Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 86


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  86

23 июня 2001 г.

 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Религии. Священный год кельтов

3. Тексты. Дхармашастра Нарады

4. Литература

5. Обзоры сайтов о религии

6. Диалог с Листа

7. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение.  Немного новостей.
 

Внимание!!! 
Основная версия Упельсинкиной страницы готовится к переезду с сервера Boom.Ru на сервер Narod.Ru. По адресу http://upelsinka.boom.ru будет жить зеркало сайта. В качестве же основного теперь будет упоминаться сайт http://upelsinka.narod.ru Прошу всех тех, кто ссылается в своих проектах на Упельсинкину страницу, изменить ссылку и указывать новый адрес. Хотя, повторюсь, по адресу http://upelsinka.boom.ru будет жить зеркало и все старые ссылки будут  работать, как и раньше. 

На Упельсинкиной странице продолжается опрос на тему Женщина в религии  Это первый опрос на тему о роли женщины в религии, проводимый на нашем сайте, и, быть может, он покажется Вам неудачным. Формулировка некоторых вопросов не достаточно хороша и требует определенных уточнений. Тем не менее, предлагаемые вопросы так или иначе формируют пространство темы и служат отправной точкой для последующих диалогов. В дальнейшем планируется проведение других опросов, которые также будут раскрывать эту тему. Результаты опросы будут опубликованы в рассылке Введение в религиоведение.

Кроме того, я приглашаю всех тех, кто интересуется темой изучения роли женщины в религии, к сотрудничеству.

В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы.  Раздел Религии - Священный год кельтов. Раздел Тексты - Дхармашастра Нарады. В разделе Литература - список использованной литературы. В конце Выпуска читайте разделы Обзоры сайтов о религии, Диалог с Листа и Почта Упельсинке.


2. Религии

Священный год кельтов

В Галлии и Ирландии год делился на две половины: зиму и лето. Зима, начинавшаяся с Самайном (1 ноября), открывала год. Самайн был самым главным праздником в году. Этот факт демонстрирует, что кельтский календарь имел, скорее, скотоводческое, нежели земледельческое происхождение. Самайн знаменовал конец пастбищного сезона, когда стада овец и рогатого скота собраны вместе. Животных забивали, оставляя только молодняк. Именно в это время все племя собиралось в ритуальном центре для совершения церемонии смерти и возрождения, посвящавшейся союзу бога племени (в Ирландии - Дагда) с богиней верховной власти Морриган, или, в более локальном масштабе, с Боанны, богиней реки Бойны.

Вторым по значимости праздником был Бельтайн, или Кетшамайн (1 мая), тоже пастушеский. С этого дня отсчитывалась летняя половина года. Важным его элементом, как и на празднике Самайн, считался ритуал разжигания костров. Животных проводили через клубы дыма с тем, чтобы защитить их в предстоящем полугодии. Праздник Бельтайн может быть связан с австрийским богом Беленом, который прежде всего ассоциируется с пастушеством (264; 148). А возможно, его название происходит от слова "ярких", bel, (огней), которые были неотъемлемой составляющей праздника. Бельтайн (единственный праздник, зафиксированный в уэльских сказаниях девятого века) - это время, когда потусторонний мир вступает в контакт с миром человеческим, через знамения, такие, как битва драконов в легенде о Ллуде и Ллевелис, или же через волшебные видения, как, например, явление герою Пуйлу богини Рианнон. В церкви в Белсене, построенной в романском стиле на старом священном холме кельтов, что около Тюбингена в Германии, можно видеть современные изображения Бела, с головой буйвола и овцы.

В Ирландии каждое полугодие, в свою очередь, делилось на две части. (Празднеств в честь дней равноденствия и солнцестояния у кельтов не было) В легенде о сватовстве к Эмер ирландского героя Кухлин, девушка в качестве условия выдвигает требование: чтобы жених не смыкал глаз от "Самайна, когда лето уходит на покой, до Имболка, когда с началом весны начинают доить овец; от Имболка до Бельтайна в начале лета, а от Бельтайна до Брон Трограйна, когда па земле наступает печальная осень". Имболк (1 февраля) был, как и Самайн и Бельтайн, скотоводческим праздником, знаменующим появление ягнят и начало лактации у овец. Он посвящался Бригите, богине исцеления, поэзии и покровительнице кузнечного ремесла. В христианской традиции праздник отмечается в тот же самый день, как день Св. Бригиты. Возможно, что изначально Имболк праздновали в каком-то одном племени или этнической группе, а всеобщее признание он завоевал лишь позднее.

Лугназад (другое название - Брон Трограйн, 1 августа), появившийся позднее, принесли в Ирландию переселенцы с материка, возможно, исповедовавшие культ Луга, получившего в ирландском пантеоне имя idlanach, "пришедший после". Сам Луг считался мастером всех искусств и, по сравнению с остальными богами и богинями, обладал более "современными" чертами. Соответственно, и Лугназад отличался по своему характеру от трех остальных праздников, являясь по преимуществу сельскохозяйственным. Он знаменовал начало жатвы и выпекание первого каравая хлеба из зерна нового урожая. Праздник Лугназад посвящался богу Лугу, по преданию, устроившему игры в честь своей приемной матери, Таильтиу. "Таильтиу" (Телтаун) - на самом деле название места проведения праздника в Таре. Оно представляет собой древнюю погребальную площадку, а название его, как считали исследователи, означает "чистый" или "прекрасный", так что если оно действительно было связано с богиней Таильтиу, то последняя воспринималась кельтами одновременно и как владычица потустороннего мира, и как дарующая плоды земли, подобно греческой Деметре.

Самый сложный из известных нам кельтских календарей происходит из римской Галлии; увековечен на бронзовой табличке, найденной в Колиньи, Эн (Франция). Датируемый первым столетием до новой эры, он, к сожалению, сохранился лишь фрагментарно. Тем не менее известно, что он делился на шестнадцать столбцов, показывавших шестьдесят два последовательных лунных месяца, каждый из которых делился, в свою очередь, на светлую и темную половины, а поворотная точка обозначалась как ATENOVX. Кроме того, в календаре было два дополнительных месяца, использовавшихся для согласования лунного года с солнечным. Все месяцы имели свои названия; благоприятные обозначались как МАТ, а неблагоприятные - как ANM. Дни пронумерованы от 1 до 15 в светлой половине каждого месяца, и от 1 до 14 (или 15) в темной. Некоторые важные дни отмечены аббревиатурой, однако праздничные дни в календаре не указаны (170; 116-119).


3. Тексты

Санскритское слово "дхарма" означает скорее "праведность", чем "право". И по содержанию текстов, и по их значимости в культуре народа, и по характеру самих предписаний дхармашастры более сопоставимы с Законом, с "Пятикнижием", чем с "Дигестами". Дхармашастры в основном описывают образ жизни ученика, домохозяина, отшельника и аскета, перечисляя домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женою и мужем, сыном и отцом). При этом особое внимание уделяется брахманам, а красной нитью проходит тема осквернения и искупления.

Дхармашастра Парады

Перевод

[Введение]

Благословенный Ману Праджапати создал книгу для блага все живых существ, являвшуюся основой правил жизни. В ней [излагались следующие темы]: сотворение мира, разновидности живых существ, протяженность праведной страны, определение собрания [ученых брахманов], установление о веде, ведантах [и] жертвоприношениях, праведное поведение, судопроизводство, уничтожение преступников, образ жизни царя, деление на варны и на ашрамы, правила о браке, отношения между мужем и женой, порядок наследования, правила [совершения] шраддхи, предписания, [касающиеся] очищения, определение того, что можно есть и что есть не следует, что можно продавать и что продавать не следует, разновидности грехов, описание рая и ада, виды искупления [грехов] упанишады, тайные учения ≈ итого двадцать четыре главы. ]

Благословенный Ману, изложив все это в ста тысячах стихов и в тысяче восьмидесяти разделах, передал божественному мудрецу Нараде. А тот, получив от него это знание и подумав, [что] такую книгу из-за ее обширности усвоить людям нелегко, сократил ее до двенадцати тысяч [стихов] и передал божественному мудрецу Маркандее. А тот, получив от него это знание, также приняв во внимание краткость жизни людей, сократил ее до восьми тысяч [стихов] и передал мудрому Бхаргаве. А мудрый Бхаргава, получив от него это знание и памятуя, что возможности людей [становятся] все более ограниченными из-за уменьшения срока [их] жизни, сократил ее до четырех тысяч [стихов]. И именно ее изучают предки и люди, а боги, гандхарвы и другие [небожители] ≈ подробную [книгу] в сто тысяч [стихов], где первый стих гласит:

"Был этот [мир] тогда во тьме, и ничего не было видно,
и тут благословенный Самосущий явил свои четыре лика".

После этого следуют одна глава за другой по порядку. Девятая же глава носит там название "судопроизводство", и к ней божественный мудрец Нарада составил это Введение в форме сутр. Вот ≈ уста его.

I.

1. Когда люди были преданы только дхарме, правдивы, тогда не было ни тяжбы, ни ненависти, ни себялюбия.

2. [Когда же] среди людей начала исчезать дхарма, появилась тяжба, и царь, налагающий наказание, стал рассматривать тяжбы.

3. И для выяснения спорного дела между двумя тяжущимися сторонами известны два типа [доказательств] ≈ документ и свидетели.

4. Бывают два вида [тяжбы] ≈ с дополнительной ставкой и без нее. С дополнительной ставкой ≈ такая [тяжба], когда предварительно записывается дополнительная сумма денег.

5. Тот, кто проиграет судебное дело с дополнительной ставкой, должен заплатить сумму, которую сам определил, а также штраф, [установленный] при проигрыше [дела].

6. Основа тяжбы ≈ заявление; если оно не будет доказано, истец проигрывает дело, но если [истец] его докажет ≈ берет верх. I

7. Семьи, корпорации, союзы, уполномоченный [судить], царь ≈ это опоры правосудия; из них каждая последующая значительнее предыдущей.

8. Считается, что судебное дело имеет четыре ступени, четыре основания и четыре средства, оно полезно четырем, затрагивает четверых, обеспечивает четыре,

9. имеет восемь членов, восемнадцать поводов и сто разновидностей, три истока, два [возможных] обвинения, два входа и двоякий исход.

10. Судебное дело имеет четыре ступени: это дхарма, процесс, обычай и царский указ; [из них] каждая последующая [ставится] выше предыдущей.

11. При этом основание дхармы ≈ истина, основание процеccа ≈ свидетели, обычая ≈ запись, а указа ≈ царская воля.

12. Судебное разбирательство считается имеющим четыре средства, ибо используются увещевания и другие средства; полезно четырем, ибо охраняет четыре ашрамы,

13. называется затрагивающим четверых, ибо по четверти [греха или заслуги] выпадает каждому [из четверых]: участники [тяжбы], свидетелям, судьям и царю.

14. Оно именуется обеспечивающим четыре, поскольку обеспечивает дхарму, артху, славу и любовь народа.

15. [Суд] именуется восьмичленным, [поскольку включает] царя со слугами, судей, шастру, счетчика и писца, золото, огонь и воду.

16. Неуплата долга, депозит, совместное предприятие, непередача того, что отдано, неповиновение обязанных [повиноваться],

17. неуплата жалованья, продажа чужого, непередача проданного и возврат купленного,

18. нарушение общинного порядка, поземельная тяжба, союз мужчины и женщины, раздел наследства, насилие,

19. оскорбление словом и оскорбление действием, [азартная] игра и разное ≈ вот почему [судебное дело] называется имеющим восемнадцать поводов.

20. Имеется еще деление этих [поводов] на сто восемь [разновидностей]; [судебное дело] называется "имеющим сто разновидностей", поскольку действия людей многообразны.

(А 21). Двадцать пять [разделов содержит тема] "о неуплате долга", шесть ≈ "о депозите", три ≈ "о совместном предприятии", четыре ≈ "о непередаче того, что отдано",

(А 22). девять ≈ "о неповиновении обязанных [повиноваться]", четыре ≈ "о неуплате жалованья", два ≈ "о продаже чужого", один ≈ "о непередаче проданного",

(А 23). четыре раздела ≈ "о возврате купленного", один ≈ "о нарушении общинного порядка", двенадцать ≈ "о поземельной тяжбе", двадцать разделов ≈ "о союзе мужа и жены",

(А 24). на один меньше [в теме] "о разделе наследства", двенадцать разделов [содержит тема] "о насилии", три раздела в двух [темах вместе] ≈ "об оскорблении словом и действием",

(А 25). один раздел ≈ "об [азартной] игре и битье об заклад", (в теме] "о разном" ≈ шесть разделов. Таким образом, всего этих разделов именно сто тридцать два.

21 (А 26). Так как [судебное дело] возникает вследствие [какой-либо] из трех [причин] ≈ страсти, гнева и алчности, ≈ то считается имеющим три истока, ибо эта троица ≈ причина тяжб.

22(А 27). Оно называется имеющим два [основания] для обвинения, поскольку бывает основанным на подозрениях или на фактах. Подозрение [возникает] вследствие связей с дурными людьми, факты ≈ когда обнаружено похищенное и т.п.

23(А 28). Оно называется обладающим двумя входами, ибо содержит [заявления] двух сторон. Из них первое ≈ иск, а второе ≈ ответ на него.

24(А 29). Оно именуется ведущим к двоякому исходу, так как следует либо истинным, либо ложным [утверждениям]. Истина ≈ то, что соответствует действительным фактам, ложь ≈ ошибочное утверждение.

(А 30). Обманщики лишают доказательной силы даже ордалии, по╜этому не следует допускать ошибок при определении места и времени, размеров [имущества] и прочего.

25(А 31). При этом царь, преданный дхарме, может простить невольную ошибку; пусть он стремится лишь [к установлению] истины, поскольку дхарма ≈ основа [его] процветания.

26(А 32). Как семь языков пламени поднимаются от [жертвенного] огня, так же [появляются] семь благ у совершенного душой царя, решающего тяжбы согласно дхарме.

27(А 33). [Это] ≈ дхарма, артха, слава, любовь людей, подчинение [врагов], преклонение со стороны подданных и вечное пребывание на небесах.

28(А 34). Поэтому царь, восседая на троне Дхармы, пусть будет бескорыстен и беспристрастен ко всем существам, соблюдая обет сына Солнца.

(В 34). Различая выгоду и невыгоду, справедливость и несправедливость, пусть он рассматривает дела всех тяжущихся в соответствии с порядком варн.

29(А 35). Пусть он рассматривает тяжбы по порядку, будучи сосредоточен, следуя прежде всего дхармашастре, доверяясь мнению главного судьи.

30(А 36). Сначала определение сути дела, затем [его отнесение к тому или иному] поводу тяжбы, затем рассуждение и принятие решения ≈ рассмотрение дела [в суде] пусть проходит эти четыре стадии.

31 (А 37). Умело рассматривая запутанные ходы тяжбы, старательно избегая противоречий с артхашастрой и дхармашастрой,

32(А 38). пусть он находит след дхармы, как охотник выслеживает раненого зверя по каплям крови в чаще.

33(А 39). Если же возникнет противоречие между дхармашастрой и артхашастрой, то, отвергнув сказанное в артхашастре, соблюдает то, что предписано в дхармашастре.

34(А 40). А в случае противоречия [между текстами] дхармашастры предписание избирается посредством рассуждений; ведь важно разбирательство дела, посредством его может быть отвергнута дхарма.

35(А 41). Ведь благословенная дхарма чрезвычайно тонка, таинственна и труднопостижима, поэтому следует вести процесс в соответствии с тем, что явно.

36(А 42). И тот, кто невиновен в краже, может подвергнуться обвинению в ней, и похититель может считаться честным человеком; [так] Мандавья, невиновный в воровстве, по судебному делу подвергся обвинению в воровстве.

37(А43). Сделки, которые заключались в присутствии женщин [как свидетелей], ночью, за пределами деревни, внутри дома или в присутствии врагов, должны быть заключены заново.

38(А 44). В делах о неуплате долга и т.п. вследствие неясности подобных тяжб и несовершенства памяти [ответчик] может, ecли хочет, получить отсрочку [для ответа] ради установления истины.

(В 44). [Если] ответчик не отвечает [на иск], пусть будет связан и наказан согласно дхарме; если не ответит через месяц, то считается потерпевшим поражение [в деле о спорном] имуществе.

39(А 45). Но следует отвечать немедленно по делу о корове, земле, золоте, женщине, краже, оскорблении, [по делу, сопряженному] с опасностью, о насилии и клевете.

(В 45). В зависимости от значимости [дела] ответчик может отвечать немедленно или может взять [отсрочку] на один день, пять дней или три дня; в делах о неуплате долга и т.п. ≈ полтора месяца или неделю.

40(А 46). Тот, кто действует в спорном деле [сам], не заявив царю, должен быть сурово наказан, и его дело отвергается [судом].

41 (А 47). Если [ответчик] не является на слушание дела и не обращает внимания на слова истца, последний может ограничить его свободу [до вызова] в суд и рассмотрения [дела].

42(А 48). "Ограничение" бывает четырех видов: в отношении места, времени, выезда и действий; тот, на кого наложено "ограничение", не должен его нарушать.

43 (А 49). Если нарушает "ограничение" тот, кто задержан при переправе через реку, в лесу, в опасной местности, при стихийном бедствии и т.п., ≈ он не виноват.

(А 50). Дела, рассмотренные друзьями, родственниками и свойственниками, могут быть разобраны снова в присутствии царя с наложением [на виновных] двойного штрафа.

44(А 51). Если задержанный в дозволенное для задержания время нарушит [это] "ограничение", он должен быть наказан, но если задерживающий поступает иначе, [чем дозволено], то сам заслуживает наказания.

45(А 52). Тот, у кого назначена свадьба, кто страдает от болезни, кто совершает жертвоприношение, находится в бедственном положении, привлечен к суду другим, а также исполняющий царскую службу,

46(А 53). пастухи, пасущие коров, земледельцы в период [сбора] урожая, ремесленники во время их [работы], воины во время войны,

47(А 54). несовершеннолетний, посланец, делающий пожертвования, соблюдающий обет, а также тот, кого постигло горе, ≈ [никто из них] не может быть задержан, и пусть царь не вызывает их [в суд].

48(А 55). Пусть ответчик не предъявляет [встречный] иск, пока не завершит данное судебное дело, и [не следует вчинять иск] тому, кому уже вчинен иск другим, ≈ не должно поражать [животное], которое уже поражено [другим охотником].

49(А 56). Пусть [истец] не вносит изменений в суть иска, с которым он обращается в суд, и не переходит к другому иску; если же перейдет, то первое [дело] проиграет.

50(А 57). И пусть не предъявляет ложного обвинения, [ведь] вина клевещущего [равна вине преступника]; то наказание, что предписано в этом случае [за преступление], постигнет и обвинителя [-клеветника].

51 (А 5 8). [Если человек] под [разными] предлогами затягивает время, молчит в суде или отказывается от прежних показаний ≈ [все это] признаки, [по которым его следует признать] потерпевшим поражение.

52(А 59). Тот, кто, будучи вызван [в суд], спасается бегством или, придя [в суд], не защищается, должен быть наказан царем как проигравший дело.

(А 60)Кто, отвечая на вопрос, не соглашается признать то, что надежно установлено, или, отвергнув доказательство, к нему же прибегает снова,

(А 61). [и] кто, сказав, что у него-де есть свидетели, не представляет их по требованию ≈ по каждому из этих оснований судья может определить потерпевшего поражение.

53(А 62). Бесплодно доказательство после того, как уже вынесено решение, будь то документ или же свидетели, если [о них] было заявлено прежде.

54(А 63). Как бесплодны блага дождя, когда зерно уже coзрело, так бесплодно и доказательство, когда решение по делу уже вынесено.

55(А 64). То, что заявлено в должное время, подлежит рассмотрению, даже если не соответствует действительности, но то, что по недосмотру не было сказано, не принимается во внимание, даже если оно соответствует действительности.

56(А 65). Если [проигравший] считает, что [его дело] решено и наказание наложено вопреки дхарме, его заявление можно расследовать заново с наложением двойного штрафа [на того, кто будет признан виновным].

57(А 66). И если дело было рассмотрено неверно, то судьи заслуживают такого же наказания. Ведь никто не остается на [верном] пути, если нет наказания.

58(А 67), Судья, который вследствие пристрастности, невежества или алчности вынесет неверное [решение], перестает быть судьей, [и] такого [грешника] пусть сурово накажет [царь].

59(А 68). А царь, блюдущий свою дхарму, пусть усердно проверяет, что верно и что неверно, ибо характеры людей разнообразны,

60(А 69). Есть люди, из алчности лжесвидетельствующие, а есть другие ≈ злодеи, подделывающие документы.

61 (А 70). Поэтому оба [вида доказательства] царю следует старательно проверять: документ - в соответствии с правилами, [составления] документов, свидетелей ≈ в соответствии с правилами о свидетельских показаниях.

(В 70). Некоторые искусные люди умеют составить документ, похожий на подлинный, поэтому не может быть определена окончательная победа [в тяжбе] только на основе правильно составленного документа.

62(А 71). [Люди] кажутся другими, [чем они есть на самом деле - [порой] лжецы похожи на правдивых, правдивые похожи на лжецов, поэтому необходима проверка [показаний].

63(А 72). Небо кажется твердым и светляк ≈ как огонь, но нет тверди в небе, нет огня в светляке.

64(А 73). Поэтому надлежит расследовать даже то дело, [которое кажется] очевидным. Тот, кто решает дела после [должной] проверки, не нарушит дхарму.

65(А 74). Царь, который всегда таким образом, тщательно рассматривает тяжбы, обретает здесь блистательную славу, [а после смерти] достигнет обители солнца.

<...>


4. Литература

Религии: Найнджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы/ Пер. с англ. Р.В. Котенко √ СПб.: Издательская группа ╚Евразия╩, 2000. С. 168-171.
Тексты: Дхармашастра Нарады. Пер. с санскрита и коммент. А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева. √ М.: Изд. Фирма "Восточная литература" РАН, 1998. С. 56-63.


5. Обзоры сайтов о религии

Христианство:
Страница Римско-католического прихода Св. Апп. Петра и Павла
http://www.mtu-net.ru/peterpaul

Маленькая Католическая Энциклопедия.
http://www.mtu-net.ru/encyclopaedicula

Библиотека христианской литературы
http://www.coramdeo.ru

Разное:
Независимый проект "Церковная журналистика"
http://www.church.vsu.ru/

Религия и общество. Новости дня от НТВ.ру
http://ntv.ru/religy/index.html
 
Гравюры Гюстава Доре
http://www.librarium.orthodoxy.ru/picture/1.htm


6. Диалог с Листа

(Упельсинкино Со-Дружество)

Предлагаю Вашему вниманию несколько фрагментов на тему "Религия",  которая обсуждалась на Листе совсем недавно. Впрочем, темы Листа сменяются очень часто. Вы можете заглянуть в архив Листа и сами убедиться в этом.  :-)
 

Религия


 
Часто встречаются вот такие мрачные рассуждения - какое у нас плохое время. Люди теперь не люди, а придатки машин (эгоисты, себялюбцы, маньяки, лишенные единства и т.п.) Все почему то забывают, что наше общество, наш мир даёт то, чего практически никогда и не было. СВОБОДУ! Современному человеку на выбор предлагается любой путь развития или деградации. И по какому он пойдёт - это уже вопрос его выбора и его силы воли. По крайней мере, никто не заставляет "делать как надо" что было (и есть) обычной практикой любого рода общин.

Gies




 
Вопрос, конечно, сложный и многогранный, и исчерпывающих формулировок здесь быть не может. Есть и традиция, и свобода. ИМХО, очевидно, что сейчас свобода выбора религии (и не только) у человека в России больше, чем раньше. Но и традиция жива. Не только у нас в стране есть традиционная религия, и если у нас она поддерживается не так активно, как в других странах (я разумею исламские), то это признак "американизации" нашего сознания. В Америке, стране разношерстных эмигрантов, по определению не может быть традиционной религии - ее там и нет, полная свобода выбора, которая и навязывается как стандарт странам, где традиция есть. Наверно, все к лучшему (как говорил мой любимый персонаж Агады Нахум Иш-Гамзо "гам со ле това" - все к лучшему).  Как отталкивание от церкви, так и затягивание в нее на государственном уровне церкви могут повредить. Правда, то, что от Бога, все равно не разрушится.

Наташа




 
Никогда общество (государство) не даст спокойно человеку развиваться/деградировать по его желанию. Даже свобода выбора религии - только видимость. Вы своим утверждением как-бы отвергли существование традиций, к тому же хочешь, не хочешь, а государство (представитель общества) хоть и негласно, но поддерживает традиционное для нас христианство.

Mr Mozart




 
Есть у человека свой разум или нет?
Я ни в коем случае не отрицаю традиции, но считаю, тем не менее, что следовать им нужно сознательно. Для государства вполне естественно попытка контроля и насаждения тех идей, которое большие шишки считают необходимыми для "народа". В том числе и религиозных. Обычная практика. Государство - организм, который желает выжить. Я же, как человек, считаю для себя вполне естественным чихать на вышеуказанные попытки и выбирать для себя то, что считаю нужным. Это мой выбор (каковой я никому не навязываю) и моя ответственность (которую ни на кого и ни на что не перекладываю). Хотя поддержка государством любой идеологии - это весьма печально. ИМХО лучше бы вообще запретить любую идеологическую обработку до наступления сознательного возраста (лет до 17).

Gies



Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

7. Почта Упельсинке
Здравствуйте!
Побывали на вашем сайте - очень понравилось! Просто, но со вкусом! Мы интересуемся историческими данными о эпохе Нового Завета: рукописи, археология и т.д. По текстологии читали книги Б. Мецгера и И . Иеремиаса. Если у Вас есть возможности и время хотелось бы переписываться. Напишите, какие книги в электронном варианте есть у Вас по интересующей нас тематике?
о. Максим и Марина.
P.S. Очень ждем ответа.
 
Обращаюсь ко всем подписчикам нашей рассылки. Если кто-то может помочь с подобной литературой в электронном виде - пожалуйста, откликнитесь! Я же со своей стороны могу сказать, что в ближайшее время на Упельсинкиной странице появится новый раздел, в котором можно будет обменяться информацией по интересующим Вас книгам.

А пока что я прощаюсь с Вами. На следующей неделе Вас ждет целых три! Выпуска рассылки. Увидимся в понедельник, 25 июня 2001 г. Всем удачи!


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.da.ru (http://upelsinka.narod.ru)


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru

Зеркала сайта Упельсинкина страница:
http://upelsinka.boom.ru
http://www.geocities.com/upelsinka



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное