Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 84


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 84

31 октября 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Светлана Романюк. Государство и Церковь: философия отношений / Публикации журнала "Людина i свiт"

3. XI Санкт-Петербургские религиоведческие чтения "Религия в мировой истории и культуре"/ Анонс события

4. Доржиевские чтения "Буддийская традиция. История и современность", посвященные 150-летию со дня рождения Агвана Лобсана Доржиева/ Анонс события

5. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать подписчиков очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске читайте интересную статистику в статье Светланы Романюк "Государство и Церковь: философия отношений", а также ряд анонсов предстоящих событий.

Начиная с ноября наша рассылка параллельно будет выходить с "Упельсинкиной страницы". Желающие подписаться и получать выпуски рассылки напрямую (уже без рекламы...) могут отправить пустое письмо с темой "СОВРЕМЕННОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ" по адресу: info@upelsinka.com.


2. Светлана Романюк. Государство и Церковь: философия отношений

Сравнительный анализ системы государственно-церковных отношений в Украине и других посткоммунистических странах

Государственно-церковные отношения остаются проблемой, которая привлекают постоянное и усиленное внимание как специалистов, так и политиков, государственных деятелей, а также, естественно, священно- и церковнослужителей различных уровней. При большой пестроте взглядов и установок, возможно, единственной точкой согласия является уверенность, что нынешняя система государственно-церковных отношений, по меньшей мере – украинское законодательство о свободе совести не является чем-то окончательным, а будет видоизменяться. Какими должны быть и какими будут эти изменения, вызывают острые дискуссии. Целью предлагаемой статьи является попытка приобщиться к этой дискуссии "положительным" образом – предложив сравнительный анализ украинской системы государственно-церковных отношений и систем, сложившихся в посткоммунистических странах Европы. (Мы не будем рассматривать страны Средней Азии, поскольку существующие там системы являются весьма специфическими и несравниваемыми с тем цивилизационным, общественно-политическим и религиозно-культурным ландшафтом, в который исторически вписана Украина.)

І.

Среди краеугольных принципов отношений между государством и Церковью в Украине можно назвать гарантию свободы совести и вероисповедания каждому; отделение Церкви от государства и школы от Церкви; отсутствие как доминирующей церкви, так и иерархии религиозных сообществ, а также равенство всех религиозных организаций перед законом и признание реальности религиозного плюрализма; отрицание той или иной религиозной идеологии как обязательной. Важными особенностями политики государства относительно религиозных учреждений является отстаивание достаточно либерального законодательства о свободе совести и признание ответственности государства перед Церковью за преодоление того вреда, который нанес ей тоталитарный режим.

Отметим, что за исключением гарантии религиозных свобод и свободы совести, общей для всего европейского посткоммунистического пространства, сама философия государственно-церковных отношений во многих рассматриваемых странах имеет весьма существенные отличия от украинской. Это касается принципиальных вещей, таких, в частности, как понимание отделения Церкви от государства или равенства религиозных организаций перед законом.

Прежде всего отметим, что немало стран имеют "главную" Церковь (или религиозные сообщества), чей статус и историческое значение зафиксированы в конституциях или в законодательстве. Грузия признает в Конституции "исключительную роль Грузинской православной церкви в истории", болгарская Конституция устанавливает, что "Восточное Православное Христианство является традиционной религией республики Болгария". Закон уточняет эту норму, подчеркивая, что выразителем восточного православия есть Болгарская православная церковь. Закон Армении "О свободе совести и религиозных организациях" от 17 июня 1991 г. провозглашает Армянскую апостольскую церковь "национальной церковью армянского народа, важным оплотом созидания его духовной жизни и сохранения нации". Федеральный закон России "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. признает "особую роль православия в истории России" и "уважает христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Закон Белоруссии 2002 г. исходит из "признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Белоруссии; неотъемлемости от общей истории народа Белоруссии Евангелическо-Лютеранской церкви, иудаизма и ислама".

Страны посткоммунистической Европы нередко юридически оформляют особые отношения с церковью большинства. Так, 14 октября 2002 г. специальное Конституционное соглашение между государством Грузия и Грузинской православной церковью подписал тогдашний президент республики Э. Шеварднадзе. 12 июня 2003 г. в Минске было подписано подобное соглашение о сотрудничестве между Республикой Белоруссия и Белорусской православной церковью. Несколько иной характер имеют государственные соглашения ряда стран региона с Ватиканом. Хотя порой эти соглашения предоставляют Католической церкви привилегии, которыми не пользуются другие церкви и религиозные сообщества (как, например, в Хорватии), все более распространенной становится практика распространения этих привилегий и на другие церкви. К началу текущего года посткоммунистические Албания, Чешская Республика и Эстония подписали со Святым престолом соглашения об урегулировании взаимоотношений и гарантий для церкви; Латвия – генеральное соглашение о статусе Католической церкви, католическом образовании и пастырской опеке военнослужащих и заключенных. Литва подписала три соглашения: по правовым вопросам, по образовательному и культурному сотрудничеству и о пастырстве в войсках; Венгрия – также три соглашения: по вопросам восстановления дипломатических отношений, финансирования религиозных учреждений и присутствия в армии. Хорватия имеет четыре соглашения с Ватиканом, Словакия – базовое соглашение, которое практически является конкордатом, и, наконец, Польша в 1993 г. подписала со Святым престолом конкордат (ратифицированный только в 1998 г.). Интересно, что соглашение с Ватиканом имеет и Казахстан.

ІІ.

Отличия в самой философии государственно-церковных отношений едва ли не наиболее ярко проявляются в наличии или отсутствии иерархии церквей, которая, в свою очередь, становится очевидной уже на этапе создания религиозной общины.

Создать религиозную общину в Украине очевидно легче, чем в большинстве стран, с которыми мы ее сравниваем: для регистрации устава религиозной общины в Украине и получения статуса юридического лица необходимо 10 заявителей. В Белоруссии для этого нужно 20 человек, в Македонии – 50, в Венгрии и Словении – 100, в Словакии и Чешской Республике – 300, в Хорватии – 500. При этом для учреждения новой религии в Словацкий республике необходимо 20 тысяч человек. Следует также принять во внимание, что во многих странах существует не один уровень регистрации и первичная регистрация еще не означает, что новозарегистрированная религиозная организация признается таковой наравне с традиционными религиями. Скажем, в Словакии таких религиозных сообществ только 16, литовское законодательство ограничивает круг "признанных религий" римо-католицизмом, греко-католицизмом, лютеранством, реформатством, православием, старообрядчеством, иудаизмом, суннитским исламом и караимством. В Венгрии существуют четыре исторические церкви, чей статус в определенных позициях отличается от других религиозных объединений. Македонское законодательство признает религиозными общинами Македонскую православную церковь, исламское и иудейское сообщества, Католическую и Методистскую церкви (к последней принадлежал покойный президент страны Трайковский). Все прочие религиозные объединения считаются группами. В Чехии признанных религиозных организаций 25. (В этом году, в частности, в регистрации было отказано Украинской греко-католической церкви. Среди 357 подписей под заявлением на регистрацию 48 были признаны недействительными, так как не содержали необходимой информации о заявителях, а 22 лица, подписавших заявление, оказались не членами церкви).

Украинское законодательство не ограничивает права создания религиозной организации исключительно лицами, имеющими украинское гражданство, и не требует, чтобы руководителями церквей были только граждане Украины. Вместе с тем еще недавно закон Эстонии предусматривал, что "членами руководящих органов и религиозными служителями церкви, конгрегации или ассоциации конгрегаций может быть лицо, имеющее право голоса на местных выборах", а закон Албании и ныне требует, чтобы главами трехглавных религиозных сообществ страны (исламской, православной и католической) были граждане Албании по рождению.

Украинское законодательство не устанавливает также испытательного срока, необходимого объединению верующих граждан для регистрации в качестве религиозной общины или для признания религии традиционной. Однако подобная практика весьма распространена в регионе. В частности, в Латвии такой срок определен в 10 лет, в России -- в 15, в Литве -- в 25 лет. Закон Литовской Республики "О религиозных общинах и сообществах" от 4 октября 1995 г. предусматривает, что признание государством предоставляется религиозному сообществу Сеймом Литовской Республики после не менее 25 лет со времени его первичной регистрации. В случае отклонения ходатайства о признании следующее обращение возможно лишь через 10 лет (ст.6).

В украинском законодательстве существует ограничение деятельности зарубежных проповедников и миссионеров -- они могут заниматься религиозной деятельностью лишь в тех религиозных организациях, которые их пригласили, и по согласованию с государственным органом, зарегистрировавшим уставы соответствующих организаций. Такие же или подобные ограничения существуют в законодательствах других стран региона – например, в Македонии и Латвии. Вместе с тем украинское законодательство не знает прямого запрета прозелитизма, который содержится в законах Армении и Молдовы. Не знает оно и религиозной цензуры на религиозные издания, установленной, в частности, законодательством Белоруссии и существующей, например, в Азербайджане.

ІІІ.

Далеко не все посткоммунистические страны воспринимают принцип отделения Церкви и государства, которое для большинства украинцев выглядит естественным, или не все понимают его так, как это сложилось в Украине. Меньше всего споров вызываетобъявление нерабочими днями больших религиозных праздников, причем не только той религии, к которой належит большинство населения страны. Например, проект румынского закона "О культах и религиозной свободе" устанавливает дни отдыха на Рождество (2 дня), второй день Пасхи, Крещение Господне, Успение Богородицы, Петра и Павла и День Реформации (31 октября). Выходные дни предусмотрены также для нехристианских религий, как это определено в их официально зарегистрированных уставах. Однако порой выходные вызывают споры, как, например, в Латвии, где Рождество по юлианскому календарю до сих пор не признается днем отдыха, несмотря на большой удельный вес православных в общей массе населения. (По официальной статистике, православных в стране 250 тыс. плюс еще 70 тыс. старообрядцев. Больше членов имеют только Католическая (500 тыс.) и Лютеранская (300 тыс.) церкви.)

Существенно отличается от украинской и практика финансирования церкви из государственного бюджета в странах Центральной Европы. Скажем, в Чехии в прошлом году финансовую помощь в сумме $117 млн. получило 21 из 25 зарегистрированных религиозных сообществ (свидетели Иеговы, мормоны, Новая апостольская церковь и "Открытые братья" от денег отказались). Из общей суммы около $32 млн. пошло на зарплату священнослужителям.

Правительство Венгрии только в прошлом году выделило приблизительно $176,5 млн. на разного рода религиозную активность и социальные программы церквей и еще почти $7 млн. – на поддержку священников в населенных пунктах с менее чем 5000 жителей. С 1997 г. каждый венгерский налогоплательщик имеет право сам решать, куда отдать 1% своего налога -- в общественные фонды или в какую-либо церковь (еще 1% может быть предоставлен на поддержку неправительственных организаций, музеев и т.п.).

В Словакии признанные церкви финансируются согласно специальному закону; суммы, выплаченные церквам, публикуют в печати. Помощь также предоставляется ассоциациям признанных церквей (таким, как Конференция католических епископов, Экуменический Совет церквей (некатолических), Дьяконат Евангелической церкви и др.)

В Румынии признанные религии получают государственные субсидии в соответствии с установленной переписью населения удельным весом своих верных в общей массе населения. В 2003 г. Православная церковь получила $6,9 млн., Римо-Католическая церковь -- $400 тыс., Греко-Католическая -- $127 тыс., Реформатская церковь -- $98 тыс. Финансирование Церкви из государственного бюджета существует также в Хорватии.

Принципиальные отличия существуют и в деле заключения актов гражданского состояния. Законодатели одних государств считают, что в секулярной стране Церковь не может выполнять никаких государственных функций, однако в других странах против этого возражают, ссылаясь на исторические традиции. В Болгарии, Македонии, Румынии, России, Сербии, Словении, Венгрии (причем в последний - с 1895 г.) действительным признается только гражданский брак, который совершается перед церковным, а по хорватскому законодательству, например, церковный брак приобретает гражданскую мощность, если он не нарушает всех требований гражданского закона. В Эстонии церковный брак не признается как таковой, но церковнослужителям предоставлено право при определенных условиях осуществлять вместе с церковными и гражданские браки. Церковный брак имеет гражданскую правомочность в Чехии, Словакии, Латвии, а в Литве он признается, если соблюдены следующие условия: возраст жениха и невесты соответствуют установленному законом, стороны вступают в брак добровольно, запись делается в книге записей актов гражданского состояния, брак осуществляется признанной церковью. При соответствующих условиях церковный брак признается также в Польше.

IV.

Еще одним весьма важным моментом, который нередко выпадает из поля зрения юристов, однако особенно важен для анализа состояния дел в посткоммунистических странах, где верховенство права является скорее целью, чем достижением, следует признать реальность провозглашенных принципов и правовых норм. Очевидно, что нормы закона здесь нередко еще действуют выборочно или даже откровенно нарушаются. Правда, нарушения редко носят либеральный характер, но практика применения закона смягчает его ограничительный характер. Скажем, хотя закон Армении запрещает финансирование церквей из-за границы, власти не наказывают нарушителей, так же как не ограничивают и передвижение по стране миссионеров. Наблюдатели отмечают, что и многочисленные положения относительно ограничения религиозной свободы, принятые местными властями болгарских городов Бургас, Пловдив, Старая Загора, Плевен и др., на практике не применяются. Однако в большинстве случаев имеет место обратная тенденция -- религиозным организациям запрещают то, что им не запрещает закон. Сообщения о нарушении гарантированной религиозной свободы часто поступают из Болгарии, России, Сербии, а сообщения из Азербайджана, Белоруссии, Грузии свидетельствуют о наличии очень серьезных проблем в этой сфере. Что же касается Боснии и Герцеговины, то там, по оценке ежегодного доклада Госдепартамента США о религиозной свободе в мире, религиозной свободой пользуются лишь представители тех религиозных групп, которые живут в анклавах, где приверженцы их религии составляют большинство. О свободе для представителей религиозного меньшинства речь просто не идет. На этом фоне реальные достижения Украины в области религиозной свободы неопровержимы – вопреки отдельным нарушениям на местном уровне.

V.

Вместе с тем сравнение украинского законодательства о свободе совести и религиозных организациях с аналогичным законодательством других посткоммунистических стран, в первую очередь Центральной Европы, свидетельствует, что на ряду с несомненными преимуществами в нем существуют и очевидные пробелы и "недописанности". Это едва не в первую очередь касается проблем реституции национализированного в свое время церковного имущества, а также непрофессионального религиозного образования в общеобразовательных школах.

В отличие от постсоветских стран, центральноевропейские с самого начала определились не только в том, что они обязуются вернуть отчужденное имущество (причем не только церковное), но и в способах возвращения. Так, венгерское правительство подписало отдельные соглашения с четырьмя историческими и двумя немногочисленными религиозными сообществами относительно объемов и сроков возвращения отобранного у них имущества. Правительственная комиссия и представители церквей также пришли к соглашению относительно денежной компенсации за имущество, которое нельзя возвратить по тем или иным причинам. Эти соглашения стали фактически реализацией закона о компенсациях, принятого венгерским парламентом в 1991 г. В прошлом году религиозные объединения получили $13,41 млн. как компенсацию за конфискованное коммунистическим режимом имущество. И только в первом квартале текущего года 46 имущественных объектов стоимостью $30,05 млн. были возвращены Католической церкви. До 2011 г. государство планирует выплатить церквам $166,8 млн. за не подлежащее возврату имущество.

В Польше был объявлен срок, в течении которого Католическая церковь могла апеллировать относительно возвращения ей конфискованного имущества. Государственные органы уже рассмотрели 2640 из 3060 аппликаций; 1336 из них признаны справедливыми и подлежащими выполнению; 900 должны быть рассмотрены дополнительно, а 536 отклонены. Сроки подачи аппликаций были установлены также для Лютеранской церкви и иудейской общины.

В Румынии религиозные организации подали правительству 7568 заявлений о возвращении отчужденного в них имущества. Ныне возвращение идет более или менее динамично. При этом установлено, что здания школ, музеев, больниц, ранее принадлежавшие церквам, после 2002 г. будут еще 5 лет оставаться в их пользовании, но они будут платить церквам ренту.

В Словакии Католической церкви уже возвращено больше половины всего отчужденного у нее имущества, хотя количество спорных дел довольно велико. Во многих случаях церкви приходится или еще придется судиться с нынешними собственниками церковного имущества; церкви также не будут возвращены ее земли.

В Чехии дополнение 1994 г. к закону о реституции 1991 г. предусматривает, что церквам будет возвращено не только имущество, отчужденное коммунистами после 1948 г., но и несправедливо отобранное у них между 1938 и 1945 гг. Наиболее законопослушными оказались власти Праги, которые возвратили религиозным сообществам практически все отобранное у них различными режимами. Одновременно создан правительственный фонд, располагающий приблизительно $11,7 млн. для компенсации за имущество, которое уже не может быть возвращено.

Однако не во всех странах реституция церковного имущества идет столь последовательно. В Хорватии, например, Католическая церковь до сих пор получила не более 16% отобранного у нее имущества. В Албании парламент лишь недавно принял закон о реституции, который, впрочем, оказался настолько противоречивым, что президент страны возвратил его на доработку. В Украине же до недавнего времени речь шла о возвращении религиозным учреждениям только сакральных объектов и культового имущества. И лишь недавно вопрос о возможном возвращении некультовых зданий стал рассматриваться серьезно. Очевидно, украинское правительство, как и правительства других постсоветских стран, где основной процесс конфискации церковного имущества развертывался более 85 лет тому назад и сопровождался террором и уничтожением собственников, стоит перед более сложной задачей по сравнению с правительствами центральноевропейских стран. Речь идет не только о проблемах экономического характера, но даже о сложностях с установлением объема конфискованного, определением правопреемственности и обоснованности апелляций о возвращении, а также об ином отношении к институту собственности, что отражается на законодательных инициативах.

Еще одна "недорешенность" украинской системы государственно-церковных отношений – причем не только законодательная, но и концептуальная – это присутствие церкви в общеобразовательной школе и преподавание там религии. В Украине, как известно, это преподавание осуществляется только как эксперимент (хотя и продолжительный) в школах Западной Украины. Дискуссии по этому поводу не прекращаются (не менее, если не более острые дискуссии идут и в России). Религиозные учреждения полностью отсутствуют в общеобразовательных публичных школах Албании и Македонии (хотя они могут создавать собственные школы). Запрещены религиозные классы в публичных школах Словении, которые должны быть нейтральными относительно религии; в некоторых случаях религиозным учреждениям, не имеющим своих помещений, могут предоставляться школьные помещения для уроков религии, но вне школьной программы.

В Болгарии в государственных школах религия преподается факультативно, причем не только православие, но с 2002 г. и ислам. По сведениям министерства образования религиозные классы посещают 18 тысяч школьников младшего и среднего школьного возраста. В Словакии уроки религии являются факультативными для учеников с первого по четвертый класс и обязательными для учеников пятого-девятого классов. В Венгрии религиозные уроки не являются частью обязательной школьной программы, но в начальных и средних школах религиозные классы существуют; представители церквей преподают в них после уроков. В течение 2003--2004 учебного года подобным обучением было охвачено 525197 учеников. В Румынии религиозные классы также являются факультативными, учить в них могут только представители признанных церквей. В Сербии это Православная, Католическая, Словацкая евангелическая, Реформатская церкви, мусульмане и иудеи; в Армении – только Армянская апостольская церковь. Такая же ситуация в Латвии, где к преподаванию допускаются только лютеране, католики, православные, старообрядцы, баптисты и иудаисты. С 1998 г. уроки религии и альтернативные уроки этики финансируются из государственного бюджета; в том же году на эти цели было выделено приблизительно $210 тыс. В Литве все государственные школы осуществляют религиозное обучение по просьбе родителей, а с 15 лет ученик сам может решать, что нему изучать -- религию или этику.

В Хорватии министерство образования в 1991 г. опубликовало "План и программу религиозного воспитания и обучения". Этот документ предусматривал организацию религиозных классов в государственных школах, причем к преподаванию, кроме Католической церкви, допускались представители еще семи церквей и религиозных сообществ. Они могли начать преподавание в классе, если заявление о желание изучать ту или иную религию подписывали семь учеников. В течении 1998–1999 учебного года, например, 91% учеников начальных и 74% учеников средних школ посещали католические классы. В Эстонии религия становится обязательным предметом, если не менее 15 учеников изъявляют желание ее изучать. Вместе с тем религиозное обучение является неконфессиональным и экуменическим; оно направлено на нравственный рост молодого человека, а не на его религиозную индоктринацию.

Кое в чем спорным остается принцип религиозного обучения в государственных школах Польши. С одной стороны, закон об образовании гласит, что ученики среднего школьного возраста являются достаточно зрелыми для того, чтобы решать, изучать ли им религиюя; с другой – конкордат между Польшей и Ватиканом отрицает это право для католиков. Причем заявление ученика о нежелании изучать религию подается не церковному, а школьному руководству, в чем эксперты усматривают нарушение права на молчание относительно собственных религиозных убеждений. Противоречие между законодательством о свободе совести и законом об образовании существует также в России. Если последний запрещает активность религиозных учреждений в школе, то федеральный Закон 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" разрешает обучение религии в государственных и муниципальных школах. Практически это противоречие может разрешаться таким образом: по просьбе родителей школьная администрация по согласованию с органами местного самоуправления может разрешить представителям религиозной организации обучать детей религии вне школьной программы.

VI.

В украинской системе государственно-церковных отношений существуют не только указанные проблемы. Ей еще недостает солидного правового фундамента (здесь можно упомянуть и проблему присутствия Церкви в армии, в учреждениях лишения свободы и многое другое). Несмотря на весьма серьезные успехи, которых достигла Украина в сфере обеспечения гарантированных Конституцией религиозных свобод, преодоления последствий антицерковной политики тоталитарного режима, несмотря на реальное, а не декларативное равенство религиозных организаций перед законом -- эта система требует серьезного юридического обоснования, заимствования лучшего опыта, накопленного странами, также прошедшими через антирелигиозный эксперимент, и учета тех ошибок, которыхим не удалось избежать.

Источник: "Людина i свiт"/ "Религия и общество" № 41 (8).


3. Анонс события

23-26 Ноября 2004 года: XI Санкт-Петербургские религиоведческие чтения "Религия в мировой истории и культуре". Петербургский Государственный музей истории религии

Исследователи и представители различных конфессий приглашаются принять участие в XI Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях "Религия в мировой истории и культуре", которые состоятся 23-26 ноября, сообщает "Благовест-инфо". Особое внимание организаторы чтений предполагают обратить на проблему взаимоотношений религиозных организаций и власти.

В течение более чем десятилетия музей проводит мероприятия по обобщению опыта комплексного изучения религии и музейного представления её реликвий. В этом году участники чтений рассмотрят два тематических блока. Первый призван раскрыть такие вопросы, как "Религия и властные отношения в истории классовых обществ", "История формирования религиозных институтов", "Религия и государство в России", "Идеи светской власти в религиях", "Мифология власти", "Тема власти в религиозном искусстве". Второй блок посвящён обсуждению культового предмета в музейной экспозиции и музейного экспоната в качестве исторического источника. Заявки на участие принимаются до 31 мая.

Источник: Портал Credo.Ru


4. Анонс события

25-27 ноября 2004 г.: Доржиевские чтения "Буддийская традиция. История и современность", посвященные 150-летию со дня рождения Агвана Лобсана Доржиева. Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге 25-27 ноября пройдут Доржиевские чтения "Буддийская традиция. История и современность", посвященные 150-летию со дня рождения выдающегося религиозного деятеля, буддийского ученого и просветителя Агвана Лобсана Доржиева. Как сообщили АБН  в оргкомитете мероприятия, целью этих чтений является обмен научной информацией о роли Агвана Доржиева в истории буддизма, о влиянии его религиозной, просветительской и общественной деятельности на судьбу буддизма в России, а также обсуждение широкого круга культурно-исторических и буддологических проблем.

Организаторами чтений являются Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд "Общество бурятской культуры Ая-Ганга", Санкт-Петербургское религиозное объединение буддистов Дацан Гунзэчойнэй, администрация города. Чтения пройдут при участии Российского Этнографмческого музея, Музея истории религии, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского Государственного Университета, Фонда Агвана Доржиева (Улан-Удэ). В рамках проведения юбилейных чтений, в частности, будут рассмотрены такие темы как личность и эпоха Агвана Доржиева, история, источниковедение, языкознание и искусство буддийской культуры, взаимодействие буддийской церкви и государства в России. Агван Доржиев был основателем первого в Восточной Европе буддийского храма, построенного в Санкт-Петербурге. Буддийский святой Агван Доржиев стал первым настоятелем Дацана, построенного в Старой деревне. Он был одним из учителей Далай-ламы XIII и его доверенным лицом. Николай II разрешил А.Доржиеву построить в Петербурге (первый в Европе) Буддийский храм. В 1919 году храм подвергся разрушению, пропали сотни бронзовых и золоченых бурханов, серебряные жертвенные чаши, мебель, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм. Однако после преследований духовенства, в 1937 году община буддистов перестала существовать. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии и скончался в 1938 году в тюремной больнице в Улан-Удэ. В том же году Ленинградский буддийский храм был закрыт. До 1990 года, когда храм был возвращен верующим, в нем располагались физкультурная база, радиостанция и лаборатория Зоологического института. На стене храма установлена памятная доска А.Доржиеву, созданная известным петербургским архитектором Вячеславом Бухаевым. На доске серого мрамора высечен золотой знак бесконечности в виде колеса, под ним - барельефное изображение святого старца с закрытыми глазами, который держит руку на книге - символе мудрости и учения. Барельеф выполнил известный молодой скульптор Даши Намдаков.

Источник: Портал Credo.Ru


5. Доска объявлений

***

Дорогие друзья, соработники, братья и сестры во Христе!

Приглашаем вас к участию в ежегодном Международном дне молитвы за гонимую Церковь (МДМГЦ), который будет проходить в ноябре этого года. Дата проведения МДМГЦ в России 14 ноября.

МДМГЦ является крупнейшим молитвенным мероприятием в поддержку гонимых церквей, организованным по инициативе Комиссии по религиозной свободе Всемирного евангельского альянса и организаций, помогающих гонимым христианам, . Вот уже несколько лет христиане всего мира, различных деноминаций и поместных церквей объединяются в молитве за гонимых христиан.

Вы можете оказать реальную помощь гонимым христианам, разделив их бремя через молитву и материальную помощь. Вы можете также "открыть свои уста за безгласных", рассказав о гонимых христианах другим верующим и побудив их также участвовать в этой молитве.

Материалы Международного дня молитвы за гонимую Церковь на русском языке смотрите на сайте http://idop.vgc.ru/ Просим вас распространить эту информация среди возможно большего количества церквей

Аннета Высоцкая Русскоязычный координатор Международного дня молитвы за гонимые церкви 2004 по поручению Комиссии по религиозной свободе Всемирного евангельского альянса

Контактный e-mail: vladgospelchurch@mail.ru.

***

Приезд монахов Дзен в Киев

Bпервые со 2 по 7 ноября Украину посетят монахи буддистской японской традиции Дзен Сото из монастыря Ко Мйо Дзи - "Храм Вечного Света" (Польша).

Монастырь Ко Мйо Дзи является самым большим центром традиции Дзен Сото в Центральной и Восточной Европе. Его ретриты (по-японски seshin) регулярно посещают монахи и миряне разных школ буддизма из Польши, Чехии, Словакии, а также Франции.

Монахи и миряне, которые приедут в Киев, являются учениками известного французского мастера Дзен Учителя Кайсена , автора "Дзазен и Сатори", изданной в свое время киевской "Софией".

Мастер Кайсен - ближайший ученик знаменитого японского учителя Тейсена Дешимару . Именно благодаря Учителю Дешимару Дзен попал из Японии в Европу и стал там весьма популярным. Поэтому Тейсена Дешимару еще называют первым патриархом Запада.

Монахи из монастыря Ко Мйо Дзи во главе с монахиней Эйкей проведут в Киеве теоретические и практические занятия по медитации Дзен и дзенскому восприятию действительности. А в мае следующего года ожидается и приезд в Украину самого Учителя Кайсена.

Встреча с монахами вероятно пройдет в галерее"Ра" (Богдана Хмельницкого 37).

Приглашаются все желающие - практикующие и просто заинтересованные!

Контактные телефоны: Владислав 519-73-92 (домашний: 7.00 0 - 9.15, 22.00 - 24.00; в выходные 7.00 - 15.00) 239-29-75 (рабочий: 11.00 - 18.00, кроме выходных) Екатерина 211-24-64

Источник: рассылка "Новости буддизма", 22 октября 2004 г. http://subscribe.ru/catalog/culture.buddhism


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.religstudies
Отписаться

В избранное