Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 111


Служба Рассылок Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  111

2 февраля 2001 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Религии. Австралийские шаманские инициации

3. Тексты. Чарья-гити

4. Religion in the World. Radford Ruether: 'the promotion of the full humanity of woman'

5. Словарь религиоведения. Эсхатология

6. Литература

7. Обзоры сайтов о религии


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Перед Вами - обещанный Выпуск рассылки "Введение в религиоведение", второй на этой неделе. Таким образом я пытаюсь скомпенсировать небольшую "задолженность" перед Вами. :))

Что же ждет нас сегодня? В разделе "Религии" - фрагмент работы М. Элиаде "Религии Австралии", посвященный шаманским инициациям. Раздел Тексты - чарья-гити - поэтические буддийские тексты. Раздел Religion in the World - Radford Ruether: 'the promotion of the full humanity of woman'. В конце Выпуска - список Литературы и Обзоры сайтов о религии.

Увидимся во вторник, 5 февраля 2002 г. с новыми материалами рассылки.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

2. Религии

Австралийские шаманские инициации

(по кн. М. Элиаде "Религии Австралии")

Характерные элементы этих инициаций таковы: 1) "убийство" неофита, 2) удаление его органов и костей и замена новыми и 3) введение магических субстанций, в особенности кристаллов кварца. Аналогичная модель обнаруживается в шаманских инициациях Центральной Азии и Сибири, Южной Америки и некоторых частей Меланезии и Индонезии. Особенно центральноазиатские и сибирские сценарии дают наиболее поразительные параллели с примерами, приведенными выше. Как и австралийский знахарь, сибирский и центральноазиатский шаман проходит экстатическую инициацию во время соматического заболевания, душевного расстройства или "во сне". Он видит, как его мучают и в конце концов "убивают" духи мифических героев. Эти демонические существа разрубают на части его тело, расчленяют его, отрубают голову, варят плоть, очищают кости от мягких тканей, соскребают мясо и заменяют его новым, впускают в тело новые соки. Мотив введения магических субстанций встречается реже; известны лишь редкие упоминания об обломках железа, которые кладут, с целью расплавить их, в тот же котелок, где варятся кости и мясо шамана. Но этому мотиву можно найти аналоги в верованиях, например, семангов Малагайского полуострова, даяков Борнео, и он весьма типичен для шаманизма южноамериканских индейцев.

Как мы уже отмечали, Элькин сравнивает модель инициации австралийских знахарей с ритуалом мумификации в восточной Австралии, который, видимо, "пришел" туда через острова Торресова пролива, где некоторые виды мумификации практиковались вплоть до недавнего времени. Более того, Элькин склонен связывать такие меланезийские влияния с другими, более высокими культурами (Египет?). Мы не будем здесь обсуждать происхождение и распространение этой модели инициации шаманов. Но идея о связи ее австралийского варианта с ритуалом мумификации (главным образом, египетским) - неосновательная гипотеза. Должны ли мы в таком случае объяснять инициации шаманов Сибири и Южной Америки аналогичным влиянием ритуалов и мумификации? Широкое распространение некоторых дополнительных мотивов инициации, зафиксированных в Сибири, равно как и в Австралии - например, путешествия новичка на небо и под землю, - а также сходства, отмеченные в практике шаманизма по всему миру, указывают на архаическую стадию в истории религии, на которой преимущественно сформировались явления, давшие истоки различным формам шаманства. Конечно, это не означает, что определенные формы шаманства не подвергались с течением времени сильным влияниям высших и более поздних культур. Шаманство Центральной Азии и Сибири, например, несет явные следы иранских (в конечном счете, месопотамских), индийских и буддистских влияний. Априори нельзя исключать возможность азиатских влияний на мистические техники Австралии. Элькин сравнивает парапсихологические силы австралийских знахарей с искусством индийских и тибетских йогов. Хождение по огню, использование "магического шнура", способность исчезать и появляться вновь, "быстрые путешествия" и т.д. настолько же популярны среди австралийских знахарей, как среди йогов и факиров. "Возможно, - пишет Элькин, - что существует некая историческая связь между йогой, практикой оккультизма Индии и Тибета и психическими силами мужчин-аборигенов высокого звания. Индуизм распространился в Ост-Индию. Йога - культ в Бали, и некоторые из замечательных подвигов австралийских знахарей имеют параллели у коллег-профессионалов в Папуа".

Если бы предположение Элькина оказалось верным, мы должны были бы иметь в Австралии ситуацию, сравнимую с ситуацией в Центральной Азии и Сибири. Но, опять же, это не значит, что совокупность обрядов, верований и оккультных техник австралийских знахарей была создана под индийским влиянием. Архаическая структура большинства этих ритуалов и верований очевидна. Более того, австралийский знахарь стоит в центре наиболее сакральной, то есть старейшей религиозной традиции своего племени. Его "магические трюки" - архаического типа, и большинство из них практикуется шаманами и колдунами других примитивных культур, где трудно предположить индийское влияние (например, в арктических зонах и на Огненной Земле). Мы удовлетворимся только коротким описанием одного из этих "трюков", а именно "магического шнура". Мы приводили пример знахаря вирадьюри, который использовал магический шнур, чтобы забраться на небо. Согласно информации, собранной Берндтом, шнур дал Байаме, он "впел" его в тело новичка. Во время инициации или перед собранием полностью посвященных (инициированных) мужчин доктора демонстрировали свои силы "выпеванием" шнура; лежа на спине под деревом, они вытягивали из себя шнур "так, как паук вытягивает из себя нить паутины, и взбирались по нему, перехватывая его руками и достигая вершины дерева" Они затем "посылали" шнуры на соседнее дерево и "проходили" к нему по воздуху.

Магическое представление, свидетелем которого был знахарь вирадьюри во время своей инициации примерно в 1882 г., включало хождение по огню и подъем по магическому шнуру. В этом случае "умный человек" из племени вонгаибон" лег на спину у ствола дерева и "выпел" свой шнур; шнур поднялся прямо вверх, и знахарь полез по нему, долез до вершины, где, на расстоянии примерно сорока футов от земли, было гнездо. "Пока он лез, он был все время в одном положении - голова откинута, тело вытянуто, ноги в стороны и руки в стороны - так же, как когда он "выпевал" свою веревку. Он залез в гнездо и сидел там, махая руками людям внизу. затем он спустился так же, как паук по паутине, спиной к земле. Когда он отдыхал на земле, было видно, как шнур опускается вниз и уходит в его кишечник". Подобные "трюки" известны также и в других примитивных обществах. Например, шаман она, одного из племен Огненной Земли, владеет "магическим шнуром" длиной почти в три метра, который он достает изо рта и который мгновенно исчезает, когда он проглатывает его. Как мы утверждали в предыдущем исследовании, такие магические подвиги можно сравнить с "фокусами с веревкой", которые проделывает факир. В самом деле, два составляющих элемента трюка с веревкой, а именно, лазание помощника мага по веревке и расчленение его тела, встречаются совокупно в традициях австралийских знахарей. Важность этих трюков очевидна: они иллюстрируют оккультные силы знахарей, их способность переступать пределы "этого мира" и действовать как сверхъестественные существа или мифические герои. То, что знахарь взбирается на вершину дерева по "магическому шнуру", - "доказательство" способности знахаря подниматься в небо и встречаться с высшими существами.


3. Тексты

Чарья-гити

В начале XX в. бенгальский филолог Хоропрошад Шастри нашел в Непале рукопись, содержавшую около 50 коротких поэтических буддийских текстов. В настоящее время за этими текстами утвердилось название "чарья-гити", что можно перевести как "песни [должного, истинного] пути". "Чарья-гити" отражают идеи и ритуалы тантрического буддизма, они описывают и предписывают определенный эзотерический опыт, используя язык символов, иносказаний и парадоксов. В этом смысле их можно сравнить с "коанами" дзен-буддизма. Философской основой буддийского тантризма была "шунья-вада" (букв.: "учение о пустоте"). Согласно этому учению, истинный опыт, истинная суть мира неописуемы ("пусты"); различие между "сансарой" (бытием) и "нирваной" (высшей целью буддиста, выходом за пределы бытия) - условно, так как по истине это одно и то же и трудность состоит лишь в осознании истины. Тантризм предлагал определенные психофизиологические методы постижения этой истины, обретения высшего знания ("Великого счастья").

Язык найденных "чарья-гити" Х. Шастри определил как древнебенгальский. С тех пор бенгальцы считают эти тексты древнейшим памятником своей литературы. Однако едва ли с меньшим правом "чарья-гити" могут быть сочтены древнейшим памятником и других новоиндийских литератур: майтхильской, ассамской и ория; согласно современным научным взглядам, язык "чарья-гити", найденных Х.Шастри, представляет собой скорее всего промежуточную стадию между апабхранша и собственно новоиндийским этапом и отражает тот период языкового развития, который предшествовал размежеванию близкородственных языков Восточной Индии (ассамского, бенгальского, матхильского, ория)1. По лингвистическим критериям эти "чарья-гити" можно отнести к X - XII вв. Тибетский и монгольский переводы данных текстов входят соответственно в тибетский и монгольский буддийские каноны ( во вторую его часть ≈ Данджур).

Авторами "чарья-гити" считаются так называемые "сиддхи", легендарные буддийские святые, но слово "авторство" в этом случае не следует понимать буквально: "авторские" имена, стоящие в большинстве "чарья-гити", имеют в основном символическое значение.

"Чарья-гити" - это не название какого-либо одного памятника, а "жанровое" обозначение определенного рода текстов (ср. "коан", "псалм" и т.д.). Те "чарья-гити", которые содержатся в рукописи Х. Шастри, по-видимому, лишь отдельные образцы данного "жанра". Есть сведения, что другие тексты подобного рода бытуют и по сей день в рукописных и устных традициях Тибета и Непала, но изучение их - дело будущего.

 

19. Бытие и нирвана - два барабана,
Дух и дыхание - два кимвала.

"Слава! С лава!" - гремят барабаны,
Канха (1) отправился жениться на девушке из касты "дом"(2).

Женитьбой на девушке из касты "дом" ухвачен [смысл ] рождения.
В приданое дана высшая [несравненная ] Дхарма.

День и ночь проходят в любовном соединении,
В сетях йогини кончается ночь.

Йогин, очарованный женщиной из касты "дом",
Ни на миг не бросает [ее ], охваченный Подлинным.

22. Сами себе создавая бытие [и ] нирвану,
Ложью люди опутывают сами себя.

Мы не знаем то, что непостижимо:
Рождение, смерть, бытие - как происходит?

Что рождение, что смерть (букв.: каково рождение, такова и смерть) -
Между живым и мертвым нет различия.

Тот, кто здесь боится рождения и смерти,
Пусть ищет [помощи ] у магии.

[Даже ] те, что бродят по этому миру и по небу [т.е. боги ],
Отнюдь не свободны от старения и смерти.

Вследствие рождения - карма или вследствие кармы ≈ рождение?
Сараха говорит: Непостижима эта Дхарма.

29."Бытие [сущее] не есть, небытие [не сущее] не исчезает" -
Такому наставлению [утверждению ] кто поверит?

Луи говорит: Глупец! Непостижимо знание.
Оно играет в трех стихиях, [но] не известно [где оно точно]

То, что не имеет ни цвета, ни признака, ни формы,
Как может быть описано в Агамах (3) или Ведах?

Кому и как задам вопрос:
"Луна [, отраженная в] воде, - истинна или ложна?"

Луи говорит: Что мне думать?
То, что я есмь, - о том ничего не известно.

40. Доступное уму [разуму, сознанию] - чепуха [суета ].
Книги Агам и четки [ - то же самое ].

Скажи, как Подлинное высказать,
В которое не проникают ни тело, ни речь, ни душа [ум]?

Тщетно гуру наставляет ученика.
То, что находится за пределами речи, как он расскажет?

Все, что говорится, все - ложь [заблуждение, ошибка ].
Гуру [да будет ] нем, ученик [да будет ] глух.

Говорит Канха: Что же [есть ] драгоценность Победителя [т.е.Будды]?
- [Это ] будто немой обращается к глухому.

Примечания:
1. Канха - Канхапа, имя одного из авторов.
2. "Дом" - каста неприкасаемых.
3. Агамы ≈ род священных книг индуистов, к которым относятся шастры или руководства по различным научным и практическим дисциплинам.


4. Religion in the World

Radford Ruether: 'the promotion of the full humanity of woman'

Even though the doctrine of human perfectibility has sometimes been applied only to white western males, its universalist implications have been seized upen by individuals and groups wishing to assert their equality. The following extract by Rosemary Radford Ruether shows how a liberal feminist theologian can use the doctrine in this way.

The critical principle of feminist theology is the promotion of the full humanity of woman. Whatever denies, diminishes, or distorts the full humanity of women is, therefore, appraised as not redemptive. Theologically speaking, whatever diminishes or denies the full humanity of woman must be presumed not to reflect the divine or an authentic relation to the divine, or to reflect the authentic nature of things, or to be the message or work of an authentic redeemer or a community of redemption.

This negative principle also implies the positive principle: what does promote the full humanity of woman is of the Holy, it does reflect true relation to the divine, it is the true nature of things, the authentic message of redemption and the mission of redemptive community.


5. Словарь религиоведения

Эсхатология (от греч. - последний, конечный, учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом (богами) и последующей расплате за это: гибели Вселенной (наступлении мирового хаоса), отделении грешников от праведников, наказании первых в потустороннем мире, воскрешении (спасении) вторых и т.д. Развитую эсхатологию имели религии древне-вавилонская, древне-египетская, древне-греческая, древне-римская, германо-скандинавская, индуизм, зороастризм, иудаизм, христианство.


6. Литература

Религии: Мирча Элиаде. Религии Австралии. "СПб.: Университетская книга", 1998. С. 239-244.
Тексты: Литература Востока в Средние века: Тексты/ Под ред. Н.М. Сазановой. - М., Изд-во МГУ; изд-во "Сиринъ", 1996. С. 260-262.
Словарь религиоведения: Старшая Эдда. М.; Л., 1963;
Невелева С.Л. Мифология др.-инд. эпоса. М., 1975;
Nicholson R.A. Studies in Islamic Mysticism. Camb., 1921;
Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. L., 1957; Bultmann R. History and Eschatology. Edin., 1957;
Hummel S. Anmerkungen zur Apokalypse des Lamaismus // Archiv Orientalni. Praha, 1958. V. 26. ╧ 2;
Sauter G. Einfuhrung in die Eschatologie. Darmstadt, 1986.
Religion in the World:
Religion in Modern Times. An Interpretive Anthology. Edited by Linda Woodhead and Paul Heelas. Blackwell Publishers, 2000. P. 88-89.
Rosemary Radford Ruether, 1983: Sexism and God-Talk. Toward a Feminist Theology. London: SCM Press Ltd (pp. 18-19).


7. Обзоры сайтов о религии

Ислам:
Истина Ислама
http://www.muslim.kz

Иудаизм:
Каббала. "Бней Барух" - мировой центр исследований Каббалы
http://www.kabbalah-web.org/

Христианство:
Казанская Епархия РПЦ
http://www.eparhia.ru/

Форум Старообрядчество - Единоверие
http://splendor.virtualave.net/FORUMS/OLD/

Христианский научно апологетический центр
http://www.crimea.com/~creation/

Разное:
Антология Древнерусской литературы
http://old-rus.narod.ru

Islandica - Магия Исландии
http://elladan.chat.ru/


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Я никого не ем! - вегетарианские рецепты


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное