Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 17

 1 сентября 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Тибет

3. Мифология. Гавайский миф о потопе

4. Этнография. Майя. Часть 1

5. Тексты. Апокрифические фрагменты. О теле

6. Классики религиоведения. Иоганн Баховен. Материнское право

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Поздравляю всех учащихся с началом нового учебного года! :-)

Главная новость - Рассылка вошла в класс Золотых! Что ж, постараюсь оправдать это почетное звание. :-)

В сегодняшнем выпуске. История религий - Тибет. Мифология - Гавайский миф о потопе. В разделе Этнография мы продолжим разговор о народах, затерявшихся в глубине истории. Сегодняшний рассказ посвящен цивилизации майя (Продолжение читайте в следующем Выпуске!). В разделе Тексты - апокрифический фрагмент о составах человеческого тела. Раздел Классики религиоведения - Иоганн Баховен - ученый, оказавший большое влияние на становление современного религиоведения, и его книга "Материнское право". В конце выпуска, как обычно, Словарь религиоведения, список Литературы, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Тибет.

Сравнительно недавно произошла смена ориентиров в интерпретации древней религии Тибета, которую исследователи традиционно отождествляли с учением Бон. В действительности, местная религия, называемая религией людей (ми-шос), предшествовала учению Бон и буддизму, получивших название религия богов (лха-шос). Источники, позволяющие исследовать религию ми-шос, отличаются скудностью: это фрагменты мифов, обряды и гадания, а также обличающие древнюю религию надписи, составленные буддистами и китайскими хронистами эпохи династии Тан (618 907). Древние ритуалы были усвоены буддизмом и учением Бон, поэтому чрезвычайно трудно выделить их в тех новых структурах, куда они вошли как неотъемлемая часть.

Центральным установлением старой религии была священная монархия. Считалось, что первый царь опустился с неба, использовав гору, веревку или лестницу; древние цари возвращались на небо в земном обличье, не оставляя после себя мертвого тела, подобно даосским Бессмертным. Однако седьмой царь был убит, и после его смерти были установлены первые погребальные обряды, включавшие в себя жертвоприношение нескольких животных, которые являются проводниками умершего в потусторонний мир. В эпоху бессмертных царей небесные прообразы животных и растений спустились на землю, чтобы служить человеческому роду. Однако человечеству постоянно приходится делать выбор между распоряжениями небесных богов и приказами вторгшихся в мир инфернальных демонов лу, которые уже стали причиной порчи мира. После гибели одного мира новый цикл начинается с нуля. Невозможно определить, насколько древними являются эти верования; некоторые ученые считают, что они появились не раньше VI или VII в. и представляют собой обоснование культа царей, заимствованное у императорского Китая.

Если раньше всю старую религию обычно обозначали термином Бон, то сейчас это название используется только для Бон-по или обращенного Бона, превратившегося в религию только с Х1 в., хотя некоторые его элементы уже предвещали буддизм. Основателем Бона был, вероятно, Шенраб-мибо, явившийся из некой западной страны, которая была известна под именем Шаншун или Тарсиг. Его рождение и жизненный путь полны чудес. После ухода в Нирвану Шенраб оставил вместо себя сына, который проповедовал его учение три года. Тексты, приписываемые Шенрабу и якобы переведенные с языка страны Шаншун, в XV в. были включены в Ганджур и Данджур в редакции, свидетельствующей о сильном влиянии буддизма.


3. Мифология

Гавайский миф о потопе.

У гавайцев еще до прихода миссионеров сущестовал свой туземный миф о потопе. Сейчас выделяются две версии: одна, очевидно, более поздняя, а вторая более ранняя. Вот что пишет по этому поводу Марта Беквит в своей книге Гавайская мифология :

Через двенадцать поколений от начала расы по генеалогии Кумухонуа, во время так называемой Эры Переворота, встречается имя Ну-у, которого также называли Нана Ну-у Его называли великий Кахуна , и в его время произошел потоп, известный как Каи-а-ка-хина-ли-и, что можно перевести как море, которое вызвал Кахинали-и или море, которое заставило воров потерпеть неудачу . Из-за этой катастрофы сам Ну-у получил имя Кахинали-и; после потопа он стал называться Ку-капуна, его жена Кукекоа, а трое их сыновей зовутся именами ветров, приносящих дождь.

В версии Форнандера Ну-у строит большое судно с домом на верхушке В нем он спасается от потопа, а после того, как земля высыхает, Кане, Ку и лоно входят в дом и вызывают его наружу; он обнаруживает, что находится на вершине Мауна Кеа на Гавайях, рядом с пещерой, названной по имени его жены Лили-ноэ. Ну-у поклоняется Луне и приносит ей в жертву ауа (лист), свинью и кокосовые орехи, полагая, что именно Луна спасла его от гибели. Тогда Кане спускается к нему (некоторые утверждают, что он спускается на радуге), объясняет Ну-у его ошибку и принимает от него жертвы. По этой версии, которую рассказывали на Гавайских островах, у Ну-у было три сына, а его жену звали Лили-ноэ


4. Этнография

Майя.

Ниже приведен фрагмент из работы В.И. Гуляева "Майя" ("Исчезнувшие народы", см.: Литература), рассказывающей об уникальной цивилизации майя.

Происхождение майя окутано пеленой таинственности. Около 3 тыс. лет назад отдельные группы индейцев - предков майя - начали постепенно продвигаться из горных районов в глубины лесной равнинной зоны на юге Мексики и севере Гватемалы. В целом это была не слишком благоприятная для жизни территория. <...> Первые колонисты-майя построили в джунглях хижины из дерева и глины с высокими крышами из пальмовых листьев. Они вырубали лес грубыми каменными топорами и выжигали его, расчищая в лесных зарослях небольшие участки для скромных посевов маиса (кукурузы), фасоли и тыквы. <...> Появление высокой культуры и государственности относится у майя к рубежу нашей эры. Именно дальние потомки первых колонистов возвели в джунглях каменные города и заложили основы будущей блестящей цивилизации.

На территории центральной области майя в ходе исследований был установлен один бесспорный факт: все жилые постройки, как правило, располагались небольшими группами из 2-5 зданий, размещенных вокруг открытых двориков и площадей. Такая планировка позволяет предположить, что важнейшей социальной единицей у майя в 1 тысячелетии н.э. была большая семья, состоявшая из старшей пары и их женатых и неженатых детей. На основе некоторых археологических данных (например, погребений мужчин в храмах и святилищах) можно предположить патриархальный характер этих большесемейных домовладений.

Группы жилищ входили составной частью в более крупные объединения - деревушки или небольшие поселки в сельской местности и кварталы в городах. Обычно они объединяли в своих пределах от одной до нескольких сотен человек. Подобные единицы в Тикале (Петен, Северная Гватемала) конца 1 тысячелетия н.э. насчитывают от 17 до 33 домовых построек.

Скорее всего, население деревень и кварталов объединялось в общины, где помимо обычных жилищ были небольшие общественно-административные постройки, а также скромные храмы или святилища. Наличие в небольших сельских памятниках погребений с нефритовыми изделиями и привозной керамикой, а также крохотного храма или какой-либо другой общественной постройки свидетельствует о том, что в каждой общине была зажиточная верхушка: жрец, глава общины или богатые домовладения. Сельские общины находились в подчинении крупного городского центра, образуя вместе с ним особую территориально-политическую единицу - город-государство, во главе которого стояли наследственные правители.

В городах жили торговцы и ремесленники, чиновники разных степеней и рангов (писцы, сборщики налогов, судьи), жрецы и профессиональные воины. Их изображения встречаются и на расписной керамике и на фресках и каменных рельефах. Вполне возможно, что у майя были рабы: терракотовая статуэтка с о. Хайна изображает почти обнаженного худого мужчину с деформированной головой и татуированным лицом, который привязан веревкой за кисти рук к столбу. Ремесленные "гильдии" располагались каждая в своем "квартале". В одном из таких "кварталов" Тикаля найдено много керамических изделий: курильниц, зажимов для занавесей и циновок, статуэток и т.д., что, возможно, указывает на его гончарную специализацию.

Аналогичную корпоративную организацию имели в 1 тысячелетии н.э. профессиональные торговцы майя, тесно связанные с правящими династиями своих городов. Однако основная масса горожан занималась, по-видимому, различными видами сельскохозяйственной деятельности.  <...>


5. Тексты

Цикл статей о составах человеческого тела из рукописных сборников смешанного содержания сюжетно-тематически примыкает к апокрифу о создании Адама. От этого апокрифа, который представляет собой занимательное и довольно пространное религиозно-мифологическое повествование о сотворении человека, антропологические отрывки отличаются полным отсутствием беллетризации текста, лаконичностью и сугубо информативным характером. Каждая из статей представляет собой подборку религиозно-философских сведений, формулирующих представления о сущности первого человека, а также человека вообще.

О теле.

Тело человека из четырех составов [частей] создано. [Оно] имеет: от огня - теплоту, от воздуха - холод, от земли - сухость, а от воды - мокроту. Отторгается душа от телесного рожденного союза по божественному повелению: и тогда тело в землю растекается, [разлагаясь на изначально составлявшие его части], а каждая его часть [состав] к своему [изначальному природному] назначению приходит. Как ртуть находится в сосуде, [так и] душа в теле. И когда прольется на землю [ртуть], то на многие части растечется, к пыли земной прилепится. [И это будет до тех пор], пока [не] придет некий Творец, чтобы опять соединить ее в одно тело и в один сосуд влить. Так же и тело нашего естества из своих частей стекается [как по] трубе, будя давно умерших. Таким образом соединяется состав из частей распавшихся нашего тела.
Перевод Л.Н. Смольниковой.


6. Классики религиоведения

Иоганн Якоб Баховен (1815 - 1887)

Родился в Базеле (Швейцария), где получил начальное и среднее образование. Поступил в Берлинский университет (1834) и начал изучать филологию и историю, однако затем заинтересовался юриспруденцией и стал специализироваться по истории римского права. Продолжил учебу в Геттингенском университете (1837) и получил докторскую степень (1839). После двухлетнего путешествия по странам Европы стал профессором римского права в Базельском университете. Одновременно занимал должность судьи и являлся членом Высшего Совета г. Базеля. В 1844 отказался от преподавательской и общественной деятельности, решив всецело посвятить себя научным занятиям. Последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого, совершая время от времени поездки в Грецию, Испанию и Италию. Умер в Базеле.

Для исследователей религии наибольший интерес представляют две работы И. Баховена: "Опыт исследования похоронной символики древних" (1860) и "Материнское право" (1861).

Материнское право.

Предисловие и введение

Историческое явление, описываемое в данном сочинении, упоминалось лишь немногими, а в полном объеме оно не исследовалось никогда и никем. До нынешнего времени история древних времен еще не говорила о материнском праве. Сам термин этот является новым, а то положение в семье, которое он обозначает, - неизвестным. При рассмотрении подобного предмета будут необычны как трудности, которые встретятся на пути, так и соблазны. И не только из-за того, что отсутствуют сколько-нибудь значительные предварительные работы - ведь до настоящего времени наука не сделала ничего существенного для объяснения того периода культуры, к которому относится материнское право. Мы, таким образом, вступаем как бы на нетронутую целину, еще ожидающую первого плуга. От тех периодов древности, которые изучены относительно хорошо, мы обратимся к более ранним временам и из того духовного мира, который до сих пор один был нам знаком, переместимся в мир совершенно иной, гораздо более древний. Те народы, с именами которых исключительно связывают славу античного величия, отступят на задний план. На их место встанут другие, которые никогда не достигали высот классического образования. Нашему взгляду откроется неведомый мир. Чем глубже будем мы проникать в него, тем своеобразнее будет выглядеть все вокруг нас. Повсюду противоречия с идеями более развитой культуры; бесконечная череда своеобразных форм; цивилизация, судить о которой можно только с позиций ее собственных фундаментальных законов. Гинекократическое семейное право представляет непривычную противоположность не только нашему нынешнему, но даже и античному сознанию. Рядом с эллинистическим еще более непривычным и чуждым покажется тот исходный жизненный закон, с которым материнское право тесно связано, из которого оно проистекает и на основе которого только и может получить свое объяснение. Высшая идея последующего исследования состоит в том, чтобы изложить главный движущий принцип гинекократической эпохи и показать ее отношение к более ранним ступеням жизни, с одной стороны, и к более высоко развитой культуре - с другой. Таким образом, мое исследование ставит себе более всеобъемлющие задачи, чем это подразумевается выбранным для него названием. Охватывая все элементы гинекократической культуры, оно выявляет ее отдельные черты, а потом стремится обнаружить фундаментальные идеи, в которых бы они объединялись, и, таким образом, восстановить картину той ступени цивилизации, которая была оттеснена или полностью преодолена дальнейшим развитием древнего мира. Цель возвышенна, но только серьезнейшее расширение поля зрения позволит достигнуть истинного понимания и прийти к той ясности и законченности научной мысли, которые составляют сущность познания. Я хочу попытаться наглядно представить круг моих идей и ход их развития, чтобы тем самым облегчить и подготовить изучение предлагаемого сочинения.


7. Словарь религиоведения.

Ньерд - отец Фрейра, один из самых важных богов-ванов в германской мифологии. Был послан Фрейром к асам в качестве гаранта мирного договора между двумя племенами богов. Первый мифический король Швеции.

Один - верховный бог асов в германской мифологии, покровитель ярлов (знатных людей в отличие от карлов - свободных людей). Бог войны и воинских сообществ, а также умерших, поэзии, магии, рун.

Онгон - монгольское слово для обозначения некоторых предметов, в которых обитают вызываемые шаманом духи.

Снорри Стурлусон - ирландский историк, автор прозаической Эдды и истории норвежских королей (Хеймскрингла), важнейших источников по германской мифологии.

Тенгри - алтайское слово, первоначально указывавшее на внешний облик неба; тюркское и монгольское небесное божество.

Юрупари - культурный герой племен Амазонки, покровитель обрядов мужской инициации.


8. Литература

История религий: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 265-267. Мифология: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 134-135.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988. - В.И. Гуляев. Майя, с. 161-163.
Тексты: В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999 (памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. 1). С. 449.
Классики религиоведения: Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 216-218.


9. Обзоры

Христианство:
Христианская миссия "Свет на Востоке".
http://www.lio.ru/

Союз Православных Хоругвеносцев
http://www.rus-sky.com/horugvenosec/

Православный  календарь с иконами и житиями на 2000 г.
http://www.days.ru/

Интернет-церковь
http://www.church.kiev.ua/index.html.ru

CERKOV.RU - Православный центр
http://cerkov.ru/

Размышления бывшего Совка над Словом Божиим
http://ossip.i-connect.com/

Иудаизм:
Каббала
http://kabbalah-web.org/ruskab/index_rus.htm

Разное:
Церковь последнего завета
http://www.geocities.com/Athens/Atlantis/9729/

Электронная библиотека "Нестор"
http://nestor.history.webjump.com

Атеисты Подмосковья
http://atheism.netfirms.com


10. Почта Упельсинке

1. Замечания

В предыдущем Выпуске рассылки в разделе  Тексты был помещен краткий рассказ о Священном Коране.  Свои коррективы по этому вопросу внес Абдулла Али, ведущий рассылки "Ислам - религия истины":

Коран - откровение Бога, а не изречения Мухаммада.  Изречения же пророка входят в другой мусульманский источник - Сунну. В частности наиболее авторитетны сборники Сунны это "Сахих аль-Джами" имамов Бухари и Муслима.

Праведные халифы Абу Бакр и Омар никогда не делали из Божьих откровений свою частную собственность, а наоборот, они проповедывали и распространяли Коран среди людей.

Никаких иудаистских и христианских воззрений в Коране нет. Все повествования, несмотря на кажущееся сходство с иудейскими и христианскими имеют свои отличительные особенности. Например,  потоп в Коране не всемирный, а локальный. А спасен был не только Ной и члены его семьи, но и другие праведники из его народа. Все же схожесть повествований объясняется не заимствованием, а происхождением их из единого источника (т.е. от Бога).

Многие древнеарабские обычаи были упразднены Исламом, в связи с тем, что они носили языческий характер. Та же часть, которая осталась, ведет свое происхождение от Авраама и его сына Измаила, от которого ведут свое происхождение арабы. Т.е. эти обычаи от Бога и именно так они объясняются в Коране.

Айат в переводе с арабского означает "знамение". Все аяты Корана связаны между собой. Коран это цельная книга Бога. Внутренняя связь в ней изучается в науке ТАФСИР.

Признаю, что нужно быть предельно внимательным и корректным, подходя к изучению той или иной религии. Это как раз к вопросу об объективности. Благодарю Абдуллу Али за его подробную консультацию.

2. Вопросы

- Из  какого языка происходит румынский язык и являются ли румыне тоже славянами? А  так же, если возможно, хотелось бы узнать об Албании: имеет ли это  государство какое-либо отношение к славянам (хотя они и не христиане)?

Ответы на эти и другие вопросы читайте в следующих Выпусках рассылки.

3. Ответы

На вопрос о "настоящей религиозности", опубликованный в Приложении 3 к рассылке, пришло много отзывов. О религиозности, личной вере и смысле религии читайте следующий выпуск Приложения к рассылке.

А пока - пишите и задавайте Ваши вопросы! :-)



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное