Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 103


Служба Рассылок Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  103

4 декабря 2001 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Тексты. Душа (фрагмент из трактата Зогар)

3. Словарь религиоведения

4. Литература

5. Интервью для Упельсинки

6. Новости религиоведения

7. Обзоры сайтов о религии

8. Почта Упельсинке

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Неожиданно жизнь внесла свои коррективы. Случилось нечто, что перемешало все мои планы и заставило на время забыть о рассылке. Я приношу свои извинения всем тем, кто терпеливо ждал возобновления выхода рассылки.

С момента выхода последнего Выпуска рассылки в "нашем полку" прибавилось еще пятьдесят подписчиков. Я благодарна Вам за Ваше внимание и интерес к рассылке. Надеюсь, материалы рассылки Вас не разочаруют.

Справедливо будет заметить, что сегодняшний Выпуск получился больше "практическим", нежели теоретическим. Немного текстов, маленький религиоведческий Словарик и крошечный список Литературы - вместо обычных обширных разделов "Религии" и "Тексты", "Предмет и структура религиоведения" и "Классики религиоведения". Зато "практическая" часть получилось более разнообразной и интересной. Три объявления о грядущих конференциях (и 2002 год уже не за горами!), несколько сайтов для раздела Обзоры и Почта Упельсинке, которая также тесно перекликается с Обзорами. И главное - Интервью для Упельсинки, так давно просившееся на страницы рассылки. Наша гостья - Татьяна Климова (Арадхана Прия даси) - администратор сайта Шри Чайтанья Сарасват Матх в России

Итак, наслаждайтесь чтением, берите на заметку полезные материалы, а мы с Вами увидимся через неделю, 11 декабря 2001 г.

Для тех, кому кажутся редкими Выпуски нашей рассылки, напомню, что видеться со мной можно чаще, подписавшись на рассылку "Новости Упельсинкиной страницы", которая выходит в текстовом формате и сообщает о всех новостях и обновлениях сайта. Для того, чтобы подписаться на "Новости" , отправьте письмо с темой "subscribe" по адресу: news@upelsinka.com

А всех тех, кто стремится к диалогу, приглашаю заглянуть на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


2. Тексты

Одна из великих книг в человеческой культуре, Зогар ("Сияние") имеет свою собственную драматическую судьбу. Это основной источник еврейской каббалы. Для иудаизма мистический подъем в конце средневековья оказался прологом к мистическому подъему XVI-XVIII веков, религиозное творчество испанских евреев несло в себе зародыш грядущего творчества евреев Палестины, Турции, Италии и Польши.

Душа
(Зогар 1, 83а-83б)

Раби Шимон шел по дороге, и были с ним раби Эльазар, его сын, и раби Аба, и раби Иегуда. Пока они шли, сказал раби Шимон:
- Удивляюсь я, что сыны земли не интересуются смыслом слов Торы и сутью своего бытия!
Открыл и сказал:
- Душа моя томится по Тебе в ночи, а дух мой в груди моей взыскует Тебя (1).
Этот стих уже объяснялся, да и мы занимались им. Однако приди, взгляни. Душа сына человеческого, когда восходит он на ложе свое, покидает его и возносится вверх. А если ты скажешь, что любая из них возносится, - не всякой доводится видеть лик Царя.
Но вот как. Душа возносится, и не остается от нее в теле ничего, кроме отпечатка отмеренной жизненности сердца. А душа уходит и хочет подняться. И плывет, возносясь от ступеней к ступеням, и встречается с искрящимися оболочками нечистоты. Если чиста она и не осквернилась днем, то возносится кверху. А если она нечиста, то еще больше оскверняется между ними и прилепляется к ним, и уже не поднимается выше. И там сообщают ей слова, и она покрывается знанием о делах ближайшего времени. А иногда насмехаются над ней и сообщают ей слова лживые. И так она блуждает всю ночь, до тех пор, пока не пробудится человек, и тогда возвращается назад. Счастливы праведники, которым открывает Святой, благословен Он, свои тайны в сновидении, предостерегая их от несчастий! Горе грешникам земли, оскверняющим себя и души свои!
Приди, взгляни. Когда тот, кто не осквернил себя, восходит к себе на ложе, душа его возносится и достигает вначале тех ступеней, но поднимается выше и не прилепляется к ним. И вновь продолжает путь, и плывет, и поднимается - в соответствии с призванием той души, которая удостоилась вознестись. Показывается она перед тем, Кто приемлет лики дней, и вышняя страсть, с которой предстала она, присоединяется к желанию видеть блаженство Царя и посетить чертог Его. И это такой человек, у которого есть постоянный удел в грядущим мире, и это такая душа, которая возносится, взыскуя лишь Святого, благословен Он. И не прилепляется к иным искрящимся обличьям, а идет за святым существом к тому месту, откуда она произошла. Поэтому написано:
Душа моя томится по тебе в ночи -
Следуя за Тобой и не соблазняясь иными чуждыми существами. Приди, взгляни. Душа моя - это душа, которая преобладает ночью, следуя к своей ступени. Дух же - днем. Как написано:
Душа моя томится по Тебе в ночи
это душа, господствующая ночью.
А дух мой в гряди моей взыскует Тебя -
это дух, господствующий днем. А если ты скажешь, что это две разделенные ступени, - не так это. Они - одна ступень, чета, слившаяся воедино. И нечто высшее властвует над ними и прилепляется к ним, и они прилепляются к нему, и оно называется Дыханием. И эти ступени вместе возносятся к тайне Мудрости. Ибо человек лишь тогда созерцает вышнюю Мудрость, когда вглядываются эти ступени, и Дыхание входит в них, а они прилепляются к нему. И если оно господствует, то человек этот называется святым, совершенным во всем, единым в порыве к Святому, благословен Он.
Душа - это пробуждение нижнего, и она опирается на тело и питает его, и тело удерживает ее, а она держится за тело. Потом, пробуждаясь, эта душа, удерживающая себя в теле, преобразуется и становится престолом, на котором почиет дух, как написано:
Пока не прольет на нас дух с высот (2).
Затем вместе они преобразуются, готовясь воспринять Дыхание, ибо этот дух становится престолом для почиющего на нем Дыхания. И это дыхание - самая высокая сокрытость, сбереженность всех сбереженностей. Следовательно, бывает престол для престола, а над ними - престол для высшего. И если ты будешь вглядываться в те ступени, то отыщешь в этом слове тайну Мудрости, и все это - мудрость, позволяющая приобщиться к высшим словам.
Приди, взгляни. Душа - это пробуждение нижнего, прилепившееся к телу. Подобно тому, как нижний черный огонь в пламени свечи прилеплен к фитилю и не отделяется от него, и лишь на нем восстает. И когда восстал он на фитиле, тогда он становится престолом для вышнего огня, белого, который находится над черным огнем. И потом, когда восстали они оба, становится белый огонь престолом для скрытого огня, неведомого и невидимого, который почиет на белом огне. И тогда это - полноценный огонь. Так и человек, достигая совершенства во всем, называется святым, как написано:
К святым тем, которые в земле и т.д. (3)
То же и в вышней тайне. Приди, взгляни. Когда Авраам вошел в землю, явился ему Святой, благословен Он, как сказано:
Господу, явившемуся ему...
(4) -
и там он воспринял душу и построил жертвенник для этой ступени. Потом,
идя и двигаясь к югу (5)
он воспринял дух. Потом до того, как он вознесся, чтобы сочетаться с Дыханием,
построил там жертвенник Господу (6) -
просто сказано, Это Дыхание, которое суть сокрытость всех сокрытостей. Потом он узнал, что следует переплавиться и увенчаться в ступенях, и немедленно
спустился Аврам в Египет (7) -
и спасся оттуда и не соблазнился теми искрящимися, и переплавился, и вернулся на свое место. Как только он, спустившись, переплавился, так сразу же
поднялся Аврам из Египта (8).
Именно поднялся и вернулся на свое место, и прилепился к высшей вере, как написано:
к югу.
С тех пор постиг Авраам вышнюю Мудрость и прилепился к Святому, благословен Он, и стал десницей мира. Тогда:
И Аврам тяжел очень имуществом, серебром и золотом (9).
Тяжел очень - со стороны востока. Имуществом - со стороны запада. Серебром - со стороны юга. Золотом - со стороны севера.
Подошли раби Эльазар и раби Аба и все Собратья и поцеловали ему руку. Заплакал раби Аба и сказал:
- Увы, увы! Когда ты покинешь мир, кто будет светить светом Торы? Блаженна участь Собратьев, которые слышат слова Торы из твоих уст.

Примечания:
1. Ишая, 29, 9.
2. Там же, 32, 15.
3. Тегилим, 16, 2
4. Берешит, 12, 7
5. Там же, 9.
6. Там же, 8.
7. Там же, 10.
8. Там же, 13, 1.
9. Там же, 2.


3. Словарь религиоведения

Ал-Ашари, Абу-л-Хасан (874-935 н.э.) - мусульманский теолог, живший в Басре, а затем в Багдаде. Основатель ал-Ашарийя, самой значительной в Исламе теологической школы, которая занимает доминирующее положение в суннитской ортодоксии вплоть дол настоящего времени. Отказавшись от мутазилитского рационализма, ал-Ашари сделал Коран и сунну основой для доктрины, открытой для парадоксов и отвергающей человеческий разум.

Ашура: День траура в шиитском исламе в память о мученическом конце сына Али и внука Пророка имама Хусейна, который погиб в иракском городе Кербела 10 числа месяца мухаррам в 61 году Хиджры (10 октября 680 г. н.э.)

Бахья ибн Пакуда - великий еврейский философ Испании (XI в.) Его книга "руководство обязанностями сердца", написанная на арабском языке, вводит суфийские понятия в традиционную еврейскую теологию, основателем которой был Саадиа Гаон (882-942).

Бодхидхарма (ок. 480-520) - индийский буддийский наставник, основатель китайского буддизма Чань (японский Дзэн); центральная фигура обширной легендарной традиции.

Бодхисаттва - в индийском буддизме (особенно в махаяне) человек, который имеет возможность удалиться из мира явлений после Просветления, но решает из сострадания повременить со своим уходом, чтобы потрудиться для спасения всех живых существ.

Будон (1290-1364) - тибетский монах-буддист, переводивший буддийские тексты с санскрита, выдающийся мыслитель тантрической школы.


4. Литература

Тексты: "Раби Шимон". Фрагменты из трактата "Зогар": Пер. с арамейск. сост., статьи, примеч. и коммент., кабб. коммент. М.А. Кравцова. - М.: Гнозис, 1994. С. 79-82.


5. Интервью для Упельсинки

Татьяна Климова (Арадхана Прия даси). Род занятий: Администратор сайта Шри Чайтанья Сарасват Матх в России (http://www.harekrishna.ru/). Вероисповедание: Гаудия Вайшнавизм

 

Уп.: Как давно Вы пришли к учению Вайшнавизма?

А.: С Гаудия Вайшнавизмом я встретилась лет семь назад. Однажды в дверь моей квартиры позвонила симпатичная девушка, державшая в руках большую стопку книг Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я купила одну из них, и, кроме того, получила приглашение на публичную программу, которая проходила в одном из городских ДК. Вот примерно так произошла моя первая встреча с Вайшнавизмом.

Уп.: Как складывался Ваш дальнейший путь в религии?

А.: Пробыв несколько лет в Международном Движении Сознания Кришны (ИСККОН), я испытала некоторое разочарование, вызванное моими личными духовными проблемами. Я приняла прибежище у буддийского Учителя, а затем, поняв, что мое сердце ищет Кришна-сознание, а не растворение моей индивидуальности, пришла в духовную Миссию Шри Чайтанья Сарасват Матх, где нахожусь и поныне.

Уп.: Что Вас привлекает в Вайшнавизме?

А.: Во-первых, с самого начала меня привлекла философия Вайшнавизма, которая очень четко и ясно, научным образом, дает ответы на многие вопросы -- начиная от описания Бога и души, и заканчивая процессом творения и бытия материального мира.

Во-вторых, меня привлекла концепция Кришна-сознания. Вот как об этом пишет вайшнавский святой Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж: ⌠Что такое сознание Кришны? Это ≈ истинная любовь и красота. Во главе должны быть истинная любовь и красота, а не эгоизм, не эксплуатация. Обычно, увидев что-нибудь красивое, мы думаем, что красота должна служить нам, но в действительности это мы должны служить красоте. Красота всем распоряжается и всем правит■. Я поняла, что это именно то, что я ищу.

В-третьих, меня привлекают преданные Шри Кришны, среди которых я встречала много удивительных и возвышенных личностей. Я просто смотрю, как жили и живут святые, что они говорят, я вижу их бесконечную любовь ко всем живым существам, и это очень сильно привлекает мое сердце.

Уп.: Как Ваша семья относится к Вашей вере?

А.: Мой муж относится с уважением к моей вере, хотя сам не следует ей, по крайней мере, внешне. Что касается моих родителей, то сначала, хотя они знали о моем увлечении восточной философией, им было трудно принять, что их дочь стала "не такой как все", "неправославной". Конечно, напуганные многочисленными статьями и репортажами в СМИ, они боялись, что я попаду в секту. Теперь, я надеюсь, это непонимание успешно преодолено.

Уп.: Сейчас Вы являетесь администратором сайта Шри Чайтанья Сарасват Матх в России. Когда начал свое существование Ваш сайт?

А.: Он открылся 2-го июля 2001 года. Надеюсь, что милостью Господа и Его преданных сайт будет постоянно расти, изменяться и улучшаться. Сейчас мы готовим еще несколько интересных проектов.

Уп.: Как появился этот проект и что бы Вы хотели воплотить с помощью него? Как происходит работа над сайтом?

А.: Дело в том, что наша духовная Миссия, Шри Чайтанья Сарасват Матх основанная великим вайшнавским святым Шрилой Б.Р.Шридхаром Махараджем и возглавляемая в данное время его преемником Шрилой Б.С.Говиндой Махараджем, не имела своего сайта на русском языке. Этот сайт был очень нужен, и вот, он появился.

Мы хотим, чтобы у всех искателей истины была возможность познакомиться с жизнью и учением Господа Чайтаньи и Его последователей, гаудия вайшнавов, а так же узнать о нашей Миссии и ее деятельности. Кроме того, этот сайт √ часть большого проекта, призванного создать информационное виртуальное пространство для преданных.

Мы приглашаем посетить наш сайт и все посмотреть самим. Мы будем очень рады.

Уп.: В последнее время меня, как и многих людей, интересует вопрос о том, каково отношении к женщине в той или иной религии. А как принято относиться к женщине в Вайшнавизме? Что говорит Ваш личный опыт? Можете ли Вы полностью реализовать себя, или же какие-то творческие возможности по причине пола остаются закрытыми?

А.: Распространено мнение, что движение сознания Кришны отводит женщине второстепенную роль и относится к ней пренебрежительно. Это не соответствует истине. Я хочу привести небольшую цитату из книги основателя Шри Чайтанья Сарасват Матха Шрилы Шридхара Махараджа, из которой можно понять, как вайшнавы относятся к женщине: "В юности у меня развилось своего рода нерасположение к женщинам: ⌠Я должен держаться от них подальше ≈они неприкасаемы■. Однако моя тетя исправила меня таким образом: заметив мой характер, мое поведение, она однажды ласково сказала мне: ⌠Разве ты не знаешь, что женщины представляют Лакшмидеви? Они относятся к тому же роду, и качества жертвенности и покорности проявляются в них очень ярко, поэтому их необходимо уважать. Их необходимо уважать, а гнушаться надо агрессивной мужской природы. Женское ⌠я■ ≈благороднейший идеал, в котором преобладает сторона жертвенности, преданности, верности. Женщины не агрессоры ≈они олицетворенное самопожертвование. Агрессивна мужская природа■.".

Не следует путать индуизм, с его системой каст, и вайшнавизм. Вайшнавы не делят людей на категории в зависимости от их пола и происхождения. Тело, ум и разум -- временные оболочки, которые покрывают душу, чьей истинной природой, вне зависимости от того, в каком она сейчас теле, является сат-чит-ананда: бытие, знание и блаженство, и чье вечное предназначение -- служение Всевышнему Господу. Женщине изначально присущи такие качества, как самопожертвование, мягкость, любовь, поэтому, в каком-то смысле, ей легче прийти к Богу, чем мужчине.

Что касается меня лично, то могу сказать, что мой пол не в коем случае не является препятствием для моей духовной жизни. Проблемы находятся внутри нас, находимся ли мы в мужском теле, или в женском.

Это же можно сказать и о реализации моих скромных творческих способностей √ мое вероисповедание, мой образ жизни, мое общение и т.п. ни коим образом не препятствуют их раскрытию. Скорее, наоборот.

Уп.: Спасибо Вам за Ваш интересный рассказ. Желаю Вам духовного роста и процветания Вашему сайту. :-)

А.: Хочу поблагодарить уважаемую Марину за интервью. Спасибо, Марина! А так же приглашаю всех заходить на наш сайт http://www.harekrishna.ru/ и принимать участие в жизни сайта. Мы будем рады видеть Вас!


6. Новости религиоведения

Научная конференция

"Бог. Человек. Мир"

20 и 21 декабря 2001 г. Русский Христианский гуманитарный институт проводит очередную межвузовскую научную конференцию "Бог. Человек. Мир". Начало пленарного заседания - 20 декабря в 17.00. Начало секционных заседаний - 21 декабря в 17.00.

Секции: Философия. Богословие. Религиоведение; Языкознание и Литературоведение; Философия человека и психология; Антиковедение и медиевистика; Финский язык и культура; Искусствоведение; История России; Востоковедение.

Участникам предлагается выслать (e-mail: conference@rhcgi.spb.ru) или передать в секретариат РХГИ (Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 15, 6 этаж) тезисы докладов в электронной форме на дискете в версии не более чем Windows 98. Название файла с расширением .doc должно представлять собой фамилию автора в латинской транскрипции не более 8-ми символов. Объем тезисов не должен превышать 5 стандартных страниц (формат А4) при 1 межстрочном интервале и шрифте Times New Roman, 12 кегль. В оформлении тезисов рекомендуется следующая последовательность: 1) инициалы и фамилия автора (в правом верхнем углу); 2) заглавие (прописными буквами); 3) текст тезисов (библиографические ссылки даются внизу страницы); 4) заглавие на английском языке; 5) сведения об авторе: фамилия, имя отчество полностью, место работы или учебы, ученая степень, ученое звание, должность, домашний адрес и контактный телефон.


Научная конференция

"Проблемы эволюции текста в традиционных и современных культурах"

Кафедра литературы Коломенского государственного института планирует провести в период 27 - 29 марта 2002 года научную конференцию "Проблемы эволюции текста в традиционных и современных культурах".

Предполагается рассмотреть:

1. Проблемы эволюции религиозных текстов.
2. Фольклор и постфольклор.
3. Механизмы кодификации традиций в тексте и их считывания оттуда.
4. Древний город как текст.
5. Взаимодействие традиций. Традиционные и модернистские системы.
6. Традиции в современном обществе.

Приглашаем принять участие в конференции филологов, философов, историков, культурологов, религиоведов, этнографов, интересующихся традициями в новейшем обществе.

По окончании конференции состоится экскурсия по городу: памятники XIV - XX вв., места, связанные с И.И. Лажечниковым, Б.А. Пильняком, А.И. Куприным┘ А также по окрестностям города: места, связанные с А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, С.В. Шервинским.

Размещение в общежитии института или в городских гостиницах (по выбору участника).

Заявки присылать до 15 февраля 2002 года по адресу: e-mail: gosha@kolomna.ru

Кандидат филол. наук, доцент Прохоров Сергей Михайлович, Тел.: (09661)-42272


Научная конференция

"Путь Востока. Традиции и современность"

Научное общество студентов, аспирантов и молодых ученых "Традиции Востока" проводит 24-26 апреля 2002 года очередную конференцию "Путь Востока. Традиции и современность".

Конференция будет посвящена рассмотрению проблем и вопросов, связанных с современным этапом развития религиозных и религиозно-философских традиций стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, а также адаптации традиционных идеологий и институций к ситуации вестернизации и глобализации.

Предполагаются следующие тематические блоки: ближневосточное христианство и ислам, индуизм и неоиндуизм, буддизм, религии Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея, Вьетнам), современные философские течения в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, модернизм, консерватизм и фундаментализм, традиционное в современной политической идеологии, нео-ориентализм на Западе.

Доклады принимаются в объеме не более 8000 знаков, в электронном виде в редакции Word 95-97 с расширением rtf.

Регистрационный сбор - 30 рублей. Крайний срок подачи заявки - 30 марта.

Электронные версии заявки присылать по адресу: eastrade@philosophy.pu.ru


7. Обзоры сайтов о религии

Христианство:

"Свет Истины" - Ассамблея Евангельских Христиан
http://www.russia-church.com/

Православие на Руси. Библиотека религиозной литературы и галерея икон
http://ohr.ru/

Антология древнерусской литературы - историко-литературный портал
http://old-rus.narod.ru/


8. Почта Упельсинке

Здравствуйте! Меня зовут Олег Игоревский. Я владелец сайта "Виртуальный Христианский Клуб"...

Главная причина создания "Виртуального Христианского Клуба" - это объединение людей, искренне ищущих Живую Истину. Данный сайт - это не рупор какой-либо из 4000 христианских деноминаций. Сайт "Виртуальный Христианский Клуб" - это средство общения прогрессивно мыслящих людей всей России и СНГ.

Почему сайт называется не церковью, а клубом? Потому что данный клуб - это место встречи самых разных людей, желающих равноправного общения и свободного, безбоязненного обмена мнениями, который невозможен в церкви.

Сайт "Виртуальный Христианский Клуб" - это не мертвые монологи сытого лицемерного проповедника. Это реальная жизнь. Это реальная вера, а не мертвая религия. "Виртуальный Христианский Клуб" - это возможность диалога с автором и друг с другом через переписку.

На сайте "Виртуальный Христианский Клуб" издается журнал "Практикум христианина", где отражаются все Ваши самые животрепещущие вопросы христианской веры.

В содержании сайта, которое постоянно пополняется, Вы найдете стихи и эссе Олега Игоревского.

В ближайшем будущем Вы сможете познакомиться с христианским музыкальным творчеством Олега Игоревского.

Итак, приходите в "Клуб" и пишите письма. Адрес сайта www.vhk.boom.ru


Сообщаю о публикации нового веб-проекта - сайта "Католическая Церковь в России".

Сайт содержит полный справочник всех приходов России и СНГ (адреса, e-mail, и даже расписание богослужений и инструкция о том как добраться), всех действующих тут орденов, выпускающихся изданий, учебных заведений, уникальные фотографии, статьи и ссылки. Есть английская версия.

Христина Восканова, вебмастер
http://www.catholic.chat.ru


От себя добавлю, что желающие разместить баннер Упельсинкиной страницы на своем сайте, могут обратиться к странице http://www.upelsinka.com/code.htm


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное