Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 28


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  28

20 апреля 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Джеймс Э. Вуд. Право человека на свободу религии в исторической и международной перспективе/ Публикации журнала "Религия и право"

3. "Мир одного предмета"/ Анонс события

4. Доска объявлений

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение".

Но сначала - небольшое объявление, относящееся сугубо к "Упельсинкиным новостям".

Старожилы этих мест помнят, как в 2000 году Упельсинкина страница скиталась по Boom-ам и Narod-ам. Сейчас страница нашла себе излюбленное и, надеюсь, постоянное пристанище на www.upelsinka.com, а адрес upelsinka.boom.ru слишком долго работал в режиме редиректа. Да так долго, что мы уж почти забыли о нем, пока администрация сервера Boom.Ru не изволила напомнить нам о себе. Расставаться с upelsinka.boom.ru - жалко. Делать из него простое зеркало - глупо. Мне видится наилучшим решением - сделать из нее какую-то совсем небольшую страничку, конечно же - о религии, которая бы удачно вписывалась в общий Упельсинкин контекст проектов. Вообщем, объявляю конкурс идей! Что сделать на upelsinka.boom.ru? Автору лучшей идеи - поощрительный приз. :) Включайтесь!!! Ваши идеи направляйте по адресу: upelsinka@mail.ru.


2. Джеймс Э. Вуд

Право человека на свободу религии в исторической и международной перспективе

Признание права человека на свободу религии в качестве действующего правового принципа стало одним из тех само собою разумеющихся обязательств, которые почти повсеместно признаются во всем содружестве наций; признание необходимости соблюдения этого права является, конечно же, одним из важнейших достижений нашего столетия. Хотя имеются многочисленные свидетельства того, что соблюдение прав человека в религиозной области далеко не является реальностью в большей части современного мира и нигде не реализуется полностью, все же само по себе признание этих прав стало нормативным принципом для большинства стран мира, и наоборот, явное пренебрежение правом человека на свободу религии все чаще начинает рассматриваться как неприемлемое с нравственной и законодательной точек зрения. В результате этого гарантии права человека на свободу религии появляются почти во всех конституциях сегодняшнего мира - даже там, где правительства придерживаются атеизма или безрелигиозности.

Нельзя утверждать, что право на свободу религии (т. е. отсутствие дискриминации на основе религии или вероисповедания и равенство всех религий перед законом) гарантировано в законодательном порядке в большинстве конституций или соответствует условиям, существующим в большинстве стран современного мира. Однако большое значение имеет уже сам по себе тот факт, что концепция прав человека в религиозной области ("религиозных прав человека") почти повсеместно приобрела нормативную значимость. Это достижение становится еще более примечательным, если рассматривать его в контексте истории религии.

Религия и нетерпимость

С незапамятных времен терпимость вовсе не была характерной чертой религии, совсем наоборот. На протяжении почти всей истории человечества религия была основой идентичности племени, нации, общины, и эта религиозная идентичность была основой отделения нации, племени, общины от мира в целом и причиной межгрупповых конфликтов, например, израильтян с хананеянами, христиан с римлянами, мусульман с евреями, сикхов с индуистами, католиков с православными и протестантов с католиками. Действительно, религия способствовала разделению, а не единству, и первопричина разделений состояла в различном понимании истины каждой из религий, независимо от того, опиралась ли она на пророческое откровение, на некий мистический опыт или на рациональное постижение действительности.

Каждая религия уходит с корнями в особый опыт и чувство Священного и предполагает существование особых высших целей и реальностей; поэтому конкретные исторические особенности той или иной религии отнюдь не способствуют терпимости. Каждая религиозная традиция претендует на собственную уникальность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их).

... Во имя Божие или во имя религии было, вероятно, предпринято больше войн, совершено больше преследований и потеряно больше человеческих жизней, чем по любой иной причине. На протяжении истории религиозная нетерпимость неоднократно становилась основой этнических и расовых предрассудков и поводом для политической и социальной дискриминации в отношении тех, кто не придерживался религиозных установлений и не подчинялся им...

Причины и мотивы религиозной нетерпимости многочисленны и разнообразны; в целом, однако, можно сказать, что религиозная нетерпимость направлена, как правило, на следующие объекты: на религию, которая признается ложной и опасной для господствующей религиозной общины; на религию, которая признается находящейся в конфликте с обычаями и нравственными ценностями данного общества; на религию, которая считается подрывающей устои общества, поскольку ее учение угрожает тому или иному политическому авторитету или политической линии; на религию, которая npизнается чуждой той культурной среде, в недрах которой она провозглашается; наконец, на религию, которая отождествляется с чуждой политической властью...

Свобода совести в истории христианства

История христианства наполнена примерами отрицания терпимости по отношению к диссидентам, которые осмеливались бросить вызов церковным властям, нации или империи и которые исповедовали учение, находившееся в противоречии с официальной Церковью. Вплоть до новейшей эпохи ни католицизм, ни православие, ни протестантизм не придерживались принципа терпимости как такового. Каждая традиция требовала принуждения, в случае необходимости даже физического насилия, чтобы сохранить свое влияние на территориях, на которых она утвердилась. В христианстве, как и в других мировых религиях, терпимость не поощрялась. Более чем 160 лет назад, в 1832 году (за 133 года до ⌠Декларации о религиозной свободе■ Второго Ватиканского Собора), в своей энциклике ⌠Mirari vos■ папа Григорий XVI обличал свободу совести ка ⌠вздор■ (⌠deliramentum■). Терпимость по отношению к другим религиям вызывала негодование, поскольку ее корни видели религиозном индифферентизме.

Принцип религиозных прав человека или религиозной свободы зарождался медленно. Признание права человека на свободу религии является довольно новым явлением в международном праве, не говоря уже о том, что этот принцип не реализуется в значительной части современного мира.

Исторически концепция религиозных прав человека религиозной свободы уходит корнями в понятие ⌠свободы совести■ - выражение, появившееся уже в эпоху Нового Времени, вошедшее в употребление после XVI столетия провозглашенное тогда в качестве понятия, относящегося как к естественному, так и божественному праву.

Не следует забывать, что решающие шаги к признанию права человека на свободу религии в современном мире были сделаны не религиозными исповеданиями, церковными соборами или синодами, а конституциями, законодательными собраниями и судами. Хотя и в самой различной степени, концепция религиозных прав человека оказалась неразрывно связанной с современным демократическим государством.

По мере того как государства во всем мире добровольно принимали на себя конституционные и договорные обязательства по обеспечению прав своих граждан и проживающих в них иностранцев, концепция религиозных прав человека достигла международного признания. Со своей стороны, различные религии - с расширением ареалов расселения своих последователей по всему миру - стали бросать вызов политике тех стран, где основные религиозные права их общин отвергались.

Декларация прав человека о религиозной свободе

Вскоре после учреждения Организации Объединенных Наций в 1945 году совместные усилия стран - членов ООН и международных организаций были направлены на формулирование принципа религиозной свободы как основного права, под которым все страны - члены должны были подписаться, признавая связь между соблюдением религиозной свободы и международными отношениями. Один из основных принципов Хартии Организации Объединенных Наций состоит в утверждении, что ⌠достоинство и равенство присущи всем человеческим существам■. Поэтому все страны ⌠обязались сообща или порознь предпринять действия в сотрудничестве с ООН для развития и поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех людей, без различия по признаку расы, пола, языка или религии■.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной три года спустя после основания этой международной организации, особое внимание было уделено праву человека на исповедание своей религии; это право стоит в одном ряду с другими правами человека. В статье 2-й прямо говорится, что права и свободы, указанные в Декларации, принадлежат всякому человеку, без различия религиозной принадлежности. В статье 18-й ясно выражена забота о праве на свободу религии. Здесь лаконично провозглашается, что ⌠всякий имеет право на свободу мышления, совести и религии; это право предполагает свободу менять свою религиозную и вероисповедную принадлежность в учении, практике, богослужении и соблюдении заповедей своей религии поодиночке или вместе с другими людьми, в общественном или частном порядке■.

Всеобщая Декларация прав человека стала авторитетным документом Организации Объединенных Наций. В той или иной форме ее положения были включены в национальные конституции многих новых государств, возникших после Второй мировой войны.

Проблема религиозной терпимости, безусловно, является одной из величайших и наиболее насущных проблем, с которыми сталкивается мир. Принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 ноября 1981 г. Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений явилось важным шагом, сделанным - хотя и с большим опозданием - содружеством наций. После того, как Комиссия по правам человека приняла ее в марте 1961 г., окончательное решение Ассамблеи Организации Объединенных Наций потребовало 20 лет переговоров. Хотя в декларации имеются серьезные недостатки в том смысле, что упущены некоторые важные права в религиозной сфере, декларация заслуживает полной поддержки со стороны всех религий и вероисповеданий.

Религии мира должны были бы первыми призвать к заключению конвенции о расширении Декларации и о включении в нее тезисов, которые в настоящее время упущены: равную защиту всех религий и право на апелляцию в суд, если чьи-либо религиозные права нарушены; свободу свидетельствовать о своей религии; свободу на религиозные объединения на местном и общенациональном уровне; свободу поддерживать, без ограничений, отношения со своей религиозной общиной на международном уровне.

Следует отметить, что признание права человека на свободу религии было уже осуществлено на широкой экуменической основе Церквами - Католической, Православными и Протестантскими. Всемирный Совет Церквей на своей Первой ассамблее в Амстердаме почти 50 лет назад провозгласил, что ⌠свобода религии является существенным элементом правильного международного правопорядка... Поэтому христиане рассматривают вопрос о свободе религии как международную проблему. Они озабочены тем, чтобы свобода религии была обеспечена повсеместно. Выступая за эту свободу, они не просят о том, чтобы христианам была предоставлена какая-либо привилегия, в которой другим было бы отказано■. Последующие Ассамблеи Всемирного Совета Церквей с участием Протестантских и Православных Церквей подтвердили Амстердамскую декларацию и еще раз выразили обязательства Совета в отношении защиты религиозных прав человека.

... Религии мира должны признать, что отказ от принципа религиозной свободы по отношению к какой-либо одной группе людей представляет собой одновременную угрозу религиозной свободе всех; что ущемление религиозных прав последователя какой-либо одной религии есть в то же время отрицание религиозных прав последователей всех других религий, наконец, попрание самой основы прав человека вообще.

Свобода совести и достоинство личности

Основой всех прав человека является вера в то, что каждая личность - священна; эта вера приобретает особое значение в рамках религиозного сознания. Иными словами, достоинство человеческой личности слишком священно, чтобы нарушить его религиозным принуждением или любой формой навязывания религиозного подчинения, ибо и то и другое является отрицанием достоинства личности. Если религиозные права человека имеют реальное значение, со стороны государства должно быть законодательно признано неотторжимое право гражданина на свободное решение вопроса о своей религиозной идентичности.

Как заявил Всемирный Совет Церквей в момент своего создания почти 50 лет тому назад, ⌠природа и назначение человека... устанавливают пределы, которые правительства не могут преступать безнаказанно■... Поскольку религиозные права человека обусловливают развитие всех остальных прав человека, поскольку они уходят корнями в природу и священность человеческой личности, уважение религиозных прав человека чрезвычайно важно для соблюдения государством всех других прав человека и для понимания им достоинства своих граждан.

Не подлежит сомнению, что признание религиозных прав человека в качестве краеугольного камня всех прав человека вообще - гражданских, экономических и социальных - имеет решающее значение для создания подлинно демократического государства, в котором как индивидуальные, так и общественные права пользовались бы уважением и были бы гарантированы.

Источник: Религия и право, Выпуск N 1 (10), 1999 г. С. 24-25.


3. Мир одного предмета

В Музее этнографии петербургской Кунсткамеры пройдет выставка из серии "Мир одного предмета". Она организована в рамках международного форума "Санкт-Петербург - окно в Иберо-Америку". На ней покажут базальтовый идол ацтекского бога Кетцалькоатля, сделанный в Мексике во второй половине XV века. Как ожидается, на открытии выставки 12 апреля выступит чрезвычайный и полномочный посол Республики Гватемала Луис Альберто Падилья. Кецалькоатль был важнейшим божеством у народов доиспанской Центральной Америки с ольмекской эпохи /ХII-VI вв. до н.э./. В ацтекской мифологии Кецалькоатль является творцом мира, создателем человечества и культуры, владыкой стихий, богом Утренней звезды и покровителем жречества и науки. Ацтеки представляли Кецалькоатля в виде змея, покрытого драгоценными зелеными перьями птицы кетцаль. Базальтовая скульптура Кецалькоатля, которая теперь является экспонатом Кунсткамеры, была приобретена в 1841 году близ города Папантлы экспедицией Петербургской Академии наук в Южную Мексику, организованной и возглавляемой бароном Вильгельмом Фридрихом Карвинским. Она сначала хранилась в Императорском Эрмитаже, а в 1888 году была передана в Кунсткамеру.

Источник: Портал Религия и СМИ - http://www.religare.ru/article.php?num=3196


4. Доска объявлений

Одной строкой...

События:

Сикхи всего мира теперь имеют свой собственный календарь. Нанакшахский календарь берет свое название от Гуру Нанака (1469 - 1539 гг.), основателя сикхизма. Подробности читайте на странице:
http://www.bbc.co.uk/religion/religions/sikhism/features/calendar/

Ссылки:

Внимание! Открылся новый российский религиоведческий портал Религиоведение.Ру:
http://www.religiovedenie.ru


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies

Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное