Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Здоровье и физическое развитие." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Выпуск 4.
Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!
Статистика показывает, что число подписчиков данной рассылки постоянно растет, что, конечно, не может не радовать ее автора. :-))
Прежде чем обратиться к материалу рассылки, внесу маленькую корректировку. Раздел под названием "Традиции и обряды" теперь будет называться "Этнография" (как и на Упельсинкиной странице). Понятие "Этнография" включает в себя культуру, обычаи, традиции, обряды и т.д., т.е. намного шире, поэтому и был выбран мною для заглавия раздела.
Теперь о содержании. В прошлый раз в разделе "История религий" мы дали краткий обзор одной из религий Древнего Китая, подарившей миру много великих мудрецов - о даосизме (см. Выпуск 3). В этом выпуске мы обратимся к конфуцианству - религии, не менее важной для истории Китая, чем даосизм. В разделе "Мифология" мы продолжаем знакомиться с мифами Африки - один из текстов ньяса "История Тангалимилинго". В разделе "Этнография" - рассказ о бушменах. Текст "Гностической песни" приведен в следующем разделе. Подробнее о религии гностиков читайте в следующих выпусках. "Классики религиоведения" - известный французский философ-антрополог Л. Леви-Брюль и отрывки из его работы "Сверхъестественное в первобытном мышлении". В разделе "Словарь" вы найдете обещанный мною рассказ о персонаже бушменской мифологии - Цагне. В конце выпуска, как обычно, литература и обзоры сайтов о религии.
Подробную информацию по
всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru
1. История религий. Конфуцианство
5. Классики религиоведения. Люсьен Леви-Брюль
7. Литература
8.
Обзоры
Конфуцианство.
Конфуций воплотил в себе полнейшее отражение китайского народного характера со всеми его достоинствами и недостатками. Вот почему учение его было принято и проникло в кровь и плоть народа без всяких потрясений и кровопролитий и все китайцы без различия вероисповедания конфуцианцы.
Все описания личности Конфуция,
сохранившиеся от его непосредственных учеников, показывают, что философ
был справедливым, деятельным, честным, хладнокровным и сдержанным человеком.
Учитель, - говорят они, - был ровен, полон достоинства. Почтителен и вежлив,
но с сознанием собственного достоинства и всегда спокоен. В личной жизни
и быте умерен и приличен. Не ел много, когда ел, не говорил, когда был
в постели, тоже молчал; сидя в колеснице, держался прямо . Будучи практиком
в жизни, Конфуций является таким же и в своем учении. Все его беседы и
наставления носят характер житейской мудрости и не возвышаются над обычными,
естественными требованиями житейского обихода. Все его учение заключается
в следующих трех правильных отношениях: государя к подданным, отцов к детям,
мужей к женам и в точном соблюдении пяти верховных добродетелей или обязанностей:
человеколюбия, то есть сострадания ко всем себе подобным без различия,
затем правосудия или воздаяния каждому должного безо всякого лицеприятия,
повиновения действующим законам и соблюдения установленных обрядов господствующей
религии, правдоподобия, то есть неуклонном отвращении от всего ложного,
и, наконец, верности и честности всегда и во всем. В этих отношениях и
добродетелях Конфуций видел счастье человеческого рода и, обставив их известными
церемониями, создал свое учение о нравственности. Основным принципом этой
нравственности является отсутствие увлечений, равновесие в деятельности,
сохранение и соблюдение середины во всех поступках умеренность и сдержанность
всегда и во всем и, как результат этого, спокойствие, невозмутимость
вот нравственное совершенство, к которому должен стремиться мудрый. Человек
во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной
злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться
от радости одним словом, в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей
и увлечений в этом заключается основное правило личной нравственности.
То же должно соблюдать и в нравственном отношении к другим людям, то есть
стараться избегать причинять другим то, чего себе не желаешь, сохраняя,
таким образом, и здесь гармонию. Все остальные нравственные добродетели
приводятся к тому же началу. Справедливость и честности, верность себе
и своему слову, искренность как основа мирных и добрых отношений к общественной
жизни и средство к устранению недоразумений, послушание и почтительность
к старшим, кротость, терпение и, наконец, вежливость ко всем без исключения
непосредственно связаны с началом середины, или гармонии. Эта сдержанность
во всех душевных проявлениях, разумеется, обусловливает некоторую сдержанность
и в чувственных наслаждениях. Учение о середине является стимулом, обусловливающим
и охватывающим весь внешний быт народа, весь образ его жизни, весь государственный
строй, а также нравственное и духовное состояние народа.
Тексты ньяса. История Тангалимилинго.
Несколько юношей отправились
на охоту в лес, где было много дичи. Там они стали охотиться и вскоре были
с богатой добычей: кролики, антилопы, цесарки, куропатки. Тогда они сказали:
Пойдем в нашу хижину и приготовим еду . К этой хижине пришли и другие
охотники. Они набрали хвороста для костра и разожгли огонь. Тут вдруг появился
леопард и схватил кусок мяса. Охотники тотчас же вскочили и бросились за
ним. А тем временем пришел самец антилопы и съел всю дичь. Не догнав леопарда,
охотники решили вернуться. Но, придя к месту своей стоянки, они обнаружили,
что вся их добыча исчезла. Кто бы это мог съесть наше мясо? говорили
они в недоумении. И все ушли на поиски, оставив в хижине только одного
юношу. Долго искали охотники, но так ничего и не обнаружили. А пока они
отсутствовали, опять появилась антилопа и съела юношу. Не найдя того, кто
съел дичь, охотники вернулись и увидели, что юноша исчез. Охотники стали
его искать, но безуспешно. Тогда они сказали: Идемте домой, нашу добычу
кто-то унес, а теперь и юноша пропал. И мы не можем найти ни его, ни того,
кто его похитил . И они отправились домой... Но где же был Тангалимилинго?
Оказавшись в желудке антилопы, он вынул из ножен нож, который был у него
с собой, и разрезал желудок. Так ему удалось убежать от антилопы, не убивая
ее. Впоследствии люди не убивали эту антилопу, потому что однажды она была
Тангалимилинго...
Бушмены.
Бушмены вели бродячий образ жизни и занимались охотой и собирательством. Небольшие группы (по пятьдесят-сто человек) обитали в пределах своей охотничьей зоны, границы которой строго соблюдались. Бушмены не имели постоянных жилищ, они укрывались в кустарнике, сооружая из веток и травы временные шалаши и навесы, - отсюда и название бушмены , т.е. лесной человек ), данное им первыми голландскими поселенцами. Пол в таких жилищах выскабливали, устраивая подобие гнезда, в котором спали члены семьи, свернувшись клубком и укрывшись с головой карассами (накидка из шкур).
Бушмены принадлежат к одному из наиболее своеобразных антропологических типов земного шара, обладая одновременно негроидными и монголоидными антропологическими признаками. Волосы на голове скручиваются в узкие спиральные пучки, между которыми видна кожа, лицо плоское, кожа желтая, цвета подсыхающей листвы , веко имеет особое строение (эпикантус), губы заметно тоньше, чем у негров. К числу специфических признаков бушменов относится часто встречающееся отсутствие мочки уха. Средний рост бушменов около 150 см.
К моменту появления европейцев
бушмены населяли район Грикваленда в бассейне Оранжевой реки и районы к
востоку от него, откуда затем были вытеснены в пустыни Калахари, Намиб
и в значительной степени истреблены. По данным обследований за последние
годы, численность бушменов определяется более чем в 50 тыс. человек, из
которых примерно половина сохранила свой прежний образ жизни. В Юго-Западной
Африке насчитывают около 20 тыс. бушменов, главным образом племени кунг,
в Бечуаналенде около 30 тыс. человек и несколько тысяч на территории
Анголы.
Предлагаемый текст дошел в составе своеобразного гностического романа , известного под заглавием Деяния апостола Иоанна , или Странствия апостола Иоанна , и сохранившегося с большими пробелами. По-видимому, апокриф этот сложился к III в., как переработка материала II в.; место возникновения остается спорным.
Гностическая хороводная песнь.
И собрал
нас вместе Иисус, и сказал:
-
Пока еще не предан Я в руки их, воспоем песнь Отцу и так пойдем навстречу
тому, что ждет нас.
Затем
велел Он нам стать в хоровод и держаться за руки; Сам же, стоя в средине,
сказал:
Отвечайте
Мне Аминь!
После
того начал Он воспевать песнь, глаголя: - Слава Тебе, Отче!
Мы
же, вращаясь по кругу, отвечали Ему: - Аминь!
-
Слава Тебе, Дух! Слава Тебе, Святый! Аминь!
-
Хвалим Тебя, Отче, благодарим Тебя, Свете, в коем тьма не обитает!
Аминь!
-
При благодарении же нашем говорю так: спастись желаю, и спасти желаю (1)!
Аминь!
-
Искуплен быть желаю, и искупить желаю! Аминь!
-
Уязвиться желаю! И уязвить желаю! Аминь!
-
Рожден быть желаю, и рождать желаю! Аминь!
-
Вкушать желаю, и предаться во снедь желаю (2)! Аминь!
-
Внимать желаю, и внят быть желаю! Аминь!
-
Умозрим быть желаю, всецело Ум будучи! Аминь!
-
Омываем быть желаю, и омывать желаю (3)! Аминь!
-
Благодать пляшет (4)!
-
Играть на флейте желаю, ведите хоровод все вы! Аминь!
-
Плач творить желаю, причитайте все вы! Аминь!
-
Единая Осьмерица (5) нам подпевает! Аминь!
-
Двунадесятое Число (5) пляшет в вышних! Аминь!
-
Всему сущему плясать должно! Аминь!
-
Кто не пляшет, свершающегося не разумеет! Аминь!
-
Бежать желаю, и остаться желаю! Аминь!
-Украшать
желаю, и украшен быть желаю! Аминь!
-
Воссоединиться желаю, и воссоединить желаю! Аминь!
-
Дома не имею, и домы имею! Аминь!
-
Храма не имею, и храмы имею! Аминь!
-
Светильник Я для тебя, о, взирающий на Меня! Аминь!
-
Зерцало Я для тебя, о, мыслящий Меня! Аминь!
-
Дверь Я для тебя, о, стучащийся! Аминь!
-
Путь Я для тебя, о, шествующий! Аминь!
-
Внимая песни Моей, восчувствуй, как Я глаголю в тебе! Аминь!
Примечания:
1.
Христос, как он изображен в этом гимне, в отличие от ортодоксального образа,
не только спаситель мира, всецело благой, светлый и чистый; он и сам нуждается
в спасении, в просветлении, воссоединении , которые несет людям. Он не
только субъект, но и объект акта спасения, и потому глаголы, описывающие
этот акт, применены к нему не только в действительном, но и в страдательном
залоге.
2.
Ср. Иоан. 6, 54: Вкушающий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную .
3.
Имеется в виду крещение.
4.
Благодать (грач. Харис ) мыслится как женское духовное существо особый
эон , составляющий с другим, мужским эоном супружескую чету сизигию ;
это мотив, специфичный для гностиков.
5.
Различные комбинации эонов , духовные множества различного объема. В системе
гностика Птолемея (II в.) Осьмерица состоит из следующих пар: Праотец,
или Бездна, и Благодать; Ум и Истина; Слово и
Жизнь;
Человек и Церковь. От четвертой пары рождается еще 6 пар, образующих Двунадесятое
число : Утешитель и Вера; Отчий и Надежда; Матерний и Любовь; Вечноум и
Разумение; Церковный и Блаженство; Желанный и Премудрость.
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939).
Родился
в Париже, где получил начальное и среднее образование. Поступил в Высшую
Нормальную школу (1876), избрав своей специальностью философию. После ее
окончания работал учителем в средних школах Потье, Амьена и Парижа. Получил
докторскую степень (1884), продолжил преподавательскую деятельность в Независимой
школе политических наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне. Профессор
Сорбоннского университета (1904). Редактор журнала Философское обозрение
(1917). Вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии
(1925). Умер в Париже.
Основные
работы: Первобытное мышление (1922), Сверхъестественное в первобытном
мышлении (1931), Мистический опыт и символы первобытных людей (1938).
Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер.
Деятельность сознания первобытных людей слишком мало дифференцирована для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов, независимо от чувств, эмоций, страстей, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими. Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных людей не интеллектуальный или познавательный феномен, но гораздо более сложное явление, в котором то, что считается у нас представлением , смешано еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими, предполагая, таким образом, иную установку сознания в отношении представляемых объектов.
Трудно преувеличить эмоциональную силу представлений. Объект их не просто воспринимается сознанием в форме идеи или образа. Сообразно обстоятельствам теснейшим образом перемешиваются страх, надежда, религиозный ужас, пламенное желание и остря потребность слиться воедино с общим началом , страх к охраняющей силе; все это составляет душу представлений, делая их одновременно дорогими, страшными и священными для тех, кто проходит посвящение.
Коллективные
представления первобытных людей глубоко отличны от наших идей или понятий
и не равносильны им. С одной стороны они не имеют логических черт и свойств.
С другой они обозначают или, вернее, предполагают, что первобытный человек
в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но
и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь
действием, исходящим от него или воздействующим на него. Само действие
неизменно признается реальностью и составляет один из элементов представления
о предмете. Эта психическая деятельность является мистической (в самом
узком смысле).
Конфуцианство
философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы)
и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в национально-государственную
религию Китая.
Конфуций, Кун-цзы
(551-479 до н.э.) древнекитайский философ, основоположник конфуцианства.
В центре его философских и этических построений находились проблемы человека
и общества. Ему принадлежит разработка категории благородный муж и теории
государственного устройства, в основе которой лежит идея упорядочения
имен . Идеи Конфуция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток
на все стороны жизни этой страны.
Цагн (Цгаанг,
Цгааген) - центральный персонаж мифологии многих бушменских племен,
тотемический культурный герой, демиург, прародитель, а также трикстер.
Сам он - кузнечик-богомол. Цагн был первым, он создал все - солнце, луну
и ночь, звезды, горы, животных, приц. Одно из имен Цагна - "господин (хозяин)
всех вещей", он вызывает жизнь и смерть. Цагн дает или отказывает в дожде.
Цагн изготовил ловушки, капканы, оружие; от него зависит удача на охоте;
дал людям песни, научил их "танцу крови" (ритуальный танец бушменов, связанный
с обрядами посвящения юношей), ввел различные табу. От Цагна люди узнали
названия местностей. Он дал имена отдельным видам антилоп, наделил их различной
окраской, особой меткой (отличительной формой уха, хвоста и др.); антилопы
находятся под особым покровительством Цагна. Цагн видит магические сны,
предвосхищающие развитие событий или объясняющие уже свершившиеся. В фольклоре
бушменов образ Цагна - это старик, постоянно попадающий впросак, вызывающий
нарекания своих близких. Кульминацией является взрыв гнева Цагна. Тогда
он сбрасывает личину смешного старика. С этого момента Цагн действует как
мифологический персонаж.
Будда. Конфуций. Магомет.
Фр. Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995. С. 122-130.
Е.С.
Котляр. Миф и сказка Африки ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ).
АН СССР, ИМЛ им. А.М. Горького. М., Наука , 1975. С. 183-184; 17-18.
От
берегов Босфора до берегов Евфрата/ Антология ближневосточной литературы
I тысячелетия н.э. Пер., предисл. и комм. С.С. Аверинцеваю М.: МИРОС,
1994. С, 312; 134-136.
Классики
мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост.
и общ. Ред. А.Н.
Красникова.
М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 333.
Л.
Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Педагогика-пресс ,
1994. С. 28-29.
Мифы
народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ
Большая Российская
энциклопедия
,
1998. Т. 2. С. 611-612.
Индоевропейская мифология
http://indoeuropean.nm.ru/rus/religion.html
Античная
мифология
http://prcnit.ssu.runnet.ru/windows/ant/2.htm
Дом
Сварога. Славянская мифология
http://www.patent-mcci.ru/new/
"Общество, религия, культура". На сайте представлены: православие, ислам, иудаизм, буддизм, католицизм http://www.ork.ru/
Буддизм:
Понятие буддизма, обзор
тибетских буддийских традиций, словарь буддийской терминологии др.
http://212.46.192.45/bebbs
Страницы, посвященные буддийской
школе Карма Кагью.
http://www.incart.spb.ru/~ikv/kagyu
Калачакра - одна из важнейших
систем буддийской тантры. Описание, посвящения, понятие шамбалы.
http://www.kalachakra.emts.ru
Даосизм:
Традиции и стили Тайцзи-цюань,
"Великая река" в России, коллекция ссылок. Сорок Глав Семьи Ян.
http://www.ropnet.ru/pages/bilbo/grtc
Ислам:
Краткая история ислама,
биографии выдающихся деятелей, мусульманская культура, новости ислама.
http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/islam/index.htm
Причины распространения ислама,
Шариат (основы), Хадисы, жизнеописание посланника Аллаха.
http://www.chat.ru/~mamont4/Islam.htm
Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!
Упельсинка.
UPELSINKA
- Upelsinka's Page
e-Mail:
mv@ppp.delfa.net,
e-Home:
http://upelsinka.boom.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||