Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 8


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  8

12 ноября 2002 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Центр "Диалог": мифы и реальность/ Один взгляд на проблему

3. "Цирендоржиевские чтения - 2003" - Тибетская цивилизация и кочевые народы Евразии: кросс-культурные контакты/ Анонс события

4. Наследие Киево-Могилянской Академии/ Обзоры книжных новинок

5. "Женские вопросы". Приглашаем... феминисток? :-)


1. "Упельсинкины новости"

Хочу поблагодарить Евгения Петровича Синельникова за предоставленную статью о Центре "Диалог".

Отдельное спасибо - Сергею Головащенко. Без его информационной помощи (анонс конференции, обзоры книжных новинок) наш Выпуск не вышел бы так скоро.


2. Центр "Диалог": мифы и реальность

Центр "Диалог" и его информационная рассылка "Новости мира опасных сект" побудили меня в прошлом Выпуске затронуть тему об объективности, честности и непредвзятости оппонентов по отношению друг ко другу. Тем более, если оппоненты стоят на такой стезе, как религиозная. Здесь, как нельзя кстати, можно вспомнить слова заместителя декана гуманитарного факультета Христианского Гуманитарно-Экономического Университета (г. Одесса, Украина) по журналистике и теологии Петра Аркадьевича Павлюка, который говорит:

"Произведение журналиста - акт веры и отваги. Отдавая его на суд общественности, надо быть готовым принять все последствия этого шага. Для журналистов, ставящих себе целью угождать вкусам публики, полный конформизм, приспособленчество является правилом. Но в творчестве христианского журналиста всегда должна главенствовать истина - Иисус Христос (Ин. 8:31-32). Только сверяя написанное с высшими критериями Слова Божьего, христианский журналист может быть уверен в правильности избранной позиции. Бог через совесть не осуждает автора, чье живое воображение и мысль просвещенная Духом Божьим порой вступают в конфликт со своим временем и мнением большинства. Победа во многом зависит от того, пользуется ли явление, против которого выступает публицист, искренней преданностью большинства или держится лишь по инерции. И если мы уверены, что с нами Бог, тогда кто против нас?"
(Павлюк П.А. Практическая журналистика: Учебник для студентов факультета журналистики - Христианский гуманитарно-экономический открытый университет. - Одесса, ХГЭУ, 2001. С. 7).

Увы, в данном случае было бы бесполезным употребить еще один термин, которым хотелось бы характеризовать диалог между собеседниками. Это термин "интеллигентность", до которого, увы, не "дотягивает" стиль рассылок Центра "Диалог". Да и само название Центра вряд ли адекватно воспроизводит смысл происходящего. Не диалог это, а самый настоящий монолог, где нет места возражениям собеседника, где нет места иному мнению, иной точке зрения, кроме собственной.

"Государственный абсолютизм есть учение православия о том, как устроить землю, как задержать победный ход зла в мире. Русский абсолютизм называют теократическим, но очень неточно: освященный православием абсолютизм есть результат неверия православной Церкви в возможность теократии на земле, Царства Бога и правды Божией на земле. Так как Божья правда не для земли, а для неба, то на земле пусть насилием удерживает человечество от зла государственная власть, - вот суть православного учения об абсолютной монархии"
(Бердяев Н.А. Нигилизм на религиозной почве// сб. "К.П. Победоносцев: pro et contra".- СПб, РХГИ, 1996. С. 387).

В сегодняшнем Выпуске я попытаюсь отвести место для диалога и дать выссказаться тем, чья точка зрения не совпадает с точкой зрения представителей Центра. Ведь главное - не согрешить против самой Истины, которая, по словам Христа, является Им Самим...

Но вернемся к упомянутой конференции "Тоталитарные секты: угроза правам человека в Восточной Европе" (Винница, октябрь 2002) и дадим слово председателю Комитета противодействия религиозному экстремизму Евгению Петровичу Синельникову.

ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ XXI ВЕКА

"Задача инквизиции - истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники".

французский инквизитор XIV в. Бернар Ги

Последнее десятилетие и особенно последний год показали, насколько опасными могут быть действия религиозных фундаменталистов. Чудовищные по своей жестокости террористические акты в Нью-Йорке и Москве получили однозначную негативную оценку мировой общественности. Терроризм - бич современного мира. И если в XIX веке идеологической базой терроризма были социальные идеи, то сегодня это - религиозный фундаментализм.

В связи с этим мы считаем преступной небрежностью закрывать глаза на деятельность тех групп и организаций, чья деятельность приводит к разжиганию религиозной розни и нарушает права человека в сфере свободы совести. Сегодня, как никогда ранее, нужно предпринять все усилия для нейтрализации религиозного экстремизма, не дожидаясь, когда это явление утвердится и, не исключено, получит государственный статус.

В России и Украине все большую обеспокоенность вызывает деятельность православных т.н. "центров духовной безопасности", "реабилитационных центров" и аналогичных структур, основной задачей которых является активная борьба с теми религиозными конфессиями, которые, с точки зрения РПЦ, являются деструктивными. <...>

"Сектологи" ссылаются на европейский опыт борьбы с деструктивными культами, что выглядит абсурдным, т.к. нигде в мире подобной деятельностью религиозные организации и конфессии не занимаются.

Если обратиться к истории антикультового движения, то оно появилось в самом начале 70-х годов в США, и, лишь поначалу ориентировалось на идеологическую критику новых религий, опираясь на труды таких протестантских апологетов, как Уолтер Марти (автор известной книги "Царство культов"). Но протестанты, в основном, вели богословскую полемику против тех, кто вышел из их собственных рядов: унитариев, мормонов, иеговистов. Антикультистов же, в большей мере, интересовали новейшие образования, зачастую, не имевшие ничего общего с христианством (кришнаиты, сайентологи). Поэтому, вскоре они стали опираться на светских психологов, разработавших теорию промывания мозгов.

Одним из авторов этой теории был Роберт Лифтон, выпустивший еще в 1961 году книгу "Реформа мысли и психология тотализма" (Thought Reform and the Psychology of Totalism). Видимо, оттуда православные сектоборцы позаимствовали термин "тоталитарная секта". В книге описывался опыт насильственной индоктринации, через который прошли американцы, плененные китайцами во время войны в Корее. На сферу религии теория была распространена психологами Маргарет Зингер и Ричардом Офше. Но т.к. обвинения в психологической манипуляции могут быть легко переадресованы любой традиционной религии, протестанты резко отмежевались от антикультистов и осудили их деятельность. Когда антикультовое движение распространилось в Европе, нечто аналогичное произошло и там. Англикане и католики стараются дистанцироваться от антикультистов, отдавая предпочтение диалогу с новыми религиями. Когда антикультистам удалось успешно провести через Национальную Ассамблею Франции в 2001 году жесткий антисектантский закон, против него выступили французские католики и протестанты. Основания были те же, что в свое время у протестантов американских - официальное использование (особенно в юридической практике) термина "психологическая манипуляция" чревато тем, что он может быть перенесен на любую религию, окажись она, вдруг, в положении гонимой. И это при том, что гонения вряд ли угрожают европейским христианам - свобода религии один из краеугольных камней западной демократии. Другое дело наше пост-советсткое пространство <...>

Насколько серьезна проблема православного экстремизма, я понял после того, как побывал на проходившей в Виннице "международной конференции" созванной центром "Диалог". Примечательно, что "международная" часть участников ограничивалась одним гражданином США - А. Л. Дворкиным.

Только за последние полгода "Диалог" трижды менял свое название. Вначале это был "Центр помощи жертвам деструктивных сект", потом "Центр духовной безопасности и помощи жертвам деструктивных сект" и вот теперь "Восточноевропейский правозащитный центр семьи и личности". Последнее название можно назвать "экспортным вариантом", т.к. убрано двусмысленное √ "центр духовной безопасности" (так близкое каждому бывшему сотруднику госбезопасности) и заменено на "правозащитный центр". Что касается ссылок создателей "Диалог-центра" на Постановление Европарламента от 1996 года и Решение Совета Европы от 22.06.99, то Совет Европы тогда никакого решения не принял, а принял рекомендацию в отношении противозаконной деятельности сект. Но эта рекомендация не имеет практически ничего общего со взглядами российско-украинских сектоборцев. Скорее наоборот √ им противоречит.

Главная идея документа состоит в том, что надо принять какие-то меры против нарушений закона в религиозной среде, и при этом ни в коем случае нельзя нарушать права верующих. Документ видит выход в создании независимых информационных центров. Независимы они должны быть, как от религиозных групп, так и от их предполагаемых жертв. Информация может становиться достоянием широкой публики только после того, как с ней ознакомились на предмет объективности все заинтересованные стороны. Если возникнет необходимость, следует поощрять создание неправительственных организаций, где оказывалась бы помощь жертвам "религиозных, эзотерических или духовных групп". При этом, ни в коем случае не следует допускать дискриминации этих групп, а проявлять в их отношении терпимость, вступать с ними в диалог и всячески способствовать мирному разрешению конфликтов. Но практическая реализация даже такой, казалось бы, сдержанной рекомендации, привела к огромному числу нареканий со стороны европейских правозащитников и судебных процессов против упомянутых "информационных центров". Одним из них и является европейская организация FECRIS, корреспондентом которого себя называет центр "Диалог". Члены FECRIS неоднократно привлекались к суду за т.н. "депрограминг", который они осуществляли с насильно удерживаемыми "жертвами". Сам FECRIS почерпнул методику "депрограмминга" от антикультистов США (Дворкин был членом одной из таких групп). Порядок действий, как установил суд, был такой. Родственники "жертвы" заказывали "депрограмминг", внося определенную сумму "пожертвований", а "депрограммеры" выполняли "заказ". Теперь, этот бизнес внедряется и у нас. Так что скоро, чтобы избавиться от конкурентов, лишних родственников и просто неугодных, будут заказывать не "киллеров", а "депрограммеров", которые, не нарушая законодательства (если "сектологи" добьются принятия нужных законов), решат все проблемы по принципу: нет человека - нет проблемы.

"Диалог" - странное название для организации, которая агрессивно настроена против нетрадиционных религиозных образований, и всех тех, кто защищает права человека, независимо от его вероисповедания. Конференция доказала, что на диалог "сектологи" не способны. <...> В ходе заседания я пытался поднять проблему нарушений прав человека в РПЦ, которая по всем признакам подпадает под придуманное "сектологами" определение "тоталитарной секты". Услышав нелицеприятные факты руководители "Диалог-центра" грубо остановили меня и подвергли самому настоящему инквизиторскому допросу. Это было сделано с таким воодушевлением, что было видно - именно так себе "диалоговцы" и представляют "реабилитационную" работу и именно эту форму диалога они подразумевали, выбирая название своему центру. Методика допроса была взята из инквизиционных "вадемекумов", составители которых исходили из предпосылки, что "их жертвы являются бессовестными лжецами, хитрейшими лицемерами, "слугами дьявола", которых следовало разоблачить и заставить сознаться в своих "отвратительных преступлениях" любыми средствами и во что бы то ни стало" (см. "Инквизиция перед судом Истории"). Видимо, исходя из этих инструкций, когда я на вопрос православных инквизиторов: "Веруете ли в Матерь Мира Марию Дэви Христос?" ответил: "Никакого отношения к Великому Белому Братству не имею", меня сразу же записали в число "белых братьев", а приведенные факты - "провокацией с целью сорвать конференцию" и более слова не давали. Следующим, кто выступил с резкой критикой деятельности "центра" был представитель правозащитной организации "Хельсинки-90", которого тут же "записали" в сайентологи по причине того, что он говорил на украинском языке (?). Удивительно, что его не записали в "Аль-Каеду", после того, как представитель "Хельсинки-90" заявил, что может говорить на многих языках, хоть на арабском, но в Украине государственный язык - украинский. Фарс достиг апогея, когда о своем присутствии заявили настоящие представители "Великого Белого Братства". Оказывается, вице-президент "Диалог-центра"Анна Мулюн лично знала кого-то из присутствующих юсмалиан по судебному процессу над руководителями Белого Братства, где она выступала государственным обвинителем <...>

Вот как "Диалог" в своем выпуске "НОВОСТИ МИРА ОПАСНЫХ СЕКТ" N 20 от 18 октября 2002 г. описал это заседание:

"Еще с утра "белые братья" обклеили город листовками "Осторожно: тоталитарная секта", речь в которых шла о┘ Православной Церкви. (Комментарий: несколько листовок действительно висели вместе с приглашениями на конференцию, и речь в них шла о фактах нарушения прав человека в православных монастырях и освещались причины, которые к этому привели.)

Листовка была подписана мифическим комитетом (нигде не зарегистрированного и, соответственно, нарушающим законодательство Украины) "пострадавших от православного экстремизма". (Комментарий: 1. Вопрос о регистрации был одним из заданных мне на "допросе", но, согласно законодательству Украины, общественная организация имеет право на существование не как юридическое лицо и без юридической регистрации. 2. Странно, почему же православные инквизиторы решили, что это листовка "белых братьев", если они сами признали, что подпись с названием нашего Комитета была?)

Причем то, что свою незаконную деятельность секта осуществляет в стране, в основе культуры, менталитета и державности которой лежит именно Православия (Комментарий: заметьте, как наш Комитет был причислен к числу "опасных сект". Впрочем, "сектой" православные сектоборцы считают Ассоциацию украинских религиоведов, международную Хельсинскую группу и все остальные организации, которые имеют другой, не православный взгляд на права человека, свободу совести, культуру и т.д. <...>.)

Далее пресс-релиз напоминает прифронтовую сводку: "заранее стянутые из разных городов Украины группы адептов" "пытались блокировать зал и здание", а "появление в зале представителей милиции и казаков", якобы, предотвратило "запланированные сектантами силовые провокационные действия", которые "заняли дислокацию частично в зале, частично на выходе из здания". Не являясь специалистом в области психиатрии не стану комментировать этот текст, но стиль написания ясно говорит о том, что диалоговцы от допросов и экстремистских призывов готовы перейти к активным террористическим действиям.

Все это было бы смешно, если бы не пассивная позиция государственных структур, которые не видят, насколько взрывоопасной является деятельность всех этих "центров". <...>

Сегодня в мире существует тысячи религиозных конфессий. В большинстве стран, в которых работают устоявшиеся принципы свободы совести и прав человека, религии мирно сосуществуют. Государство не вмешивается в права своих граждан и не мешает им верить и исповедовать свою религию. Более того, религиозная нетерпимость не только осуждается обществом, но и преследуется по закону. Но есть страны, где религия используется политиками для нагнетания напряженности. Вспомним индо-пакистанское противостояние, палестино-израильские конфликты, Югославию, Северную Ирландию и т.д. Миллионы погибших и людей, потерявших в этих конфликтах близких √ трагическое напоминание того, к чему может привести религиозная нетерпимость!

Синельников Евгений Петрович,
председатель Комитета противодействия
религиозному экстремизму

Примечание автора рассылки:

По некоторым соображениям мы приводим текст автора в сокращенном виде. С полной версией текста Вы сможете ознакомиться на Упельсинкином Со-Дружестве.

Обсудить статью, задать вопросы ее автору и высказать свое мнение по данному вопросу Вы сможете, став подписчиком Упельсинкиного Со-Дружества. Для подписки отправьте пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердите поступивший запрос.


3. "Цирендоржиевские чтения - 2003"
Тибетская цивилизация и кочевые народы Евразии: кросс-культурные контакты

Представительство Республики Бурятия в Украине
Общество бурятской культуры г. Киева и Киевской области
Фонд "Дальний Восток"
Институт востоковедения им. А.С. Крымского
НАН Украины

проводят
"ЦИРЕНДОРЖИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ -- 2003"
Тибетская цивилизация и кочевые народы Евразии: кросс-культурные контакты

В мае 2003 г. планируется проведение вторых международных чтений, посвященных памяти Рабдана Димбриловича Цирендоржиева -- исследователя украинско-бурятских связей, основателя Общества бурятской культуры в г. Киеве.

Тематика чтений: культура, языки, религии, философия, фольклор, история народов Центральной Азии, история и современное состояние контактов этих народов с украинцами и Украиной.

Рабочие языки: украинский, русский, английский.

Примерная программа чтений:
- рабочие сессии и круглые столы: "Состояние и перспективы исследования духовной культуры народов Центральной Азии в Украине"; "Состояние и перспективы развития бурятской, калмыцкой, монгольской диаспор в Украине"; "Экологические аспекты традиционной культуры народов Центральной Азии"; "Народы Центральной Азии : опыт сохранения этнокультурной идентичности"; "Взаимовлияние культур: народы Центральной Азии, Индия, Китай".

По результатам чтений планируется издание сборника научных статей.

Заявка на участие принимается до 10 декабря 2002 г. по адресам: 02094, Киев-94, п/я 62, фонд "Дальний Восток" "Цирендоржиевские чтения" или fareeast@istc.kiev.ua Заявка на двух рабочих языках (по-английски - обязательно) должна состоять из: - название темы доклада - информация об участнике (ФИО, место работы, степень, звание, рабочий или домашний адрес, тел., факс, эл. почта) - цветного фото (или файла)

Текст доклада принимается до 10 марта 2003 года (статья до 25 000 знаков, список литературы в конце, примечания после текста статьи перед списком литературы, иллюстрации в отдельных файлах, резюме по-английски и по-украински (по-русски), каждое по 750 знаков).

Оргкомитет резервирует право отбирать статьи для публикации. Оргкомитет не обеспечивает участников Чтений жильем и не оплачивает проезд, но при необходимости может зарезервировать место в гостинице в центре Киева или при Гимназии Восточных языков.

ОРГКОМИТЕТ (тел/факс 380 44 559 05 53, 380 44 248 42 19)


4. Наследие Киево-Могилянской Академии

Релiгiйно-фiлософська думка в Киево-Могилянськiй Академii: европейський контекст. Киiв, Видавничий дiм "КМ Академiя", 2002. (на укр. яз.) ISBN 966-518-169-6

Сборник трудов ученых кафедры философии Национального университета "Киево-Могилянская академия", а также Института философии им. Григория Сковороды НАН Украины. Внимание авторов сосредоточено на изучении духовно-интеллектуального наследия Киево-Могилянской Академии и его места в европейской культуре.

Содержание книги (пер. названий с украинского текста):

- Вилен Горский. Европейская академическая традиция в Киево-Могилянской Академии -
- Марина Ткачук. Философские курсы Киево-Могилянской Академии в контексте европейского схоластического дискурса
- Иван Лысый. Европейскость Киево-Могилянской Академии и ее философии: сквозь польскую призму видения
- Валерия Ничик. От ренессансной Италии до реформационной Германии. Украинские студенты в иностранных университетах
- Виктор Котусенко. Томизм и его рецепция в философии профессоров Киево-Могилянской Академии
- Ярослава Стратий. Георгий Щербацкий и картезианство в Киево-Могилянской Академии
- Юрий Сватко. Теофан Прокопович и европейское Возрождение как особый культурно-исторический тип
- Сергей Головащенко. Священное Писание в Украине (распространение и интерпретация): Киево-Могилянская традиция в европейском контексте
- Денис Прокопов. В поисках утраченной истины: Г. Сковорода и проблема эпистемологического странствования.
- Микола Симчич. Могилянцы в западных университетах
- Эдуард Винтер. Раннее Просвещение и христианство (пер. с нем. Владимира Ермоленко)


5. "Женские вопросы". Приглашаем... феминисток? :-)

Вопрос о роли женщины в религиозной жизни является животрепещущим и волнует не только самих представительниц слабого пола, но и мужчин. Возможно, что в своей жизни Вы не раз сталкивались с проблемой ущемления прав женщины в религии (по признаку пола). Возможно, Вам знакомы и иные примеры, заставляющие устрашиться от одной мысли: "А вдруг...!". Предлагаю поделиться своими размышлениями, сомнениями, убеждениями. Мой адрес прежний: upelsinka@mail.ru. Пишите!

Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies

Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное