Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 65


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  65

15 апреля 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Эрнст Трельч / Классики религиоведения

3. III Московский летний богословский институт / Анонс события

4. Конференция "Жизнь с Богом живым: православная община будущего"/ Анонс события

5. II международная конференция "Православный Восток и католический Запад: разделения и связи"/ Анонс события


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех вас очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В ближайший месяц на "Упельсинкиной странице" грядут обновления в разделе "Классики религиоведения". В связи с этим мы возобновляем одноименный раздел нашей рассылки. Так, сегодня речь пойдет об Эрнсте Трельче и о теме религии и хозяйства. Три последних раздела посвящены анонсам событий, таких как III Московский летний богословский институт, проводимый ББИ св. Апостола Андрея, и двух конференций, которые пройдут в мае.

В последующих Выпусках вас ждут новые интервью, интересные анонсы и объявления, книжные обзоры и многое другое.


2. Классики религиоведения

Эрнст Трельч (1865-1923)

-- немецкий историк религии, социолог, теолог и философ, а также автор работ по социологии религии и философии истории. Книга "Историзм и его проблемы" является основной работой Трельча. В ней была сделана интересная попытка исследовать дух современности, отыскать новые ориентиры для возрождения европейской культуры, пострадавшей в годы первой мировой войны. Он стремился соотнести историю с задачами формирования будущего, исследовать важнейшиепонятия и идеи, связанные с философией истории. Трельч изучал эволюцию протестантизма в контексте развития европейских культур.

В своих работах, ставших классическими, Трельч выделял надличностную априорную основу социальных и культурных процессов, заданную условиями коллективной жизни людей. Всемирная история, по его мнению, -- это история евроцентризма: "Для нас существует только всемирная история евроцентризма". Только народы Европы наделены историческим самосознанием и критическим отношением к прошлому.

Основные работы Э. Трельча: "Geschichtliche Schriften" (Bd. 1-4, 1912-1925); "Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen" (1912-1925); "Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории" (1994) и др.

Источник: Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. -- Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.

Религия, хозяйство и общество
(фрагмент)

Раньше такая тема, как "Религия и хозяйство", показалась бы довольно странной. Даже "Философия и хозяйство", "Музыка и хозяйство", "Математика и хозяйство" звучали бы менее удивительно. Вообще, поднимать эту тему было бессмысленно до тех пор, пока религия понималась чисто идеологически как некая догма, учение, метафизика или мораль, связанная с определенными представлениями о Вселенной. Вероятно, ученые эпохи Просвещения с сочувственной улыбкой указали бы на систему финансового хозяйства пап или на материальные интересы духовных лиц и благочестивых правителей. В их понимании эта тема предстала как вопрос самых обычных побуждений, лежащих в основе предметов, которые считаются такими возвышенными. Так, Юм рассматривал Реформацию как результат спора вокруг доходов от продажи индульгенций. Однако более глубокое понимание этого вопроса проявилось приблизительно в середине прошлого столетия, когда результаты развития капиталистической системы вступили в явное противоречие с этическими требованиями христианства. Конечно, на этом этапе он рассматривался исключительно как практический и этический вопрос, т.е. выяснялось, как с точки зрения христианских убеждений, основанных на любви и воспитании души, можно было бы преодолеть губительные последствия манчестерского хозяйственного либерализма. Кингслей, Морис и Карлейль подняли знамя христианской реформы общества. Их приверженцами в Германии были представители теории христианского социализма Штекер и Фридрих Науманн. Однако и это не отражает всего смысла темы, который мы вкладываем сегодня в данное понятие. В настоящее время под ним подразумевается чисто теоретический религиозно-исторический и культурно-исторический вопрос. Точнее, сама постановка вопроса вытекает из экономической теории истории культуры, которая чаще по ошибке называется историческим материализмом. Данная теория была заимствована из произведений Карла Маркса и широко распространилась на общие исторические вопросы эпохи. Разумеется, уже ранее данную теорию рассматривали различные историки так же, как, например, Карл Нитцш. Особенно усердно ответ на поставленный вопрос искали в сфере политической истории и истории права. Отсюда видно, что данная постановка вопроса не связана необходимо с системой социализма.

На самом деле этот вопрос возник отчасти в результате усовершенствования и широкого распространения в исторических исследованиях теории причинности, а отчасти он навязан нам влиянием экономической структуры на все стороны жизни. Сегодня в политической истории права связь с экономической основой обнаруживается особенно очевидно. Фактически же она ощущается и в сфере духовной культуры, вплоть до самого ее духовного ядра религиозных и метафизических мировоззрений. В основном она неосознанная и невольная, однако связи подобного рода именно в духовной жизни являются наиболее крепкими и продолжительными. Карл Маркс не напрасно учился у Гегеля, который с невероятной проницательностью выявлял линии переплетения и слияния многообразных содержаний духовной жизни и ее движущих сил. Не вызывает сомнения, что заострение внимания к таким вопросам имеет особое значение для понимания религии как совокупной силы, влияющей на практическую жизнь. В утверждении, что только таким способом можно достичь истинного понимания самой религии и ее значения для жизни людей, вовсе нет преувеличения. Тем самым уже высвечивается одна из ее сторон, которая была действенна до такого теоретического осознания, но ускользала и сейчас большей частью ускользает от научного постижения. До сих пор понимание религии, особенно у протестантов, было чисто идеологическим и догматическим. Более глубокое восприятие религии, по крайней мере ее культурного и организационного аспекта, наблюдалось у католиков. Этнографическое исследование уделяло основное внимание религиозному культу и иррациональному, накладывая тем самым ограничение на идеологический и догматический взгляд на предмет. Но при этом практически не принималась во внимание тесная связь религии с общественной жизнью, а поскольку она по большей части обусловлена хозяйственными основами, то и с хозяйственной жизнью. Единственное исключение здесь составляет блестящее произведение Фюстеля де Куланжа "Античный город" (1864). Однако у него так и не нашлось заслуживающих внимания последователей. Только влияние социалистической истории культуры привело к широкому, но отнюдь не всеобщему признанию данной проблемы.

Читать весь текст

Источник: Социология религии: классические подходы. Хрестоматия/ Науч. ред. и сост. М.П. Гапочки и Ю.А. Кимелева. -- М., 1994. С. 162-164.


3. III Московский летний богословский институт

Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея
с 21 июня по 3 июля 2004 года
проводит III Московский летний богословский институт.

Летний богословский институт впервые был организован пять лет назад. В июне 1999 г. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ) совместно с Христианским образовательным центром им. свв. Мефодия и Кирилла (Минск), по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, организовал ЛБИ в Белоруссии. В течение всех этих лет слушателями ЛБИ являются студенты и выпускники духовных семинарий и академий, богословских факультетов университетов и институтов, преподаватели воскресных школ, журналисты. Опыт проведения летних институтов был распространени на Россию и Украину. Первый Киевский ЛБИ прошел летом 2003 г. по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Первый Московский летний богословский институт (МЛБИ) с огромным успехом прошел в Москве в августе 2002 года. В процессе их проведения был учтен весь опыт преподавания и организации летних институтов, который был накоплен за эти годы Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея.

В этом году Летний богословский институт в Москве будет проходить в третий раз.

Приглашаются старшекурсники и выпускники духовных семинарий, академий
и богословских факультетов, преподаватели религиозных дисциплин и другие специалисты, желающие расширить и углубить свои знания в области богословия.

От кандидатов требуется наличие хороших базовых знаний по богословским дисциплинам и готовность к напряженной работе по усвоению девяти-десяти интенсивных курсов за две недели обучения.

Участникам III МЛБИ будет предоставлена уникальная возможность прослушать интенсивные курсы по библеистике, богословию, церковной истории и другим дисциплинам и получить современную богословскую литературу. Лекции и семинары будут проводить ведущие российские специалисты: преподаватели ББИ, духовных академий и других ВУЗов.

Программа III МЛБИ предполагает проведение занятий по следующим предметам: 

-- Текстология Нового Завета;
-- Апокрифы и псевдоэпиграфы Ветхого Завета;
-- Богослужение ранней церкви;
-- Библейское богословие;
-- Наука и богословие;
-- Психология религии;
-- Богословие иконы;
-- Биоэтика;
-- Введение в исламоведение.

Занятия будут проходить в две сессии по 5 дней (4-5 лекций или семинаров в день). Посещение слушателями всех занятий обязательно. По результатам итоговой аттестации будет выдан сертификат.

Слушателям ЛБИ будут предоставлены современные учебные пособия (издания ББИ) за 50 % стоимости.

Проезд слушателей к месту занятий (поездом, плацкартный вагон), проживание в подмосковном пансионате, трехразовое питание и культурная программа будут оплачены организаторами ЛБИ. Каждый слушатель должен будет при регистрации внести оргвзнос 950 рублей (для студентов дневных отделений христианских учебных заведений – 450 руб., по предоставлении справки из учебного заведения).

Желающим пройти обучение в Летнем богословском институте необходимо заполнить анкету слушателя и выслать ее не позднее 20 апреля 2004 года

по электронной почте: standrews@standrews.ru

или по адресу: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея,
ул. Иерусалимская, 3, Москва, 109316, Россия.
Тел/факс: (095) 270-7644, 270-2200.

Количество мест ограничено. Подробное расписание занятий будет выслано Вам дополнительно, после получения нами анкет слушателей и проведения конкурса на участие в МЛБИ.

Источник: Официальный сайт Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (www.standrews.ru).


4. Конференция "Жизнь с Богом живым: православная община будущего"

28-31 мая в Хэдингтоне (Великобритания) пройдет ежегодная конференция Сурожской епархии РПЦ МП. Тема конференции, посвященной наследию почившего в Бозе в августе 2003 г. митрополита Сурожского Антония (Блума), -- "Жизнь с Богом живым: православная община будущего", сообщает "Седмица.Ру" со ссылкой на сайт Сурожской епархии.

"Никто не может повернуться к вечности, если не увидит в глазах или на лице хоть одного человека сияние вечной жизни", "Чтобы явился Христос, священник должен исчезнуть", "Мы должны стараться жить так, что, если бы Евангелия были утеряны, то, глядя на нас, их можно было бы написать заново",-- эти изречения митрополита Антония станут девизами будущего форума.

По мнению организаторов конференции, вышеприведенные тезисы "являются выражением того, как сам митрополит Антоний старался жить: укорененный в русской православной традиции, столь глубоко им любимой, стремясь всегда предстоять Богу -- в личной встрече, в "живой молитве", которая ищет единения с умом Христовым".

Участники ежегодной конференции Сурожской епархии, в частности, обсудят перспективы сохранения и обновления наследия митрополита Антония; пути раскрытия в церковной общине встречи верующего со Христом (а также и с самим собою); сущность местной церковной общины; роль Сурожской епархии (в том числе, с позиции митрополита Антония, глубоко укорененной в православной традиции, личной и все же универсальной) в Русской Церкви и др.

По традиции, на ежегодной Сурожской конференции смогут встретиться прихожане со всех концов епархии. В рамках встречи пройдут заседания нескольких рабочих групп, организаторы предусмотрели проведение этих заседаний на русском и английском языках. Также составлена семейная программа для ограниченного числа детей от 12 до 16 лет, которая позволит родителям принять участие в работе конференции. 

Источник: Портал Credo.Ru

5. II международная конференция
"Православный Восток и Католический Запад: разделения и связи"

Императорское православное палестинское общество проведет по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II международную конференцию "Православный Восток и Католический Запад: разделения и связи", посвященную 950-летию разделения Церквей (16 июля 1054 года) и 800-летию взятия Константинополя крестоносцами (4 апреля 1204 года), сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. Конференция пройдет 26-27 мая в Москве, на базе Паломнического центра Московского патриархата.

Источник: Портал Credo.Ru


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное