Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 78


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 78

31 августа 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Парламент Религий Мира / События в мире

3. Вторые Торчиновские Чтения: Религиоведение и Востоковедение / Анонс события

4. Этика Нового Завета / Книжные обзоры

5. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех подписчиков "Современного религиоведения" очередным Выпуском нашей рассылки. С момента выхода последнего Выпуска прошло более трех недель. Надеюсь, что все вы успели отдохнуть и набраться сил перед новым учебным и рабочим годом (см. календарь до-петровских времен :-) ). В сегодняшнем Выпуске вас ждут материалы о прошедших событиях (Парламент Религий Мира, Барселона), о грядущих событиях (Вторые Торчиновские Чтения), а также другие новости.

В сентябре рассылка выходит в своем обычном режиме - до 3-4х раз в месяц. Ваши новости, замечания, пожелания присылайте, пожалуйста, по адресу, указанному в конце рассылки. На всякий случай, хочу обратить ваше внимание, что материалы рассылки - это содержимое светло-желтой таблицы (вот этот фон!), начинающиеся со слов "Современное религиоведение" и заканчивающиеся контактными данными рассылки. Все остальные материалы (ландшафтный дизайн, слово священника, негабаритные грузы...) носят рекламный характер и относятся к ведомству службы Subscribe.Ru, которая долгие годы предоставляет нам уникальные возможности создания рассылок (с небольшой порцией рекламы взамен...). Поясняю, чтобы никто не подумал, что я и впрямь занимаюсь перевозками (в свободное от религиоведения время) или рекламирую "уникальный метод видения мозгом". :-)


2. События в мире

Парламент религий мира

7-13 июля 2004 года в Барселоне был созван Четвертый Парламент религий мира, который собрал более 8 тысяч участников, представителей сотен религиозных направлений и течений с более чем 60-ти стран мира. Из всех проведенных прежде парламентах этот был назван наипредставительским и наимассовейшим. Особенность Парламента этого года состоит не только в том, что он впервые собрался в Европе, но и в том, что Парламент религий мира, организованный в рамках Форума культур, уникального по своим целям диалога разных традиций, мировоззрений, экономических и политических систем, способов жизни. Такого собрания народов, языков, стилей, вкусов Европа еще не знала, хотя ее культурная гомогенность давно уже стала историческим фактом. Испания, а в частности Каталония, на несколько месяцев превратились в Вавилон, временные обитатели которого, несмотря на свои различия по цвету кожи, национальности, социальному статусу, языке, религии стремились к взаимопониманию.

И это удалось -- как участникам Форума, так и его организаторам, которые сделали наикомфортнейшие условия для знакомства и общения культур и их носителей. Особая заслуга в этом мэра Барселоны, президента Форума культур, Жоана Клоса, который загорелся идеей практического воплощения объединения богатого наследия современного мира; перспективой построения единой, гуманистической по своей сути культуры, которая не знает конфликтов и мирным сотрудничеством людей разных национальностей и стран. Выдвинутая на Форуме тема о необходимости формирования культуры мира получила широкую поддержку со стороны политических и духовных лидеров, финансовых и государственных структур. Форум приветствовали и приняли активное участие в его организации и проведении президент автономного правительства Каталонии Паскуаль Марагал, Совет Парламента религий мира во главе с Вильямом Лешером, Каталонский Центр ЮНЕСКО и его директор Агусти Коломинез. Сложилось впечатление, что идея форума пришлась по душе не только руководителям, но и простым жителям Барселоны, которые активно трудились для Форума как переводчики и гиды, как служба безопасности и информации, как дизайнеры, продавцы и т.д. Все это сотворило атмосферу доброжелательности, чрезвычайного гостеприимства хозяев, желания дать максимум комфорта для гостей, которые своим присутствием проголосовали “за” мирное сосуществование.

Форум культур еще не завершил своей работы, он продолжится до сентября. Сотни тысяч участников Форума, как испанцев, так и зарубежных гостей, имели и имеют возможность послушать, обсудить, познакомиться с другими и рассказать о себе, в результате чего ломаются стены непонимания, стереотипы чужого, появляется атмосфера доверия, заинтересованности, открытости.

Окончательные оценки проведенного Форума еще впереди, хотя масштабность задуманного и качество его реализации уже поражают всех, кому удалось побывать в Барселоне. Час, проведенный в Испании, настолько был насыщен разнообразными акциями, встречами, неожиданными знакомствами, что важно рассказать обо всем. Достаточно сказать, что в рамках Парламента за десять дней было проведено более 400 секционных заседаний, 4 вечерних пленарных заседаний, более 10 симпозиумов и отдельных семинаров, ассамблея в Монтсеррат, которая концентрировалась на четырех наиболее важных проблемах мира, ежедневно по 10-15 религиозных служб, посещение местных религиозных общин , активное знакомство с их традициями, духовной и ритуальной практикой, выставки и музыкальные концерты в известном Соборе Саграда Фамилия (архитектора Антонио Гауди), фестиваль фильмов и встреч с режиссерами, выставки мирового искусства, постоянной работы выставочного центра с информацией о разных религиозных традициях и презентацией деятельности межрелигиозных движений. Все, что удалось узнать участникам Парламента религий, невозможно квалифицировать как “многомерность” или даже “поливариативность” религиозных и духовных точек зрений. Это попадает скорее под определение “мульти”, то есть те, которые не поддаются подсчету. Понятно, что просто физически невозможно было посетить все встречи, и даже большинство из них. К тому же очень хочется за теми фрагментами, участником которых ты был, воссоздать картину единого действа, в середину которого была положена целостная концепция Форума и Парламента. Она сконцентрирована в самом названии, которое является символичным и смысловым “Путь к миру: мудрость слушания и сила осуществления”.

Цель конгресса -- стремление к диалогу, взаимодействие разных религий, духовных традиций, определения влияния религии на основные институты общества: власть, бизнес-структуры, масс-медиа, культуру, науку, образование, гражданское общество. Парламент является продолжением построения межрелигиозного диалога и поиском путей к пониманию и миру, который начался еще в XIX ст. В 1893 году на Колумбийской конференции в Чикаго зародилась идея провести реальный диалог между религиями и духовными традициями Востока и Запада. Несколько сотен лидеров, ученых, теологов, представителей мировых религий собрались вместе, чтобы обсудить место религии и духовности в современном мире. С этой беспрецендентной встречи восточных и западных духовных традиций и начался настоящий межрелигиозный диалог. И лишь через сто лет эта идея возродилась и в 1993 году в Чикаго на народном парламенте мировых религий, где собралось 8000 участников со всего света для межрелигиозного диалога. Видные религиозные деятели обговорили и приняли важный документ “К глобальной этике: начальная декларация”, который тут же был переведен на большинство голосов и подан для обсуждения и изучения в академические, гражданские и религиозные институты. Следующая встреча состоялась в 1999 году в Кейп Тауне, на которой была заострено внимание на внесение межрелигиозных устремлений в борьбу с апартеидом и построения новой Южной Африки.

Первой пробой собрать и обобщить заранее подготовленные предложения, обговорить их и поделиться с ними из как можно большего количества участников стала передпарламентская Ассамблея, которая 4-6 июля собрала представителей разных конфессий и внеконфессиональных организаций, известных религиозных и духовных лидеров, ведущих ученых и экспертов, государственных и культурных деятелей, активистов межрелигиозного движения в местечке Монтсеррат, неподалеку от Барселоны, которое получило свое название от диковинной горной гряды, которая переводится как “разрезанная гора”. Более чем 400 участников Ассамблеи во всемирно известном и старинном монастыре бенедиктинцев три дня обговаривали роль и вклад религии в улучшения мира, остановившись при этом на таких жизненно важных для всех людей вопросах, как улучшение сложного положения беженцев, отмена международных долгов для стран, которые развиваются, преодоления религиозно мотивированного насилия, улучшения качества чистой воды.

Основанный еще в 880 году в горах Монтсеррат монастырь за долгую историю снискал славу одного из наисвятейших мест в Испании, которое активно посещали и до сих пор посещают верующие, известные деятели, монахи, тут в частности побывал Игнатий Лойола, большинство римских пап, в т.ч. и нынешний. Монастырь пережил и часы рассвета, и упадка, и преследований. Известно, что первые упоминания о монастыре относятся к Х столетию, особенного расцвета он достиг к Х столетию, даже став независимым от Рима в 1409 году. В 1811 году, когда Франция напала на Каталонию в рамках войны за независимость, монастырь был разрушен. Восстановленный в 1844 году, он на долгие годы стал маяком каталонской культуры, особенно в период диктатуры Франко. Теперь тут живет более сотни монахов, которые сохраняют и приумножают славу своего монастыря. Вместе с гостями, которые разместились в 5 гостиницах монастыря, монахи и немонахи, католики и некатолики, христиане и нехристиане, трудились над разработкой совместного документа, который был представлен Парламенту как своеобразный результат духовной и религиозной практики, обсуждения важных глобальных проблем современности. Организаторы обеспечили перевод докладов и выступлений всех участников Ассамблеи на 3 основных языка -- каталонский, испанский, английский, и множество других языков (от французского до бенгальского).

Документ, который был разработан Ассамблеей, был распространен среди всех участников Парламента с просьбой донести его более широким слоям общественности. Признавая важность принадлежности людей к определенной духовной традиции, в которой они черпают силу и получают руководство в своей жизни, документ отметил необходимость делиться информацией о своих ценностях и убеждениях с другими людьми, поскольку они обогащают друг друга как на персональном уровне, так и на общественном уровне.

Такая напряженная предпарламентская работа лидеров религиозных организаций, ученых, экспертов наперед обозначила успех основного собрания -- Парламента религий мира, в котором приняли участие простые верующие, активисты межрелигиозного движения, барселонцы. Обговаривались проблемы межрелигиозного образования, диалога цивилизаций (в частности, ислам и запад в утверждении справедливого и мирного общества), практического разрешения конфликтов, религии и международных институтов, взаимоотношений науки и религии, науки и духовности и т.д. Кроме заседания было посвящено рассмотрению религии и прав людей. Много секций презентовали конфессиональные взгляды на ту или иную проблему. Наиболее активными были католики, мусульмане, сикхи, индусы, джайны, буддисты, даосы, язычники, синтоисты. Православные организовали лишь одну секцию, посвященную восточной иконе. Часть секций носила чисто научный характер, хотя исследователи религий явно не доминировали на Парламенте.

На Парламенте религии была представлена и Украина. Будучи членом международной программы партнерских стран в достижении межконфессионального мира, Украина поделилась опытом ведения межрелигиозного диалога, роли в его организации правительственных и общественных объединений, выразила свой взгляд на важность строительства межрелигиозного международного движения, называя религиозную солидарность одним из актуальных барьеров на проявление насилия в религиозной сфере. По сравнению с другими странами, где также ведется поиск путей выхода из экономического и духовного кризиса, дает уверенность, что Украина в своем развитии движется не в каком-то особом направлении, а вписывается в общеевропейские, а часто и в общемировые тенденции. Украину и ее проблемы мало знают в мире из-за ее неактивности и неприсутствии на мировом духовном, в частности религиозном просторе, хотя она своим культурным светом, своей родной духовной историей могла бы привлечь внимание многих людей. Православность Украины, ее униатский уклад, отношение к религиозным меньшинствам и религиозным свободам, законодательство в сфере свободы совести -- это та ценностная частица всемирного духовного наследия, которая безмолвно пока что присутствует в ней. Человечество, как показал Парламент, очень трепетно относится к какому-нибудь своеобразному уникальному случаю в духовной истории, стремясь сберечь эту уникальность; осколки такого множества конкретных случаев и складываются в ту мозаика богатства разнообразия мира, которая придает смысл общечеловеческой цивилизации.

Последнее очень ярко было продемонстровано в рамках культурной программы Парламента, в его выставках, концертах, показах фильмов, одежды, традициях приготовлении пищи, в ежедневных ранних молитвах-медитациях, в сотворении особой атмосферы Парламента, который жил духовными законами, закладывая модель межчеловеческого общения будущего. Открытость, доброжелательство, уважение друг к другу, умение слушать и культура чувствовать, желание и способность преодолеть любой конфликт для построения межнационального межрелигиозного мира -- вот то, что сделало Парламент незабываемым для тысяч его участников.

Благодарю за предоставленный материал украинских участников Парламента Религий Мира, профессоров Л.А. Филипович и А.Н. Колодного (ИФ НАН Украины).

Печатается с сокращениями. Перевод с украинского М.В. Воробьевой.


3. Вторые Торчиновские Чтения: Религиоведение и Востоковедение

Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
Кафедра Философии и Культурологии Востока
Центр Религиоведческих Исследований "Этна"

Вторые Торчиновские Чтения
Религиоведение и востоковедение

Первое информационное сообщение

17-18 февраля 2005 г. на философском факультете СПбГУ будет проведена ежегодная научная конференция, посвященная памяти выдающегося отечественного востоковеда и религиоведа Евгения Алексеевича Торчинова (1956--2003). Предполагается слушание и обсуждение докладов, относящихся к широкому спектру религиоведческих вопросов, рассматриваемых на материале восточных культур.

Тематика докладов:

-- семантика и прагматика религиозных переживаний;
-- религиозные ценности и секулярное сознание;
-- древние традиции и современные новации;
-- Восток на Западе и Запад на Востоке: проблемы сопоставления;
-- феномен новых восточных религий;
-- специфика религиозности в восточных странах;
-- классическая и современная религиозность Востока;
-- индивидуальная и коллективная религиозность в странах Востока;
-- мистический опыт против ортодоксии.

Кроме того, приветствуются материалы, посвященные общеметодологическим вопросам на стыке религиоведения и востоковедения, а также исследованиям жизни и творчества профессора Е.А.Торчинова.

В отличие от прошлых Чтений, формат областей востоковедения на предстоящем мероприятии значительно расширен. Это не только буддология, индология и синология, но также арабистика, шумерология, египтология, гебраистика и т. д.

Предполагается издание тезисов докладов участников Чтений. Подаваемые для публикации текст не должен превышать 6 страниц, из расчета 1800 знаков с пробелами на одной странице. Шрифт Times New Roman, кегль 14. Последний срок подачи тезисов -- 01.02.2005. Бумажный вариант текста не требуется.

Организационный взнос не предусмотрен.

Заявка на участие в чтениях (в свободной форме, можно по телефону) подается до 20.01.2005. В заявке участнику следует указать следующую информацию: ФИО, дату рождения, место работы, должность, контактный телефон, электронный адрес, ученую степень, тему доклада.

Выступление на конференции авторов со своими докладами либо лиц, их (авторов), обязательно. В противном случае тезисы могут быть не приняты к публикации.

Иногородним участникам конференции по их желанию (что требуется указать в заявке) предоставляется временное жилье (общежитие).

К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности возместить расходы на проезд иногородних участников до Санкт-Петербурга и проживание их в течение конференции.

Наш адрес: 199034 г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Менделеевская линия, 5, ауд. 110.

Электронные адреса: sarpa68@mail.ru, pneshitov@mail.ru

Телефон кафедры: (812) 328-94-24 (добавочный 130).

Оргкомитет


6. Книжные обзоры

Ричард Хейз. Этика Нового Завета/ Пер. с англ. - М., ББИ им. св. апостола Андрея, 2004. ISBN 5-89647-101-7, переплет, 145*215 мм

Книга представляет собой современное исследование по этике (нравственному богословию) Нового Завета. При решении этой задачи Хейз использует достижения современной библеистики и богословия. Книга делится на четыре части: описание этических позиций новозаветных авторов; синтез этих позиций; проблема использования Нового Завета в христианской этике; применение новозаветного подхода к современной жизни. Подробно рассмотрены важнейшие этические проблемы современного мира: использование насилия в защиту справедливости, развод и повторный брак, гомосексуализм, национализм, аборты. Книга полезна специалистам, преподавателям и студентам как пособие по новозаветной этике и религиозной аксиологии.


5. Доска объявлений

Второе высшее образование
И
нститут Европейских Культур

Учредители:
Российский государственный
гуманитарный университет (Москва, Россия)
Рурский университет (Бохум, Германия)
Высшая школа социальных
исследований (Париж, Франция)

Объявляет набор слушателей
с высшим гуманитарным образованием на двухгодичное
обучение по специальности "Культурология"
(квалификация “Культуролог. Преподаватель культурологии со знанием иностранного языка”).

Возможны стажировки (Германия, Австрия).

Необходимые документы: копия диплома, паспорта, четыре фотографии, конкурсная вступительная работа. Заявление, анкета и резюме заполняются на месте или могут быть высланы по почте или по Интернету.

Зачисление в ИЕК производится по результатам:

  • собеседования по представленной дипломной работе, реферату или научной статье;
  • зачета по иностранному языку;
  • письменного тестирования по списку литературы (http://www.iek.edu.ru/abitur/litlist.htm )
Возможно обучение по индивидуальной программе.

Адрес: 125267, Москва, ул. Чаянова, 15, комн. 173. (метро “Новослободская”).
Адрес сайта: www.iek.edu.ru

Cправки по тел.: 250-61-29.

Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное