Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 95


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  95

27 июля 2001 г.
 

Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Интервью для Упельсинки

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение.

И снова время вносит свои коррективы в намеченный ход рассылки. Внезапный перерыв был вызван серьезными техническими проблемами моего компьютера. В настоящий момент все налажено, однако намеченные на ближайшее время шесть выпусков рассылки (до 100-го, юбилейного) не смогут выходить достаточно быстро. В связи с этим я вынуждена изменить график рассылки. В августе рассылка будет выходить по пятницам (3, 10, 17, 24, 31), каждый из выпусков будет достаточно объемным. В начале сентября рассылка уйдет в отпуск до середины октября, после чего возобновит свой отсчет - уже во второй сотне выпусков. ;)

Упельсинкина страница готовится к переезду на свой новый адрес. В течение августа страница будет полностью переделана, дополнена новыми материалами и доступна по адресу: http://www.upelsinka.com

А в сегодняшнем Выпуске я представляю Вам Георга Вартаняна (Гоураприя дас), создателя и бессменного руководителя проекта Хари-катха. Обо всех отмеченных в тексте интервью курсивом словах и терминах можно узнать в Словаре Вайшнавских терминов.  


2. Интервью для Упельсинки

 

Георг Вартанян: В самом начале интервью я бы хотел подчеркнуть, что я несовершенен и все что я буду говорить может быть несовершенно. Я не духовный лидер, а лишь человек, кто создал и поддерживает Интернет проект Hari-katha" посвященный Гаудийа Вайшнавизму.

Как говорят авторитеты Вайшнавизма, материальные чувства человека характеризуются четырьмя недостатками:

1. ограниченные возможности;
2. ошибочное восприятие;
3. стремление выдать желаемое за действительное, т.е. склонность к обману;
4. невнимательность или избирательность.

И еще, надо учесть, что я не типичный "кришнаит", я - "кришнаит нового поколения" - технотронного действия. :) И уж совсем не вайшнав. :)


 Уп.: Кто такие "кришнаиты нового поколения"? Кого, в таком случае, Вы называете "традиционными кришнаитами"?

Г. В.: Я имел ввиду, что я техногенизированный (не знаю даже есть такое слово :)..) человек. В сознании людей "традиционный кришнаит" представляет собой худенького человека, который одет в коттоновый "балдахон" и обрит. Он должен ходить в группе таких же как и он по улицам (лучше всего по Арбату, Невскому или Крещатику) и при этом стучать по барабану и звонким колокольчикам, петь "Харе Кришна" и приставать с просьбами о покупке книг.

Ничего этого у меня в наличии нет. Поэтому с внешней точки зрения я - нетрадиционен, хотя и в колокольчики (караталы) и в барабан (мриданг) я регулярно "стучу" в кругу религиозной семьи и в закрытых помещениях. И даже "Харе Кришна" пою каждый день. :) Да и "балдахон" (дхоти) у меня есть - я его одеваю трижды в день сугубо дома для отправления религиозного долга.

Но гораздо чаще я стучу по клавиатуре компьютера с частотой процессора в 1200 Мгц, выбивая из него невообразимо сильный "шум" в русскоязычном Вайшнавском Интернете. И сейчас, потихоньку, это "шум" стал достигать и англоязычной части мира. И я думаю - это здОрово!


Уп.: Т.е. можно сказать, что Вы - вполне современный кришнаит, идущий "в ногу со временем"? :))

Г.В.: Можно :))

Уп.: Как Вы считаете, новые информационные технологии меняют облик религиозного человека?

Г.В.: Внешне, конечно меняют.

Уп.: А внутренне? Помогают они или мешают в духовной жизни?

Г.В.: Все индивидуально. Нет общих рецептов. Что для одного пища - яд для другого.

Уп.: Стоит ли их бояться или же, напротив, нужно стремиться принять их? Лично Вас они не пугают? Что такое Интернет, в Вашем понимании?

Г.В.: Об этом очень хорошо сказал Шрила Бодхайан Махарадж в своем интервью нашему агентству новостей. Достаточно лишь процитировать:

"Мирские люди распространяют повсюду свою рекламу, продают свои товары, так почему же мы не можем распространять послание Шриман Махапрабху, послание вайшнавов, Шри Рупы Госвами, шести Госвами? Почему бы нам не проповедовать послание Бхактивинода Тхакура, послание Прабхупады, послание нашего Гурудева, послание вайшнавов, почему бы нам не распространять свое мнение в поддержку вайшнавов? Это принесет нам благо. Интернет ≈ превосходное средство общения, отличное средство для нас. Я это очень ценю, и если есть возможность развивать это еще больше, я это поддерживаю. Но, как вы знаете, достижения науки могут стать как благословением, так и проклятием. Если мы будем их использовать ради благих целей, они принесут нам только благо. Если же мы будем их использовать ради низменных целей, они станут для нас проклятием. Как телевидение. Люди используют телевидение, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы засорять ум человека и благодаря этому зарабатывать деньги. Деньги, как вы знаете, грязная штука. Очень многое зависит от общения: птицы одной породы держатся вместе. Понятно, что какова природа человека, общества таких людей он и будет искать. Поэтому деньги грязны. Если я как следует загрязню ум человека, я смогу зарабатывать деньги. Они распространяют такую рекламу, очень грязную рекламу, разрушающую общество. Поэтому, если они могут использовать эти средства таким образом, мы тоже имеем право проповедовать другое. Мы будем сражаться плечом к плечу. Люди смогут выбирать. Это хорошее средство, достижение науки. Если оно будет развиваться дальше, я считаю, что это очень хорошо."

Мое личное мнение полностью совпадает с вышесказанным.


Уп.: Но почему Вы говорите, что Вы - не вайшнав?

Г.В.: Называть себя вайшнавом (христианином, магометянином, буддистом и т.д.) и быть таковым - совершенно разные вещи.

Чтобы быть вайшнавом по-настоящему, нужно обладать очень многим качествами не на словах, не номинально, а реально. Реально - очень немногие могут назвать себя действительно религиозными людьми не только в Вайшнавизме, но и в любой другой Религии.

Господь Шри Кришна в Бхагават-Гите (7.3) говорит:
"Из многих тысяч людей может быть один стремиться к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня."

Практически все приходят в Религию, не ради Бога, а ради себя. Недаром в Христианстве первым принципом является: "Не сотвори себя кумира". Кумиры они ведь не только, и даже не столько внешнее понятие, сколько внутреннее. Для большинства из нас кумиром являемся мы сами, а не Абсолют - Бог. И даже приходя в Религию мы ищем удовлетворения своих интересов, а не интересов Бога. Даже среди лидеров религиозных движений во всем мире очень трудно найти истинно следующего своей вере Человека.

Как говорил Ч.Колтон: "Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за нее, - но только не жить по ней."

Это очень большая удача и редкость - встретить настоящего верующего человека полностью - без остатка, посвятившего себя своему идеалу (Кришне, Иисусу, Аллаху). Я благодарю Бога, что мне посчастливилось встретить таковых и я имею возможность время от времени общаться с ними.


Уп.: Вопрос о нашем человеческом эгоизме в контексте проблематики религии - это очень серьезный вопрос. Независимо от того, какую религию мы исповедуем, мы всегда думаем о том, что жить надо не для себя. А для кого? Что говорит об этом Вайшнавизм?

Г.В.: Вайшнавизм ≈ это религия, построенная исключительно на особенностях природы души. Природа души соткана из склонности бескорыстно служить желаниям Бога. Как природа тела ≈ расти, так природа души любить Господа и по этой любви, служить Ему, жить Им. Пока душа пытается любить кого-то другого, жить как-то иначе, то есть ради себя, ради всеобщего признания, ради идей всеобщего братства - она не удовлетворена. И только живя Богом, Его совершенным желаниями, душа, оказавшись в своем естественном состоянии, обретает смысл, исполненность сокровенных желаний и вечное, не омраченное никакой корыстью, счастье.

Уп.: Как Вы считаете, стремление к совершенству и неуклонное следование своему Пути дает ли нам право носить звание христианина, иудея, мусульманина и т.д.? Шаг в сторону Бога, порой не до конца осознанный - дает ли он нам право называть себя тем, кем мы хотим себя называть?

Г.В.: Воплощение идеала никогда не будет полным, поэтому мы никогда не сможем уверенно на все 100% назвать себя вайшнавами, например. В Вайшнавизме имена и титулы даются старшими вайшнавами. И лишь они могут сказать являешься ли ты вайшнавом или нет. К примеру, лишь авторитетные специалисты в области лингвистики могут определить качество предоставленного лингвистического материала. Сам составитель материала или неспециалисты могут иметь свое мнение, но будет ли это истиной? Насколько это будет авторитетно?

Мы можем себя называть как угодно, в том числе и тем кем мы хотим быть. Но всегда нужно помнить о том, что мы ими НЕ являемся, а стремимся быть. В Вайшнавизме это довольно четко выражено. Это выражается даже в духовном имени. Например, мое имя "Гоураприйа дас" означает "слуга Гоураприйи". Не сам Гоураприйа - в расшифровке это слишком сильное имя, а лишь его слуга, тот кто пытается служить и помогать Гоураприйе. Нечто похожее, как я знаю, есть и в Христианстве. Там говорят "Раб Божий Николай". Нужно помнить не только слово "Николай", но и смысл слов "Раб Божий".


Уп.: Встречали ли Вы настоящих верующих в Вайшнавизме, Христианстве, Исламе?..

Г.В.: Я больше склонен к Вайшнавизму, поэтому и святых больше знаю в Вайшнавизме. Хотя и в Христианстве и в Исламе, так же как и в любой другой Религии, есть настоящие верующие в свои идеалы. Мало, но есть.

Уп.: Почему "мало"??! ;)

Г.В.: Потому что мы живем в Век лицемерия, лжи и хаоса, когда люди, даже Религию низводят до функции инструмента более комфортного и извращенного удовлетворения собственного эгоизма.

Уп.: Могли бы Вы привести в пример какие-либо книги? Ваш жизненный опыт говорит Вам, что такие люди есть и сейчас?

Г.В.: Я зачитываюсь книгами Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Серафима Саровского. Удивительная книга "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" - я просто обожаю ее. На нашем сервере даже есть специальный раздел Христианства.

Из Святых Личностей я могу назвать лишь тех, которые раскрыли себя мне - ведь мы сами не можем определить степень святости Личности (вспомните пример с лингвистами). Прежде всего, это все имена, представленные на нашем сервере "Хари-катха"

Это:
- Шри Чайтанья Махапрабху
- Шрила Бхактивинод Тхакур
- Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати
- Шрила Бхакти Ракшак Шридхара
- Шрила Бхакти Прамод Пури
- Шрила Бхакти Веданта Свами
- Шрила Бхакти Валлабха Тиртха

Из тех, кто "есть и сейчас" это те, которых нам открыл мой Шрила Гурудев - Его божественная Милость Шри Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур. К моему несчастью, Он оставил Святое тело в 1999 году в возрасте 102 года. Но к счастью, я успел увидеть Его и получить Его беспричинную Милость. Он советовал, после своего ухода обращаться к нескольким Личностям. Это Шрила Бхакти Валлабха Тиртха (проповедует на Западе), Шрила Бхакти Кумуд Шанта (не проповедует на Западе) и некоторые другие.

Из Христианских Святых я наслышан о Старце Ионе, который живет в Одессе. Я надеюсь получить его милость при встрече с ним этим летом.


Уп.: Это будет личная встреча или Вы также планируете осветить ее на Вашем сервере?

Г.В.: Это будет личная встреча. Возможно, я поделюсь своими впечатлениями на нашем форуме

Уп.: Как Вы считаете, есть ли параллели в учении Христианства и Вайшнавизма?

Г.В.: Есть!

Уп.: Например?

Г.В.: Это тема отдельного интервью. :) А сейчас я направлю вас на книгу "Сознание Кришны и Христианство", где приведена беседа между Преподобным Альвин Ван Пелт Хартом и Сатьяраджа дасом (Стивен Роузен). Ее можно бесплатно скачать в нашей библиотеке

Рекомендую также прочесть еще две беседы.

  • Первая беседа между основателем Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН) и монахом-бенедиктинцем из Найдералтихского монастыря. Она доступна по адресу: http://hari-katha.org/svami/iisus.htm
  • Вторая - между Шрилой Бхактиведанта Свами и кардиналом Жаном Даниэлю: http://hari-katha.org/svami/iisus2.htm

Уп.: Не могли бы кратко рассказать, как строятся имена в Вайшнавизме? Что означает "Шрила", "Бхакти" и т.д., а главное - какова последовательность имен?

Г.В.: Каждое слово в имени означает что-то. В основном, имя состоит из титулов и имени собственного. Чем больше заслуг у человека, тем больше титулов и имен может быть в его имени. Причем для разных ситуаций могут называться те или иные титулы. Но имя собственное должно содержаться в любом имени обязательно. Обычно, чем более авторитетна Личность, тем больше у него титулов. Если попробовать выразить это в формуле получится нечто: (титул)(...)(титул)(имя собственное)(титул)

Чтобы было понятно зачем все это, напомню, что для любого человека просто имя, например "Пупкин Василий Пантелеймонович" ничего не значит. Т.е. из него совсем непонятно что это за личность. А вот если сказать перед его именем титулы, которые были ему даны за реальные заслуги, тогда другое дело - уже из имени будет ясно кто это за человек.


Уп.: Поговорим о вашем Интернет проекте "Hari-katha". Как давно работает сервер?

Г.В.: История сервера отражена в новостях сервера. Проект существует больше двух лет и начинался он с обычной странички из нескольких файлов. Когда я пришел в Сеть, я заметил, что Сознание Кришны очень скудно представлено в Интернет, особенно русскоязычном. Те тематические сайты, которые существовали до этого были очень маленькими. Кроме этого, они представляли лишь один взгляд на Вайшнавизм - взгляд Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН) основанный Шрилой А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупадой около тридцати пяти лет назад на Западе. И люди ассоциировали Вайшнавизм лишь с ИСККОН и его основателем. Остальные, не менее великие Личности - "столпы" Вайшнавизма, просто не были представлены в Русском Интернете. Альтернативных, более широких взглядов на эту древнейшую религию просто не было ВООБЩЕ. Поэтому даже те несколько страничек были революцией для определенного круга пользователей Интернет.

Конечно, тогда я не был искушен в Интернет и в языках программирования, но я работал над проектом регулярно и постоянно и "по ходу" учился всем техническим тонкостям.


Уп.: Что представляет собой Ваш проект сейчас ?

Г.В.: Наш проект "Hari-katha" http://hari-katha.org/ - это первый и пока единственный проект в РуНете, на котором представлены первоисточники статей, лекций и книг абсолютно всех лидеров различных Матхов, проповедующих Вайшнавизм на Западе. Главная цель проекта - дать возможность любому изучить первоисточники (Хари-катху), а не пережеванные несовершенной личностью интерпретации. До нашего проекта, в РуНете не было ничего подобного.

Кроме того, уникальность проекта в том, что он независимый.

Это значит, что никто (кроме независимой администрации сервера) не диктует концепцию проекта, ни одна религиозная организация не финансирует создание и поддержку ни самого сервера ни какой-либо его части. Проект "Hari-katha" создан, поддерживается, контролируется и финансируется руководителем проекта - Георгом Вартаняном (Гоураприйа дас), и хотя администратор номинально входит в религиозную организацию "Шри Гопинатх Гаудийа Матх", он старается не ассоциировать себя ни с этой, ни с какой-либо другой организацией. Организации рождаются из концепции, но не наоборот. В концепцию сервера не входит привлечение "паствы" в ИСККОН или в Матхи или куда-либо еще. Сервер распространяет КОНЦЕПЦИЮ Гаудийа Вайшнавизма, а не политику определенных организаций.
(цитата с адреса http://hari-katha.org/faq/index.htm#35)

Кроме первоисточников на проекте есть все, что может помочь человеку понять Вайшнавизм с разных точек зрения: аудиофайлы, фотогалереи, уникальный словарь незнакомых слов, часто задаваемые вопросы, форумы, чат, крупнейшая библиотека книг, голосования, почтовая система, четыре рассылки, поисковая система, крупнейший тематический каталог, возможность скачать сайт для просмотра без подключения к Интернет.

Есть отдельный раздел "РАЗНОЕ" в котором можно изучить творчество "обычных верующих": живопись, поэзию, прозу, статьи и много чего разного.

И конечно же, проект Русские Вайшнавские Новости (РВН), который, я надеюсь, вырастет в автономный сетевой проект со своим редактором и руководителем.

Кроме того, проект "Hari-katha" сотрудничает со многими переводчиками, корректорами и редакторами для перевода новых книг с различных языков на русский. Проект пытается сотрудничать с лидерами и руководителями всех Вайшнавских Миссий.

Вообщем, это целый пласт всего, что может помочь и новичку и "взрослому верующему" в ориентации в духовной сфере.


Уп.: Кто кроме Вас поддерживает сервер и принимает участие в его работе?

Г.В.: О, это будет большой список... вы готовы его опубликовать?

Уп.:  Если хотите, можете поделиться именами. :) Хотя бы частично.

 Г.В.: Вот некоторые имена тех, кому я особо благодарен:

Триданди Свами Бхакти Виджой Нарасимха Махарадж - 80% статей - это его переводы. Он также являлся главным вдохновителем рождения проекта.
Арадхана Прийа даси - она оказала мне неоценимую помощь в работе над глоссарием, рассылкой, РВН, во многом другом.
Говинда дас - перевод статей
Свананда Сукха-да дас - работа над книгами
Мадхусудан дас - перевод статей
Александр Савельев - техническая поддержка и бесплатный хостинг
Эдуард Мухутдинов - программирование форумов

Список далеко не полный. Я бы не хотел, чтобы другие думали, что я им менее благодарен - нет. Я благодарен всем, кто так или иначе имеет отношение к проекту "Hari-katha" особенно тем, для кого проект стал больше, чем просто хороший Интернет ресурс. Я низко кланяюсь всем им. Спасибо им за то, что они есть и за то, что они сделали и делают для проекта.

Уп.: В последнее время в Интернете уже достаточно неплохо представлен Вайшнавизм. Как Вы сами оцениваете сложившуюся ситуацию?

Г.В.: О, это интересный и "многоэтажный" вопрос. :) Чтобы раскрыть его, я наверное, должен уточнить понятие "Вайшнавизм".

Вайшнавизм - это весьма серьезная Религия берущая начало в глубине веков (несколько тысяч лет). Религия - это не математика, поэтому есть разное понимание и интерпретации Вайшнавизма. Это нечто похожее на разбиение Христианства, Ислама или Буддизма на разные течения. Кроме того, в каждом течении тоже есть свои "веточки". На примере Христианства это можно проиллюстрировать так. Христианство состоит из Православного, Католического и многих других ветвей. Православное Христианство тоже, в свою очередь разбито на "веточки" и даже сами "веточки" разбиваются на частные настроения служения идеалам, которые преобладают в той или иной церкви, или монастыре. Недаром ведь говорят "не лезь в чужой монастырь со своим уставом".

Думаю, что нет необходимости в рамках этого интервью раскрывать структуру и тонкости Вайшнавизма. Нужно лишь знать об этом.

Поэтому, нельзя говорить о Вайшнавизме без уточнения КАКОЙ Вайшнавизм вы имеете ввиду. Я буду продолжать нашу беседу уже учитывая то, что вы понимаете это.

В Мировом Интернете действительно, представлены много ветвей и разновидностей Вайшнавизма. С Русским Интернетом (РуНет) гораздо проще. Я уже говорил, что до нашего проекта в РуНете не было вообще никакой альтернативы Международному Обществу Сознания Кришны (ИСККОН). Т.е. люди ассоциировали Вайшнавизм исключительно с ИСККОН и многие до сих пор не знают, что Вайшнавизм это не одна организация...

Рассылки, сайты и т.п. в РуНете рассказывали лишь о Вайшнавизме с точки зрения ИСККОН, т.е. освещали огромный бриллиант Вайшнавизма лишь с одной точки зрения. Наш проект, как я уже говорил, как раз и нарушил "идиллию монополизма" одной организации (ИСККОН) в РуНете. Кстати, до нашего проекта даже сайты ИСККОН, которые пришли задолго до нас, представляли собой скорее всего любительские домашние странички, обновляющиеся раз в полгода. И, насколько я помню, не было ни одной рассылки и точно не было ни одного форума. Даже гостевые книги были диковинкой для сайтов ИСККОН.

Но с приходом "конкурента" в нашем лице этот пласт РуНета был потревожен. :) Мы первые стали делать еженедельно обновляемый сайт. Именно у нас впервые появились такие "окна демократии" как форум, чат. Если вы помните, проект рассылок "CityCat" в свое время не был таким "всеядным", туда брали лишь "избранных" и мы тоже первые из сайтов представляющих Вайшнавизм, оказались в их числе. Мы первые купили международный домен (hari-katha.com и hari-katha.org) и профессиональный хостинг, оборудовали сайт всеми Сетевыми "прибамбасами". И даже официальный сайт ИСККОН появился лишь спустя два года после нас. Так что, как говорится в рекламных роликах: "Мы - лучшие!" :) Вслед за нашим проектом стали проявляться сайты и других Вайшнавских Миссий. Правда пока они очень молоды, но главное - они уже есть.

После всего сказанного повторю, что на нашем проекте представлены абсолютно все Миссии Гаудийа Вайшнавизма, представленные на Западе, в том числе и ИСККОН. Мы сотрудничаем со всеми и представляем всех. Так что, наш проект на сегодняшний день единственный, наиболее полно представляющий Гаудийа Вайшнавизм в Интернет.


Уп.: Недавно на Вашем сервере было опубликовано интервью со Шрила Б.Б.Бодхайан Махараджем...

Г.В.: Да. Его выбрал Мой Гурудев как президента нашей духовной организации (Шри Гопинатх Гаудийа Матх) и как духовного лидера (ачарья), за которым мы должны следовать.

Уп.: Как возникла идея интервью и каковы Ваши ближайшие творческие планы в этом направлении? Это будут интервью только с деятелями Вайшнавизма?

Г.В.: Интервью проходят в рамках проекта Русские Вайшнавские Новости (РВН)

Это единственное в русскоязычном и англоязычном Интернете специализированное агентство новостей которое освещает новости всех Вайшнавских Миссий и организаций, представленных на Западе. В этом смысле оно уникально. Так как оно специализированное, мы не планируем брать интервью у лидеров других вероисповеданий.

Уп.: Большое спасибо Вам за Ваш интересный рассказ. В завершении нашего Интервью я хочу попросить Вас пожелать что-нибудь подписчикам рассылки "Введение в Религиоведение".

Г.В.: Пожелания? Что я могу пожелать от себя? Мы должны молить Бога, чтобы Он дал нам силы увидеть свою ложь и лицемерие, которая стоит преградой на пути к Божественной Любви. В своей проповеди, мы не должны забывать что цель Религии - это не проповедь... Проповедь лишь средство. Я желаю каждому человеку найти СЕБЯ и привести свое истинное "Я" в полное соответствие желаниям Бога.

А еще, я бы очень "пожелал"... Вернее, я очень прошу всех людей, читающих эти строки быть милостивыми ко мне. Пожалуйста, будьте милостивы ко мне!

 


Обсудить Интервью, обсудить различные темы о религии и задать интересующие Вас вопросы - все это можно сделать, подписавшись на  Упельсинкино Со-Дружество. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.da.ru


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.da.ru (http://upelsinka.narod.ru)

Зеркала сайта Упельсинкина страница:
http://upelsinka.boom.ru
http://www.geocities.com/upelsinka



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное