Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 19


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  19

27 января 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Американская антропологическая школа

3. Интервью с Татьяной Томаевой/ Славянский правовой центр и Институт религии и права

4. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке / Книжные обзоры

5. Международная конференция "Этнография Алтая и сопредельных территорий"/ Анонс события

6. Conservation of Ancient Sites on the Silk Road Second International Conference of Grotto Sites, China 25/8-2003/ Анонс события

 


1. "Упельсинкины новости"

О деятельности Славянского правового центра и Института религии и права рассказывает Татьяна Томаева, ответственный редактор журнала Религия и право, начальник информационно-издательского отдела Славянского правового центра.

Вышла в свет новая книга М.М. Казакова о христианизации Римской империи в IV в. Новую конференцию проводит Барнаульский государственный педагогический университет. Что представляет собой Американская антропологическая школа и каковы ее направления? Еще одна конференция, которая пройдет в Китае... Все это - в сегодняшнем Выпуске рассылки "Современное религиоведение".


2. Американская антропологическая школа

Американская антропологическая школа - одна из ведущих национальных школ, в широком смысле - американская антропологическая традиция. В рамках А.а.ш. сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо образующих самостоят, школы: историческую (Боас, Кребер, Уисслер, Лоуи), этнопсихологическую (Кардинер, Бенедикт, М. Мид и др.), культурно-эволюционную (Л. Уайт, М. Салинс, Э. Сервис, Дж. Стюард и др.) и т.д.

А.а.ш. пережила ряд этапов в своем развитии, связанных со сменой преобладающего методологического подхода: от классического эволюционизма Л. Моргана (с середины до конца 19 в.), его дискредитации и полного вытеснения антиэволюционным эмпиризмом Боаса, противостояния исторического подхода любым другим интерпретациям культуры (включая структурно-функциональный), до возрождения эволюционизма (Уайт) и утверждения методологического плюрализма во второй половине 20 в.

Особенность американской традиции в антропологии как науки о человеке - нерасчлененность знания, стремление к целостному подходу в изучении человека как существа биол. и культурного одновременно и выделение культуры как центр, объекта исследования, основного и автономного феномена истории.

Кребер, определяя принципы построения антропологического знания, рассматривал антропологический метод как результат синтеза гуманитарного и естественнонаучного подходов, а гуманитарно-естественнонаучную двойственность антропологии понимал как внутренне присущую ей характеристику. Традиция нерасчлененности знания формально существовала около 100 лет, а фактически продолжает определять развитие современной антропологии.

Дисциплинарная дифференциация внутри американской антропологии сложилась к середине 20 в. и имела свою специфику. Основное деление произошло по главным направлениям исследования биологической и культурной сущности человека, что соответствовало физической и культурной антропологии.

Физическая (биологическая) антропология (К. Брейс, Дж. Картер, Р.Халлоуей, У. Хауэлс, Ш. Уошберн и др.) сосредоточилась на изучении сравнительной морфологии приматов, генетике, биологической эволюции человека, разнообразии этнических типов (рас) и др. Проблемы психологии и поведения человека - пограничные темы и изучаются как физический (соматический аспект), так и культурной (экстрасоматический аспект) антропологией.

Согласно традиции, преобладающей в США, культурная антропология включает этнографию как изучение и описание специфики отдельных культур, этнологию как сравнительно-исторический анализ культур, лингвистику, первобытную археологию, теоретическую антропологию.

В европеской традиции большее распространение получила социальная антропология (особенно в Великобритании и Франции), этнология (в Германии). В СССР под антропологией понималась только физическая антропология, а непосредственное изучение конкретных культур ограничивалось описательной фазой - этнографией.

Полем для этнографических исследований американских антропологов стала большая часть культурных регионов Земли. Первые полевые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американской антропологии вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который составил основу музейных коллекций и послужил источником для социокультурного анализа.

История американской антропологической традиции насчитывает более 150 лет, начиная с первых работ Дж. Стефенса и Л. Моргана. Оформление антропологии как дисциплины произошло на рубеже 60-70-х гг. 19 в., но поворотным пунктом в ее развитии и зарождении собственной традиции стали работы Моргана 70-х гг.: ⌠Системы родства■ и ⌠Древнее общество■, в которых ему удалось сделать для антропологии то же, что сделал для биологии Дарвин, т.е., на основе анализа эмпирического материала, полученного в результате исследований жизни и быта северо-американских индейцев, классифицировать системы родства, показать их универсальность для человеческой истории, что вкупе с другими данными позволило ему создать концепцию эволюции культуры. В книге "Древнее общество" Морган рассматривает две линии эволюции культуры (развитие интеллекта и развитие орудий труда) и предлагает свою периодизацию культурной истории, опирающуюся на смену технологий. Открытия Моргана оказали большое влияние на формирование антропологии в США и Европе. Он основал антропологическое отделение в "American Association for the Advancement of Science" и был избран президентом Ассоциации в 1880 г.

К концу 19 в. под влиянием идей Моргана и Спенсера сложилась значительная эволюционная школа (Ф. Патнэм, Ф. Кашинг, А. Флетчер, Э. Смит, У. Пауэлл и др.), представители которой со временем в большей степени стали опираться на опыт кабинетной работы. В этот период эволюционное направление подверглось жесткой критике и потеряло свои лидирующие позиции. Если в Европе борьба культурно-исторические школы против "спекулятивных теоретических конструкций эволюционистов" нанесла серьезный удар по эволюционизму, но не вытеснила его полностью с научной арены, то в США пересмотр методологических принципов и формирование новой исторической школы, привел не только к забвению, но и к шельмованию эволюционных традиций в антропологии.

Историческая школа как идейный лидер американской антропологии первой трети 20 в. сложилась под влиянием взглядов и личности Боаса, который привнес в американскую антропологию традиции немецкой культурно-исторической школы.

В Колумбийском университете Боас создал первую профессиональную школу американских антропологов, где в основу подготовки была положена четко сформулированная программа интенсивных полевых исследований, изучение физической антропологии, лингвистики и этнографии.

Идейным стержнем исторической школы стал эмпирический метод. В качестве единственно возможного научного подхода Боас принимал накопление большого количества фактов и их тщательное описание, полностью отказываясь от синтеза полученных данных.

Историческая школа рассматривала каждое культурно-историческое явление как уникальное, возникающее единожды, в рамках определенного культурного ареала, а возможности изменений в культуре (культурная динамика) понимались как количественные изменения, возникающие в результате привнесения или заимствования культурных элементов путем диффузии и их взаимодействия (аккультурация).

По существу, исторический метод Боаса предусматривал изучение культуры в состоянии статики в синхронном аспекте, т.е. демонстрировал антиисторический подход, доведенный до абсолюта его учениками и последователями (Голденвейзер, Лоуи, Херсковиц и др.). Достижения американской исторической школы состояли в накоплении этнографического и археологического материала, развитии технических приемов полевого исследования, а также введении некоторых общих понятий: область распространения культуры, аккультурация, параллелизм и т.д.

Традиции исторической школы во многом определили дальнейшее развитие американской антропологии. Под влиянием научных принципов Боаса сформировались такие ученые, как Кребер, Бенедикт, П. Радин и др., которые в свою очередь создали новые направления в антропологии.

Под воздействием идей, рождавшихся в семинаре Кардинера при Колумбийском университете, работ Э. Сепира и Бенедикт 20-х гг., к 40-м гг. в А.а.ш. складывается направление ⌠психологической антропологии■. Ядро новой школы составили М. Мид, М. Оплер, Линтон, К. Клакхон, К. Дюбуа, И. Халлоуэл и др.

Методологической основой деятельности этой школы стали концепции Бенедикт и традиции психоанализа. Психологическая (этнопсихологическая) школа в основу своей деятельности положила изучение взаимодействия человеческого сознания и культуры, в которой живет индивидуум. Опираясь на идеи психоанализа, Бенедикт создала целый ряд концепций, формирующих психологический подход к типологии культуры, в т.ч.: конфигурации, паттерны культуры, характеризующие целостность культуры исходя из стереотипа или образца культурно-детерминированного поведения. Бенедикт отстаивала необходимость изучения каждого культурного явления в контексте данной культуры. В годы Второй мировой войны она изучала японскую национальную психологию, используя разработанную ею технику "дистанцированного исследования культуры". На основе собранных материалов была написана книга "Хризантема и меч", которая стала классической работой по культурной антропологии в целом. Большую известность получили работы М. Мид по психологии детства. Исследования психологии личности были уходом за рамки исследовательских интересов исторической школы.

Кребер по-своему преодолел ограниченность традиции Боаса. Он предложил новое понимание культуры как особого явления, подчиняющегося своим собственным закономерностям, ввел понятия реальной и ценностной культур, "стилистический" подход к типологии культуры, а также, под влиянием идей Риккерта, Шпенглера, Тойнби, разработал своеобразную модель циклического развития культуры, которую назвал "конфигурации развития культуры". Одной из основных задач культурной антропологии он считал классификацию культур и цивилизаций, реконструкцию "естественной истории мировых культур, живых и вымерших". Кребер внес значительный вклад во все области антропологических исследований: этнографию, археологию, лингвистику, теоретическую антропологию. Работы Кребера во многом предопределили "культурологическую" направленность А.а.ш.

Коренной поворот в истории американской антропологии происходит в 50-е гг., с возвращением на научную арену эволюционизма. Необходимость дальнейшего развития антропологии потребовала восстановления данной науки в том ее значении и роли, в которых она существовала с самого начала, т.е. науки, изучающей не только отдельные элементы культуры, но и динамику эволюции человеческой цивилизации.

Решающую роль в возрождении эволюционизма в новом качестве и на новом уровне осмысления сыграл Л. Уайт. Под влиянием его работ произошел поворот от частных исследований локальных культур, устремленных в прошлое, к исследованию культурно-исторического процесса, целостному исследованию мировой культуры. Обращение к наследию Моргана, переиздание его трудов, публикация архивных материалов заставили Уайта по-новому взглянуть на эволюционную традицию, отказаться от антиэволюционизма исторической школы и выступить с критикой Боаса, Голденвейзера, Лоуи.

За 40 лет работы в Мичиган, университете (1930-70) он воспитал целую плеяду профессиональных антропологов. Некоторые из них стали последователями Уайта в научных изысканиях. В начале своей деятельности он отошел от боасовской концепции культурного релятивизма. Открыто защищая непопулярную до середины 20 в. эволюционную теорию и концепцию культурологии, поставил свои статьи и книги под острую критику коллег. Лишь в 60-е гг. концепции Уайта как основноположника неоэволюционизма получили широкое признание. Наследие Уайта в целом не было должным образом оценено при его жизни - не придерживаясь ни одного из официально признанных направлений, он создает свое - культурно-эволюционное; его концепции, особенно в области культурологии, опередили свое время, и только в 90-е гг. приходит понимание значимости его работ. Уайт выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, немало сделал для утверждения в науке самого термина "культурология", развил понятие "культура", охарактеризовав ее как специфический класс явлений, имеющий символическое значение и присущий только человеческому сообществу, определил предметное поле культурологии и основные методы ее исследования. Будучи эволюционистом, Уайт считал необходимым использовать исторический, структурно-функциональный и эволюционные подходы для интерпретации культуры как соответствующие культурным процессам различного типа: временному, формальному, формально-временному. Уайт первый применил системный подход для описания и интерпретации культуры как самоорганизующейся термодинамической системы, функционирующей по естественным законам. Неосуществленным замыслом ученого осталось завершение книги "Эволюция культуры", в которой он собирался всесторонне рассмотреть развитие современной культуры. Последняя книга Уайта "Концепция культурных систем" должна была стать заключительной частью задуманной работы. Предложенные им концепции: культуры как особого класса явлений, новой науки - культурологии, культурных систем, теория универсальной эволюции и др., определили место Уайта как выдающегося ученого, плодотворность идей которого была подтверждена их влиянием на развитие антропологии и культурологии вт. пол. 20 в.

К концу 50-х годов эволюционизм становится основным, но не единственным способом интерпретации культуры в американской антропологии. Разнообразие подходов четко обозначилось и в самом эволюционизме. В 20 в. к классической концепции однолинейной эволюции добавились концепция универсальной (общей) эволюции Уайта/ Чайлда, которая позволяла определить законы культурно-исторического процесса; многолинейный эволюционизм Дж. Стюарда, концепция специфической эволюции Салинса/Сервиса.

Опираясь на многолинейный эволюционный подход, Стюард предложил в качестве основной единицы классификации ⌠культурный тип■. Концепции Стюарда послужили методологической основой для археологии и этнографии США в 70-е гг.

Культурно-эволюционное направление (под влиянием Уайта и, отчасти, Стюарда) сосредоточило свои усилия на осмыслении особенностей культурной эволюции и ее отличии от эволюции биологической, продолжили работу Уайта, дополнив его концепцию универсальной эволюции концепцией специфической культурной эволюции, учитывающей локально-исторический тип культуры. В рамках этого же направления сложилась и школа экологической антропологии, опирающаяся на системный подход Уайта и экологический - Стюарда. Эта школа рассматривала культуру как механизм адаптации человеческого сообщества к среде обитания, с целью восстановления равновесия общества и природы (Р. Вайда, Д. Андерсон, Р. Раппопорт и др.). Влияние идей школы Уайта прослеживается во многих направлениях культурной антропологии США в 70-90-е гг.

Последняя треть 20 в. представляет собой качественно новый этап в развитии А.а.ш. В 70-80-е гг. происходят изменения в традиционной ориентации на изучение незапамятных, дописьменных культур и переход к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США (М. Харрис, М. Салинс и др.). Изменились внешние привычные условия работы - резко сузилось поле этнографических исследований вместе с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.

В целом, произошло перемещение интересов с микроуровня изучения отдельных культур на макроуровень, ярко проявилась тенденция к дальнейшей дифференциации знания. В этот период получают развитие традиционные и появляются новые исследовательские направления и темы: городская антропология, экономика, политология, антропология религии, психологическая антропология, прикладная, этноистория, символическая и т.д. Появились новые подходы к анализу культуры как целого - от системного до герменевтического.

Определенное влияние на развитие культурной антропологии США в последней четверти 20 в. оказал лидер направления "интерпретативной антропологии" К. Гирц (Герц). Гирц - один из создателей интерпретативной антропологии, которая впитала традиции герменевтики, социологии и аналитической философии, автор интерпретативной теории культуры, в основу которой положено т.н. "насыщенное описание культуры". Он предложил рассматривать культуру как "текст" и интерпретировать его соответствующим образом. В одной из своих центральных работ - "Интерпретация культур", он пытается заново пересмотреть весь предшествующий опыт осмысления теории культуры и направленности культурной антропологии как таковой; выдвигает семиотическую концепцию культуры.

Специфика А.а.ш. проявилась в развитии мощного теоретического блока (теоретической антропологии). Некогда (в эпоху доминирования исторической школы) увлечение теорией считалось, как минимум, нереспектабельным занятием, если не просто профанацией науки. С возрождением эволюционизма вернулось понимание важности теоретического анализа. Стало общепризнанным, что антропологу необходимо освободиться от "табу кабинетной работы" и слепого преклонения перед бесплодным экспериментализмом. Отделение теоретической работы от практического исследования порождало либо пустую, бездоказательную спекуляцию, либо бессвязное нагромождение данных. Сложилось критическое отношение к текстам, в которых отсутствует анализ фактического материала.

Новый этап развития теории в США характеризовался повышенным интересом к истории науки в целом и к истории антропологической теории в частности. Появилась целая серия работ, посвященных этим проблемам: "Социальная организация этнологической теории" Уайта, "Развитие антропологической теории" и "Культурный материализм: борьба за науку о культуре" Харриса; "Теоретическая антропология" Д. Бидни и др.

Традиция целостного исследования культуры способствовала тому, что наиболее мощным и разработанным стал культурологический пласт. В культурной антропологии был пройден путь от изучения примитивных к целостному исследованию современных культур (Уайт, Салинс, Харрис и др.); от эмпирических описаний к анализу и теории, к тщательной работе над следующими проблемами: 1) формирование понятия "культура" (Кребер, Клакхон, Уайт, Бидни, Кафанья и др.); 2) развитие понятия "культурная динамика", изучение культурных процессов разного уровня: от ассимиляции и аккультурации отдельных культурных черт до эволюции культуры (Боас, Лоуи, Кребер, Уайт, Дж. Стюард и др.). Разработаны основы типологии культур (Кребер, Бенедикт, Мердок, Стюард, Фейблман, Уайт и др.); сформировались различные подходы к интерпретации культуры.

Для американской культурной антропологии последней трети 20 в. характерны переход к проблемам понимания и интерпретации культуры и развитие такого направления, как символическая антропология, отражающие общую тенденцию культурологизации антропологические знания, достижение культурной антропологией качественно нового уровня осмысления культуры.

Особенностью А.а.ш. второй половины 20 в. помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов (диффузионизм, эволюционизм, структурализм, функционализм) является очевидное использование наследия предшественников, что позволяет говорить о существовании непрерывной традиции в американской антропологии. Так, опыт полевых исследований Моргана и стремление к классификации отдельных элементов культуры воспроизводился в традициях школы Боаса, которая выявила все возможности изучения культурной совокупности в рамках ограниченной культурной территории. Уайт, получивший образование в рамках той же традиции, воспроизведя положительный опыт эмпиризма исторической школы, вернул концепцию эволюции культуры в науку и, т.о., расширил возможности интерпретации культуры, не отказываясь и от использования структурно-функционального подхода при описании ваимодействия элементов культурной системы. Дж. Стюард в концепции мультилинейной эволюции обобщил взгляды Моргана и Уайта и рассмотрел параллелизмы в развитии отдельных замкнутых (исторически и географически) ареалов, используя разработки Кребера, разработал теорию культурно-исторических типов.

Экологический подход Стюарда, концепция энергетического развития цивилизации и взгляд на культуру как адаптивную систему Уайта стали основой для развития культурно-эволюционного и культурно-экологического направлений в современной американской антропологии.

Лит.: Этнология в США и Канаде. М., 1989; Kroeber A.L. Anthropology. N.Y., 1923; Idem. Anthropology Today. Chi., 1953; Beals R., Hoijer H. An Introduction to Anthropology. N.Y., 1959; Service El. Profiles in Ethnology. N.Y., 1963; Horizons of Anthropology. Chi., 1964; White L. The Social Organization of Ethnological Theory. Houston, 1966; Harris М. The Rise of Anthropological Theory: a History of Theories of Culture. N.Y., 1968; Social Contexts of American Ethnology, 1840-1984. Wash., 1985; Ember C.R., Ember М. Anthropology. Englewood Cliffs, 1985; Recapturing Anthropology: Working in the Present. Santa Fe, 1991; Stocking G. The Ethnograher's Magic and Other Essays in the History of Anthropology. N.Y, 1993.

Источник: Культурология XX век. Энциклопедия. Том 1 (А - Л). СПб., Университетская книга, 1998.


3. Интервью с Татьяной Томаевой/
Славянский Правовой Центр и Институт религии и права

Славянский правовой центр основан в 1993 г. как специализированная юридическая служба по оказанию правовой помощи религиозным организациям и гражданам. До перерегистрации под нынешним названием носил название "Христианский юридический центр". Цель деятельности Славянского правового центра - оказание юридической помощи и ведение судебных дел, связанных с защитой прав граждан и организаций на свободу совести и вероисповедания. В своей деятельности Славянский правовой центр руководствуется конституционным принципом верховенства закона и равенства всех перед законом. Судебные дела, связанные с защитой свободы совести, ведутся юристами Славянского правового центра безвозмездно. Сопредседатели Славянского правового центра - Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский.

Институт религии и права основан Славянским правовым центром в 1994 г. как негосударственная научно-исследовательская организация. Основными направлениями деятельности Института являются: мониторинг ситуации и проведение исследований в области государственно-церковных отношений; проведение конференций и семинаров по вопросам реализации Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", свободы совести и правового регулирования деятельности религиозных объединений; проведение независимой религиоведческой и правовой экспертизы; ведение лекционных курсов по основам государства и права в духовных образовательных учреждениях; издание информационно-аналитического журнала "Религия и право" и учебно-методической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о свободе совести. Специалисты Института принимали участие в разработке действующей Конституции Российской Федерации, проектов федеральных законов о свободе совести, об альтернативной гражданской службе, других законопроектов (Источник: Славянский Правовой центр/ Институт религии и права).

Адрес: 117071, Москва, Ленинский проспект, д. 20, подъезд 5
Тел. (095) 795 39 79
Факс (095) 954 92 55
e-mail: irlaw@online.ru
http://www.rlinfo.ru

На вопросы рассылки Современное религиоведение отвечает Татьяна Томаева, ответственный редактор журнала Религия и право, начальник информационно-издательского отдела Славянского правового центра.

Уп.: Почему центр называется "славянским"?

Т.Т.: Название "славянский" не следует понимать в том смысле, что центр создан исключительно для помощи "лицам славянской национальности". Это, скорее, указание на географический ареал, в котором действует центр - а это не только территория России, но и стран СНГ, в первую очередь Украины и Белоруссии. По мере возможностей мы оказываем правовую поддержку верующим этих стран, а также местным организациям, занимающимся теми же проблемами, что и наш Центр.

Уп.: Ваш Центр прежде носил название "Христианский юридический центр". Означает ли это, что Центр помогает только христианам?

Т.Т.: Центр оказывает правовую помощь верующим независимо от вероисповедания. В настоящее время в производстве центра находятся дела, возникшие в результате обращений верующих различных христианских деноминаций, мусульман. В центре в разное время получали юридические консультации представители русской православной церкви, католики, старообрядцы, буддисты и т. п. Кроме того, с нами контактировали и представители атеистических объединений, чья деятельность также является проявлением определенного мировоззренческого и, если хотите, религиозного выбора. В большинстве своем за помощью обращаются - и получают ее - представители неправославных христианских конфессий, но, вероятно, лишь потому, что именно они испытывают в своей деятельности больше всего проблем и готовы решать их правовыми средствами.

Уп.: Кто может обратиться в Центр?

Т.Т.: В центр может обратиться частное лицо,религиозная группа и организация, чье право на свободу совести и вероисповедания было предположительно нарушено - будь то действиями органов государственной власти, публикациями в СМИ или иным образом. Сотрудники Центра изучают ситуацию и на основании этого приходят к выводу, каким образом помощь может быть оказана эффективнее всего. Часто бывает достаточно квалифицированной юридической консультации. В некоторых случаях конфликты приходится разрешать в судебном порядке.

Наиболее частыми причинами для обращения за помощью в СПЦ являются случаи необоснованных отказов органов юстиции в регистрации или перерегистрации религиозных объединений, а также попыток их ликвидации. Значительное место в практике Центра занимают дела, связанные с диффамацией в СМИ, распространением заведомо ложной информации о деятельности религиозных объединений.

Есть дела по опеке над ребенком (например, в случаях, когда неверующий родитель хотел бы воспрепятствовать верующему воспитывать ребенка в своей религии).

Отдельно следует сказать о делах, связанных с отказом от военной службы по религиозным и иным убеждениям. За годы существования Центра его юристы провели десятки таких дел. К сожалению, даже сейчас, уже после принятия закона об альтернативной гражданской службе, нередко возникают ситуации, когда против отказников возбуждаются уголовные дела и даже выносятся обвинительные приговоры в связи с уклонением от военной службы.

Уп.: Сколько судебных дел проводят юристы "Славянского центра" примерно за один год? Можете ли Вы назвать наиболее "громкие" судебные процессы?

Т.Т.: За год юристы СПЦ проводят около 30-40 судебных дел. При этом нужно учесть, что процессы по некоторым из этих дел длятся буквально годами, требуют многочисленных судебных слушаний и выездов юристов в самые отдаленные уголки страны. Примером "громкого" судебного дела может послужить, например, дело магаданской церкви "Слово жизни" (решение по нему было вынесено Магаданским городским судом 16 мая 1999 г.), с представлением о ликвидации которой обратилась в суд Магаданская областная прокуратура. Прокуратура желала ликвидировать церковь на том основании, что в ее деятельности якобы используются "зомбирование и гипноз". Однако в ходе рассмотрения дела гора обвинений рассыпалась, как карточный домик.

Это дело стало прецедентным не только в смысле принципиальной позиции суда, отклонившего все претензии прокуратуры как безосновательные и даже вынесшего частное определение о грубом нарушении закона органами прокуратуры в процессе разбирательства по делу, но и , к сожалению в смысле образца для дискриминации и преследований религиозных объединений со стороны органов власти - после "Магаданского дела" юристы центра провели аналогичное дело в Кирове, два дела в Костроме (одно из которых тянется и до сих пор - о причинах этого можно узнать из пресс-релизов СПЦ, размещенных на сайте центра).

Среди наиболее важных дел центра - два случая рассмотрения Конституционным судом РФ жалоб на отдельных положения закона "О свободе совести и о религиозных объединений", применение которых органами власти входило в противоречие с Конституцией. Постановление суда по первой из этих жалоб от 23 ноября 1999 г. фактически заморозило действие одной из наиболее вопиющих норм закона - а именно, введенного этой нормой 15-летнего ценза для регистрации религиозной организации и поражения в правах тех организаций, которые не могли подтвердить, что существуют на территории России не менее 15 лет. Около года назад, 7 февраля 2002 г., Конституционный Суд вынес определение по жалобе "Армии Спасения", также поданной адвокатами Центра - согласно этому определению, религиозная организация теперь не может быть ликвидирована по чисто формальным основаниям (например, за то, что не смогла в срок перерегистрироваться), как это предполагалось законом раньше. Подобные дела - вклад Славянского правового центра в формирующуюся практику судебной защиты права на свободу совести в нашей стране.

Уп.: "Институт религии и права" - это научно-исследовательская организация?

Т.Т.: Институт религии и права - негосударственная научно-исследовательская организация, в сферу интересов которой, как видно из ее названия, входят проблемы взаимоотношений государства и религиозных объединений и их правовое регулирование и любые соприкасающиеся с этой сферой вопросы.

Специалисты Института ведут исследования, готовят экспертные заключения, занимаются преподавательской деятельностью.

Уп.: Какие конференции проводятся Институтом?

Т.Т.: Институтом проводятся научно-практические конференции и семинары, посвященные вопросам правового регулирования деятельности религиозных объединений. В разные годы Институт проводил конференции для работников органов юстиции, судей, представителей религиозных объединений. На конференции, посвященные вопросам влияния религии на политическую и общественную жизнь (например, конференция "Религия, политика и права человека", состоявшаяся в марте прошлого года и организованная при участии российских и международных организаций, в частности, ОБСЕ) собирались ученые и общественные деятели не только из России, но и из Западной Европы и США.

Уп.: Существуют ли в Институте какие-либо учебные курсы?

Т.Т.: Собственно Институт не проводит никаких учебных курсов (это не образовательное учреждение), но его специалисты читают курсы по вопросам государственно-церковных отношений в различных светских и духовных учебных заведениях (университетах, семинариях и т. п.) по просьбе последних.

Уп.: В каком году начал выходить журнал "Религия и право"? Какова его концепция?

Т.Т.: Журнал "Религия и право" начал выходить в 1997 г., таким образом, в прошлом году ему исполнилось 5 лет. За время существования его направленность претерпела некоорые изменения. Вначале это было скорее чисто правозащитное издание, материалы которого были посвящены непсредственно и почти исключительно) фактам ущемления права на свободу вероисповедания и защите этого права. В дальнейшем издание несколько эволюционировало. Его цель в настоящее время видится редакцией как глубокое аналитическое осмысление вопросов взаимодействия религии и права, религии и государства, религиозных институтов и индивидуальных верующих, межконфессиональных отношений и т. п. - словом, как создание теоретической базы для выработки научного и правового подхода к рассматриваемым проблемам. Сама острота проблемы свободы совести в нашей стране требует глубины и тщательности ее изучения. Редакция журнала стремится к непредвзятости и объективности и предоставляет трибуну самым различным точкам зрения. Решением ВАК журнал включен в перечень периодических научных изданий, в которых рекомендуется публикация результатов диссертационных исслдеований (Бюллетень ВАК 2002, ╧ 1). 10 декабря 2002 г. журнал был награжден почетным дипломом Уполномоченного по правам человека в РФ.

Уп.: Что было опубликовано Институтом за 2002 год?

Т.Т.: За 2002 г. Институтом было издано 3 номера журнала "Религия и право", сборник материалов конференции "Десять лет по пути свободы совести", прошедшей в конце 2001 г., сборник статей "Основы религиоведческой экспертизы". Подготовлен к печати сборник материалов конференции "Религия, политика и права человека" (выйдет в начале 2003 г.).

Уп.: Большое спасибо за Ваш рассказ. Что бы Вы пожелали подписчикам рассылки Современное религиоведение?

Т.Т.: Неутомимости в поиске истины и готовности в любой момент отказаться от своих любимых мнений - но только ради нее, а не каких-либо других соображений. И помнить, что истины - даже в строго научном смысле - не существует без справедливости и любви к объекту изучения.


4. Книжные обзоры

Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск: "Универсум", 2002. -464 с. ISBN 5 - 88984 -120 - X

Предлагаемая вниманию читателя монография посвящена интересной и недостаточно разработанной в отечественной литературе проблеме христианизации Римской империи. На основании широкого круга источников и глубокой проработки обширной литературы автор анализирует причины обращения Римской империи в христианство в начале IV в. и рассматривает мероприятия императора Константина и его последователей в пользу христианства. В книге показано, что христианизация не была ровным и прямолинейным процессом и что в IV в. допускались значительные отклонения в религиозной политике. Процессы, начатые Константином, получили логическое завершение при императоре Феодосии, религиозной политике которого уделяется особое внимание в книге. В контексте христианизации рассматривается проблема внутрицерковной борьбы и рисуются портреты лидеров церкви той эпохи. Отдельная глава посвящена вопросу о территориальном распространении христианства и проникновению этой религии в различные социальные слои римского общества. Книга рассчитана на студентов, аспирантов и всех интересующихся историей поздней античности и античного христианства.

По вопросам приобретения книги обращаться по адресу: christianity@shu.ru


5. Международная конференция
"Этнография Алтая и сопредельных территорий"

 

Уважаемые коллеги!

Лаборатория исторического краеведения Барнаульского государственного педагогического университета 24-25 сентября 2003 года проводит 5-ю международную конференцию "Этнография Алтая и сопредельных территорий".

На конференции предполагается обсуждение следующих проблем:

- Культурные традиции современных народов Алтая и Центральной Азии;
-  Взаимодействие и взаимовлияние этнических и этнографических групп, проблемы трансформации традиционной культуры;
-  История этнографических исследований;
-  Этнографические коллекции, выставки и экспозиции музеев, выявление и охрана этнокультурных памятников;
-  Русское население Алтая и сопредельных территорий: этнографический состав, материальные и духовные аспекты культуры в прошлом и настоящем;

В рамках конференции планируется проведение круглого стола с публикацией материалов по темам:

- Современные методы исследования в этнографии (устноисторические, биографические, социально-психологические, этноархеологические и другие методы);
-  Изучение и преподавание этнографии и этнологии в ВУЗе и школе.

Подробнее узнать о конференции и внести свои предложения о работе круглого стола можно на форуме по адресу: http://physfac.bspu.secna.ru/forum/index.php и по электронной почте.

Для участия в работе конференции необходимо до 1 марта 2003 г. прислать заявку с указанием темы выступления, сведений об авторе (Ф. И. О., место работы, должность, ученая степень и звание, рабочий и домашний адрес, телефоны, e-mail) и материалы для публикации.

Сообщения объемом до 3 страниц, исследования и музейные описания с графическими или фотоиллюстрациями общим объемом до 12 страниц принимаются в печатном и электронном виде. Статьи оформляются в текстовом редакторе Microsoft Word 95, шрифт - Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал - 1,5. Источники и литература помещаются в конце текста. Сноски оформляются построчно с указанием порядкового номера источника и используемых страниц, например: [3, с. 15].

Состав оргкомитета:
М. А. Демин, д. и. н., профессор.
Т. К. Щеглова, д. и. н., профессор.
Б. Б. Пушкарев, аспирант.

Адрес оргкомитета:
656031, Барнаул - 31, ул. Молодежная, 55, БГПУ, Лаборатория исторического краеведения, т. 26-66-88
E-mail: krai@bspu.secna.ru
Кафедра отечественной истории, т. 26-66-91
E-mail: hist.chair@bspu.secna.ru

Оргкомитет оставляет за собой право отклонять материалы, не соответствующие указанной тематике или предъявляемым требованиям к оформлению.

Источник: Научно-популярный ресурс Сибирская Заимка


6. Conservation of Ancient Sites on the Silk Road
Second International Conference of Grotto Sites, China 25/8-2003

The purpose of this conference is to bring together specialists in relevant aspects of cultural preservation for the exchange of ideas on the conservation and management of cave temple sites along the Silk Road. Because of limited facilities, the number of delegates is restricted to 200. Conference languages are English and Chinese.

The conference program will include visits to the Mogao grottoes, a World Heritage Site with wall paintings and statuary dating from the 4th to the 14th centuries. A ten-day post-conference tour visiting Silk Road sites between Ur=FCmqi and Kashgar, in Xinjiang Uygur Autonomous Region and a one-day post-conference visit to the Yulin cave temples are also planned. The full conference announcement-including call for papers and form to express interest is posted in the Conservation section of the Getty Web site, www.getty.edu/conservation/.

Contact: Kathleen Louw, The Getty Conservation Institute, 1200 Getty Center Drive, Suite 700, Los Angeles, CA 90049, USA, Phone: (310)440-6216, Fax: (310)440-7709
E-mail: klouw@getty.edu

Источник: http://130.225.203.37/agenda/Details/General/3409


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies

Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное