Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 114


Служба Рассылок Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  114

22 февраля 2002 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Религии. Суфийские ордена и братства: Абу Са'ид ибн Аби-л-Хайр

3. Тексты. Атхарваведа

4. Religion in the World. Gay and early rationalist criticisms of 'tradition'

5. Словарь религиоведения. Очистительные обряды

6. Литература

7. Интервью для Упельсинки

8. Обзоры сайтов о религии


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение. В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы.

Раздел Религии - Суфийские ордена и братства: Абу Са'ид ибн Аби-л-Хайр (по кн.: Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма). В разделе Тексты - Атхарваведа (избранные гимны). Раздел Religion in the World - Gay and early rationalist criticisms of 'tradition'. Раздел Словарь религиоведения - понятие очистительных обрядов. Список Литературы - в одноименном разделе. В разделе Интервью для Упельсинки представляю Вам интервью с о. Павлом Левушканом, настоятелем Евангелического лютеранского прихода Святой Марии в Томске; создателем Лютеранского портала. В конце Выпуска смотрите Обзоры сайтов о религии.


2. Религии

Суфийские ордена и братства

Абу Са'ид ибн Аби-л-Хайр

Первым суфием, который ввел для своих учеников своего рода подготовительный устав поведения, был один из последователей Сулами - Абу Са'ид ибн Аби-л-Хайр. Он родился в 967 г. в Майхане (Михне) в Хорасане, где обреталось множество суфийских святых. После обучения теологии в Мерве и Сарахсе он был допущен к мистическому Пути; традиция повествует, что он целиком сосредоточился на слове Аллах и в течение семи лет занимался изнурительными аскетическими упражнениями - в том числе совершал салат маклуба: будучи подвешен за ноги в колодце или в другом темном месте, он рецитировал Коран и молитвенные формулы. Эта практика была также в ходу у некоторых поздних индомусульманских подвижников, что породило гипотезу о ее йогическом происхождении; однако столь раннее свидетельство, как пример Абу Са'ида Хорасанского, по-видимому, противоречит такому предположению. Абу Са'ид демонстрировал необычайную приверженность аскетизму, особенно усердствуя в омовениях, а его самоуничижение в служении суфийской братии вообще не имело пределов. Сначала люди восхищались им, потом отшатнулись от него. В легендарном возрасте сорока лет он достиг полного просветления, отказался от аскезы и стал тратить все деньги, которые ему жертвовали, на угощение своих друзей-суфиев. Изнуренный аскет начал ублажать себя хорошей пищей и вскоре заметно раздобрел. Он постоянно испытывал глубокую духовную радость и стремился разделить со своими братьями обуревавшее его светлое чувство благодарности.

Абу Са'ид никогда не совершал паломничества. Ему приписывают изречение о том, что Кааба сама по нескольку раз в день являлась к нему, совершая ритуальный обход вокруг его головы, - подобные притязания приписываются и другим суфиям, более не считавшим внешние ритуалы абсолютно обязательными для тех, кто достиг совершенства. Согласно Абу Са'иду, "суфизм - это слава в прозябании, богатство в бедности, насыщение в голоде, одетость в наготе, свобода в рабстве, жизнь в смерти и сладость в горечи... Суфий - тот, кто радуется всему, что делает Господь, чтобы и Бог радовался всему, что делает суфий" (19, 49). Такое состояние достигается, разумеется, только когда суфий перестает обращать внимание на свое "я", величайший источник всех страданий, и исполняется любовью и стремлением к Богу. В одном анекдоте - в типичной форме, в какую облекаются суфийские высказывания, - повествуется, как Абу Са'ид услышал сетования некого крестьянина:

Если Бог, когда он создавал мир, не создал бы никаких тварей в нем, и если бы Он заполнил его целиком просом с Востока до Запада и от земли до небес, и если бы после этого Он создал одну птицу и приказал ей склевывать по одному зернышку этого проса в тысячу лет, и если бы после этого он создал человека и воспламенил его сердце мистическим томлением и сказал ему, что он никогда не достигнет своей цели, прежде чем птица не склюет все до одного зернышки проса во всей вселенной, а он до тех пор будет продолжать сгорать в муках своей любви, - я подумал, что все это все равно бы скоро кончилось! (19, 18).

Бог являет себя любящим и нежным по отношению к суфию, который в свою очередь должен отбросить все, что разъединяет его и Бога, и позаботиться об удобстве своих братьев. Абу Са'ид не придавал большого значения чудесам, он чувствовал, "что если кто принадлежит полностью Подателю милостей (карим), то все его деяния становятся "дарами милости" (карамат)"(19, 66). Ему принадлежит высказывание о совершенном святом: "Истинный святой вращается среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на рынке, участвует в общественных делах и при этом никогда ни на единый миг не забывает о Боге" (19, 55). Накшбандийские мистики впоследствии определили подобный идеал как халват дар анджуман - "полное растворение в близости с Богом среди толпы" [букв.: уединение в обществе. - Перев.]. Сосредоточенность совершенного мистика уже не может быть ни потревожена, ни разрушена внешними событиями или делами.

Собрав своих учеников, Абу Са'ид основал общину, хотя и не придал ей структуры ордена. Для своих послушников он установил десять правил, которые затем копировались основоположниками многих братств, поскольку они характеризовали идеальные принципы жизни мусульманской общины.

1) Ученик должен содержать свою одежду в опрятности и постоянно сохранять ритуальную чистоту. [Это правило, по сути, относится к каждому мусульманину, ибо состояние ритуальной нечистоты запрещает рецитацию Корана и совершение других религиозных действий. Если мусульманин или мусульманка умирают в этом состоянии, их ждет наказание в другом мире.]

2) Находясь в священном месте, нельзя предаваться болтовне и обмениваться сплетнями. [Мечети часто использовались верующими как место встреч, где можно было провести время и побеседовать; по этой же причине женщины охотно приходили на кладбище не только из благочестия, но и просто ради того, чтобы посидеть и посплетничать.]

3) Молитвы должны совершаться всем сообществом, особенно это важно для начинающих. [Хотя коллективная молитва обязательна только для пятничной полуденной службы, мусульмане всегда считали, что групповое моление приносит больше пользы верующим.]

4) Рекомендуется многократная ночная молитва [в соответствии с кораническими предписаниями и практикой ранних аскетов. В более поздние времена обычно практиковалась и медитация после молитвы - в первые часы после полуночи; подобную практику можно считать простым расширением этого правила].

5) На рассвете ученику следует молить Бога о прощении. [Так называемая формула истигфар употреблялась для зикра - "поминания" - уже в раннем суфизме.]

6) Затем перед рассветом он должен читать Коран, воздерживаясь от разговоров до восхода солнца.

7) Между двумя вечерними молитвами он должен быть занят "поминанием" (зикр) и специальным молебствием (вирд), которое поручает ему наставник.

8) Суфий должен привечать бедных и нуждающихся и окружать их своей заботой.

9) Он не должен вкушать пищу, не разделив ее с другими, - считается, что одинокая трапеза не доставляет удовольствия и нарушает правила поведения; похвально предложить даже небольшую долю еды собрату, который может быть более голоден, чем хозяин.

10) Ученик не может отлучиться, не получив на то разрешения (19, 46).

Абу Са'иду были хорошо известны опасности, подстерегавшие ученика на мистическом пути, если у него не было заботливого наставника (отсюда последнее правило). Проведение сама' ради вызывания экстаза было, очевидно, очень популярным. Но для него сама' было в основном практическим средством борьбы с вожделением дервишей, которые в противном случае могли найти другие, более опасные способы разрядки.

Имя Абу Са'ида обычно связывается или, вернее, до недавнего времени связывалось с первыми образцами персидской мистической поэзии. Ему приписывается некоторое количество стихотворений, в частности рубаи - четверостишия (с рифмой по схеме ааба), использовавшиеся для воплощения мистических идей. Сейчас мы точно знаем, что ни одно из четверостиший, приписывавшихся Абу Са'иду, ему не принадлежит. По его собственному утверждению, автором таких стихов - жанра, ставшего впоследствии очень популярным, - был его учитель Бишр ибн Йасин, опьяненный Божественной любовью.

Настоящим образцом ранней суфийской поэзии служат четверостишия Баба Тахира (ум. в Хуррамабаде в нач. XI в.), написанные на диалекте народным размером.

Абу Са'ид скончался в 1049 г. Рассказывают, что на смертном одре он завещал свою хирку Ахмад-и Джаму Жандапилю, который вот-вот должен был появиться на свет. Ахмад-и Джам - иранский святой, противоположный Абу Са'иду во всех отношениях: суровый, гордый собственной мистической силой, требовавший от людей раскаяния, а не любви, он часто направлял свою духовную власть для мести или наказания.

Могила Абу Са'ида подверглась разрушению ок. 1180 г., когда дикие племена гуззов завоевали Майхану. К тому времени уже появились первые настоящие суфийские братства - а именно, Сухравардиййа и Кадириййа, которые вплоть до настоящего времени сохранили влияние в обширных областях мусульманского мира.

По кн.: Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. См.: Литература


3. Тексты

Из Атхарваведы

Атхарваведа ("Веда заклинаний") является последней из четырех самхит. Основное ее содержание - связанные с "исцелением" (врачеванием) заклинания, ворожба, колдовство, магические стихи и т. и., а также правила лечения травами многочисленных болезней (начало древнеиндийской медицины).

Мы приводим гимн из Атхарваведы, в котором получила свое дальнейшее развитие упоминаемая в Ригведе идея (миф) о "вселенском" человеке - пуруше. Если авторы гимна Ригведы (X, 90) ограничивались вопросом о происхождении "всего сущего" от пуруши, то авторов гимна Атхарваведы уже интересует: кто создал самого пурушу, откуда у него все те качества и свойства, которыми он обладает? Авторы гимна ищут "опору" (скамбху), т. е. сущность всех единичных предметов и явлений.

В нижеприведенном гимне Атхарваведы упоминаются следующие мифологические имена:

Парджанья - бог дождя.
Праджапати (букв, "владыка творений") - творец всех живых существ.
Брахма - первый из трех главных ведических богов, творец Вселенной.
Вайшванара (букв, "доступный всем людям") - эпитет бога Агни.
Ангирасы - потомки Ангираса, отца Агни. Олицетворяют свет, времена года и т. д.
Адитъи - сыновья Адити (матери богов) - Варуна, Митра, Басу и другие.
Васава - божества, принадлежащие к группе Васу.
Хиранъягарбха (букв, "золотой зародыш") - эпитет Брахмана.

1. [Пуруша]

Атхарваведа, X, 2

1. Кто создал пятки пуруши? Кто - мясо? Кто - лодыжки? Кто - красивые пальцы? Кто - отверстия (1)? Кто - части тела, [что] посредине? Кто - опору?

4. Сколько богов? Кто из них сотворил грудь и спину пуруши? Кто [соединил] грудь и тело? Кто [создал] локти? Кто - плечи? Кто - ребра?

5. Кто приставил к телу его руки, дабы [пуруша] мог совершать действия? Кто этот бог, приставивший плечи к туловищу?

8. Кто этот первый из многих, вознесшийся на небо, [создавший] мозг, лоб, затылок, череп над челюстями пуруши? Кто этот бог?

9. Приятное и неприятное, сон, страх, утомление, радость и блаженство - откуда это у сильного пуруши?

10. Страдания, нужда, гибель, незнание - откуда они у пуруши? Успех, благо, удача, богатство, знание - откуда?

12. Кто дал ему облик? Кто - рост, имя, движение? Кто [наделил] способностью различать? Кто дал ноги пуруше?

13. Кто вложил в него дыхание? Кто - апану, вьяну, саману (2)? Кто этот бог, вложивший их в пурушу?

14. Кто этот бог, научивший пурушу жертвоприношениям? Кто [наделил] его правдой и неправдой? Откуда смерть? Откуда бессмертие?

15. Кто одел его? Кто предопределил его жизнь? Кто дал ему силу? Кто предопределил его скорость?

16. Чем разлил он воды? Чем сделал он день ясным? Чем зажег зарю? Чем создал вечер?

17. Кто вложил в него семя для продолжения рода? Кто сделал его проницательным? Кто дал ему речь и телодвижения?

18. Чем окутал он эту землю? Чем очертил он небо? Чем [подчинил он] горы [своей] мощи? Чем [определил он] поступки, этот пуруша?

19. Каков он, следуя Парджанье? Каков он, [следуя] мудрому Соме? Каков он, совершая жертвоприношения и [следуя] вере? Кто вложил в него мысль?

20. Каков он, становясь знатоком Вед? Каков он, этот пуруша, постигая высшее божество? Каков он, [постигая] Агни? Каков он, измеряя год?

21. Будучи брахманом, становится он знатоком Вед. Будучи брахманом, постигает он высшее божество. Будучи брахманом, [постигает] этот пуруша Агни. Будучи брахманом, измеряет он год.

Атхарваведа, X, 7

1. В каком его (3) члене находится тапас?

В каком его члене содержится рита (4)?

Где находится обряд, где - вера? В каком его члене покоится правда?

2. Из какого его члена пылает огонь? Из какого его члена веет ветер? Изнутри какого члена начинает [свой путь] месяц, мерящий тело великого скамбхи?

3. В каком его члене находится земля? В каком его члене содержится пространство? В каком его члене находится небо? В каком его члене находится [то, что] выше неба?

4. Куда стремится пылающий огонь, вздымаясь вверх? Куда - веющий ветер? Куда ведут пути? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

5. Куда движутся полумесяцы? Куда - месяцы, соединяющиеся в годы? Куда - времена года и артава (5)? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

6. Куда стремясь, бегут юные разного цвета - соединенные [друг с другом] день и ночь? Куда стремятся уйти воды? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

7. На что опирался Праджапати, рождая все миры? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

8. Что самое высокое? Что самое низкое? Что средина? Праджапати создал [все] многоразличным. Как далеко проник туда скамбха? [Куда] он не проник, насколько?

9. Насколько прошлое пронизано скамбхой? Насколько простирается будущее от скамбхи? Создав один член тысячекратно разделенным, как далеко проник туда скамбха?

10. В чем все живое познает миры, воды, вместилища, Брахму? Где сущее и не-сущее? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

11. Ради чего, предаваясь тапасу, соблюдают обряд? Где рита, вера, священное деяние, соединенные вместе? [Где] Брахма? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

12. В каком [члене] находятся земля, пространство, небо? Где находятся, соединенные, огонь, луна, солнце, ветер? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

13. В теле кого соединены все тридцать три бога? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

14. Где перворожденные риши, риги, саман, яджус, земля? В каком члене находится единственный риши? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

15. Где бессмертие и смерть, парящие над пурушей? Чьи жилы - море над пурушей? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

16. Жилы того первого - четыре страны света. Ради чего совершается его жертвоприношение? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

17. Те, кто знает в пуруше Брахму, знают [и] высшее божество. И тот, кто знает высшее божество, и тот, кто знает Праджапати, знают высшего Брахму, потому они и знают скамбху.

18. Чья голова - Вайшванара, чей глаз - Ангирасы, чьи члены - ятавы (6)? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

19. Чьи уста называют Брахмой, язык - Мадхукашей (7), вымя - Вирадж? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

20. С кого соскребли риги, с кого соскребли яджус? Волоски чьего тела - саман, уста - атхарвангирасы (8)? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

21. Покоящуюся область не-сущего одни люди знают как высшее, а другие таковым считают сущее, почитая [эту] область.

22. Куда [уходят] вместе Адитьи, Рудра, Васава? Куда [уходят] прошлое и будущее, куда - все созданные миры? Того скамбху назови! Кто из этих многих - он?

23. Его сокровище всегда оберегают тридцать три бога. Кто знает теперь то сокровище, которое оберегают боги?

24. В чем боги, знающие Брахму, почитают [этого] высшего Брахму? Кто сможет воочию узреть этих [богов], тот сможет быть знающим брахманом.

25. Великими почитаются те боги, кои возникли из не-сущего. Один этот член скамбхи люди назвали потом не-сущим.

26. Один этот член скамбхи [люди] знают [как] исконное. В нем скамбха - рождающий создал исконное.

27. Тридцать три бога в его теле - [его] члены. Одни лишь знатоки Брахмы знают этих богов, [которых] тридцать три.

28. Люди знают Хираньягарбху [как] высшее, выше [него ничего] не [может быть] названо. Сначала скамбха создал это золото в средине мира.

29. На скамбхе [лежат] миры, на скамбхе - тапас, на скамбхе - рита. Скамбха! Вижу тебя воочию: [ты] - все, положенное на Индру.

30. На Индре [лежат] миры, на Индре - тапас, на Индре - рита. Индра! Вижу тебя воочию: [ты] - все, положенное на скамбху.

Примечания:

1. Рот, нос, уши и т. д.
2. Апана - выдыхание или дыхание, направляющее струю воздуха вниз. Вьяна - промежуточное дыхание, промежуточный момент между выдыханием и вдыханием. Самана - внутреннее дыхание, объединяющее все другие виды дыхания.
3 Пуруши.
4 Рита - порядок, обычай, закон.
5 Артава - неопределенное время.
6 Ятавы - движения; демоны.
7 Мадхукаша (миф.) - потомок Марута. бога ветра; олицетворение бессмертия.
8 Атхарвангирасы - гимны Атхарваведы.


4. Religion in the World

Gay and early rationalist criticisms of 'tradition'

Peter Gay, 1968: Deism: An Anthology. Princeton, NY. Toronto, Melbourne, London: D. Van Nostrand Co. (p.13)

The attack on 'tradition' which would become a defining mark of modern liberalism began as early as the seventeenth century in the West when a group of English religious reformers and radicals known as the Deists began to attack 'historic' religion, particularly Christianity. The 'father of deism', Lord herbert of Cherbury (1583-1648), wrote 'Every religion which proclaims a revelation is not good, nor is evety doctrine which is taught under its authority always essential or even valuable... The supreme Judge requires every individual to render an account of his actions in the light, not of another's belief, but of his own'. Deism may have been a small and alite movement but, in Peter Gay's words, it 'reflected and arliculatcd a critical transition in religious consciousness [and] by reflecting and articulating it so plainly, so coarsely, it hastened the transition' (1968, p. 10). As Gay makes clear, the Deists' criterion of truth was reason and reason alone. They advocated a rational religion cut loose from dogmatic superstition which would be able to unite and liberate a Europe ravaged by religious wars. Their central emphasis was on the freedom of the individual to think and act for himself.

All deists were in fact both critical and constructive deists. All sought to destroy in order to build, and reasoned either from the absurdity of Christianity to the need for a new philosophy or from their desire for a new philosophy to the absurdity of Christianity. Each deis, to be sure, had his special competence. While one specialized in abusing priests, another specialized in rhapsodies to nature, and a third specialized in the skeptical reading of sacred documents. Yet, whatever strength the movement had - and it was at times formidable - it derived that strength from a peculiar combination of critical and constructive elements. Deism, we might say, is the product of the confluence of three strong emotions: hate, love, and hope. The deists hated priests and priestcraft, mystery-mongering, and assaultson common sense. They loved the ethical teachings of the classical philosophers, the grand unalterable regularity of nature, the sense freedom granted the man liberated from superstition. They hoped that the problems of life - of private conduct and public policy could be solved by the application of unaided human reason, and that the mysteries of the universe could be, if not solved, at least defined and circumscribed by man's scientific inquiry. The deists were optimists about human nature: they rejected the Fall and thought, that man could be at once good and wise. Had they only loved, they would have been enthusiasts. Had they only hoped, they would have been visionaries. They were something of all this, but since they combined these qualities, they were something more and something better as well. They were powerful agents of modernity.


5. Словарь религиоведения

Очистительные обряды, люстрации (лат. lustratio - очищение) - обряды религиозные, целью которых является освобождение от порчи, скверны, нечистоты, снятие табу и т.п. Очистительные обряды возникли в глубокой древности, когда зависимость от природных сил рождала представления об их чудодейственных свойствах (например, об огне, обжиганием и окуриванием дымом которого проводилась примитивная дезинфекция ("очищение"), о воде, способной смывать грязь и др.) Это нашло дальнейшее развитие во многих религиях в форме принятых в них омовений, крещения, окуривания. Усложнение религии в процессе исторической эволюции привело к расширению понятия "нечистого", соприкосновение с которым (покойником, больным, роженицей, представителем чужого племени, кровью человека или животного и т.п.) насылало на человека скверну, от которой необходимо было срочно очищаться в процессе люстраций, принимающих различные формы в зависимости от этнорелигиозной принадлежности. Так, у индейцев Южной Америки в основном использовались очистительные обряды в виде приема рвотного средства, в Центральной Америке было распространено кровопускание, в Северной Америке имели успех паровые бани. Очистительные обряды занимают большое место в индуизме и иудаизме.


6. Литература

Религии: Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма/Пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. - М.: Алетейа, Энигма, 2000. С. 191-194.
Тексты: Древнеиндийская философия. начальный период. Пер. с санскрита. - М., "Мысль", 1972. С. 35-39.
Словарь религиоведения: Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М., Гардарика, 1998.
Religion in the World:
Religion in Modern Times. An Interpretive Anthology. Edited by Linda Woodhead and Paul Heelas. Blackwell Publishers, 2000. P. 81- 82.
Peter Gay, 1968: Deism: An Anthology. Princeton, NY. Toronto, Melbourne, London: D. Van Nostrand Co. (p.13)


7. Интервью для Упельсинки

о. Павел Левушкан, настоятель Евангелического лютеранского прихода Святой Марии в Томске; создатель "Лютеранского портала"

Уп.: Вы родились в лютеранской семье?

П.Л.: Конечно нет. Я родился в обычной "советской" семье. Родители были атеистами, более того, отец был секретарем партийной организации предприятия. Дело было в деревне Томской области, куда религиозные веяния начали доходить только почти в конце перестройки. Когда я оканчивал школу, то выбрал эпиграфом для школьного сочинения фразу из Нового Завета "Познаете истину и истина сделает вас свободными" - возникла проблема с учителями. Содержание на "пятерку", русский тоже, но нельзя же за сочинение с таким эпиграфом ставить положительную оценку. Богоискательство во мне проснулось очень рано, и первые представления о христианстве я получил, жадно читая атеистическую литературу. А так как уже в 8 классе столкнулся с самиздатом, то научился читать между строк. Атеистические книги и журналы очень помогли мне. Можно сказать, что через них я узнал Слово Божие.

Уп.: Когда Вы приняли Св. Крещение? Это было в сознательном возрасте?

П.Л.: Нет, меня крестила бабушка "обливанием", то есть дома, не в церкви во младенчестве. А конфирмировался, конечно, уже в сознательном возрасте. Это было 11 ноября 1996 года.

Уп.: И сейчас Вы - священник?

П.Л.: Да, по милости Божией. Он сподобил меня стать служителем Слова и Таинств. Диаконская хиротония состоялась 10 декабря 1999, а священническая -12 декабря 1999 г. Это незабываемое событие, которое можно сравнить со вторым обращением. Жизнь полностью меняется, меняется иерархия ценностей, ты словно входишь в новое состояние. Помню первую Литургию... Но на самом деле у священника каждая Литургия, каждое Причастие - как первoe.

Уп.: Где Вы служите и большой ли у Вас приход?

П.Л.: Я служу настоятелем Евангелического лютеранского прихода Святой Марии в Томске. Это небольшая миссионерская община. Дело в том, что в Томске существовала лютеранская церковь, но она была разрушена в 1927 году, а на ее месте сейчас стоит Колесо обозрения, именуемое в народе "Чертовым колесом".

Мы - русская лютеранская община, и стараемся возрождать традиции славянского лютеранства, которое имеет свою богатую историю. Достаточно вспомнить блаженного Теодора Ярчука - реформатора Украины и основателя Украинской лютеранской церкви. Но и в России интерес к лютеранству был. Например, малоизвестный факт, что писатель Н. Лесков в конце жизни принял лютеранство. Многие знают строчки Ф. Тютчева: "Я лютеран люблю богослуженье, обряд их строгий, важный и простой. Сих голых стен, сей храмины пустой понятно мне высокое ученье". Работая в архиве нашей области, я наткнулся на интересный документ. Это было решение епархиального управления Русской православной церкви послать миссионера в некую деревню, в которой лютеране "совращали" местное население. А ситуация была очень проста. В русскую деревню приехали переселенцы-латыши. Вскоре местные жители заметили, что, в отличие от них, новоселы не пьют и не курят, матом не ругаются, а работают, молятся и все книгу какую-то читают. Пошли разговоры. Выяснилось, что эта книга - Библия. Стали они совместно ее изучать, ну и, соответственно, меняться: пить меньше стали, а работать больше. Вместе молиться начали. А это и стало поводом для приезда епархиального миссионера.

Уп.: Каков средний возраст прихожан Вашего прихода? Среди них больше молодежи или же людей старшего возраста?

П.Л.: Среднего. От 20 до 50. Трудно сказать, всех примерно поровну. Я считаю, что церковь тогда будет здоровой, когда в ней представлены все, от детей, до стариков. Вот у нас пока мало детей, и это, по моему мнению, плохо.

Уп.: А что представляет собой Томск? Каким он предстает перед Вами? Какие, на Ваш взгляд, конфессии/религии в нем преобладают?

П.Л.: Томск поликонфессиональный город, расположенный на стыке христианской и мусульманской цивилизаций. Соответственно, межконфессиональные и межрелигиозные конфликты - это не про нас. На самом деле, у нас есть уникальное сообщество пасторов протестантских церквей, причем очень разных, и при этом мы имеем общение друг с другом. Такого я не встречал в других городах. Также довольно хорошие отношения с православными. Нам в этом плане вообще очень легко: мы находимся посередине между католиками, православными и протестантами. Конечно лютеран в Томске сейчас меньшинство. Существует две общины: немецкая и русская (точнее русскоязычная). У нас пока нет даже собственного здания и мы проводим богослужения в арендованном помещении, церковном офисе. Но при этом мы оказываем большое влияние на религиозную жизнь города, прежде всего через христианскую телерадиокомпанию, которую мы основали недавно. Сейчас мы создаем самую крупную в городе библиотеку христианской литературы. Это публичная библиотека, в которой будут проводиться круглые столы, семинары, лектории, в том числе и с участием других христианских церквей Томска.

Уп.: Могу ли я спросить, почему Ваш выбор пал на Лютеранство, а не на Православие, к примеру? Если бы мы имели дело с лютеранской страной, то подобных вопросов у меня бы не возникло. Но речь идет о России, и мне всегда интересно, что движет человеком, когда он делает выбор не в пользу "большинства". Что руководило лично Вами? Что руководит, как Вам кажется, теми людьми, которые обращаются именно к Лютеранству?

П.Л.: Ну, здесь все очень просто. По своей внутренней организации мне всегда были близки традиционные конфессии: православие, католичество, лютеранство. Но в то же время я - однозначно человек западной культуры и западной системы ценностей, как и большинство из нас. Соответственно, для меня православие никогда не стояло как альтернатива. Я очень уважаю православную церковь, но она, скажем так, далека от меня. Я нахожусь в другой системе координат, как, подчеркиваю, и большинство россиян XXI века. Поэтому мой религиозный выбор находился между католичеством и лютеранством. И здесь уже решающее значение имела близость лютеранской догматики и религиозной практики к раннехристианскому образцу. Как сказано у трудах наших основателей, мы просто восстановили кафолическую церковь в ее первоапостольском виде, очистив от злоупотреблений средневекового католичества. Я вообще не считаю название "лютеранство" корректным, ведь так нас называли наши недруги. Сами себя сторонники реформаторов называли "Евангельскими христианами", или "Реформированными католиками". Вот последнее определение мне ближе всего. Я - священник Кафолической, или Вселенской Церкви. Церкви, основанной апостолами и непрерывно существующей до наших дней.

Уп.: Трудно ли быть лютеранином в православной стране?

П.Л.: И трудно и легко одновременно. Трудно потому что приходится объяснять элементарные вещи. Например, что не все лютеране - немцы, и не все немцы - лютеране. Что можно быть лютеранином, будучи русским.

Легко, потому что по милости Божией лютеранская церковь в России в основном свободна от груза западного христианства, и, прежде всего, либерального богословия. Большинство лютеран в России консервативно, даже можно сказать - ортодоксально. В российской школе сохранилась практика истолкования Писания, опираясь на наследие Отцов Церкви.

Уп.: Каковы взаимоотношения с Православной церковью?

П.Л.: Отношений немного, но они есть. По большей части неофициальные. У меня есть друзья - православные клирики. Мы общаемся с Православным студенческим движением в Томске. Сейчас вот создаем совместно Областную библиотеку религиозных исследований "Койнония".

Уп.: Имеются ли контакты с верующими других конфессий/ религий?

П.Л.: Да. Томск интересен прежде всего тем, что это город конфессионального согласия. Очень хорошие отношения с другими протестантскими церквями. Существует даже Ассоциация протестантских церквей. Пасторы многих из них - мои личные друзья, и мы регулярно собираемся на молитвенное общение. С деятельностью этой Ассоциации связан один из проектов нашей Телерадиокомпании "Сибирские Афины", директором которой я являюсь - передача "Мужской разговор". Это радио ток-шоу с пасторами пяти томских церквей, которые разговаривают на "непасторские" темы и обращаются к мужчинам.

Уп.: Как лично Вы относитесь к сети Интернет? Как Вам кажется, в Интернете больше преимуществ или "подводных камней"? Много ли времени Вы сами проводите за компьютером?

П.Л.: Интернет - это просто инструмент. Такой же инструмент, как многие другие. Он призван облегчать человеку доступ к информации, а также реализовывать возможность общения без границ. И он это делает. Причем, если мы говорим о доступе к информации, то Интернет позволяет достаточно дешево, по сравнению, скажем, с радио или телевидением разместить свою информацию, сделать ее общедоступной. Это великое преимущество интернета над другими СМИ. Христианское присутствие в Сети гораздо более заметно, чем на радио, телевидении, или в бумажных СМИ, где оно ограничено, как финансовыми, так и политическими проблемами.

Сам я провожу столько, сколько позволяет свободное время, а его у меня очень мало. Ведь кроме пастырской работы у меня еще своя ТРК, которой также надо руководить. Кроме этого необходимо уделить время для самообразования, чтения Библии, молитвы. Ну, а что останется - посвятить семье и воспитанию маленького сынишки. На интернет остается очень мало времени. Моя жена несколько больше проводит в Сети, она даже является одним из администраторов христианского чата на http://jesuschtist.ru/chat

Уп.: Как и когда возникла идея Лютеранского портала?

П.Л.: Как известно в России две основные канонические лютеранские юрисдикции: "немецкая" Евангелическо-лютеранская церковь в России и других государствах (ELKRAS) и Евангелическая Лютеранская церковь Ингрии на территории России. Кроме этого существуют независимые общины, братские общины. Есть небольшие миссии относящиеся к Эстонской церкви и Висконсинскому Синоду (http://www.wels.net). Возникла идея объединить ресурсы для того, чтобы все российские лютеране независимо от юрисдикции могли иметь пространство для общения и получения информации. Сначала был Форум русских лютеран, который потом вырос до портала. А недавно появилась еще и Круглосуточная молитвенная линия, а также новый Текстовый Проект "СОПЕЛКИ: субъективные мысли на злобу дня"

Уп.: Большое ли количество посетителей у сайта?

П.Л.: Достаточно большое в своей нише. Мы один из самых посещаемых лютеранских сайтов в РуНете. Это объясняется разнообразием контента. Это ссылки на основные лютеранские сайты в Сети, ссылки на источники литературы, новостная лента (как лютеранская, так и межконфессиональная, экспортируемая с сайта NewLife Press), ежевоскресная проповедь, большое количество ресурсов для владельцев карманных компьютеров Palm (книги, проповеди, новостной канал), Круглосуточная Молитвенная Линия, Форум, "СОПЕЛКИ". Вообщем, содержание обширное и любой может найти что-то интересное для себя лично. Причем, не только лютеранин. Мы сознательно формировали портал как "точку входа". Поэтому у нас есть и общехристианские ресурсы.

Уп.: Часто ли пользователи сети обращаются к Вам за поддержкой или помощью в решении каких-то вопросов? Наверное, Вам пишут не только из России, но и из других стран? Много ли среди них молодых людей?

П.Л.: Бывает. Прежде всего, благодаря новому сервису: Круглосуточная молитвенная линия. Люди присылают нам свои нужды, и мы за них молимся. Уже получили довольно много ответов на молитву, причем быстрых и довольно чудесных. Например, человек не мог найти работу и через два дня после обращения на Линию он нашел работу, причем именно такую, которую искал. Есть случаи и "исцелений по Сети". Это еще раз показывает, что Господь не ограничен пространством и отвечает на наши нужды, даже если мы разделены тысячами километров.

Уп.: Кто помогает Вам в создании сайта?

П.Л.: Большая часть новостей предоставляется Служением Лютеранского Часа, сейчас пытаемся навязать контакт с редакцией бюллетеня "Лютеранские вести". Большую поддержку оказывает также Лютеранский приход Свв. Кирилла и Мефодия (Москва) и его пастор о.Алексей Шепелев. Вебмастер - сотрудник нашей Телерадиокомпании Михаил Шинкевич (который кроме этого является ведущим многих светских проектов). Финансовая поддержка - также ТРК "Сибирские Афины"

Уп.: Мой последний вопрос: Ваши пожелания подписчикам рассылки "Введение в религиоведение".

П.Л.: Мне кажется, что очень важно для человека иметь свободу. И прежде всего - свободу доступа к информации. Ваш сайт, как и многие другие, старается давать объективную информацию о религиозных движениях. Сейчас мы разрабатываем программу по курсу "Религиозная безопасность". Основа любой формы религиозного экстремизма, с одной стороны, а с другой - огульного обвинения всех, придерживающихся иного мнения, в сектантстве (ксенофобия) - это отсутствие правдивой информации. Так что желаю Божьего благословения рассылке и проекту. Надеюсь, что через вас люди получат больше честной информации о библейском христианстве.
Храни Вас Господь!
Ваш пастор Павел

8. Обзоры сайтов о религии

Буддизм:
"Крылья Пробуждения". Интернет-магазин буддийской книги
http://buddhism.org.ru/books

Сайт Санкт-Петербургского буддийского Дхарма Центра
http://spbdc.narod.ru/index.html

Христианство:
Издательство Францисканцев
http://franlibri.narod.ru/index.html

Официальный сайт Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)
http://www.rocor.org/

Римско-Католическая Церковь в Ростове-на-Дону
http://katolik.narod.ru/index.html

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦЗ):
http://www.pomog.org/

Разное:
Я никого не ем! Сайт вегетарианских рецептов
http://hari-katha.org/svetik/


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Я никого не ем! - вегетарианские рецепты


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное