Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 30


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  30

6 мая 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Леви-Стросс и структурная антропология/ Классики религиоведения

3. Елена Мирошникова. "Церковь" и "секта" в немецком религиоведении/ Публикации журнала "Религия и право"

4. V╡ чтения памяти Георгия Флоровского/ Анонс события

5. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". Для начала - небольшое объявление.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

На минувшей неделе нами был открыт долгожданный проект, посвященный религиоведческим, этно-конфессиональным, гендерным, правовым и социальным вопросам. Сайт "Женщина в религиях", размещенный по адресу http://woman.upelsinka.com - информационный ресурс, главная цель которого - способствовать распространению информации о женщинах в религиозной сфере. Помимо исследовательского направления сайта, в задачи проекта входит освящение процессов, происходящих в мире, а также оказание консультационной психологической и юридической помощи женщинам, нуждающимся в ней.

Проект выходит при информационно-аналитической поддержке рассылки "Современное религиоведение", Центра религиозной информации и свободы Украинской Ассоциации религиоведов, Отделения религиоведения НАН Украины.

В настоящее время сайт находится в стадии разработки. Приглашаем всех желающих принять участие в работе сайта. Контактный e-mail: woman@upelsinka.com


2. Леви-Стросс и структурная антропология

Изучая философию в Париже Леви-Стросс познакомился с сочинениями и сторонниками дюркгеймианской школы. Проработав несколько лет учителем в гимназии, он получил должность преподавателя социологии в университете Сан-Паулу в Бразилии, где антропологи-полевики пробудили в нем интерес к антропологии. Он и сам принял участие в нескольких экспедициях по Амазонке. Во время войны он приехал в Нью-Йорк, где углубил свои познания в антропологии и, кроме того, встретил некоторых важнейших представителей структурной лингвистики, включая Романа Якобсона. К концу сороковых годов он начал распространять идеи структурной антропологии. В 1958 г. он стал профессором антропологии в Коллеж де Франс.

Леви-Стросс принадлежит к тому же поколению в последовательном развитии общественной науки, что и Парсонс, и как и последний, он перерабатывает теоретические результаты и постановку проблем многих мыслителей - основателей этой науки. Наиболее явно выступает его связь с французской структурной социологией и социальной антропологией, а также со структурной лингвистикой. Но он разрабатывает также темы, почерпнутые у Фрейда и Маркса, а в его работах содержится в значительном количестве скрытая и открытая полемика с современными ему учеными и общественными деятелями, в частности, с Сартром, чья экзистенциалистская философия с акцентом на ответственность действующего индивида за выбор образа действия во многих отношениях представляет собой антитезу структуралистским представлениям. Он полемизирует также и с коллегами по антропологической сфере, прежде всего, с британскими антропологами, которые часто критически выступали против манеры Леви-Стросса обращаться с эмпирическими материалами.

Британская социальная антропология была поначалу деловой, конкретной и приземленной, что объясняется как английской эмпирической традицией, так и тем фактом, что антропология в Англии была сравнительно тесно связана с колониальной администрацией. В ней существовали высокие требования к собственным полевым опытам, и чтобы считаться антропологом, нужно было, как сформулировал Малиновский, "оставить веранду".

Рабочий стиль Леви-Стросса был совсем иным и примыкал скорее к методам Дюркгейма и Мосса по синтезированию и созданию теорий на основе работ полевых этнологов. При ближайшем рассмотрении его собственные полевые вылазки оказываются весьма ограниченными и на практике представлявшими собой походы с проводником, где он все время вынужден был полагаться на информантов, описывавших то, что он видел и слышал. Он не старался подвергать себя опасностям "выхода к туземцам". Он был и остался городским интеллектуалом, и его намерения и манера изложения также явно выраженно интеллектуальны. У народов, которые он изучает, его интересует не особенное и экзотическое. Наоборот, он ищет общечеловеческие черты. Он ищет фундаментальные и общие структуры в человеческом мышлении, более или менее колоритные проявления которого в обычаях, мифах и языке различных народов и культур интересны в первую очередь как основа для теоретического анализа.

Обширное наследие Леви-Стросса относится прежде всего к трем областям исследований: исследования систем родства, классификационных систем, включая тотемизм, и, наконец, анализ мифов. Близость к дюркгеймовской постановке проблем в социологии особенно явно проступает в обеих первых областях. Его первая крупная работа, большое сравнительное исследование различных систем родства, тоже получила по-дюркгеймовски звучное название "Элементарные структуры родства" (1949). Его можно читать как подробное и несколько утомительное описание различных систем родства, рассматриваемых как сеть обменов, но в ней содержится также тезис о переходе от естественного состояния к культурному состоянию, то есть о рождении общества, и она содержит полемику с точкой зрения Дюркгейма по этому вопросу.

Согласно Дюркгейму, социальные факты следует объяснять другими социальными фактами, а не ссылками на психологические или биологические обстоятельства. Но Леви-Стросс доказывает здесь существование социального факта с досоциальным происхождением. Это социальный институт, который наблюдается во всех обществах, и нельзя объяснить его необходимость естественными причинами. Этот "квази-естественный" институт представляет собой наблюдающийся повсюду запрет кровосмесительства и правило экзогамии, которое требует, чтобы мужчины брали себе жен из другого рода. Обмен сестреми делает мужчин братьями. Это основополагающий элемент системы родства, а с тем и социальной структуры вообще. Леви-Стросс, как и Фрейд, представляет себе, очевидно, такое исходное состояние, когда стадо живет в сексуальном промискуитете, и потому в изоляции. Никаких мирных отношений с другими группами не существует. Но с запретом кровосмесительства и экзогамией создаются социальные связи и порядок обмена, которые становятся образцом, грамматикой для всех возможных отношений, экономических, логических и т.д. Леви-Стросс, как и Фрейд, считает попытки общества регулировать сексуальность культуросозидательными. Запрет кровосмешения - первая социальная норма, а следовательно, и фундамент общества.

В "Тотемизме" и "Первобытном мышлении" Леви-Стросс полемизирует с теорией Дюркгейма об основных формах мышления. Дюркгейм и Мосс утвеждали, что основополагающие логические категории отражали социальный образ жизни группы. Ту же идею Дюркгейм развивал в своем изучении тотемизма. Тотемизм - это система классификации, где индивиды и группы получают имена по таким природным объектам, как животные, растения и т.д., и система ритуалов и религиозных представлений, где речь идет о тотемных объектах. Дюркгейм утверждал, что это отражает социальную структуру группы. Система социальных категорий является первичной, вначале возникли различные группы, а затем они были классификированы при помощи таких природных объектов, как змеи, орлы и т.д. Леви-Стросс поворачивает все это иным образом. Вначале возникают социальные образцы поведения. Люди разрабатывают категории для некоторых важных естественных объектов, и эти категории можно затем применять для всех возникающих потребностей в классификации. Леви-Стросс говорит о примитивном человеке как о "мастере на все руки", своего рода умельце и кудеснике, который делает все по необходимости и решает проблемы при помощи того, что оказывается у него под рукой. В этом случае он решает потребность в социальных отличиях, возвращаясь к уже имеющимся мыслительным категориям или используя их по-иному. Тотемизм, таким образом, это образец "интеллектуального кудесничества". Но это также и образец того, как функционируют знаковая система и язык.

Соссюр показал, что отношение между знаком и означаемым "произвольно", то есть условно и случайно. Этой чертой пользуется в своем познании умелец, обладающий примитивным мышлением. Существующие для важных естественных объектов категории, которые неминуемо впечатываются в сознание людей, живущих на природе, используются и как знаки для социальных объектов. Естественные категории, как, пример, "дерево", "трава", "камни", применяются также как обозначения таких социальных категорий, как племена и кланы. Таким образом, в терминологии Соссюра тотемный объект становится "знаком", а группа - "означаемым" в своего рода тотемическом языке. Система родства представляла собой систему коммуникации для обмена женщинами, а ее результатом явилось создание социальных отношений между различными группами людей, которые начали выделять себя как части в социальном порядке. Система тотемизма делает социальную структуру явной и придает ей форму коллективного самосознания.

Эти рассужденияна структурном уровне. Познавательные отличия должны были также осуществляться на практике и, следовательно, иметь основу в структуре сознания. Теория Леви-Стросса о том, как это происходит, основывается на взглядах Соссюра, но также и на воззрениях более современного лингвиста Романа Якобсона, с которым он познакомился, когда во время войны жил в Нью-Йорке. Якобсон изучал фонетическую структуру языка и считал в то время, что отличия в области фонетики существуют дуалистически, или бинарно. По Якобсону, все фонемы в каком угодно языке можно опеделить, исходя из двенадцати характеристик, которые определяются попарно: компактный/диффузный, беззвучный/озвученный и т.д. Эту теорию бинарной категоризации перенимает Леви-Стросс, и она функционирует как главная материальная основа его теории мышления и категорий. Места для автономного и сознательного субъекта не остается. Под многообразной поверхностью языка, мифов и социальных отношений находится общая, но неосознанная основа, которая состоит в свособе функционирования человеческого мозга. Те основополагающие мыслительные категории, которые. как утверждал Дюркгейм, были выражением социальной организации, являются, напротив, согласно Леви-Строссу, выражением биологической конституции человека.

Понятие структуры у Леви-Стросса иное, чем у Дюркгейма и в структурно-функционалистской социологии. Социальные институты являются внешними феноменами, которые создаются более фундаментальными структурами. В семиотическом структурализме пытались разработать анализ социальных феноменов теми методами и при помощи того аппарата понятий, которые были развиты в структурной лингвистике. В шестидесятые-семидесятые годы значительная часть французской общественно-научной элиты в том или ином смысле ассоциировалась со структуралистским мышлением, хотя взаимного согласия относительно того, что же такое "структурализм", и близко не было достигнуто, и немногие из них принимали обозначение "структуралист" на свой счет. Возможно, постструктуралисты - это лучшее название, поскольку все они были склонны дистанцироваться от структурализма в леви-строссовском понимании. Рассмотрение идей этой яркой плеяды не укладывается, однако, в рамки данного сочинения. Здесь будет достаточно констатировать, что Луи Альтюссер и Никос Пуланцас представляли наиболее теоретически значительное направление в марксистской традиции в шестидесятые годы, и что Мишель Фуко обновил взгляд на историю идей. Жан Лакан реконструировал психоанализ, придав подсознательному языковую структуру, взятую из структурной лингвистики, а Ролан Барт анализировал литературные произведения, моду и меню как системы коммуникации без участия сознания действующих лиц. Сегодня почти все это поколение сошло со сцены.

В отношении амбициозной программы, намеченной Леви-Строссом и Бартом, легко утверждать, что структурализме не удалось достичь того, на что он претендовал. Им не удалось сломить генетический код общества. несмотря на склонность к лингвистике, не удалось им справиться и со скрытыми структурами языка, в отличие, например, от Нома Хомского. Интерес французских структуралистов привлек скорее язык как текст, а не язык как речь или как обобщающее средство коммуникации.

Рано еще делать заключения относительно значения французского структурализма для социологии. Опыт показывает, что постоянно появляются новые "мастера на все руки", умельцы, которые возвращают продукты мышления, которые всеми считались уже использованными. сегодня, однако, курс французского структурализма невысок. Знаменательно, что сейчас говорят о постструктурализме, когда в связи с функционализмом речь заходит о неофункционализме. В то время как постструктуралисты предаются разрушению своего собственного идейного наследия, такие авторы, как Хабермас, Мюнх и Александер занимаются прочтением заново и переработкой, то есть реконструкцией, классиков структурно-функционалистского направления.

Отпадение французского структурализма не положило конец попыткам решения вопроса о соотношении сознания и общественных структур. И в этой области говорят о неофункционалистской волне, где впереди идут прежде всего английские и американские социальные антропологи и социологи, занимающиеся вопросами познания, среди них такие имена, как Мэри Дуглас, Родни Нидхэм и Барри Шварц. Но тот французский структурализм, что интересует их, - это направление Дюркгейма и Мосса, то есть социальная, а с тем и изменчивая детерминированность форм мышления. Можно сказать, что сейчас попытки найти универсальные и вневременные структуры мысли оставлены. Будущее покажет, кто подхватит их, и произойдет ли тогда реконструкция инспирированного лингвистикой структурализма, как это случилось с наследием Дюркгейма и Парсонса.

Источник: Морсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы/ Пер. со шв. - СПб., изд-во "Нотабене", 1992. С. 66-70.


3. Елена Мирошникова (*)

"Церковь" и "секта" в немецком религиоведении

Происходящая в настоящее время в России дискуссия о содержании конституционно-правовых гарантий свободы совести убедительно доказывает необходимость изучения международного опыта в этой области. При исследовании государственно-церковных отношений в ФРГ автором были достаточно внимательно рассмотрены вопросы, обозначенные в статье А. В. Пчелинцева о терминах "традиционная религия" и "секта" (см. "РиП", N 2 за 1999 г.) В контексте государственной политики в облааи свободы совести важна выработка четкого понятийного аппарата как основы правового регулирования государственно-церковных отношений.

В целом разделяя позицию А. В. Пчелинцева, я хотела бы обратить внимание на некоторые моменты. В принципе, верно, что правовая дефиниция не должна наносить вреда свободе убеждений, однако практика государственно-церковных отношений требует четкой дефиниции понятий, поскольку то, что не определено, то не регулируемо в правовом отношении. В этом смысле теоретические исследования философов и религиоведов играют значительную роль.

Так, в современном немецком религиоведении получила развитие типология Э. Трельча, представителя либеральной теологии, выделявшего такие способы социального выражения религиозной идеи как церковь, секта, мистическое общество. В настоящее время церковные учреждения подразделяются на институциональные и организационные церкви; секта понимается как "групповая церковь".

Об институциональной церкви можно говорить в том случае, когда социальный образ христианской веры так полно представляет общепринятую в обществе религию, что отвергает свои собственные религиозные групповые объединения.

Об организационной церкви говорят тогда, когда христианство обладает своими собственными объединениями - общинами, которые четко отличаются от других групп и преследуют свои собственные вероисповедные цели. Отчасти предпосылкой, а отчасти и следствием такой практики является существование в обществе специфического отношения к членству в церкви: можно выйти из одной церкви и стать членом другой.

Организационные и институциональные церкви объединяет то, что они охватывают сравнительно большую часть населения, что само по себе обусловливает конформизм с господствующими общественными ориентациями.

Групповые церкви - это такой социальный образ христианства, который отвергает единое общественное влияние мирской жизни на внутреннее устройство подобного объединения, несет в себе определенный антагонизм по отношению к господствующим ценностям. Религиозные общины в случае необходимости могут объединяться между собой. Групповые церкви такого рода относительно нестабильны, если не ориентированы на организационный тип. И по сей день такие церкви часто являются выразителями движения протеста против институциональных и организационных церквей.

Наряду с исторически сложившимися и традиционно бытующими в ФРГ христианскими церквами (католической и лютеранско-евангелической) существуют религиозные организации, исповедующие ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, бахаизм, а также различные новые движения. В количественном отношении, по данным социологических исследований, отмечается примерно равный процент исповедующих католическую и лютеранскую веру и не принадлежащих ни к одной из религиозных организаций. Среди последней группы могут быть верующие люди, однако в целом для нее характерна внутренняя дистанция по отношению к церкви. На сегодняшний день новые религиозные движения не представляют серьезной альтернативы церковной религиозности, хотя необходимо учитывать, что довольно часто встречается двойное членство - около 30 % членов новых религиозных групп в старых землях рекрутируется из тех, кто посещает церковь.

В контексте сопоставления понятий "церковь" и "секта" в немецком религиоведении существуют разные подходы. С теологической точки зрения можно выделить характерные для секты черты: преувеличенное внимание к одному из аспектов вероучения, роль учителя, вождя, харизматического лидера, требующего безоговорочного послушания, концепция исключительного спасения для членов общины. Секулярная трактовка понятия "секта" включает в себя такие аспекты как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения.

В результате дискуссии о новых движениях в ФРГ были выделены три категории для обозначения сект, культов и особых объединений: христианские секты, "гуру-движения" и психокульты. Что касается последних, то специалисты единодушны в отрицании их религиозного характера.

Так, еще в 1980 г. бундестаг затребовал от федерального правительства информацию о так называемых "молодежных религиях" в ФРГ. В представленном докладе обращение молодых людей к организациям типа "Церковь объединения", "Божьи дети", "Общество трансцендентальной медитации" и др. рассматривается не только как индивидуальная проблема, но и как сигнал о неблагополучии в процессе передачи духовных ценностей. В докладе отмечено, что связь с группой практически не оставляет места для проявления индивидуальной свободы.

В настоящее время в ФРГ получила широкое распространение дискуссия о государственном запрете сект, в которой отчетливо выделяются две основные точки зрения:

1) требование запретить деятельность определенных объединений, для чего необходимо рассмотреть соответствие деятельности этих организаций Конституции ФРГ с проведением финансовой проверки;

2) требование отказаться от самой идеи запрета, так как "промывание мозгов" не является уголовно наказуемым деянием, иначе было бы необходимо подвергнуть штрафу некоторые школьные программы, уставы некоторых общественных объединений, средства массовой информации и т. п. Эта точка зрения предполагает необходимость применения в каждом конкретном случае норм обычного уголовного права и представляется нам наиболее приемлемой.

Признание немецким обществом новых движений существует на культурологическом уровне, но достаточно проблематично на правовом. Для современного российского общества, на наш взгляд, такое признание проблематично и на культурологическом уровне, и на правовом.

Дифференциация религиозных организаций в законодательстве ФРГ

В Конституции ФРГ отсутствуют такие термины как "традиционная религия" или "секта". Специального закона, регулирующего государственно-церковные отношения, в ФРГ нет. Однако в рамках действующей в ФРГ кооперационной модели существует четкая дифференциация религиозных объединений.

Основной закон ФРГ исходит из синонимичности понятий "религиозное объединение" и "религиозная организация". Гораздо важнее для правового регулирования государственно-церковных отношений признание или непризнание религиозного характера того или иного движения, а также констатация различия между религиозными объединениями, являющимися органами публичного права, и иным образом (т. е. на основе частного права) организованными союзами.

Религиозное объединение (организация) является самым широким понятием, включающим: а) церкви, под которыми понимаются так нзываемые большие церкви - римско-католическая и евангелическо-лютеранская; б) другие религиозные объединения со статусом субъекта публичного права; в) религиозные объединения без статуса субъекта публичного права; г) союзы и объединения, имеющие мировоззренческий характер.

Для религиозного объединения характерно внешнее проявление вероисповедного убеждения, что находит свое непосредственное выражение в культовых действиях. Практика показывает, что такие объединения находятся в специфических отношениях с государством, о чем и свидетельствует наличие системы государственно-церковного права. Большая часть объединений стремится доказать свой религиозный характер, а государственные органы, в свою очередь, также требуют доказательств этому.

В настоящее время в ФРГ существует тенденция отказа некоторым новым течениям в признании их религиозного характера и тем самым лишения их защиты со стороны основного закона (мировоззренческие организации, например, исключены из сферы применения права на освобождение или отсрочку от воинской службы в соответствии с законом о воинской обязанности).

Публично-правовой статус дает возможность активно участвовать в общественной жизни и многочисленные привилегии, к которым относятся право на взимание церковного налога, право на обучение религии в школе, право выступать работодателями и вступать в трудовые отношения публично-правового характера, освобождение от налогов с юридических лиц, с недвижимости, на наследство и т. п. Статусом субъекта публичного права обладают, например, большие церкви, иудейские общины, Новоапостольская церковь и др.

Показателен в этом отношении "долгоиграющий" процесс по иску религиозной организации Свидетелей Иеговы, существующей в Германии уже 100 лет и пока безуспешно требующей признать ее субъектом публичного права. Кстати, вновь образованное религиозное объединение, как правило, не может претендовать на получение такого статуса. В общей сложности для этого требуется временной ценз от 30 до 40 лет.

Терминология в российском законодательстве о свободе совести

На наш взгляд, употребление в отечественной практике термина "традиционная религия" при отсутствии определенных критериев традиционности - проблематично. Было бы корректнее пользоваться термином "новые", или же "особые" организации, часто употребляемым немецкими религиоведами. Было бы целесообразно ввести в употребление понятия "религиозная свобода", "религиозное совершеннолетие", "мировоззренческая организация".

Опыт кооперационной модели государственной политики ФРГ в сфере свободы совести, весьма поучителен. При этом серьезного внимания и изучения требует проблема ограничения религиозной свободы, и это могло бы стать темой для еще одной дискуссии.

Примечания:

* - Мирошникова Е. М. - Доктор философских наук, советник-консультант Тульской областной Думы.

Источник: Религия и право, N 4-5, 1999. С. 34-35.


4. V╡ чтения памяти Георгия Флоровского

Министерство образования и науки Украины
Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова
Философский факультет
Ул. Новосельского (Островидова), 64, IV этаж
Почтовый адрес: Дворянская ул., 2, Одесса, 65026, Украина.
Тел.: 0482 26-35-13
0482 26-35-17

E-mail: philosof@odessa.net

Информационный лист

Философский факультет Одесского национального университета им. И.И.Мечникова проводит 13-16 мая 2003 года Всеукраинскую студенческую научную конференцию - V╡ чтения памяти Георгия Флоровского.

Плануется рассмотреть широкий круг актуальных проблем современного философского знания (истории философии, теоретической философии, логики, этики, эстетики, культурологии, религиоведения).

Приглашаются студенты философских факультетов и отделений университетов Украины, России, Беларуси, Польши.

Плануется публикация тезисов докладов учасников конференции. Тезисы (примерно 1-2 страницы, 1800-3600 знаков) и заявки на участие (с Вашим адресом E-mail) отправлять электронной почтой до 24 апреля (дата отправки), если Вы планируете отправить запрос обычной почтой и до 6 мая (дата отправки), если Вам достаточно отправить запрос электронной почтой. Заявки и тезисы высылать обязательно вложенными файлами у формате rtf. Оргкомитет оставляет за собой право отбора материалов для печати.

Материалы IV чтений сданы в печать.

Робочие языки конференции: украинский, русский, польский.

В день проведения конференции (16 мая) состоится традиционный праздник философского факультета ⌠День Диогена■. Приглашаем участников конференции принять участие в празднике.

Для гостей запланирована экскурсия по Одесссе.

Учасникам конференции предоставляется общежитие (4 гривны = около 1 долл США за сутки). Организационного взноса нет. К сожалению, оргкомитет не имеет возможности оплатить затраты участников конференции.

Контактный телефон: (0482) 26-35-13 (деканат философского факультета)

E-mail: philosofiya@ukr.net Только с 26 апреля до 4 мая E-mail: pln@ukr.net

Оргкомитет


5. Доска объявлений

Одной строкой...

События:

***

Вышел в свет новый номер журнала "Религия и право". В первом номере журнала за 2003 г. опубликованы материалы, посвященные актуальным правовым и религиоведческим проблемам. Условия подписки на журнал см. на сайте Славянского правового центра - http://www.rlinfo.ru/rip/subscribe.html

***

В растущих протестантских церквях Китая все большую роль играют женщины. Лидеры протестантских церквей Китая утверждают, что количество членов их общин в последнее время резко выросло и составило около 14 миллионов человек, 75% из которых - женщины, сообщает ENI. (Источник: Портал Credo.Ru)

Ссылки:

Ассоциация религиоведов Грузии
http://ra.iatp.org.ge/index.htm


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: upelsinka@mail.ru  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies

Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное