Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 4.

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Статистика показывает, что число подписчиков данной рассылки постоянно растет, что, конечно, не может не радовать ее автора. :-))

Прежде чем обратиться к материалу рассылки, внесу маленькую корректировку. Раздел под названием "Традиции и обряды"  теперь будет называться "Этнография" (как и на Упельсинкиной странице). Понятие "Этнография" включает в себя культуру, обычаи, традиции, обряды и т.д., т.е. намного шире, поэтому и был выбран мною для заглавия раздела.

Теперь о содержании. В прошлый раз в разделе "История религий" мы дали краткий обзор одной из религий Древнего Китая, подарившей миру много великих мудрецов - о даосизме (см. Выпуск 3). В этом выпуске мы обратимся к конфуцианству - религии, не менее важной для истории Китая, чем даосизм. В разделе "Мифология" мы продолжаем знакомиться с мифами Африки - один из текстов ньяса "История Тангалимилинго". В разделе "Этнография" - рассказ о бушменах. Текст "Гностической песни" приведен в следующем разделе. Подробнее о религии гностиков читайте в следующих выпусках. "Классики религиоведения" - известный французский философ-антрополог Л. Леви-Брюль и отрывки из его работы "Сверхъестественное в первобытном мышлении". В разделе "Словарь" вы найдете обещанный мною рассказ о персонаже бушменской мифологии - Цагне. В конце выпуска, как обычно, литература и обзоры сайтов о религии.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


Содержание:

1. История религий. Конфуцианство

2. Мифология. Тексты ньяса

3. Этнография. Бушмены

4. Тексты. Гностическая песнь

5. Классики религиоведения.  Люсьен Леви-Брюль

6. Словарь религиоведения

7. Литература

8. Обзоры


1. История религий

Конфуцианство.

Конфуций воплотил в себе полнейшее отражение китайского народного характера со всеми его достоинствами и недостатками. Вот почему учение его было принято и проникло в кровь и плоть народа без всяких потрясений и кровопролитий и все китайцы без различия вероисповедания конфуцианцы.

Все описания личности Конфуция, сохранившиеся от его непосредственных учеников, показывают, что философ был справедливым, деятельным, честным, хладнокровным и сдержанным человеком. Учитель, - говорят они, - был ровен, полон достоинства. Почтителен и вежлив, но с сознанием собственного достоинства и всегда спокоен. В личной жизни и быте умерен и приличен. Не ел много, когда ел, не говорил, когда был в постели, тоже молчал; сидя в колеснице, держался прямо . Будучи практиком в жизни, Конфуций является таким же и в своем учении. Все его беседы и наставления носят характер житейской мудрости и не возвышаются над обычными, естественными требованиями житейского обихода. Все его учение заключается в следующих трех правильных отношениях: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам и в точном соблюдении пяти верховных добродетелей или обязанностей: человеколюбия, то есть сострадания ко всем себе подобным без различия, затем правосудия или воздаяния каждому должного безо всякого лицеприятия, повиновения действующим законам и соблюдения установленных обрядов господствующей религии, правдоподобия, то есть неуклонном отвращении от всего ложного, и, наконец, верности и честности всегда и во всем. В этих отношениях и добродетелях Конфуций видел счастье человеческого рода и, обставив их известными церемониями, создал свое учение о нравственности. Основным принципом этой нравственности является отсутствие увлечений, равновесие в деятельности, сохранение и соблюдение середины во всех поступках умеренность и сдержанность всегда и во всем и, как результат этого, спокойствие, невозмутимость вот нравственное совершенство, к которому должен стремиться мудрый. Человек во всем должен придерживаться середины: он не должен иметь ни чрезмерной злобы, ни чрезмерной любви, не должен слишком предаваться печали, ни восторгаться от радости одним словом, в нем должно быть полнейшее отсутствие крайностей и увлечений в этом заключается основное правило личной нравственности. То же должно соблюдать и в нравственном отношении к другим людям, то есть стараться избегать причинять другим то, чего себе не желаешь, сохраняя, таким образом, и здесь гармонию. Все остальные нравственные добродетели приводятся к тому же началу. Справедливость и честности, верность себе и своему слову, искренность как основа мирных и добрых отношений к общественной жизни и средство к устранению недоразумений, послушание и почтительность к старшим, кротость, терпение и, наконец, вежливость ко всем без исключения непосредственно связаны с началом середины, или гармонии. Эта сдержанность во всех душевных проявлениях, разумеется, обусловливает некоторую сдержанность и в чувственных наслаждениях. Учение о середине является стимулом, обусловливающим и охватывающим весь внешний быт народа, весь образ его жизни, весь государственный строй, а также нравственное и духовное состояние народа.


2. Мифология

Тексты ньяса. История Тангалимилинго.

Несколько юношей отправились на охоту в лес, где было много дичи. Там они стали охотиться и вскоре были с богатой добычей: кролики, антилопы, цесарки, куропатки. Тогда они сказали: Пойдем в нашу хижину и приготовим еду . К этой хижине пришли и другие охотники. Они набрали хвороста для костра и разожгли огонь. Тут вдруг появился леопард и схватил кусок мяса. Охотники тотчас же вскочили и бросились за ним. А тем временем пришел самец антилопы и съел всю дичь. Не догнав леопарда, охотники решили вернуться. Но, придя к месту своей стоянки, они обнаружили, что вся их добыча исчезла. Кто бы это мог съесть наше мясо? говорили они в недоумении. И все ушли на поиски, оставив в хижине только одного юношу. Долго искали охотники, но так ничего и не обнаружили. А пока они отсутствовали, опять появилась антилопа и съела юношу. Не найдя того, кто съел дичь, охотники вернулись и увидели, что юноша исчез. Охотники стали его искать, но безуспешно. Тогда они сказали: Идемте домой, нашу добычу кто-то унес, а теперь и юноша пропал. И мы не можем найти ни его, ни того, кто его похитил . И они отправились домой... Но где же был Тангалимилинго? Оказавшись в желудке антилопы, он вынул из ножен нож, который был у него с собой, и разрезал желудок. Так ему удалось убежать от антилопы, не убивая ее. Впоследствии люди не убивали эту антилопу, потому что однажды она была Тангалимилинго...


3. Традиции и обряды

Бушмены.

Бушмены вели бродячий образ жизни и занимались охотой и собирательством. Небольшие группы (по пятьдесят-сто человек) обитали в пределах своей охотничьей зоны, границы которой строго соблюдались. Бушмены не имели постоянных жилищ, они укрывались в кустарнике, сооружая из веток и травы временные шалаши и навесы, - отсюда и название бушмены , т.е. лесной человек ), данное им первыми голландскими поселенцами. Пол в таких жилищах выскабливали, устраивая подобие гнезда, в котором спали члены семьи, свернувшись клубком и укрывшись с головой карассами (накидка из шкур).

Бушмены принадлежат к одному из наиболее своеобразных антропологических типов земного шара, обладая одновременно негроидными и монголоидными антропологическими признаками. Волосы на голове скручиваются в узкие спиральные пучки, между которыми видна кожа, лицо плоское, кожа желтая, цвета подсыхающей листвы , веко имеет особое строение (эпикантус), губы заметно тоньше, чем у негров. К числу специфических признаков бушменов относится часто встречающееся отсутствие мочки уха. Средний рост бушменов около 150 см.

К моменту появления европейцев бушмены населяли район Грикваленда в бассейне Оранжевой реки и районы к востоку от него, откуда затем были вытеснены в пустыни Калахари, Намиб и в значительной степени истреблены. По данным обследований за последние годы, численность бушменов определяется более чем в 50 тыс. человек, из которых примерно половина сохранила свой прежний образ жизни. В Юго-Западной Африке насчитывают около 20 тыс. бушменов, главным образом племени кунг, в Бечуаналенде около 30 тыс. человек и несколько тысяч на территории Анголы.


4. Тексты

Предлагаемый текст дошел в составе своеобразного гностического романа , известного под заглавием Деяния апостола Иоанна , или Странствия апостола Иоанна , и сохранившегося с большими пробелами. По-видимому, апокриф этот сложился к III в., как переработка материала II в.; место возникновения остается спорным.

Гностическая хороводная песнь.

И собрал нас вместе Иисус, и сказал:
- Пока еще не предан Я в руки их, воспоем песнь Отцу и так пойдем навстречу тому, что ждет нас.
Затем велел Он нам стать в хоровод и держаться за руки; Сам же, стоя в средине, сказал:
Отвечайте Мне Аминь!
После того начал Он воспевать песнь, глаголя: - Слава Тебе, Отче!
Мы же, вращаясь по кругу, отвечали Ему: - Аминь!
- Слава Тебе, Дух! Слава Тебе, Святый! Аминь!
- Хвалим Тебя, Отче, благодарим Тебя, Свете, в коем тьма не обитает!  Аминь!
- При благодарении же нашем говорю так: спастись желаю, и спасти желаю (1)! Аминь!
- Искуплен быть желаю, и искупить желаю! Аминь!
- Уязвиться желаю! И уязвить желаю! Аминь!
- Рожден быть желаю, и рождать желаю! Аминь!
- Вкушать желаю, и предаться во снедь желаю (2)! Аминь!
- Внимать желаю, и внят быть желаю! Аминь!
- Умозрим быть желаю, всецело Ум будучи! Аминь!
- Омываем быть желаю, и омывать желаю (3)! Аминь!
- Благодать пляшет (4)!
- Играть на флейте желаю, ведите хоровод все вы! Аминь!
- Плач творить желаю, причитайте все вы! Аминь!
- Единая Осьмерица (5) нам подпевает! Аминь!
- Двунадесятое Число (5) пляшет в вышних! Аминь!
- Всему сущему плясать должно! Аминь!
- Кто не пляшет, свершающегося не разумеет! Аминь!
- Бежать желаю, и остаться желаю! Аминь!
-Украшать желаю, и украшен быть желаю! Аминь!
- Воссоединиться желаю, и воссоединить желаю! Аминь!
- Дома не имею, и домы имею! Аминь!
- Храма не имею, и храмы имею! Аминь!
- Светильник Я для тебя, о, взирающий на Меня! Аминь!
- Зерцало Я для тебя, о, мыслящий Меня! Аминь!
- Дверь Я для тебя, о, стучащийся! Аминь!
- Путь Я для тебя, о, шествующий! Аминь!
- Внимая песни Моей, восчувствуй, как Я глаголю в тебе! Аминь!

Примечания:
1. Христос, как он изображен в этом гимне, в отличие от ортодоксального образа, не только спаситель мира, всецело благой, светлый и чистый; он и сам нуждается в спасении, в просветлении, воссоединении , которые несет людям. Он не только субъект, но и объект акта спасения, и потому глаголы, описывающие этот акт, применены к нему не только в действительном, но и в страдательном залоге.
2. Ср. Иоан. 6, 54: Вкушающий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную .
3. Имеется в виду крещение.
4. Благодать (грач. Харис ) мыслится как женское духовное существо особый эон , составляющий с другим, мужским эоном супружескую чету сизигию ; это мотив, специфичный для гностиков.
5. Различные комбинации эонов , духовные множества различного объема. В системе гностика Птолемея (II в.) Осьмерица состоит из следующих пар: Праотец, или Бездна, и Благодать; Ум и Истина; Слово и
Жизнь; Человек и Церковь. От четвертой пары рождается еще 6 пар, образующих Двунадесятое число : Утешитель и Вера; Отчий и Надежда; Матерний и Любовь; Вечноум и Разумение; Церковный и Блаженство; Желанный и Премудрость.


5. Классики религиоведения

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939).

Родился в Париже, где получил начальное и среднее образование. Поступил в Высшую Нормальную школу (1876), избрав своей специальностью философию. После ее окончания работал учителем в средних школах Потье, Амьена и Парижа. Получил докторскую степень (1884), продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне. Профессор Сорбоннского университета (1904). Редактор журнала Философское обозрение (1917). Вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии (1925). Умер в Париже.
Основные работы: Первобытное мышление (1922), Сверхъестественное в первобытном мышлении (1931), Мистический опыт и символы первобытных людей (1938).

Коллективные представления в сознании первобытных  людей и их мистический характер.

Деятельность сознания первобытных людей слишком мало дифференцирована для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов, независимо от чувств, эмоций, страстей, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими. Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных людей не интеллектуальный или познавательный феномен, но гораздо более сложное явление, в котором то, что считается у нас представлением , смешано еще с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими, предполагая, таким образом, иную установку сознания в отношении представляемых объектов.

Трудно преувеличить эмоциональную силу представлений. Объект их не просто воспринимается сознанием в форме идеи или образа. Сообразно обстоятельствам теснейшим образом перемешиваются страх, надежда, религиозный ужас, пламенное желание и остря потребность слиться воедино с общим началом , страх к охраняющей силе; все это составляет душу представлений, делая их одновременно дорогими, страшными и священными для тех, кто проходит посвящение.

Коллективные представления первобытных людей глубоко отличны от наших идей или понятий и не равносильны им. С одной стороны они не имеют логических черт и свойств. С другой они обозначают или, вернее, предполагают, что первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, что связано с каким-нибудь действием, исходящим от него или воздействующим на него. Само действие неизменно признается реальностью и составляет один из элементов представления о предмете. Эта психическая деятельность является мистической (в самом узком смысле).


6. Словарь религиоведения.

Конфуцианство философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в национально-государственную религию Китая.
Конфуций, Кун-цзы (551-479 до н.э.) древнекитайский философ, основоположник конфуцианства. В центре его философских и этических построений находились проблемы человека и общества. Ему принадлежит разработка категории благородный муж и теории государственного устройства, в основе которой лежит идея упорядочения имен . Идеи Конфуция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток на все стороны жизни этой страны.
Цагн (Цгаанг, Цгааген) - центральный персонаж мифологии многих бушменских племен,  тотемический культурный герой, демиург, прародитель, а также трикстер. Сам он - кузнечик-богомол. Цагн был первым, он создал все - солнце, луну и ночь, звезды, горы, животных, приц. Одно из имен Цагна - "господин (хозяин) всех вещей", он вызывает жизнь и смерть. Цагн дает или отказывает в дожде. Цагн изготовил ловушки, капканы, оружие; от него зависит удача на охоте; дал людям песни, научил их "танцу крови" (ритуальный танец бушменов, связанный с обрядами посвящения юношей), ввел различные табу. От Цагна люди узнали названия местностей. Он дал имена отдельным видам антилоп, наделил их различной окраской, особой меткой (отличительной формой уха, хвоста и др.); антилопы находятся под особым покровительством Цагна. Цагн видит магические сны, предвосхищающие развитие событий или объясняющие уже свершившиеся. В фольклоре бушменов образ Цагна - это старик, постоянно попадающий впросак, вызывающий нарекания своих близких. Кульминацией является взрыв гнева Цагна. Тогда он сбрасывает личину смешного старика. С этого момента Цагн действует как мифологический персонаж.


7. Литература

Будда. Конфуций. Магомет. Фр. Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995. С. 122-130. Е.С. Котляр. Миф и сказка Африки ( Исследования по фольклору и мифологии Востока ). АН СССР, ИМЛ им. А.М. Горького. М., Наука , 1975. С. 183-184; 17-18.
От берегов Босфора до берегов Евфрата/ Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. Пер., предисл. и комм. С.С. Аверинцеваю М.: МИРОС, 1994. С, 312; 134-136.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н.
Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 333.
Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Педагогика-пресс , 1994. С. 28-29.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская
энциклопедия , 1998. Т. 2. С. 611-612.


8. Обзоры
Религии и мифы:
Индоевропейская мифология
http://indoeuropean.nm.ru/rus/religion.html

Античная мифология
http://prcnit.ssu.runnet.ru/windows/ant/2.htm

Дом Сварога. Славянская мифология
http://www.patent-mcci.ru/new/

"Общество, религия, культура". На сайте представлены: православие, ислам, иудаизм, буддизм, католицизм http://www.ork.ru/

Буддизм:
Понятие буддизма, обзор тибетских буддийских традиций, словарь буддийской терминологии др.
http://212.46.192.45/bebbs

Страницы, посвященные буддийской школе Карма Кагью.
http://www.incart.spb.ru/~ikv/kagyu

Калачакра - одна из важнейших систем буддийской тантры. Описание, посвящения, понятие шамбалы.
http://www.kalachakra.emts.ru

Даосизм:
Традиции и стили Тайцзи-цюань, "Великая река" в России, коллекция ссылок. Сорок Глав Семьи Ян.
http://www.ropnet.ru/pages/bilbo/grtc

Ислам:
Краткая история ислама, биографии выдающихся деятелей, мусульманская культура, новости ислама.
http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/islam/index.htm

Причины распространения ислама, Шариат (основы), Хадисы, жизнеописание посланника Аллаха.
http://www.chat.ru/~mamont4/Islam.htm



Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru
 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное