Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 70


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 70

29 мая 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Г. Зиммель. Религия: социально-психологический этюд/ Классики религиоведения

3. События в мире/ Новостная лента

4. "Первый Всеукраинский им. Агафангела Крымского конкурс исламоведческих иследований молодых ученых по теме "Ислам и Украина"/ Анонс события

5. Международная научно-богословская конференция "Вера - диалог - общение: церковь и мир" / Анонс события

6. Одной строкой


1. "Упельсинкины новости"

"Лучше меньше, да лучше" - думала я, составляя этот номер рассылки. Потому что за месяц май - это всего лишь третий Выпуск, следующий намечен уже на июнь. Но зато сегодня я предлагаю Вам чуть больше информации, нежели обычно.

Прежде всего - обещанные "Классики". Сегодня это Г. Зиммель с фрагментом его социально-психологического этюда ("Религия: социально-психологический этюд"). С полной версией текста Вы можете ознакомиться, посетив Упельсинкину страницу, раздел "Классики религиоведения".

Новый для нашей рассылки раздел -- "События в мире" -- представляет собой ленту новостей, касающихся отдельных аспектов религиозной жизни в России и далеко за ее пределами. Уверена, что подобная информация может представлять большой интерес для исследователей религии. Сегодня предлагаю Вам ознакомиться с некоторыми новостями религиозной жизни в Украине и в России.

В конце этого Выпуска Вы найдете анонсы событий, а также ссылки на некоторые ресурсы, имеющие прямое отношение к тематике нашей рассылки.

В июне и в начале июля наша рассылка обещает быть крайне нерегулярной, но, несмотря ни на что, она обещает быть! Следите за нашими Выпусками и за Упельсинкиными новостями. :-)


2. Г. Зиммель. Религия: социально-психологический этюд

<Глава III>

Если начать прослеживать по отдельности рассмотренные до сих пор лишь издалека аналогии социального и религиозного поведения, становится ясным, что я разумею под аналогией: не случайное сходство независимых друг от друга явлений, но единство в той или иной душевной категории, которая один раз до конца себя обнаруживает на материале человеческих взаимодействий, другой раз - и притом не преобразуя, а непосредственно созидая - проявляет одни и те же импульсы на совершенно самобытных образованиях; имманентность одних, трансцендентность других явлений суть только различия материала, схватываемого основной функцией религиозности. Рассмотрю сперва веру, которую принято считать существенным и специфическим элементом религии, ее субстанцией и для познания которой прежде всего необходимо разграничение ее того, что называют верой в теоретическом смысле. Вера в интеллектуальном смысле стоит в одном ряду с знанием, просто как ступень его, она есть приятие истины на тех же основаниях, на которых мы утверждаем свое знание, лишь с разницей в силе, количественной разницей. Так, метафизические или теоретико-познавательные исследования могут привести нас к тому, что существование Бога признается нами за вероятную и при некоторых обстоятельствах необходимую гипотезу. Тогда мы верим в него, как верят в существование светового эфира или атомистическую структуру материи. Непосредственно же мы чувствуем, что когда человек религиозный говорит: я верую в Бога, под этим подразумевается еще нечто другое, чем известное признание за истину его существования. Этим сказано не только то, что существование это, хотя и не строго доказуемое, все же признается; нет, этим обозначается определенное внутреннее отношение к нему, направление жизни в соответствии с ним. Убеждение в его существовании, как и в какой-либо иной реальности, - только одна сторона или теоретическое выражение для того субъективного состояния души, которое непосредственно подразумевается под словами, что веруют в Бога. Содержащийся в этой формуле строй религиозной души есть тот родник, из которого, несмотря на все доказательства или вероятности противного, постоянно вновьпроистекает теоретическая вера в существование Бога.

Своеобразным толкованием такого значения "вера" служит дальше то обстоятельство, что и между людьми существует взаимоотношение с тем же именем; формула "мы "верим" в кого- либо" ведь и здесь не должна означать, что мы верим в существование данного лица, не имеет здесь места и более близкое определение, в чем же собственно состоит наша вера в другого или относительно него. То выражение, что мы попросту "верим в кого- либо": дитя - в родителей, подчиненный - в начальника, друг - в своего друга, отдельный человек - в свой народ, влюбленный - в свою возлюбленную, подданный - во властителя - этим выражением обозначается совершенно специфический психологический факт. Вера в действительность отдельных качеств в таких предметах нашей веры является лишь своего рода расчленением или следствием этого основоотношения, знаменующего собою настроение всего человека по отношению к другому. Разыгрываясь в области, стоящей по ту сторону вопроса о доказательстве и опровержении, такая вера в человека бесчисленное число раз переживает в величайшей степени обоснованные с объективной точки зрения подозрения, когда ясно до очевидности, как недостоин тот, в кого верят. Это и есть религиозная вера, выступающая здесь в отношении человека к человеку. Вера в Бога есть именно эта, направленная вовне с субъектом его принадлежность, освобожденная от своего эмпирического предмета и своих относительных размеров, из себя одной создающая свой объект и доводящая его поэтому до абсолютных размеров. Социологическая и трансцендентная форма этой веры прежде всего для самого субъекта имеет аналогичные последствия. Справедливо подчеркивалось, какую силу и какое спокойствие, какую нравственную устойыивость и какое превосходство над оковами низменной жизни приносит с собой вера в Божественное, совершенно независимо от объективной действительности ее предмета. Вера и есть именно такое состояние души, которое, правда, соприкасается со вне ее стоящим, но владеет этим касательством, как внутренним признаком, ему самому свойственным. Хотя душа почерпает в самой себе силы, позволяющие ей подняться, но благодаря тому, что она заставляет их проходить через точку веры в Бога, они приобретают более концентрированную и продуктивную форму; она противопоставляет свои силы себе самой и вследствие этого, а также благодаря обратному поглощению их в этой форме она может дать им дорасти до обычно недостижимых ценных результатов. Этот оригинальный и целесообразный распорядок, к которому вера в религиозном смысле клонит проявления душевной энергии, может также установиться, когда эта вера направлена человеком на человека. Вера в известного человека, хоть и не оправдываемая с объективной точки зрения, имеет огромное преимущество оживлять и собирать воедино в нашей душе многое такое, что иначе осталось бы несознанным или недеятельным. Известный человек утешает нас, выставляя банальные доводы, но мы верим, что он говорит самое лучшее и правильное, и этим самым он извлекает из нашей души то, что в действительные моменты утешения лежит в ней скрытым. Он поддерживает нас в горе половинчатыми и ложно направленными средствами, но так как мы верим в эту поддержку, мы и в себе самих обретаем новое мужество и силу. Он доказывает нам что-либо с немощью плохих аргументов, ко так как мы теперь принимаем это за истину, в нашем сознании выступают само собой действительно доказательные доводы. Конечно, мы украшаем того, в кого мы верим, часто только нашими собственными драгоценными качествами; но оказываемая нам услуга с его стороны состоит в том, что мы вообще выкапываем эти наши сокровища. Наконец, есть собирательная форма того же образца: вера человека в себя самого. На этом случае веры становится всего очевиднее, что все отдельные разновидности ее содержания суть только комбинации, с помощью которых отдельные случаи реализуют основное настроение души. Когда мы верим в другого человека или в Бога, это означает, что беспокойство и неуверенность, чувствовать которые наш общий удел, направляясь на эти именно существа, уступили свое место твердости: представление о них - успокоительное средство при колебаниях души в ту или иную сторону, а что мы в отдельном случае "полагаемся на них" - так это есть проектирование того чувства уверенности, которое характеризует наше душевное состояние благодаря воздействию их образа. Как раз такое же значение имеет вера в нас самих: основанные в конечном счете на чувстве нашего Я спокойствие и уверенность ясно выражены в том представлении, что наше Я при всякой встреченной им обстановке будет победоносно выдержано и проведено. Вера в Бога и вера в себя самого благодаря тождественности основного тона душевного расположения в том и другом случае придают человеку часто совершенно одинаковую жизнерадостную уравновешенность, одинаковое доверие к будущему, одинаково легко заменяют только что поверженный во прах кумир новой надеждой. Итак, вера в себя самого, на сколь многие ложные пути она ни вела бы нас и как бы дорого она ни продавала нам самочувствие, опережающее наши действия, она все-таки заключает в себе такие же элементы целесообразности, что и вера в других. Сколь много мы можем лишь потому, что мы верим, что в состоянии это сделать; как часто дарование развивается до крайних своих пределов только благодаря тому, что, на наш взгляд, эти пределы положены еще гораздо дальше; как часто кто-либо из нас поступает при случае подобающим образом из-за известного "noblesse oblige" - поведения, на которое его уполномачивают отнюдь не его личные качества, а исключительно его вера в эти качества. Практическая вера является для души основным тоном ее расположения, социологичным по самой своей сути, т.е. проявляющим себя на деле, как отношение к существу, противостоящему нашему Я. Возможность этой веры для человека и по отношению к себе самому покоится на его способности расщепляться на субъект и объект, противопоставлять себя себе же, как и третьему лицу, - способности, которая не находит себе аналогии ни в одном из других известных нам явлений мира и служит основой всего нашего образа мышления. Что последствия веры в наше Я, в другого, в Бога столь родственны между собой, это просто вытекает из того, что все они по своему социологическому объекту - лишь различные выражения одного и того же душевного настроения. <...>

Источник: Социология религии: классические подходы. Хрестоматия/ Науч. ред. и сост. М.П. Гапочки и Ю.А. Кимелева. -- М., 1994. С. 69-73.


3. События в мире

РОССИЯ

Главы протестантских церквей России представили в парламент
поправки к законопроекту о митингах 11 мая 2004 г.

Консультативный совет глав протестантских церквей России представил в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций поправки к законопроекту "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 31 марта 2004 г. и немедленно вызвал острую критику со стороны правозащитных организаций и общественности; в частности, одно из его положений полностью исключило возможность проведение демонстраций и митингов в непосредственной близости от правительственных зданий. Президент РФ также подверг законопроект критике и предложил серьезно переработать его, внеся в парламент собственные предложения 22 апреля 2004 г. Поправки, предложенные лидерами протестантских церквей во многом отличаются от замечаний, внесенных президентом. Так, Президент предложил исключить из текста закона пункт о запрете публичных мероприятий вблизи от культовых зданий и сооружений. Протестанты считают необходимым сохранить данный пункт законопроекта в следующей редакции: "К местам, запрещенным для проведения публичных мероприятий, относятся... территории, непосредственно прилегающие к культовым зданиям и иным местам, предоставленным религиозным организациям для проведения богослужений с относящимися к ним земельными участками, территории вероисповедальных кладбищ, места паломничества". По мнению глав протестантских церквей, отсутствие правовой защиты против агрессивных пикетирований со стороны экстремистских группировок - скинхедов, националистов и т.п., - будет способствовать эскалации экстремизма и действий, спровоцированных религиозной нетерпимостью - вплоть до срыва богослужений и физического насилия в отношении верующих граждан протестантского вероисповедания. Подобное происходит в нашей стране все чаще. Так, в качестве примера в комментариях к поправкам приводится недавний срыв торжественного пасхального богослужения евангельской церкви в г. Тюмени (см. Пресс-релиз СПЦ от 30 апреля 2004 г.) Кроме того, лидеры протестантских церквей справедливо полагают, что предложенная ими формулировка, включающая в перечень любые помещения, предоставляемые религиозным организациям для богослужений, более реалистична, т. к. лишь незначительное меньшинство религиозных объединений различных вероисповеданий располагает собственными культовыми помещениями. Остальные вынуждены арендовать их. Также Консультативный совет предлагает включить в законопроект положение, согласно которому проведение культовых публичных мероприятий регламентировалось бы Законом "О свободе совести и о религиозных объединений". Приравнивать таковые к общественно-политическим акциям, проведение которых регламентирует закон о митингах, они считают некорректным в силу их принципиально различной природы и направленности. В Консультативный совет глав протестантских церквей России входят лидеры церквей евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской-пятидесятников и христиан-адвентистов седьмого дня.

Источник: Славянский правовой центр (Москва)

Курсы повышения квалификации преподавателей Основ православной культуры
по системе дистанционного обучения

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Московской духовной академии регулярно проводятся курсы повышения квалификации преподавателей учебного предмета "Основы православной культуры". Основная цель курсов - дать слушателям базовые представления, а также расширить знания в богословских, культурологических и методических основах православной культуры. Поскольку на курсах в МДА может находиться не более 800 участников, представляющих белее чем 60 епархий, в то время как требуемое число преподавателей предмета "Основы православной культуры" намного превышает данное количество, предлагается новый способ обучения - дистанционный. Он позволяет присутствовать на лекциях и семинарах в режиме реального времени, а также просматривать их в записи. Дистанционное обучение такого типа позволяет включить преподавателей всех епархий в учебный процесс, проходящий в Москве, что увеличивает интерес к предмету "Основы православной культуры", а также позволит использовать собранную видеотеку для преподавания предметов гуманитарного цикла в средних и воскресных школах. Видеотрансляция курсов организована через систему интернет-телевещания СТВ.

Источник: Общеобразовательный портал Bogoslov.Ru

УКРАИНА

"Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания..."

Киевское отделение Международной Правозащитной Ассамблеи получило ряд писем, в которых представители религиозных организаций Украины выражают свою обеспокоенность складывающимися тенденциями в области соблюдении прав человека и в частности права на свободу совести. Тревогу вызывает деятельность организаций т.н. антикультистского направления и их активистов, в результате которой в Украине нарушается межконфессиональный мир, разжигаеся межрелигиозная рознь и вражда. Основное направление деятельности антикультистов - это борьба с теми религиозными движениями, которые они называют "тоталитарными сектами", список которых (по данным Пресс-службы антикультисткого Центра "Диалог") насчитывает ок. 300 религиозных и общественных организаций большинство из которых легализированы в Украине, и их деятельность никак не противоречит законодательству Украины. Более того, согласно Конституции Украины (ст.35): "Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой, безпрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность..." Методы борьбы антикультистов прямо противоречат законам Украины и Конституции и носят агрессивный, а зачастую экстремистсвий характер. Поводом для беспокойства является намеченная на 27-28 мая 2004 конференция с названием "Профилактика психологического насилия, манипуляции сознанием и развитие критического мышления в молодежной среде" (http://politicon.iatp.org.ua/news/manipul.htm), которую организовыывает Общество Защиты Семьи и Личности (http://www.cult.iatp.org.ua/about_us.html). Уже из названия можно видеть, что антикультисты подменяют понятие мировоззренческого выбора "манипуляцией сознания" и "психологичесим насилием", якобы в результате которых происходит выбор верующих тех, или иных религиозных доктрин. В качестве докладчиков ожидаются: "Волков Евгений Новомирович, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, кандидат философских наук, Россия; "Свящ. Богдан Билас, заведующий канцелярией Львовской епархией Украинской Православной Церкви, кандидат богословия, Украина; "Диакон Андрей Кураев, Русская Православная Церковь, Россия; " Омельченко Сергей Васильевич, полковник милиции, начальник психологической службы МВД Украины, Киев; "Самойлик Екатерина Семеновна, председатель Комитета по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, Киев, Украина; "Lady Daphne Vane, Вице-президент FECRIS, Великобритания; " Michael Kropveld, исполнительный директор ресурсного центра Info-Cult, Канада; "David Glenn Clark, член правления организации ReFocus - консультант о реформировании мышления (консультант по выходу), Американский Фонд Семьи, США; "Benjamin Zablocki, университет Рутгерс, факультет социологии, США; "Michaela Moravcikova, Институт Государственно-Церковных отношений, Словакия; "Казмиренко Вячеслав Петрович, профессор, президент Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, доктор психологических наук, Украина; "Нарижный Юрий Алексеевич, полковник милиции, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Днепропетровской Юридической Академии МВД Украины; " Слисенко Константин Николаевич, психолог, Кременчуг, Украина; "Онышко Юрий Викторович, Украинский научно-исследовательский институт социальной и судебной психиатрии и наркологии, Киев; Список выступающик также вызывает тревогу, т.к. деятельность многих из вышеперечисленных вызывала неоднократные нарекания и протесты со стороны религиозных организаций. Мы считаем, что все это может привести к эскалации религиозной нетерпимости в Украине, которая может принять насильственые формы проявления в адрес тех религионых организаций, вокруг которых распространяется негативный стереотип "секты".

Источник: Международная Правозащитная Ассамблея


4. "Первый Всеукраинский им. Агафангела Крымского
конкурс исламоведческих иследований молодых ученых по теме "Ислам и Украина"

01.10.2004 - 15.11.2004  

Межобластная ассоциация общественных организаций "Арраид"
Исламский общественный культурный центр в г. Киеве

объявляют первый всеукраинский им. Агафангела Крымского конкурс исламоведческих исследований молодых ученых по теме "Ислам и Украина".

На конкурс принимаются научные работы по религиоведению, истории, культурологии, источниковедению, филологии и других наук и научных дисциплин, которые исследуют указанную тему. Тема конкурса не имеет географических, хронологических, политических и иных ограничений и может охватывать все регионы современной Украины и все государственные образования, которые когда-то были основаны на ее землях, - начиная со времени появления первых мусульман и начала распространения ислама в Хазарском каганате и до современного процесса возрождения и развития ислама и жизни мусульман Украины. Тема работ может касаться вероучения ислама в контексте нашего государства, а также любое другое исследование, которое имеет достаточную степень отношения к теме “Ислам и Украина”.

В конкурсе могут принимать участие студенты, курсанты, аспиранты и учащиеся высших учебных заведений -V уровней аккредитации и научно-исследовательских институтов Украины возрастом до 30 лет. Религиозная, конфессиональная, национальная, политическая, социальная и иная принадлежность конкурсантов не имеет значения. Исследования могут быть написаны как одним автором, так и в соавторстве (до двух человек). Результаты исследования могут стать темами дальнейших научных исследований участников конкурса: курсовых и дипломных работ, а также диссертаций. На конкурс не принимаются те  работы, которые уже награждены премиями или отличиями, или представленные на другие конкурсы.

Первая премия конкурса - 1500 гривен и компьютер. Вторая премия - 1000 гривен и видеомагнитофон. Третья премия - 500 гривен и магнитофон. Еще десять конкурсантов будут награждены премиями в размере 100 гривен. Те конкурсанты, чьи работы написаны с выполнением научных и технических требований, и не прошли конкурсный отбор, будут награждены подарками.

Работы могут быть написаны на украинском или русском языке, подаются в одном экземпляре набранные на компьютере (формат А4, 12 кегль, поля 2см со всех сторон, двойной интервал) или на машинке. Объем работы от 24 (оптимальний вариант) до 40 страниц (вместе со списком литературы, включая электронные материалы, с полными выходными данными. Сноски даются непосредственно на страницах работы, или имеют обязательную отсылку на конкретную страницу (-цы) литературы.

Титульный лист работы должен иметь только название исследования. На отдельном листе следует указать фамилию, имя и отчество автора или коллектива авторов и научного руководителя, дату рождения, данные о месте обучения (название, адрес и телефон (-ны), курс (год обучения) и факультет (специальность обучения)), домашний и контактный адрес и телефон (-ны) и электронный адрес (если есть). Желательны рекомендации двух старших коллег (в т.ч. научного руководителя), которые владеют темой работы. Информация об авторе (-ах) и рекомендации должны быть заверены по месту обучения конкурсанта (-ов) и по месту работы старших коллег, которые рекомендуют исследования, и подаются в отдельном запечатанном конверте, на котором пишется только название работы.

Организаторы конкурса оставляют за собой право на публикацию представленных работ молодых ученых. Рукописи не возвращаются.

Работу с приложенным конвертом с обратным адресом следует послать или занести до 1 октября 2004 года (по почтовому штемпелю) на адрес Асоциации и Центра: ул. Дегтяревская, 25-а, г. Киев-119, 04119. Справки по телефонам: (044) 4909900, 4909996 (с 10 до 18 часов, кроме субботы и воскресенья) и по электронному адресу: office@arraid.org. Аналогичний текст информационного уведомления размещен на сайтах Асоциации: www.islam.kiev.uawww.arraid.org. Окончательное решение о результатах конкурса будет принято жюри в составе ведущих ученых Украины до середины ноября 2004 года.

Торжественное награждение победителей и обладателей денежных премий состоится в начале декабря 2004 года в Исламском центре г. Киева, о чем будет уведомлено индувидуальными сообщениями. Затраты дорожных расходов победителей конкурса из регионов Украины будут скомпенсированы. Предусмотрен также торжественный прием с экскурсионной культурно-просветительской программой.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Оргкомитет Конкурса.

Источник:  Сеть культурного обмена и межэтнического доверия

P. S. Перевод мой. Извините, если что напутала. Если Вы надумали принять участие в конкурсе, то лучше прочтите оригинал сообщения (на украинском), который лежит здесь: http://nce.iatp.org.ua/index.php?action=events&show=events&id=8
Упельсинка.


5. Международная научно-богословская конференция
" Вера - диалог - общение: церковь и мир"

29 сентября - 01 октября 2004 года
Международная научно-богословская конференция "Вера – диалог – общение: церковь и мир"
Москва

Организаторы:
Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва)

Журнал "Вестник Русского Христианского движения" (Париж--Москва--Нью-Йорк)
Институт человека РАН (Москва)
Российский государственный гуманитарный университет (Москва)

Тематические блоки:

  • Место церкви в формировании национального и религиозного сознания народов России
  • Культурообразующая роль церкви в истории и современности
  • Место РПЦ и российского общества в современном мире
  • Взаимоотношения церкви и государства в истории и современности
  • Институциональные субъекты диалога между церковью и миром

Цель конференции -- более ясно определиться с основными понятиями в теме диалога между церковью и миром.

Председатель Оргкомитета Л.Ю. Мусина
Контактная информация:
Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29 -38
Тел/fax 923-03-80, 925-77-86;
E-mail: info@stphilaret.ru
Homepage: http://www.sfi.ru

Источники: Портал Религия и СМИ, Портал Credo.Ru


6. Одной строкой...

***

Религиозно-информационная служба Украины (www.risu.org.ua) в марте 2004 г. запустила русскоязычную версию сайта.

***

"Малая" церковь - сайт, посвященный христианской семье: http://kana2000.narod.ru

***

Forum 18 News Service (Осло, Норвегия) размещен по адресу: http://www.forum18.org/


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное