данный вид не существует.
А о возникновении слова "заяц" есть такая "агада" (= "...Кто верит "агаде" - глупец, а кто не верит - нет у того доли в Будущем Мире..."): Захотел царь Талмай (= Птолемей) что бы в его библиотеке был перевод Торы на греческий. Призвал он семьдесят (72?) еврейских мудрецов, дал им задание и посадил каждого в отдельную комнату, чтобы не могли мудрецы общаться друг с другом. Когда закончили мудрецы каждый свой перевод, сравнил их Талмай - и совпадали переводы слово в слово. И во всех переводах заменено было слово "арневет" на слово "заяц", т.к. была у Толмая жена по имени "Арневет", и не хотели мудрецы, чтобы воспринято это было как оскорбление.

Феликс


<...> По верованиям сахалинских нивхов (данные Колосовского А.С.), с помощью высушенной заячьей головки можно было вызвать дождь: находясь на воде, головку зайца волочили за лодкой, дождь требовался, чтобы утихомирить волну. Итак, заяц в верованиях был связан с небесной водой - дождем или, возможно, с грозой, которая сопровождается еще и небесным огнем.

У айнов, по данным Дж. Бэтчелора, с зайцем связан ряд мифологических представлений, верований, восходящих к тому, что когда-то зайцы обитали на небе и были там вовсе не животными, но волосами на шкуре животного, называемого богом "заяц-олень". С помощью своих собак (таков был облик нынешних оленей) бог обычно охотился в небесных горах на вышепоименованных животных. Однажды, поев их мяса, бросил несколько волосков с их шкур вниз на землю айнов - и здесь волоски превратились в зайцев.

Кроме того, у айнов зайцы считались наделенными колдовской силой, исходящей из их светящихся глаз; появление зайцев было дурным знаком. Если зимой замечали вблизи дома заячий след, то следовало, чтобы избежать болезней и смерти, взять черпак и, тщательно опорожнив его, накрыть им повернув дном вверх, заячий след, произнеся при этом: "Заяц пришел колдовать против нас, но этим черпаком я развернул его путь вверх ногами, и тем самым я похороню его след под снегом. Поэтому, хотя люди живут в этом доме, они теперь не заболеют. Пусть сам заяц болеет и умирает, а не люди, на которых он воздействовал". После этого следовало войти в дом и поклониться хозяйке огня. На зайцев охотились, но приступить к варке их мяса и поеданию можно было лишь тогда, когда набиралось ровно или чуть менее 6 мер, мерой служил тот самый черпак.

У нивхов и айнов заяц связан, таким образом, с небесным локусом и, конкретнее, с небесной водой (в айнском магическом действии от колдовства душу зайца накрывают, ею как бы наполняют черпак - предназначенный в иных случаях быть наполненным водой, в которой промывают мясо). В качестве отличительного свойства зайца в верованиях айнов о его происхождении выступают особые волоски на шкуре "зайца-оленя". По-видимому, названием этот зверь обязан некому свойству заячьих волосков, в отличие от оленьих; полагаем, что таким отличительным свойством может быть лишь цвет зимней шкурки зайца - белый, что является непременным для зайца и нечастым, во всяком случае не непременным, для окраски оленьей шкуры. Белый цвет, в свою очередь, вкупе с небесной водой и со свечением глаз зайца, имеет скорее всего, семантику молнии, а не снега (под снегом, осознаваемым как твердое покрытие, хоронят метафорически уподобленную воде душу зайца). <...>

Упельсинка, цитируя книгу: Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. - СПб, Центр "Петербургское Востоковедение", 1997. С. 188-189.




Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


10. Почта Упельсинке
 
Приветствуем Вас!
Подскажите пожалуйста, где в Интернете найти книги Тураева и Струве, а также книги других авторов по востоковедению? Или подскажите, к кому обратиться. Конкретно интересуют:
Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 томах. - Л.: ОГИЗ, 1936.
Тураев Б.А. Древний Египет. - С.-Пб., 1922.
Струве В.В. Израиль в Египте. Петроград, 1920.
Будем благодарны за любую информацию!
Всего доброго!
Yuriy, Харьков
 
Уп.: Книгу Тураева Б.А. "История Древнего Востока" (переизд.) можно купить здесь:
http://www.elibron.com/russian/other/item_detail.phtml?msg_id=14306

Некоторые из книг по востоковедению Вы сможете найти в библиотеке на сайте Культура и искусство Древнего Египта

Также, я посоветовала бы Вам заглянуть на страницу Центра "Санкт-Петербургское востоковедение"

 
Можете ли вы помочь мне в поисках ресурсов  по древнему языку ДАЕРОН.
С уважением.
Юрий Яковлев
Калининград
 
Уп.: К сожалению, не могу. Мне не известны ресурсы по этому языку. Быть может, откликнется кто-нибудь из подписчиков, кому что-либо известно по этому поводу?



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru

Зеркала сайта Упельсинкина страница:
http://upelsinka.narod.ru
http://www.geocities.com/upelsinka



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное