Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 68


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  67

4 мая 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Г. Меншинг. Сущность и задача социологии религии / Классики религиоведения

3. ХV Международная научно-практическая конференция "Роль науки, религии и общества в формировании моральной личности" / Анонс события

4. XXXVII Международный конгресс востоковедов "ICANAS-37" / Анонс события

5. Понкин И.В. Светскость государства / Книжные обзоры


1. "Упельсинкины новости"

Дорогие коллеги!
С радостью сообщаю вам об открытии официального сайта Центра Религиоведческих Исследований "Этна". Информацию о Центре и его проектах вы сможете найти по адресу: http://ethna.upelsinka.com.

Сегодяшний Выпуск "Современного религиоведения" - это разделы "Классики религиоведения" (Г. Меншинг), "Книжные обзоры" и анонсы событий.


2. Классики религиоведения

Г. Меншинг

Сущность и задача социологии религии

1. Понятие социологии религии

Социология религии - сравнительно молодая наука, о сущности к методах исследования которой еще не установилось единое мнение (1). Существуют немногочисленные изыскания, но при этом совершенно отсутствует до сих пор систематическое изложение всей обширной сферы проблем. Прежде всего необходимо уяснить, что само понятие социологии религии не является однозначным, и его можно понимать двояким образом.

1. В конце XIX в. возникла тенденция рассматривать и объяснять феномен религии с точки зрения общественных отношений. Она была связана с позитивизмом Конта, для которого религия являлась общественной функцией. Точно такое же понимание выработала так называемая французская социологическая школа, возглавляемая Дюркгеймом (2). Здесь также наблюдалось стремление рационально объяснить сущность и происхождение религии. С этой целью обращались к рассмотрению общественных связей, существовавших на ранней стадии развития общества, в форме тотемизма. Здесь констатировалось религиозное содержание отношения зависимости человека от общества, клана или племени. Эта связь объяснялась как основа происхождения религии, в которой сущность тотема рассматривалась в качестве заменителя определяющего сообщества. Совершенно очевидно, что здесь неправильно понималась как религия, так и тотемизм. Уже Фрейзер в своем знаменитом произведении "Тотемизм и экзогамия" (1910) указывал на то, что отношение к тотему не всегда было религиозным: "Серьезная ошибка говорить о тотеме как о боге и о том, что ему поклоняется весь клан" (3).

Подобный социологический способ мышления в начале XX в. определял общее направление исторических исследований. Это было "объяснение исторических событий в их взаимосвязи с состоянием общества, которое, в свою очередь, в основном определяется хозяйственными отношениями и политическим распределением власти" (4).

В применении к истории религии это означает попытку вывести феномены религии в формах их исторического появления и изменений к общественным отношениям, хозяйственным потребностям и необходимостям и через это понять их. Однако нет всеохватывающего опыта подобного рода, пожалуй, существуют лишь отдельные попытки объяснения, например, христианства. Наиболее известным представителем социалистического учения о зависимости религии от хозяйственно обусловленных классовых различий является Каутский. В своей книге о "Происхождении христианства" (1908) Каутский с помощью исторического материализма пытается доказать, что христианство первоначально было ничем иным, как движением пролетарских масс Позднее имущие классы поставили это движение на службу своим интересам, соответственно изменив его догмы и этику. Схожие воззрения представлял Мауренбрехер (5), пытавшийся в тот период, когда он разделял социалистическо-монистические взгляды, также выводить христианство из психологии пролетарских масс. Таким образом, как здесь, так и там доминирует, с исторической точки зрения, полностью ошибочное понимание религии как способа выражения и функции социальных отношений и сил. Подобный взгляд можно назвать социологией религии, а соответствующий подход предстал бы как социально-религиозный способ исследования.

Критиковать социологию религии подобного рода можно по двум направлениям.

Сущность религии здесь полностью перенесена в мир земной и тем самым понимается как чистая иллюзия. Определяющим исходным пунктом самой религии из-за непонимания ее сущности делается момент фактического влияния социальных отношений на историческую религию. В этом смысле одна из задач социологии религии заключается в том, чтобы исследовать, как отражаются, например, сословные и имущественные отношения на формировании религии и ее распространении на начальных стадиях. Также принимается во внимание, как какая-либо религия относится к социальным проблемам своего времени и общества. Однако, если сущность религии свести к обнаружению в ее изначальном образе той самой социологической обусловленности и социальных ориентации, а все прочие существенные моменты (такие, как веру в Бога и культ), объяснять в качестве вторичных и иллюзионистских наносов, то тем самым религия лишится своей души. Отсюда следует, что социология религии не должна заключаться в том, чтобы рационально объяснять объемный, комплексный феномен религии и историю религии на основе частных моментов, входящих в целый комплекс феноменов. Эта попытка необходимо приводит к тенденциозному и искаженному объяснению явлений, поскольку она переворачивает исторические отношения.

Кроме того, сами исторические исследования опровергают эти социологические теории. Относительно христианства и подобного рода социологистских попыток объяснения Эрнст Трельч правомерно заметил: "Напротив того, должно сказать, что христианство в первую очередь является самостоятельным религиозным движением, берущим свое начало в самобытной религиозной идеи. На это указывают факты раннехристианской истории. При всем том, Евангелие прежде всего проповедывалось беднякам. Однако основным здесь является вовсе не стремление уничтожить и уменьшить бедность или обнадежить бедных насчет получения всех благ на том свете. Мотивом является не бедность ради бедности, но бедность ради большей восприимчивости подлинной святости внутреннего человека" (6). Поэтому-то христианство и не является движением пролетариата под маской религии и невыводимо из социальных отношений (7).

Мы понимаем социологию религии не таким образом. Это означало бы частную задачу социологии религии, заключающуюся в исследовании зависимости религии от светских и социологических факторов, сделать основным предметом работы, однако подобное сужение и односторонний подход привели бы к полному искажению самой сущности религии, которая по своему происхождению должна выводиться из социальных отношений.

2.Напротив того, под социологией религии мы понимаем учение о социологических феноменах в области религии и о социологических связях религии. Это общее определение содержит некоторые элементы, на которых мы хотим вкратце остановиться.

а) Прежде всего необходимо констатировать, что социология религии имеет четко определенные отношения как с социологией, так и с религиоведением. Если задачей социологии является исследование "обобществленного человека, его связи с сообществом и определение его жизни через общество" (8), а также рассмотрение отношения отдельного индивида к сообществу и сущности структуры различных форм самого сообщества, то здесь на передний план выходит социология религии как специальная отрасль социологии. Существует обыкновение разделять социологию на две большие области: на "общую социологию" и на "частную социологию". Общая социология предлагает в формальной чистоте учение об основных формах и силах общества, тогда как в частной социологии речь идет о различных специальных сферах: существует социология искусства, права, политики и социология религии. С такой точки зрения социология религии является особой областью частной социологии.

В то же время социология религии принадлежит к тем дисциплинам, которые сравнительными и систематическими методами исследуют историю религии в целом, т.е. к сравнительному религиоведению. Сравнительное религиоведение строится на основе общей истории религии, т.е. оно занимается Исследованием мира религиозных явлений (феноменология религии) и крупных, типичных, закономерных взаимосвязей, структур и параллелей (9). Таким образом, социология религии имеет дело с социальными образованиями и процессами, относящимися к миру религиозных явлений, чьи структуры и законы она исследует.

б) Возникает круг проблем, разработкой которых и занимается общая и системная социология религии. Разумеется, существует также специальная социология религии, которая занимается исследованием социальных проблем отдельных религий. В своем фундаментальном труде "Социальное учение христианских церквей и групп" (1912) Эрнст Трельч представил социологию христианской религии, а Макс Вебер в труде "Работы по социологии религии" (1920) дал специальное социологическое описание таких различных религий, как конфуцианство, индуизм и иудаизм. Однако теперь в специальной социологии религии наблюдается в основном тенденция и исследованию различных учений, относящихся не только к социологическим проблемам. Ведь существует множество религий, не обладающих в достаточной степени выраженным социальным ученном, но образовавших тем не менее те самые социальные структуры, которые и являются предметом изысканий социологии религии. Наше исследование должно основываться на данных, полученных в области эмпирической и специальной социологии религии, а также истории религии. При этом намечаются следующие проблемные сферы, которые необходимо рассмотреть:

1) религия вынуждена определять свое отношение к существующим естественным светским формам сообщества (семье, племени, народу, государству). Здесь основной задачей системной социологии религии является исследование господствующих взаимосвязей;

2) сама религия порождает собственные социальные явления. Здесь будет указано на то, что специфически религиозные сообщества образуются только от универсальных религий. Исследуется структура следующих сообществ: сообщество "учитель - ученик" и "наставник - последователь", община, секта и орден. Особое значение придается "организованной религии", обретающей свою
характерную форму в церковных организациях;

3) исследуется вопрос об особом отношении светского и религиозного сообщества к существующей религии;

4) и, наконец, социологию религии интересует отношение религиозных сообществ друг к другу, т.е. как отношение полностью чуждых друг другу религиозных сообществ, так и отношения сектантских сообществ друг к другу и к стоящему выше сообществу церкви.

Как уже отмечалось, в этой области существуют лишь некоторые изыскания. Не сделан до сих пор общий обзор всех означенных выше проблем. Первое место по значимости занимает по праву Макс Вебер (1864-1920) со своими "Работами по социологии религии" (3 тома 1920 г.; 2-е изд. 1922/23 гг.) Однако его интерес был направлен прежде всего на вопрос о влиянии религии на хозяйственную жизнь какой-либо эпохи, а также о воздействии находящейся под религиозным влиянием хозяйственной деятельности на общество в целом и на процесс социального расслоения. Свои изыскания он проводил в форме сравнения. В широких кругах стали известны прежде всего исследования Макса Вебера о духе капитализма и его отношении к протестантской и особенно кальвинистской этике (10).

Наряду с Максом Вебером можно назвать Эрнста Трельча (1865-1923), который как в названной выше работе, так и в прочих своих сочинениях по социологии религии исследовал прежде всего социальные элементы христианства. Он также внес значительный вклад в общую и системную социологию религии, весьма проницательно проанализировав основные религиозно-социологические понятия.

Наконец, здесь можно назвать и Иохима Ваха (1898-1955), который в своем небольшом произведении "Введение в социологию религии" (1931) впервые предпринял попытку хотя бы бегло очертить общие контуры системной и сравнительной социологии религии. Естественно, работа страдает от краткости изложения. В сущности изложение представляет собой лишь системную программу заголовков и отдельных тем, но за недостатком места иначе и быть не может.

Целью данной книги является продолжение этой работы. Не претендуя на исчерпывающую полноту в освещении и решении проблем, она представляет и излагает их все же в более широком объеме и с более отчетливой системностью.

Теория социологии религии

Началу исследований мы предпосылаем краткое основательное введение, которое должно в общих чертах обрисовать теорию образования феноменов социологии религии. Правомерность этих теорий доказывается рассуждениями, приведенными в текстах книги, поэтому в этом разделе мы и не помещаем материалы, подтверждающие наши теоретические выкладки.

Общее обозрение всего комплекса проблем и феноменов, которые послужат затем основой для нашей системной социологии религии, выявляет некоторые основные направления, каковые мы и выносим в самое начало повествования в качестве главных направлений нашего рассмотрения.

Утверждение Аристотеля о том, что человек есть политическое животное, находит свое подтверждение в истории религии или социологии религии. Общая линия развития идет ведь от примитивного коллективизма к в высшей степени религиозному индивидуализму, который, в свою очередь, преодолевается в высшей степени религиозным коллективизмом. Это основная общая линия, которая, в частности, представляется следующим образом.

1. В начале истории религии стоит примитивное коллективистское единение еще не осознавшему себя в своей отдельности отдельного индивида с окружающим его миром. Единственное жизненное пространство этого древнего человека образуют естественные сообщества. Недавно К.Х.Рачов в превосходном исследовании "Магия и религия" (1946) проанализировал эту ситуацию универсального контакта древнего "магического" человека с окружающим его миром.

Существуют развитые сообщества (семья, племя, народ), имеющие на ранней стадии развития религиозное значение. Наиболее отчетливо этот ранний доиндивидуалистический коллективизм проявляется в доминирующей здесь особой классификационной системе родства, по которой определяется и устанавливается не индивидуальное и фактическое родство, но возможное родство целой группы людей по определенным категориям. Вследствие этого каждый индивид матерью или отцом называет определенный класс людей, т.е. не своего действительного отца или настоящую мать, но группу людей, которая по господствующим определениям могла бы быть отцом или матерью. Наряду с развитыми естественными, получившими религиозное освящение сообществами, в которых дается и сохраняется сакральное жизненное единство еще не индивидуализированного древнего человека, существуют такие уже давно сложившиеся сообщества, как возрастные группы и объединения мужчин. Однако эти сообщества также существуют на витальной основе и при условии давнего традиционно сложившегося единения.

2. Затем человеческий род переживает период великого раскола. Это событие можно охарактеризовать как "грехопадение", последовавшее в результате решительных изменений в самом существовании человека. От этого процесса зависит общее направление развития всех развитых религиозных идей и тенденций, а также новый поворот и изменения в социальной структуре религиозных сообществ. Речь идет о процессе постепенной дифференциации и индивидуализации, происходящем внутри человечества.

а) Примитивному коллективистскому единению и принятой практически повсеместно симптоматической классификационной системе родства уже противостоит дифференциация и индивидуализация родственных отношений, которые теперь соответствуют действительно существующим индивидуальным
родственным отношениям.

б) В области духовно-психической жизни этому симптоматичному повороту ко всему индивидуальному соответствует постепенное развитие частного индивида, его представлений о ценностях, индивидуальных возможностей и сил. "Я" отделяется от простейших соединений и по отношению к миру, становящемуся объектом, выступает в качестве самостоятельного и сознательного субъекта. Из всего этого проистекает следующее. С одной стороны, начинается процесс обмирщения и лишения святости витальных форм сообщества и коллективных связей: сообщество народа так же, как и различные коллективные витальные отношения, становится светским витальным сообществом. Это происходит потому, что религиозное отношение отдельного индивида к своему Богу, которое первоначально включалось в культурно-религиозное отношение всего народа, становится личным делом. Отдельный индивид осознает себя в религиозном отношении изолированным, он испытывает на себе "зло" экзистенционального рода. Это зло можно преодолеть только с помощью личного контакта с Божеством. Такие устойчивые витальные коллективные образования, как семья, племя и народ, становятся чисто светскими величинами, принадлежность к которым для отдельного индивида, осознавшего свою индивидуальность, больше уже не приносит полного удовлетворения его религиозных стремлений, а, следовательно, ему больше не сообщается ни благодать, ни божественная энергия. Мы находимся на стадии индивидуализма.

в) Теперь начинается контрдвижение, поскольку у отдельного индивида все же сильна потребность в сообществе. Человек, ориентирующийся на себя и не находящий больше экзистенциального удовлетворения в естественной принадлежности к витальным формам сообщества, ищет новую связь, новый в высшей степени религиозный контакт с окружающим миром, т.е. в первую очередь с Божеством, а затем уже с людьми, находящимися в подобной ситуации. Так через витальные сообщества и независимо от них возникает специфически религиозное сообщество.

Основное соотношение, установившееся между витальным и чисто религиозным сообществами, заключается в том, что витальное сообщество является замкнутым и на этой основе непреодолимым, ведь народ остается народом, семья остается семьей, т.е. их нельзя произвольно расширить. В высшей степени религиозное, по своей форме, сообщество также является закрытым для людей, стоящих вне его. Однако оно подавляет витальное сообщество и пересекается с ним. Ведь в высшей степени религиозные сообщества покинули витальную и народнорелигиозную основу, вобрав в себя людей из различных народов, племен и семей. В высшей степени религиозное сообщество является закрытым сообществом, основанным на системе выбора, в отличие от витального сообщества, к которому принадлежат по рождению и закрытость которого обусловлена принадлежностью к нему индивида по своему рождению. Таким образом, чистый индивидуализм, в свою очередь, преодолевается уже коллективизмом более высокого порядка. Соответственно возникает вопрос, будут ли постоянно сохраняться неизменными масштабы этой новой формы сообщества, основанного на системе выбора. Последние рассуждения усиливают значение этого вопроса.

3. В высокоразвитой религии - правда, не в самой ортодоксальной теории, а в практике масс - сохраняются остатки коллективизма, как наследие первобытной стадии развития человечества. Еще и сегодня древние обычаи, связанные с рождением, браком и смертью, в высокоразвитой религии остаются типично коллективистскими и примитивными. Соответственно действуют соразмерно представлениям и обычаям, определяемым высокоразвитой религией как суеверия. Мы сталкиваемся здесь с религией масс, которая несет на себе ярко выраженный витально-религиозный и древнеколлективистский отпечаток. Так замыкается круг социального развития: от чисто витального народнорелигиозного коллективизма до индивидуалистического периода развития через индивидуализм, - который, с одной стороны, провозглашает позитивное обособление и заботу об отдельных индивидах, что действительно и для сферы религии, а с другой стороны, таит в себе опасность изоляции и образования новых чисто религиозных сообществ - до обновления витальных и примитивно-коллективистских тенденций в области индивидуалистической высокоразвитой религии.

Терминология и классификация

1. Задачей социологии религии является исследование отношений религии к светским и религиозным сообществам, отношений различных религиозных сообществ друг к другу и изучение структуры этих сообществ.

2. Таким образом, мы говорим о сообществах в сфере религии, т;е. употребляем социологическое понятие, которое Фернанд Теннис противопоставляет понятию общества. В своем известном произведении "Сообщество и общество" (1887) Теннис различает два типа воли: "сущностную волю" и "избирательную волю". Из сущностной воли возникают сообщества, т.е. естественные и органические образования, основанные на общем происхождении своих членов, постоянно поддерживающих между собой тесную связь. Избирательная воля создает искусственные единства, определяемые как общества. Они были созданы на базе договора и представляют собой единства, основанные на рациональном расчете. "Если еще во времена коституционного оформления рода и племени, а также в средневековой общине - этой родной почве человеческой жизни - существовало сообщество, то уже с развитием торгового и транспортного хозяйства на передний план постепенно выступает "общество", угрожающее поглотить последние остатки сообщества" (11). Таким образом, для описания социальных образований в области религии мы пользуемся определением "сообщество", поскольку здесь речь идет о существовании форм сообщества, укорененных, во внутренней сущностной потребности самого религиозного человека, а вовсе не о рационалистски мотивированных институциях в смысле "общества". Хотя, например, в области права для обозначения организационных форм религии, являющихся по своему типу церковными, широко употребляется определение "религиозное общество". Однако подобные организации в религии суть нечто иное, как подлинные сообщества, которые затем, конечно, могут развиться и выродиться в рациональные общественные единства.

3. Весь богатый материал и широкий круг проблем мы стремимся подразделить соответственно названным выше различным точку зрения для того, чтобы выявить отношения между религией и формами сообщества. Отсюда вычленяются три раздела: религия и сообщество, сообщество и религия, отношения сообществ друг к другу.

Сноски:

1. Ср. Wach J. Einfuhrung in die Relegionssoziologie, 1931.
2. Leg formes elementaires de la vie religieuse, 1912.

3. Totemism and Exogamy, 1910. IV, 4 f.
4. Troeltsch E. Aufsatze zur Geistesgeschichte u. Religionssoziologie. Wcrke, IV, 122.
5. "Von Nazareth nach Golgatha", 1909.
6. Troeltsch, Werke, IV, 122.

7. Troeltsch, Werke, IV, 124.
8. G. Jahn, Die Religion in Gcschichtc u. Gegenwart (Z. Aufl.). V, 1927, 661.
9. Ср. Mensching. Vergeichende Religionswissenschaft. 1938. - G. van der Leeuw, Phanomenologie der Religion. 1933.

10. Ср. Mensching. Vergeichende Religionswissenschaft. 1938. - G. van der Leeuw, Phanomenologie der Religion. 1933.

11. cp. Marianne Weber, Max Weber. Ein Lebensbild. 1926. - Karl Jaspers, Max Weber. 1927.
12. G. Jahn, Die Religion in Geschichte u. Gegenwart (2. Aufl.). V. 120g.

Mensching G. Wesen imd Aufgabe der Relegionssozioiogie // Soziologie der Religion. Bonn: Ludwig Rohrscheid Verl, 1947. - S.15-24 (Перевод С.В. Медведевой).

Источник: Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. - М., 1994. С. 260-272.


3. ХV Международная научно-практическая конференция
"Роль науки, религии и общества в формировании моральной личности"

Министерство Образования и Науки Украины
Донецкий Государственный Институт Искусственного Интеллекта
Донецкая Облгосадминистрация

Пятнадцатая международная научно-практическая конференция
"Роль науки, религии и общества
в формировании моральной личности"


14 мая 2004 г.

Информационное сообщение

Информируем Вас о том, что 14 мая 2004 года в Донецком государственном институте искусственного интеллекта состоится ХV Международная научно-практическая конференция "Роль науки, религии и общества в формировании моральной личности", которую организовал факультет философии и религиоведения Донецкого государственного института искусственного интеллекта.

Конференция "Роль науки, религии и общества в формировании моральной личности", которая с 1997 г. дважды в год проводится в Донецком государственном институте искусственного интеллекта под эгидой Донецкой областной госадминистрации и указанного института, заняла заметное место в общественно-политической, научной и религиозной жизни Украины. Конференция была поддержана Администрацией Президента, Кабинетом Министров Украины, а также Министерством образования и науки и Национальной академией наук Украины, получила благословения высших церковных иерархов - Его Святейшества Папы Римского, Патриарха Украинской Православной Церкви, Предстоятеля Украинской Греко-Католической Церкви и других. Постоянными участниками конференции являются представители свыше 40 религиозных конфессий Украины и зарубежья, известные научные работники, политические деятели, государственные служащие, преподаватели и все заинтересованные лица.

Цель конференции:

Проанализировать современное состояние и общие проблемы развития человека, становление его духовности, сохранение человечности и единства, утверждение атмосферы толерантности, создание соответствующих условий для мировоззренческой самореализации личности, актуализации роли религии и гражданского общества в процессе национального возрождения.

Проблематика конференции
(запланированные направления работы):

  • Роль религии в утверждении гражданского общества.
  • Наука и религия: проблема диалога.
  • Морально - этические аспекты формирования добросовестной и творческой личности.
  • Формирование национальной идеи как путь к консолидации общества.
  • Роль и место феномена украинского казачества в формировании национальной идеи государства Украина.

Требования к оформлению материалов:

Доклады в виде статей подаются в одном экземпляре, напечатанном на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через один интервал шрифтом Times New Roman Cyr, поля - 25 мм, все другие - 20 мм. На первой странице сверху размещаются инициалы и фамилия автора (соавторов), после этого - большими буквами название доклада (статьи).

В соответствии с требованиями ВАК Украины к статье прибавляются: рецензия, две аннотации на украинском и английском языках, 500 знаков каждая. С рукописью подается дискета 3,5” с файлами, статьи и сведения об авторе (ах).

Желательно представление текста в виде файла в формате Microsoft Word (6.0-2000 или 6,7).

По вопросам размещения в отеле просим заранее связаться с оргкомитетом. Желательно об обратных билетах позаботиться самостоятельно.

Информация для участников

Участников конференции ждут гостеприимные аудитории главного корпуса Донецкого государственного института искусственного интеллекта. Программой предусмотрено торжественное открытие конференции и проведение пленарного заседания, перерыв на кофе и работа в секциях.

Рабочие языки конференции - украинский, русский, английский. Статьи будут опубликованы в международном научном журнале "Наука, религия, общество", включенном в перечень профессиональных научных изданий ВАК Украины. Стоимость одной страницы - 5 грн.

Адрес оргкомитета :
   83050, г. Донецк, пр. Богдана Хмельницкого, 84,
    Донецкий государственный институт искусственного интеллекта.
Получатель: Институт проблем искусственного интеллекта
Банк: филиал ОАО Укрэксимбанк г. Донецка
МФО: 334817 Р/с 2600201511509
ОКПО 02095826
тел./ факс: (062) 337-78-66
e-mail : info@iai.donetsk.ua

Оргкомитет конференции:
Председатель: Шевченко Анатолий Иванович, ректор Донецкого государственного института искусственного интеллекта, доктор технических наук, доктор богословия, профессор.
Заместители председателя:
Костенко Геннадий Владимирович, начальник отдела по делам религий Донецкой облгосадминистрации;
Кузьменко Михаил Николаевич, декан факультета философии и религиоведения, к.и.н., доцент.
Секретари:
Фесенко Андрей Николаевич, аспирант кафедры религиоведения,
Хаджинова Ольга Федоровна, методист кафедры религиоведения.
С вопросами обращаться по тел. 8-062-337-98-86.

Заявка участника


Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________
Научная степень, ученое звание, должность___________________________________
Организация (учреждение)_________________________________________________
Служебный адрес_________________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________
Информационные каналы связи:
Тел.:______________факс:_______________
Е-mаil: _______________________________

Тема доклада_____________________________________________________________

    Желаю принять участие в работе секций (нужное подчеркнуть):
  • Пленарное заседание
  • 1 секция
  • 2 секция
  • 3 секция
  • 4 секция
  • 5 секция
  • Планирую (нужное подчеркнуть):
  • Выступить с докладом (до 10 минут)
  • выступить с информацией (до 5 минут)
  • принять участие как слушатель
Дата_____________Подпись__________________

Источник: Официальный сайт Донецкого Государственного Института Искусственного Интеллекта


4. XXXVII Международный конгресс востоковедов "ICANAS-37"

XXXVII Международный конгресс востоковедов "ICANAS-37" будет проведен с 16 по 21 августа 2004 г. в Москве. Организаторами конгресса являются Международный Союз по восточным и азиатским исследованиям, Общество востоковедов РАН, Институт востоковедения РАН.

Формы работы ICANAS-37:

  • Пленарные заседания
  • Тематические направления и секции
  • Отраслевые симпозиумы (синологов, индологов, арабистов, алтаистов и др.)
  • Круглые столы
  • Мастер-классы
  • Семинары
  • Выставки, презентации, приемы
  • Культурная программа, экскурсии

Рабочие языки Конгресса: английский, французский и русский.

Контактная информация:
Organizing Committee of ICANAS XXXVII
12 Rozhdestvenka Str., Moscow 103753, Russia
Tel.: 7(095) 9285764, Fax: 7(095) 9257788
E-mail: orgcom@orc.ru

Источник: Портал Credo.Ru


5. Книжные обзоры

Понкин И.В. Светскость государства. - М., Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. 466 с. 32 п.л.
   
   Рецензенты:
   В.А. Алексеев, доктор философских наук, профессор,
   В.Н. Жбанков, государственный советник юстиции III класса,
   П.Р. Кулиев, доктор юридических наук, профессор,
   М.Н. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор.
   
Монография преподавателя кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидата юридических наук И.В. Понкина посвящена вопросам правового содержания светскости государства во всей многоаспектности этой категории конституционного права, а также ее производных – светскости государственной службы и светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Приведен большой нормативный материал. Впервые в России публикуется перевод ряда французских законов и документов, касающихся вопросов светскости государства, в том числе перевод итогового доклада Комиссии Бернара Стази по светскости, учрежденной президентом Франции Жаком Шираком и представившей отчет о своей работе и свои рекомендации 11 декабря 2003 г., приведены уникальные документы о Французском мусульманском совете и др.
   
   Содержание
   
   Предисловие
   Введение
   Глава 1. Принцип светскости государства
   1.1. Понятие светскости государства
   1.2. Недопустимость установления общеобязательной идеологии и отделение от государства объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии
   1.3. Светскость государства: определение и существенные признаки
   1.3.1. Определение и существенные признаки светскости государства
   1.3.2. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии
   1.3.3. Существенные признаки принципа недопустимости установления общеобязательной религии или идеологии
   Глава 2. Производные светскости государства
   2.1. Светскость государственной службы
   2.2. Светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
   2.2.1. Понятие и признаки светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
   2.2.2. Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
   2.3. Направления совершенствования законодательства Российской Федерации об образовании
   2.4. О предложениях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 1.03.2004
   Глава 3. Российская Федерация как светское государство
   3.1. Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации
   3.2. Значение и место принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации
   3.3. Системный характер конституционно-правового института светскости государства в Российской Федерации
   Глава 4. Франция как светское государство
   4.1. Светскость государства во Франции: общая характеристика
   4.2. Этапы истории светскости государства и светскости образования во Франции
   4.3. Конкордат 1801 г.
   4.4. Закон Франции от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства
   4.5. Закон Франции от 1 июля 1901 г. "О контракте объединения" ("О соглашении об основании ассоциации")
   4.6. Декрет от 16 марта 1906 г.
   4.7. Закон от 2 января 1907 г. о публичном занятии религиозной деятельностью
   4.8. Светскость образования в государственных школах Франции
   4.9. Требование обеспечения культуросообразности образования в государственных школах Франции
   4.10. Французская светскость – не атеистичность
   4.11. Анализ доклада Министерства национального образования Франции "Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии" (февраль 2002 г.)
   4.12. Учреждение президентом Франции Жаком Шираком Комиссии по светскости под руководством Бернара Стази и общественные дебаты о светскости осенью 2003 г.
   4.13. Доклад Французской Лиги образования от 4 ноября 2003 г.
   4.14. Обзор Итогового доклада комиссии Бернара Стази по светскости от 11 декабря 2003 г.
   4.15. Светскость во Франции после 11 декабря 2003 г.
   Глава 5. Единое представительство мусульман в отношениях со светским государством (на примере Франции)
   5.1. Необходимость создания структуры для представительства прав, законных интересов и мнений мусульман в отношениях с государством во Франции
   5.2. Французский мусульманский совет
   5.3. Устав Французского мусульманского совета
   5.4. Типовой устав Регионального мусульманского совета
   5.5. Устав Регионального мусульманского совета (для департаментов Верхний и Нижний Рейн)
   Глава 6. Ношение знаков религиозной принадлежности в публичных учреждениях светского государства
   6.1. Позиция относительно ношения знаков религиозной принадлежности в публичных учреждениях в зарубежных странах
   6.2. Мусульманский платок во Франции
   6.3. Мусульманский платок в России
   Глава 7. Современное понимание светскости государства
   7.1. Светскость государства как категория науки конституционного права
   7.2. Цивилизационный подход в исследовании светскости государства
   7.3. Светскость государства и секуляризация
   Глава 8. Светскость и секулярные религии
   8.1. Идеологические искажения светскости
   8.2. Секулярные религии
   8.3. Толерантность и толерантизм в светском государстве
   8.4. Проект "Русский ислам"
   8.5. Зеленая папка "Государство. Антропоток"
   Заключение
   
       
Источник: Государство и религия


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное