Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 129


Информационный Канал Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  129

7 июня 2002 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Классики религиоведения. К. Барт. Задача Церковной догматики

3. Религии. Ислам: обычаи и нравы. Выбор имени для новорожденного

4. Тексты. Индуизм: Брахманы

5. Литература


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение. В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. В разделе Классики религиоведения мы сделаем небольшое отступление и обратимся к теологии ХХ века. И наше "отступление" заключается лишь в том, что, непосредственно от науки религиоведения, сегодня мы обратимся к теологической дисциплине. Впрочем, думаю, что размышления крупнейшего теолога нашего времени также будут полезны и интересны для Вас. Карл Барт (1886-1968) и одна из его лекций, посвященная задаче Церковной догматики. В разделе Религии мы давно не обращались к Исламу. Но сегодняшний обзор очень краток и посвящен лишь некоторым обычаям Ислама, а точнее - наречению имени. В разделе Тексты мы рассмотрим основные виды индуистских священных текстов, а более подробно остановимся на Брахманах. Сегодня Вы сможете познакомиться с фрагментами из Айтарея-брахманы и Шатапатха-брахманы.

В следующем Выпуске мы поговорим о понятии религиозного опыта, обратимся еще раз к работам Д. Юма, вспомним о даосизме, будем обозревать сайты о религии... Но все это - уже через неделю, 14 июня. А пока желаю Вам полезного чтения.


2. Классики религиоведения

Карл Барт (1886-1968) - один из крупнейших религиозных мыслителей нашего времени, классик протестантской теологии XX века, автор фундаментального девятитомного труда "Церковная догматика".

Карт Барт

Очерк догматики

Эти лекции были прочитаны в наполовину разрушенном зале некогда столь видного курфюрстерского замка в Бонне, где позднее расположился университет. Начинались они в семь часов утра после того, как для ободрения мы пели какой-либо псалом или гимн. Около восьми часов во дворе начинались восстановительные работы, сопровождавшиеся гудением машины, которая дробила развалины. (Я должен сообщить, что в результате своего любопытства я натолкнулся в мусоре на неповрежденный бюст Шлейермахера, который был извлечен и где-то вновь занял почетное место.) Слушатели состояли отчасти из теологов, а в большей части - из студентов других факультетов. Большинство людей в сегодняшней Германии, каждый по-своему и на своем месте, прошли через многое и пережили многое, даже чрезмерно многое. Это было заметно и по моим боннским студентам. И они своими серьезными лицами, которым предстояло вновь научиться улыбаться, производили на меня не менее серьезное впечатление, чем я (окутанный всевозможными слухами из старых времен), чужак, должен был производить на них. Ситуация остается для меня незабываемой. По случайности это был мой пятидесятый доцентский семестр. А когда он закончился, у меня было впечатление, что он стал лучшим из всех.

У меня были серьезные колебания по поводу издания этих лекций в виде книги. Я уже опубликовал два изложения Апостольского символа - "Credo" (1935) и "Confession de la Foi de l'Eglise" (1943). Внимательные читатели данной книги в этой третьей попытке вряд ли обнаружат много нового в содержательном плане, а те, кто читает большие тома "Церковной догматики", - тем более. Кроме того, я впервые в жизни читал лекции, не имея напечатанных материалов, основные положения (здесь помещены в начале каждого параграфа) выражены с достаточной свободой. Те первобытные условия, которые я застал в Германии, сделали для меня безусловно необходимым "говорить" вместо того, чтобы "читать".

И в результате то, что перед вами, - слегка приглаженная и улучшенная стенографическая запись. В данном изложении в различных местах отсутствует та точность, к которой я обычно добросовестно стремлюсь. Это особенно заметно к концу, поскольку я должен был спешить, а помимо лекций мне приходилось заниматься всякими другими делами. Мои непосредственные сторонники могли даже этот недостаток считать достоинством данных лекций. И когда я произносил это viva voce, я тоже наполнялся радостью. А сейчас, когда лекции напечатаны, я вижу их слабости и не буду в претензии ни к одному рецензенту, который поставит мне их в упрек.

Когда я в конце концов поддался давлению, которое на меня особенно оказывал руководитель евангелического издательства Цолликон (Verlag Zollikon), то составил эти лекции и отдал их в печать, руководствуясь соображением, что сказанное в них, как раз благодаря такой более раскрепощенной форме, послужит объяснению того, что в других местах я выразил более строго и сжато, а потому оно, может быть, привлекало к себе меньше внимания и было доступно меньшему числу людей.

Другие, вероятно, прочтут эту небольшую книгу с удовольствием потому, что, хотя здесь и не слишком много ссылок на актуальные обстоятельства, она именно в этой форме является в определенной мере документом нашего времени, которое вновь стало временем "между эпохами", причем не в одной лишь Германии. Наконец, я сказал себе, что христианский символ не только допускает, но иногда и требует объяснения в такой тональности и в таком темпе, как здесь.

Если бы я намеревался кому-нибудь посвятить эту книгу, то посвятил бы ее своим боннским студентам и слушателям лета 1946 года, чтение лекций которым, несомненно, доставляло мне большое удовольствие.

Базель, февраль 1947 г.

Лекция 1

Задача

Догматика - это наука, в которой церковь в соответствии с тем или иным уровнем своего знания, руководствуясь Писанием и своими символами, критически осмысляет содержание своего возвещения.

Догматика - это наука. О том, что такое наука, во все времена бесконечно много размышляли, говорили и писали. Мы не можем здесь передать эту дискуссию даже в общих чертах. Я обращаюсь к тому понятию науки, которое, во всяком случае, можно обсуждать и которое может служить основой наших рассуждений. Я предлагаю понимать под наукой соотносящуюся с определенным предметом и сферой деятельности попытку понимания и изложения, исследования и изучения. Никакое человеческое деяние, в том числе и наука, не может притязать на то, что является чем-то большим, чем попытка. Характеризуя науку как попытку, мы сразу же констатируем ее предварительность и ограниченность. Именно там, где наука на деле воспринимается с полной серьезностью, не предаются иллюзии, будто то, что способен делать человек, может быть сопряжено с высшей мудростью и исключительной искусностью, не питают иллюзии, что есть, так сказать, сошедшая с небес абсолютная наука. Попыткой является и христианская догматика: попыткой понимания и попыткой изложения, попыткой увидеть, услышать, утвердить определенные факты и рассмотреть, а также упорядочить эти факты в совокупности, представить их в виде учения. В каждой науке речь идет о каком-то предмете и о какой-то сфере деятельности. Ни одна наука не имеет дела с чистой теорией или с чистой практикой. Наука имеет дело, с одной стороны, с теорией, а с другой - с практикой, руководствующейся этой теорией. И под догматикой мы понимаем нечто двустороннее: исследование и учение, соотносящееся с определенным предметом и сферой деятельности.

Субъектом догматики является христианская церковь. Субъектом науки может быть лишь тот, для кого существует соответствующий предмет и сфера деятельности и кто причастен им. Поэтому, когда мы констатируем, что субъектом данной науки является церковь, это не означает какое-либо ограничение и ущемление понятия догматики как науки. Церковь - это то сообщество, которому поручен тот предмет и та деятельность, а именно возвещение Евангелия, с которыми соотносится догматика. Когда мы называем церковь субъектом догматики, то имеем в виду следующее: там, где занимаются догматикой, исследуя или уча, там пребывают в пространстве церкви. Тому, кто хотел бы иметь дело с догматикой и сознательно поместил бы себя при этом вне церкви, придется считаться с тем, что предмет догматики останется для него чем-то чуждым, и не следует удивляться, что он уже с первых шагов утратит ориентацию и будет действовать разрушительным образом. И в догматике необходимо быть причастным предмету, а это означает как раз причастность жизни церкви. Отсюда не вытекает, однако, что в догматике следует провозглашать то, что в давние или новые времена утверждалось церковными авторитетами, и лишь повторять предписанное ими. И католическая догматика не понимает свою задачу таким образом. Когда мы называем церковь субъектом догматики, то имеем при том в виду лишь то, что занимающийся этой наукой как исследователь или как учитель должен ответственно поместить себя на почву христианской церкви и ее деяний. Это conditio sine qua поп. Разумеется, речь идет о свободном участии в жизни церкви, об ответственности, которую и в этом деле христианин должен взять на себя.

В науке догматики церковь отчитывается сама перед собою соответственно достигнутому ею в тот или иной момент уровню познания. Могут сказать: это явствует само собой, если исходить из взятого здесь в качестве посылки понятия науки. Однако это не явствует само собой, если исходить из тех представлений о догматике, которые существуют в некоторых головах. Я повторяю: догматика не есть нечто, упавшее с небес на землю. И если бы кто-нибудь сказал, что было бы чудесно, если бы существовала такая снизошедшая с небес абсолютная догматика, то можно было бы ответить только так: "Конечно, это было бы чудесно, но если бы мы при этом были ангелами!" Поскольку мы, по воле Божьей, ими не являемся, то хорошо, что мы имеем хотя бы человеческую и земную догматику. Христианская церковь существует на земле во времени, а не на небесах. И хотя она есть дар Божий, Бог все же включил ее в земные и людские дела, и этому обстоятельству, безусловно, соответствует все, что происходит в церкви. Христианская церковь живет на земле и в истории, живет в обладании тем высоким благом, которое доверено ей Богом. Обладая и распоряжаясь этим высоким благом, она шествует своим путем через историю, шествует в силе и в слабости, в верности и неверности, в послушании и в непослушании, в понимании и в непонимании того, что сказано ей. В истории, которая разыгрывается на земле как история природы, и истории культуры, которая разыгрывается на земле как история нравов, и истории религий, которая разыгрывается на земле как история искусства и история науки, как история общества и история государства, - в этой истории есть и история церкви. И она есть человеческая и земная история, и поэтому нельзя полностью отвергнуть то, что сказал об истории Гёте: что она была во все времена мешаниной из заблуждений и насилия. Если мы, христиане, будем искренни, то должны будем признать, что сказанное относится к истории церкви не в меньшей степени, чем ко всемирной истории. Поскольку дело обстоит так, то мы вправе скромно и смиренно говорить о том, что может церковь, а также и о том церковном деянии, которым здесь занимаемся, - о догматике. Догматика всегда может выполнять свою задачу только соответственно тому или иному состоянию церкви. В сознании своей ограниченности церковь отчитывается и несет ответственность за то благо, которым ей надлежит распоряжаться и заниматься, и перед тем Благим, который вручил ей это благо. В этом деле никогда не будет достигнуто совершенство и христианская догматика всегда будет оставаться относительной и способной заблуждаться мыслью, исследованием и изложением. И догматика, поступая по наилучшему своему разумению и совести, может лишь стремиться ко все лучшему и постоянно помнить: придут другие, потомки, и тот, кто праведен в своем труде, вправе надеяться, что эти другие, эти потомки, будут лучше и глубже думать и говорить о том, о чем мы стремились думать и говорить. И будем со спокойной трезвостью и трезвым спокойствием заниматься своим делом. Мы можем пользоваться тем нашим знанием, какое нам ниспослано сегодня. От нас нельзя требовать больше того, что нам дано. И подобно слуге, который верен, довольствуясь малым, мы не можем сетовать на то малое, что у нас есть. От нас не требуется больше, чем такая верность.

Догматика как наука отчитывается за содержание возвещения христианской церкви. Не было бы никакой догматики и не было бы вообще никакой теологии, если бы главная задача церкви не заключалась в возвещении Евангелия, в свидетельствовании о сказанном Богом Слове. Эта постоянно вновь возникающая задача, эта проблема, поставленная перед церковью с самого начала, - проблема наставления, учения, свидетельства, возвещения. Она поистине всегда стоит как вопрос перед всей церковью, а не только перед теологом, священником: что мы как христиане хотим, собственно, сказать? Ведь церковь - это, несомненно, то место, где в мире звучит Слово. Так как возвещение сказанного Богом Слова, являющееся вместе с тем человеческим деянием, входит в задачу церкви, то с самого начала появилась необходимость в теологии и в том, что мы сегодня - приблизительно с XVII века - называем догматикой.

В теологии ставится вопрос об источнике, о том, откуда Слово, и ответ на этот первый вопрос всегда дается в той дисциплине, которую мы называем экзегетикой. В то же время возникает и вопрос о форме и образе возвещения, порученного церкви, и здесь мы оказываемся в сфере того, что называется практической теологией. Как раз посредине между экзегетикой и практической теологией располагается догматика или, если выражаться более объемно, систематическая теология. В догматике мы не задаемся вопросом о том, откуда происходит, и не задаемся вопросом о том, как оформляется церковное возвещение. В догматике мы спрашиваем: "Что мы должны думать и говорить?" Разумеется, это мы делаем после того, как узнали из Писания, откуда мы должны черпать это "что", и с учетом того, что мы должны не только что-то высказать теоретически, но и известить об этом мир. Как раз, если исходить из догматики, становится ясно, что вся теология не есть просто история. История значима, но это такая история, которая входит в сегодняшнее настоящее, в hie et nunc. В то же время проповедь не должна выродиться в просто техническое мероприятие. Именно в сегодняшних суровых условиях более, чем когда-либо, настоятелен вопрос о том, что должно быть содержанием христианского возвещения. Здесь я позволю себе задержать ваше внимание на этом "что". Ради ответа на этот вопрос и занимаются как раз догматикой, а не только экзегетикой и практической теологией. Чтобы не оставлять без внимания историю церкви, я хотел бы добавить, что перед ней стоит энциклопедическая задача. Ее достоинство таково, что ей всегда надлежит уделять внимание, и потому ей всегда должно найтись место и в христианском учебном процессе.

Догматика является критической наукой. При этом речь не идет, как это иногда считают, о констатации тех или иных старых или новых положений, в ясном и недвусмысленном виде годных к употреблению. И если есть какая-то критическая наука, которая всегда должна начинать с начала, то это как раз догматика. Она возникает внешне вследствие того факта, что возвещение церкви может пойти по неверному пути Догматика есть проверка церковного учения и возвещения, не произвольная проверка, исходя из той или иной свободно выбранной точки зрения, а проверка с позиций церкви, являющихся единственно адекватной точкой зрения. Конкретно это означает: догматика поверяет возвещение церкви масштабом Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Священное Писание ≈ это документ, образующий основу, составляющий сокровенную жизнь церкви, документ, у содержащий эпифанию Слова Бога в образе Иисуса Христа. Мы не располагаем никаким другим таким же основополагающим для церкви документом, и там, где церковь жива, там она постоянно будет оценивать саму себя, пользуясь масштабом этого Документа, Нельзя заниматься догматикой, не соотносясь с этим масштабом. Вновь и вновь должен ставиться вопрос: что такое свидетельство? Не свидетельство моих мыслей, моего сердца, а свидетельство апостолов и пророков как свидетельство самосвидетельствования Бога. Догматика, которая потеряла бы из виду этот масштаб, была бы необъективной.

В качестве второго пункта вводного тезиса было упомянуто утверждение: Священное Писание и вероисповедные кредо располагаются не в одной плоскости. Дело не обстоит таким образом, что мы должны с равным благоговением и любовью почитать Библию и традицию, пусть даже в ее самых достойных проявлениях. Никакое вероисповедание, относящееся к Реформации или к нашим дням, не вправе притязать на такое же почтение со стороны той или иной церкви, какое надлежит оказывать единственно Священному Писанию. Однако это не означает, что в церкви не следует внимать свидетельству отцов и почитать его. В этом свидетельстве не звучит слово Божье, как у Иеремии или Павла, но оно все же имеет для нас высокое и важное значение и, послушные заповеди "почитай отца и мать свою", мы и в деле возвещения, и в научной работе в области догматики непременно будем учитывать то, что сказали наши отцы. Священное Писание обладает обязательным авторитетом. Этого мы не можем сказать о вероисповедных кредо, но ведь существуют и необязательные авторитеты, которые тем не менее воспринимаются всерьез. Подобно тому как наши телесные родители не предстают перед нами в качестве Бога и все-таки обладают для нас авторитетом, так и здесь речь идет об относительном авторитете.

Используя такой масштаб и будучи в этом смысле критичной, догматика приступает к своему делу ≈ осмыслить содержание возвещения, отношение между фактическим возвещением и тем, что должно было бы иметь силу в церкви как верное воспроизведение сказанного ей. То, что в церкви должно было бы иметь силу как воспроизведение слова Божьего, мы называем догмой. Церковь задается и постоянно должна задаваться вопросом: в какой мере то, что свершается в церковном возвещении, соответствует догме? Цель заключается в том, чтобы лучше оформить церковное возвещение. Исправление, углубление, уточнение того, чему учит наша церковь, может быть только деянием самого Бога, но свершаемым не без участия усилий человека. Частью таких усилий является догматика.

Мы хотим предложить здесь очерк догматики, а это означает, что в течение этого краткого летнего семестра речь может идти только о наброске. Мы намерены заниматься догматикой, руководствуясь определенным классическим текстом, апостольским исповеданием веры.

Не существует какого-то безусловно необходимого абсолютного метода христианской догматики. Это значит, что выбор пути, по которому предстоит двигаться, оставляется на усмотрение конкретного человека, занимающегося догматикой. Конечно, за столетия определился путь, ставший привычным. Это путь, который приблизительно соответствует ходу христианской мысли о Боге: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Что касается всех частностей, то здесь использовались и возможны бесконечно многие пути. Мы избираем самый простой, связанный с известным всем вам исповеданием Церкви, каким оно произносится в наших богослужениях по воскресеньям. Не исторический вопрос интересует нас. Ведь вам известно, что название "апостольское исповедание веры" нужно приводить в кавычках. Не апостолы выразили это исповедание. В своем сегодняшнем виде оно идет от III века и восходит к начальной форме, которая была известна и признавалась в римской общине. Затем она утвердилась как основная форма, так что мы вправе избрать ее в качестве классической.


3. Религии

Ислам: обычаи и нравы

Выбор имени для новорожденного

К сведению. Каждая мать и каждый отец хотят дать своему ребенку красивое имя, однако, не всегда они понимают, что это вопрос не простой. При выборе имени тоже существуют свои правила.

Шариат рекомендует по возможности называть детей однокоренными именами: Ахмет, Латып, Заки, Джан либо Булат, Алия, Гудя. Первые четыре из этих имен - арабские и персидские, остальные тюрко-татарские. По шариату предпочтительнее называть мусульманских детей арабскими именами. Особенно богоугодными считаются имена сподвижников пророка Мухаммеда, за исключением Абу-Бакира, поскольку это двойное имя и в переводе с арабского означает "Отец Бакира". Дело в том, что у арабов при рождении ребенку давали одно имя, а когда человек становился взрослым и в свою очередь превращался в отца, его начинали называть по имени сына, например, Абу-Бакир, т.е. "отец Бакира". Допустим, что настоящее его имя было Габдулла. Тогда сын его, Бакир, по-арабски назывался: Бакир бина Габдулла. Однако, как и у многих других народов, по закону экономии языковых средств, оно чаще произносилось просто "Бакиргабдулла".

Итак, родителям, перед которыми стоит проблема выбора имени, следует остерегаться сложных, расчленимых на части имен. Это первое правило. Во-вторых, мусульманам не следует увлекаться именами, заимствованными у европейских народов, - этим они приравнивают себя к кяфирам.

В арабском языке есть слово "габд" (габид), имеющее значение "раб". Одобряется, когда в имени ребенка это слово употребляется в сочетании с эпитетами Аллаха, например, Габдулла (в арабском написании расчленяется: Габд-эл-Алла), что означает: раб божий. Всего у Всевышнего более ста разных эпитетов названий (точнее, 103), любое из которых может быть использовано для образования имени.

Можно также наречь ребенка именем святого, вполне понятно желание родителей видеть своего ребенка приобщенным к ним, однако использовать слово "габд" в сочетании с именами святых было бы неверно.

При выборе имени для ребенка родители не должны забывать эти правила, чтобы красивые и звучные имена приносили детям только радость, а не заставляли их краснеть и смущаться.

Наиболее святое среди имен - Мухаммед, а также имена пророков и ангелов. Но, давая своим детям эти имена, нельзя забывать, что детей, носящих эти имена, ни в детстве, ни в зрелом возрасте нельзя ругать, бить и подвергать другим унижениям. Особо почитаемо среди мусульман имя Мухаммела, и ребенок, названный этим именем, должен быть достоин его, если же он его не оправдает, на его жизненном пути встанут тяжелые испытания. Если человек, носящий священное имя Мухаммеда, проявит себя с плохой стороны, то его постигнет безграничный позор. Вероятно поэтому некоторые книги по шариату, например, "Шаригатель-исламия", осуждают родителей, дающих своим детям имена ангелов, пророков и святых.

Невозможно предвидеть и предсказать все, что произойдет с человеком на протяжении его жизни. Поэтому лучше всего дать ребенку имя приятное, но скромное.

Правило. Начинают обряд наречения имени, сказав "азан" и прочитав молитву азана. Затем следует камэт (предварительная молитва), и в оба уха ребенку произносится его имя. После этого читают следующую молитву:

"Адлахума ажгалюху фил ислами набатэн хасанату важгалюху масгудэн фиддуния вэл ахыйрати" (смысл ее: "О, Боже! Да суждено будет этому ребенку стать поборником ислама и вырасти добропорядочным сыном своих отца и матери, милосердным и сострадательным, в добром здравии тела и духа!").


4. Тексты

Основные виды индуистских священных текстов

Шрути

Смрити

Веды. Состоят из четырех сборников: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Первые три содержат гимны и мантры; четвертый - магические формулы и заклинания. Эти самые ранние из известных индуистских священных текстов.

Существует еще три вида текстов шрути: Брахманы, Араньяки и, наиболее значимые, Упанишады.

Упанишады. Слово "упанишад" означает "сидящий рядом", а называемые им тексты являются, таким образом, "сокровенным знанием", которое передавалось мудрецами только избранным ученикам. Главные Упанишады: Брихадараньяка, Чхандогья, Катха, Майтри и Шветашватара.

Ученые обычно датируют священные тексты шрути периодом между 1500 и 300 г. до н.э. Все они написаны на санскрите.

Эпос. Наиболее ранним священным текстом смрити является Махабхарата", которая включает "Бхагавадгиту" и "Рамаяну". Они написаны между 500 г. до н.э. и 100 г. н.э. В этих произведениях говорится о подвигах великих воинов. В "Бхагавадгите" главным героем является Кришна. В "Рамаяне" - Рама.

Сутры. В тот же период было составлено множество текстов по важнейшим вопросам индуизма, сфокусированных в религиозно-философских течениях - дхарме, йоге и веданте. Эти тексты содержали высказывания или афоризмы (сутра означает "нить"). Важным текстом этого периода были "Законы Ману", относящиеся к вопросам индуистского законодательства и правил поведения.

Пураны. Мифологические сказания, их составляющие были созданы в 300-900 гг. н.э. Они относятся к более ранним событиям и часто повествуют о богах и богинях. Основные их тексты: "Маркандейя", "Вишну", "Вайю", "Шива" и "Бхагавата".

Фрагменты некоторых текстов Индуизма Вы сможете найти на Упельсинкиной странице, в разделе "Тексты". А сегодня мы обратимся к Брахманам.

Брахманы представляют собой комментарии к самхитам - Ригведе, Самаведе и Яджурведе. Это сборники наставлений или своего рода руководства к выполнению обрядов.

Из Айтарея-брахманы

[О возникновении обряда внука вод]

Айтарея-брахмана, II, 19

1. Риши собрались для жертвоприношения у реки Сарасвати. Они увели прочь от сомы Кавашу, сына Илуши: "Это сын рабыни, лжец, небрахман. Как это он совершил вместе с нами обряд посвящения?". Они увели его в пустыню: "Пусть жажда погубит его там. Не пить ему воду Сарасвати". Уведенный в пустыню, застигнутый жаждой, увидел он этот обряд внука вод: "Ввысь, к богам да поведет путь Брахмана". Так он пришел к любимому обиталищу вод. Воды следовали за ним. Сарасвати окружила его.
2. Поэтому называют теперь это [место] Парисарака, ибо Сарасвати окружила его [своими] водами (1).
3. Они, риши, поистине сказали: "Поистине боги признали его, позовем его!" - "Да будет так" Они позвали его. Позвав его, они совершили обряд внука вод: "Ввысь, к богам да поведет путь Брахмана". Так пришли они к любимому обиталищу вод, к обиталищу богов.
4. Тот, кто знает это и, зная это, совершает этот обряд внука вод, приходит к любимому обиталищу вод, к обиталищу богов и обретает высший мир.
5. Он должен говорить это непрерывно.
6. Непрерывным дождем изольется Парджанья на все творения там, где говорит это непрерывно тот, кто знает это.
7. Если же он будет говорить с перерывами, то Парджанья будет поливать лишь из [разрозненных] туч. Поэтому и должно говорить это непрерывно.
8. [Повторяя] первый [стих] трижды, он говорит это непрерывно. Поэтому все это и говорилось непрерывно.

Из Шатапатха-брахманы

[Всемирный потоп]

Шатапатха-брахмана, I, 1

1. Утром Ману принесли воды для умывания рук, так же как и теперь приносят воду для умывания рук. Когда он умывался, в его руки попала рыба.
2. Она сказала ему: "Позаботься обо мне, и я тебя спасу". - "От чего же ты спасешь меня?" - "Потоп унесет все живое. От потопа я спасу тебя". - "Как же я должен заботиться о тебе?"
3. Она сказала: "Пока мы маленькие, нам грозит много опасностей. Рыбы пожирают друг друга. Помести меня сначала в горшок, и если я стану затем слишком большой для него, то вырой яму и помести меня в нее. Если я стану и для нее слишком большой, то отнеси меня в море, ибо тогда я буду вне опасности".
4. Скоро она стала большой рыбой - она росла быстро. "В такое-то время будет потом, тогда построй корабль. Когда потом начнется, взойди на корабль. Тогда я спасу тебя".
5. Позаботившись о ней так, как она ему сказала, он отнес ее в море. В год, указанный ему рыбой, он построил корабль. Когда начался потоп, он взошел на корабль, приплыла рыба, и он привязал канат корабля к рогу рыбы. Она быстро поплыла к этой северной горе.
6. Она сказала: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву, дабы не унесла тебя вода, хотя ты находишься на горе. Когда вода сойдет, спустись вниз [с горы] ". [Когда вода сошла], он спустился вниз с северной горы, поэтому она называется Манопавасапарна (2). В потопе погибло все живое, а Ману остался один в живых.
7. Он жил, молясь и постясь, желая иметь потомство. Для этого он совершил жертвоприношение пака (3): ложкой бросил он в воду топленое масло, кислое молоко, сметану и творог. Через год из [всего] этого возникла женщина. Она появилась плотной, с нее постоянно капало молоко, с ней повстречались Митра и Варуна.

Примечания:
1. Парисар - обтекать; Парисарака - местность у р. Сарасвати.
2. Букв. "Гора, с которой спускался Ману".
3. Пака - домашнее жертвоприношение.


5. Литература

Классики религиоведения: К. Барт. Очерк догматики/ Пер. с нем. Ю. А. Кимелева. - СПб.: Алетейя, 2000. (Миф, религия, культура). С. 7-20.
Религии: М. В. Иордан, Р. Г. Кузеев, С. М. Червонная. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. - М.: Прогресс - Традиция, 2001. С. 495 - 496
Тексты: Кнотт Ким. Индуизм/ Пер. с англ. - М.: Издательство "Весь Мир", 2001. (Весь Мир Знаний). С. 33-34.
Древнеиндийская философия. Начальный период. Пер. с санскрита. - М., "Мысль", 1972. С. 40-41; 46-47.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное