Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 45


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  45

25 октября 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. История веры Бахаи и ее связи с Россией/ Наши публикации

3. Иоаннесян Ю. А. Вера Бахаи / Книжные обзоры

4. VII молодежная конференция "Культурная, этническая и религиозная идентичность"/ Анонс события


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске мы расскажем Вам о религии Бахаи (по тексту самосвидетельствования Бахаи). Информация в разделе "Книжные обзоры" также посвящена вере Бахаи. В конце выпуска читайте сообщение о Молодежной конференции "Культурная, этническая и религиозная идентичность", которая пройдет в апреле следующего года.


2. История веры Бахаи и ее связи с Россией

Днем рождения Веры Бахаи считается 23 мая 1844 г. В этот день иранский купец Сейид Али-Мухаммед (1819--1850), принявший впоследствии имя ⌠Баб■, (по-арабски ⌠Врата■), провозгласил, что близко пришествие Обещанного и что его собственная Задача -- подготовить мир к Его приходу. Заявление Баба вызвало очень бурную реакцию. За короткое время у него появились тысячи последователей, многие из которых были зверски убиты. Сам Баб был заключен в тюрьму и казнен в 1850 г.

Россия сыграла особую роль в истории Веры Бахаи с самого раннего периода ее существования. Благодаря тесным дипломатическим отношениям с Персией, русское правительство было в курсе жестокого преследования ранних верующих. Утром после казни Баба русский консул в Тебризе осмотрел место, где лежали останки Баба и казненного вместе с ним верующего. Консула сопровождал художник, сделавший по распоряжению дипломата зарисовку увиденного, которая была отправлена в архивы Санкт-Петербурга.

Среди самых выдающихся последователей Баба был иранский дворянин по имени Мирза Хусейн Али (1817--1892). Баб дал ему имя ⌠Бахаулла■ (в переводе с арабского ⌠Слава Бога■). За исключительную доброту Бахауллу называли ⌠отцом бедных■. Став последователем Баба, он отказался от наследства и предложенного ему высокого поста. Постепенно его врожденная мудрость, достоинство и смирение сделали его ведущей фигурой среди бабидов. В 1852 г. Бахаулла был несправедливо обвинен в попытке покушения на жизнь шаха и вместе с другими баби был арестован и помещен в тюрьму в Тегеране, где провел четыре месяца. Именно в этом мрачном месте, окруженный ворами и убийцами, оказавшийся перед угрозой смерти, Бахаулла получил первое предзнаменование своей божественной миссии. В более поздних рукописях Бахаулла опишет этот первый опыт божественного откровения.

Русский посол при дворе шаха (1846--1854) князь Дмитрий Иванович Долгоруков сделал все возможное, чтобы доказать невиновность узника. От имени царя Александра II, он предложил Бахаулле убежище в России и охрану на время переезда. Таким образом, Россия стала единственной страной, правительство которой готово было предоставить убежище основателю веры и ходатайствовало о его освобождении.

Шах освободил узника, но Бахаулла отклонил предложенную помощь и подчинился указу шаха о высылке в Багдад. По приказу Долгорукова на первом этапе ссылки Бахауллу сопровождал официальный представитель русского дипломатического корпуса, проявлявший особую заботу об изгнаннике.

В Багдаде в 1863 г. Бахаулла объявил о том, что именно он и есть тот Обещанный, чье
появление должен был подготовить Баб.

Вскоре влияние Бахауллы стало настолько велико, что персидское правительство настояло на том, чтобы он был удален из Багдада, расположенного близко к границе с Ираном. Турецкое правительство, уступая этому давлению, сослало Бахауллу сначала в Константинополь, а затем в Адрианополь, где он провел пять лет. В Адрианополе Бахаулла начал писать серию обращений к монархам и правителям мира, в том числе Александру II. В этих мощных посланиях он увещевал их быть справедливыми, примириться между собой и посвятить свои силы заботе о своих народах, а не бесплодным войнам и собственному обогащению.

В 1868 г. Бахаулла из Адрианополя был сослан в город-тюрьму Акку (сейчас территория современного Израиля, а тогда окраина Оттоманской империи). Там он провел еще два года ужасного заключения, затем несколько лет под домашним арестом в окрестностях Акки.

Именно в Акке им была создана наиболее важная часть его произведений, составляющих вместе более 100 томов, среди которых центральное место занимает ⌠Китаб-и-Агдас■, (⌠Наисвященная Книга■), в которой содержатся основные законы Бахауллы. ⌠Презираемый и отторгнутый■ поначалу, Бахаулла, добротой и великой мудростью своих учений, все больше завоевывал сердца окружающих. Наконец, сам губернатор Акки стал просить его переехать в загородный дом, где Бахаулла жил и продолжил свое откровение до конца своей жизни в 1892 г. К этому времени общины бахаи развивались уже в 5 странах.

В течение второй половины 19-го века, пока Бахаулла был изгоняем дальше и дальше от границ своей родины, многие российские ученые-востоковеды, философы и мыслители заинтересовались учениями и Баба, и Бахауллы. Именно они сыграли важную роль в донесении информации о новой религии до западного мира. Такие известные фигуры как Мирза Казем Бег, барон Розен, Евгений Бертелс, Александр Туманский и И. Уманец знали об учении бахаи, уважали его и сделали первые переводы с персидского и арабского языков подлинных писаний Баба и Бахауллы.

Одна из самых первых общин бахаи существовала и процветала с начала 80-х годов XIX века в Ашхабаде, на территории Российской империи, где верующие пользовались свободой благодаря господствовавшей тогда атмосфере терпимости. Там же, во время суда над убийцами пожилого бахаи, впервые в истории был признан независимый характер религии бахаи. Там же действовали первые школы бахаи для девочек и мальчиков, поликлиника, библиотека и приют для странников. В Ашхабаде был воздвигнут первый в истории Дом Поклонения бахаи, первый камень в основании которого был заложен русским генерал-губернатором.

Перед смертью Бахаулла назначил своего старшего сына Абдул-Баха (1844--1921) преемником и толкователем своего учения и писаний. Это позволило Вере Бахаи сохранить свою целостность после смерти Бахауллы. Абдул-Баха разделил с отцом все тяготы его заключений и ссылок на протяжении всех мучительных лет в Багдаде, Адрианополе и Акке, и сам был освобожден из заключения только в 1909 г. Получив свободу, Абдул-Баха смог совершить длительную поездку в Европу и Америку в 1911--1913 гг. и продолжить переписку с верующими многих стран. Именно во времена руководства Абдул-Баха Вера Бахаи распространилась по всему земному шару, и к моменту его кончины в 1921 году общины функционировали в 35 странах.

В течение этого периода учение бахаи привлекло внимание великих писателей и мыслителей России, в том числе И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, который впервые услышал о бабидах в 1884 году. В переписке и дневниках писателя на протяжении последних шестнадцати лет его жизни встречаются высказывания об учении баби (затем бахаи), в которых Толстой затронул все волнующие его вопросы о природе Бога и великих Пророков, о единстве религий и о связи между разумом и духом. Переписка Толстого и его встречи с некоторыми бахаи привлекли внимание к новой религии других деятелей искусств, философов и ищущих духовную истину людей. В сентябре 1902 года в Ясной Поляне Толстой получил личное послание от Абдул-Баха, в котором, в частности, говорилось: ⌠Действуйте так, чтобы Ваше имя оставило добрую память в мире религии. Многие философы приходили, и каждый поднимал флаг, скажем, на пять метров. Вы же подняли флаг на десять метров; погрузитесь в океан единства и обретите навечно помощь Господа■.

К 1904 г. на сценах нескольких российских театров с большим успехом шла пьеса петербургской поэтессы Изабеллы Гриневской под названием ⌠Баб■. Художественную и нравственную ценность этой пьесы отмечал и сам Толстой, написав поэтессе письмо, в котором тепло отозвался о произведении и дал ему самую высокую оценку.

После кончины Абдул-Баха в 1921 г. руководство Верой Бахаи перешло по установлениям его завещания к его внуку Шоги Эффенди (1897--1957), который стал полномочным толкователем учения Веры Бахаи. Шоги Эффенди, человек широчайшего видения, получивший титул ⌠Хранитель Веры■, вел огромную переписку с отдельными бахай и развивающимися общинами по всему миру, углубляя их веру и понимание, способствовал распространению и росту новых общин бахай в разных странах мира и развитию их выборных институтов, спроектировал и разработал учреждения и сады всемирного административного центра бахаи в Хайфе и инициировал создание Международного Сообщества Бахаи при ООН.

Первые годы советской власти были для Веры Бахаи достаточно благоприятными. Возникли
общины не только в Закавказье, но и в Москве, Ленинграде, Казани и 34 других городах. Однако
уже в 1926 г. ситуация начала стремительно ухудшаться. Стала подвергаться цензуре вся литература
бахаи, и вскоре все публикации были запрещены. В 1928 г. все имущество, принадлежавшее
религиозным организациям, было национализировано, и лишь после долгих переговоров
ашхабадской общине удалось взять свой храм в аренду у государства сроком на пять лет. Строго
соблюдая принцип бахаи о законопослушании, бахаи Советского Союза отказались от
административной деятельности. К 1938 г., после многочисленных арестов и ссылок, общины
бахаи во всех 38 городах, где они к тому времени были созданы, прекратили свое существование на
многие десятилетия и стали возрождаться лишь на волне перестройки, когда свобода совести
приобрела законную основу. Храм был разрушен в ряду других религиозных сооружений в 1961 году
Советским правительством.

Тем временем остальной мир бахаи переживал переход от единоличного руководства Хранителя к выборам в 1963 году первого международного руководящего органа Веры Бахаи, Всемирного Дома Справедливости, создание которого было указано еще самим Бахауллой. Ко времени этих первых представительных выборов во всемирной общине бахаи, уже существовали 56 избираемых национальных административных институтов. С тех пор число этих Национальных Духовных Собраний в мире выросло до 178*. Первое Национальное Духовное Собрание СССР было избрано 16 мая 1991 г. и стало по счету 160-м Собранием в мире.

Сейчас на территории СНГ существуют свыше 300 местных общин, около 9000 приверженцев и 13 Национальных Духовных Собраний. И на территории России к настоящему времени* насчитывается около 3 000 членов в 120 городах.

Примечание: * к апрелю 1998 г.

Источник: Текст самосвидетельствования Бахаи.


3. Книжные обзоры

Иоаннесян Ю. А. Вера Бахаи. -- CПб.: "Азбука-классика"; "Петербургское Востоковедение", 2003. -- 320 с. ("Мир Востока").
ISBN 5-85803-220-6 (Петербургское Востоковедение)
ISBN 5-352-00472-4 (Азбука-классика)

Книга знакомит отечественного читатателя с позднейшей из религий мира -- религией бахаи, включая бабизм как феномен, непосредственно предшествовавший ее становлению. Зародившись в XIX в. и заявив о себе как о новой мировой религии, она уступает сегодня по географической распространенности лишь христианству, а писания ее основателя переведены на 800 языков. Общины бахаи имелись в Царской России и в СССР до 1938 г., возродившись в 1990 г., существуют ныне на всем постсоветском пространстве. Подобная распространенность религии бахаи обуславливает необходимость ее научного изучения.
Данная книга представляет собой комплексное описание истории, вероучения, религиозной практики и административных принципов бахаи на базе первичных источников. Это первый труд такого рода, предпринятый отечественным автором и рассчитанный на российского читателя.


4. VII молодежная конференция
"Культурная, этническая и религиозная идентичность"

21--23 апреля 2004 г. на философском факультете СПбГУ состоится VII молодежная конференция "Путь Востока" на тему "Культурная, этническая и религиозная идентичность".

Научная программа конференции:

1. Адаптация в ситуации культурного доминирования
2. История реальная и мнимая (создание исторической древности)
3. Проблема воссоздания традиции в постколониальном обществе
4. "Свое" и "чужое" на культурных границах
5. Изменение форм идентичности "восточных" народов в изменяющейся России

Требования к заявке: Word 95-97 в формате rtf, кегль 14, общий объем заяки не более 8000-10000 знаков. Для жителей С-Петербурга обязательно предоставление "твердой" версии доклада.

К заявке должна прилагаться информация о докладчике: фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень (если есть), место работы или учебы, координаты (почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты).

Публикация материалов конференции осуществляется за счет организующей стороны. Присутствие докладчика на конференции является обязательным условием публикации.

Регистрационный взнос 50 р.

Крайний срок подачи тезисов: 30 марта 2004 г.

Контактная информация: eastrad@philosophy.pu.ru, taigung@newmail.ru (Зельницкий Александр Дмитриевич)


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное