Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 175



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 175

10 ноября 2008 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"

2. Искусство терракоты в Индии / Взгляд на историю

3. События в мире / Новостная лента

4. Международная конференция "Богословские перспективы современной культуры" / Доска объявлений

5. Международная конференция "Современные методы исследования в современных науках" / Анонс события


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех подписчиков очередным Выпуском "Современного религиоведения". Прошу прощения за задержку, но... Вы видите сами - выпуски рассылки становятся все более информативными. К этому мы и стремимся. :)

Сегодня Вас ждет рассказ о терракотовых статуэтках в Индии, подборка новостей и обзоры конференций.

Последние обновления на сайте Dansk.Ru:

Николай Фредерик Северин Грундтвиг - http://dansk.ru/content/view/62/1/lang,ru/
Датская королева создала костюмы к балету "Снегурочка" - http://dansk.ru/content/view/59/1/lang,ru/

а также новая полезная информация (см. раздел "Полезное").


2. Взгляд на историю

Искусство терракоты в Индии

Искусство терракоты - изготовление предметов из обожженной глины существует в Индии с давних времен, как минимум с третьего тысячелетия до н. э. Народное искусство терракоты отличается огромным разнообразиемот религиозных символов и изображений богов до домашней утвари, украшений и игрушек.

Одной из любимых тем индийских керамистов, не утратившей своей значимости и в настоящее время, является образ богини-матери (Ма, Мата, Амма). Корни этой традиции уходят в глубины веков. Культ богини-матери, существовавший у многих народов древности, получил в Индии воплощение в самых разнообразных формах. Великая Мать покровительница материнства и земного изобилия, растительного и животного мира окружалась бесчисленными ритуалами, обрядами и мифами. Она Считалась также покровительницей детей и беременных женщин. Она исцеляла недуги и отводила несчастья.

Многочисленными терракотовыми фигурками богини-матери ее праздничными изображениями или благодарственными приношениями в ее честь заполнялись святилища. В силу самой непрочности материала эти глиняные фигурки не предназначались для постоянного поклонения:

после торжества в честь богини или поклонения ей их погружают в водоемы, реки или в море, относят в специально отведенные для этого места или кладут под деревья.

"Вечные" и "тленные" глиняные изображения богини-матери, обнаруживаемые археологами, относятся к самым разным периодам в истории Индии. "Вечные" образы сохраняют первобытную, архетипическую форму вопреки всем усовершенствованиям технологии и орудий производства. "Тленные" изображения приобретают специфические местные особенности, не теряя при этом главных черт культового образа символа материнства и плодородия. Эти женские фигурки отличаются подчеркнуто высокой грудью, бросающимся в глаза пупком, тяжелым животом беременной женщины, крутыми бедрами, а зачастую и ярко выраженными гениталиями. Чисто индийская черта обилие украшений на фигурках.

В магически-религиозных обрядах богиню-мать часто символизирует горшок, это символ женского чрева (гарбха). В древних изображениях, которые находят на севере Индии, горшок часто составляет часть фигурки: голову или живот. Связь образа богини-матери с горшком прослеживается и в современных глиняных горшках, гарбха, изготовляемых в западной Индии. В восточной Индии богиня-змея Манаса-гата также изображена в виде горшка.

Древнейшие терракотовые статуэтки, связанные с культом богини-матери (как изображения, так и благодарственные приношения), восходят к истокам Индской цивилизации, когда еще не сформировалась патриархальная индоарийская культура Они появляются в период оседлых земледельческих культур Зхоб, Купли, Кветты, долины Инда (ныне Пакистан) в эпоху бронзы. Это грубо сделанные фигурки с налепленными па них деталями. Глаза, груди и украшения наложены на вылепленное из единой массы туловище Образцы культуры Купли поясные фигурки на глиняном основании; в долине Инда делали фигурки в полный рост, с короткими толстыми ногами, с вееро-подобным головным убором, с рогом и чашей в руках. Пучеглазые женские фигурки из долины Зхоб с клювоподобным носом и капюшоном на голове, с тяжелыми, грубо намеченными ожерельями на шее отражают грозную ипостась богини-матери, позднее воплощенную в образах богини Кали и Чамунды Стюарт Пиггот писал о них, что "это никак не игрушки, а скорее воплощение беспощадной богини матери, являющейся еще и охранительницей мертвых божества подземного мира, ассоциируемого равно с трупом и с погребенным в землю зерном ("Доисторическая Индия", с 127)

Индская цивилизация (ок. 23001700 гг. до н. э.) отличалась высокоразвитой городской культурой и богатой письменной традицией, но она "еще только вычленялась из сельской по своей сути основы". Огромное количество терракотовых женских статуэток, найденных в городах долины Инда, свидетельствует о том, какое большое место в религиозных взглядах этого периода занимал культ плодородия. Некоторыми религиозными и художественными особенностями эта цивилизация поразительно напоминает средневековую и современную индусскую культуру, хотя никаких прямых исторических связей проследить не удается Используемые сейчас в ритуалах принятия обета женские глиняные фигурки из Ассама (Гоалпара) и Бенгалии с их птичьими лицами напоминают фигурки из Индской долины и Купли, хотя исторически эти две далеко отстоящие друг от друга области совершенно не связаны.

Поразительно, что в поселениях хараппской культуры (в настоящее время это Калибанган, Лотхал, Суркотада) женские фигурки встречаются не в таком изобилии, как в городах Индской долины, причем найденные там женские изображения совсем иного типа.

Значительно меньше женских изображений в районах земледельческих культур, образовавшихся в центральной Индии, на Деканском плоскогорье, после упадка Индской цивилизации около 1700 г. до н э. Найденные здесь фигурки резко отличаются от образцов из Индских городов. Они круглоликие, с короткими, толстыми руками и ногами, на них нет никаких украшений. Вместе с тем они замечательны по своим формам Фигурки из Билвали (ок 17001200 гг. до н. э.), напоминающие по своим очертаниям скрипку, в чем-то перекликаются со статуэтками Великой Матери с Кикладских островов. Фигурки из Навасы (ок. 1300г. до н. э.) и Навдатоли (ок. 1000 до н. э.) вылеплены на кувшинах для хранения пищевых продуктов, что указывает на их охранительную и плодотворящую функцию. Навасские фигурки не имеют голов и лишены украшений, зато отличаются непомерным по размеру пупком символом жизни и плодовитости. Такая безголовая абстрактная форма без украшений типична для послехараппских культур Декана. Фигурка богини в глиняном коробе, найденная при раскопках одного из домов в Инамгаоне (ок. 1300 г. до н. э.), в Махараштре, возможно, указывает на связь с Западной Азией. Характерная форма арки, образуемая ее ногами, становится отличительной чертой более поздних глиняных фигурок на Декане с I до III веков н. э. Изображение богини-матери на буйволе, по предположению X. Д. Санкалии, имеет очень важное значение и напоминает Обнаженную богиню с буйволом, найденную в Вадгаоне, в Махараштре, и Бхинмале, в южном Раджастане.
Интересно, что число женских терракотовых фигурок резко возрастает в период "второй урбанизации" в долине Ганги с 600 г. до н. э. до 600 г. н. э.; этот период богат множеством самых разнообразных изображений богини, а приблизительно со II века н. э. в Пуранах и в санскритской литературе начинают упоминаться богини Дурга, Лакшми и Праматери, чтимые и в настоящее время.

Стилизованная терракотовая богиня-змея Нагини встречается в искусстве долины Ганги с домау-рийского периода (ок. 500 г. до н. э.) до Кушанской эпохи (II в. н. э.). Из поколения в поколение индийские мастера создавали фигурки богини-змеи, оттискивая или вырезая их в глиняной форме. На этих стилизованных изображениях голова кобры с раздутым клобуком венчает человеческое туловище. На планкетках прорезаны кружки для грудей и пупка и линиями намечены очертания человеческой фигуры. Эти изображения, по всей вероятности, служили благодарственными приношениями или играли роль священных образов в культе змеи.

Женские фигурки с птичьими лицами обнаруживаются под Паталипутрой (в Бихаре) и в районе Матхуры (в Уттар-Прадеш). Не менее важным центром терракотовых изделий домаурийского и маурийского периодов был Бузар на реке Ганге в Бихаре. К древнейшим находкам относятся грубо вылепленные богини-матери с ромбовидными глазами, восседающие с младенцем на табурете. Со временем лица у богинь удлиняются и приобретают чужеземные черты, на головах появляются разнообразные фантастические головные уборы. Формы остаются предельно обобщенными и утрированно округлыми. Богатые лиственно-цветочные украшения в виде ожерелья и головного убора характерны для образов ритуальных дев, связанных с праздниками плодородия. Во время этих праздников юные девушки символически оплодотворяли фруктовые деревья, постукивая по стволам или просто притрагиваясь к ним; уши девушек вместо серег украшали веточки этих деревьев. Женские фигурки из Бузара связаны с образами этих ритуальных дев, дарующих плодородие. Имеют ли эти фигурки практическое или чисто декоративное назначение сказать с определенностью нельзя. Во всяком случае, они, несомненно, изображают таких благотворных дев, присутствие которых в ритуале плодородия в культовом или декоративном качестве должно было приносить удачу.

Матхура, крупный центр керамического ремесла и культа богини-матери, позволяет проследить развитие иконографии образа богини-матери от эпохи Маурья до Кушанского периода, т. е. с IV в. до и. э. до II в. н. э. Архаические фигурки, похожие на птиц, с клювоподобными носами, прочерченными глазами и грубыми украшениями-аппликациями, сменяются красивыми изображениями женщин с веерами в руках, в прозрачных одеяниях, с замысловатой прической и тщательно выделанными ожерельями. Эти изменения приходятся на период расцвета городов, бурно развивающихся в связи с зарождением торговли в послемаурийский или шунгский период. Такие же изменения заметны и в терракотовых женских фигурках послемаурийского периода в индийских городах от Бенгалии на востоке до Пенджаба на западе, находящихся на главном торговом пути. Производство этих фигурок было массовым. Однако по своему изяществу они не уступали изделиям из слоновой кости.

С развитием торговли популярность приобретает Лакшми, богиня благоденствия, богатства и красоты. На замечательной планкетке из Авры в Мадхья-Прадеш (ок. 100 г. до н. э, 300 г. н. э.) богиня стоит в благословляющей позе, касаясь руками своих серег, в окружении супружеских пар и горшков. Широкое распространение от Бенгалии до Пенджаба получает во II и I веках до н. э. культ богини Панчачуды с пятью стрелами, похожими на шпильки для волос. Изображения ее партнера-мужчины на планкетках из Ахичхатры и Чандракетугарха свидетельствуют о том, что она почиталась как богиня плодородия; символический ее брак совершался на благо всей общины, благоприятствовал успешному ходу земледельческих работ и всеобщему плодородию, как в западноазиатских культах. Популярным в керамическом искусстве Раджастана, Уттар-Прадеш и Бенгалии становится образ другой благодатной богини, Васудхары, вероятно, родственной с Анаит, держащей в руке пять рыбок.

Символы доброго предзнаменования и плодородия встречаются в изображениях богинь послемаурииского, или шунгского, периода. Богини прикасаются к своим поясам или серьгам, в руках у них цветы или рыбки, в волосах хлебные колосья, пальмовые листья или другие символы удачи. На них драгоценные амулеты и украшения. В отличие от архаических, грубо вылепленных богинь-матерей древности это прекрасные юные женщины.

Лица богини приобретают характерные этнические черты населения Декана (Махараштра, Карнатак и Андхра-Прадеш), где города вели оживленную торговлю с Римом в начале нашей эры. Богиня вылеплена сидящей на корточках, ноги ее широко раздвинуты, образуя характерную арку, как и у богини из Инамгаона, описанной выше. Но у этой богини тонко отделанная прическа, в левой руке у нее птица, в правой плод манго.

Лотосоглавая Обнаженная богиня (на местном наречии Ладджа Гаури), сидящая в позе "уттанапада", стала популярной в произведениях из терракоты и камня в Андхра-Прадеш, Карнатаке, Махараштре, Гуджарате и среди жителей долины Джамны. Ее культ был распространен не только среди простонародья, но и в аристократических кругах, судя по надписи из Нагарджунаконды. В надписи говорится о царице, принесшей во исполнение обета такую фигурку Весьма знаменательно, что образ Обнаженной богини был особенно популярен в период расцвета торговли с Римом. Фигурка очень напоминает римско-египетскую. Обнаженную богиню, найденную в Египте и относящуюся по времени к этому же периоду.

Среди монументальных и экспрессивных индийских произведений из терракоты известны изображения богини Харити, охранительницы младенцев, и ГаджиЛакшми Оба изображения найдены в буддистском храме в Косамби под Аллахабадом и датируются ок. III в. н. э Эти изображения свидетельствуют о высоком художественном мастерстве индийских керамистов.

Терракотовое искусство первых веков нашей эры сохраняет архаическую форму богини-матери, созданную еще до ее закрепления в канонических текстах Пуран. Это изображение Семи Праматерей, сидящих кружком, впервые созданное в терракоте в Сонкхе около Матхуры в I в до н э. Можно вспомнить пьесу Бхасы "Чарудатта" (ок II в н э.), где горожанин под покровом ночи совершает приношения богиням-матерям на перекрестке дорог.

Дурга одна из главных богинь индусского пантеона, чья героическая победа над демоном описана в "Маркандея-Пуране" (ок V в. н.э.) Древнейшее ее изображение относится к Кушанскому периоду. В ранних терракотовых изображениях богиня душит демона Махишасуру в облике буйвола, а на планкетке эпохи Гуптов (IV V вв.) она убивает его трезубцем.

Дурга играет важнейшую роль в религиозной жизни современной Бенгалии и других районов страны. Ее глиняные изображения, изготовляемые для посвященных ей праздников, приобретают изысканность, а в ее семью включаются Лакшми и Сарасвати, считающиеся ее дочерьми, а также сыновья Ганеша и Кариткейя. По бенгальскому преданию, Дурга с детьми каждый год во время осеннего праздника навещает дом своих родителей.

И в наши дни индийцы чтут глиняные изображения своих богинь. Во многих районах Индии, особенно на востоке, каждую осень (сентябрьоктябрь) девять дней длится праздник в честь богини Дурги. В домах выставляются ее ярко расписанные изображения. Девять дней они служат объектом поклонения, а па десятый день их "на веки вечные" погружают в воды ближайшего озера, реки или моря. Из года в год совершается этот ритуал, соединяющий верующих с богиней, сокрушительницей демона-буйвола и всяческих препятствий.

Точно так же весной (февраль) в глиняных образах чтут богиню знания Сарасвати, а в праздник дивали (октябрьноябрь) богиню богатства и красоты Лакшми. В Бенгалии в день дивали состоится праздник в честь черной богини Кали, а на следующий вечер происходит веселый обряд погребения ее изображений в ближайшем водоеме.

Автор - Девангана Десаи
Источник: http://achababa.tripod.com


3. События в мире / Новостная лента

В Тыве открылась выставка скифских сокровищ

В Национальном музее имени Алдан Маадыр в Кызыле открылась выставка "Сокровища Долины царей. Курган Аржан-2", сообщает агентство "Интерфакс". Часть сокровищ из уцелевшего за 2700 лет от разграбления кургана Аржан-2 уже выставлялась в Государственном Эрмитаже и музеях Германии.

Коллекция состоит из 1200 предметов. В центральной части экспозиции находятся украшения из золота, конское снаряжение и макет погребального сруба. Все эти артефакты были найдены российско-германской археологической экспедицией в 2001-2003 годах во время раскопок кургана Аржан-2, который находится в Долине царей в Пий-Хемском районе. Руководили раскопками с российской стороны научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов, с немецкой стороны берлинский археолог Анатолий Наглер и нынешний директор Немецкого археологического института Герман Парцингер.

Первые крупные археологические открытия были сделаны уже в 2001 году. По описаниям археологов, в центре деревянного сруба, сделанного из бревен сибирской лиственницы, на тщательно обработанном полу были обнаружены женский и мужской скелеты в костюмах, украшенных большим количеством золотых бляшек. Среди останков найдена массивная золотая гривна символ власти. Головные уборы скифов украшали золотые пластины в виде лошадей, оленей, барсов.

Ученые сделали предположение, что в могиле была погребена супружеская чета, принадлежавшая к скифской элите. Общий вес золота, извлеченного из гробницы, составил около 20 кг. При раскопках Аржана-2 археологи также нашли большое количество железного оружия, инкрустированного золотом, а также изделия из бронзы и керамики.

В Тыву коллекция вернулась только летом 2008 года и несколько месяцев она хранилась в Национальном банке, так как республиканский парламент урезал бюджет музея, который не смог найти средства на приобретение необходимых охранных систем. Вопрос с финансированием помог решить член Совета Федерации от Тывы Сергей Пугачев, выделивший на современные охранные системы 10 миллионов рублей: скифские артефакты из Аржана-2, страховая сумма которых составляет 44 миллиона долларов, разместили внутри пуленепробиваемых витрин.

Эти сокровища директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал "главной археологической находкой XXI века". Посетители музея смогут увидеть не только золотые украшения, оружие и другие изделия из кургана Аржан-2, но и редкие образцы из кургана Аржан-1.

Источник: Lenta.Ru, 2 ноября 2008 г.


В Тайване умер прямой потомок Конфуция

Прямой потомок Конфуция в 77-м поколении Кунтэ Чэн (Kung Teh-cheng) умер в Тайване 28 октября, сообщает агентство Reuters со ссылкой на местные СМИ.

Кунтэ Чэну было 88 лет. 20 октября он был госпитализирован с пневмонией. Медики назвали причиной смерти остановку сердца.

На протяжении более чем полувека Кунтэ Чэн отвечал за проведение ежегодных чествований Конфуция. Кроме того, он преподавал в нескольких университетах Тайваня, возглавлял музей в Тайбэе. С 1948 по 2000 год он был одним из старших советников президента Китайской республики, а с 1946 по 1991 - членом Национальной Ассамблеи.

Источник: Lenta.Ru, 28 октября 2008


4. Доска объявлений

Уважаемые коллеги!

14-15 ноября 2008 г. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, совместно с Культурным центром "Духовная библиотека", проводит Международную конференцию "Богословские перспективы современной культуры". Конференция пройдет в здании Католической Курии в Москве (ул. Малая Грузинская, 27, стр. 2).

Желающим принять участие в работе конференции следует предварительно сообщить об этом по электронной почте (info@standrews.ru). В письме укажите, пожалуйста, Ваши фамилию, имя, отчество и контактную информацию.

Оргкомитет конференции
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Телефон/факс: (495) 670-22-00, 670-76-44
E-mail: info@standrews.ru, standrews@narod.ru

Источник: www.standrews.ru


5. Анонс события

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук
16-17 декабря 2008 г.
Первая Международная конференция молодых исследователей
"Современные методы исследования в гуманитарных науках"

Целью конференции является объединение и координация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых кандидатов наук гуманитарного и социального профиля Российской Академии наук и ведущих ВУЗов как в России, так и за рубежом. Проект должен объединить молодых специалистов в области филологии, истории, философии, социологии, психологии, причем его основной особенностью будет междисциплинарный подход к решению научных проблем.

Во-первых, в настоящее время в структуре РАН не существует специальной формы объединения молодых специалистов гуманитарного и социального профиля, позволяющей осуществлять непосредственный контакт и обмен мнениями. Во-вторых, к числу насущных задач отечественного гуманитарного знания относится развитие научных связей и поиск общих форм исследовательской дискуссии между представителями различных дисциплин историко-филологического и социологического круга. Создание широкой сети научных контактов, преодоление методологической и дисциплинарной разобщенности представляются особенно важными для молодых специалистов, начинающих свой путь в науке.

Работа конференции будет вестись по трем направлениям, основное содержание которых будет обсуждаться на круглых столах, закрывающих конференцию. Темы круглых столов:

1. Проблема методологии
2. Проблема источника
3. Исследователь как проблема

Предполагается издание тезисов.

Для участия в конференции необходимо до 1 декабря 2008 г. прислать по адресу sila_yma@mail.ru или daytoday.myth@gmail.com заполненную анкету в формате RTF, названную по
фамилии автора.

1. Ф.И.О.
2. Место и год рождения
3. Статус (студент, аспирант, прочее)
4. Место учебы (и работы, если есть)
5. Тема доклада
6. Краткие тезисы доклада (от 2 до 4 тысяч знаков). Количество иллюстраций не более 5. Принимаются только монохромные иллюстрации с разрешением не менее 300 dpi.
Каждую иллюстрацию необходимо прислать отдельным файлом. Список иллюстраций также необходимо прислать отдельным файлом. В тексте используются исключительно
концевые сноски.
7. Почтовый адрес
8. Электронный адрес
9. Контактный телефон.
10. Ф.И.О., должность научного руководителя
11. Список научных публикаций, включая готовящиеся к печати (если есть)

К сожалению, оргкомитет не сможет оплатить командировочные расходы участников, поскольку грантовые средства, полученные на проведение конференции, пойдут на издание тезисов.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!


В избранное